Источник

Благоприятное лето Господне

Первое​ сентября – это древний Новый церковный год. При вступлении в Новый год, каждый из нас – или бывает проникнут различными ​благожеланиями себе и другим, – или строит разные планы, как бы получше создать себе ​счастие в наступающем году, – или же просто, часто безнадежно, задается вопросами, когда и где наступит счастливое, благоприятное ​время?!

На все эти желания, предположения и вопросы ответ заключается в следующих словах Господа: Дух ​Господень на Мне: Его же ради помаза ​Мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение, и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя в отраду (или – измученных на ​свободу): ​Проповедати лето Господне приятно (Лк.4:18–19).

Слова эти в первый раз сказаны были пророком ​Исаиею о грядущем Мессии (​Ис.61:1–2); ​потом они повторены и приложены к ​Себе уже пришедшим Мессией (Лк.4:21); и доселе ​проповедуются в назидание наше.

Помазанник и Посланник Божий, Господь Иисус Христос, явился для того, чтобы ​проповедать лето Господне приятно: ​это было дело, которое Отец поручил Сыну. Исходным началом сего дела было благовествование нищим. Евангелие есть спасение Божие для человека, – восполнение духовной скудости человека –​ в естественном его положении; и Небесный Вестник, принесший истину Евангелия, сделался Посредником ​обогащения бедного человечества и ​Споручником явления приятного лета. Вот почему и вот для чего Господь Иисус Христос ​проповедал Евангелие и притом нищим! Пусть человечество нашего времени превозносится своими совершенствами и успехами в области наук и искусств, пусть законодатели хвалятся законами, ​усовершенствованными для блага народов, пусть ​промышленники гордятся изобретениями, весь мир – своими сокровищами; а ​все-​таки все неминуемо должны признать, что в человечестве, ​при всех его совершенствах в области наук и искусств, есть нравственный недостаток, – такая бедность, которой не могут восполнить сокровища мира, ​ни открытия наук, ​ни памятники искусства, ни искусство политики. Эта такая нищета, которую тем ​менее могут прикрыть пресловутая, поверхностная цивилизация, произведения непостоянной моды, или блеск современной роскоши, ​ нищета, которая при всем этом – становится более очевидною и слышнее взывает о ​помощи. Истина сия доказана историй целого человечества. Если же человечество сознает, что такой недостаток есть и тяготит его, то оно чувствует свою нищету: и насколько оно сознает нищету свою, настолько ему может прийти помощь свыше. Человек же, в частности, настолько беден, насколько ему не достает душевного спокойствия; и настолько не достает ему душевного спокойствия, насколько не достает ему веры; и настолько не достает ему веры, насколько ​он еще не соделался собственностью Того, ​Который пришел освятить грешников.

По смыслу взятого текста, приятное лето Господне ​туда приходит ​и там действует, где сокрушенные исцеляются, плененные освобождаются, слепые ​прозирают, ​измученные воззываются к здоровой жизни. Так Господь определяет признаки благоприятного лета. Благоприятное лето Господне приходит туда и бывает там, где сокрушенные сердцем исцеляются. Сокрушение сердца – это такое состояние, в котором человек, с одной стороны, сильно отвращаясь от безмерного множества грехов своих, а с другой, – удивляясь бесконечному долготерпению Вечной Правды, сознает себя уничиженным, отягощенным, сокрушенным – ​разбитым. Тяжелое положение, когда человек, в этом случае, предоставленный самому себе, без веры в ​Провидение Божие, бывает не в состоянии сам ​собою​ найти выход из своего томительного, безотрадного состояния! В таком случае, естественный человек способен бывает дойти или до отчаяния, или до равнодушия ко всему, – равнодушие, которое скоро переходит к необузданный разгул страстей и пороков, как это мы и видим в языческом, дохристианском мире, – не мало встречаем таких личностей и между собою. Но коль скоро свет Божьей благодати свыше проникает в омраченное страстями сердце, и человек, пред величием Святейшего Законодателя, увидит свои истинные качества, естественное свое немощное положение, свою глубокую греховность, вообще – все свое прошедшее, подлежащее ответственности пред судом Божественной Правды, то в нем возбуждается жажда исцеления, примирения, успокоения и, при сознании собственного бессилия, обращения к посторонней, высшей помощи, указываемой верою в Божественного Примирителя. Эта жажда посторонней помощи приводит Помощника и Примирителя, Который всегда стоит при дверях нашего сердца, ждет когда человек отворит их, и, если отворит, входит и перевязывает раны, из которых умалилась и иссякла жизнь, ​возливает на них вино и елей милосердия своего. Так сердечное сокрушение и исцеление – примирение, при свете веры в Божественного Примирителя, идут на встречу друг другу, взаимно встречаются на одном и том же пути, и когда соединяются, то начинает блистать утренняя заря благоприятного лета Господня. Для сокрушенных сердцем в соединении с Господом наступает время примирения, успокоения; и если кто пользуется этим временем, для того наступает благоприятное лето Господне.

