Источник

Исповедь кающегося грешника

I. Исповедь частная, домашняя, молитвенная – перед Господом Богом

Благодарю Тебя, Господи Боже мой, всем существом моим, за то особенно, что сохранил Ты меня много и великогрешного, доселе в живых; знаю, Господи, что благость Твоя на покаяние мя ведет.

Итак, благодарю и раскаиваюсь пред Тобою. О, Боже, милостив буди мне грешному, и приими мое искреннее раскаяние в моих тяжких грехах!

«Воззри на мя, Боже Спасе мой, милостивым Твоим оком и приими мое теплое исповедание!»

«Человеколюбче, хотяй всем спастися, Ты воззови мя и приими, яко благ, кающагося!»

1. Христианин должен быть чужд мира и всего мирского. Не любите мира, ни яже в мире. Аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем: яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес и гордость житейская несть от Отца, но от мира сего есть. И мир преходит и похоть его; а творяй волю Божию пребывает во веки (Ин.2:15–17).

А я весь предан миру сему и люблю деньги, наряды, роскошь, почести, славу, потехи, пляски и особенно живые картинки, хотя и знаю по опыту, что после них, как после потешных огней, ничего не остается, кроме смрада и мрака.

О, Боже, милостив буди мне грешному! Ослабь и охлади во мне любовь к миру сему прелюбодейному и грешному, и хочу ли, не хочу ли, – веди меня путем спасения.

2. Христианин всегда должен проводить покаянную жизнь. Истинное и слезное покаяние есть строгое осуждение себя пред Богом, сокрушение о грехах – неослабное внимание к делу душевного спасения и посильное заменение проступков своих противоположными делами.

А я действительно иногда осуждаю себя, не слишком строго, и ничего из этого не выходит, а всего чаще извиняю грехи свои; иногда сокрушаюсь о них, но слез очистительных не имею; иногда порываюсь примириться с Богом и со своею совестью, а добра, противоположного злу, не делаю.

О, Боже милостив буди мне грешному, и подаждь мне дар истинного покаяния!

3. Христианин всегда должен помнить, что вездесущий и всеведущий Бог видит его насквозь, и что это воспоминание удерживает его от грехов и поощряет к добру.

А я что ни делаю, все делаю, помышляя не о всеведущем Боге, а о людском мнении, о мне, и о собственной пользе.

О, Боже, милостив буди мне грешному: прости мое забвение о Тебе и скажи мне: «Я Господь–Вседержитель: благоугождай предо мною и будь непорочен» (Быт.17–18).

4. Христианин постоянно помнит последняя своя, т. е. смерть и страшный суд, и таким образом обуздывает свои худые страсти и удерживается от грехов, особенно смертных, каковы: гордость, ненависть, чревоугодие, блуд, убийство, беспечность о спасении души и отчаяние.

А я, забываю о своей будущей участи и живя одним настоящим, беспечно предаюсь греховным страстям и порокам смертным, убивающим мою душу для жизни вечноблаженной.

О, Боже, милостив буди мне грешному, Сам разбуди меня от сна греховного и прогони, ими же веси судьбами, мою беспечность, мое забвение и мое нерадение.

5. Христианин живет воздержно и обуздывает свое тело установленными постами и таким образом пребывает покорным сыном Церкви.

А я и постов в точности не соблюдаю, и вообще живу невоздержанно, по своим прихотям, а не по правилам Церкви.

О, Боже, милостив буди мне грешному и непокорному св. Твоей Церкви и вразуми меня поститься постом приятным угодным Господеви!

6. Христианин уклоняется от сообщества с людьми вольномыслящими и неблагонравными.

А я видаюсь с таковыми и, если не увлекаюсь их учениями и примерами, то поблажаю им, из своих недобрых видов.

О, Господи, осуждаю себя в этом пред Тобою, и прошу тебя избавить меня от всякого худого человека!

7. Христианин, в простоте сердца, каждодневно читает Библию, особенно Евангелие и Апостольские послания, а также – другие душеполезные книги.

А я не всегда читаю должное, зачитываясь тем, что питает праздное любопытство, нечистое воображение и душепагубные страсти.

О, Господи, направи стопы моя по словеси Твоему, да не обладает мною всякое беззаконие!

