Источник

Глава 1

Ос.1:1. Слово Господне, еже бысть ко Осии сыну Веириину, во днех Озии, и Иоафама, и Ахаза, и Иезекии царей Иудиных, и во дни Иеровоама сына Иоасова царя Исраилева.

Итак блаженный Осия пророчествует во дни Озии, и Иоафама и Ахаза и Езекии, царей иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского. И время пророчества разумеется продолжающимся доселе. Необходимо, думаю, подробно рассказать о каждом из них, чтоб мы имели возможность представить, – как уже прежде сказал, – каковы были эти цари, – были ли они добрыми и благорасположенными к Богу, или уклонились в противоположную сторону, – и что случилось как у тех, которые обитали в Самарии, так и у тех, которые жили во Иерусалиме. Таким образом мы весьма легко узнаем, какова была цель пророчества (Осии). Итак последним назван Иеровоам, сын Иоаса, царь Израильский, который был прежде Азарии, или (иначе называемого) Озии. Надо знать, что это – другой Иеровоам, отличный от первого, который был во времена царя Ровоама, сына Соломонова; впрочем по нравам был одинаков с тем и по нечестию подобен ему. О нем написано так: «в лето пятоенадесять Амессии сына Иоаса царя Иудина, царствова Иеровоам, сын Иоасов над Исраилем в Самарии четыредесять и едино лето. И сотвори лукавое пред Господем: не отступи от всех грехов Иеровоама, сына Наватова, иже в грех введе Израиля» (4Цар.14:23–24). Видишь, каким он был ревнителем нравов того Иеровоама, шествуя как бы одинаковою с ним дорогою и как бы следуя по стопам его нечестия. Что же далее говорит Свящ. Писание? «В лето двадесят седмое Иеровоама царя Исраилева воцарися Азариа, сын Амессии, царя Иудина, сын7 шестинадесяти лет бе, егда нача царствовати, и пятьдесят два лета царствова во Иерусалиме: имя же матере его Иехелиа от Иерусалима. И сотвори правое пред очима Господнима, по всему елика сотвори отец его Амессиа. Обаче высоких не разори: еще людие жряху, и кадяху на высоких. И коснуся Господь царя, и бысть прокажен до дне смерти своея» (4Цар.15:1–5). Хотя Озия был благочестив и боголюбив, но не всецело; ибо он, сказано, не уничтожил высот, и заблуждающиеся воскуряли на них фимиам и приносили жертвы демонам. Потом Азария или Озия, увлекшись странными помыслами, вообразил, что царскому сану приличествует исполнять и установленные Богом священнодействия и совершать богослужение. Итак, пренебрегая законами Моисея, он самолично совершил жертвоприношение. Когда же он приступил к служению, отнюдь ему не подобающему, говорю, священному; тогда, говорит, «коснеся его Господь и бысть прокажен до дне смерти своея». А прокаженный по закону был нечист и пораженные этою болезнью высылались из стана, как о сем некогда сказал Бог священноначальнику Моисею: «повели сыном Израилевым, и да изгонят из полка всякаго прокаженнаго и всякаго проливающаго семя, и всякаго нечистаго душею» (Чис.5:2). Так дерзнувший на противозаконное деяние был наказан болезнью и царя, похитившего священное достоинство, Бог осудил на бесчестие. Поскольку же пророчество относится не только к Иуде, то есть, к жившим во Иерусалиме, но касается и Израиля, то есть, десяти колен, обитавших в Самарии; то необходимо нам сказать о тех, которые царствовали над ним (Израилем) во дни Азарии или Озии, и о том, каким бедствиям пришлось подвергнуться им, чрезмерно предавшимся пороку нечистого идолослужения. Итак уже в двадцать осьмой8 год царствования Озии или Азарии, другой Азария9, сын Иеровоама, царствовал над Израилем шесть месяцев. Поскольку же и он ходил путем отца своего и «сотвори лукавое пред очима Господнима»; то он убит был некоторыми из своих домашних и таким образом погиб. По прошествии некоторого времени, в лето тридцать осьмое10 царствования Озии, поставляется новый царь над Израилем Селлум; он царствовал «месяц дней» и скоро умерщвлен был Манаимом, сыном Гадия11, из Фирцы12. Священное Писание обратило внимание на то, что оба они были сыновьями и потомками Ииуя, который умертвил Ахаава с сыновьями его и Иезавель, – и которому Бог дал обещание, говоря: «сынове четвертии сядут на престоле» (4Цар.15:12). Итак, убив Селлума, Манаим воцарился над Израилем. «И сотвори, – говорит, – лукавое пред очима Господнима, ... не отступи от всех грехов Иеровоама сына Наватова, иже в грех введе Израиля» (4Цар.15:18). В то время как царствовал этот самый Манаим и продолжал прогневлять Бога своего сильною привязанностью к идолослужению, на Самарию делает нападение Фуа13 царь ассирийский. Не имея возможности отразить его оружием, Манаим при помощи больших денег склоняет его удалиться из страны и прекратить войну. Когда же умер Манаим в пятьдесят втором году царствования Озии14 помазывается царем над Иудою и в Иерусалиме, после смерти отца своего, Иоафам15, о котором написано: «и сотвори правое пред очима Господнима, по всему елика сотвори отец его Азариа. Обаче высоких не разори, еще людие жряху и кадяху на высоких» (4Цар.15:34–35); над Израилем же воцарился Факия16, сын Манаима и «царствова... лета два, и сотвори лукавое пред очима Господнима» (4Цар.15:23–24). «И воста на него Факей сын Ромелиин, тристат17 его, и уби его в Самарии близ дому царева,... и воцарися вместо его над Израилем и сотвори лукавое пред очима Господнима и не отступи от грехов Иеровоама сына Наватова, иже в грех введе Израиля» (4Цар.15:25, 28).Во время его царствования пришел Феглаваласар18, царь ассирийский, который, овладевши всей Самарией, переселил Израиля в страну Ассирийскую. Умер и Факей, после того как составил заговор против него Осия, сын Илы, который и воцарился вместо него, в двадцатом году царствования Иоафама, сына Азарии. Но «во дни оны начат Господь посылати на Иуду Раасона19 царя Сирска, и Факеа сына Ромелиина» (4Цар.15:37). Здесь повествование (4 книги Царств) возвращается назад, ибо Факей, как мы сказали, умер во время возмущения и заговора, составленного против него Осиею, сыном Илы. Но то, что совершилось в его время, Писание помещает среди повествования о позднейших событиях20: «во дни оны, – говорит, – начат Господь посылать на Иуду Раасона царя Сирска и Факеа сына Ромелиина». Факей, сын Ромелиин, предпринял войну против своих соседей Иерусалимлян. Но когда встретил со стороны их сильное и непреодолимое сопротивление, он убеждает Раасона, царя Сирийского, быть ему союзником и помощником и вместе идти на осаду Иерусалима. Во время возгоревшейся таким образом войны, Иоафам, сын Азарии, умер: царство же получает Ахаз, сын его, человек весьма нечестивый и идолопоклонник, до такой степени увлеченный идолопоклонническим заблуждением, что своего собственного сына проводил чрез огонь и был склонен ко всему непристойному, воскурял фимиам на высотах и под всяким деревом тенистым, по написанному (4Цар.16:3–4). Итак, устрашенный Ахаз, собрав все богатство, найденное в дому Господнем, посылает к Феглаваласару, царю ассирийскому, и этим склоняет его подать ему помощь. Итак, Ассириянин вооружается против царства Раасонова и берет Дамаск, который есть главный город Сирии, а Раасона – умерщвляет. После того Ахаз отправляется из Иерусалима в Дамаск, чтоб видеть Ассириянина. Увидав же в идольском капище жертвенник, имевший какое-то новое и необыкновенное устройство, он пришел от него в великий восторг, взял изображение его и послал к Урии, священнику иерусалимскому, с приказанием сделать подобный сему. Поставив его в доме Господнем и как бы обесчестив тот жертвенник, который устроен был Моисеем по воле Божией, он повелел совершать на нем установленные законом священнодействия. Кроме того он сделал и другие нововведения в храме, по своему произволу, неосмотрительно и вопреки воле Божией. Но уже в его времена, еще при жизни Осии, сына Илы, царя Израильского, Салманасар, царь ассирийский, напал на Израиля, и, опустошив Самарию, переселил Израильтян в горы и к рекам Мидян, а самого Осию умертвил. По какой причине? По той, говорит, что он не только не прислал ему дани21, что было знаком покорности; но и призывал к себе на помощь тирана Египетского. Затем после смерти Ахаза воцарился сын его Езекия над Иудою во Иерусалиме. Он был муж благочестивый и в особенности заботившийся о правосудии, так что в этом отношении он имел несравненное преимущество пред другими. «Той разруши высокая, ... и дубравы, – говорит, – искорени: ... и бе Господь с ним» (4Цар.18:4, 7). В его царствование Сенахирим, царь ассирийский, напал на укрепленные города Иудеи, и осадивши их, взял без труда. Тогда же и Рапсак нападает на самый Иерусалим и отверзши необузданные уста против Бога, произносит известные богохульнейшие слова. Тогда же в стане Ассирийском погибли сто восемьдесят пять тысяч (воинов) в одну ночь, пораженные рукою Ангела. В настоящем случае об этом не без пользы сказано, потому что слово пророческое искусно применяется к каждому событию: то обличает оно жителей Самарии, то угрожает неприятельским нападением жителям Иерусалима, предвозвещает плен, возбуждает страх, обещает помощь, призывает к обращению. В пророчестве не опущено ни одного слова, ни одного выражения, необходимых для пользы заблуждавшихся в то время. Оно говорит:

