Источник

II. Праздники переходящие

Праздник входа Господня в Иерусалим, иначе Ваий или Вербного Воскресения

Когда бывает праздник входа Господня в Иерусалим, недели Ваий или Вербного Воскресения?

За неделю до Пасхи.

К какому разряду праздников относится этот праздник?

К разряду дванадесятых.

Расскажите об этом празднике.

Во время Преображения, которое было прежде входа (праздн. 6 августа), Иисус Христос показал лучшим ученикам своим Божеств. славу Свою, а во время входа в Иерусалим показал себя и народу, как Царя Спасителя. Как преображение, так и вход в Иерусалим Иисуса Христа были для того, чтобы тем помочь в уверовании в него, как Бога и Спасителя, ученикам Его и народу. На другой день по воскрешении Лазаря, из Вифании, где жил Лазарь, пошел Иисус Христос в Иерусалим. Это шествие Его было шествием на страдания и смерть. На половине дороги в стороне находилось небольшое селение – Виффагия.

Сюда послал Он учеников за ослом. Приведена была ослица с осленком. Одни из учеников покрыли животных своими одеждами, и поверх их сел Господь; другие начали постилать свои одежды перед ним по пути, срывать с дерев ветви и бросать оные по дороге, громко восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» («Осанна» значит «спасение дай»). Когда Иисус Христос приблизился к Иерусалиму, то множество народа вышло к нему на встречу с древесными (пальмовыми) ветвями, восклицая: «Осанна! Благословен грядый во имя Господне Царь Израилев!» Много восклицали Ему дети еврейские, так что завистники Его, книжники и фарисеи, побуждали было Его остановить детей, на что Иисус Христос отвечал: «если они замолчат, то камни возопиют».

Праздник этот называется иначе неделею Ваий, цветоносною неделею и Вербным Воскресением. Неделей ваий называется от обряда стоять в церкви за утренней службою с ваиями: ваия с славянского на русский значит: ветви дерев. От сего же называется и цветоносною неделей. Вербным воскресеньем называется от обряда у нас, в России, стоять с ветвями вербы, которая из дерев первая по весне у нас дает цветы.

Какой тропарь праздника?

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе, победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.

(Русский перевод)

Христос Бог наш, удостоверяя прежде страдания Своего в общем воскресении, Ты воскресил из мертвых Лазаря. Посему и мы, подобно детям, нося знамения победы, восклицаем Тебе, победителю смерти: осанна в вышних, благословен грядущий во имя Господне.

Что такое упоминаемые здесь в тропаре Знамения победы?

Это – ветви в руках, так как при восклицаниях «Осанна» с ветвями в руках у евреев было в обычае встречать победителей.

Какое Евангелие?

О входе Господа во Иерусалим. А вместе с тем, прежде повествования о входе, повествуется о вечери, накануне входа уготованной в доме Лазаря для Иисуса Христа, где Мария, сестра Лазаря, помазала Его миром. Ин. 12:1–18. Зач. 41.

Что особенно поучительного в празднике?

Подобно иудеям, встречаем и мы входящего Иисуса Христа, и входящего в нас самих пречистым Его телом и кровью, в причащении. При входе иудеи встречали Иисуса Христа, как Мессию, а через несколько дней распяли Его, как злодея. Начиная небоязненно грешить после св. причащения, мы тоже как бы распинаем Иисуса Христа. (Евр. 6:4–6).

Какие особенности праздника Вербного воскресения?

В сей праздник за утренней службою есть обряд стоять с ветвями вербы в руках, возжегши на них свечи, – после прочтения молитвы над вербою. Это в знак того, что мы как-будто видим пред собою шествие Спасителя в Иерусалим, как Он шествовал некогда, что мы воспоминаем в этот праздник, и подобно некоторым из евреев, встречавшим Его тогда с ветвями, как бы и мы встречаем Его тоже с ветвями (вербы), воспевая Ему при том, как тогда дети еврейские, свои священные песни; горящие свечи на вербе – знак выражения любви, которою, как свеча, горит и должно гореть всегда наше сердце к своему Господу и Спасителю.

В этот день разрешается рыба.

Праздник Пасхи или Светлого Христова Воскресения

Расскажите о празднике Пасхи или Светлого Христова Воскресения.

