Источник

Проповеди Гавриила Бужинского и Симона Кохановского

Вместе с Феофаном ​Прокоповичем​ делу реформы служила своим словом и ​другие​ духовные лица. Из них более других в этом отношении замечательны ​еп​. Рязанский Гавриил ​Бужинский​ и иеромонах ​Симон​ ​Кохановский​. ​Бужинский​ (ум. 1731 г.) был воспитанник Киевской академии. В Москве он был сначала учителем в ​славяно​-греко-латинской академии и в тоже время занимался переводом книг и ​сказыванием​ проповедей. Узнав о нем, как о красноречивом проповеднике, Петр В, определил его в 1718 г. обер-иеромонахом флота. В 1721 г. ​Бужинский​ был сделан архимандритом ​Сергиевой​ Лавры и советником Синода; в 1726 г. он возведен был в сан епископа Рязанского. Мы выше указали на заслуги ​Бужинского​, как переводчика; о значении же его, как проповедника, в одном старом стихотворении говорится:

«На стогнах городских, в святилище церквей,

В полях среди полков и средь морских зыбей,

Бужинский, истины тощая глас народу,

Храм, грады и полки и с жителями воду

С восторгом радостным внимающими зрел,

Когда величие вещал Петровых дел».

Как на отличительную черту в характере Петра, Бужинский указывал в своих проповедях на его любовь к России, доходившую до полного самоотвержения. «Больше сея любви никто же ​имать​, да кто душу свою положит за ​други​ своя. В сей любви Петр, истинный подражатель Христа Господа, не ​щадяше​ ​дражайшия​ души ​своея​ за отечество свое... ​в​ трудах и ​подви​зех​, в ​мразе​ и зное, в путешествии и мореплавании, в бедственных на земли странствованиях и в многомятежнейших и бедственнейших морских ​обуреваниях​; не ​щадяше​ души ​своея​ в баталиях, ​егда​ в ​толиком​ был случае, яко на дражайшей главе его шляпа пулею ​бысть​ пробита; не ​щадяше​ жизни ​своея​ в мореплавании, яко единою в ​толиком​ был на Балтийском море ​обуревании​, ​идеже​ уже всякая надежда спасения пресечена ​бысть​; вся же сия претерпевал за отечество, полагал душу свою за ​други​ своя»84. Из дел Петра ​Бужинский​, как обер-иеромонах флота, прославлял в своих проповедях преимущественно дела военные, доказывал пользу и необходимость флота и объяснял значение тех войн, ​какие​ были при Петре. Доказывая необходимость флота для России, ​Бужинский​ говорит, что без морской силы государство подобно птице, которая захотела бы летать с одним крылом: «обносится премудрое ​Ге​трурского​ князя, Космы де-​Медицис​, речение: не достоит ​сицевого​ ​нарещи​ сильным, иже силе земной не ​имать​ соединенные силы ​морския​.... Исполнены суть ​историческия​ повести, каковую государствам ​соделали​ пользу силы корабельные; полны суть свидетельства, ​изъявляющия​, ​колико​ ​скоростию​ и величеством дел творимых прочих народов морем владеющие превосходят.... Единым сим пособием далечайшия страны покоряются, воинству помощь к пропитанию преподается, и куда чрез ​многия​ лета сухопутные войска ​достигнути​ не в состоянии, то в короткое время корабельные силы ​соделати​ могут. И когда купечество неизреченную приносит государствам пользу, ибо нет пи одного царства, могущего собою без торгов быть довольным; то заключить надобно, что оно лучше нигде не процветает, как в местах приморских. Какое там видится всего изобилие, где находятся пристани ​морския​, и какой ​напро​тиву​ того ​примечается​ во всех даже и нужных вещах недостаток в тех селениях, которые отдалены от моря, или вовсе лишены ​пристанищь​ морских»85. Защищая войны со Шведами, ​подвергавшиеся​ порицанию, по причине их продолжительности и тяжести и дорогой стоимости для ​народа​ и государства, Бужипский в одной проповеди говорит: «Всем ​любовни​ суть победы, всем приятны торжества... ​тако​ ​вси​ доброходствуют к чадам и плодам брани; ​противным​ же образом, едва ​сицевого​ обрящешп, иже бы о матери побед и торжества-брани доброе ​произнесл​ слово; ​вси​ на сию порицают, ​воздыхают​, и что чудно, и между самими воинствующими везде ей укоризны слышатся». И указав затем на главную укоризну, что война противна любви христианской, он замечает: «Не ​тако​, кривотолки, не ​тако​.... брани властителей христианских правильные не суть противные ​люблению​ врагов, но паче согласные; сим ​бо​ самым тщатся врагов своих от ​насиль​​ствия​ ​отвратити​ и ​призвати​ их к миру, последовательно и к дружбе»86. В частности, доказывая необходимость и законность войны со Шведами, он говорит в других проповедях: «Праведная сия брань и на зело правильных причинах основана и начата ​бысть​: за поругание чести царственной, за восхищенную неправедно и вероломно землю ​Ижерскую​, за ​раззорение​ храмов и обителей ​Божиих​, за разграбление многих провинций и ​градов​.... Начата ​праведная​ ​брань​, и Бог ​отмщений​ Господь, Бог ​отмщений​, России дело ​приял​ в свое ​защищение​, ​приял​ в свое ​покровение​. Явствует сия не ​тако​ частые, но да ​тако​ реку, ​всегдашния​ победы, от руки Божия подаваемые, ​всегдашния​ торжества, в России ​действуемыя​»87. Из других проповедей ​Бужинского​ замечательна проповедь в похвалу новой русской столицы, сказанная при поднесении Петру В. «перво-вырезанного на меди плана и фасада Петербурга». В этой проповеди, как на особенные достоинства, он указывает на важное стратегическое значение Петербурга, на красоту его местоположения и на удобство для внешней торговли и сношений с разными государствами. Между прочим, говоря о местоположении Петербурга, он вдается в ​такие​ ​крайние​ и смешные ​преувеличения: «Не только всю Россию расположением и красотою превосходит место (Петербурга), но и в иных европейских странах не только равное, но ниже подобное ​обрестися​ может».

