Источник

Понятие о секте. Причины и условия происхождения и развития русского сектантства; юг России как наиболее удобное место образования и развития сект. Деление русских сект

«Секта» – слово латиское и в переводе на русский язык значит «правило, метод» – в особенности, философический – учение, школа, секта. Древние римские писатели этим словом обозначали философскую партию или школу, державшуюся отличного от господствовавшего в то время учения, метода и т. п., или партию политическую. В таком смысле приверженцы Антония называются у Цицерона secta Antonii, а Тацит говорит о секте стоиков, секте циников и др. Затем слово «секта» стали применять и к религиозным обществам, отличавшимся в своих верованиях и учении от остальной массы. В таком смысле Плиний младший говорит о «секте христиан», появившейся в его время среди иудеев; в таком же смысле употребляется это слово и в латинской библии (наприм., Деян. 24,5.14). С усилением христианской церкви, слово «секта» стало применяться лишь к тем христианским обществам, которые хотели жить сами по себе, совершенно отдельно от господствующей церкви, и обособлялись от нее в учении или порядке, управлении и дисциплине, т. е. имели характерные признаки ереси и раскола. Сообразно с этим, средневековые католические богословы стали употреблять это слово как термин для обозначения обществ, отделившихся от союза с римско-католической церковью и совершенно исказивших ее вероучение. С таким значением слово «секта» перенесено и к нам южнорусскими богословами, получившими образование в католических школах. В настоящее же время под сектой у нас разумеется такое отделившееся от единства православной русской Церкви, ее учения н обрядов религиозное общество, которое имеет особое, отличное от нее, учение, богослужение и устройство и живет отдельной, самостоятельной жизнью, стараясь осуществить в своей замкнутой среде свои религиозные идеалы.1

Вопрос о происхождении сектантства давно уже волнует русскую мысль; особенно много говорят и пишут о нем в последнее время, однако к единодушному решению не пришли. Так, одни видят в сектантстве явление заносное и объясняют его иноземным влиянием, другие же считают его явлением самобытным и выводят из условий исключительно внутренних, местных. Одни смотрят на сектантство, как на явление религиозное, другие же – как на социально-политическое; одни признают его явлением светлым, свидетельствующим о прогрессивном движении нашего народа, а другие – болезненным, и сообразно с этим объясняют его происхождение. Более беспристрастные исследователи и писатели согласны, однако, в том, что причины сектантства нужно искать не в условиях быта и обстоятельствах истории, а в области религиозно-нравственной психологии. Поиски же в этой области приводят к тому заключению, что такими причинами служат: гордость и высокомерие, дающие в результате «духовную прелесть», самоволие в вере и самочиние в деле спасения, греховная воля и патологическое состояние сердца человека, как источника чувствования. Гордость как стремление человека стать выше какого бы то ни было стеснения и ограничения и быть абсолютно свободным деятелем в мире приводит в результате к теоретическому устранению Бога и поставлению на Его места человека, т.е. к самообожанию, а на дальнейшей ступени – к пантеизму. Гордый, самообольщенный в своем божестве человек считает излишним в деле спасения какие бы то ни было посредства – у него есть свои средства спасения: свою плоть он может обуздать радениями, оскоплением, постом, веригами и, восходя от совершенства к совершенству, достигнуть сам собой безгрешности и святости. Отсюда естественно, что церковь, которая будто бы порабощает человека и полагает границы его свободной воле, не нужна, таинства – тоже, потому что Дух Святый всегда прибывает в нем; иерархия – излишня, потому что каждый сам священник, царь и пророк; не нужны святые храмы, иконы, кресты, посты и уставы церковные, не нужно и Святое Предание, а Святое Писание если и нужно, то толковать его может каждый по своему личному разумению. Освобождая себя таким образом от всяких стеснений в деле веры и спасения, самообольщенный, гордый от сознания своих необычайных достоинств, человек впадает в состояние духовной прелести и то считает себя святым, безгрешным, о чем объявляет даже публично, то признает в себе пророческое и даже божеское достоинство, не стесняясь в то же время творить разные мерзости.2 Все это – такие черты, которые ясно показывают, что сектантство – явление болезненное, патологическое, одностороннее, а все секты – не что иное как глубоко греховные, патологические, болезненные проявления ложно направленного религиозно-нравственного самосознания человека.3

Имея корни в области религиозно-нравственной психологии, русское сектантство стоит, в то же время, в тесной связи с общим движением исторической жизни русского народа; поэтому как появление, так и развитие его немало зависели от некоторых исторических условий. Важнейшими из этих условий были следующие: а) распространение в русском обществе XVII-XIX вв. иноземных влияний, б) религиозное неведение многих русских людей и в) недовольство многих состоянием православной русской Церкви и общегосударственной жизни.

