Азбука веры Православная библиотека Иван Евсеевич Евсеев Описание рукописей, хранящихся в орловских древлехранилищах. Выпуск 3

Описание рукописей, хранящихся в орловских древлехранилищах. Выпуск 3

Источник

Выпуск 1 * Выпуск 2 * Выпуск 3

Содержание

5. Рукописи собрания протоирея Илии Васильевича Ливанского Обзор рукописного собрания, пожертвованного в Музей протоиреем И.В. Ливанским 6. Рукописи Площанской Богородицкой пустыни севского уезда  

 

5. Рукописи собрания протоирея Илии Васильевича Ливанского

Обзор рукописного собрания, пожертвованного в Музей протоиреем И.В. Ливанским

№38258

24 ноября 1905 г. Орловскому Церковному историко-археологическому Обществу было пожертвовано собрание рукописей в архивных документах о. протоиреем И.В. Ливанским, ныне почетным членом и председателем Общества. Всего в собрании свыше 80 названий рукописей и архивных связок, из которых в настоящем выпуске 46 номеров. Вот общий обзор этих рукописей.

Рукописи по происхождению случайны: системы в их подборе не наблюдалось: в общем они могут служить показателем того, что появилось в последние 20 лет на орловском антикварном рынке. Древних рукописей есть: 1 ркп. Относится к 16 в., 2 к 17–18, остальные 18 и 19 в. Можно наметить условно 2 разряда рукописей: первый – общего литературно-исторического характера, второй – рукописи, связанной с местным православным краем. В первом разряде стоят рукописи, часто встречающихся в рукописных собраниях: книги богослужебные, жития святых и сборники из святоотеческой назидательной и учительной письменности, летописец св. Димитрия Ростовского, письмо английского пастора Маларда к Феофану Прокоповичу о разностях церквей (№29). Есть хороший список Апостола 16 в. 4-й редакции по обозначению проф. Г.А. Воскресенского. Есть отрывок рыцарской повести 18 в. о Максионе, свиток иерусалимский, сень Богородицы, приговор пчелиный. Встречаются несколько интересных песен 18 в. Так, одна касается любовных похождений Петра I в Немецкой слободе в Москве («Зверечек мой, зверечек») ркп. № 32, другая ведет речь о взятии Перекопа о боярине Семене Романовиче. Интересно также шутливое пьяницкое послание в ркп. № 30.

Рукописи и акты местного происхождения имеют для нашего общества особенный интерес. Особенно много актов. Все они не ранее 18 в. и касаются преимущественно земельных сделок, купли, продажи земли и крепостных крестьян; есть наказы управляющих, показания, ревизские сказки, челобитные, росписи помещичьего хозяйства, тяжебные дела по орловскому округу, а также по уездам Курской, Смоленской, Тверской, Саратовской и других губерний. Для характеристики крепостного права в пределах нашего края здесь дается обильный материал. Но еще больше значения имеют эти акты для истории местного землевладения в 18 – нач. 20 в.; это их значение определится в будущем, когда дойдет дело до разработки местных архивных материалов.

Специально для местной церковной истории 18–18 вв. среди рукописей о. прот. И.В. Ливанского есть немало интересного.

Так, здесь сохранился том указов, касающихся одной из церквей г. Орла – Смоленской Одигитриевской церкви – с 1777–1828 г. Среди указов циркулярного характера есть указы о перестройке церкви, опись ее имущества и вообще много материалов для истории церкви, причта и прихода.

Наконец, в сборниках проповедей собрания о. Ливанского сохранились слова и поучения местных проповедников с 1783 г. До 50-х годов 19 ст. Проповедники эти следующие: 1) Гавриил Руфинов (1783 г.), 2) свящ. Василий Тимонов, 3) священник Говоров, 4) священник с. Острова Николай Острогорский, 5) священник Николай Федоров (говорил в 1814 г. В Богоявленской и Михаило-Архангельской церкви г. Орла). Будущий историк церковной проповеди в Орле и орловской епархии должен будет сказать большое спасибо нашему почтенному собирателю за его труды для потомства по сохранению среди других документов – образцов орловской проповеди с 18 в. до доступного нашему наблюдению времени! Как бы для полноты картины проповеднического облика нач. 19 в. в одном сборнике дается курс богословских лекций в орловской семинарии 1833 г. на латинском и русском языках.

Собрание о. протоирея И. В. Ливанского – третье коллективное поступление в наш Музей1. В нем нет каких-либо исключительных редкостей, как и в первых двух собраниях, но для местного провинциального собрания оно представляет несомненный вклад. Мозаика прошлой орловской жизни еще не заполнена, и наше третье рукописное собрание даст для нее немало ценных крупиц разной величины и обликов.

1. Апостол. Рукопись 16 в., 4, 429 л., в кожаном переплете. Пред всеми книгами помещены вводные статьи-сказания; отмечены начала. Книги следующие: 1) Книга Деяний святых Апостол, 2)Соборное собрание Яковле, 3) Святого Апостола Петра Соборное послание. 4) Того же святого Апостола Петра послание второе, 5) Святого Апостола Иоанна Богослова Соборное послание первое, 7) Святого Иоанна Богослова послание Соборное третье, 8) Соборное послание Иудино; Послания св. Апостола Павла – 9) к Римлянам, 10) к Коринфянам 1-ое, 11) к Коринфянам 2-ое, 12) к Галатам, 13) к Ефесам, 14) к Филистимлянам, 15) к Каласеям, 16) к Селунянам, 17) к Селунянам второе, 20) к Титу, 21) к Филимону, 22) к Евреям. – В конце помещено указание начал апостольских, антифонов, прокимонов, аллиуариев; полностью помещены непорочны. (пс.118).

Текст апостольских чтений относится к позднейшей 4-ой редакции (ср. Г. А. Воскресенский, Исследование об Апостоле).

2. Шестоднев. Рукопись 8, 213 л., полууст. 16 в. Полное заглавие: Книга глаголемая Шестиднев, стихиры воскресные. Некоторые песнопения – богородичны, степенны – положены на крюковую ноту. В кожаном переплете с медными жуками и застежками.

3. Паренесис Ефрема Сирина. Рукопись 4, 17 в., 254 л., полууст., в кожаном переплете Пред оглавлением Перенесиса помещена статья О молчании и безмолвии Исаака Сирина. В оглавлении помечено 112 глав. В рукописи всего слов 89.

В начале 19 в. рукопись, по записям, принадлежала Орловскому купу Данилу Яковлевичу Масленникову, а потом его дочери Настасье Даниловой Сазоновой.

4. Нотный Ирмологий

Праздничный и на гласы октоиха. Рукопись 18 в., 4, 111 лл. (без первых 19 лл.)+256л. В праздничной части не достает начала. В ирмосах октоиха не достает конца. В начале иромосов октоиха в пред. 1 л. Помещен раскрашенный фронтиспис.

5. Часослов и Канонник 17–18 в., формат 12 на 8 сант., печатный и рукописный, 284 лл.: письмо-полуустав. Текст неисправленный.

6. Летопись св. Дмитрия Ростовского. Рукопись 4, на синей бумаге, 275 лл., списана со 2-го печатного издания Сопиова, СПБ. 1796 г., в 1822 г. Мценских помещиков Александров Николаевичем Озеровым с печатного экземпляра мценского купца Семена Кириллова Московитинова. В бумажном переплете.

7. Октай нотный. Рукопись 4, 73 л., первых 18 лл. нет, без начала и конца, 18 в., на крюковой ноте.

8. Канон за умерших. Рукопись 4, полууст., конца 18 в., 11+15 лл., в бумажном переплете.

9. Поучение, как стоять в церкви во время Божественной Литургии. Рукопись 19 в., 16, 70 л. Скороп. Посвящение: Рабам и рабыням Иисуса Христа посвящает придворного собора Протоирей Григорий Мансветов. Апреля 12 дня 1833 года. Нач. «1. Христианин ты слышишь благовесть. Так наши праотцы называли звон колокола». – Изъяснение литургии.