8. Христианин в храме Божием усердно молится молитвою соборною, которая возносит душу его к Богу, и внимательно следит за службою Божиею, разумевая каждое действие её и сообразуя с ним молитву свою.

А я, если и бываю когда в церкви, то стою там рассеянно, невнимательно, мечтаю, засматриваюсь на живые картинки, празднословлю, смеюсь, словом – забываю, где стою и пред Кем стою...

О, Боже, милостив буди мне грешному; прости мне мою рассеянность, невнимание, холодность и небрежность, и научи меня поклоняться Тебе духом и истиною, вместе с верующими.

9. Христианин никогда не произносит имени Божия всуе, помня заповедь Спасителя: буди же слово ваше: ей, ей; ни, ни (Мф.5:37).

А я божусь, клянусь, иногда бессовестно, и преступаю свою клятву.

О, Господи, помилуй меня грешного и напиши оную заповедь на скрижали сердца моего!

10. Христианин никогда не лжет, не хитрит, не лукавит, не обманывает, не клевещет, а руководится простодушием, прямотою, откровенностью, истиною и справедливостью во всем.

А я лгу весьма часто и ложью то прикрываю свои проступки, то предотвращаю заслуженные упреки или наказания, подаю повод другим к смехотворству и осуждению тех, о ком говорю ложно или преувеличенно, то сплетаю сети моим ближним.

О, Боже, милостив буди мне грешнику; не помяни лжи моей, ни легкомысленной, ни вредной, исполни сердце мое страхом Твоим и любовию к истине и справедливости!

11. Христианин всегда говорит и действует искренно, без всякого притворства, без человекоугодия и лести, без злого умысла.

А я часто говорю не то, что чувствую, действую притворно, лицемерно, льщу, служу не делу, а лицам, кажусь только ласковым и добрым.

О, Боже, милостив буди мне грешному. Осуждаю пред Тобой непрямодушие свое, лицемерие, коварство, иудино лобзание и молю Тебя: очисти меня от этой скверны и сделай меня младенцем на злое.

12. Христианин помнит, что каждый человек есть образ и подобие Божие, и никого не бесчестит поносными названиями, по заповеди Божией (Мф.5:22).

А я, особенно во гневе, изливаю на образ и подобие Божие все нечистые и даже срамные подонки человеческого слова.

О, Боже, прости меня грешного, осквернившего св. дар Твой, дар слова и поносившего образ Твой и подобие Твое воспрещенными законом Твоим названиями.

13. Христианин не осуждает ближних своих, по заповеди Господней: не судите, да не судимы будете (Мф.7:1); а когда ему приходится говорить о них, то порицает пороки или грехи, а не грешников.

А я приписываю другим пороки, не быв уверен, имеют ли они их; осуждаю чужие слабости несмотря на свои собственные, и забывая, что один Судия всех – Бог.

О, Боже, милостив буди мне грешному; прости мое злоречие, обременяющее совесть мою, и благослови меня любить всех людей с недостатками их.

14. Христианин всегда скромен и кроток: похвалою не надмевается, унижением не обижается, веселится тихо, говорит благоразумно, никого не оскорбляя, везде, и со всеми обходится благодостойно, чей-либо гнев укрощает молчанием, либо ласкою.

А я? когда похвалят меня, – всем рассказываю данную мне похвалу, да еще с прибавлением к ней; когда же предпочитают мне других, – обижаюсь, скорблю, кричу. Беседы мои – насмешливые, соблазнительные и похабные; веселье – шумное и буйное: обращение с людьми часто дерзкое; на гнев у меня ответ – запальчивость, а то и побои.

О, Господи, прости мне все это неистовство мое и даруй мне, рабу Твоему, скромность, кротость и благовременную молчаливость.

15. Христианин всегда бывает послушен не только властям, но и всем умным и опытным людям; не навязывает им своих мнений; возражения и опровержения их выслушивает спокойно; основательные доказательства принимает охотно; в противном случае, спорит кротко и миролюбно, высказывая не самолюбие свое или остроумие, или находчивость, или объем сведений, а – одно желание знать истину или правду.