Неделя св. Пасхи или Светлое Христово Воскресенье, это – праздник всех наших праздников. Праздник седмидневный. История сего праздника следующая:

Род человеческий погиб бы от грехов на веки. Но Сын Божий сшел с неба для спасения его, родился человеком от Пресв. Девы Марии, научил людей спасению и наконец претерпел страдания за грехи рода человеческого всех мест и всех времен, – страдания лютейшие и поноснейшие на кресте. Умер, был погребен. Как Бог, имел воскреснуть, и воскрес. В глубокую полночь на третий день по смерти, а на первый по субботе, произошло сильное землетрясение, Ангел Господень сошел с неба, и воины, поставленные первосвященниками стеречь гроб, разбежались от испуга; ангел отвалил камень от дверей гроба; И. Христос вышел из гроба, оставив там погребальные пелены. В сие же время многие из мертвых восстали и явились в Иерусалиме. Иудеи полагали тела покойников не в могилах, как у нас, а в горных пещерах, в которые входили посредством узкого отверстия. Отверстие заваливали камнем и замазывали. Тело покойника пеленали, как дитя, завертывая в плащаницу (полотно) и перевязывая повивальниками. Голову покрывали платком. Умащали ароматами, т.е. благовонными мастями. В глубокое утро дня Мария Магдалина и друг. благочестивые жены, бывшие при погребении Господа, пошли ко гробу Его, чтобы помазать тело Его ароматами, чего не успели они сделать при погребении. Подошед ко гробу, они увидели, что камень отвален от гроба; взошли в самый гроб и увидели, что гроб был пуст, в нем лежали только погребальные пелены, Ангел в блистающей одежде сидел при гробе. «Вы ищете Иисуса?» сказал Ангел женам: «Он воскрес; вот место, где Он был положен. Подите, скажите о сем ученикам Его». За тем и Сам воскресший Господь явился сначала Марии, потом и прочим спутницам Марии (Мироносицам), а к вечеру при затворенных дверях апостолам.

Что значит название праздника этого Пасхою?

«Пасха» слово еврейское, значит «прехождение, преведение». Еврейский праздник Пасха был в воспоминание изведения евреев из Египта, из рабства Фараонова; наша Христианская пасха есть крестною смертью и воскресением Христовым преведение от вечной смерти к жизни, от земли к небеси, – в царство небесное.

Какой тропарь праздника Пасхи?

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

(Русский перевод)

Христос воскрес из мертвых, поразив (Своею) смертью смерть и даровав жизнь находящимся в гробах.

Что значит, что Иисус Христос смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав?

Это значит, что Он, умерши, воскрес Сам, но прежде собственного воскресения, во время крестной смерти Своей, воскресил многих мертвых.

Ирмосы Пасхи.

1. Воскресения день! просветимся людие. Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия.

3. Приидите, пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа, в Нем же утверждаемся.

6. Снизшел еси в преисподняя земли, и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскрес еси от гроба.

Кондак.

Аще и во гроб снизшел еси, бессмертне, но адову разрушил еси силу, и воскрес еси яко победитель, Христе Боже, женам-мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Припев к 9 ирмосу. Ангел вопияше благодатной: чистая Дево, радуйся, и паки реку: радуйся: твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся.

9. Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне и веселися, Сионе, Ты же чистая, красуйся, Богородице, о восстании рождества твоего.

(Русский перевод )

1. День воскресения! Озаримся радостью, люди! Пасха! Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и от земли на небо Христос Бог перевел нас, поющих (песнь) победную.

3. Придите, станем пить питие новое, чудесно изводимое не из бесплодного камня, но из произведшего источник нетления гроба Христа, на котором мы утверждаемся.

6. Снизшел Ты, Христе, в преисподние (места) земли и сокрушил вечные заклепы, содержащие узников, и в третий день, как Иона из кита, вышел из гроба.

Кондак.

Хотя Ты, Бессмертный, и сошел во гроб, но Ты разрушил силу ада и воскрес, как победитель: женам и мироносицам Ты сказал: радуйтесь, и Своим апостолам Ты преподал мир, Христе Боже, подающий падшим восстание.

Припев. Ангел говорил благодатной (Богородице): святая Дева, радуйся! и еще скажу: радуйся! Твой Сын в третий день воскрес из гроба, и с (Собою) воскресил умерших: люди, радуйтесь!

9. Осветись, осветись (радостью), новый Иерусалим: ибо слава Господня воссияла над тобой; торжествуй ныне и веселись, Сион; и Ты, святая Богородица, радуйся о воскресении Рожденного Тобой.