10. Тихон Воронежский. О должности каждого христианина. Сочинения преосвященного Тихона Воронежского и Задонского. Перепечатано в Московской типографии 1788-го года. Рукопись 4, 87 л., скорописью, в бум. Переплете. Списана с печатного в 1838 г. Григорием Ивановичем Быковым, а после него (с 1841 г.) принадлежала Орловскому мещанину Ивану Александрову Болошеву.

11. Канонник 18 в., полууст., 8, 215лл.+17 чистых и заполненных домашними записями, в переплете. Записи касаются метеорологических наблюдений и торговых и семейных заметок, ведены с 1797–1850 г. Орловским купцом Петром Дмитриевичем Антошиным. Упоминаются по родственным связям купцы Зеленины, Мамыкины, Сухановы, Ноземцева, Чепуриха.

12. Сон Богородицы. Рукоп. 8 1885 г. С рисунками. Всего 28 лл., в переплете. Содержание: 1) Сон Богородицы, 2) Иерусалимский свиток, 3) Хождение Богородицы по мукам, 4) О 12 пятницах, 5) Молитва Богородицы неопалимой купине, 6) Молитва архангелу Михаилу, 7) Сказания, каким святым какие благодати исцеления от Бога даны и когда память их по числам. 8) Словно святого Ионна Златоустого о страхе Божьем и еже какого во святой Божьей Церкви стояти со страхом и благочинием и лице свое крестити крестообразно.

13. Жития святых. Рукопись в листе, всего 51 л., на синей толстой бумаге нач. 18 в., полууставной скорописью, без переплета.

л. 1. Месяца ноября в 13 день, житие иже во святых отца нашего Ионна Златоустого, патриарха Константинова града. Нач. Светило миру, учителю вселенныя, столб и утверждение церкви, покаяния проповедников, святой Иоанн Златоуст родился в Антиохии.

л. 15 об. Номер. 19. Житие Варлаама и Иосафата. Нач. Есть на востоке страна зело велика.

л. 27. Житие преп. Варлаама игумена печерского. Нач. Сияющим добрыми делами в темной пещере преподобным отцам нашим…

л. 29. Слово во святыя великии вторник Евсевия епископа самосадского о сошествии Иоанна Предтечи во ад. Нач. Возлюбленная, добро есть реши, какого есть благословение Иоанна Предтечи во аде.

л. 33. Месяца марта в 26 день житие преподобного отца нашего Василия Нового, списано Григорием, учеником его во дни благочестивых царей греческих Льва Премудрого и Александра, брата его.

л.50 об. Страсти Христовы (акафист страстям Христовым). Нач. Кондак 1: Взбранный воеводо и Господи небеси и земли, Тебе, царя бессмертного зря умерша на древе. – Акафист представляет чтения неисправленные по сравнению с нашим изданием. (М. 1897)

14. Страсти Христовы. Рукопись 8, 88 лл, 1699 г., в кожаном переплете. Списана с печатного киевского издания.

15. Курс богословия 1833 г., читанный, вероятно, в Орловской семинарии. Рукопись 4, 346 л., на русском и латинском языках. На об. 85 л. Помечено имя бывшего владельца – «студента богословия Тимофея Герасимовича господина Зверева.»

л. 1. Введение в курс Богословских наук. Деление курса такого: 1) науки предварительные: а) Богословие фундаментальное и общее, б) введение в Священное Писание и в) Герминевтика. 2) Науки составительные: а) Богословие созерцательное, 2) Богословие деятельное, 3) Науки прикладные: а) пастырское Богословие и б) археология.

л. 8. Excerpta e Theologia Theophani Prokopovicz, Rossica decalogo exposito.

л. 16. Prolegomenon Generale. De Theologiae constitutione.

л. 72. Введение в Богословие Догматическое – Мосгейма (сокращенно).

л. 86. Theologia digmatica specialis.

л. 219. Ortodoxiae Orientalis Ecclesiae Doctorina Christina De Agendis.

л. 296. О средствах способствовавших к одержанию совершенной победы духа над плотью, возрастанию и сохранению благодатной жизни.

л. 331. Сказание о святых вселенских соборах.

л. 335. Выписки из книги о вере и нравственности христианина.

л. 343. О Вере. О свойствах Бога.

16. Четьи Минеи св. Дмитрия Ростовского.

Месяцы ноябрь-декабрь. Рукопись в листе, 658 л. (нет лл. 1 6–44 и 653); начало и конец работы, листы затеряны, скорописный полуустав 18 в.

17. Краткое руководство, служащее к обращению грешной души на путь истинный. Книжка 1. Рукопись 19 в. 8, 93 л. Списана с печатного издания – Москва в типографии Смирнова, 1842. В конце помещены семейные записи с 1848 г., упоминаются орловские фамилии Полунина, Рогожина.

18. Свиток Иерусалимский. Рукопись 8, 26 л., писана скорописью и подражает современному печатному шрифту, 1863 г., в папке. В конце в ркп. Приписка: Сию книгу писал Николай Николаевич Стибаков 1863 года и 1865 года марта 20 дня. На 1 л. записано: сей свиток принадлежит орловской мещанке Наталье Власьевной и Стибаковой. За свитком помещены две молитвы – Ионну Предтече и Ангелу Хранителю.

19. Книга родословная. Рукопись в листе на синей бумаге, всего 34 л., нач. 19 в. Полное заглавие такого: Книга Родословная от Адама праотцам и отцам и пророкам до Рождества и от Рождества Христова, апостолам и евангелистам, и царям иерусалимским, константинопольским, римским и российским Великим Князем, Государем, Императорам и чадам их от Рюрика идущим. – После таблицы родословного древа, на 29 л. следует «Описание дел великих князей, государей, царей и императоров российских». Начин «О крещении в России».

В 1863 г. Книга принадлежала великому Михаилу Васильевичу Данилову.

20. Книга молебного пения, без начала. Рукоп. 8, 8 л. 18 в., полууст.

21. Ручная Пасхалия. Рукопись на писчей бумаге 8, 12 л. 1865 г. Принадлежала орловскому единоверческому священнику Петру Булгакову. – На каждой странице изображены пять пальцев руки, на них размещены буквенные знаки зрячей пасхалии.

22. Классные записки по предметам духовной семинарии 1865 – 1872 г. Ркп. 4, 354 л. Принадлежали ученику Василию Вознесенскому, а потом Петру Смирнову – ярославской семинарии.

Курсы следующие: 1) по Священному Писанию Н.З., 2) по Основному Богословию или Введению в Православное Богословие, 3) по Всеобщей Новозаветной Церковной Истории и в связи с этим – Краткие сведения о раскольнической австрийской лжеиерархии.

23. Записки лекций студента Московской Духовной Академии 31 курса А. Вознесенского 187 2–2874 гг. Современная рукопись 4, 504 л., писана карандашом и чернилами; в переплете. В конце присоединено две печатных вырезки о реформах духовного суда – из Соврем. Изв. номер 128 и оттиск 8., 46 стр. «О предполагаемой реформе церковного суда» (отзыв волынского архиепископа Агафангела).

л. 2. Конспект и лекции по эстетике и словесности проф. Е.В. Амфитеатрова.

л. 252. Лекции по Церковному Праву проф. О. А. Лаврова.

24. Записки лекций студента Московской Духовной Академии 31 курса А. Вознесенского 1872–1874 гг. Современная рукопись 4, 363 л.

Записки по следующим предметам: 1) Философия, 2) Логика.

25. Записки лекций Московской Духовной Академии 1874–1875 г. Студента М. Д. Ак. 31 курса А. Вознесенского. Рукоп. 4, 593 л.

Содержатся лекции по следующим предметам: 1) Священное Писание (архим. Михаила), 2) Догматическое Богословие, 3) Пастырское Богословие, 4) Гомилетика, 5) Педагогика, 6) Конспект по римской литературе.

