Источник

V. Хранение старых антиминсов

В прежнее время старые антиминсы, по положении вновь освященного антиминса на престоле, не отбирались от церкви, а оставались в ней. Они хранились на престоле. Не редко, при перестройке церкви, и при устройстве нового престола, находили в прежнем престоле под срачицею древние антиминсы. Например, в Тверской губернии, в соборной церкви заштатного монастыря Оршина, найдены на престоле под срачицею три древние холщевые антиминса 1568,1610 и 1613 годов, все они – алтаря Вознесения Господа. (Журн. Мин. Нар. Просв., ч. LIII: отд. 7, стр. 35, и Памятная Книжка Тверской губернии за 1865 г., стр. 134 – 146); в Новгороде найдены в 1854 году в церкви св. 12-ти Апостол на Софийской стороне, под срачицею престола св. Апостол 12-ти, древние антиминсы 1343, 1455 и 1545 годов. (Археолог. опис. церк. древн. в Новгороде Архим. Макария, ч. I, стр. 162, 350, 1860. М. Известия Импер. Академии наук, т. VI, стр. 86). Под срачицу полагались и там хранились не те только антиминсы, которые принадлежали престолу или храму, в котором найдены, но и других престолов и храмов. Так, в хронологическом реестре антиминсов древняго освящения, хранящихся в ризнице Нижегородского кафедрального собора, указаны, во 1-х, восемь антиминсов, которые, по случаю переделки престола и освящения храма, найдены были нечаянно в столпообразном ящичке, водруженном под св. престолом в Георгиевской церкви, который в 1704 году был освящен архиерейским освящением; во 2-х, четыре антиминса, представленные из села Куреха, найденные под престолом при разобрании его за ветхостию. Надписи этих антиминсов показывают, что они принадлежали разным храмам81.

В благословенных грамотах указывалось старым антиминсам место на престоле иногда – в исподе под новым антиминсом82, иногда – заделав их в правой стороне престола, в столбу83, иногда – в среднем крестце в столбу84. Для того, чтобы старый антиминс положить в столб восточной части престола, иногда приказывалось в столбце вытесать ящик для антиминса85. Иногда указывалось закрыть доскою ящик престола, в котором положеп антиминс86. Иногда писалось в грамотах, что это должно сделать так, как указано в Потребнике87. В Потребнике же, изданном при Патриархе Иосифе в 1651 году, приказано, в чине освящения церкви, совершать это, после того, как омоют теплою водою, оботрут утиральником и губою и окропят святою водою столицы освящаемого престола. Прежде положения на них доски, должно было положить в столбец престола антиминс. «Аще ли же будут святые мощи старые первые церкви, еже есть антиминсы, прежде положения престольные деки на столбцы, полагает их в столбец, иже посреди святые трапезы уставлен, в нем же место учинено бывает святым мощем. Аще ли будут д столбцы, поддержащеи святую трапезу, сотворяют место святым мощем на Д-м углу,иже на восток стоящем столице. Сеже сотворяем, аще будут были старые церкви первые, святые мощи, Аще ли же будет новая церкви, то суть святые мощи во антиминсе"(лист 24). Этот чин о положении старых антиминсов под престол не печатается в исправленном Требнике.

С ХVIII-го века антиминсы для хранения отсылаются в ризницы кафедральных соборов или церквей архиерейского дома. В следствие отсутствия указания в Требнике, куда следует полагать старые антиминсы, был предложен о том вопрос Святейшему Синоду одним священником. В 1735 году июля 8-го дня, по приказанию Святейшого Синода, а по прошению адмирала и Государственной Адмиралтейской Коллегии президента, кавалера графа Николая Федоровича Головина, велено было освятить церковь св. Апостол Петра и Павла, находившуюся в приморском, графском Васильевском селе, погоревшую в 1734 году и вновь поправленную. Для сего посланы были туда из С.-Петербургского Духовного Правления священнику церкви Николая Чудотворца, что на Морском полковом дворе, Петру Павлову указ об освящении и антиминс. Этот священник Петр, отрапортовав, что он исполнил приказанное, донес, что старый погорелый антиминс хранится в соблюдении. С тем вместе спрашивал Святейший Синод, куда тот старый антиминс также и впредь, ежели тому подобные из освященных обветшалые антиминсы будут, употреблять. Святейший Синод приказал: «оной погорелой, тако ж и впредь, где освященные обветшалые антиминсы явятся, отдавать в Петропавловской собор Протопопу, где и хранить их в особом месте, по надлежащему усмотрению». И в других всех епархиях было предписано, указом 1735 года октября 24-го, отбирать от церквей ветхие антиминсы в архиерейские и соборные ризницы для хранения. (Дело архив. Св. Синода 1735 г. № 114).