Пасхальные стихиры.

Стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.

Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос-избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха, двери райския нам отверзающая, Пасха, всех освящающая верных.

Стих: Яко исчезает дым, да исчезнут.

Приидите от видения жены-благовестницы, и Сиону рцыте: «Приими от нас радости благовещения воскресения Христова: красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев, из гроба яко жениха происходяща».

Стих: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

Мироносицы-жены утру глубоку представши гробу Живодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той провещав им, сице глаголаше: что ищете живого с мертвыми? Что плачете нетленного во тли? Шедше проповедите учеником Его.

Стих: Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.

Пасха красная, Пасха Господня, Пасха всечестная нам возсия! Пасха, радостию друг друга обымем! О Пасха, избавление скорби: ибо из гроба днесь, яко от чертога, возсияв Христос, жены радости исполни, глоголя: проповедите апостолом.

Слава и ныне. Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем, рцем: братге, ненавидящим нас простимь вся воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

(Перевод )

Да восстанет Бог, и да рассыплются враги его.

Священная пасха открылась для нас нынешний день; пасха новая – святая, пасха таинственная, пасха всечтимая, пасха – Христос избавитель; пасха непорочная; пасха великая; пасха, отверзающая нам двери рая; пасха, освящающая всех верных.

Да рассеятся они (враги Божьи), как рассеивается дым.

Приидите – после видения – жены-благовестницы, и скажите Сиону: приими от нас радость благовестия о воскресении Христовом; Иерусалим! Украшайся, торжествуй и радуйся, видя Царя Христа, подобно жениху, исходящего из гроба.

Так нечестивые да погибнут от лица Божия, а праведники да возвеселятся.

Жены-мироносицы, рано утром пришедшие ко гробу Подателя жизни, нашли Ангела, сидящего на камне; и он обратился к ним с такими словами: «Что вы ищете живого между мертвыми? Что оплакиваете нетленного среди тления? Пойдите и возвестите об этом ученикам Его».

Вот день, который сотворил Господь. Будем торжествовать и веселиться в оный.

Радостная пасха! Пасха – Господня пасха! Всечтимая пасха открылась нам; пасха, будем в восторге обнимать друг друга. Пасха – искупление от скорби, потому что Христос, ныне воссияв из гроба, как из чертога, исполнил радостью жен, говоря: возвестите апостолам.

День воскресения, – осветимся торжеством и обнимем друг друга, и ненавидящим нас скажем: братья! все простим ради воскресения и так возгласим: Христос воскрес из мертвых, Своею смертью уничтожив смерть и даровав жизнь умершим.

Какое Евангелие праздника Пасхи?

В Евангелии праздника Пасхи благовествуется о Божестве воскресшего Иисуса Христа, Сына Божия, о сотворении Им всего существующего, о воплощении Его на земле для спасения людей. Не говорится здесь о воскресении Христа, но свидетельствуется, что Он Бог Спаситель, и сею-то силою Божества Он воскрес. Ин. 1, 1–17. Зач. 1.

Что особенно поучительного в празднике Пасхи?

Христос воскрес, и тем положил начало нашему воскресению: Он воскрес в третий день после своей смерти; в определенное судьбами Божьими время воскреснут и все умершие, и жившие в вере, добродетели и покаянии получат вечное блаженство со Христом в Его царстве.

Какие особенности богослужения в сей праздник?

Праздник Пасхи сопровождается многими особенностями: перед началом утрени первого дня бывает крестный ход вокруг церкви. Утреня начинается в притворе храма, пред затворенными дверями, с крестом в руках священника. В конце утрени бывает христосование, или лобзание друг друга с приветствием: «Христос воскресе!» «Воистину воскресе!» и с вручением при этом красных яиц друг другу. На литургии Евaнгeлиe читается при перезвоне и в некоторых, особенно соборных, храмах на разных языках. Царские врата в храмах все отверзаются за утреней и не затворяются всю неделю. На литургии особенным молитвословием освящаются так называемые куличи и сыр, т.е. скоромные белые хлебы, сыр и яйца, приносимые в храм. Бывает целодневный звон во все колокола в течение всей св. недели. Священнослужители ходят со св. крестом, а в селах и со св. иконами, по домам прихожан.

Какое значение крестного хода вокруг церкви пред началом утрени в первый день Пасхи?

