Источник

24. Успенский собор

Другой собор в лавре сооружен по образцу Московского Успенского, при Царе Иоанне Васильевиче; освящен же Всероссийским Митрополитом Дионисием, на другой год после кончины этого Государя, в день храмового праздника 1585 г. в присутствии Царя Феодора Иоанновича и его супруги Ирины Феодоровны. Длиной храм с алтарем 19 сажень, шириной 13 саж. 1 аршин, вышиной до 10 сажень. Верхи его осенены пятью главами; средняя из них обита вызолоченной медью в 1806 году при Митрополите Платоне, а остальные 1807 года покрыты по голубому полю медными вызолоченными звездами; осмиконечные кресты на главах обложены листовым червонным золотом. С южной и северной сторон у собора ступенчатые крытые крыльца, а с западной–портик, вместо прежней трапезы, построенный 1781 года, в новом стиле с подписью на портале: ведомому Богу. Повод к такой надписи на храме подали Митрополиту Платону: 1) Апостол Павел,53 который встретил в Афинах капище с надписанием: неведомому Богу (’Aγνώϛῳ Ѳεῷ), которого «аки благочестивые Афиняне не ведуще, благолепно чествовали», и 2) слова Пророка Давида: ведом в Иудеи Бог.54

Величественный храм этот, по указу Царей Иoaннa и Петра, внутри украшен 1684 года, стенописью в Греческом пошибе, как значится из подписи у западных входных дверей. Алтарный иконостас в нем о пяти поясах, резной, в больших размерах; древние иконы в нем, по мере надобности, поновлены. Из местных заслуживают внимание любителя иконописи иконы: 1) Софии Премудрости Божией, так называемой у иконописцев Новгородской, с надписью о таинственном знаменовании сего символического изображения, и 2) Положение ризы Господней в Московском и Успенском соборе Патриархом Филаретом и проч.

В главном алтаре запрестольный крест утвержден над вырезанным из дерева двухглавым орлом. По преданию, этот герб Всероссийский потому поставлен, что здесь, под сению престола Божия спасся юный Петр I от ножа мятежных стрельцов; другие полагают, что это случилось в Троицком, соборе. Верно только то, что в храме Сергиевой обители великий Петр чудесно сохранен от убийц.

Кроме главного алтаря в честь Успения Божией Матери, в этом соборе за преградой три придела: 1) св. Великомученика Феодора Стратилата, 2) св. Мученицы Ирины и 3) обетный алтарь Святителя Николая Чудотворца, устроенный и освященный во время осады монастыря 1609 года, Мая 9.

В самом храме погребены с правой стороны от входа: 1) духовник Царя Михаила Феодоровича, сперва протопоп Моск. Благовещенского собора, потом Архиепископ Рязанский Moисей, умер. 1651 года в Рязани и 2) Архиепископ Московский Августин Виноградский, умер, в Москве 1819 года, на левой стороне: 1) Королева Марфа Владимировна, дочь Князя Владимира Андреевича Старицкого, бывшая в замужстве за Датским Принцем Магнусом, Королем Лифляндским, потом инокиня, умершая 1617 года, июня 13, и 2) дочь ее Королевна Евдокия, сконч. 1589 г. Марта 17. Над их могилами каменные надгробницы.

Вне собора, против северо-западного угла, низменная каменная палатка, крытая железом, заключает в себе четыре гробницы царственного семейства Годуновых. Здесь нашел себе третью могилу Борис Годунов; его гроб вынут был из могилы в царской усыпальнице, извергнут чрез пробитое в юго-восточной стене отверстие и предан земле в убогом Варсонофьевском монастыре вместе с гробами супруги, Царицы Марии и сына Царя Феодора; потом оттуда в 1606 года с честью гробы их перенесены в Троицкую обитель и похоронены в трапезе Успенского собора; к ним присоединена несчастная дочь Бориса Годунова Ксения, которая, пред кончиной своей, 1622 г. Августа 30, просила Царя Михаила Феодоровича перевезти тело ее из Суздальского монастыря в Троицкий и там похоронить ее вместе с ее отцем и матерью.55 Но не суждено было Годуновым и здесь оставаться в покое; при разобрании трапезы, 1781 г. могилы их остались вне храма и над ними устроена сказанная палатка. На каменных надгробиях читаем следующие надписи: 1) Лета 7113, июня в 10 день преставися благоверный Царевич Феодор Борисович всероссийский; 2) лета 7113, Мая в 1 день преставися Благоверный Царь и Великий Князь Борис Феодорович всея России, во иноцех Боголеп; 3) лета 7113, июня 10, преставися благоверная Царица и Великая Княгиня Mapия Григорьевна всея России; 4) лета 7130, Августа в 30 день, преставися благоверная Царевна, инокиня Ольга Борисовна».

