Март
2 марта
Державная икона Божией Матери
«Державная» икона Божией Матери явилась русскому православному народу 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой, в день отречения Царя-Мученика Николая Второго от престола. Царица Небесная изображена на этой иконе как Царица Земная.
Крестьянке Евдокии Андриановой было сновидение, в котором таинственный голос сказал, что в селе Коломенском есть большая чёрная икона, её надо сделать красной и пусть молятся. Андрианова решила идти в Коломенское. Она сразу узнала Вознесенскую церковь, и после долгих поисков в подвале нашли большую старую чёрную икону. Когда её промыли от многолетней пыли, то представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной.
После обретения «Державной» иконы сложилась легенда, что Богоматерь взяла на Себя Верховную Царскую власть над Россией и над народом. На почитателей этой иконы, молившихся перед списками с неё по всей стране, начались гонения, а сами иконы были изъяты из всех церквей. Где находится сейчас подлинник «Державной» иконы Божией Матери – неизвестно.
Молитва пред иконой, именуемой «Державная»
Державная Владычице Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащего всю вселенную Царя Небеснаго!
Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным и недостойным, сию святую и чудотворную икону Твою во дни сия лукавыя и лютыя, яко вихрь, яко буря внутренняя нашедшыя на страну нашу, во дни уничижения нашего и укорения, во дни разорения и поругания святынь наших от людей безумных, иже не точию в сердце, но и уст нами дерзостно глаголют: несть Бог, и в делех сие безбожие показуют.
Благодарим Тя, Заступнице, яко призрела еси с высоты святыя Своея на скорби наша и горе нас православных, и яко солнце светлое, увеселяеши изнемогшия от печали очеса наша пресладостным зрением Державного образа Твоего.
О, Преблагословенная Мати Божия, Державная Помошнице, крепкая Заступнице! Благодаряще Тя со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, припадаем Ти со умилением, с сокрушением сердечным и со слезами, и молим Тя и стеняще вопием Ти: спаси нас, спаси! Помози нам, помози! Потщися: погибаем! Се живот наш аду приближися: се обышедше обыдоша нас греси мнози, беды мнози, врази мнози. О, Небесная Царице! Скипетром власти Твоея Божественный разсей, яко прах, яко дым, нечестивыя козни врагов наших видимых и невидимых: сокруши велеречивыя помышления их и запрети им: и яко Мати всех, на путь правый и богоугодный настави их.
Вкорени в сердца всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе: водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную. Державою Твоею всесильною удержи, Пречистая, потоки беззакония, хотящия потопити Землю Русскую в страшней пучине своей.
Поддержи нас слабых, малодушных, немощных и унылых, укрепи, возстави и спаси: яко да под Державою Твоею всегда храними, поем и величаем Пречестное и Великолепое имя Твое, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
3 марта
Икона Волоколамская
О ней известно, что она явилась в 1677 г. и привезена из Москвы в Иосифов Волоколамский монастырь, почему и называется Волоколамской. Прославилась многими чудесами.
5 марта
Икона, именуемая Воспитание
Список с сей иконы, тоже прославившийся чудотворениями, находится в Москве, в Казанском соборе. На ней Богоматерь изображается с Иисусом Христом, сидящим на левой Её руке.
6 марта
Ченстоховская икона
Она находится в монастыре близ города Ченстохова, в 217 вёрстах от Варшавы, отчего самая икона и монастырь называются Ченстоховскими.
редание говорит, что икона сия написана св. евангелистом Лукой в Иерусалиме, где и находилась она первые три века. Св. царица Елена, обрётшая крест Христов, в 326 году 6 марта получила от верующих в дар сию икону и привезла в Константинополь, где она находилась около пяти веков. Из Константинополя перенесена была св. икона в Россию великим князем Львом, основателем города Львова, и поставлена в Бельзском замке, где прославилась чудесами.
Так, когда татары, вторгнувшись в Россию, осадили замок Бельз, то икона была вынесена из храма и поставлена на городской стене для защиты города. Татары, стрелявшие в замок, попали стрелой в лик Богоматери на иконе, из которого истекла кровь, что остаётся видимым и доселе.
В то же время вдруг спустилась на татар мгла, от которой они начали умирать в бесчисленном множестве, так что поспешили снять осаду замка.