Ос.1:2. Начало словесе Господня во Осии22: и рече Господь ко Осии.

Бог начинает открывать в пророке23 тайны, как подобное же ясно сказано чрез другого пророка: «на стражи моей стану, и взыду на камень, и посмотрю еже видети, что возглаголет во мне» Господь Бог (Авв.2:1); ибо Бог всяческих дает откровение святым, сообщая их уму знание будущего. Так и блаженный Давид говорит: «услышу что речет во мне (ἐν ἐμοὶ)24 Господь Бог: яко речет мир на люди своя» (Пс.84:9). Точно так же и блаженный Пророк Захария выражается подобными же словами, говоря: «и рече... ангел глаголяй во мне» (Зах.1:9); ибо ангелом святые пророки обыкновенно называют слово Божие, как возвещающее им и ясно открывающее волю Бога и Отца. Об этом засвидетельствует и пророк Исаия, говоря: «яко всякую одежду собранну лестию25 с примирением отдадут, и восхотят, да Быша огнем сожжени были. Яко отроча родися нам, ... и нарицается имя его: велика совета ангел» (Ис.9:5–6). А что откровение святым было недоступно телесным органам и сообщалось не языком и словами, как это бывает у нас, – в этом удостоверяет Павел, говоря: «искушения ищете глаголющаго во мне Христа» (2Кор.13:3). Итак, выражения, что было слово Божие «во Осии», по моему мнению, не на что иное может указывать слушателям, как на то, что откровение было «во Осии», и что знание будущего осияло его наподобие света, просвещающего не телесные очи, но ум и сердце. А то, что в другой раз говорит: «и рече Господь ко Осии», это приводит нас к следующим мыслям. Заповеданное ему относилось не вообще ко всем читающим (его пророчество), и не предполагалось, чтобы всем желающим должно исполнять когда-либо это повеление; напротив это сказано было исключительно одному Осии. И в самом деле: насколько общеобязательна и полезна заповедь: «сия глаголет Господь: по путем языков не учитеся, и от знамений небесных не страшитеся» (Иер.10:2), настолько не может быть признано хорошим и полезным повеление «поять жену блужения и чада блужения» (Ос.1, 2) . Первое с пользою может быть отнесено ко всем, а второе могло быть сказано Богом исключительно одному только пророку. Выражение: «и рече ко Осии», думаю, подобно тому, как если бы он сказал: это слово не ко всем вообще (относится), но к одному Осии; так как заповеданное некогда одному в целях домостроительства не должно было послужить поводом к постыдной и сладострастной жизни для многих. Итак, что же сказал Бог блаженному Осии.

Ос.1:2–3. Иди, пойми себе жену блужения, [и роди] чада блужения: понеже блудящи соблудит земля от Господа. И иде и поя Гомерь дщерь Девилаимлю: и зачат и роди ему сына.

Никакие доводы не убедят нас отвергать Писание, осуждать этот рассказ, как бесполезный, признавать неприличным самое событие и по примеру некоторых думать, что ничего такого и не было на самом деле, что Гомерь не была взята для брака или для брачного сожития, когда Священное Писание говорит, что было зачатие и даже рождение, упоминает и об имени дитяти, называет отца распутной женщины и сверх того даже самое имя этой женщины. Но так как решившимся согласоваться с истиною событий необходимо признать, что все это так именно и совершилось; то, рассмотрев основания тех, которые привыкли над всем смеяться, благовременно присовокупим наконец повествование о домостроительстве спасения. Итак мы встречаемся с рассуждением не безызвестного мужа, желающего объяснить все, относящееся к этому месту. Он неумеренно порицал историю и говорящих, что так именно и было на самом деле, – и прямо утверждал, что любители воздержания, совершенно ничего не опасаясь, должны относительно этой самой главы смело сказать: «писмя ... убивает» (2Кор.3:6).

Заочно как бы нападая на Писание и как бы стремглав бросаясь, он присовокупляет следующие рассуждения. Божественный Моисей, говорит он, некогда повелел освобожденному из Египетского рабства Израилю войти в древле обещанную отцам святую землю, то есть землю обетования. И пророк Иеремия слышал Бога, который ясно говорил: «прежде неже мне создати тя во чреве, познах тя, и прежде неже изыти тебе из ложесн, освятих тя, пророка во языки поставих тя» (Иер.1:5). Поэтому, недостойны ли, говорит (вышеупомянутый толкователь), удивления те, которые отрекаются от столь почтенного и прекрасного служения и медлят принять его? Один говорит: «молюся ти, Господи, избери могуща иного, егоже послеши» (Исх.4:13); другой же пытался умолить Бога, ссылаясь на свою юность. Так же и пророк Иезекииль, говорит, получив повеление сделать себе хлебы на помете человеческого кала, немалое выразил недовольство на это и поэтому услышал: «се дах тебе мотыла говяжия вместо мотыл человеческих и сотвориши хлебы себе в них» (Иез.4:15). И божественный Петр, когда спускалось с неба полотно, в котором находились всякие четвероногие и скоты, услышал следующие слова Божии: «востав, Петре, заколи и яждь» (Деян.10:13): но он, говорит, отказывался от этого, говоря так: «никакоже Господи, яко николиже ядох всяко скверно или нечисто» (Деян.10:14), и не входило в уста мои никакое нечистое мясо. Осия же услышав, что ему надобно соединиться с женщиной постыдной и блудной, ведущей зазорную жизнь, не отказывается от этого и не позволяет себе промедления, не прибегает к мольбе освободить его от этого; но как бы один из самых сладострастных людей с величайшею готовностью и без промедления едва не спешит к этому делу, увлекаемый, по-видимому, вожделением к блуднице. Потом, доведя свои рассуждения до неприличия, ко всему этому присоединил и еще нечто ужасное. Под предлогом оправдать пророка, он снова повторяет, что пророк стал бы весьма долго отказываться, если бы знал, что Бог повелел ему вступить в плотскую связь (с блудницею).

Но как соделанное (пророком) было нечто духовное и совершено вследствие великой любви к Богу; то пророк как бы с охотою приступает к исполнению повеления Божия. В противном случае, говорит, Бог воздержания никак не восхотел бы, чтоб совершилось что-нибудь подобное, – чтоб такой муж осквернился столь постыдным и нечистым сожитием с женщиною, и притом распутною и блудною. Превращая потом историческое событие в духовный смысл, он говорил, что Гомерь есть образ души, возлюбившей жизнь постыдную и непристойную, а пророк служит образом вышнего и небесного, то есть, Слова, сущего от Бога Отца. Соединяясь духовно с нашими душами, Оно посевает в них семена добродетельной жизни. Таковы доказательства, придуманные им для убеждения в истине своих рассуждений.