А я считаю себя умнее всех, – возражений не терплю, – все хочу упорно поставить на своем, – прения веду с запальчивостью, даже с оскорблением личности собеседника, но от того ровно ничего не выигрываю, а только всех утомляю, и обнаруживаю свое мнимое высокоумие, упрямство и гордость.

О, Боже, милостив буди мне грешному; положи хранение устам моим, и даруй мне рабу Твоему, разумное послушание и смиренномудрие!

16. Христианин соблюдает во всем меру. Он не слишком снисходителен, не слишком строг, не слишком ласков и ненадолго грозен. Он воздает каждому свое, справедлив без ласкательства и без жестокости, а превосходство своей личности прикрывает смирением и любезностью для пощады чужого самолюбия.

А я – или на все смотрю сквозь пальцы, или – взыскиваю даже за мелочи; ласками своими или – надоедаю, или даже порчу ласкаемого; гневаюсь долго – не до захождения солнца; справедливость оказываю жестокую, дарованиям завидую, доблести унижаю; во всех люблю находить слабую сторону, и ни с кем не равняюсь.

О, Боже, милостив буди мне грешному; прости мои уклонения от благоразумия, правды, любви и приличия, да буду всегда равен себе самому; да не укоряет меня совесть в том, что я поступаю, хотя и благоразумно, но не очень справедливо, – хотя и справедливо, но жестоко и неприлично.

17. Христианин никого не обижает, а причиненные ему обиды и оскорбления прощает и бывает благосклонен к обидевшим его даже в присутствии их.

А я оскорбляю и обижаю многих; на оскорбивших меня ярюсь, грожу им и мщу: а в обществе, прикидываясь великодушным к оскорбителям своим, долго помню зло и потихоньку стараюсь чернить их.

О, Боже, милостив буди мне грешному! Осуждаю пред Тобою мою ярость, мстительность, лицемерное великодушие и действительное злопамятство, и молю Тебя, даруй мне искренно великодушное перенесение обид и благодать молитвы за врагов.

18. Христианин любит врагов своих.

А я злюсь на них, ненавижу их и склонен вредить им.

О, Боже, помилуй мя грешного и помоги мне благодатию Твоею любить врагов моих и смотреть на них, как на благодетелей в нравственном самопознании.

19. Христианин тихо страдает пред лицем Бога всеведущего и готовящего великую мзду страдальцам, и не жалуется на виновников страданий.

А я раздражаюсь, жалуюсь на них и таким образом сам грешу и других ввожу в грех, слагаю свою вину на других, преувеличиваю свои страдания пред другими, разнеживаюсь...

О, Господи, помилуй меня грешного и благослови меня страдать тихо, молиться молитвою Спасителя моего: «если возможно, да мимо идет чаша сия; если же нельзя, то да будет воля Божия!»

20. Христианин помнит, что блаженные миротворцы нарекутся сынами Божиими, и миротворит.

А я окаянный сам со многими ссорюсь и других ссорю между собою.

О, Господи, помилуй меня грешного и укроти мой нрав жестокий и злой!

21. Христианин постоянно и неизменно любит всех близких к сердцу его, всех родных, друзей и знакомых, – любит в Боге.

А моя любовь ко всем порывиста, стремительна, но и не продолжительна, если ею не удовлетворяется мое самолюбие.

О, Боже, прости непостоянство любви моей; благослови меня любить всех, ради Тебя, бескорыстно!

22. Христианин не корыстуется чужим добром и не завидует ему; сострадателен к несчастным, милостив к бедным и добр для тех, которые окружают его. Своих родных и друзей достойных он любит искренно и защищает крепко, а услуги их награждает щедро, все это делает во имя Бога, Который есть любовь.

А я завидую счастью ближних, наживаюсь не всегда праведно, – скуп, мало помогаю несчастным, – живу в свое удовольствие, не награждаю, как следует, окружающих меня и служащих мне, – за друзей вяло ходатайствую, щадя свое самолюбие и дорожа своим покоем, помогаю бедным лениво, и иногда с раздражением, негодованием и не всегда по чистой благосклонности.

О, Господи, помилуй меня грешного, не имеющего ни чистой, ни сильной благости сердца, и благодатию Твоею очисти и укрепи ее!