После сего чуда Владислав, князь Польский, в сонном видении слышал голос, повелевавший перенести икону из замка на Ясную гору, близ города Ченстохова. Он соорудил там монастырь и, в 1352 году, перенеся туда чудотворную икону, отдал её на хранение уже своим католическим монахам Паулинского ордена.
Случилось, что на обитель напали гуситы, которые хотели похитить вместе с сокровищами и сию икону; но невидимая сила удержала её – лошади с иконой не могли двинуться с места. В 1813 году, по взятии Ченстоховской крепости русскими, настоятель с братией лавры поднёс генералу Сакену список с Ченстоховской иконы.
Император Александр I украсил список богатой ризой и поставил в С.-Петербурге, в Казанском соборе. Чудотворная Ченстоховская икона есть ещё в слободе Верхняя Сыроватка. Полагают, что она принесена сюда из Ченстохова.
Шестоковская икона
По сохранившемуся преданию, эта икона в очень давнее время явилась в Москве, в доме некоего г. Скрипицына.
Одна девица, так называемая простенькая, или блаженная, видела во сне, что в этом доме, в трубе печи находится икона Пресвятой Богородицы, и три раза заявляла о том домашним; но никто не обращал внимания на её слова до тех пор, пока не увидели на шестке печи выпавший из трубы свёрток холста. Когда развернули свёрток, то все пришли в благоговейный ужас: пред глазами их явилось прекрасное изображение Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. На правой руке у Неё небольшой ожог ясное доказательство, что икона была в огне и силой Божиею осталась невредимой.
Икона была принята как драгоценный дар от Самого Господа, и все с благоговением почитали её. Домовладелец благолепно украсил икону и по смерти своей передал своим детям в благословение с наименованием её Шестоковской, потому что она явилась на шестке.
Неизвестно, когда икона была перенесена в село Шелтомеж Тверской губернии Кашинского уезда: но по древним актам видно, что владелец этого села секунд-майор Скрипицын просил в 1779 году у Тверского епископа Арсения благословение устроить каменный храм вместо деревянного, построенного ещё в 1686 году, и что его родовая Шестоковская икона Божией Матери, перешедшая к его детям, была долгое время предметом споров и судебной тяжбы между наследниками.
Известно также, что во всё время от иконы изливались чудотворения; пред нею совершались молебны, и её носили во многие места Тверской и Ярославской губерний. С 1851 года сия икона передана в неотъемлемую собственность церкви села Шелтомежи, где ради неё в 1887 году устроена женская Шестоковская община.
7 марта
Икона Богородицы, именуемая Споручница грешных
Она находится в мужском Одринском монастыре Орловской епархии, где и прославилась чудотворениями в 40-х годах прошедшего столетия, и список с неё имеется в Москве, в Николо-Хамовнической церкви.
В Москве в 1848 году икона прославилась виденным от неё светом по ночам, истечением мира и многими чудотворениями. На той и другой иконе Пресвятая Богородица и Младенец Иисус изображены в коронах. Название иконы Божией Матери Споручницей служит выражением той многоразличной благодатной любви Её к грешному роду человеческому, какую Она проявляла во все времена. Об этой любви говорит и надпись на иконе Божией Матери: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну» и пр.
Место, время и лицо, написавшее в первый раз изображение Божией Матери Споручницы грешных, неизвестны; но судя по украшениям на иконе (корона и звёзды), можно с уверенностью сказать, что появилось оно в Малороссии или Белоруссии.
В 40-х годах XIX столетия мы видим прославление иконы Споручницы грешных в местности, ближайшей к Малороссии, именно в Карачевском Николаевском Одринском монастыре. Там икона Божией Матери Споручницы грешных долгое время была в неизвестности, стояла в обветшавшей часовне и настолько потускнела, что трудно было прочесть надписи.
Чудесное исцеление от неё, полученное двухлетним сыном купчихи Почепиной Тимофеем, страдавшим болезненными припадками, которые не уступали медицинским пособиям, побудило обратить на икону особенное внимание. Икона была взята из часовни, промыта и поставлена в монастыре. Затем много совершилось чудес от сей иконы.