Я же не мало подивился во-первых тому, что, пренебрегая истиной мыслей, он дерзнул сказать, что писмя убивает; во вторых тому, что он ссылается на противоречие вышним повелениям со стороны Моисея и тех, о ком мы только что упоминали. Но он несправедливо умалчивает, что дерзнувшие противиться божественным глаголам не были свободны от вины. Так Моисея, учредителя ветхозаветного богослужения, за то, что он отрекался и медлил принять на себя исполнение Божия повеления и ссылался на свое косноязычие, Господь обличил как слабого в вере, говоря так: «кто даде уста человеку? и кто сотвори нема и глуха, и видяща и слепа? не аз ли Господь Бог? И ныне иди, и аз отверзу уста твоя» (Исх.4:11–12). Когда же и после этого Моисей все еще уклонялся и медлил, «разгневался, – сказано, – Господь на Моисея и рече: не се ли Аарон, брат твой? вем яко глаголя возглаголет он вместо тебе» (Исх.4:14). И опять, когда Иеремия с необдуманною поспешностью сказал: «яко отрок аз есмь и не вем глаголати», Бог ответил ему на это, говоря: «не глаголи, яко отрок аз есмь, ибо ко всем, к нимже послю тя, пойдеши, и вся елика повелю тебе, возглаголеши» (Иер.1:6–7). Итак, отнюдь не безопасно говорить или даже только думать, что Высшая воля погрешила против надлежащего разумения (вещей), призывая к пророчеству юного человека. Подобным образом и божественный Петр, когда спускалось с неба полотно, услышал: «востав, Петре, заколи и яждь» (Деян.10:13). Но когда он, как Иудей, воскликнул: «никакоже, Господи: яко николиже ядох скверно или нечисто» (Деян.10:14); тотчас же получил за это упрек и как дерзнувший противиться божественным намерениям, ясно услышал: «яже Бог очистил есть, ты не скверни» (Деян.10:15). Так, хотя Бог всяческих восхотел обличить их кротко и не чрезмерно прогневался на них, как не прямо воспротивившихся ему; но при всем том их отречение не совсем было свободно от вины. Я же думаю, что те, которые получают небесные веления, должны без всякого колебания считать их правильными и безупречными, стараться исполнить повеленное им, хотя бы это и не очень нравилось нашим душам. Укажу примеры. Бог всяческих повелел Саулу умертвить Агага, как человека, совершившего беззаконие против Израильтян. Но Саул счел за лучшее позаботиться о нем и оказал пощаду тому, кто был осужден божественною властью. – И этим самым сильно оскорбляет Бога. Он заботился о жизни осужденного на смерть, как бы вступая в спор (с Богом) и самым делом говоря, что Бог постановил неправильный приговор относительно его. Посему-то блаженный Самуил сильно был опечален этим и вместе с Богом выражал негодование, – и сам закалает Агага, объявляя вину его: «якоже обезчадствова, – говорит, – жен оружие твое, тако обезчадится в женах мати твоя» (1Цар.15:33). Саулу же предвозвещает, что он лишится царства и за ослушание подвергнется тяжким наказаниям.

А если к этому нужно присовокупить и другое историческое свидетельство, то в третьей книге Царств написано, что некогда против Израильтян воевал Адер,26 военачальник или царь Сирийский. Поскольку же Ахаав, который был царем Израиля, немало встревожился от этого и убоялся нашествия, ожидая, что в непродолжительном времени он со всем войском будет взят в плен; то Бог чрез пророка возвестил, что Он предаст ему врага. Но когда Ахаав взял его, то оказал ему пощаду, вопреки воле Божией. Что же после этого говорит Священное Писание? «И человек един от сынов пророчих рече ко ближнему своему по словеси Господню: бий мя ныне. И не восхоте человек бити его. И рече к нему: понеже не послушал еси гласа Господня, се ты отъидеши от Мене, и поразит тя лев. И оътиде от него, и обрете его лев и порази его. И обрете человека инаго и рече: бий мя ныне, и би его человек, и поразив сокруши его. И иде пророк и предста царю Исраилеву на пути и покры покрывалом очи своя». Сказав потом несколько слов, когда возвращался Ахаав, присовокупил: «тако глаголет Господь: понеже испустил еси ты мужа пагубнаго из руки твоея, и будет душа твоя вместо души его, и людие твои вместо людий его» (3Цар.20:35–38, 42). Слышишь, как отказавшийся бить пророка погиб жалким образом, сделавшись добычею страшного зверя? Не правда ли, что не дерзать бить святого и пророка было плодом богобоязненности? Однако ж, по слову Господа, ослушание оказалось непростительным преступлением. Ахаав же безрассудно пощадил Адера, хотя Бог повелел истребить его, и сам предан был вместо души его. Итак, нам необходимо без колебаний и медлительности исполнять то, что угодно Богу, совершение же вместо этого чего-нибудь другого, или даже помышление о чем-либо другом влечет за собою обвинение в гордости; ибо такие люди как бы думают упрекнуть Бога в том, будто Он иногда делает неправильные определения.

Итак, тем, которые клевещут на историю и высказывают против нее безрассудные обвинения, мы отвечаем: вам кажется неприличным, что пророк сделался сожителем женщины распутной? Что же? Разве более прилично то, что некоторые убиваются святыми пророками? Не умертвил ли Самуил Агага, Илия пророков Ваала, хотя их было очень много? Зачем, скажи мне, и пророк Исаия снял вретище с чресл своих и нагой и необутый ходил по Иерусалиму? (Ис.20:2) Не мог ли всякий выразить порицание человеку в таком виде, как нарушающему благоприличие, и исступленному и лишившемуся ума? Можно ли сомневаться в этом, если считается достойными похвалы то, чтоб нами все совершаемо было в приличном виде? Но ты скажешь, что они тогда поступали так, повинуясь божественным велениям. Что же, скажи мне, надобно думать о блаженном Осии? По своему ли собственному побуждению он приходит к жене блуднице и ее столь зазорного поведения делает своею сожительницею, или ему так повелел Бог? Тем более я удивляюсь тому, кто хочет смеяться над написанным о нем и дерзает обвинять историю в неприличии. И действительно: кто отрицает событие по причине его неприличия и решительно утверждает, что пророк не сообщался с блудною женою, но что божественное Слово иногда вступает в общение с нечистыми душами, тот не подумал, как следует о том, в какой вздор он впадает, ибо он, по-видимому, хочет, чтобы пророк был чище всесвятейшего Бога. Неужели, скажи мне, кто-либо может утверждать, что не все равно – пророк ли сообщается с лукавою женщиною, или Слово Бога вступает в общение с нечистою душою? Думаю, что среднего между тем и другим ничего нет. Итак, или нужно отвергнуть вместе с первым и последнее ради неприличия, или нужно допустить, что человеческие понятия и стремления должны подчиняться воле Божией. Считаю также полезным предложить нечто и из евангельских Писаний. Господь наш Иисус Христос возлежал вместе с мытарями и грешниками, но недоброжелательные фарисеи и за это обвиняли его и открыто приступали к святым ученикам, говоря: «почто с грешники учитель ваш яст и пиет?» (Мф.9:11) Что же говорит на это Христос? «Не требуют здравии врача, но болящии» (Мф.9:12). Итак, Бог, по своему безмерному человеколюбию, посылает Его к оскверненным и еще не очистившимся от греха, в чем никто не может усомниться.