26. Записки лекций Московской Духовной Академии 1872–1873 г.г. студента М. Д. Ак, А. Вознесенского, Рукоп. 4, 417 л.

Лекции по следующим предметам: 1) Психология, 2) Священное Писание, 3) Основное Богословие, 4) Естественно научная Апологетика.

27. Материалы на тему «О власти российских митрополитов и патриархов». Рукопись в листах, на 162 л.

Материалы собраны из печатных источников студентом Московской Дух. Ак. А. Вознесенским в 1874 (1875) г.

28. Сборник. Рукопись 8, 209 л., полууст 17–18 в., в переплете. Среди листов ркп. Вставлены рисунки из печатных книг и листы их печатных богослужебных книг.

л. 1 Без заглавия. Нач. Аще кто чести хочет первое сию притчу прочитай. Иже спас во евангелии рекл есть о нас. Изыде святи семени своего.

л. 3. Слово святого Иоанна Златоустого о гордости. Нач. Да яко сад не отребляем от хврастия не может творити плоди.

л.6. Иже о святых оцта нашего Иоанна Златоустого слово о самовластии, коея ради выну быхом самовластни. Нач. Слышите убо любимии, то владытце Христу и любовь есть, да быхом его изволением нашим любили.

л. 9. О видении апостола Павла слово 117. Нач. Тако глаголет Господь пророком, доколе согрешаете.

л. 14. Книга Измарагд глава 162 слово святого отца Кирилла о небесных силах. Нач. От небытия в бытие благи человеколюбец Бог сотворити мира соего перве помысли небесныя силы.

л. 17. Того же святого Кирилла слово 113. Нач. Устави же Бог рок человекам житию на землю семь тысяч лет.

л. 17 об. Выписки из книги Никона Черныя Горы от слова 29, Исаака Сирина от слова 8, Маргарита от слова 13.

л. 18 об Иже во святых отца нашего Ионна Златоустого, яко не все именующиеся христианы суть христиане, но умом прельщаются, слово 13. Нач. Послушаете святители и князи и все судии земстии и вси лиди, юные и старые.

л. 22. Книга Стоглав, глава 41, вопросы царя Ивана Васильевича Царский вопрос 21. О средах и о пятницах. Нач. Да до погостом и селом ходят лживыя пророки мужики и женки и девки. (На поле и книга о регламенте о пятницах лист 13).

л. 22 об. И о том соборно и ответ. Нач. Благочестивому царю зде в царствующем граде Москве и по всем градом… своя царская заповеди учинити.

л. 24. О почитании книжников. Нач. Рече старец, яко человек сидии в келии своеи.

л. 24. об. Книга а… глава 2. Яко неплоды роди седьмь и многая в чадах изнеможе.

л. 25. Поучение словеси Божии, яко полезно есть души, еже со вниманием почитати и со усердием послушати. Нач. Яко желаеть елень на источники водныя, тако должен есть всякии христианин желати любови к Богу.

л. 37. Выписана из книги священника аввы Дорофея глава 12, поучение от житий отеческих. Нач. Поистинне, о душе моя, по словеи Господню спасошася вси святии.

л. 39. Об. Месяц апрель 12 день. Слова Иоанна Златоустого, како востояти в нощи молитися. Нач. Щит приими, о человече, рекши святыя молитвы. Посл. л. 41 об. Слово продолжается на л. 46.

л. 42. Начала ит. Статья о крестном знамении. Начинается: «два перста сложив, первое кладем из на главу или на чело.» После л. 45 продолжение идет на л. 64–67.

л. 46. об. В тоиже день слово Иоанна Златоустого. Нач. Аще наук имееши о грехах, наложи на ся страх Божий.

л. 48 Февраль 13 день, от жития святого Мартина милостивого. Нач. Сущу святому Мартину лет двадесяти и не преиму еще святого крещения, житие имяше такого.

л. 49. В то же день слово о милостыни яко дали нищему Христу даеть. Нач. Человек некто в Константинополе град зело бе милостив.

л. 51 об. Печатный рисунок – Погребение св. Филарета и исцеление бесноватого.

л. 52. О крестном знамении из Псалтыри. Нач. Воистинну не презре нас Господь своим милосердием.

л. 60. Слово святого Макария о тайнах Божиих несведомых. Нач. Ходяще некогда преподобному отцу нашему Макарию. (После л. 63 нужно читать лл. 56–59, 72–87).

л. 67 об. О крестном знамении Максим грек пишет. Нач. Ведомо убо да есть тебе, что якоже в божественном крещении треми в погружени тридневное Спаса Христа погребение…

л. 71. Никона Черныя Горы правило 39. Нач. Глаголет Божественный Златоуст: возлюбленни многажды глаголю вам.

л. 71 об. (Из Маргарита). Нач. Послушайте паки иже с ними любящиеся, како имате убежати гнева.

л. 88. Повесть от Великого Зерцала глава 200. Слово о видении некого человека. (Видение Иоанного). Нач. Бе некоторыи человек в мире именем Иоанн. Лл. 91 и 92 нужно переставить один на место другого.

л. 97 об. Ноябрь 21 день. Слово о судах Божиих неиспытаемых, молишуся о них некому мниху, дабы видел судьбы Божия. Нач. Бяше некий отходник чернец исполнен всякия добродетели.

л. 102. Выписано из книги Государевы месячной Четии февральской Минеи, что на казенном дворе Златоустого. Нач. Не точию в вере усопшим пользу за них бывающая милостыни.

л. 109. Слово святого Антиоха о гневе, октяб. 25. Нач. Вельми добро есть человеку нудитиси.

л. 112. Сентябрь 27 день слово святого Евагрия, еже не судити ближнему. Нач. Видеши ли, кии грех есть тяжелее сего, еже судити ближнему.

л. 114. Сентябрь 9 день. Слово еже не осуждати, по милости согрешающия. Нач. Никтоже воистинну тако ненавидеть греха, якоже святии.

л. 116. Из книги Никона Черныя Горы от слова о святыя церкви. Нач. Соборныя бо церкви не стены суть, но правыя учения.

л. 117. Святых верховных апостол Петра и Павла прав. 9, гл. 3, прав. 10, прав. 11.

л. 117 об. Из книги Никона Черныя Горы гл. 24. Нач. Во время оно взыде ие на гору.

л. 118. Толкование Ионанна Златоустого. Нач. Послушайте добрии послушницы что рече евангелист: солнце померкнет.

л. 118 об. Святого Филимона о братолюбии. Нач. Аще бы кто и мучении просиять или труды имать или пост.

л. 119. Иоанна Златистого слова о умилении души. Нач. О горе тебе, душе моя окаянная.

л. 125 об. Из книги Старчества лист 95, глава 6, повесть троесложенная о умилении души. Нач. Днесь, человече, красуешимя лепотою. Без конца.

л. 135. Месяца ноября 15 день поучение Иоанна Златоуста о терпящих беды и напасти со благодарением. Ведомо буди, иже милостыню творить кто от праведного имения и богоугодно живет… сеи велии во царствии небесном.

л. 136 об. Книга Измарагд. Слово 72. Слово святого Иоанна Златоуста. Почто Бог оставил напасти и скорби и болезни святым приимати. Нач. Всем на известно до есть, братие, многи бо попустил Бог примати страсти.

л. 138 об. Слово святого Иоанна Златоуста. Еже не отчаятися в беде. Слово 74. Нач. Я ко аще кто добро творя в беду попадет или в болезни лютыя или в грабление имения.

л. 140 об. От книги Бесед Апостольских, лист 2024. Нач. Ничтоже языка оного святилище, иже в злых благодарить Бога. (Оборвано далее).

л. 141. Кормчая, л. 641. Нач. Яко еретик есть и еретическим подлежит законам.