Благодатная сила Божией Матери проявилась ещё в большей степени и ясности на списке с чудотворной иконы Одринского монастыря, привезённом в 1848 году в Москву одринским иеромонахом Смарагдом в дар от монастыря подполковнику Бонческулу за его гостеприимство, который жил в приходе св. Николая Чудотворца, что в Хамовниках. Привезённая копия была поставлена г. Бонческулом в домашнем иконостасе. В этом году первое исцеление от сей иконы получила купчиха Щербакова от болезни спинного мозга. В этом же году, в первый день Пасхи, г. Бонческул начал замечать, что находящаяся у него икона Божией Матери Споручницы грешных делалась весьма блестящей и как бы стеклянной, а во время молитвы его по иконе мелькал какой-то отблеск.
Спустя около недели на иконе начали появляться благоуханные маслянистые капли, и все больные, пользовавшиеся ими, начали получать исцеление от болезней. Того же 1848 года, 30 мая, Бонческул икону Божией Матери пожертвовал в приходскую Николо-Хамовническую церковь, где она и помещена была на аналое близ клироса.
Вскоре странные явления начали происходить в алтаре той церкви, где она была поставлена: 2 июня в алтаре, на горнем месте, ночью от 11 до 2 часов, видны были разные явления огня или света в виде звёзд, то ярких, то тусклых. Это явление повторялось и в следующие дни, в те же часы, а с 4 июня снова и в большем количестве стали появляться капли елея.
По случаю необычайных явлений толпы народа, как ночью, так и днём, стекались к Николо-Хамовнической церкви – ночью для наблюдения за появлявшимся в алтаре церкви светом, а днём для совершения молебствий пред иконой. К прославлению иконы более всего послужили многочисленные чудеса, какие совершались от неё.
Всех чудесных исцелений, меченных и записанных в течение первых шести лет, более 115. Списки с сей иконы распространились не только в церквах московских, сельских, но и в разных городах России и даже в Сибири, за Байкалом и Кяхте. В Кяхте икона Божией Матери Споручницы грешных, копия с Николо-Хамовнической иконы, прославилась чудотворениями, и в честь её устроен придел в Троицком соборе.
Молитва пред иконой, именуемой «Споручница грешных»
Владычице Преблагословенная, Защитнице рода христианскаго. Прибежище и Спасение притекающих к Тебе!
Вем, воистинну вем, яко зело согреших и прогневах, Премилостивая Госпоже, рожденнаго плотию от Тебе Сына Божия, но имам многие образы прежде мене прогневавших Его благоутробие: мытари, блудницы и прочие грешники, имже дадеся прощение грехов их, покаяния ради и исповедания. Тыя убо образы помилованных очесем грешныя души моея представляя и на толикое Божие милосердие, онех приемшее, взирая, дерзнух и аз грешный прибегнути с покаянием к Твоему благоутробию.
О Всемилостивая Владычице, да подаси ми руку помощи и испросиши у Сына Твоего и Бога Матерними и святейшими Твоими молитвами тяжким моим грехам прощение. Верую и исповедую, яко Той, егоже родила еси. Сын Твой, есть воистинну Христос, Сын Бога Живаго, Судия живых и мертвых, воздаяй комуждо по делом его.
Верую же паки и исповедую Тебе быти истинную Богородицу, милосердия источник, утешение плачущих, взыскание погибших, сильную и непрестающую к Богу Ходатаицу, зело любящую род христианский, и Споручницу покаяния. Воистину бо несть человеком иныя помощи и покрова, разве Тебе, Госпоже Премилостивая, и никтоже уповая на Тя постыдеся когда, и Тобою умоляя Бога, никтоже оставлен бысть.
Того ради молю Твою неисчетную благость; отверзи двери милосердия Твоего мне, заблуждшему и падшему в тимение глубины, не возгнушайся мене сквернаго, не презри грешнаго моления моего, не остави мене окаяннаго, яко в погибель злобный враг похитити мя ищет, но умоли о мне рожденнаго от Тебе Милосердаго Сына Твоего и Бога, да простит великия моя грехи, и избавит мя от пагубы моея, яко да и аз со всеми получившими прощение воспою и прославлю безмерное милосердие Божие и Твое непостыдное о мне заступление в жизни сей и в нескончаемом веце. Аминь.
