Часть III. Разное
«Благо вам, когда и среди мира угождаете Господу» (1:309)
«Сии слова написаны для внимающих спасению своему, чтобы всегда помнили, что еще на пути» (1:311).
Содержание писем Задонского Затворника многогранно; тематика их весьма и весьма разнообразна, почему вместить все сказанное им в какие-либо смысловые рамки не просто. А между тем, каждое его слово, сказанное как будто бы случайно, имеет целенаправленное значение: Старец или учит вере, или наставляет жизни, или предостерегает от чего-либо, ободряет, обличает, объясняет, призывает. Высказывает он свое отношение к врачам, ко снам, к смеху; иногда применяет пословицы и так далее. – Все это привело к выделению в данной работе третьей части «Разное».
1. «Воссия мирови Свет разума» (3:533)
О величии праздника Рождества Христова мало говорится в письмах Задонского Затворника. Но и в этом малом заключено многое.
Слушаем хотя бы две-три минуты:
«Радуйтесь о Господе! С наступающим праздником Рождества Христова радостно поздравляю вас. Господь благоволяет в лице нищего принять усердствование сердца вашего; а у вас в обители не без того, чтобы не было алчущих и жаждущих. Ах, для великого праздника Рождества Христова не удержите руки вашей, простирающейся на подавание отрады в крайних нуждах их, и что вы сделаете в тайне, за то Господь воздаст вам в яве милостью и щедротами неизреченными» (3:533).
«Слава Богу! Воссия мирови свет разума! Повсюду Церковь Божия празднует Рождество Христово. Славимый Ангелами – родился в удалении от мирской молвы, в безмолвном месте, в вертепе; в нищете и простоте. Его приветствуют самые первые – пастухи, которые не в дальнем от сего места расстоянии пасут мирные стада свои. Царь Славы, великого совета Ангел, столь великим смирением покрылся! Вол и осел дыханием своим согревают Его от великой стужи, уступивши свои ясли имеющему престолом Своим Небо! Не удивительно ли? Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие: яко прославися» (3:533–534).
2. Христос Воскресе!
Пасхальные приветствия Задонского Подвижника исполнены искренней радости, восходящей в неизреченное веселие. Да и как не радоваться?! – Побеждена вечная смерть! Рассеяна тьма – воссиял Свет! Нет места гневу – пришла Любовь! Исчезла грусть – явилось Утешение!
«С приближающимся торжеством торжеств и праздником праздников, – пишет Подвижник, – приношу вам поздравление и вместе с Церковью радостно приветствую вас: Христос воскресе!» (1:403).
«Радуйтесь! Христос глаголет ясно к воспевающим победную песнь. Но, ах! Как можно неочищенными чувствами видеть Христа, блистающася неприступным светом воскресения? Очистим чувствия и узрим, как вся исполнишася света: Небо, земля и преисподняя. Радуйтесь душа, сердце, ум и все чувства, покоренные истине истинным разумом! И все разумы, плененные в послушание Христово» (2:12–13).
«Очистим чувствия и узрим: кого более всего любим, к тому больше всего и прилепляемся в опасности. Несчастен тот, кто угождает своему сердцу, уклоняясь от Христа. Христос есть весь любовь чистейшая, весь неизъяснимое утешение» (2:14–15).
«Какой бы ни была грусть и горесть, вдруг прелагается в неизреченную сладость, и погружаются все чувства души в тихое веселие. О торжество торжеств! – Радуйтесь о Господе: воистину смертью смерть пожерта, Христос за нас живая жертва, един безгрешный за всех грешных, яко Агнец Божий принесеся, и мы свободны ныне от вечной смерти, препровождаемые к вечной жизни Его славным воскресением. Представьте себе: как над землей, так и на земле все исполнилось света(!), который только умом созерцается. О, Пасха красная. – Христос Избавитель, из гроба воссиявшее солнце! Когда усердные жены мироносицы очень рано пришли ко гробу что они увидели? – Светоносна Ангела взывающа: что ищете Живого с мертвыми. Престаните от слез, Христос воскресе! Идите, скажите ученикам Его» (2:341– 342).
