Мемуары, или исторические записки о Петре В.и его царствовании
Весьма важное значение в истории имеют исторические записки об эпохе Петра В. В них выразились суждения о личности Петра и его реформах, а равно и то, как реформы и новое образование изменяли постепенно взгляды, нравы и обычаи и самый язык русских людей. Некоторые из них, как Записки Матвеева и Желябужского, составлены в царствование самого Петра, его современниками, другие написаны уже после Петра, при его преемниках, но такими лицами, которые получили образование и начали свою службу при Петре, а окончили ее уже при Анне Иоанновне или Елизавете Петровне и даже дожили до Екатерины II, каковы записки Крекшина и Неплюева.
Записки о стрелецком бунте Матвеева125. Граф Андрей Артамонович Матвеев (род. 1766, ум. 1728 г.) был сын знаменитого ближнего боярина Алексея Михайловича, Артамона Сергеевича, Матвеева. С 1699 г. он был в продолжение 16 лет посланником при разных европейских дворах и считался одним из образованнейших русских людей. Кроме описания своего путешествия в Париж в 1705 г., он написал Записки о Стрелецком бунте в 1682 г. Во время этого события, Матвееву было 16 лет; отец его был убит стрельцами во время бунта. Хотя записки написаны спустя уже много времени после этого события, по несомненно под влиянием личных тяжелых впечатлений Матвеева, возбужденных смертью его отца, и потому не могут быть названы вполне беспристрастными. Матвеев, по-видимому, старался скрыть свои личные чувства и хотел быть спокойным и правдивым летописцем; но такое натянутое положение, заставлявшее его быть сдержанным, повело только к тому, что Записки его вышли сухи и холодны. Не смотря, впрочем, на это, они весьма интересны, как произведение одного из первых русских людей, стремившихся усвоить новое европейское образование. Матвеев сочувствует всем реформам Петра, хотя в тоже время и не может совсем отрешиться от прежних воззрений русских допетровской эпохи. Отсюда в нем является смешение старых понятий с новыми стремлениями. В языке Записок Матвеева также резко бросается в глаза смесь русских слов с иностранными, написанными по русски. «Видно, замечает по этому случаю Пекарский, что сочинитель питает к этим словам глубокое уважение: они попадаются там, где автор хочет выразить мысль сильнее и обратить на нее внимание читателя. Иногда, рядом с иностранным словом, автор ставит, как объяснение, однозначащее русское слово: он пишет, напр., «алиация» и рядом с ним: «то есть союз». Матвеев делает это потому, что слово «алиация» иностранное, которое знал сочинитель и не знали тысячи читателей.... Употребление иностранных слов имело тогда особенный, отличный от нынешнего, характер: мы употребляем иностранные слова потому, что не можем приискать на русском однозначащих им, но во времена Матвеева слова в роде «коммуникация», «алиация» писались и говорились не потому, чтобы они лучше выражали ту или другую мысль, а в следствие уважения ко всему иностранному, которому старались подражать как идеальному образцу»126.
Записки Желябужского127. Иван Афанасьевич Желябужский (род. 1638 г.) был стольником, а потом окольничим и воеводой черниговским. Два раза (в 1662 и 1667 г.) он ездил за границу, в первый раз при посольстве в Венецию и Англию, а в другой раз – посланником в Вену. Составленные им записки начинаются с 1682 г., с описания Стрелецкого бунта и оканчиваются известием о Полтавской битве в 1709 г. Матвеев, как замечено выше, описывая стрелецкий бунт, хотя старался быть беспристрастным, но не мог освободиться от личных впечатлений, полученных при смерти своего отца; Желябужский, изображая те же события, излагает их вполне спокойно и бесстрастно, не увлекаясь никакими личными взглядами и чувствами. Также изложены в Записках и все последующие разнородные события; они рассказываются одно за другим так, как случились на самом деле. Язык Записок также самый простой; у Желябужского нет таких искусственных, новых слов и выражений, как у Матвеева; его русская речь отличается простотою, меткостью и выразительностью.