л. 141. Книга Соборник. В неделю 5 поста лист 448. Слово святаго Иоанна Златоуста, како с разумом искати спасения. Нач. Прием, братие, от хранилищницы сеи некое чувство пользы духовныя.

л. 149. Книга Зерцало. Глава 180. О неком работнике, иже моляся Господу в церкви.

Работник церкви убогия имея себе жену и чада данною работою питаше.

л. 156 об. Повесть от Великого Зерцала. Како боятися суда Божия благосердый икии царь научи. Глава 37. Есть писано, яко един икии царь никогда же в животе своем весел бысть.

л. 159. Сентябрь 16 день. Слово Иоанна Златоустого, яко подобает чтения святых книг послушати и с прилежанием чести и внимати. Нач. Рече блаженныя Иоанн Златоустый: сыдошу ти в почитании словес божьих прежде помолися Богу.

л. 161. Пролог. Месяц апрель, 18 день. Слово Иоанна Златоустаго о страсе Божии и о еже како во святыя Божии церкви стояти со страхом и с благочинием и лице свое крестити крестообразне. Нач. Мнози убо негласи махающе по лицу своему рукою творяще крестятися.

л. 162. Месяц май в 8 день. Слово от Патерика. Нач. Рече Авва Афанасии, ико множицею глаголют иныции от вас, яко где есть гонение на мучительство.

л. 164. О волхвующих. Глолет бо святый Иоанн Златоуст. Яко аще и Троицы имя глаголется на сицевых, аще и святых будут призывания.

л. 165. Римская ересь, иже пряща от месалиян и василиян. Нач. Месалияне убо василияне последуют оригенову мудрованию.

л. 171. Акафист Иисусу Сладчайшему из старопечатной книги.

л. 179. О чаровницах Намоканон. Нач. Иже чародействуют в двенадесятом времени… анафема да будет.

л. 180 об. Книга Зерцало. О добрых 12 друзьях. Нач. Человече, сих 12 другов зело много добра получиши.

л. 182. Декабрь 3 день. Слово преподобного отца нашего Арсения о делах человеческих. Нач. Рече Даниил ученик отца Арсения: поведаше нам отец Арсений.

л. 183. Об. От вопросов Анастасия Синайского: о покаянии, о гордости, о смиренномудрии, о умертвии во грехах.

л. 187. Отрывки из Номоканона.

л. 190. Толкование Валсамона на правило 32 Карфогенского собора.

л. 191. Пятьдесятое правило святых апостол. Нач. Яко священник не крещаи в три погружения… да будет проклят.

л. 191 об. О различных ересях. 1-я ересь римская, иже пряша от мелхиседениян и жидов и армян. Нач. Сия извержена и проклятии мелхиседекияне убо и армени и жидове равну ересь в себе содержать. = Соборныя правила приведены здесь с русскими добавлениями.

л. 194. Выписки из Арменопула.

л. 195 об. Из Патерика. Зачало знамение авва Иоанна Колова. Нач. Брать вопроси авву Иоанна Колова, глаголя: како душа моя, имуще язвы, ниже осуждение, но любовь и поболение.

л. 199. Иоанна Златоустого от послания Павла апостола к Ефесиом правоучение 18. Нач. Услышите молю, вси елицы не хочете туне ненавидимы быти.

л. 200 об. Тогожде от послания к евреом в нравоучении 30 м. Нач. Аще увидиши друга блудяща, рцы к нему: зла есть вещь, юже дееше.

л. 200 об. От правил скращенных: о гневливости, когда престают помины, об оставленныя обители, о латинской ереси, о ложном рукоположении, о чаровании, о прорицании, о волхвовании, о волхвующих.

29. Сборник. Рукопись скороп. нач. 18 в., в л., 131 л., без начала и конца.

л. 1. Нач. (Продолжение какой-то грамоты касательно разности между православием и католичеством):… «вещь между греками и латинниками расколу начало подало (2) о первеснстве римского епископа, каковое и коликое он себе иметь»…

л. 1 об. Перевод с … Латинского языка Михаила Маларда пастора англинской епископской церкви на письмо преосвященного кир Феофана архиепископа новгородского. В Санкт-Петербурге 1733 году. Нач. «Преосвященному и Пречистейшему во Христе отцу Господину Феофану Архиепископу Новгородскому.»… Переводил Государственной Коллегии Иностранных Дел студент Сергей Яковлев.

л. 24. Наука счастливым быть. Нач. Разделение первое о учении. Государь мой. Мало таких примеров видно, чтобы умно и прилежно молодой человек не в добродетелях и в несчастие жизнь свою препровождал.

30. Сборник разных бумаг и статей. Рукоп. 4 и в лист, 18–19 в., без переплета, 26 л.

л. 1. Мнение сенатора Державина о правах, преимуществах и существенной должности сената.

л. 5. Новость о Максионе, без начала и конца. Нач. «Приступить яко к трону нашего величество, да повелите мне нижайшему рабу»…

л. 7. Поучения свящ. Василия Тимонова (всего 3 поучения).

л. 11. Мысли Златоустого. А. Для себя. Выписки с печатного (ч. 1, бес. 9, л. 832). Нач. Какая будет справедливость в Боге, ежели человеку назначена мука вечная?

л. 13. Ученыя Новости. Выписки о распознавании и лечении болезней з- скира, рака и гемморая. На бумаге знак 1825 г.

л. 19. Отрывок земельного акта, касающегося дер. Барыкова 18 в.

л. 21. Выпись статей Уложения и указов для уважения в судном приказе.

л. 22. От Ливенского духовного правления в малоархангельской нижней земской суд сообщение. Предписывается допросить свидетелей по делу нарушения порядка в церкви с. Рошни в 1781 г.

л. 24. Шутливое письмо к служителю пропившегося хозяйского купеческого сынка. «… по изве(стному) тебе делу послан бысть аз отцем моим и приехав на место в село Кривякино, идеже учинив продажу товаром моим, при реце же онаго устроена бысть корчебница, и аз по незлобию моему ходих в ню, единожды же упихся до зела»…

Подпись: Алексей Симонов.

л.25. Родословная выпись и таблица рода брянский дворян Надеиных 1783 г.

31. Собрание мелких листов 19 в., 4, 8, 16, 12 л.

л. 1. Слово мудрости, сказанное к ученикам средней школы, 60-х годов.

л. 5. Доказательство молиться тремя первыми персты.

л. 7. Поучение есть притчей о казни чад.

л. 8. Молитва Иоанна Кронштадтского.

л. 9. Семинарское упражнение 70-х годов на тему: Предположения касательно порядка и времени мироздания.

32. Сборник литературный. Собрание распорядных литературных произведений и статей нач. 19 в., в лист, 122 л.

л. 1. Песнь Горестная по кончине Ее Императорского Величества Блаженныя и вечно достойныя памяти Великия Государыни Милосердыя Премудрыя Екатерины Вторыя Самодержицы Всероссийския Матери Отечества Ппобедительницы, Законодательницы и Преосвятительницы. Печерпнута из глубины сердца благоговением и благодарностью пылающего в Орле 20-го N. 796 Г. На обороте заглавного листа: «…а Кесарева Кесареви». Нач. «Ужасна – злобна весть! – убийственное вещанье! Постой! – ах, может быть… сладчайше упованье: Ах, может быть, еще… Прелестной, сладкой сон! Еще – Она живет и внемлет Россов стон!..».

л. 5. Песне Екатерине Второй. Или Мысли Россиянина, пришедшего к Ея гробу в 1805 году. Нач. «Чья слава велика, как гром, Катись в безмерности эфира, Всю землю обтекла кругом И удивила царства мира. – О ты, земной народов Бог».

л. 7. Одна восшествие Его Императорского Величества Павла Петровича на Всероссийский Престол (Хераскова). Нач. «Российско солнце закатилось, И север весь покрыла тень»…

л. 9. Пьеса Добрыня. Нач. «Гладов в царски входчертоги, Верьх завиден их крыльца, Но скользнись лишь только ноги, В миг спровадят молодца»…

л. 10. Стишки. Нач. «Где ты девалась русская слава, Гремев толико много лет»…

л. 12. Послание к Нарышкину. Жуковского.