И тем более не следует считать непристойною историю о блаженном Осии, что из нее с очевидностью явствует для нас, как божественное Слово может вступать с нами в духовное общение, хотя мы еще и нечисты и осквернены грехами. Итак, Бог всяческих сказал блаженному Осии: «иди, пойми себе жену блужения и чада блужения». Он берет Гомерь, совершая это не ради сладострастия, но исполняя дело послушания и служения и будучи Первообраза слугою, о котором мы должны конечно сказать, что Он в телесном и земном, насколько возможно, выразил духовное. Наконец, никто в мире, думаю, не осудит намерение пророка; ибо желание заключать брак и вступать в брачное соитие с женщиною27 и любить детей, Боговдохновенное Писание нигде не запрещает, напротив повсюду защищает это от порицания и хуления: «честна женитва... и ложе не скверно» (Евр.13:4), по слову блаженного Павла. Быть праведными и проводить добродетельную и благочестивую жизнь имели полную возможность те, которые желали этого, хотя они и молились о рождении детей. Такую жизнь проводил блаженный Авраам, и потомки его соделались угодными Богу. Итак, скажи мне, что в этом постыдного? Или как можно подвергнуть порицанию согласие пророка вступить в брак, когда Бог повелевал изобразить в телесных и чувственных явлениях нечто духовное и необходимое на пользу читателям? Я же, ничего не опасаясь, могу сказать, что пророк кроме того спас и Гомерь; ибо женщину столь постыдную и общедоступную он склонил прилепиться к единому мужу, – и ту, которая прежде оскорбляла самую природу (потому что она это делала не для рождения детей, но продавала красоту свою сладострастью каждого приходившего к ней, была сетью смерти, дверью и путем, низводящим в самую глубокую и последнюю тьму), склонил воздерживаться от столь презренных наслаждений и занятий и сделал ее почтенною матерью детей. А заботиться не слишком много о своих собственных выгодах, напротив более думать о том, что полезно и необходимо для спасения другому – есть дело святое и достойное удивления. Итак, не удостоим ли всякой похвалы блаженного пророка Исаию, когда он, сняв одежду, развязав сандалии и не придавая никакого значения благоприличию, ходил нагой, чтобы наглядно показать Израильтянам образ будущего плена и приуготовить наконец их обращение к Богу? Скажи мне, и премудрый Павел не ясно ли говорил нам: «молил бых ся бо сам аз отлучен быти от Христа по братии моей, сродницех моих по плоти?» (Рим.9:3) Не говорит ли он, что «всем бых вся, да всяко некия спасет,... что Иудеем бысть яко иудей,... беззаконным яко беззаконен, не сый беззаконен Богу, но законник Христу, да спасет беззаконныя» (1Кор.9:20–22). И зачем я говорю об этом, оставив еще более важное? Само единородное Слово Бога, дабы спасти род человеческий, «не восхищением непщева быти равным Богу, по себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв и образом обретеся якоже человек» (Флп.2:6–8), «претерпе крест, о срамоте нерадив» (Евр.12:2).

Посему нет ничего удивительного в том, что, не много вышедши за пределы приличия, пророк спас Гомерь и погибшую женщину возвратил к хорошей жизни. А что Бог повелел ему вступить в брак с блудною женщиною для достижения полезной и необходимой цели, в этом он тотчас удостоверил, утверждая, что для такой именно цели он и дал это повеление: «понеже, – говорит, – блудящи соблудит земля от Господа. И иде, и поя, Гомерь дщерь Девилаимлю: и зачат и роди ему сына» (Ос. 1, 2–3). Бог говорит пророку не о будущем блужении земли, но о бывшем уже; ибо были телицы в Дане и Вефиле и построены были капища Ваала и идолослужение Израиля совершалось во всей стране Самарянской. Боговдохновенное Писание или, вернее сказать, те, которые истолковали нам его, не делают различия относительно времени, как это видно из того, что Исаией вводится лице самого Христа говорящего: «плещи мои вдах на рани и ланите мои на заушения» (Ис.50:6). И сам пророк говорит о нем: «яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст своих. Во смирении его суд его взятся» (Ис.53:7–8). Видит, как пророческое слово о том, что имело совершиться в будущем, говорит нам как уже о бывшем. Посему слова: «блудящи соблудит земля» должно разуметь в смысле: «соблудила земля». Соблудила каким образом? – «От Господа», то есть отвергнув повиновение, которое каждый должен бы оказывать Богу как написано: «в след Господа имаши ходити» (Ос.11:10), то есть неизменно ты должен следовать законам, данным свыше от Бога. Итак, соблудила она «от Господа», перестав повиноваться Ему. Она стала отступницею и нечистою и, предавшись идолослужению, прогневила Владыку. Пророк Осия по той именно причине и вступил в брачный союз с Гомерью, что соблудила земля от Господа, ибо, как я сказал, событие это можно понимать как образ предмета таинственного. Потом Гомерь родила.

Ос.1:4–5. И рече Господь к нему: прозови имя ему Иезраель: зане еще мало, и отмщу кровь Иезраелеву на дому Иудове и упокою царство дому Израилева: и будет в той день, сокрушу лук Изсраилев во удоле Иезраелеве.

Здесь пророческое слово порождает в нас двоякое размышление. Некоторыми указывается иное чтение этого места, так что для точности необходимо теперь обратить на это внимание, так как получится не малая польза, если мы обратим внимание на оба чтения. Итак, наше издание, то есть перевод LXX читает так: «и отмщу кровь Иезраелеву на дому Иудове». Но в другом читается: «и отмщу кровь Иезраелеву на дому Ииуеве»28. И если так понимать это место, то необходимо сделать историческое объяснение. Дело было так. Во Израиле был царь Ахаав, имевший жену Иезавель. Когда он сильно возжелал приобрести виноградник Навуфея, а этот последний воспротивился сему, говоря: да «не будет мне от Господа Бога моего» дати виноградник отца моего тебе (3Цар.21:3), то Навуфей был убит, сделавшись жертвою жестокости Иезавели. После же убиения его Ахаав овладел виноградником Навуфея. Сверх сего он чрезмерно пристрастен был к бесовскому служению. Наконец, Бог всяческих вознегодовал и повелел пророку Елисею помазать Ииуя царем над Израилем. Послав своего ученика, пророк исполнил божественное повеление (4Цар.9:1–10). Тогда Ииуй, помазанный на царство, выходит из Самарии и приводит в исполнение гнев Бога над оскорблявшими Его. Убив Ахаава, он бросил его в винограднике Навуфея. Вслед затем умертвил Иезавель и семьдесят сынов Ахаава, находившихся во всей Самарии. Сюда же присоединил и Ваала; он сжег его статуи, разрушил капища и заколол самых жрецов его. За все это Бог одобряет его, и возвещает ему, говоря: сыны «твои до четвертаго рода сядут на престоле» твоем (4Цар.10:30). Но прославившись таким образом, Ииуй тем не менее и сам прогневал Бога, ибо не уничтожил телиц и сам подвергался обличению за то, что нечестиво ходил во грехах Иеровоама. Затем первый сын Ииуя Иоахаз был человек преданный идолопоклонству и покланявшийся телицам. Но во времена его, говорит Писание, «разгневася Господь гневом на Израиля, и вдаде их в руце Азаилу царю Сирску и в руце Адера, сына Азаилева» (4Цар.13:3). Вторым царствовал сын Иоахаза – Иоас; и этот был человек лукавый. Третьим был Иеровоам, в царствование которого и начинается пророчество Осии. Четвертым был Азария29, сын Иеровоама и тоже был идолопоклонник. Его убил Селлум. Итак, хотя Ииуй был помазан для того, чтоб отмстить кровь Навуфея, который был из Иезраели (а это был город Самарийский) и чтобы, истребив идолопоклонство Израиля, наконец склонить его обратиться к Богу, – однако же и сам он сделался поклонником телиц и потомки его были не менее нечестивы. «Отмщу, – говорит, – кровь Иезраелеву на дому» Ииуеве. Как отмстил Он дому Ахаава чрез царство Ииуя, так отмстит и дому Ииуя; во дни сынов его воевали Азаил царь Сирийский и Адер, они победили Израиля и опустошили весьма много городов Самарийских. – Итак, у пророка рождается дитя, которому дано имя Иезраель, потому что Бог как бы напоминает этим о грехе, совершенном против Навуфея. И в самом деле: когда убит был муж праведный и благочестивый, – мог ли остаться покойным Защитник праведных? Посему возвещает, что сокрушит лук «Израилев во удоле Иезраелеве»; ибо, как я сказал, колена Израилевы были побеждены Азаилом и Адером. Таков смысл, указанных здесь, исторических событий.