Записки Крекшина128. Петр Никифорович Крекшин (род. 1684, ум. 1763 г.) был военным комиссаром в Кронштадте. Он известен, как ревностный собиратель материалов по русской истории и написал много исторических сочинений, из коих более известны: «Повесть о зачатии и рождении Петра В. «История России и славных дел императора Петра В., от рождения его по день погребения»; «Экстракт из великославных дел царей и великих князей и самодержцев всероссийских, царствовавших по Рождестве Иисус – Христове с 862 по 1756 г.»; «Краткое Описание о начале народа словенского»129. Последние два сочинения известны, между прочим, по тому баснословному взгляду на начало и происхождение русского народа, который в них проводится и потом повторяется другими русскими писателями. Крекшин начинает историю русского народа не позже 350 года после потопа. По его мнению, Мосох, сын Иафета, у столпа Вавилонского приял именование и язык славенский и основал потом Мосохию, которая есть не что иное, как Москва. Сын его, Росс, по имени своему назвал народ российским. Такими понятиями Крекшина о начале русской истории объясняется то, что он явился одним из самых горячих преследователей Миллера, когда тот в известной речи «о происхождении народа и имени Руссов» стал производить первых русских князей и начало государственного устройства в России от Норманнов. В 1742 г. Крекшин представил импер. Елизавете 1-й том Записок об истории Петра В., над составлением которых он трудился 20 лет; в этом томе содержится описание событий от рождения Петра (1672) по 1706 г. Крекшин был проникнут чувством благоговения к Петру В. «Аз, говорит он в посвящении своих Записок импер. Елизавете, раб того благочестивого императора.... Не достоин отрешити и ремень сапога его, и не имам толикого разума, но собрах, яко малейшия крупицы, от великия трапезы, или яко почерпнух един водоносец от великого моря, или от всемирного дождя капли, падшия на главу мою, тако и от дел сего благочестивого государя, Петра В., елико мог собрать, и что видех и вспомянух, то и написах».... В предисловии к Запискам, указав на великия дела Петра, он прибавляет: «И аще мы толикое его, к России явленное, благодеяние умолчим, то камение вещати принудим к обличению каменносердечия нашего, что толикое время благодетеля своего не возблаговествовали и данные нам от него таланты на феатрон света к прославлению преславных дел не изнесли, и косним, яко черепокожнии в хождении к прославлению дел отца нашего, Петра Великого.... С воздыханием сердец возглаголем: отче наш, Петр Великий! ты нас от небытия в бытие привел; мы до тебя быхом в неведении и от всех порицаема невеждами, ничто же имущи, ничто же знающи, ничто же ведущи, кроме истинные веры. Ты нас просвети и прослави славою, сотвори искусными в полезных знаниях, регуле, мужестве, храбрости, премудрости. До тебя вси нарицаху пас последними, а ныне нарицают первыми. Капли пота трудов твоих было наше миро благовонное, облагоухав славу России в концах всего мира, .уврачева болезни всея Роосии. Не в нас ли все деяния его быша? Не глазами ли нашими грехом до ныне блаженные труды его? Не его ли трудами вся Россия обновлена и престол царский короною императорскою украси? На что пи взглянем, куда ни обратимся, всюду труды и блаженныя дела отца нашего, Петра Великаго»130.