9 марта
Икона, именуемая Слово плоть бысть
На сей иконе Богоматерь изображается с Младенцем Иисусом, стоящим в обнажённом виде. Время и место явления иконы неизвестны.
Молитва пред иконой, именуемой «Слово плоть бысть или Албазинская»
Богородице Дево, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего. Заступнице рода христианскаго!
Пред чудотворною иконою Твоею предстояше, отцы наши молиша Тя, да явиши покров Твой и заступление стране приамурстей. Темже и мы ныне молим Тя: град наш и страну сию от нахождения иноплеменных соблюди и от междоусобныя брани сохрани. Даруй мирови мир, земли плодов изобилие; сохрани во святыни пастырей наших, во святых храмех труждающихся: осени вседержавным покровом Твоим строителей и благотворителей их. Утверди в правоверии и единомыслии братий наших: заблуждших же и отступльших от православный веры вразуми и соедини Святей Церкви Сына Твоего. Буди всем притекающым к чудотворней иконе Твоей покров, утешение и пристанище от всяких зол, бед и обстояний ты бо еси больных исцеление, скорбящих утешение, заблудших исправление и вразумление.
Приими моления наша и вознеси я ко Престолу Всевышняго, яко да твоим предстательством соблюдаеми и покровом Твоим осеняеми, прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
10 марта
Икона Свято-Ильинская
Место явления этой иконы неизвестно. Вторично ей празднуется 16 апреля, где и см. сведения о ней.
12 марта
Римская, или Лиддская, икона
Святые апостолы Пётр и Иоанн Богослов, прежде путешествия своего по отдалённым странам для проповеди слова Божия, благовествовали в местах, ближайших к Иерусалиму.
Когда они обратили к христианской вере множество народа в городе Лидде, названном впоследствии Диосполем, тогда соорудили здесь храм во имя Пресвятой Девы Марии. Придя затем в Иерусалим, они просили Богоматерь посетить и Своим пришествием освятить и благословить этот храм, посвящённый Её имени. Пречистая Дева отвечала им: «Идите и радуйтесь: там и Я с вами буду».
Когда пришли в Лидду и вошли в созданный ими храм, св. апостолы увидели на одном столбе образ Богоматери, видимо изображённый не человеческой рукой, но силой Божией и представлявший истинное подобие святого лика и честных одежд Богородицы. Они с благоговением поклонились нерукотворному образу и возблагодарили Господа. Потом Сама Богоматерь посетила Лиддский храм и даровала образу Своему силу чудотворения. В честь явления этого образа с древних времён установлено празднование 12 марта.
Когда в IV веке богоотступник Юлиан воздвиг гонение на Церковь Христову и послал в Лидду сродника своего для уничтожения нерукотворного образа Пресвятой Богородицы, тогда последовало новое чудо: каменотесы старались стесать священное изображение, но оно не сглаживалось, а ещё более углублялось внутрь столба со всеми красками и очертаниями, так что они принуждены были оставить свою безуспешную работу. После сего со всех концов мира начали стекаться верующие в Лидду для поклонения нерукотворной иконе Богоматери.
В VIII столетии блаженный патриарх Герман путешествовал в Иерусалим для поклонения Животворящему Гробу и прочим святым местам. Быв в Лидде, он приказал иконописцу снять список с чудотворного образа Богородицы на доске и принёс его с собой в Константинополь, где хранил его как драгоценное сокровище. В то время Лев Исаврянин воздвиг на святые иконы гонение и низложил его как ревностного защитника икон. Изгнанный из церкви и из дома своего с бесчестием и заушениями, патриарх успел взять с собой своё сокровище – икону Богоматери, которая была написана для него в Лидде.
Когда святой Герман в изгнании своём почувствовал приближение смерти, то пожелал укрыть от гонителей икону Богоматери. Внутри иконы он вырезал место и вложил туда послание к Римскому папе Григорию, а самую икону пустил в море и с горькими слезами возгласил: «Иди, Владычица, и спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероимённого врага в Рим к благочестивым христианам, чтобы там укрыться вместе с Предвечным Младенцем от мерзостных рук иконоборческих: прейди сие великое и пространное море плаванием безбедным».
