Могила шведского короля Магнуса II.
К чрезвычайным обстоятельствам Валаамской обители принадлежит один случай, в котором выразилось провидение Божие о спасении жизни и души одного из венценосцев Швеции, католика и гонителя православной церкви.
Спустя несколько лет по заключении Дерптского мира, в 1371 г., валаамские иноки, после сильной бури на Ладожском озере, спасли от потопления человека, носившегося по волнам на корабельной доске: спасенный был король шведский Магнус II Смек. Старцы в несчастии короля видели особый промысл Божий, призывавший его в свою ограду, как, некогда, гонителя Савла. Мирные кущи иноков, убеждения старцев, воспоминание горьких дней протекшей жизни сильно взволновали сердце Магнуса. Он увидел в своей судьбе звание Божие, и решился остаток дней посвятить на угождение Богу в тихой пустыне, присоединился к единой истинной св. Православной церкви, составил духовное завещание и с именем Григория принял святую схиму. Недолго судил Господь ему медлить в земной юдоли: через три дня по пострижении Он отозвал венценосца-схимника на вечный покой. Иноки погребли почившего на общем братском кладбище, где видна его могила и по настоящее время под густою сенью развесистых клёнов.
На могиле находится следующая надпись:
На сем месте тело погребено,
В 1371 году земле оно предано,
Магнуса, шведского короля,
Который, святое крещение восприя,
При крещении Григорием наречён.
В Швеции он в 1336 году рождён,
В 1360 г. на престол возведён.
Великую силу имея и оною ополчён,
Двоекратно на Россию воевал,
И о прекращении войны клятву давал;
Но, преступив клятву, паки вооружился,
Тогда в свирепых волнах погрузился.
В Ладожском озере войско его осталось,
И вооружённого флота знаков не оказалось;
Сам он на корабельной доске носился.
Три дня и три ночи Богом хранился,
От потопления был избавлен,
Волнами к берегу сего монастыря управен.
Иноками взят и в обитель внесён,
Православным крещением просвещён.
Облачен в монахи, удостоился схимы,
Пожив три дня, здесь скончался,
Быв в короне и схимою увенчался.
Так о судьбе короля Магнуса говорит предание монастыря. Предание это подтверждает самая могила: для того, чтобы выдумать могилу, невозможно представить никакого разумного побуждения. Подтверждается оно и духовным завещанием Магнуса, внесённым в нескольких русских летописях30. Подозревать его подлинность, приписывать его составление бедному греческому монаху, как говорит шведский историк о. Далин31, может только крайняя недоверчивость и фанатизм. Чтобы выйти из границ исторической веры и критики, необходимо признать подлинность завещания и истину преданий монастыря. К тому может побудить и следующий факт.
Лет 45 тому назад, в начале настоятельства игумена Дамаскина, три православных финна из глубины Финляндии, из прихода Юмаладскаго, ближайшего к Швеции, пришли на Валаам и просили на гробнице короля Магнуса отслужить панихиду32. Они свидетельствовали пред настоятелем и некоторыми бывшими у него братьями, что к этому побуждены чудесным сонным видением. Просьба финнов была исполнена33.
* * *
Соф. Врем. 1820 г., ч. 1 стр. 335; Росс. Лет. по Софийск. сп. С.-Петер. 1795 г. ч. I стр. 273. и Книга Степенная, ч. I. Москва 1795 г., стр. 484–486.
Шведская летопись говорит, что Магнус, потерявший на несчастной войне с новгородцами престол свой, утонул при переезде в лодке через Боллефиордский залив.
Надпись на могиле короля Магнуса время от времени обновляется.
См. в конец этой книги, в отдел чудотворений, это событие помещено в полном виде.