Записки Неплюева131. Иван Иванович Неплюев (род. 1693, ум. 1773 г.) был из числа тех 30 гардемаринов, которые в 1716 г. были отправлены Петром В. учиться морскому делу в Венецию и Францию. По возвращении в Россию в 1720 г. он вместе с другими товарищами должен был выдержать, в присутствии самого Петра, строгий экзамен. «Не знаю, замечает он по этому случаю, как мои товарищи оное (т. е. известие об экзамене) приняли, а я всю ночь не спал, готовился как на страшный суд». По выдержании экзамена, он был сделан сначала смотрителем над постройкою судов, потом был назначен резидентом в Константинополь и в этой должности находился до 1735 г. В 1739 г. он был Киевским губернатором. При воссшествии на престол Елизаветы Петровны, он подвергся опале за близкие отношения к Остерману, но в 1742 году был помилован и назначен начальником над оренбургской экспедицией. С 1760 г. был сенатором и конференц-министром. Последние годы жизни, с 1764–1773 г., он провел в деревне. Здесь он и составил свои Записки, в которых описал всю свою продолжительную жизнь и службу. Изображая свою жизнь, он постоянно проводит параллель между эпохой Петра В. и последующим временем и ставит первую неизмеримо выше последнего. Когда, увольняя его от службы, импер. Екатерина просила его назначить на место себя человека с такими же достоинствами, он сказал ей: «Нет, осударыня, мы Петра В. ученики; проведены им сквозь огнь и воду; инако воспитывались, инако мыслили, инако вели себя; а ныне инако воспитываются, ипако ведут себя и инако мыслят: я не могу ни за кого, ниже за сына моего, ручаться». Подобно Крекшину, Неплюев питал к Петру В. чувство благоговейного почтения, которое выражается повсюду в его Записках. Рассказывая о кончине Петра, он говорит: «Сей монарх отечество наше привел в сравнение с прочими; научил узнавать, что и мы люди; одним словом, на что в России ни взгляни, все его началом имеет, и что бы впредь ни делалось, от сего источника черпать будут». Голиков, приводя в своей книге рассказы Неплюева о Петре, замечает, что он и в старости не мог говорить без слез об этом государе.
К историческим сочинениям петровской эпохи относятся два сочинения: «Рассуждение о причинах войны с Карлом ХII», вицеканцлера Шафирова (1717 г.), и «Ядро российской истории» А. Манкеева (1715 г.). Рассуждение Шафирова было написано по поводу одного шведского сочинения, в котором война с Карлом XII была представлена в несправедливом виде. Все «Рассуждение» состоит из 3-х частей. В 1-й части указываются истинные причины, по которым Россия начала войну с Швецией; во 2-й части объясняется её продолжительность действиями Карла ХII; в 3-й части доказывается, что война была ведена с умеренностью, по обычаю просвещенных народов. Сочинение написано по приказанию Петра, под его непосредственным руководством, а некоторые в нем места и заключение написаны самим Петром. «Ядро российской истории» сначала приписывалось князю А. Я. Хилкову, который в 1700 г. был послан резидентом в Швецию и со времени начатия шведской войны содержался в плену и умер там в 1718 г.; с именем Хилкова оно и было издано Миллером в 1770 г. Но в последствии открылось, что автором этого сочинения был А. И. Манкеев (Манкевич), состоявший при князе Хилкове в должности секретаря или переводчика, и проживший в плену 18 лет. «Ядро российской истории» состоит из 7 книг. В нем кратко, но обстоятельно изложены события русской истории до воцарения Иоанна Алексеевича. Оно лучше прежних изложений русской истории, «Краткого повествования» дьяка Грибоедова и «Синопсиса» Гизеля, и долго служило учебником в школах.
* * *
Записки Матвеева изданы Туманским в «Собрании разных записок и сочинений о Петре В.» Спб. 1787, под заглавием: «Описание бунта, бывшаго в 1682 г». и Сахаровым в «Записках русских людей». Спб. 1841. Разбор их в исследовании Пекарского: Русские мемуары XVIII в. Совр. 1855, том LI,
Мемуары ХѴIII в. Совр. 1855 г.; т. LI, стр. 4–7.
Записки Желябужского изданы Туманским, под заглавием: «Выписка из дневных записок Желябужского с 1682 по 1710 г.»; И. Языковым: «Записки Желябужского с 1682 по 2 июля 1709 г.» (Спб. 1840) и Сахаровым в «Записках русских людей». Разбор их в Исследовании Пекарского: Мемуары ХVIII в. Совр. 1855; т. LI.
Записки Крекшина напечатаны также Туманским и Сахаровым. Разбор их у Пекарского: Мемуары ХVIII в.
О других сочинениях Крекшина смотр. У Пекарского: Мемуары XVIII в.: Совр. 1885 г. LI, стр. 30–34.
Записки русских людей, стр. 3–4.
Записки Неплюева напечатаны «в Деяниях Голикова» изд. 2. т. XV, и в Отеч. Зап. Свиньина в 1823–1826 г. Жизнь И. И. Неплюева (им самим описанная) напечатана под редакцией Л. Н. Майкова в Рус. Архиве. 1871 г.