Святой папа Григорий, получив извещение во сне о пришествии иконы, поплыл по Тибру для сретения её со всем своим клиром. Прибыв к устью реки Тибра, все увидели св. икону, шествующую к ним по воде; папа Григорий принял её на свои руки. Из письма в иконной доске он узнал о близкой кончине патриарха Германа и прослезился, что светильник веры угасает в изгнании. Папа пронёс по всему городу икону Богоматери и поставил её в церковь св. апостола Петра, внутри алтаря. Здесь Царица Небесная подавала через Свою икону много чудесных исцелений.
Когда в 842 году в Константинополе воцарился Михаил и восстановлено было иконопочитание, тогда Лиддская чудотворная икона в Риме на виду у всех начала сама собой колебаться на своём месте. Это дивное явление изумило и устрашило римлян. Однажды, когда сам папа Сергий был в церкви св. Петра на соборном служении, вдруг на глазах у всех чудотворная икона сильно задрожала и, отделившись от своего места, поднялась на воздух. Все бросились к алтарю С громкими восклицаниями и с поднятыми кверху руками, как бы желая предохранить от падения икону; но она тихо прошла по воздуху в церковные двери.
Папа Сергий с клиром и народом последовали за нею и увидели, что она спустилась на воды реки Тибра и тихо поплыла по морю. С великой печалью все люди сопровождали икону по берегу; папа Сергий со слезами возопил: «Увы нам! Куда отходишь Ты от нас, о, Царица и Госпожа! Боимся, чтоб и нас не постигла иконоборческая ересь, по причине которой Ты удалилась из Константинополя; не потому ли самому Ты удаляешься и от нас из Рима? О Всемогущая! Доколе не укротишь еретической бури, возмущающей Церковь Христову?»
Долго смотрели римляне на отшествие святой иконы и разошлись уже тогда, когда она стала невидима. Вскоре чудотворная икона прибыла к Константинополю и остановилась в пристани против царских палат. Там взяли её и принесли к царице Феодоре. Все думали, что эта одна из тех икон, которые во время гонения были брошены в море.
Ещё прежде отшествия иконы император Михаил и патриарх Мефодий отправили в Рим известие о бывшем в Константинополе соборе и о восстановлении иконопочитания. Посланные, во время пребывания в Риме, слышали о чудесном отшествии отсюда иконы Богоматери, пущенной по морю патриархом Германом. Возвратившись в Константинополь, они сообщили о том царю Михаилу и матери его Феодоре. Тогда вспомнили об иконе, недавно обретённой в Константинопольской пристани, и невольно подумали: не из Рима ли она приплыла в пристань?
Когда икону показали послам, прибывшим в Константинополь, – они тотчас её узнали и засвидетельствовали, что это та самая икона, которая незадолго перед тем удалилась из Рима. Тогда император со всем двором и патриарх с духовенством взяли честную икону из царских палат и с крестным ходом и молебствием, в сопровождении всего народа, перенесли в Халкопратию и там поставили её в церкви Пресвятой Богородицы.
С тех пор Лиддская икона, по причине пребывания её более ста лет в Риме, стала называться ещё Римской или Рымняныней. Чудесное явление её в Константинополе празднуется 26 июня.
13 марта
Молдавская икона
Она находится в г. Николаеве в Спасо-Николаевском Молдавском мужском монастыре Херсонской епархии. На иконе Богоматерь изображается с Младенцем Иисусом, держащим руку у Своей главы.
14 марта
Икона Феодоровская
По сказанию предания, она написана евангелистом Лукой. Она находится в костромском Успенском соборе.
Первоначально находилась в Городецком Феодоровском монастыре, так называвшемся по имени Городца, города Нижегородской губернии, и храма там во имя св. Феодора Стратилата. При нашествии Батыя Городец вместе с другими городами был опустошён, жители же его перед тем бежали, а икону не успели взять с собой.
Но она сама явилась в 1239 году костромскому князю Василию Георгиевичу в лесу, на дереве, во время охоты. Оказалось, что икона скрылась из Городца, и жителям Костромы виделось, как пред явлением князю нёс её по городу человек в богатой воинской одежде, очень схожий со св. великомучеником Феодором Стратилатом, как он изображается на иконах. Икона поставлена была в храме св. Феодора Стратилата в Костроме, отчего получила название Феодоровской, Князь брал с собой икону, идя против татар, которые устремились на Кострому, и враги были поражены необыкновенным сиянием от неё, пожигавшим, подобно огню, полчища их, так что они обратились в бегство.