л. 14. Исторические песни. 1-я о Петре Великом: «Зверечек, мой Зверечек, Полуночный Дружочек, Повези мя гулять Во немецкую слободку»… «Под Перекопом было городом за рекою Перепливою за стеною белой каменной На черныя враны взыгралися… полонили боярина князя Семена Романыча».

л. 15. Стихи. Нач. «Блеснуло солнце, сумрак скрылся, Настал день страшный, роковой»…

л. 17. Ничтожество на интерес. Нач. «Ученые умы, позвольте мне узнать, доколь вы станете нам книги издавать»…

л. 21. Известие о рождении Императора Петра I, великого Самодержца вся России. Нач. Во время благополучного правления царя великого князя Алексея Михайловича жили в Москве два духовных мужа…

л. 24. Петр Великий. Второй отрывок из «Унии». Посвящается Николаю Николевичу Муравьеву. «Так было на Руси святой в Заре 17 века…»

л. 32. Воспоминания о прошлом. В довольно неискусных стихах из быта духовенства. Подписано: А. Соколов. 5 ноября 1879 г. С-Петербург.

л. 38. Песнь Вероники (из Уголино). Два романса.

л. 39. Вопрос. Стихотворение П. Третьякова. Нач. «Что-то слышится вдали за морем Черным, великаном»…

л. 41. Краткая, о полное и ясное обозрение французской истории, особенно в отношении к образу правления и политическим переменам, потому что ныне часто случается говорить о таких происшествиях и обычаях Франции, кои без предварительного познания истории оной не могут быть поняты. Последующая часть сего собрания, заключающая в себе новейшую историю, написана подробнее начальной.

л. 78. Любопытные статьи из Ведомостей и книг с 12 ноября 1828 г.

л. 82. Воозвание к грехам Александра Ипсиланти 24 февраля 1821 г.

л. 83. Печатные прокламации и манифесты 1814 и 1825 гг.

л. 88. Реестр заговорщикам (декабристам) из Моск. Вед. Номер 49.

л. 93. Речь, произнесенная законоучителем военно-строительного училища путей сообщения священником Иоанном Гавриловым в день получения известия о кончине Государя Императора Александра 1.

л. 94. Копия сих писем на французском диалекте государыни Императрицы Елисаветы Алексеевны к императрице Марии Федоровне.

л. 95. О наводнении в С-Петербурге 7 ноября 1824 года с 10 часов утра.

л. 97. Копия с рапорта Смоленского губернского дворянства предводителя от 25 сентября 1819 года.

л. 99. Приветствие при открытии в новоотделанном казенном корпусе присутственных мест, говоренное самим тульским господином гражданским губернатором графом Владимиром Федоровичем Васильевым 1820 года октября 11 дня.

л. 102. Скармендантово Путешествие из сатирических сочинений Г. Волтера на российский язык с французского преложенное в Санкт-Петербурге 1778 года.

л. 106. Письмо короля прусского к маршалу Кейту. Продолжение третьей книги Лукреция о тщетном ужасе смерти и о страхе будущей жизни.

л. 110. Сон Богородицы.

л. 118. Изображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа взято из древних рукописей.

л. 120. Правила нравоучительные. Нач. 1. Хощете ли иметь веру от самого себе пользу, употребили пищи и пития в меру, упражнялися в трудах умеренных, наблюдая часы.»…

л. 122. Выписанное из книги Описания земель Северной Америки на 790 листу. Нач. Дикие знают средства, как восставлять мертвых.

33. Календарь Тумма. Рукопись 4, 49 л., отчетливо курсивною скорописью нач. 19 в., в бумажном переплете. Полное заглавие: Календарь Тома Иосифа Тумма уроженца неаполитанского, переведенные с итальянского на французский (!), а с сего на российский язык, имеющий свое действие с 1269 года и продолжающийся до конца веков. Сочинен в монастыре Сен-Денисе во Франции от Рождества Христова 1268 года на 756 лист. В царствование Людовика 9 в Париже, В Санкт-Петербург 1778 года.

24. Приговор Пчелной. Рукопись 16, полууст., 1799 г., 20 л., из них текстом 15 л. Полное заглавие: «Приговор пчелной действием святаго Изасима пасики». На л. пред заглавием в красном круге запись: «Сия книжечка деревни Дудники жителя Иоанна и Радиона Никитиных». Без переплета.

Нач. «Когда святаго Засима послал Господь Бог до земли обетованной пчелы и молвил ему Господь: «Зосиме поииди в тон остров и возьми так свидирку и принеси в тои остров».

35. Грибоедов А. С. Горе от ума. Рукоп. В л., 66 л., 30-х годов 19 в. В начале ркп. Помещено два стихотворения – Хищники на Чечемцом, Но не люблю кокетки модной»…

36. Горе от ума. Комедия. В четырех действиях, в стихах. Сочинение Александра Сергеевича Грибоедова. 4, 87 л. На бумаге знак 1824 г.

37. Сборник слов, речей и проповедей. Рукопись 4, скороп. нач. 19 в., 78 лл., сверх сего чистых лл. 8 и печатная тетрадь в 8 л. Принадлежала некому Николаю Алексеевичу Халутвину. В кожаном переплете.

В начале ркп. Вставлено печатное славянским шрифтом слово (лл. 1–8) без подписи на текст: Иже хощет по мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой. Марка глава 8. Нач. Снисходя немощи человеческой премудрый Господь всегда произвольного от человек, яко зде: Иже хощет по мне идти, требует послушания.

л. 1. Слово при случае выборов во псковском наместничестве, проповеданное псковским соборе Псковской семинарии префектом учителем священной Богословии мирожского монастыря Игуменом 1784-го года января 11 дня. «Ищите прежде царствия Божия и правды его и сия вся приложатся вам». Матф. 6. 33. Нач. Учреждая премудрая монархия наша в державе своей новой вид правления, каких намерений думаете через перемену сию достигнуть желала? Поистине не иных как чтобы пресеклись пути вредного порока, восторжествовала добродетель, чтобы правда и закон возымели свою силу.

л. 9. При погребении Генерал-Поручика, Орловского и Курского Генерал-Губернатора и Кавалера Франца Николаевича Клички в октябре 1786 года речь. Нач. Созерцая толь необыкновенное и толь противу чаяния всех печальнейшее стечение наше колико противоборствующие себе движении ощущая я в душе моей! – В конце речи подпись автора: Граврииль Руфинов.

л. 15. Речь, по-видимому, того же Руфинова, обращенная с поздравлением к какому-то высокоблагородию по случаю избавления его от смерти (т. е. от болезни). Нач. Ваше Высокоблагородие, Милостивейший наш Покровитель! Плакавшие некогда мироносицы жены о смерти Спасителя мира… приложив печаль свою на радость… ускорили возвестить бывшая учеником

л. 17. Речь Гавриила Руфинова о необходимости слушания и изучения слова Божия. Без темы. Когда в некоторой всей (=веси) небесный проповедник учил слову жизни, когда он божественные свои семена сеял на сердцах человеческих, когда учитель истины открывал источник чистейшего своего учения; тогда Мария оставив все свои домашние заботы и взяв почертало (!) веры, оным из источника жизни напоила жаждущую душу.

л. 23. Речь поздравительная Гавриила Руфинова, обращенная безыменно к его высокоблагородию, с пожеланием счастья в праздник Воскресения Христова Нач. Не может не дымиться та вещь, в недрах которой живой заключается огнь.

л. 25. Печатная речь протоирея Иоанна Леванды, говоренная 20 августа 1795 г. митрополиту Самуилу в день патрона его.

л. 26. Речь о счастье за подписью – Афанасий Оболенский. Нач. Великому из смертных в особенности природою впечатлено, чтобы во всех своих предприятиях достигать служащее к усовершению и удовольствию.