Когда преосвященный Иоанникий, Епископ Оренбургский в 1841 году просил Св. Синод указать ему, откуда он мог бы получить древние антиминсы для Березинской единоверческой церкви Златоустовского завода, для престолов во имя Воскресепия Господня и во имя Живоначальныя Троицы; тогда, вследствие распоряжения Святейшего Синода, Преосвященный Вологодский Иннокентий представил в Св. Синод требуемый антиминс, освященный 1596-го года, и список других антиминсов, освященных до времен Патриарха Никона, и при этом присовокупил, что из уважения к священной древности, по распоряжению его Преосвященного, в прошедшем году составлено полное, сколько возможно было, хронологическое собрание антиминсов с ХVI-го века по XIX, для хранения при Архиерейской Крестовой церкви. Затруднительность в собирании их, положение, в коем найдена большая часть древнейших антиминсов, и участь их ожидавшая (они осуждены были на сожжение) заставляют желать, чтобы сделано было какое-либо начальственное распоряжение в защиту подобных остатков священной древности, не неважных для самой истории церкви православной. Святейший Синод предписал преосвященным Архиереям, чтобы они привели в известность древние антиминсы, и чтобы приказали их хранить в кафедральных соборах и составить точные хронологические реестры старых антиминсов, хранящихся в ризницах кафедральных соборов, с означением в оных времени освящения н наименования церквей, для которых они были выданы, и в особенности того, имеются ли в них св. мощи, и затем хранили сии антиминсы в упомянутых соборах, в подобающей святыне, чистоте н неприкосновенности, под печатию своею или консистории, а самые реестры представить в Св. Синод. (Делоарх. Св. Синода 1841 г., № 693 указ июня 3-го 1842 года). Во исполнение повеления Св. Синода такие реестры присланы в Св. Синод, а самые антиминсы хранятся в ризницах.

* * *

81

Вот как описаны эти антиминсы: 7080 (1572) г. Во имя Преображения Господня, при Царе Иоанне Васильевиче, при Митрополите Антоние. Антиминс св. мощей не имеет; в длину и ширину 4 вершка.

7104 (1596) г. во имя преподобных отец Изосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, при Царе Феодоре Иоанновиче, при св. Патриархе Иове. Антиминс св. мощей не имеет; в длину и ширину 4 вершка.

7106 (1598) г. во имя равноапостольного Князя Владимира, при Царе Борисе Феодоровиче, при св. Патриархе Иове. Антиминс св. мощей не имеет; в длину и ширину 4 вершка.

7109 (1601) г. Наименования храма разобрать нельзя, потому что край прожжен и закапан воском; при Царе Борисе Феодоровиче, Царице Марии, Царевиче Феодоре, Царевне Ксении, при св. Патриархе Иове. Антиминс св. мощи имеет; в длину 4 вершка, в ширину 41/2 вершка.

7112 (1604) г. Наименования храма разобрать нельзя по слинялости слов; при Царе Феодоре Борисовиче, при св. Патриархе Иове. Антиминс св. мощи имеет; в длину и ширину 4 вершка.

Год освящения и наименования храма разобрать нельзя по слинялости слов. Антиминс св. мощей не имеет, в длину н ширину 4 вершка.

7140 (1632) г. во имял св. Пророка Илии при Царе Михаиле Феодоровиче, при св. Патриархе Филарете. Антиминс св. мощи имеет, в длину и ширину 5 вершков.

7161 (1653) г. во имя св. Василия Великого, Архиепископа Кесарийского, при Царе Алексие Михайловиче, при св. Патриархе Никоне. Антиминс св. мощей не имеет, в длину и ширину 4 вершка.

Год освящения и наименования храма по слинялости слов разобрать нельзя, при Царе Михаиле Феодоровиче, при св. Патриархе Филарете. Антиминс св. мощи имеет, в длину 4, в ширину 4 1/2вершка.

7130 (1622) г. во имя преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца, при Царе Михаиле Феодоровиче, при св. Патриархе Филарете. Антиминс св. мощи имеет, в длину и ширину 4 вершка.

7130 (1622) во имя Боголепного Преображения Господня, при Царе Михаиле Феодоровиче, при св. Патриархе Филарете. Антиминс св. мощи имеет, в длину и ширину 4 вершка.

7161 (1653) г. во имя св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, при Царе Алексие Михаиловиче, при св. Патриархе Никоне. Антиминс св. мощи имеет, в длину и ширину 4 вершка. (Дело арх. Св. Син. 1841 г., № 693).