Спустя некоторое время соборная церковь, где находилась икона, сгорела, и некоторые из жителей видели икону, стоящую на воздухе над пламенем пожара. Все пали на землю, со слезами прося, чтобы Царица Небесная не оставила их без Своего покрова, и икона спустилась на землю и стала среди площади.
В скором времени построена была новая каменная церковь вместо сгоревшей. Явление Феодоровской иконы празднуется 16 августа, 14-го же марта празднование ей установлено в память избрания, в 1613 году, на царство предка ныне царствующего у нас Дома, юного Михаила Феодоровича Романова.
Известно, что когда приглашали его на престол, и он не решался было дать своё согласие, то архиепископ, взяв в руки сию икону, сказал ему с матерью: «Если не склоняетесь на милость ради нас, то послушайтесь ради чудотворного образа Царицы всех». И когда, наконец, было дано согласие, то мать его, старица Марфа Ивановна, подвела его к чудотворному Феодоровскому образу и, пав на колени, со слезами сказала: «Се Тебе, Пречистая Богородица, предаю чадо своё. По воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству».
Икона богато украшена дарами царя Михаила Феодоровича и матери его Марфы Ивановны. В Сызрани, в Вознесенском мужском монастыре есть чудотворная Феодоровская икона. Она явилась в 1713 году на источнике, куда не раз чудесно возвращалась. Поставленная в монастыре, ознаменовала себя многими чудесами.
Молитва пред иконой, именуемой «Феодоровская»
К кому воззову? Владычице: к кому прибегну в печали моей: кому принесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице Небесе и земли. Кто исторгнет мя из тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго.
Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастех, избави от озлоблений и скорбей и всяких недугов и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческия: такожде от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя.
Укрый мя под сению милости Твоея, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему Матернему заступлению себе вручаю: буди мне Мати и Надежда, Покров и Помощь и Заступление, радость и утешение и скорая во всем Помощница.
О, чудная Владычице! Всяк притекаяй к Тебе, без Твоея всесильныя помощи не отходит: сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения. Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная, во веки веков. Аминь.
19 марта
Икона, именуемая Умиление
Явилась в Смоленске в 1103 году. Другая чудотворная икона «Умиление» находится в Пскове, в Печерском монастыре. (См. под 15 августа.) В 1585 году эта вторая икона украшена драгоценными камнями в память избавления Пскова от осады поляков под предводительством короля Батория. На иконе Пресвятая Богородица изображена взирающей с умилением на Младенца Иисуса, отчего и происходит её название.
25 марта
Чудотворная икона Благовещения
Находится в Москве, в Кремле, в Благовещенской церкви, на так называемом Житном дворе. Икона прославилась в царствование Иоанна Васильевича явлением одному узнику в Кремлёвской башне изображённой на стене и освобождением его от казни. Императрица Анна Иоанновна, при вступлении на престол в 1731 году, соорудила храм во имя Благовещения, в честь сей чудотворной иконы так, чтобы та часть башни, на внутренней стороне которой существует икона, находилась внутри церкви.
Молитва пред иконой, именуемой «Благовещение Пресвятой Богородицы»
Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары. Тебе единой прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобой Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов. Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния: и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди: яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Икона Боголюбская-Зимаровская
Эта икона находится в селе Зимарове Рязанской епархии. Предание говорит, что в бедственное для России время татарского ига икона сия была расколота татарами на две половины и брошена в кустарник. Там она сама по себе соединилась, но так, что одна половина осталась немного выше другой. Икона прославилась чудотворениями: в 1771 году избавлением от язвы и в 1848 году от холеры. В церковь села Зимарова она поступила в 1771 году. Изображение сей иконы – обыкновенное, Боголюбской.
26 марта
Икона Мелетинская
О времени и месте явления сей иконы не сохранилось сказаний.
31 марта
Икона Иверская
Сей иконе празднуется и 12 февраля. См. о ней там.