л. 36. Речь Гавриила Руфинова о добродетели. Нач. Ежедневно свидетельствовавший собственными чувствами опыт есть искусный во уверении наставник.

л. 50. Печатная речь, говоренная в торжественном Собрании Императорской Академии Художеств Конференц-Секретарем Статским Советником и Кавалером Александром Лабзиным 11 декабря 1802 г.

л. 53. Слово в день Преполовения. В преполовении Пятидесятницы вниде Иисус во церковь и учаше. Иоанн. 7. Нач. Стыдно было бы и даже непростительно, есть ли когда, то в настоящий день проповедникам слова Божия заключать уста свои пред толь многочисленным народом. В конце запись: 1814 года апреля 20 дня читать сказывать в Богоявленской церкви. Протоирей Иоанн. Ниже: Сказано в Орловской Богоявленской церкви, Ильинской церкви священником Николаем Федеровым. Апреля 22 дня 1814 года.

л. 59. Слово в день рождения Ее Императорского Величества Благочестивой Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны. Говорено в Орловской градской Михайловской Архангельской церкви священником Николаем Федоровым. Января 13 дня 1814 года. Нач. Цари со славою узрите, и очи ваши узрят землю издалеча. На гл. 33, ст. 17. После кратчайших и так сказать в мгновения протекших минут, в которые угодно было верховному правителю вселенной показать нам, видим мы Благочестивейшего и всемилостивейшего нашего Государя, увеличаемого славою громких побед.

л. 64. Слово, сказанное при погребении Преосвященного Амвросия Архиепископа Московского и Калжуского. Говорено в Донском монастыре 4 октября 1771 года. (Другою рукою ниже: говорено в доме нашем). Нач. Видя вас, печальные слушатели! Со особенным сердец наших баснословным болезнованием гробу сему предстоящих в сами страдая, что ко утешению вашему сказать теперь могу.

л. 69. Слово, говоренное полковым священником при освящении знамен в Азовском пехотном полку на Праге 24 октября. Нач. Христолюбивое воинство! «С нами Бог! Разумите язы́цы и покоряйтеся». Тако вопиют верующие! Тако возглашайте и вы…

л. 71. Речь, говоренная по случаю открытия в Иркутске каменной гражданской больницы, построенной иждивенцем тамошнего 2-ой гильдии купца Николая Семеновича Чупалова, тамошней Семинарии Префектом Иеромонахом Иннокентием 12 дня 1807 года. Нач. Высокопочтенное собрание! Человек тем бывает величественнее, чем он ближе к человечеству.

л. 73. Речь, говоренная в Киево-Печерской Лавре к собравшемуся для выбора по высочайшему учреждению новых судей Киевского Наместничества дворянству, той же Лавры Соборным Старцем и Типографии Правителем Иеромонахом Феофаном, 1789 года января 10 дня. Нач. Благородное и почтенное Собрание! Уже вы приступайте по величайшей воле премудрой нашей обладательницы и неусыпныя о благоденствии нашем попечительницы, к избранию из среды нашего общества других особ.

л. 76. Речь на открытие Пензенской губернии, говоренная Пензенского главного народного училища Смотрителем, Титулярным Советником Федором Кулаковым 1801 года декабря 23 дня. Нач. Почтенное Собрание! Среди великолепных торжеств, среди всеобщей радости и удовольствия, среди народных восклицаний блаженствующей России под скипетром… возрадуемся…

л. 78. об. Речь (только начало ее): Произреченная Россия: где твой Царь великий Александр? Европа: где твой избавитель?

38. Платон архиепископ московский. Проповеди. Рукоп. 4, 31 л. 1813 г.

Заглавие: «Вкратце сочиненные проповеди. Синодальным членом Преосвященным Платоном, Архиепископом Московским и Калужским – и обители преподобного Сергия священно-архимандритом. 1782 г. На нижней внутренней стороне переплета запись: Сия проповеди выписаны из печатной поучительной книги – Григорием Ивановым Быковым сего 1813-го года мая дня.

Начинается – Словом на день Владимирския Богородицы; заканчивается – Словом в неделю пятую великого поста.

39. Сборник проповедей священника села Рождества (орловской епархии) Василия Говорова 184 3–1859 гг. Рукопись на писчей бумаге 4, 143 л, в переплете.

Слова священника Говорова следующие: 1) л. 16. Во святый и великий пяток, 2) л. 97. Во вторую неделю великого поста, 3) л. 121. На день Вознесения Господня, 4) л. 127. Тоже, 5) л. 140. На день Усекновения главы Иоанна Крестителя.

Кроме собственных слов, в Сборнике собиратель поместил также слова Иоанна Златоуста, митрополита Филарета, епископа курского Илиодора, епископа Иннокентия волгородского, Георгия Конисского, архимандрита Кирилла (Минуты уединенных размышлений Христианина, Любовь к Богу), выписки из Воскресного Чтения, из «Киевских Академников», речь, произнесенную епископу Гавриилу (орловскому) села Острова священником Николаем Острогорским, по получении набедренника.

40. Собрание документов 1 8–19 в. В лист, 76 л.

Челобитные, купчие, показания, ревизские сказки, росписи хлеба и другие юридические и частновладельческие акты по орловскому округу и соседними с ним.

41. Собрание юридических документов 18– нач. 19 в. (купчие, показные, челобитные). Рукоп. В лист и 4, скороп., всего 37 л.

Документы относятся к следующим местностям: уездам обоянскому, лебедянскому, щагровскому, мокшанскому, г. Обояни, Орлу, Брянску, уездам карачаевскому, мценскому; упоминаются владельческие фамилии – Картамышевы, Шепелевы, Акуловы, Павловы, Кривцовы, Прасоловы, Абрютин, Абалмасов, Дубенской, Денисов, Жидков, Сьянов, Селихов. Купчие главным образом касаются сделок по продаже земель, крепостных людей. – Есть челобитные персицской нации новокрещеного Николая Иванова.

42. Собрание печатных и писанных грамот о службе разных лиц – Екатерины 2: поручику Андрею Страхову 1762 г., сержанту Григорью Звягину 1761 г., Александра 1: лекарю Карлу Гобце 1805 г., Николая 1: Константину Глебову 1829 и 1836 г., Алощию Вырвичу 1840 г., протоирею Иоанну Федотову 1835 г. Последняя грамота писана на бумаге, остальные – на пергаменте.

43. Размежевание по селу Печки калужской губернии, жиздринского уезда. Дело на 119 л., в лист, 19 в.

44. Собрание писанных и печатных указов, выписей из регламента 1700–1798 гг. В лист, всего 103 л. В указах Императора Павла 1 имеются изображения узаконенных к выпуску монет.

45. Приказы помещика Василия Олсуфьева своим управляющим рославльской вотчины сельца Барятица 1830–1837 г. Тетрадь на писчей бумаге, 4, 47 л.

46. Сборник указов и других бумаг, относящихся до Смоленской Одигитриевской г. Орла церкви, 1777–1828 гг. Рукоп. в лист, 104 л. Есть указы севской консистории, епископов Тихона, Кирилла, Аполлоса, Досифея. Кроме непосредственно относящихся до Смоленской церкви указов, есть указы общегосударственные, рассылавшиеся для объявления по церквам – времен Екатерины 2, Павла, Александра 1, Николая 1.

6. Рукописи Площанской Богородицкой пустыни севского уезда

Собрание рукописей Площанской пустыни невелико: оно состоит из 33 рукописей, не считая выделенных в разное время в рукописное собрание нашего музея 13 номеров. По составу Площанское собрание очень однообразно – почти целиком содержит творения отцов аскетов, переведенных в период возрождения монашества, в конце 18 в., в школе Паисия Величковского. Характеристика этой письменности дана нами в 11 выпуске. К литературной истории паисеевской школы Площанское собрание дает много интересных добавлений.