Благоприятное лето Господне приходит тогда, когда плененные делаются свободными. Всяк ​творяй грех раб есть греха. Но ​аще Сын высвободит, воистину свободны будете (Ин.8:34, 36). Это-то положение и эту свободу разумел Господь, когда говорил, что Он помазан Духом Святым для того, чтобы ​проповедать плененным отпущение. Если сердечное сокрушение, при свете Евангелия, ведет за собою исцеление – успокоение; то пленение грехом переменяется на свободу. Человек должен возненавидеть грех, когда сознает, что он подвергнул его рабству, запутал в противоречиях, причинил ему печаль. Если же он возненавидит грех, то должен свергнуть с себя иго греха. Само собою разумеется, что это бывает не без внутренней борьбы, – ​той борьбы плотского человека с духовным, которую видел в себе и ясно выразил ​св. Апостол Павел, когда сказал: «не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Добра, которого хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю... ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе ​Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего, и делающий меня пленником закона греховного, ​находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (​Рим.7:15,19,22,23,24). Из этих слов Апостола ​видно – и то, как широко простирается пленение грехом, – как велико число плененных, и – то, что человек ​своими силами не может избавиться от оков греха. ​Это избавление – в Господе нашем Иисусе Христе, как ответил сам Апостол на ​свой вышепредложенный вопрос (Рим.8) Когда же идет речь о ненависти к греху, то она должна быть искренним отвращением, проникающим всего человека и вполне овладевающим им; и насколько человек сознает эту свободу от греха и виновности, настолько он возвышается над ​чувственностью. Тогда для такого человека, потому что он становится новым человеком, открывается новое время, новый путь, новое небо, новая земля, новое благоприятное лето Господне.

Благоприятное лето Господне является там, где слепые прозирают. Творец создал человека не слепым, но он сам сделался слепым – через грех. Следовательно речь здесь идет о слепоте ​духовно-нравственной. Хотя бы человек обладал самыми ясными очами для видимого, самым острым взором для земного, самым тонким проницательным умом для мирских дел – это, однако не значит, чтобы он, без просвещения верою, имел возможность своими умственными взорами возвышаться до небесного. И в языческом мире были великие умы, талантливые полководцы, политики, ​законодатели, однако же их духовный взор, за неимением для себя Всепросвещающего Божественного Руководителя, не мог возвыситься до созерцания таинственного, духовного. Только тот из ослепленных грехом, кто имеет возможность принять света свыше на столько, чтобы заметить свое нравственное безобразие, исполнится отвращением к нему и от святого содрогания перейти к спасительному сердечному сокрушению, возбуждающему жажду сторонней помощи и дающему возможность прийти Спасителю и сделать спасение, – тот только опять получает свое потерянное зрение, или видение не столько того, что находится на земле, сколько того, что находится ​в вышних. Такой созерцатель, обладающий чистым духовным оком, при свете веры, видит Бога в Том, Которого Он послал, – в Иисусе Христе, видит Отца в Сыне, видит Бога истинного, Которого Единородный Сын, ​сый в лоне Отчи, той исповеда (​Ин.1:18). И как Бог действует повсюду, то и духовный созерцатель видит Его везде: в природе, как и в ​Библии, – в великой истории человечества, как и в малейших действиях своей обыденной жизни. Такой только созерцатель, везде видящий, познающий и ​разумевающий Бога, бывает к состоянии полнее определить свои духовные расположения, достоинства нравов, домашнюю жизнь и вообще деятельность своего звания, проникнуться Божественною ​любовию и желанием, чтобы во всем был Божественный порядок... И как бы ​счастлив был мир, если бы все представители семейств, воспитатели юношества, блюстители порядков, законодатели и распорядители народов – все были, как созерцатели Бога, как люди, для которых хождение пред Богом было бы настолько необходимо, как свет для глаз, как воздух для дыхания! Как счастлив был бы мир, если бы человек отказался от всех своих эгоистических мечтаний, плотских похотствований, произвольных пожеланий, легкомыслия и недобросовестности! Сколько бы тогда вопросов решилось само собою, над решением которых так усиленно и разноречиво трудятся сыны века сего! Потому, что тогда бы Дух Божий вселился во всех, – дал бы всему правильный вид. И какое благоприятное лето Господне ​явилось​ бы тогда между нами!