Это – напоминание путешествия мироносиц на гроб Спасителя с ароматами рано утром в день воскресения.

Какое значение того, что утреня начинается в притворе храма пред затворенными дверями с крестом в руках священника?

Притвор храма, запад, как место тьмы, изображает состояние людей того времени – жизнь во грехе и по смерти нисшествие в ад; затворенные врата храма изображают заключенные врата рая; по начале утрени врата храма отверзаются – это указание на отверстие входа в рай, а крест в руках священника указывает на то, что вход сей отверст крестом, т.е. смертью на кресте Спасителя.

Что значит христосование, с приветствием и вручением крашеных яиц?

Лобзание – знак радости; слова – выражение того, чему радуемся. Яйца – выражение того, что воскресший воскресить и людей умерших и истлевших, подобно как из мертвой вещи, – из яйца рождается живое существо, – цыпленок; краска на яйце (б.ч. красная) напоминает собою кровь Христову, которою искуплены мы от смерти. Первые приветствовали друг друга словами: «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» св. апостолы, а первая вручила красное яйцо римскому императору Тиверию, возвещая ему о воскресении Спасителя, св. Мария Магдалина.

Для чего Евангелие читается при звоне в колокола и на разных языках?

В знак того, что в сем еванг. чтении возвещается величайшая христианская истина – о Божестве Спасителя и возвещается для народов всех стран мира.

Для чего царские врата остаются отверстыми?

В знак того, что Христос крестом и воскресением Своим отверз нам двери царствия небесного, образ которого у нас в храме св. алтарь.

Что значит благословение куличей и сыра?

Это благословение – благословение церкви на разрешение поста.

Для чего хождение священнослужителей с св. крестом и иконами по домам прихожан?

Священнослужители изображают в сем случае св. ангелов, благовествовавших воскресение Христово, и вместе возвещают радость живоносного воскресения тем, которые по каким-нибудь важным причинам, напр. по болезни, не могли быть при церковном богослужении.

Что нужно сказать о важности праздника Пасхи?

Праздник Пасхи – праздников праздник и торжество торжеств. О нем св. Григорий Богослов говорит: «Пасха Господня выше всех других праздников, и выше столько, сколько солнце превосходнее звёзд своим светом». Это потому, что воскресением Своим И. Христос утвердил спасительную веру Свою и положил начало нашему блаженному воскресению. Воскресши после крестной смерти за спасение людей, И. Христос показал, что Его крестные страдания приняты правосудием Бож. как искупление человеческих грехов; вера, проповеданная Им – есть истинная; Он воскрес, воскресить и умирающих людей. И кроме дня Пасхи, событие Воскресения Христова, как главнейшего торжества веры христианской, празднуется всякую неделю в первый день, как в день, в который совершилось воскресение.

Что нужно заметить о времени празднования Пасхи?

Празднуется она иногда в марте, а иногда в апреле, в дни от 22 марта до 25 апреля. Так празднуется потому, что празднуется, подобно еврейской Пасхе, после весеннего равноденствия и первого весеннего или мартовского полнолуния, что обыкновенно бывает между сими числами, и, по постановлению 1-го Вселенского собора, чтобы не праздновать вместе с евреями, – в первый воскресный день после равноденствия и полнолуния. В каком году когда бывает Пасха, это расчислено в так называемой Церковной Пасхалии, печатающейся при церковных книгах.

Пятница светлой недели – празднование Живоносному Источнику

Какое воспоминание соединено с пятницей светлой недели?

Воспоминается обновление, т.е. освящение храма во имя Пресвятой Богородицы Живоносного Источника. Это храм, устроенный при одном чудотворном, по молитвам Богородицы, источнике близ Константинополя. Одно из чудес при этом источнике было таково. Источник находился в лесу, в весьма заросшем деревьями месте. Здесь заблудился слепец и крайне изнемогал от жажды. Проходивший воин, увидев блуждающего и изнемогающего слепца, вышел из чащи леса и начал искать для него воды, и вдруг услышал голос: «Не трудись искать воды далеко: она близко здесь. Войди в эту чащу рощи, возьми воды, которую там найдешь, и дай жаждущему слепцу, а тину от источника возложи на его очи. Кто – Я, дивная обитательница этого места, узнаешь после, и при моей помощи соорудишь здесь же во имя мое храм, в котором приходящие с верою будут получать исцеление от болезней и исполнение своих прошений». Так и сделалось: слепец исцелен и впоследствие когда этот воин сделался царем, здесь воздвиг он храм, при котором доселе источаются чудеса исцелений.