Но постараемся изъяснить смысл, соответственно другому чтению (этого стиха), придавая сказанному Богом духовное значение. Синагога Иудейская благородна ради предков своих. Ближайшие потомки божественного Авраама служили Богу живому и истинному, были ревнителями праведности, преукрашены всеми добродетелями, отличались истинным благородством, были непоколебимы в вере и опытны в справедливости всякого рода. Когда же, гонимые голодом, они пришли в соприкосновение с Египтянами и прожили там долгое время; то потомки их сделались иными и по нравам и по убеждениям, наконец стали подражать обычаям туземцев и совершенно пренебрегать благочестием, в котором были опытны и которые превосходно осуществляли в жизни их предки. Они поклонялись «твари паче Творца» (Рим.1:25) «и... делом рук своих» (Мих.5:13), по написанному. Они дошли до такой мерзостной и скверной жизни, что кажется не осталось ни одного вида порока, которому они не придавались бы. Мне кажется, что с ними случилось то же самое, что бывает с умной и благородной женщиной, если она оставит свой обычный образ жизни и не будет обращать внимания на благоприличие своего поведения, но решится явиться в виде и одеждах блудницы. Как последняя добровольно исполняет удовольствие всех, без всякого препятствия, так и душа человека, отринувшая всякое попечение о благочестии, пренебрегшая любовью к Богу и предавшаяся сатане, – удовлетворяет похоти злых духов. Итак синагога Иудеев прелюбодействовала духовно в Египте, ибо она, как я сказал, готова была служить похотям демонов, легко увлекаемая ко всему, что доставляло им удовольствие. Но Бог призрел и умилосердился над столь униженною и восхотел снова соделать ее целомудренною. И нечистую Всесвятый и Чистый соделать как бы своею сожительницею, даже соделал матерью чад и удостоил любви ради рожденного от нее Первенца, то есть Иезраеля, что означает: «семя Бога»30. Итак смотри, Осия сделался образом и типом столь премудрых дел Божия домостроительства. Он – святой пророк вступает в супружество с «Гомерью» – блудною женщиною. Она родила ему Иезраеля. Так и Бог чрез премудрого Моисея призывал Иудейскую синагогу к единению и духовному общению с Собою ради имевшего произойти из нее Первенца, то есть, Христа. Который поистине есть семя Божие; ибо Сын рожден от Отца, хотя и стал плотью.

Но поскольку изъяснение духовного смысла может быть ясным и основательным не иначе, как после изложения исторических событий: то теперь мы опять и напомним о них. Итак пророческое слово ясно нам возвестило, что Иезраель – город. Но так как он выразительно указывает на то, что Навуфей был из города Иезраеля, то сей самый Навуфей и может быть образом домостроительства спасения во Христе ибо Навуфей означает: «грядущий»31. А этим именем Священное же Писание часто обозначает Еммануила. Так блаженному пророку Аввакуму сказано: еще мало, «идый приидет, и не умедлит» (Авв.2:3). Негде и Давид воспевал: «благословен грядый во имя Господне» (Пс.117:26). Даже и сам божественный Креститель посылал некоторых из своих учеников к Господу нашему Иисусу Христу и спрашивал Его, говоря: «Ты ли еси грядый, или иного чаем?» (Мф.11:8; Лк.1:19) А что он (Навуфей) был образом Христа, это мы ясно увидим из написанного о нем. Ахаав сильно возжелал овладеть виноградником его и столь прекрасное место превратить в овощной сад. Навуфей же вознегодовал на это и решительно высказал, что он никогда не отдаст отцовского виноградника: «да не будет, – говорит, – мне дати» виноградник отца моего тебе (3Цар.21:3). Когда же узнала об этом богоненавистная и скверная Иезавель, преследовательница пророков и злоумышленница против праведных, посредством искусных злоухищрений, она заставила убить праведника. И устроив убийство его, приказала сожителю своему, говорю, Ахааву вступить во владение виноградником. На это справедливо вознегодовал Бог, и возвещает, что Он отмстит за кровь Иезраеля. Посему Ахаав убит был Ииуем, как уже прежде сказали мы; той же участи подверглась и злобная Иезавель. Теперь применим ко Христу то, что случилось древле в прообразе. Пророк Исаия говорит: «виноград бысть возлюбленному в розе, на месте тучне... и виноград бысть Господа Саваофа, дом Израилев и... человек Иудин», новый сад возлюбленный (Ис.5:1, 7). Но вожди Израиля, образом которых был царь Ахаав, возжелали овладеть Его виноградником не для того, чтоб он был превосходным наследием, то есть, виноградником, но для того, чтоб запустев, он сделался овощным огородом, то есть, превратился в нечто несравненно худшее; ибо весьма велико различие между овощным огородом и виноградником. И нечто еще большее открывается здесь, именно: народ Иудейский, находясь под руководством Христа, не должен ли был сделаться подобным самым пышным и плодовитым виноградным ветвям? Но живя по нравам и обычаям фарисеев и научаясь учениям и заповедям человеческим, они нисколько не отличались от самых низменных овощей, которые весьма скоро опадают и засыхают.

Итак вожди Иудейские сильно желали виноградник Христов иметь своим собственным владением и превратить его в овощной сад, но не склонили Его предать им виноградник Отца. Что же потом сделала богоненавистная Иезавель, то есть стадная толпа, подвластная своим вождям, или синагоге? Сочувствуя злоумышлениям и коварству своих вождей, она преследует праведного и святого Навуфея, то есть, «Грядущаго», и устроила так, что Он был убит. Оклеветанный Еммануил умерщвляется. А сколь несносно было это дело пред очами Бога, явствует из сказанного пророку Осии: «еще мало, и отмщу кровь Иезраелеву на дому Иудове: и упокою (упраздню) царство дому Израилева». Итак, взыскана, как я сказал, кровь Христа со всего Израиля. Так как в то время, когда было пророчество, они назывались различно: Иудою – оставшиеся в Иерусалиме, а Израилем – жившие в Самарии; то для того, чтобы ясно указать на всего Израиля, должен был сказать, что отмстит кровь Иезраелеву, «на дому Иудове и упразднит царство дому Израилева». Но это предсказал и божественный Иаков, говоря: «не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложенная ему, и Той чаяние языков» (Быт.49:10); ибо когда среди нас воссиял Еммануил, тогда-то именно и уничтожилось царство Израильтян. И действительно, во время рождения Христа страной Иудейской управлял Ирод, сын Актипатра, Аскалонянин32. Возвещает также, что «в той день», то есть, в то время, сокрушит и самый лук Израиля, ибо «лук сильных изнеможе», по написанному (1Цар.2:4), хотя они и воображали, что одолеют Еммануила, – и «врагу оскудеша оружия в конец» (Пс.9:7) и сила мышц их уничтожена, ибо не победили Непобедимого. Но как бы подготовляя к глубине духовного созерцания, он тотчас обращается к историческим событиям, говоря: «сокрушу лук Израилев во удоле Иезраилеве»; ибо там Азаил, царь Сирийский, победил выступившего против него Израиля. Поскольку же, думаю, не следует уклоняться от необходимого и духовного созерцания; то утверждаю, нет никакого препятствия разуметь под долиною Иезраиль (то есть семени Божия или Христа) гроб в вертограде, в котором за страданием последовало воскресение и Он победил все виды дерзостей Иудейских. Воскресением разрушены их злобные, богоненавистные и кровавые замыслы. Они думали, что могут умертвить Сына, чтоб сделать своею собственностью Его виноградник; но положенный во гроб, Он опять ожил, соделав бездейственными их злоумышления и как бы сокрушив их луки тем, что уже не может подвергнуться никаким страданиям. А их самих изгоняет из виноградника, как ненавистных Богу и злых убийц Господа, виноградник же отдает другим земледельцам, добрым, благомысленным и весьма трудолюбивым, по евангельской притче (Мф.21:38–41).

Ос.1:6–7. И зачат еще, и роди дщерь. И рече ему [Господь]: прозови имя ей, непомилована: зане не приложу ксему помиловати дому Исраилева, но противляяся возсопротивлюся им. Сыны же Иудины помилую, и спасу я о Господе Бозе их: и не спасу их луком33,... ни бранию34, ни конми, ниже конниками.