«Радость неизреченная всем верующим во имя Его! Всякая печаль исчезла; день веселия настал! Нет места гневу, когда все сердце радостью кипит! Рцем, братие: и ненавидящим нас простим вся воскресением. Мир вам и благоволение Господом нашим Иисусом Христом! Спасительно вам будет эту всю Светлую неделю читать с размышлением и особенным вниманием святое Евангелие, несмотря на то, что мир делает: ваше утешение и радость никак не мир, но Иисус Христос, Егоже возлюбила душа ваша! Да любит она Его более и да делает все то, что угодно Господу. О Любовь, распеншаяся ради нашего спасения! Да сраспнемся и мы Божественной Любви; спостраждем в сей жизни, да спрославимся в будущей вечной – и тогда-то радости нашей не будет конца!» (3:483–484).
3. «Христос посреди нас»
«Христос посреди нас! – А Он весь есть любовь!» (3:535)
Господь наш Иисус Христос воскрес, вознесся на Небо, но пребывает с нами. – Задонский Затворник во многих своих письмах свидетельствует об этом. – Христос Господь – наша надежда, наша жизнь, наше спасение. Где Господь Христос – там утешение, радость, мир.
«Слава Богу! – восклицает Старец. – Христос посреди нас – истинная надежда наша и упование непосрамляемое!» (3:492). «Христос посреди нас – прибежище наше, спасение наше и утешение наше!» (3:490) «Христос посреди нас – надежда наша, и в том заключается и совершается вечное спасение наше. Когда мы и жаждем и алчем, нищенствуем и гонимы бываем – и тогда не лишаемся сего превосхбдного утешения, что Христос посреди нас. Сладчайшее слово – жаждующим питие, алчущим пища, нищенствующим богатство и гонимым райское прибежище!» (3:409). «Се время благоприятно, се день спасения! Сегодня, а не завтра Господь дарует нам спасение: радуйтесь такому благоволению Господню. Благодарение Господу, дарующему нам спасение; слава премудрости Твоей, Господи, слава милосердию Твоему, слава неизреченному человеколюбию Твоему! – Старец прославляет имя Божие, одновременно и просит милости Божией: Дивный Господи во Святых Своих, удиви милость Твою и на нас грешных; призри на изнемогающих и спаси нас имене Твоего ради» (3:490); «даруй по щедротам Твоим очищение сердца от всякого греха и от всякого не подобающего помышления: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отыми от меня» (3:492).
Есть радость, есть жизнь, ибо Христос Господь – «радость наша и неизъяснимое утешение посреди нас! Жизнь наша во Христе, и спасение наше – Он Сам есть; без Него ничего не можем. Всякое помышление наше явно перед Ним» (3:477).
Христос посреди нас – значит есть «спасение и оправдание наше! Он любовью и страданиями непрестанно призывает нас к Себе. Что Он претерпел ради нас? – Что же мы терпим ради Него? – Он предал нам учение, да благо нам будет внимающим и соблюдающим слово Его. Нужно уклоняться от посторонних переписок, не назидающих вашу душу; нужно удаляться от тех людей, которые не имеют страха Божия, хотя бы и ласкали вас и приятными казались. Буди вам в сердце вашем слово Божие и страх Божий! Сие утешает, радостотворит и спасает от всякого зла» (3:404–405).
Если Христос посреди нас, то среди нас любовь, ибо «Он весь есть любовь, весь сладость, весь радость и веселие, и утешение неизреченное!!! И нет ничего такого, ни на земле, ни на Небеси, чего бы не превосходила любовь! Нет такой горести, которая бы при появлении любви не пременилась в сладость; нет такой скорби, которая бы при появлении любви не пременилась в великое утешение. Нет ничего столь великого, что могло бы сравняться со всепревосходящей и всеобъемлющей любовью. Любовь есть Бог! И пребывающий в любви в Боге пребывает. Новую заповедь даю вам, да любите друг друга: Господь сие изрек ученикам Своим. Но многими скорбями подобает внити в сию вечную любовь» (3:535–536).
Христос Господь там, где собраны двое или трое «во имя Его!» (3:516). – «Радуйтесь о Господе! Вы видите, какое благоприятное собрание во имя Христово посвятившихся Ему душ» (3:472). «Где бы ни были мы собраны во имя Его, двое или трое, тут и Господь посреди есть: вот в чем состоит истинная радость наша и утешение! Жизнь наша есть свет и истина – Господь наш Иисус Христос; мы в Нем живем и движемся» (3:514–515).
С Господом мы вступаем в теснейшее общение через принятие Святых Таин. – «Слава Богу, сподобившему вас святых, страшных и животворящих Таин Своих, во оставление грехов и в жизнь вечную! – радуется Старец. – Страшных – великим таинством и святостью, яко и Ангели пред ними трепещут; животворящих – яко причащающиеся с верой не умрут, но прейдут от смерти в живот» (3:503).