Антоний Великий и Федор Едесский. Рукоп. 4, 1798 г., 30+35 л., полууставом паисевской школы.

л. 1. Иже во святых отца нашего Антония Великого советования о праве человеческом благожительстве во сто семидесяти главах.

л. 1–35. (второй нумерации). Преподобного и богоносного отца нашего Федора Великого постника и епискова едесскаго главы зело душеполезны 100.

В конце ркп. запись: переписана монахами Иоанникием и Платоном 1798 года в монастыре Нямце. Зрительное же сие слово из второго достовернейшего перевода переписал М. Платон. В начале на л. вне счета записано: Благословил Схимонах Афанасий рясофорного монаха Игнатия. Кончина его жизни 1825 года октября 17.

Лицевое житие Василия Нового. Рукопись 18 в., в лист, 377 л., кожаный переплет. Дана была в 1782 г. вкладом на поминовение смотрителю Площанской обители Серапиону московским купцом Иваном Ивановичем.

Кроме жития Василия Нового, рукопись содержит следующие лицевые книги и статьи. 1) Синодик (л. 258–266), 2) Евангелие от Матфея (лл. 267–269), 3) Евангелие от Луки (лл. 270–272) – притча о богаче и Лазаре, 4) Зерцало великое (лл. 273–282), Старчество (лл. 283–291), Слово о Созомоне, 31 августа (лл.292–296), Слово о игумене (лл. 297–301), Слово Палладия мниха о втором пришествии Христовом (лл. 302–243), Слово о отвержении мира (лл. 345–350), Повесть о Иосафе царевиче (лл. 351–377).

Святаго и Блаженнейшего Архиепископа Оссалонитского Григория Паламы Десятисловие Христова законоположения, сиреч Нового завета. Ркп. 4, 88 л. 19 в. Письмо школы Паисия Величковского.

л. 1. Слово 62. Ко Ксении монахини.

л. 45. Того же беседа 31. О добродетелях и сопротивных им страстях.

л. 70. От жития Григория Оссалонитского. Яко подобает всем обще христианам молитися непрестанно.

л. 77. О молитве и чистоте сердца.

л. 80. О священно безмолвствующих.

Григорий Синанит. Рукоп. 4, конца 18 в., полууставом паисиевской школы, 76 л.

Летописей келейный св. Дмитрия Ростовского. Рукопись 1769 года, в лист, полууставом, 314 л.

Поучение Илариона Великаго ко отрекшимся мира Христа ради. Рукоп. конца 18 в., 4, 44 л. В конце ркп. содержатся выписки из Лимонаря, Исаака Сирина, преп. Нила, слово о безмолвии. На л. в счета в начале ркп. запись: «из книги игумена Илариона, живущего в скиту». Ниже записано, что рукопись досталась монастырю в 1853 г. после старца сей обители (имя выскоблено), рукою которого она, вероятно, и писана.

Искаак Сирин. Рукоп. 18 в., 4, 307 л., в кожаном переплете. В конце запись: «Во славу святой единосущной животворящей и неразделимой Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа. Списана сия Богодохновенная книга преподобного и богоносного отца нашего Исаака Сирина, епископа Ииневийского, тщанием иеромонаха Серапиона, во общую пользу. Начата писать в лето от сотворения мира 7267, от Рождества же по плоти Бога Слова 1759, индикта 7, месяца февраля в 22 день. А совершилась в лето от сотворения мира 7279, от рождества же по плоти Бога Слова 1771, индикта 4, месяца декабря в 31 день». В начале внизу по листам от имени строителя Площанской пустыни иеромонаха Серапиона в означенную пустынь от 1807 года.

В конце рукописи, с л. 304, идут выписки из Скрижали, устав Пахомия Великого, послание Василия Великого Григорию Богослову о мнишествем устроении, слово Иоанна Предтечи, приличествующее инокам.

Исаак Сирин. Рукопись 4, 18 в., 672 л., в кожаном переплете. Перевод Паисия Величковскаго. На л. 17 и 17 об. содержится запись, сходная, как и вся рукопись, с рукописями Севинскаго мон. номер 42 и 42, в 2 вып. Описания.

Исаак Сирин. Словеса постническия. Рукопись в лист, 1821 г., 324 л., полууставом паисиевской школы. Всего 91 слово. В двух переплетах. Рукопись переписана в Площанской пустыни.

Преподобного отца нашего Исаиа аввы. Заповедь ко братии с ним живущим. Рукоп. 4, 18 в., 132 л. Принадлежала схимонаху Афанасию, после него поступила в ризину Площанской обители. Переплет бумажный.

На л. 128 об. запись: Перевел от латинского языка в славянский достоблаженныя памяти раб Божий Александр Симонович в монастыре новгородском всемилостивого Спаса в лето 7180, а от Рождества Христова 1672. По скончании же оной книги, в том же году, месяца июля 10, прохождения ради шел на воду и внезапно утопе. Читателю православный, в молитвах своих поминай онаго: много бо хоте преложити нам писания, но желание смерть прекрати.

л. 129. Преподобного Антиоха правоучение 6. О воздержании. Нач. Воздержание всему роду человеческому всяко прислушающая есть добродетель.

л. 131. Того же преподобного аввы Исаия. Нач. Поведал нам авва Петр, ученик отца Исаиа, яко вопросих (иногда) отца своего, глаголя.

л. 131 об. Из другой книги того же. Нач. Инок бо, имея злато и сребро и иная стяжания, не верует, яко Бог питает его.

В конце приписка: «Якоже некоего овощия продавец многим дает вкушати продаемая, сице и блаженныя памяти оныя Александр спасения желающим, паче же мир грешному на пользу от многих святых писания истолкова от латинского языка». Видно, что составитель рукописи был близким человеком к переводчику Александру Симоновичу.

Лествица Иоанна Лествичника. Рукопись в лист, 311 л., полууставом. Написана и дана вкладом в Площанскую пустынь при игумене Серапионе иеромонахом Авелем в 1799 году. Переплет кожаный.

Лествица Иоанна Лествичника. Рукоп 4, 18 в., полууст., 312 л. Принадлежала севского уездного училища высшему отделению, а потом площанскому иеромонаху Никону.

С л. 239 даны в извлечениях аскетические писания других отцов: Пимена Великого, Федора Студита, Илариона Великого, Исаака Сирина, Сисоя Великого, отрывки из Лимониса, жития Андрея юродивого, св. Евагрия, из Патерика, Пролога, Симеона Нового Богослова, в конце, с л. 310 об. – поучение к царям и князям, к епископам и попам и ко всем православным христианам, еже не упиваться. Нач. Благословение отца духовного о Господе к детям. О чада, видите, иже ми дал есть Бог талант.

Лествица св. Иоанна Лествичника. Рукоп. 4, 18 в., полууставом, 322 лл. Списана с печатного московского издания, исправленного при царе Алексее Михайловиче, 7155 г. Списывал монах московского Новоспасского монастыря Ефемий в 1776 г.; по его завещанию поступила она после его смерти в Площанскую пустынь. Переплет деревянный, обтянутый кожей, разбит.

Беседы преподобного Макария Египетского. Рукопись на 316 л., 4, писана в 1772 году в Карачаевском Одрине монастыре. Переплет кожаный, современной рукописи.

Беседы Макария Египетского. Рукоп. 4, 18 в., молдавским полууставом паисиевской школы, 249 л. Внизу по листам запись: Сия книга дана из Святовознесенского Немецкого монастыря при архимандрите старце Дорофее за благословение монаху Афанасию. На последнем листе: «1776. Афанасий». Об этом Афанасии см. во 2 вып. Описания стр. 13 3–134.

Полное заглавие ркп.: Преподобного отца нашего Макария Египетского беседы духовны зело многие пользы исполнены о должном и тщимом Христианам совершенстве. Переплет кожаный.

Никиты Стифата сотницы. Рукоп. 4, конца 18 в., 103 л., в кожаном переплете. Полууставом паисиевской школы.