23. Христианин – целомудрен. Он знает, что тело его – храм Духа святого, и борется с похотью, прося у Бога дара чистоты (Прем.8), не давая воли воображению, памяти сладострастным помыслам, не пресыщая чрева, проводя дни в трудах, а на ночь осеняя себя крестным знамением и поручая себя Ангелу Хранителю, борется до старости и достигает чистоты бесстрастия... А когда, по немощи человеческого естества, падает, то сейчас же и восстает, плачет о своих грехах, рвется к Спасителю, и ринувшись в пучину милосердия Его, со слезами и воздыханиями принимает пречистую Кровь Его и таким образом очищается от всякого греха своего.

А во мне нет этого всего. – Я плотоугодник. Живу сладострастно, и от любодейства теряю деньги, имение, здоровье, честь, а наживаю болезни, раннюю старость, тупоумие, душевную пустоту; грешу всегда, воспоминая прежние любодеяния свои и услаждаясь такими воспоминаниями; а таким образом и в душе я крайне нечист от мечтаний, помыслов, желаний и похотений сладострастных, и делаюсь вполне достойным гнева Божия и вечного мучения, как грешник нераскаянный.

О, Господи, не смею и очей моих возвести на небо, куда не войдет ничто скверное, но молю Тебя из глубины души: помилуй мя по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое, наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти меня; яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну, прости грехопадения моя и даруй мне, рабу Твоему, целомудрие.

24. Христианин всегда имеет святое смирение. Оно есть чувствование нашей душевной немощи и сознание нашей греховности, усвоение Богу всего доброго в нас, памятование всех Его милостей к нам и покорность мудрой и святой воле Его.

А я горд, самонадеян; хвалюсь своими мнимо-добрыми качествами, люблю одни похвалы, а замечаний не терплю и обижаюсь ими, тщеславлюсь, превозношусь, гневаюсь, раздражаюсь, злословлю, пересуживаю, спорю, обижаюсь, любуюсь собой.

О, Господи, помилуй меня грешного, подобного подкрашенному гробу. Осуждаю пред Тобою самонадеянность и гордость свою со всеми исчадиями их, и молю Тебя: исторгни их из сердца моего и насади во мне благодатное смирение!

25. Христианин всегда исполнен страхом Божиим, чувствует везде присутствие Бога, благоговеет пред Ним, изумляется величию Его, поражается святостью и правдою Его, и таким образом сковывает страсти свои, обуздывает своеволие свое, удерживается от нарушения заповедей Божиих.

А во мне нет страха Божия, нет и опасения, и боязни попирать закон Божий, я делаю всегда то, что велят мне делать мои страсти, дурные наклонности, привычки; живу вдали от Бога, и живу беззаконно.

О, Боже, милостив буди мне грешнику! Осуждаю пред Тобою забвение спасительных прещений и заповедей Твоих, своеволие мое и неблагоговение пред Твоим величием, и молю Тебя: насади во мне страх Твой!

26. Христианин имеет неослабное рвение к исполнению всех заповедей Господних и постоянную, сильнейшую жажду оправдания верою в заслуги Спасителя; ибо не может исполнить всех заповедей, а если и все исполняет, то неточно, и не всегда по чистым побуждениям.

А во мне действует неослабное рвение к нарушению всех заповедей Господних: и если я жажду оного оправдания, то лишь тогда, когда готовлюсь к исповеди, и только в эти дни, а во все остальное время грешу, и только грешу.

О, Боже, милостив буди мне грешному: приими и минутное раскаяние мое; помоги мне положить начало спасения, а веру в Спасителя моего укрепи, как росток христианской жизни, могущий со временем принести плод свой!

27. Христианин всегда имеет у себя духовную рассудительность, испытывающую законность и чистоту мыслей, желаний, наклонностей, действий, и дающую лучшее направление его христианской жизни.

А я невнимателен к себе самому; менее всего забочусь о душе своей и не знаю ее состояния; не даю себе ежедневно ответа в помыслах, желаниях и действиях своих. Не знаю себя, и не стараюсь усовершенствоваться.