Симон​ ​Кохановский​ был также воспитанник Южной России и подобно Гавриилу ​Бужинскому​ был иеромонахом флота, но в 1733 г. был уволен на покой в ​Печерскую​ Лавру. Из его проповедей особенно замечательна проповедь надень Благовещения, сказанная им в ​Ревеле​ в 1720 г. Она направлена против раскольников и вообще против всех суеверных ревнителей старины, которые порицали новое образование и реформы Петра, считая их противными древнему благочестию. «Откуда бывает сие, говорит он в этой проповеди, что ​мнозии​ от нас с целыми домами, женами и детьми, ​оставльше​ честнее гражданское сожительство и общение церкви святой, бегут из городов в пустыни и ​тамо​ скотское и зверское житие проводят? А другие, покинув честную жену и ​чады​, а иные оставив праведную службу государеву, бегут в темные леса и разбойникам​ сообщаются? А которые, будто лучший, бегут от службы государевой в монастыри в монашеством покрываются!.... Мнят ​бо​ бедные и ​ненаученые​ ​человецы​, что в пустыне, или в монастыре, ради ​точию​ самого монастыря, большее и скорейшее спасение, нежели в мире в честном супружестве и в гражданском сожительстве. А другие... ищут себе ​отдышки​ и прохлады в скитах и монастырях, будто, они мнят, что большие труды в монастырях, нежели в солдатстве, или на иной службе государевой. А сама совесть их противное говорит, и будто большее и скорейшее спасение в черном, нежели в белом, или зеленом, или в красном платье, мнят, что ближайшее к спасению ​раздранное​ и гнусное рубище, нежели честная, чистая или светлая риза. Думают ​окаяннии​, что веревка и железные цепи, которыми многие лицемеры и ханжи ​обмотуют​ себя и прельщают простые и незлобивые сердца, думают, ​глаголю​, что ​приятнейшия​ суть Богу, паче светлой кавалерии, которая часто много жесточайшая и много тягчайшая бывает, паче ​власяных​ веревок, а наипаче ​егда​ ​приидет​ стати ко неприятелю в глаза, кровь и душу за веру, за отечество и за государя своего ​излияти​. Мнят простые и никогда не слышавшие евангельского благовестия, что известнейшее спасение в черной камилавке, или в клобуке, нежели в парике, в солдатской шляпе, или в простой мужицкой шляпе. А того, бедные, не знают, а другие и знати не хощут, что Бог не зрит так на клобук, как на парик, или на простую шляпу, так на раздранное и гнусное рубище, как на чистую и честную ризу и на прочие и внешние строи и манеры, но ярит на дела и помышления человеческие. Воззрим уже и на другую злобу, которая тако в народе нашем умножилася. Имя злобе оной забобоны, сиречь суеверие, или ​злочестие​, от которого ​удобь​ раждается безбожие.... напр. избрали себе мужики в году двенадцать пятниц и крепко утвердили и закрепили сим глаголом: ​аще​ кто до тех пятниц постится, молится и молебен им ​най​мует​, то, по различию пятниц, различные от ​них​ дарования при​млет​ (далее следует указание, какая пятница какое благодеяние доставляет, согласно с известным апокрифическим ​сказани​ем о 12-​ти​ пятницах)... Что же, ​егда​ еще пойдем до окаянной мужицкой или паче до бабской богословии, сиречь до ​буесловия​ и смехотворных вопросов: которую икону ​почитати​, а которой не ​почитати​? какой крест на церквах ​ставити​–​осьми​конечный, или ​четвероконечный​? которыми персты знамение крестное на себе ​положити​? дважды или трижды ​аллилуиа​ ​глаголати​?... Бабьими баснями и мужицкими вабобонами весь мир наполнился: уже ​бо​ ныне не ​точию​ ​священницы​ и прочие книжные люди, но и грамотные мужики и бездельные ​деревенския​ бабы всю тую ​диавольскую​ богословию наизусть умеют, которая пятница святейшая и которая сильнейшая.... А молитву ​Господню​ Отче наш разве сотый или ​тысящный​ мужик умеет! На сколько просфорах обедню ​служити​, все о том ссорятся, а что есть причастие тела и крови Христовой, того и не поминай.... Сказки бездельные, скверные бабьи песни и малые дети наизусть умеют, а десять заповедей ​Божиих​, и старые мужики того не знают»88.

* * *

84

Собрание слов Бужинского. Изд. Миллера. М. 1784. стр. 252.

85

Слова Бужинского, стр. 19–22.

86

Там же, стр. 70.

87

Там же, стр. 60, 99.

88

Наука и литер. Пекарского. I. 492–494.


Источник: История русской словесности / Сост. И. Порфирьев. - 2-е изд., испр. и доп. Ч. 1-2. - Казань : Тип. Императорского унив., 1876-1895. - 4 т. / Часть 2: Новый период. Отдел I. От Петра В. До Екатерины II. - 1886. - 350 с.

Комментарии для сайта Cackle