82

Например.в благословенной грамоте 1590 года, предписывается священникам и диаконам, чтобы они, «положа антиминсы (т. е. новые, освященные Архиереем), старые антиминсы тех престолов полагали в исподе, а новые антиминсы на верху старых антиминсов». (Акт. Арх. Экспед. т. 1, № 346, стр. 419).

83

В благословенной грамоте Патриарха Иосифа на обновление церкви Обнорского Воскресенского монастыря, где ныне существует приходская Воскресенская церковь, в которой почивают мощи преподобного Сильвестра, 7156 (1648) сентября 25-го дня, сказано: «церковь Воскресения Христова покрыть на ново, и в церкви престол поставить нов, а старую кровлю тоя церкви и престол велеть вывести в поле, в чисте месте огнем спалить, а старой антиминс велеть заделать в новом престоле в десном столбце от восточныя страны». (Церковь села Воскресенского на Обноре, где прежде был мужский монастырь. Ярославль 1862 г., стр. 65).

В благословенной грамоте Калужского Крутицкого Митрополита Павла, данной в 1675 году на освящение церкви Троицкого монастыря в селе Запрудном, сказало: «а старого престола антиминс велеть заделать в новый престол в десной столбец «(Чт. в Имп. Общ. Ист. и Древн. Росс. 1865, кн. 4, стр. 93).

В благословенной грамоте Митрополита Ростовского и Ярославского Ионы, данной в 7195 (1686) году декабря 16-го на обновление церкви Обнорского Воскресенского монастыря, сказано: «а старую церковь разобрать, и во едино место скласть и огородить, чтобы никакая нечистота не прикасалась, а с престола святый антиминс положить нового престола в восточную страну в правый столбец, а индитию и срачицу, свив старым препоясанием, положить под престол, а верхнюю деку и столбцы сохранить под церковию в земле и о всем учинить так, как в большом Требнике напечатано». (Церковь села Воскресенского, на Обноре. Ярославль 1862, стр. 73).

84

Так, в храмозданной гр΄амоте Митрополита Суждальского и Юрьевского Илариона, данной году февраля 25-го на построение церкви Богоявления, сказано: «а старой церкви антиминс с престола велеть священнику снять и положить в новой церкви под престолом, в среднем кресце, на десной стране вытесав ящиком». (Богоявленская слобода Мстера, Владимирской губ. Вяземского уезда, состав. И. Голышев. Владимир. 1865, стр. 112).

85

В благословенной грамоте Патриарха Питирима, данной в 7181 (1673) году декабря 31-го, на обновление церкви Обнорского Воскресенского монастыря (Ярославской губернии) сказано: «а старого престола антиминс велели вделать в той новой церкви в новом престоле, в десном столбце от восточной страны, вытесать ящиком и накрыть доскою». (Церковь села Воскресенского, на Оноре, где прежде был Воскресенский мужской монастырь. Ярославль 1862, стр. 70). Подобное в грамоте 1662 г. патриарха Питирима (Зап. Имп. Арх. Общ. т. X, стр. 440).

86

Так, в патриаршей грамоте 1643 (7152) года Патриарха Иосифа, Белозерского узда, Воскресенского монастыря Архимандриту Гедеону написано: «а антиминс того старого храма велеть положить в новый престол от восточные страны в десном столице, вытесав ящиком и закрыть же ящик доскою». (Ист. Росс. Иерарх. ч. 2, стр. 661 – 662). В благословенной грамоте 1682 года сказано: «а старого престола антиминс, который был в пределе у Сергия чудотворца, заделать в новом престоле в десном столбце от восточные страны, вытесать ящик и покрыть доскою». (Акт. относящ. до юридич. быта древн. России, т. 1, № 27, стр. 68).

87

В благословенной грамоте 1670 года Митрополита Питирима игумену Иосифу с братиею сказано: «И ты б в Савине монастыре в старой церкви собора Иоанна Предтечи с престола старый антиминс снял, и держал его в бережении до тех мест, как Божиею помощью новую церковь воздвигнут и станут святить; и тогда тот старый антиминс положить тут же на престоле в столбце, как о том указано в Потребнике». (Краткая летопись о монаст. преподобного отца Саввы Вишерского, 1806 г. Спб., стр. 27, 28, № 9). Подобное сказано в грамоте Ионы, Митрополита Ростовского и Ярославского, данной Воскресенскому Обнорскому монастырю (см. выше стр. 103).


Источник: Об антиминсах Православной Российской Церкви / [Соч.] свящ. Константина Никольского . — СПб.: В тип. Якова Трея, 1872. — 5, 383 с., 21 л. ил.

Комментарии для сайта Cackle