Суббота светлой недели

(Раздаяние артоса)

Какая бывает особенность при богослужении в субботу светлой недели?

В некоторых, особенно соборных и монастырских, храмах полагается на первый день праздника и целую св. неделю лежит на аналое артос, т.е. в переводе с греческого «квасный хлеб», с изображением наверху воскресшего Спасителя. Артос изображает собою Иисуса Христа, Который есть хлеб духовный, питающий верующих в жизнь вечную. Этот артос каждый день св. недели, при крестном ходе носится вокруг храма, в субботу благословляется и раздается верующим, как святыня. Присутствие артоса целую неделю в храме напоминает о том, что Иисус Христос, являясь и по Воскресении ученикам Своим, принимал пред ними пищу, как и до смерти; вообще же напоминает о явлениях Его ученикам, и о том, что Он и среди нас, как некогда среди апостолов, присутствует невидимо.

Праздник Преполовения

Какой праздник бывает в среду 3-й недели по Пасхе?

Преполовение пятидесятницы.

Что это за праздник и какое священное воспоминание соеднняется с ним?

Преполовение это – половина, середина 50-ти дней между праздниками Пасхи и сошествия Св. Духа. Как середину четыредесятницы, или великого поста, церковь отличает так называемою средокрестною, или среднею неделей; так и пятидесятницу разделяет праздником Преполовения. Наименование праздника Преполовением заимствовано от евангелия, где благовествуется, что однажды в Преполовение ветхозаветного праздника кущей Иисус Христос вошел в храм и учил (Ин. 7:14). Праздник кущей праздновался у евреев в память пребывания их в кущах (в палатках) во время странствования их по пустыне из Египта в землю обетованную. В праздник этот у евреев был обряд: при бесчисленном стечении народа, первосвященник выходил из храма к источнику (Силоамскому), золотою чашею черпал воду; при звуке труб, возвращался в храм, смешивал воду с вином и возливал на жертвенник. Возлияние воды было знамением излияния Св. Духа (Ис. 12:3).

Соответственно случаю в преполовение кущей и обряду евреев в праздник кущей, в христианский праздник Преполовения воспоминается проповедь Христова в храме Иерусалимском преимущественно о благодати Св. Духа, изливающейся на верных, подобно рекам воды: Аще кто жаждет, т.е. учения истины и душевного спасения, ко Мне да приидет и пиет (Ин. 7:37), – слова этой проповеди. А сообразно сему воспоминанию, и также в воспоминание (в предыдущее воскресение) исцеления расслабленного при купели, в которой по временам Ангел освящал воду, в сей праздник бывает ход на реки или колодези для освящения воды.

Какой тропарь праздника?

Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напои водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.

(Русский перевод)

При половине праздника жаждущую благочестия душу мою напои водами, (т.е. благодатью Св. Духа): так как Ты, Спаситель, всем возгласил: жаждущий пусть идет ко Мне и пьет. Источник нашей жизни, Христос Бог, хвала Тебе.

Какое евангелие Преполовения?

О том, как И. Христос в преполовение кущей учил в храме. Ин. 7:14–30.

Праздник Вознесения Господня

Когда бывает праздник Вознесения Господня?

В 40 день после Пасхи, в четверг на 6 неделе от нее.

К какому разряду относится праздник Вознесенья?

К разряду дванадесятых.

Расскажите о празднике Вознесенья.

Дело искупления рода человеческого совершено было крестною смертью Иисуса Христа. Он воскрес. По вокресении 40 дней прожил на земле, научая апостолов, как устроить им после него Его Церковь, т.е. общество спасающихся верою в Него. Затем Господу надлежало взойти и с телом на небо, и в 40-й день по воскресении Иисус Христос явился апостолам в последний раз, передал им свои последние повеления и наставления, повелел не отлучаться из Иерусалима, пока сойдет на них Дух Св. потом вывел на гору Елеонскую, благословил их, и когда благословлял, стал подниматься все выше и выше от земли к небу. Наконец явилось светлое облако и скрыло Его из вида Апостолов. Так вознесся Иисус Спаситель на небо и воссел одесную Бога Отца (сидение это означает одинаковое могущество и славу Бога Сына Иисуса Христа с Богом Отцем). Иисус Христос и прежде был на небе, когда жил и на земле, но как Бог только, а теперь как Бог и человек, с человеческою природою. Апостолы долго смотрели на небо за вознесшимся туда Господом; явились Ангелы и сказали им: «Что вы все стоите и смотрите на небо? Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (т.е. для всеобщего суда). Апостолы тогда поклонились вознесшемуся на небо Господу и радостно возвратились в Иерусалим.