Благоприятное лето Господне приходит, наконец, тогда, когда истощенные бывают ​воззваны к жизни и деятельности, или ​измученным дается отрада. Истощенный, или измученный – тот, кто ​так тяжело поражен и обессилен, что не может двинуться и сам себе помочь. Таково состояние многих, которых путь пролегает чрез пустыню греха. Находящийся в нравственном истощении, человек, сам по себе, неспособен бывает ни к какой великой мысли, не расположен ни к какому нравственному предприятию, не проникнут никакими возвышенными стремлениями. Но для человека, как существа, призванного к нравственной жизни и деятельности, такое состояние ненормально, несообразно с природою его, вообще, по телу и по душе, и несогласно, в частности, с званием христианина, признанного делать ​Божии дела. Человек только тогда бывает счастлив, когда он деятелен; и истинное ​счастие произрастает из корня мудрой и благочестивой деятельности, которая полезна миру и угодна Богу. И действительно, тот перестает пребывать в положении нравственного истощения, кто при ​помощи Божией, ​сознает свой путь, по которому он блуждал, с особенною ​заботливостью станет сетовать о прошедшем, этим сетованием возбудится преобразовать свою жизнь, искать успокоения, освобождения и просвещения своей измученной, плененной и ослепленной души у Того, Кто один есть Податель помощи. И стоит только один раз живо восчувствовать это успокоение, освобождение и просвещение, стоит только один раз проникнуться духом веры, один раз воспользоваться прежде неощущаемою ​силою, которую Дух ​Божий изливает на возрожденного человека, один раз испытать, что может сделать опять – исправленное сердце человека: и человек не захочет уже возвратиться в свое прежнее бедственное состояние. Тогда наступает для него благоприятное лето Господне.

В человеческой жизни все силы тела и души ​пребывают в своем надлежащем движении, которое ​возбудил Дух Божий. В домашней жизни, отец и ​мать, братья и сестры, чада и служители не знают никакого другого спасения, как чрез кровь Христа, ​никакого другого просвещения, как из учения Иисуса Христа. В народной жизни, трон и хижина, церковь и школа, аудитория и мастерская, все роды занятий, званий соревнуют друг другу в том, чтобы там, где Бог изрек, ​никто неправо не мыслил, и куда Божественная воля зовет, никто бы не оставался позади, и что Божественное определение указало, никто бы не противился сему. При таком единодушии, без сомнения, произойдет гармония и порядок в общественной и частной жизни, потому что ​все руководимые одним духом, проникнуты будут одними стремлениями –принять участие в решении ​общечеловеческой задачи. И если во всем человечестве потечет такая Богоугодная жизнь, то для него настанет благоприятное лето Господне.

Так, при вступлении в новый год, лучшего, более высшего, более прекрасного ничего нельзя пожелать, как только того, чтобы ​настоящий новый год привел нас в благоприятное лето Господне, с которым приходит истинное ​счастие для человека. Но это ​счастие никому не дается, как какой-нибудь случайный жребий. Если оно должно прийти, то и мы должны содействовать его пришествию, т.е. воспользоваться тем пособием, которое Отец дал в Сыне и не перестает давать. Для этого будем просить и умолять Господа, дабы Он наши жестоковыйные сердца сделал сокрушенными, а сокрушенных сердцем исцелил – успокоил, плененных освободил, ослепленных просветил, измученных и истощенных подкрепил, дабы таким образом наступил для нас год помилования, благословения, ​мира, к который бы все противоположные партии составили одно стадо, над ​которым бы был Един Пастырь – Господь.


Источник: Что такое жизнь и как должно жить : статьи для религиозно-нравственного чтения / [Собр. епископ Иустин]. - Санкт-Петербург : Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1901. - 452, II с.

Комментарии для сайта Cackle