Есть среди нас Христос – нет места унынию, скорби, зависти, ненависти, ссорам. – «Одно только истинное утешение наше – Христос посреди нас, и нет другого истинного утешения, – нет ни в чем, – нет нигде; но повсюду, везде и неизреченно вся наша радость, сила и надежда – Христос посреди нас, словом и делом свидетельствуемый; се есть истинное утешение всех верующих!» (3:441). «Истинная радость наша и утешение – Христос посреди нас. Радуйтесь о Господе! Нет такой скорби и грусти, которую бы Господь не мог пременить в радость и утешение, когда Его благость и самую нашу смерть пременяет нам в жизнь вечную. Святой пророк и царь Давид ничего не хотел ни на земле, ни на Небеси, кроме Господа. Достоверно знал он, что без Господа нет нигде истинной радости и утешения, и потому непрестанно искал и желал всем сердцем и всей душой Господа Бога, стремился к Нему так, как жаждущий елень стремится на источники водные» (3:511). Где Христос Спаситель, где славится имя Божие – нет уныния. – «Печалится и унывает враг человеческого рода, когда видит душу, обращающуюся ко Господу» (3:472).
Уходит Христос Спаситель отгуда, «где молва, празднословие, споры и ссоры, зависть, ненависть и всякое подозрение. Христос посреди нас, ежели мы день и ночь о Нем говорим, о Нем размышляем, о Нем поучаемся и живем, как Он научает нас. Христос посреди нас, когда мы все, что ни делаем, ради Него делаем; а дела, которые ради Него делаются, происходят от правой веры в Него, и теми же делами свидетельствуется и самая вера: и добрые дела без веры, и вера без добрых дел, как тело без души, мертвы» (3:441).
«Хвалите Господа с Небес, хвалите Его в вышних! – сим пророческим гласом зовет Подвижник всех верующих во имя Христа. – Хвалите Господа с Небес снисшедшего и воплотившегося ради нашего спасения; хвалите Его в вышних вознесшегося и имеющего прийти со славой судить живых и мертвых». И вопрошает: «Готовы ли мы?» (3:408–409). И за три недели до своей блаженной кончины Подвижник взывал: «Спасайтесь и радуйтесь. Христос посреди нас! В Нем мы не умираем: Он смерть попрал смертью и нам даровал жизнь вечную. Будем же поучаться о вечной жизни, и будут сносны нам все временные скорби» (3:538–539).
«Христос посреди нас! Спасайтесь о Христе в жизнь вечную и не смотрите на то, что мир делает: он весь лежит в злых обычаях» (3:348).
«Христос посреди нас! Радуйтесь о Господе и о всем благодарите благость Его, повсюду спасающую нас, покоряющихся истине по Промыслу Божию» (3:451).
«О Радость, радующая печальных, утешающая унывающих, воскрешающая мертвых! Где только ты предстанешь, якоже хощешь, тут гробы отверзаются, мертвые оживают и торжествуют воскресение. О веселие неизреченное! О жизнь Небесная, вечная, бессмертная! Христос посреди нас, и все стало светло!!! Радуйтесь о Господе с радостью сердца приимите лиру царскую – Псалтирь, вещающую слово Божие, и мыслью благой летая по струнам чувств ваших, воспойте гласом разума песнь, благоугодную Господу: «Благослови, душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя Святое Его! Благослови душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его!» Продолжайте песнь сию святую до конца» (3:348).
4. Ангел хранитель
«Святый Ангел Божий пребудет неотступно охраняя вас, ежели вы пребудете всегда в молитве Иисусовой, от которой рождаются благие мысли» (3:157)
Весьма кратко, но и весьма тепло сказал Задонский Подвижник об Ангеле Хранителе, которого Господь дает христианину для назидания и ограждения. Христианину славно уподобляться Небесным Покровителям.
«Святый Ангел, вам Богом данный для сохранения вашего, – пишет Старец, – всегда назирает ваше слово и движение сердца. Он есть дух служебный славе Господней; сетует и плачет, когда видит душу, одержимую неправыми мнениями и уклоняющуюся от благоугождения Богу. Он неизреченно радуется обращению сердца на истинное покаяние и делание заповедей Господних, и взывает: слава в вышних Богу!» (1:346). Для христианина славно, а «пред святыми Ангелами честно», когда «смертный человек старается и нудится подъбно им провождать жизнь свою» (2:143).