Какой тропарь Вознесенья?

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивший учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, избавитель мира.

(Русский перевод)

Христос Бог наш! Ты вознесся во славе, исполнив радостью учеников своих через обещание им Духа Святого, уверив их Своим благословением в том, что Ты Сын Божий, Искупитель мира.

Что значат в сем тропаре следующие слова: Исполнил радостью учеников своих через обещание им Св. Духа? Апостолы долженствовали быть в горести от разлуки с Иисусом Христом по Его вознесении. Иисус Христос обещал им послать Духа Св.– Утешителя, и они этим обещанием были успокоены?

Какое Евангелие?

О явлении Иисуса Христа апостолам перед вознесением и о самом вознесении Его на небо. Лк. 24:36–53. Зач. 114.

Что особенно поучительного в празднике Вознесения?

По воскресении Своем из мертвых Иисус Христос вознесся на небо. И наше назначение, как верующих в Него, – по смерти жизнь на небе. На земле мы странники; на небе наше вечное жилище. К небу и должно нам готовиться, живя на земле.

Праздник Пятидесятницы или Троицын день

Когда бывает праздник Пятидесятницы, или День Св. Троицы?

В 50-й день после Пасхи, – в 8-ое воскресенье от нее.

К какому разряду относится сей праздник?

К разряду дванадесятых.

Расскажите о празднике Пятидесятницы или Троицына дня.

Иисус Христос совершил дело спасения – крестными страданиями Своими примирил с Богом согрешивших людей, научил их спасающему Своему закону; надлежало еще послать с неба им Духа Св., Который бы окончательно совершал спасение их – помогал им в деле спасения. И Иисус Христос послал Его видимо во-первых на учеников своих. Перед вознесением Иисус Христос заповедал ученикам Своим постоянно пребывать в Иерусалиме и ожидать Св. Духа, и они все время от вознесения до сошествия на них Св. Духа пребывали тут в молитве. В 50-й день по Воскресении, в 10-й по вознесении Господа они были в горнице одного дома. В этот день иудеи праздновали праздник Пятидесятницы – в память синайского законодательства, отчего и доселе сей праздник называется праздником Пятидесятницы, и в благодарность Богу за произращение новых плодов земных и новой жатвы; множество иудеев из разных стран собралось в Иерусалим на праздник. И вот в сей-то день около 3-го часа дня (по нашему исчислению в 9-м утра) во время молитвы апостолов вдруг произошел сильный шум с неба, как бы от бури, наполнил и потряс весь дом; затем, явились с неба огненные языки и ниспустились по одному на главу каждого из апостолов, и все они исполнились Духа Св. и вдруг совершенно переродились – начали говорить разными языками, которых прежде не знали, стали проповедывать и сделались совершенно бесстрашными, так что готовы были на все мучения и страдания за Христа, чего доселе очень боялись, и впоследствии мужественно терпели все это. Дух Св. сошел в виде языков, в знак того, что главн. образом дело апостолов – проповедь о Христе; в виде языков огненных – в знак очищения их. Сошел на главы – для просвещения ума.

Почему праздник Пятидесятницы называется еще праздником, или днем Св. Троицы?

Праздник Пятидесятницы называется днем Св. Троицы, потому что вместе с воспоминанием сошествия Св. Духа на апостолов сей день посвящается Пресв. Троице: Богу Отцу, Богу Сыну и Б. Духу Св. так как в сошествии Св. Духа явно обнаружилось участие всех трех лиц Пресв. Троицы, подобно как при крещении Христовом, – Бог Дух Св. снисшел, Бог Сын исходатайствовал Духа Св. у Отца и обещал Его апостолам, Бог Отец ниспослал Его.

Следующий же день, понедельник, посвящается собственно 3-му лицу Св. Троицы Духу Св., отчего день сей называется Духовым днем5 ).

Какой тропарь праздника?

Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святого, и теми уловлей вселенную. Человеколюбче, слава Тебе.