а) Распространение в русском обществе XVII-XIX вв. иноземных влияний. До XVII в. в России господствовало влияние греческое или византийское; оно было принесено и приводилось Церковью и направлялось к религиозно-нравственным целям. С Западной же Европой Россия хотя имела общение (вступала с ней в торговые и дипломатические отношения, вызывала ее художников, мастеров, врачей и военных людей), но держала себя по отношению к ней довольно далеко, а в делах веры даже «твердо и опасливо», стараясь, по возможноси, не допускать иноземцев в свою среду, не учиться у них, не подражать их обычаям, одежде и т.п. Однако путем войн и разного рода сношений для русских все более и более раскрывалась недостаточность собственных материальных и духонных средств и отсталость, во многих отношениях, сравнительно с Западной Европой, так что невольно являлось сознание необходимости поучиться у нее, позаимствовать не только житейские удобства, но и взгляды, понятия, обычаи и т. п.. Таким образом началось влияние западное. Это влияние постепенно проникало во все сферы жизни, изменяя понятия и отношения, внося новые идеи, требования, новые области знания, переделывая костюмы, нравы, обычаи, верования. Сначала все эго проникало к нам через Польшу и Литву, а потом – и непосредственно. Иноземцы, раньше являвшиеся к нам единицами, теперь явились в таком количестве, что к концу XVII в. на восточной окраине Москвы образовали целую немецкую слободу, скоро разросшуюся в значительный городок.4 Живя бок о бок с русскими и постоянно сталкиваясь с ними, иноземны, как более образованные и развитые, невольно оказывали на них влияние, знакомили со своими взглядами, верованиями, а также и новыми западными идеями рационалистического и мистического характера. В конце XVII в. в Москве появились даже два проповедника мистицизма: прибывший из Силезии фанатик Кульман и проживавший в Москве немецкий купец Нордерман. За свою проповедь оба они были сожжены в 1689 г., но мысли их стали распространяться не только в Москве, но и по всей России.

В XVII в. влияние иноземцев на русское общество не проявлялось, однако, сколько-нибудь заметно; за то в XVIII в., особенно с воцарением Петра I, благоволившего ко всему иноземному, оно обнаружилось со всею силою: в это время иноземцы нисколько не стеснялись распространять среди русских даже вольнодумные мысли и находили себе последователей. Одним из таких последователей был московский лекарь Дмитрий Евдокимов-Дерюжкин, по прозванию Тверитинов, человек выдающихся способностей, наблюдательный, начитанный и очень образованный для своего времени, но «дерзкий на язык».5 Изучая медицину у немцев, он знакомился и с их религиозными взглядами, читал лютеранские катехизисы и латинскую библию и мало-помалу заинтересовался религиозными вопросами. Но ни православие, ни протестантство не удовлетворяли Тверитинова, и он составил свою «новую догму», в которую наряду с заимствованиями от иноземцев внес немало «от своего вымысла». Так, он отвергал Св. Предание и православное учение о церкви, говоря о себе: «я сам – церковь»; не признавал епархии, отрицал в таинстве причастия пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Христовы, почитание святых икон, мощей и креста, учение о блаженстве душ св. людей до всеобщего суда, молитвы за умерших, посты, монашество и все церковные чины и обряды.6 В подтверждение своего учения Тверитинов постоянно ссылался на Св. Писание, но обращался с ним довольно свободно: опускал в приводимых текстах слова, изменял порядок следования стихов, соединял в один различные тексты и т. п.. Мысли свои он открыто высказывал всем, с кем сталкивался, говоря: «ныне у нас, на Москве, слава Богу, повольно всякому – кто какую веру изберет, такую и верует».7 Над обрядоверием современников прямо смеялся.8 У себя в доме вместо икон держал картину, на которой золотыми буквами были написаны две заповеди Моисеевы. Часто нарочито заводил споры о вере со знающими людьми: протестантами, монахами, учеными и простецами. Переспорить его не удавалось никому; напротив, многие повреждались от его умствований. Мало-помалу вокруг Тверитинова образовался кружок последователей, из которых особенно ярыми были: бывший ученик славяно-греко-латинской академии Максимов, «фискаль» Михаил Босой, «цылюрик» Фома Иванов и некоторые др. Слухи о новой догме все более и более расходились по Москве и интересовали многих. Дошли они и до духовного начальства во главе с местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Стефаном Яворским. В 1713 г. началось дело о еретиках; тянулось оно долго, рассматривалось даже в Сенате и кончилось лишь в декабре 1717 г. отсылкою «еретиков» к архиереям.9 В 1723 г. Тверитннов публично отрекся от своего учения, но оно пустило уже корни и продолжало распространяться. Следы его можно найти у некоторых современных сектантов; не без влияния его возникла молоканская секта.10

Чтобы парализовать силу учения Тверитинова, митрополит Стефан Яворский написал сочинение «Камень Веры»; но при Петре I оно не было дозволено к напечатанию как оскорбительное будто бы для иностранцев и напечатано лишь в 1728 г., однако в царствование Анны Иоановны, когда у власти стояли немцы, опять было запрещено. Вообще в первой половине XVIII в. было очень заметно немецкое влияние.