После трех сотниц главизн, с л. 98 идут ины главизны Никиты Стифата в вопросо-ответах.

л. 99 об. Никиты Стифата главизна, о еже кий есть мысленный рай.

Петр Дамаскин. Аскетические творения. Рукопись 18 в., на бумаге знак 1781 г., 4, 203 л., в бумажном переплете. Перевод паисиевской школы. Заглавия нет; вместо заглавия стоит пространное описание: «Начало с Богом подлога настоящей сия книги, имущаго убо воспоминание к свое души: молитвами же отец спастися, Павла глаголю и Марка, с Фомою же и Иоанном, купно со Исааком, Лукою же и Макарием, к нему же послася сей от монаха Петра Дамаскина содейством же трех архиерей, ихже молитвы содействоваша слову, советом же пользоваша велми».

Фикарий инок, святогорец. Вертоград душевный, сиречь собрание и сочинение молитв исповедальных и благодарственных. Список 1804 г., сделанный с виленского печатного издания 7128 (1620) года. Рукопись 4, на синей бумаге, 121 л., в кожаном переплете.

Сборник. Рукопись 8, 7+256+151 лл., 1758 г., полууставом. Принадлежала строителю Площанской пустыни иеромонаху Серапиону.

л. 1. Оглавление сборника. На л. 7 раскрашенное изображение лествицы.

л. 1 (по второму счету). Лествица с толкованием.

л. 1 (по третьему счету). Блаженного Нила Сорского о мысленном делании.

л. 14 об. Слова Симеона Нового Богослова. Слово 24-е. О молитве.

л. 22 об. Григорий Синаит. О безмолвии и молитве.

л. 29. Исихия иерусалимского о трезвении и добродетели.

л. 36 об. От книги Никона Черныя горы.

л. 94. В неделю мясопустную слово Палладия мниха о втором пришествии и страшном суде.

л. 111. Слово святого Евагрия о умилении души.

л. 114. Слово преподобного Василия Нового о мытарствах.

л. 128 об. Слово Илариона Великого о отвержении мира.

л. 139. Слово святого отца нашего Исайи от старчества.

л. 143. Месяца февруария в 17 день. Слово святого Ефрема. Потщимся убо братия еже по подобию быти жизнию ж и делом преподобных отец ходити по стопам их.

л. 149. От словес Илариона Великого. Разгнем убо, братие, книги, и прочтем жития святых отец.

Патерик Соловецкий. Рукопись 1684 года, 4, поморским полууставом, 366 лл. В 1730 г. рукопись была продана золотых дел мастером Степаном Федоровым серебряного ряда Ивану Карпову. Переплет кожаный.

В рукописи содержится житие и чудеса преподобных Зосимы и Савватия.

Повествование премудрейшего иеромонаха Ефрема о принесении в обитель Кипрскую св. чудотворной Иконы Капрския Богоматери. Переведено с печатного в 1748 г. греческого описания рукоп. 4, нач. 19 в., 3+31 л.

Пред повествованием на первых трех листах помещен канон молебный к Киккской иконе Божией Матери – творение того же грешного Ефрема.

Греческое рукописное описание Киккской иконы БМ. Боле подробное и с многими грамотами хранится в Московской Епархиальной библиотеке.

Путешествие в Новый Иерусалим, или краткое истерическое описание Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. Рукоп. 19 в., 4, 24 л.+1 л. печатной гравюры с изображением собора новоиерусалимского монастыря.

Написано и прислано в Площанскую пустынь это описание в 1819 г. монахом новоиерусалимского монастыря Августином, прежде бывшим послушником Площанской обители. В папке.

Житие и подвиги преподобного Паисия улицкого. Ркп. 4, 19 в. (1809 г.) на синей бумаге, полууставом, 43 л. Книга принесена из углицкого Алексеевского монастыря иеромонахом Савватием, который доставил в Алексеевский монастырь из Площанской пустыни книги – Исаака Сирина и Лечебник.

Житие св. Филиппа митрополита и житие, чудеса и служба Св. Кириллу Новозерскому. Рукоп. 18 в., в лист, 234 л., в кожаном переплете. Принадлежала некогда капитан-лейтенанту лейб-гвардии Преображенского полка Семену Тимофеевичу Кишкину.

Часы предвечной мудрости и Нил Сорский. Рукоп. 18 в., 4, 159+64 лл. Часы предвечной мудрости или иначе учение жития духовного – перевод с латинского – состоит из четырех частей. Рукопись принадлежала соловецкому иеромонаху Паисию, а после него иеромонаху Савватию, строителю Николаевской Теребенской пустыни, постриженнику (1777 г.) Площанской пустыни, после смерти которого в 1824 г. рукопись поступила в монастырскую библиотеку.

Известие учительное. Рукопись 18 в. 4, 40 л., полууставом 18 в., в кожаном переплете с ременными завязками.

Правило молебно мниху наедине во все дни. Рукопись 4, 18 в., 23 л., в кожаном переплете. Библиотеке Площанской пустыни рукопись досталась после смерти монаха Георгия, скончавшегося в 1823 г.

Благодарственное страстей Христовых воспоминание и молитвенное размышление паче иных молитве зело полезное, еже должно по вся пятки совершати. Ркп. 4, 15 л., 19 в., без перепл. Это творение св. Дмитрия Ростовского, списано с печатного в 1808 г. иеромонахом Павлом.

л. 10 об. Поклонение Господу нашему Иисусу Христу.

Рукопись эта принадлежала площанскому схимонаху Афанасию и подарена им в 1816 г. площанскому же иеромонаху Маркеллу.

Выписки из св. отцов о послушании. Рукопись нач. 19 в, на синей бумаге, 48 л., полууставом. Выписки приведены из аскетических переводов паисиевской школы.

Камень соблазна Илии Минития, перевод Стефана Писарева. Рукопись 18 в., в лист, 146 л., полууставом.

Номоканон, си есть Законправилник, имел по сокращению правила святых апостол, седми соборов и поместных некиих к сему и вселенских учителей и преподобных отец. Третие с большим исправлением изданный в святой великой чудотворной Лавре Печерской Киевской от создания мира 7137, от воплощения Слова Божия 1629. иннуария 1. Ркп. 4, 19 в., 109+17+8 лл. На листах второй и третьей пагинации содержатся выписки из Кормчей и Требника. Ркп. принадлежала строителю Площанской пустыни Серапину, за ним игумену Свенского монастыря Амвросию (его запись 1814 г. на первом листе вне счета), а этим последним передана на благословение духовнику Площанской пустыни иеромонаху Ионе. В кожаном переплете, с застежками. Писана полууставом.

Кинновион, или изображение евангельского пророческого общего жития от святых отец вкратце собрано трудом Гавриила Домецкого недостойного Архимандрита пречестной святой великой обители Пречистыя Богородицы общежительного Симонова монастыря. От сотворения мира 7191, от рождества же по плоти Бога Слова 1683. Индикта 11.

Рукопись 4, 93 л., 18 в. полууставом, в кожаном переплете. По листам внизу идет подпись игумена Серапиона 1791 года. С л. 64 помещено другое сочинение – Апология. Утоление печали человека сущего в беде гонений и озлоблении вкратце сложенное: по совету святого Апостола Павла глаголющего: утешайте друг друга и созидайте каждый ближнего. Нач. Старец некто от духовных, един о Бозе живый, слыша о некоем муже мирянине славном, Христолюбивом и боящимся Бога.

* * *

1

Первое рукописное собрание – это семинарское (108 №№, описано в Сборнике вып. 1), второе Свинского брянского монастыря (93 №№).


Источник: Описание рукописей, хранящихся в орловских древлехранилищах / И.Е. Евсеев. – Вып. 1-3. - 1905-1909. / Вып. 3. - Типо-литография Е. А. Турчаниновой, 1909. - С. 3-27.

Комментарии для сайта Cackle