Источник

КОГДА ПОСЛУШАНИЕ БЫВАЕТ БОГУ НЕ УГОДНО

Все хорошо знают, как важно послушание в духовной жизни, как опасно самочинне и самонадеянность. Авва Дорофей говорит: «Я не знаю другого падения, кроме того, когда человек следует сам себе. Увидишь ли падшего – знай, что он последовал самому себе. Нет ничего опаснее, нет ничего гибельнее сего... Нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника в пути Божием. Лист сначала всегда бывает зелен, цветущ, красив, но потом постепенно засыхает, падает и наконец попирается ногами. Так и человек, никем не управляемый, сначала всегда имеет усердие к посту, бдению, безмолвию, послушанию и к другим добродетелям, потом усердие это мало-помалу охлаждается и он, не имея никого, кто бы наставлял его, поддерживал и воспламенял в нем это усердие, нечувствительно засыхает, падает и становится наконец подвластным рабом врагов, кои делают уже с ним что хотят» [5, поучение 5].

Но и послушание бывает истинное, духовное, а бывает и плотское, человекоугодливое. «Истинное послушание – послушание Богу, Единому Богу. Тот, кто не может один, сам собой, подчиниться этому послушанию, берет себе в помощники человека, которому послушание Богу более знакомо» [10, письмо 90]. И дело как раз в том, чтобы человек, которого мы слушаем, действительно ясно понимал волю Божию и имел трезвый взгляд на духовную жизнь, в противном случае он может повредить нам. Опять же необходимо различать – подчинение, отсечение своей воли и послушание. Подчиняться мы должны не только церковным начальствам, но и гражданским, там, где это не нарушает законов нашей веры; отсекать свою волю мы должны почти всегда и во всем, насколько это возможно, не только перед людьми, но и перед обстоятельствами, веруя, что все происходящее вокруг нас происходит по промыслу Божию. Конечно, и это надо делать с рассуждением, отличать душевредные вещи от безвредных, и если душе предстоит опасность повредиться, то не только не подклоняться под чужую волю, но и настойчиво сопротивляться. То же самое отсечение своей воли необходимо и в отношении с недуховными руководителями, к которым мы вынуждены прибегать во всем, что нам не вредит. В вопросах же важных, определяющих направление самой духовной жизни души, таким наставникам доверяться уже нельзя, с этими вопросами можно обращаться только к тем духовным лицам, которые действительно (мы должны быть уверены в этом) верны Православию и имеют ясный духовный взгляд, хорошо знают святоотеческое учение. Только к таким духовникам может быть действительное послушание. Слепо же довериться человеку с искаженным пониманием православного учения – значит и самому наследовать это искажение; значит, стать исполнителем уже не воли Божией, а поврежденной воли человеческой, и это независимо от того, будет ли тот наставник монах, иерей или архиерей.

Отцы говорят: «Всем будь послушен во всяком добром деле, только не следуй за любостяжательными, или сребролюбцами, или миролюбцами, да не явится послушание твое делом диавольским» [2, сл. 91].

«Пользуйся таким советником, который, все испытав сам, умеет в терпении обсудить, что требует рассуждения и в твоем деле, верно может указать истинно тебе полезное» [2].

«Для совета, для руководства недостаточно быть благочестивым, надо иметь духовную опытность, а более всего – духовное помазание. Таково об этом предмете учение Писания и отцов. Советник благочестивый, но неопытный скорее может смутить, нежели принести пользу» [9, т. 4, письмо 18].

«В этом смысле завещевает и апостол: не будите раби человеком (1Кор. 7:23). Он повелевает самое служение слуг господам совершать духовно, а не в характере «человекоугодников», но в характере «рабов Христовых», творя волю Божию в наружном служении человекам (Еф. 6:6). Ныне, – говорит Апостол, – человеки препираю или Бога? или ищу человеком угождати? Аще бых еще человеком угождал, Христов раб не бых убо был (Гал. 1:10).

«От истиннаго послушания рождается и истинное смирение: истинное смирение осеняется милостью Божией. От неправильного и человекоугодливого послушания рождается ложное смирение, отчуждающее человека от даров Божиих, соделывающее его сосудом сатаны» [11, с. 116].

Особенно же бедственно, когда послушник старается подражать такому всецелому послушанию, полному отказу от рассуждения и подчинению слову наставника, как это было у древних отцов, когда и сами руководители и руководимые были водимы Духом Святым, в наше же время почти не находится таких людей, которые бы могли безошибочно руководить и наставлять, тем более много таких учителей, которые сами заблуждаются в важнейших вопросах веры. Беда, когда ученик такого учителя начнет принимать каждое его слово и полслова как совершенную истину и точно следовать этому слову.

«Послушание» – чудо веры! «Совершить его может один Бог. И совершили его те человеки, которым дан был Богом этот дар свыше. Но когда люди захотят собственными усилиями достичь того, что дается единственно Богом, тогда труды их суетны и тщетны: тогда они подобны упоминаемым в Евангелии здателям столпа, начинающим здание без средств к совершению его» [9, т. 4, письмо 54].

«Изучай Божественное Писание, – говорит Симеон Новый Богослов, – и писания св. отцов, особливо деятельные, чтобы с учением их сличив учение и поведение твоего учителя и старца, ты мог их видеть как в зеркале и понимать: согласное с Писанием усвоивать себе и содержать в мысли: ложное же и худое познавать и отвергать, чтобы не быть обманутым. Знай, что в наши дни появилось много обманщиков и лжеучителей» [1, т. 5, ст. 33].

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о послушании старцам, какое оно было у древнего монашества, что «такое послушание не дано нашему времени. Преподобный Кассиан Римлянин говорит, что египетские отцы утверждали, что хорошо управлять и быть управляемыми – свойственно мудрым, и определяют, что это – величайший дар и благодать Святого Духа. Необходимое условие такого повиновения – духоносный наставник, который бы волей Духа умерщвлял падшую волю подчинившегося ему о Господе, а в этой падшей воле умерщвлял и все страсти.

Очевидно, что умерщвление падшей воли, совершаемое так величественно и победоносно волей Духа Божия, не может совершаться падшей волей наставника, когда сам наставник еще порабощен страстям» [9, т. 5, с. 71].

Под видом послушания могут скрываться и различные пристрастия, даже похотливая страсть. Вообще – все безмерное, неосоленное духом истинного смирения и богоугождения, непременно оскверняется какой-либо нечистотой, подвергается осмеянию бесов.


Источник: Таинство Исповеди : О грехах явных и тайных недугах души / Сост. архимандрит Лазарь. – Изд. 2-е. - Киев : Тип. Киево-Печерской Лавры, 2005. - 479 с.

Комментарии для сайта Cackle