Во второй половиве XVIII в. немецкое влияние сменилось французским. В это время западно-европейская интеллигенция, а за ней и наша, увлекались так называемой французской философией, которая или совсем отвергала христианство, проповедуя деизм и атеизм, пли признавала за ним только политическое и нравственное значение, отрицала всякую веру в чудеса, откровение, в божественность Иисуса Христа и т. д. Поэтому неудивительно, что в русском обществе стало распространяться вольнодумство. Больше всего им было заражено дворянство и высший свет Петербурга, а отсюда оно проникло и в низшие классы.11

Не прекратилось иноземное влияние и в XIX в. Расселившиеся по разным местам, особенно на юге России, немцы-колонисты усердно сеяли семена лжеучений и, как люди зажиточные и влиятельные, имели немалый успех среди простого народа. Приезжали в Россию некоторые иностранцы с нарочитой целью религиозной пропаганды и действовали так же успешно как среди интеллигенции, так и простого народа. В настоящее время заграницей имеются целые общества, который руководят нашими сектантскими общинами, подготовляют проповедников-миссионеров и присылают в Poccию книги, брошюры и листки сектантского направления в громадном количестве.

б) Религиозное неведение многих русских людей. Несмотря на свою религиозность, многие из православных русских людей, особенно из простонародья, издавна отличаются крайним невежеством в религиозных вопросах; почти незнакомы со Св. Писанием, мало читают его и мало понимают.12 В их вере множество неправых мнений, суеверий и т. п. Не имея правильных, точных понятий о вере, эти pyccкие люди не в силах, конечно, самостоятельно разобраться в религиозных вопросах: между тем, им сильно хочется уяснить себе истину в деле веры и нравственности. Поэтому более вдумчивые из них в поисках этой истины нередко заходили «на путь ложных мечтаний и в дебри разных лжеучений». Другие, увлекшись мнимыми подвижниками. лжепророкама и учителями какой-нибудь новой веры, в которой как будто есть ответы на запросы их души, шли за новоявленными учителями.13

в) Недовольство многих состоянием православной русской Церкви и общегосударственной жизни. В жизни православной русской Церкви существовало и существует немало разного рода недостатков, которые всегда вызывают недовольство в среде православных. Так, небрежное, чисто формальное отправление богослужений и разных треб, отсутствие учительства, нетрезвая жизнь, вымогательство за требы вызывали недовольство духовенством со стороны пасомых, возбуждали недоверие к нему и делали более восприимчивыми к проповеди лжеучителей14. Многочисленные недостатки, допускаемые православными в религиозной и нравственной жизни, и равнодушное, иногда даже презрительное, отношение высших классов русского общества к уставам и обрядам православной Церкви немало влияли на охлаждение к вере православной15 и вызывали недовольство самой Церковью, которая будто бы не принимает никаких мер к устранению этих недостатков. Наконец, нестроения в жизни государственной, напр., притеснение слабых сильными, бедных богатыми, злоупотребления властей, пьянство, разврат, самосуд среди простого народа, проникновение в его среду идей социалистических и т. п. возбуждали сильное недовольство против существующих в государстве порядков. Такое недовольство, развитое среди многих русских людей, немало содействовало как появлению, так, в особенности, развитию сект.

Наиболее удобным местом для образования и распространения сект был юг России, в особенности, его окраины: Украина c крепостью Азовом и Новороссия. В Украину бежали дворяне, покидавшие царскую службу, священники и монахи, недовольные церковной властью, крестьяне, нежелавшие служить помещикам, беглые солдаты и т. п. лица, почему-либо недовольные властями. В Азовскую крепость ссылались разного рода преступники. Новороссия же была предоставлена всем желающим в ней поселиться. Весь этотъ люд представлял собой весьма благоприятную почву для сектантства. А разные нестроения и беспорядки в церковной и общественной жизни, обычные на окраинах, вдали от властей, еще более способствовали его развитию. Поэтому уже в XVII – XVIII вв. здесь появился целый ряд сект, а в XIX в. весь юг России был охвачен сектантским движением.