«Хранитель, Ангел Божий, охраняяй вас всюду, да пребывает неотступно, невидимо с вами, – молитвенно желает инок Георгий, – ограждая вас от напастей, находящих в обуреваемом мире» (1:333); «да сохранит вас в милости Божией» (1:445).
5. «Нынешнего света умники» (2:352)
Задонского Подвижника беспокоит появление учителей, впадших в «прелесть претыкания» и учащих «ложной мудрости». Старец предостерегает от увлечения ими:
«Не могу описать, как и сколь много мне довелось выслушать уроков от людей разного состояния, ума и качества». Некоторые, мнящие «себе быти мудрецами, вдались в неправду». Они «лгут и мнят спастися ложью, – будто так должно мудрствовать! Я мог заметить сию прелесть претыкания: она приняла родителя всякой лжи, который берет их за руку и показывает на некоторые изречения святых Отцов, которые произнесены были право и премудро и соответственно разнообразным духовным состояниям и нуждам. Отцы не назывались бы и святыми, ежели бы лгали. Всякая ложь от диавола, а диавол кому содействовал ко спасению? Так бесстрашные нынешнего света умники претыкаются и лгут. Но покуда не отвергнут всякой лжи, никак спастися не могут. Смотрите же, не внимайте тем, которые учат ложной мудрости» (2:352–353).
6. «Что такое Новый год?» (3:565)
«Зародившаяся в сердцах искра веры – вот это новое!» (3:627)
Поучительно также размышление Задонского Затворника о смысле празднования Нового года. – Он не в мечтаемом слепом счастье, а в обновлении жизни, в том, чтобы совлечься ветхого человека с его похотями и облечься в нового, живущего в Боге.
«Что такое Новый год?» – вопрошает Подвижник и отвечает: По внешнему состоянию мира – все то же, что и прежде было. Земля и небо, день и ночь такими же пребывают по назначению Творца; люди так же родятся и умирают; как и прежде» (3:565), и последние уходят в Мир Иной, не дождавшись первых (3:622). «Каждый жизнь свою земную, как путь, проходит от начала до конца, – кто скорее, а кто медленнее, но все приходят к смерти: итак, нет ничего нового подусолнцем. Для чего же мы говорим, что ныне новый год и утешаемся взаимным друг друга поздравлением: нового счастья желаю вам? Сии слова любезно повторяются всеми, но какая это вещь, называемая счастьем? Существующее ли что или мечтаемое? Слепого счастья нет нигде, а всюду святой Промысл Божий и воздаяние каждому по праведному суду Божию – по словам и делам каждого. Турецкое ученье о судьбе говорит: как ни живи, но уже кому погибнуть, тот погибнет, а кому в раю быть, как бы он ни жил, в раю будет; – вот у них какая судьба! Такая же и вера у них. Но мы слепой судьбы не приемлем, а веруем в правосудие Божие» (3:565–566).
«Что же назовем новым, когда во всем пространстве нами видимого мира все те же изменения повторяются и все видится старое?» (3:627). – «Празднуя Новый год, обрезанием ветхого человека мы облекаемся в нового человека и Бога, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, распятого и воскресшего! Это и есть Новый год духовной жизни; это празднование ежегодно воспоминается в чаянии воскресения мертвых и жизни будущего века» (3:566). «Зародившаяся в сердцах искра веры в воскресение мертвых и в жизнь будущего века, и попечение о обновлении жизни – вот это новое!» (3:627).
«Вы сострадаете вашим родным в неполучении ими желаемого». Лучше посоветуйте им возблагодарить Господа за дарованное Им. «Кто благодарит за все Господа, тот не завидует другим, много имеющим, и не желает ничего такого, что не угодно пред Господом». Ваше утешение – в делании всего с любовью «по воле Господней» (3:566–567).
«Приятно поздравляю вас с празднованием Нового года, желаю вам облечься в нового человека и обрезанием страстей совлечься ветхого, тлеющего в похотях прелестных» (3:627–628).