После рождения Иезраеля у Пророка рождается от Гомери девица, которой Бог повелел дать имя: «непомилована». Тотчас же присоединяет и побуждение к такому названию и ясно указывает причину, говоря, что Израиль уже не удостоится никакого помилования, но Бог, как бы восстанет против них и будет самым страшным врагом их. Он сильно воспротивится их благополучию, так что они впадают в крайние бедствия и подвергаются поистине невыносимым несчастиям; ибо когда Бог восстанет против людей, то страждущие ни откуда не могут получить помощи. «Аще затворит от человек, кто отверзет?» – говорит (Иов.12ср. Ис.22:22); так и пророк говорит: «руку высокую кто отвратит?» (Ис.14:27), или кто защитит осужденного небесным приговором? Все повинуется божественным мановениям и что решил совершить, то беспрепятственно и непременно исполняется, потому что тварь содействует Ему и повинуется определениям своего Владыки. Так Он наказывает Египтян, превращая воду в кровь и пепел в скнип, ниспосылая ужасный град, распространяя тьму в продолжении трех дней и наводя на них все другие наказания. Итак имя девушки: «непомилована» оказывается необходимым и полезным для того, чтобы прогневившие некогда Бога своим многобожным заблуждением, любопытствуя и узнавая о причине такого названия, склонялись бы к лучшим и приличнейшим мыслям и делам и, наконец, благоразумно решились бы отвратить от себя гнев Божий, по крайней мере, последующими своими поступками, и снискать себе от прогневанного ими Бога всяческих кротость и милость. Кажется, здесь пророческое слово опять указывает нам на пленение Израиля Феглафеласаром и также Салманасаром царями ассирийскими, которые, опустошив города Самарийские, переселили Израиля из Самарии в пределы Персов и Мидян. Но они не подверглись бы таким ужасным несчастиям, если бы Бог хотел оказать помощь им, а не напротив, т. е. если бы не вооружился на них и не восстал бы в качестве как бы врага их. Об этом именно Он и сказал ясно: «противляся возсопротивлюся им». Сынов же Иудиных обещал помиловать и спасти их, но не военною силою (на это и указывают слова: ни колесницею, ни конями), что и совершилось во время осады Иерусалима Сенахиримом, когда Рапсак хулил божественную славу, говоря, что будто бы Бог не в силах спасти Иерусалим и живущих в нем, а в доказательство несомненно ожидающего их плена привел то, что боги самарянские не в состоянии оказались избавить своих поклонников. Но Иуда, то есть два колена, принадлежавшие к Иерусалиму, были спасены чудесным образом; ибо «сниде, – говорит, – Ангел Господень и уби от полка Ассирийского во едину нощь сто осмьдесят и пять тысящ» (4Цар.19:35). Спасенные таким образом воспевали песнь и повествовали о том, как совершилось у них великое дело, говоря: «сии на колесницах и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем: тии спяти Быша и падоша, мы же востахом и исправихомся» (Пс.19:8–9). Но это пусть будет сказано нами в историческом отношении35.

Перейдем теперь к иным мыслям, то есть опять к размышлениям о самом Христе. После рождения Иезраеля, то есть семени Божия (дабы ты разумел Еммануила, за кровь Которого Бог обещал отмстить) у Гомери, то есть, впадшей в любодеяние синагоги Иудейской, рождается дочь или толпа, которой следовало бы называться: «непомилована», так как участвовала в убиении Иезраеля, то есть Христа. Посему-то справедливо она обретает в Боге своего врага и неприятеля, и вскоре потерпела ужасные бедствия, будучи опустошена36 римскими войсками и подвергшись известной войне, во время которой женщины поедали даже собственных детей или, как говорит пророк Иеремия: «руце, жен милосердых свариша дети своя» (Плч.4:10); так как голод принуждал их не обращать внимания на законы человеческого естества и пренебрегать неодолимою силою родительской любви. Все это и случилось с нечестивцами. Но обещает и помиловать сынов Иуды, то есть тех, которые после научения и возрождения от Духа Святого соделались сынами Христа, происшедшего из колена Иуды. И в самом деле: если чрез благовествование рождаются некоторые во Христе святыми апостолами, то не тем ли более чрез Самого Христа? О них и говорит: «се Аз и дети, яже ми дал есть Бог» (Евр.2ср. Ис.8:19). Итак спасаются во Христе Господе и Боге всяческих, не оружием земным и плотским (2Кор.10:4), но силою Спасающего и сокрушающего начала и престолы и своим крестом торжествующего победу над полчищами противников и ниспровергающего лукавые силы и любящим Его дающего «власть наступать на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию» (Лк.10:19). Народ Иудейский, непокорный, необузданный и убивший Господа, очень хорошо он уподобляет жене, говорю непомилованной; ибо женщину очевидно можно признать за образ и символ души немужественной и бессильной. Таковы все, которые не приняли учения Христова и не захотели последовать Его божественным и святым заповедям. Так и пророк Осия говорит: «обратися Израилю ко Господу Богу твоему, зане изнемог еси в неправдах твоих» (Ос.14:2). И опять он же о заповедях Спасителя говорит: «яко правы путие Господни, и праведнии пойдут в них: а нечестивии изнемогут в них» (Ос.14:10). Тот же Осия об убийцах Иезраеля, то есть Христа, говорит: «и смирится укоризна37 Израилева в лице ему» (Ос.7:10) и «Израиль и Ефрем изнемогут в неправдах своих» (Ос.5ср. Ос.14:2).

Ос.1:8–9. И отдои непомилованную: и зачат паки, и роди сына. И рече [Господь], прозови имя ему: не людие мои, зане вы не людие мои, и аз несмь... ваш38.

Вслед затем и не много спустя рождается у Гомери новое дитя, которому Бог повелевает дать имя: «не людие мои». И тотчас же указывается опять причина такого повеления: «зане вы, – говорит, – не людие мои и аз несмь ваш». И отсюда, наконец, можно видеть, что сии исторические события совершались в обличение согрешивших и для твердого исправления склонившихся к надменности и впавших в заблуждение, и были образами событий, имевших в свое время совершиться у Израильтян, когда уже вочеловечился Единородный и претерпел за нас честный крест. Если же прежде изъяснения духовного смысла надобно рассказать исторические события, то скажем, что после того, как Израиль переселен был из Самарии в пределы Персов и Мидян Феглафеласаром и Салманасаром, царями ассирийскими, уцелевшие останки подвергшихся бедствию совсем перестали называться народом Божиим, так как все стремления их направлялись к отступлению от Бога, – и они нисколько не оставляли своей привязанности к отвратительному служению демонам.

Что же касается истинного смысла и значения (этих событий) в отношении ко Христу, то понимай их другим образом. После этой злодейской толпы, по справедливости непомилованной (ибо она убила Господа), – тотчас, говорим, после тех бывшие или и существующие (до днесь) сыновья уже соблудившей синагоги, очевидно, перестали быть и именоваться народом Божиим. Правда, Римская война не истребила всего народа Иудейского, (хотя весьма большое и даже бесчисленное множество их погибло), однако же те из них, которые спаслись и избежали сетей смерти, рассеялись по всем ветрам, по написанному, и расселились в странах язычников, уже не называясь, как я сказал, народом Божиим. Благодать же (Божия) перешла к уверовавшим из язычников, с которыми смешался и останок Израиля, то есть спасенные верою во Христа; ибо из них уверовало не малое число. А как Израиль отвергся общения с Богом, то и Сам Бог всяческих отступился от него, на что ясно указал, не только сказав: «вы не людие мои, но и присовокупив к сему: и аз несмь ваш». О нас же, оправданных во Христе и освященных Духом и получивших общение с Ним, устами пророка говорит: и аз буду им в Бога, и тии будут «мне в сыны и дщери глаголет Господь Вседержитель»39. (2Кор.6:18) И Христос говорит Иудеям то: «еще мало время с вами есмь» (Ин.7:33), то: «се оставляется вам дом ваш» (Мф.23:38; Лк.13:35)40. И об уверовавших из язычников говорит: «овцы моя гласа моего слушают, и аз знаю их, и по мне грядут. И аз живот вечный дам им» (Ин.10:27–28).

Ос.1:10. И будет41 число сынов Исраилевых аки песок морский, иже не измерится, ни изочтется.

Блаженный Исаия то же самое изъясняет нам другим образом. «И аще будут, – говорит, – людие Израилевы яко песок морский, останок их спасется: слово бо совершая и сокращая правдою, яко слово сокращено сотворит Господь42 во всей вселенней» (Ис.10:22–23). Быть может, это надо понимать и таким образом, но можно и иначе, а именно так: велик и неисчислим Израиль, и хотя бы даже он был равен песку морскому, но не велико его значение у Бога, после того, как начал нечествовать, а между тем и один праведный и благочестивый удостаивается от Него любви и особенного попечения. Он взирает и на одного «кроткого и молчаливого, и трепещущего словес» Его (Ис.66:2). И не довольствуется попечением об одних только добрых и кротких, боящихся Его и искренно служащих Ему, но заботится о пользе и других и даже прогневавших Его избавляет от грозившего им иногда наказания. В доказательство сего можешь взять сказанное о Содомлянах, когда всемогущий Бог обещал освободить их от огненного наказания, если бы среди них нашлось только пять праведников. Тогда и Лот спасся вместе с женою и детьми. И что я говорю о пяти праведных и добрых, когда Он, угрожая гневом Иерусалиму, говорит: «обыдите пути Иерусалимския, и воззрите, и познайте, и поищите на стогнах его: аще обрящете мужа творящаго суд, и ищуща веры, и милосерд буду им43, глаголет Господь» (Иер.5:1)? Видишь, как Он не оставляет и одного праведника, и за целый город молящегося не презирает44. А и неисчислимый народ, как я сказал, не имеет у Него никакого значения, если оказывается нечистым, склонным к злу и необузданно преданным прелестям демонским.