Отделившись oт православной русской Церкви, сектанты, в силу общего исторического закона, не остановились на этом, а, в свою очередь, стали делиться между собой и распались на множество сект, а секты – на частные толки. Все наши секты обыкновенно делятся на мистические и рационалистические. Tе секты, которые признают начало внутреннего озарения и откровения, верят в непосредственное, таинственное единение человека с Богом через воплощение в нем Божества, допуская полное их отождествление, и в учении о нравственности держатся дуалистических воззрений, называются мистическими, а по своей скрытности – тайными. Tе же секты, которые единственным источником вероучения признают Св. Писание, но в толковании его допускают полную свободу, руководствуясь исключительно личным пониманием, и ставят человеческий разум в деле веры выше авторитета Церкви, не придают должного значения церковной внешности и тайнодействиям, отвергают иерархию, почитание св. икон, мощей, крестное знамение, посты и т. д., называются рационалистическими. К первым относятся: хлыстовщина, скопчество, новый израиль, киселевщина, новохлыстовщина и некоторые др., а ко вторым – духоборчество, молоканство, иеговизм, штундизм, пашковщина, адвентизм, толстовщина и др. Но деление это нельзя назвать вполне точным, потому что большая часть так называемых рационалистических сект заключает в себе очень много элементов мистических, и наоборот – в мистических сектах немало элементов рационалистических16, причем в некоторых сектах те и другие крайне смешаны. Ввиду этого, если и можно оставить такое деление, то лишь потому, что в одннх сектах преобладают мистические элементы, а в других – рационалистические.17

* * *

1

Real-Encyclopedie für protestantische Theologie und Kirche v. D-r Herzog, B.21, Gotha, 1866, c. 11–12; Дородницын, А. (ныне архиепископ Алексей Владим.). Основные формы сектан. заблуждений (Мис. Обоз. 1902 г., I, стр. 225–226): Буткевич Т., проф-прот. Обзор рус. сек. и их толков, изд. 2, Петроград, 1915 г., стр. 4.

2

Подроб. см. в ст. Н. Базарянинова «Основные причины и сущность нашего сектантства» (Мис. Обоз. 1904 г., т. I, стр. 18–40, 274–296).

3

В. Терлецкий. Очерки, наслед. и статьи по сект., вып. I, Полтава, 1911 г., стр. 17–18; Т. Буткевич, проф.-прот. Обзор рус. сек., стр. 9.

4

В. Ключевский. Курс русской истории, ч. III, Москва, 1908 г., стр. 330–349.

5

В. Никольский. Московский «евангелист» Дмитрий Тверитинов. Спб. 1907 г., стр. 17–18

6

Правос. Обозр. 1863 г., апр., стр. 315–323, июнь, стр. 129; В. Никольский. Московский «евангелист» Дмитрий Тверитинов, стр. 1–16.

7

Прав. Обозр. 1863 г., апр., стр. 312, 329.

8

Когда больной глазами комиссар Сергеев стал просить у Тверитинова, как лекаря, совета, тот сказал:

– У вашей милости лекарство есть изрядное. – А какое? – Изволь-де купить глазок или оба серебряные, – со смехом отвечал «ругатель благочестия», – и отнеси-де к Пажнице Проще, что на Москве, на Пятницкой улице, то-до глазки твои и здоровы будут. А ежели у вашей милости болят зубки, то изволь-де купить зубок серебряный Антонию чудотворцу (Прав. Обоз. 1863 г., апр., стр. 337).

9

В. Никольский. Цитов. соч., стр. 22–30.

10

Там же, стр. 31; П. Милюков. Очерки по стории рус.культуры, ч.II, изд. 4, Спб., 1905 г., стр. 105.

11

Доброклонский. Руководство по истории рус. цер., вып. 4, Москва, 1892 г., стр. 319–322.

12

Миссион. Сборн. 1909 г. № 1–2, стр. 95.

13

С. Маргаритов. История рус. рационалистич. и мистич. сек., изд. 3, Симферополь, 1910 г., стр. 85; Мис. Обозр. 1896 г., т. I стр. 37–38, 40.

14

С. Маргаритов. Цитов. соч., стр. 85–86.

15

Там же, стр. 10–11, 147–148.

16

Подроб. см. у М. Чельцова в статье «О делении рус. сект на рационалист. и мист. (Мис. Обозр. 1902 г., мар., стр. 421–430) и Д. И. Скворц. Современ. рус. Сектантство. Москва, 1905 г., стр. 15–18.

17

Некоторые сектоведы делят секты на простонародные (хлыстовщина, скопчество, молоканство, штунда и т.п.) и интеллигентные (толстовщина, пашковщина); другие – на евангельские, как заимствующие свое учение будто бы из Евангелия, и духовные – из своих непосредственных откровений; третьи предлагают делить секты в хронологическом порядке и т.д. Но все эти деления, как вызывающие немало серьезных возражений, не могут быть признаны удачными (Т. Буткевич, проф.-прот. Обзор рус. сек., стр. 12–13).


Источник: История и обличение русского сектантства (мистического и рационалистического) / Сост. применительно к курсу духов. семинарий К. Плотников. - 3-е изд., испр. и доп. - Петроград : Тип. И.В. Леонтьева, 1916. - V, 328 с.

Комментарии для сайта Cackle