7. Душа и тело
«Душа – бессмертная. А тело есть одежда души» (3:627)
Упрекнув адресата в некоем сомнении, выраженном в словах: «Есть в бренности человечества что-то вечное, не умирающее», Задонский Подвижник представляет не нечто гадательное, а православный взгляд на душу и тело. А так как он делает это образно, то и достигает должной выразительности:
«О, как вы и по сие время нетвердо выражаете свою веру, как будто находясь в недоумении! Вам ли, принявши просвещение от Слова истины, говорить с таким сомнением: «Есть в бренности человечества что-то вечное, не умирающее?» Вы верная христианка и не языческого духа; вам было преподаваемо учение о познании Бога и самих себя – вам ли так гадательно говорить? – Вам надобно говорить с твердым познанием истины, не что-то, но именно душа бессмертная, разумная, самовластная, сотворенная. Самим Богом – вот что возвышается над бренностью плоти; – не гадательно нечто, а существо достоверно известное и познаваемое в истине. А тело есть одежда души: как мы снимаем с себя телесную одежду, и тело наше остается тогда наго, так и душа, совлекшаяся плоти, или тела своего, совершенно обнажается и бывает нага до того времени, когда то же самое мертвенное тело ее воскреснет и обестленится; тогда она, как новую одежду, приимет его, соединится с ним и более никогда с ним не разлучится, но вечно пребудет или в теле прославленном с Господом своим, в бесконечной Его радости, или в теле омраченном, отлученная от Бога за непокаянное сопротивление Ему в сей жизни, на муки вечные, – которым не будет конца. Тогда все будет поздно; – за гробом нет исповедания и покаяния о грехах своих; – но доколе остаемся еще здесь, дотоле не лишены надежды, что всякое время благоприятно ко спасению» (3:612–613).
Старец призывает спасаться, пребывать под покровом Божией Матери (3:613).
8. Жаждущая душа
«Блаженни удостоившиеся внити в радость Господа своего» (3:424)
Особое слово говорит Задонский Подвижник от имени души, жаждущей прийти к водам милосердия Божия и увидеть день радости, «его же сотвори Господь»: «Якоже желает елень на источники водные: сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Тебе, Богу, Источнику живому. Когда прииду и явлюся лицу Твоему, о Источниче жизни, Источниче воды живой. Когда прииду к водам сладости Твоея от земли пустой, непроходной и безводрой, и утолю от вод милосердия Твоего жажду мою? Жажду, Господи, Тебя, Источника жизни; насыти мене: жажду, Господи, жажду Тебя, Бога живого. О когда прииду, Господи, и явлюся лицу Твоему? Когда увижу день оный, день веселия и радости, день, его же сотвори Господь, да возрадуемся и возвеселимся в онь? О Радосте над радостями, Радосте, побеждающая всякую радость, вне коей нет радости!» (3:423–424).
9. Не платьче о почившем
«Не унывайте, спасайтесь!» (3:403)
Тяжело бывает нам прощаться здесь на земле с уходящими из сего мира близкими, родными, особенно родителям с детьми. Тяжесть эта всеми понимается и, тем не менее, не надо падать духом, а тем паче, впадать в уныние, которое может привести к отчаянию. Надо верить в милость Божию – в то, что Господь призвал человека в лучшую для него минуту. Надо верить и молиться. Очень полезно молитву соединять с благотворением в память почившего.
Вот что пишет Задонский Подвижник в одном случае племяннице, скорбящей о тетеньке, в другом – матери о сыне:
«О чем вы плачете? Не о том ли, что из суетного мира в вечный покой переселилась ваша тетенька. Христианам ли об этом плакать? – Это радость о Господе! Вечное блаженство! Вечная память! Может, вы помыслете, что остались без привета, которым утешалось ваше сердце при разговорДх с тетенькой: но вам осталось в утешение сердца слово Божие; оно питает, наслаждает и животворит. О чем же плакать? Смотрите, чтоб не прогневать благость Божию!» (3:403).
«Видится, что Господь, любя вас, преселил сына вашего в вечность, сократив дни его жизни в соблазнительном мире века сего, чтобы спасти навсегда от умножения грехов и неизбежной греховной смерти. Слезы умиления, слезы благодарности о нем – вот что есть долг материнского сердца, а не жалость и отчаяние. Великую пользу приносит и ему, и самим поминающим его, церковное поминовение о душе его, соединенное с милостыней и благотворением, во славу Божию. Святой Иоанн Дамаскин прежде смерти своей просил Господа: ежели останутся какие-либо добродетели недовершенными, да возбудит сердца благоугождающих Ему довершить оные милостыней и молитвами. Материнская молитва и поминовение о сыне много может у Господа! Сие благотворное действие свидетельствуется на мне силой молитв о мне моей родительницы» (3:544).
10. Совесть
Принято считать совесть голосом Божиим – она или одобряет наше дело, или осуждает. Подобные мысли принадлежат и Задонскому Затворнику: «Возлюбленная сестра моя о Господе! Искреннейший друг души вашей есть благая совесть: – когда благо творите ради Господа, она веселит и утешает; она же томит и опечаливает за преступление заповеди Господней. Благо вам прилеплятися Господеви и пети имени Его в вышних – день и ночь» (3:490–491).