Ос.1:10. И будет... на месте еа немже речеся им, не людие мои вы, сии тамо45 прозовутся сынове Бога живаго.

Рядом с суровым гневом возвещается и прекращение скорби и, что касается до слов пророчества, то не далек конец бедствий, т. е. в изложении пророчества вслед за речью о гневе Божием и отвержении идет речь о милосердии Божием и прекращении бед. Что Израиль будет некогда отвергнут, это ясно предвозвестил в только что сказанных нам словах. А что он не всецело погибнет и не совсем истребится, но что наступит для них время восстановления в прежнее состояние и возвращения любви к Богу, очевидно чрез веру во Христа, – и в этом Он также удостоверил; ибо тем, которые должны были внимать пророческим речам, надлежало иметь ясное познание о таинстве и не оставаться в неведении способов божественного домостроительства. Итак, «будет, – говорит, – на месте, на немже речеся им, не людие мои вы, сии прозовутся сынове Бога живаго». Постараемся точно объяснить, что Он хочет сказать выражением: «на месте». Израильтяне некогда сделались пленниками и переселены были в ассирийскую землю. Там они плакали и рыдали о законе, что ясно показал нам блаженный Давид, говоря: «на реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона» (Пс.136:1); опять сказал: «како воспоем песнь Господню на земле чуждей?» (Пс.136:4) Но по милосердию Божию возвратившись во Иерусалим, они как и прежде были и именовались народом Божиим и, пребывая в благополучии, свободно отправляли богослужение и совершали жертвы по закону; ибо исполнять постановления закона невозможно было в каком-либо другом месте, но в одном только Иерусалиме и во храме. Относительно этого закон Моисея дает ясное наставление: «внемли себе, да не принесеши всесожжений твоих на всяком месте, еже аще узриши токмо на месте, еже изберет Господь Бог твой, тамо нарещи его имя, тамо да принесеши всесожжения твоя (Втор.12:13, 5). Итак, оставивши землю иноплеменников и возвратившись некогда во Иерусалим, они опять стали совершать узаконенное Моисеем и называться народом Божиим. После же креста46 Спасителя и после бывшей осады и опустошения их (города) они с семействами своими рассеялись по городам и странам язычников. Итак, каким образом они некогда сделаются народом Божиим? Ужели опять возвратятся во Иерусалим и собраны будут в храме? Или же это совершится в тех местах, где каждый будет жить? Что говорит Пророк? «На месте, на немже речеся им, не людие мои, сии прозовутся сынове Бога живаго». Правда, они перестали быть, народом Божиим и рассеялись по языческим странам, что, как известно каждому, продолжается и до днесь. Но в последние времена века, когда «исполнение языков внидет» (Рим.11:25), тогда и сам отверженный Израиль будет принят в число сынов Божиих, в каком бы месте кто ни оказался живущим. Для этого нет никакой необходимости возвращаться в Иерусалим и искать еще каменного храма, потому что он (Израиль) будет чтить Бога не по древним обычаям, не жертвами, говорю, волов и закланием овец, но выражением их богослужения будет вера47 во Христа, и Его заповеди, и освящение в Духе, и чрез святое крещение возрождение, сообщающее славу сыноположения самим святым, призванным для сего от Господа.

Ос.1:11. И соберутся сынове Иудины, и сынове Израилевы вкупе, и поставят себе власть едину, и изыдут от земли, яко велик день Иезраелев.

И это, как увидим, исполнилось и исторически и духовно. Жители Самарии, то есть, Израиль, а также и жители Иерусалима, то есть, Иуда и Вениамин, как военнопленные, находились в пределах Персов и Мидян. Когда же Кир, сын Камбиза, овладев Вавилоном и получив власть над Персами, отпустил Израиля и Иуду и повелел им идти домой с своими священными сосудами, тогда они пришли во Иерусалим и стали жить наконец, уже не отделяясь друг от друга, как это было до плена, и не имели каждый своих особых царей. Все единодушно принадлежали к одному Иерусалиму, имея в то время своим вождем Зоровавеля, сына Салафиилева, который был из колена Иуды, а великим первосвященником – Иисуса, сына Иоседекова. Тогда они восстановили божественный храм и стали заботиться об устроении своих жилищ. Посему, «соберутся, – говорит, – сынове Иудины и сынове Исраилевы вкупе, и поставят себе власть едину и изыдут от земли», дабы ты разумел землю иноплеменников, в которую они были отведены иноплеменниками. Но выражение: «яко велик день Иезраелев» не соответствует историческому повествованию48, и потому там49 говорит, Израиль назовется народом Божиим, хотя за свое великое нечестие и назван был «не людие», как уже мы говорили об этом прежде. Тогда «соберутся и сами сынове Иудины», то есть все наконец множество Иудеев, какое окажется на лицо в последние времена. И все будут под одною властью, то есть, под властью Христа. Это и предвозвестил Бог всяческих устами пророка Иезекииля, говоря о Христе: «и возставлю им пастыря единаго, и упасет я, раба моего Давида, ... и будет им пастырь» (Иез.34:23). Давидом же называет Христа, по плоти родившегося от семени Давида. Итак после того, как будет уже призвано множество язычников, наконец введен будет и Израиль и все будут под одною властью. И «изыдут, – говорит, – от земли». Эти слова, думаю, указывают правомыслящим или на то, что всецело подчинившиеся игу Спасителя будут всячески удаляться от земных помышлений и побеждать плотские пожелания, (а что таковы все, покорившиеся игу Христову, в этом удостоверит и блаженный Давид, говоря: «яко Божия державнии земли зело вознесошася» (Пс.46:10) и также Павел: «иже Христовы суть, плоть распяша со страстми и похотми» (Гал.5:24), или на то, что они получат воскресение из мертвых, ибо однажды и Христос сказал: аминь глаголю вам, яко «веруяй в Мя, аще и умрет, оживет» (Ин.11:25). Но при этом необходимо возникает вопрос: ужели неверующие, скажи мне, останутся мертвыми и не восстанут вместе с другими? Каково в этом отношении преимущество уверовавших во Христа, это показал нам сам Спаситель, так говоря: «тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: аз приидох, да живот имут, и лишше имут» (Ин.10:10). Итак воскреснут все, как злые, так и добрые, но не все имеют это «лишше». Те, которые не суть Христовы, вследствие того, что окажутся уличенными в грехе неверия – будут иметь в конце концов жизнь гораздо худшую смерти; ибо они подвергнутся суду за свои преступления и за неверие. А те, которые Его суть и получили духовное общение с Богом, люди доброго образа жизни, кроме общего воскресения и возвращения к жизни, всеконечно будут иметь и следующее за сим, то есть, дары, почести, венцы, награды, славу. Это засвидетельствует Павел, говоря: «се тайну вам глаголю: вси бо не успнем, вси же изменимся: вскоре, во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся» (1Кор.15:51–52). Итак, «изыдут, – говорит, – от земли», то есть, и сами они будут жить жизнью святых, яко «велик день Иезраелев». И действительно, велик день Христов, в который Он воскресит всех мертвых, и снидет с небеси, и сядет на престоле славы своея, и «воздаст коемуждо по деянием его» (Мф.16:27). Если же кто пожелал бы под днем разуметь время (первого) пришествия, когда Христом даровано отпущение грехов Эллинам и Иудеям и всем согрешившим против Него, то и он не уклонится от истины. Так и Давид возвещает время пришествия Спасителя нашего, говоря: «сей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь» (Пс.117:24).

* * *

7

Так у LXX, в Евр. Халд, и Сир. Но св. Кирилл вместо ὑιός читает: ὅς – который.

8

В слав. и у LXX, как и во всех: в лето тридесять осьмое.

9

В слав. и в авторитетном тексте LXX, как и в других текстах, сын Иеровоама называется Захариею, – но в Александрийском списке LXX читается здесь и в 14, 29: Αζαρίας.

10

В слав. и у LXX, как и во всех: в лето тридесять девятое.