Отец, мать и сын погибли насильственной смертью; дочь пережила их, как бы для того, чтобы оплакивать в стенах монастырских свою бедственную судьбу, преждевременную смерть своего жениха, родителей и брата. Предоставляя Бориса на суд истории, на гробах несчастных его детей, повторим то, что говорит об них современный им писатель: «Царевич Феодор, Царя Бориса отроча зело чюдно, благолепием цветущи, яко цвет дивной на селе от Бога преукрашен, и яко крин в поле цветущь: очи, имея велики черны, лице же ему бело млечьною белостию блистаяся, возрастом среднии, телом изобилен; научен бе ото отца своего книжному почитанию, во ответех дивен и сладкоречив вельми, пустошное же и гнилое слово никогда же изо уст его исхождаше, и о поучении книжном со усердием прилежаше».

Царевну так описывает нам ее современник: «Девица суща, отроковица чюднаго домышления, зелною красотою лепа, бела и лицем румянна, очи, имея черны велики, светлостию блистаяся, когда же в жалости слезы от очию испущаше, тогда наипаче светлостию зелною блисташе; бровми союзна, телом изобильна, млечною белостию облиянна, возрастом ни высока, ни ниска, власы имея черны, велики, аки трубы по плечем лежаху; воистинну во всех женах благочиннейша и писанию книжному многим цветуще благоречием, воистинну во всех делех чредима, гласы воспеваемые любляше и песни духовныя любезне слышати любляше».56

Юный Феодор, образованный выше своего века и оставивший нам сочиненную им карту России, царствовал, после отца своего, около двух месяцев в смутное время Русского Государства и «неповинный, по выражению Митрополита Платона, но за неповиннаго предан в жертву; о нем же мнози тайно в сердцах своих возрыдаша за непорочное его житие». Сестра его Царевна Ксения, невеста Датского Королевича Иоанна, потом невольная наложница Самозванца, вытерпела осаду в Троицком монастыре и скоротала скорбную жизнь свою под схимою. В ризнице хранится покров на ее гробницу с узловатой надписью, вышитой серебром по краям его, которая резко напоминает превратность судьбы Царевны этой: «Приидите вси и видим чудо бывшее: иже вчера златом и царскими багряницы красяйся и множествы земными владуще, а ныне лежит мертв, без дыхания и без зрака. Приидите, разумеем, что всуе богатство и слава, юный цвет, яко прах. Вси бо умрем, цари и князи, судии и вельможи, богатые и убозии, всяко естество земных ни вочто же бысть. Оле дивство! Вчера царствуяй, дней гробу предается, с мертвыми полагается и пepстию покрывается. Тем Xpиcту Богу возопием: преставльшейся от нас рабе своей, благоверной Царевне и Великой Княжне Ксении, во иноцех схимнице Ольге Борисовне всея Руси, со всеми со Святыми во царствии Твоем покой, Господи». – Ежегодно 1 Мая, пред литургией панихида по Годуновым совершается соборне на их опальной могиле; при звоне большого Годуновского колокола. На литургии употребляются тогда драгоценные вклады Годунова: сосуды, воздухи и покров на мощи Препод. Сергия.

Так лавра в Годуновых чтит помазанников Божиих и своих благотворителей.

* * *

53

Деяний Апост. XVII, 23.

54

Псал. LXXV, 2.

55

Акты Археограф. Экспедиции. III, 176.

56

Русския достопамятности, издан. О. И. и Др. Росс, ч. I, М. 1815, стр. 170.


Источник: Путеводитель из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру / Соч. И.М. Снегирева. - Изд. А.А. Мартынова. - Москва : В тип. В. Готье, 1856. - 116, [2], IV с.

Комментарии для сайта Cackle