(Русский перевод)

Благословен Ты, Христос Бог наш, явивший (в св. апостолах) премудрых ловцов, ниспослав им Духа Святого, и ими уловивший вселенную. Слава Тебе, человеколюбивый!

Что значит в сем тропаре название апостолов ловцами, уловившими вселенную?

То, что проповедь апостолов о Иисусе Христе Спасителе, как невод рыбу, уловляла людей – к вере в Него.

Какое Евангелие?

О проповеди Иисуса Христа относительно даров Св. Духа и о споре иудеев об Иисусе Христе. Ин. 7:47–52. 8, 12. Зач. 27.

Какие особенности праздника Троицына дня?

В Троицын день храмы и домы у нас украшаются древесными ветвями и цветами; тотчас за литургией совершается вечерня, на которой положены особенные молитвы, при коленопреклонении.

Почему храмы и домы украшаются древесными ветвями и цветами в Троицын день?

Это обыкновение перешло из церкви ветхозаветной. Иудеи в праздник Пятидесятницы украшали так синагоги и дома, в память того, что закон был дан в то время, когда близ горы все зеленело и цвело. Потому и сионская горница, где Дух Св. сошел на апостолов, в день пятидесятницы была украшена древесными ветвями и цветами, – Кроме того, в церкви ветхозаветной был также свящ. обычай в празд. Пятидесятницы приносить в храм в благодарст. жертву Богу первые плоды жатвы, которая в Палестине оканчивалась к сему времени. В нашей христианской церкви ветви и цветы приносятся Богу как начатки весны, обновляющейся силою Духа Св. и вместе указывается этим, что сошествие Св. Духа с неба на землю столько же благотворительно для христиан, сколько для растительного царства действие солнца и дождя весною: Он оживотворил семя веры, посеянное Спасителем на земле, – апостолы изменились и церковь возрасла по вселенной. Наконец, могла иметь влияние на обыкновение украшать церкви и дома зелеными растениями и мысль о явлении Св. Троицы – в виде трех странников – Аврааму под зеленевшим дубом.

Почему в Троицын день тотчас за литургией служится вечерня, и какие молитвы читаются во время ее при коленопреклонении?

Молитвы эти, разделенные на три чтения в честь Св. Троицы, главным образом о ниспослании даров Духа Св. и нам, подобно как Он ниспослан был в сей день на апостолов, и об освященни и спасении силою Его как живущих, так и усопших правосл. христиан.

Вечерня бывает тотчас после литургни, чтобы принести эти молитвы бодренным умом и с неотягченным еще пищею телом, тем более еще, что и св. апостолы удостоились принятия Св. Духа до принятия пищи.

Что особенно поучительного в празднике Троицына дня?

Подобно тому, как Дух Св. сходил на апостолов в день Пятидесятницы и переродил их, Он сходит и на каждого из верующих при помазании св. миром, для помощи в делании добра и сопротивлении искушениям ко греху. Грехами мы удаляем от себя Св. Духа; покаянием и молитвою снова привлекаем.

Праздник Духова дня

Что за праздник в понедельник после Троицына дня, так называемый день Св. Духа?

Это праздник, посвященный собственно третьему лицу Св. Троицы, Духу Св., отчего и называется Духовым днем; так как день, в который Дух Св. сошел на апостолов, посвящается всей Св. Троице.

К какому разряду праздннков относится Духов день?

К разряду средних.

Какой тропарь Духова дня?

Тот же, что и Троицына дня: «Благословен еси».

Какое евангелие?

Одно из наставлений Иисуса Христа апостолам, которого они должны были держаться, изшед на проповедь Евангелия по получении Св. Духа, а именно наставление о попечении о всяком верующем, кто бы он ни был в глазах человеческих, и др.. Мф. 18:10–20, Зач. 75.

* * *

5

Икона праздника Св.Троицы пишется картиною явления Бога Аврааму в виде 3-х странников; так как это явление было образом Св.Троицы


Источник: О праздниках православной церкви : с прил. тропарей, с рус. пер. и объясн., указания литургийн. еванг. чтений и особ. поучительности празднич. событий и с разъяснением празднич. обрядов и обычаев. (Опыт собеседования с народом и преподавания в учеб. заведениях) / Сост. свящ. И. Бухарев. - Москва : тип. Ф Иогансон, 1874. - 103 с.

Комментарии для сайта Cackle