11

У св. Кирилла: Γαζῆ, у LXX Γαδδί и Γεδδί или Γεδδεί, евр. גָּדִּי или גָּדִי. Слав. сын Гаддиин.

12

У св. Кирилла: ἐκ Θερσίν, у LXX: ἐκ Θερσίλά, Θαρσιλὰ, Θερσά, слав. от Ферсилы, русск.: Фирцы, Евр.: מִתּרְצהָ

13

Φουά –так и в некоторых списках LXX, в других Φαλώχ, Φούλ, Φαλώς ср. 1Пар.5:26, – Евр. פּוּל. Русск. Фул, Слав. Фула.

14

У LXX и в Евр. в пятидесятом году (4Цар.15:12), так и в славянском и во всех текстах; а в пятьдесят втором воцарился Факей (4Цар.15:27).

15

Ἰωάθαμ –так и у LXX, но в Алекс. списке Ἰωάθαν, Евр. יותָם

16

У Св. Кир. Φακέας, у LXX Φακεσίας, и Φακείας (в Алекс. списке), Евр. פְּקַחְיָה

17

τριστάτης –первый после Государя сановник.

18

Θεγλάβαλασάρ, у LXX: Θαλγαθφελλασάρ, Слав. Фелгаффелласар, Евр. תִּגְלַת פִּלְאֶםֶר

19

῾Ραασών, у LXX, a Слав. Раассон, Евр. и Русск. Рецин.

20

т.е. не в хронологической последовательности, но как вводное указание на предшествовавшее среди повествования о позднейшем.

21

Μαναά оставленное у LXX без перевода еврейское מִנְחָה, которое переводится славянскими: дар, 4Цар.8:9, дань, 4Цар.17:4, жертва, Неем.13:5.

22

ἐν Ὠσηέ, в Алекс. сп. πρός Ὠσηέ, Слав. ко Осии.

23

ἐν τῷ προφήτη.

24

В Слав. о мне.

25

Опущено: и ризу.

26

בֶּן־הֲדַד в Евр. Вульг. Араб. и Русск. (Венадат) есть собственное имя трех Сирийских царей (3Цар.15:19, 20:1; 4Цар.13:3). Но LXX, Халд. Сир. и Слав. первую половину имени передают нарицательным – сын и, кроме того, LXX толковников вместо конечной ד читали ר, откуда получилось: ὑιὸς Ἀδέρ Слав. сын Адеров. Св. Кирилл Алекс. следует переводу LXX, опуская ὑιός.

27

γυναίω.

28

Первому чтению следуют: LXX. Итал. Араб. Слав. Август. Второе находим в Евр. Сир. Халд. Вульг. Русск., также у Феодорита и Иеронима, который, подобно св. Кириллу, обращает внимание на это разночтение.

29

Или Захария.

30

Евр. יׅזְרְעֵאל от זָרַע – сеять и אֵל – Бог у Св. Кирилла: σπορὰ θεοῦ – собственно: сеяние или порождение, род (сын) Бога. О местоположении Иезраеля см. Onomasticon Evsebii edit. Larsowi et Porthey, Berolini, 1862 pag. 230.

31

Ὁ ἐρχόμενος. Еврейское имя נָבות Св. Отец производит от глагола בּוא. Кроме того находит у древних такие толкования этого имени: conspicuus (вероятно от נָבָה или נַָבט, читая ט вместо ת), sessio (от נָוָה, читая ו вм. ב). exclusio (от נוּא), ἐρχόμενος, как у Св. Кирилла,– ἀπό πνεύματος ἐρχόμενος, superveniens (от נָבָא или בּוא), даже θυγατέρες (ошибочно читая בָּנות; греческое и латинское написание имени встречает такое: Ναβουθαί (LXX), Naboth (Вульг.). Nabaoth, Ναβουθέ (Migne, Patr. Ser. lat. prima, t. XXIII, coll. 821–822, 1193–1194, 1237–1238). Иосиф Флавий читает Νάβουθος др. чт. Νάβωθοσ, Ναβουθαῖος; Свида: Ναβουθᾶς, Antt. VII, 13.8 edit. Havercampi, pag. 462 cp. not. k.). Новые толкуют: плоды (от נוּב – Гезениус), или: пророчество, loquela, prophetia (נְבוּאָה – Вульгата Сикста V, 1826 года).

32

Иудейское предание о том, что Ирод был Аскалонянин (Аскалон и Газа филистимские приморские города), известно уже св. Иустину (Разговор с Триф. гл. 52) и Юлию Африкану (Евс. Ц. И. 1, 6), который называет Ирода сыном раба, служившего при храме Аполлона и происходившего из Аскалона (ἱεροδὄυλος). По свидетельству придворного Иродова историка Николая Дамаскина (Ios. Antiq. XIV, 1.3), Антипатр был потомок одного из первых иудеев, воротившихся из Вавилона в Иудею при Зоровавеле. Но Иосиф объясняет это ложное показание Николая лестью к Ироду и желанием историка-дипломата примирить иудеев с Иродом. По достоверному свидетельству самого Иосифа, Аптипатр был родом Идумеянин, и при том не раб, но один из самых знатных людей и по богатству, и по положению и по происхождению (Antiq. XIV, 1. 3; Bell. jud. 1, 6. 2). Для примирения древне-отеческих свидетельств с показаниями Иосифа надо принять во внимание, что понятие «Идумеянин» имеет весьма широкое значение и что название «Аскалонянин» не указывает необходимо на национальность. В пояснение к древне-отеческим свидетельствам можно указать на то, что отец Антипатра находился в самой тесной дружбе с «Арабами, Газянами и Аскалонянами» (Antiq. ibid.).

33

У св. Кирилла опущено: ни мечем.

34

У св. Кирилла, как и в Александр. списке, прибавлено: οὔτε ἐν ἄρμασιν – ни колесницами.

35

Т. е. сказанное должно относить к историческому объяснению пророчества.

36

Вместо ταῖς Ρωμαίων δυνάμεσιν ἐκπεπορθημένων (страд.) должно читать: ἐκπεπορθημένη.

37

Укоризна (ὕβρις) собственно значит надменность, дерзость.

38

В Слав.: Бог ваш. Но слова Бог нет ни у LXX, ни в Еврейском.

39

Цитата представляет свободное соединение 2Кор.6:18; 2Цар.7и Иер.31:9, 1. Наиболее же приближается ко 2Кор.6:18, где св. Апостол соединяет пророчество Иер.31:9, 1 и 2Цар.7:14.

40

Св. Отец опускает слово: «пусть», согласно некоторым Мф.23и почти всем древним чтениям Лк.13:35.

41

У LXX и св. Кирилла стоит: καὶ ἤν – и бе – прошедшее пророческое, имеющее значение будущего, как и в Еврейском.

42

У св. Кирил. Бог.

43

αὐτοῖς – так у св. Кирилла и у LХХ, также в Халд. и Араб. Но в Евр., Сир. и Вульг. стоит единственное число, как и в Слав. ему (­ к нему). Так как обещание Бога о помиловании относится не к праведнику только, если бы таковый хоть один нашелся в Иерусалиме, но ко всему Иерусалиму (всем его жителям), то для избежания обоюдумыслия в славянском тексте должно: или начало стиха читать так: обыдите пути Иерусалима (как и в греч. LХХ стоит существительное), или же местоимение ему относить по смыслу к не имеющемуся в слав. тексте существительному Иерусалим. Русский: я пощадил бы Иерусалим. Греческое же ἀυτοῖς объясняется тем, что слово Ἰερουσαλήμ толковники принимают в собирательном значении жителей Иерусалима.

44

Разумеется Авраам, молившийся за Содом (Быт.18).

45

Тамо (ἐκεῖ) нет у св. Кирилла, как и в некоторых древних списках. Но при объяснении стиха 11-го св. отец, кажется, читает это слово (Migne, t. LXXI, col. 56. В.).

46

Т. е. распятия и смерти.

47

Буквально: образ их богослужения будет вера ... т.е. выражаться верою ...

48

О евреях времен Зоровавеля, и потому должно быть понимаемо в духовно-прообразовательном смысле.

49

См. примеч. к 10-му стиху, к слову тамо славянского текста.


Источник: Перевод П.И. Казанского и А.А. Жданова, под ред. М.Д. Муретова. Опубликовано: Кирилл Александрийский, свт. Творения. Ч. 9. М., 1892.

Комментарии для сайта Cackle