11. Пользоваться врачами
«В какой помощи состоит моя надежда: в Божией ли или человеческой?» (3:417–418)
У некоторых верующих бывает разное отношение к врачам: одни постоянно к ним обращаются, другие ведут себя сдержанно, а третьи – считают, что есть Един Врач – Господь, и случающиеся болезни принимают как крест, который надо нести и донести с терпением и мужеством.
Каково же мнение по этому вопросу Задонского Затворника?
– «На вопрос ваш: употреблять ли вам или нет лекарственных составов для поправления здоровья – скажу, что пользоваться пособиями врачей – нет греха; только нужно совершеннее распознать болезнь свою; к этому же нужно и здравое рассуждение о терпении и вере, потому что сила спасительная и целебная даруется вам верой; делайте, как вам лучше. Я, в случае болезни моей, припоминаю себе князя Николу Святошу: он иногда от чрезмерного воздержания и трудов разболится до смерти; искуснейший его лекарь предлагает ему принять лекарство и пойдет для составления – приносит и видит князя своего уже совершенно здоровым» (3:416, 418).
12. Сны
«Как во сне грезится всякое – хорошо и худо, так наяву находящие мысли или помыслы бывают неспящему попущением Господним» (2:286–287).
Отношение к снам, как и к врачам, бывает разное – подчас диаметрально противоположное. – Слушаем слово Задонского Затворника: «Кому что приснится! Сновидение есть невольное мечтание души: когда тело бездейственно и подобно мертвому спит, в мысленной силе представляются разнообразные картины, – так что иногда что-нибудь страшливое возмущает чувства, иногда что-нибудь приятное радует; но то и другое уничтожается, когда пробуждается человек, и ум его вступает в сношение с предметами действительно вне нас сущими. Есть, впрочем, особенно побудительные сновидения, которые иногда служат ко спасительному назиданию души. Но пристрастно верить снам и углубляться в то, что привиделось, значит грезить на яву. Истинное слово – Иисус Христос – да занимает всю нашу память и воображение сердца, неуклонно верующего во имя Его» (2:286, 287).
13. Смех
«Смирение может ли смеяться?» (2:147)
И о смехе есть слово Задонского Подвижника: «Вы пишете: «Иногда нужно и посмеяться; лучше в фарисейство не придешь». Но на это Сам Христос гремит: горе смеющимся ныне; а чтобы не прийти в фарисейство, стоит только не осуждать других и не хвалиться добрыми делами. Фарисей осужден за гордость. Смирение – высота! Смирение может ли смеяться? Иисуса Христа никогда не видели смеющимся, но часто видели плачущим, – и потому смех не может служить к утешению души унылой: одно Божие слово исцеляет от уныния и утешает жизнью бесконечного блаженства» (2:147).
14. Пословицы
Редко, но встречаются в письмах Задонского Подвижника пословицы. Цель их ясна: нравственное назидание.
«Есть пословицы: горести не принять – и сладости не видеть; во тьме блистает свет; утро вечера мудренее; цветок вечером увядает, а утром расцветает и издает благовоние; свечка, когда не горит, то и не светит. И человек, не умерщвляяй плоти, душой не видит: аще зерно не умрет, едино пребывает; аще же умрет, мног плод сотворит» (3:419).
«Учение – свет, а неучение – тьма: так тьма томит душу, а свет веселит сердце и упоевает душу неизреченной радостью» (3:428).
15. «Если о чем недоумеваете» (3:409)
«Господи, даждь ми мысль благую!» (3:409)
В области христианской веры, да и в подвиге, могут возникнуть недоумения и встать вопросы. Могут они появиться и при чтении данных изложений автора. – Задонский Затворник и здесь помогает нам:
«Почто вы смущаетесь и плачете напрасно? – Если о чем недоумеваете, помолитесь Господу и Божией Матери: Господи, даждь ми мысль благую! Владычице, вразуми меня, что мне делать; я недоумеваю. Ежели будете так молиться и плакать, то уже не напрасны будут ваши слезы, и скорбь сердца переменится в радость. Живите просто, в молчании и во внима- нии спасению своему. Господь, видя благое ваше изволение, даст вам терпение. Ежели скажут: что вы молчите? – скажите: боюсь празднословия; не имею ответа» (3:409–410).