О, Боже, милостив буди мне грешному! Прости мое нерадение и неведение себя самого, – помоги мне благодатию Твоею распознавать примесь во мне чувственного к духовному, – искоренять худые наклонности, и привычки мои, и усовершенствоваться духовно.

28. Христианин непрестанно молится. Молитва его есть сладостное соединение с Богом, выражение любви к Нему и надежды на Него, утешение в скорбях, встреча немощи с благодатию св. Духа, ключ души всем силам ее: «приидите поклонимся Цареви нашему Богу». В молитве своей он и славословит Бога, благодарит Его за все, и просит прощения грехов и всего потребного к жизни своей и других. Молитва – стихия его, жизнь души его, и дает самое лучшее направление всей жизни его.

А я даже не имею ясного понятия о такой молитве. Кладу поклоны, прочитываю разные молитвы, но холодно, без участия сердца, по привычке, нехотя, а часто и так не молюсь, и потому не исправляюсь, не зная хорошо себя, не умею и молиться о себе; гордый – не прошу Бога смирять душу мою, ленивый – на все доброе не вымаливаю страха Божия, сладострастный – не рвусь к Спасителю, роскошный – не испрашиваю благ духовных, темный – не прошу мудрости, жестокий и раздражительный– не вымаливаю сердечной благости.

О, Боже, милостив буди мне грешному и научи меня поклоняться Тебе духом и истиною! О, Господи, помилуй меня грешного и благослови начать молиться, хоть с Отче наш, хоть с Господи помилуй! Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от Мене... Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей… Воздаждь ми радость спасения Твоего и духом Владычним утверди мя!.. Умоляю Тебя со слезами и с сокрушением сердечным.

29. Христианин верует в Бога Триединого, Творца, Промыслителя, Спасителя, Освятителя и Судию. Но вера его – живая сила, производящая в нем благоговение и смирение пред величием Бога и страх прогневать Его, – благодарение вечное за все милости Его, – стремление к соединению со Христом чрез подражание святой жизни Его и жажду даров св. Духа.

А во мне вера эта похожа на неясный очерк великолепной картины без красок и выражения: вера мертвая, не возбуждающая в душе добродетелей христианских, требуемых живою верою; я часто сомневаюсь в догматах веры потому только, что не понимаю их своим умишком, стыжусь исповедать ее пред сынами века, а чаще всего, и не помышляю о святых истинах веры...

О, Господи, помилуй меня грешного, и приложи мне ту веру, которую имеют истинные христиане, и которая одна может оправдать меня пред Богом, дав лучшее направление моей жизни. Верую, Господи, помози моему неверию.

30. Христианин веруя в Бога, постоянно надеется на Него: ожидает Божией помощи, правды и милости во всех многобедных обстоятельствах временной жизни, и живо чает блаженства вечного; передает себя, и все свое воле Божией и бывает во всем послушен Единому Богу, – говорит: да будет воля Божия всегда и во всем!

А я, хотя и надеюсь на Него, но надежда моя не полна, не тверда, не чиста, не сильна. Много надеюсь на себя и на других, – слишком много забочусь без нужды, и от этого не имею душевного и телесного спокойствия, мучу сам себя: унываю, тоскую, печалюсь, стремлюсь переменить место служения своего, все кажется не по мне, а внутренно не переменяюсь, – покаяние отлагаю.

О, Господи, Боже мой! Осуждаю перед Тобою все эти грехи свои: самонадеянность, многозаботливость, съедающую тело и душу, непрестанную тревогу от воображаемых опасностей и страхов, всякое уныние, тоску, печаль непомерную, ропот, робость, беспечность о спасении своем и откладывание покаяния на время неизвестное, и молю Тебя: помилуй мя грешного и даруй мне то упование на Тебя, которое имеют истинные христиане!

31. Христианин любит Бога всей душой и всем существом своим: стремится к Нему всеми силами души своей – умом, как к Высочайшей истине, – волею, как к Высочайшему добру, – сердцем, как к Высочайшей Красоте, – в Нем находит все свои идеалы и полагает все свое блаженство; вследствие такой пламенной любви своей к Богу горячо ревнует о славе Его: рвется к исполнению всех заповедей Его, способствует, сколько может, распространению истинной веры и жизни христианской. Душа христианина, любящая Бога, в Нем одном живет, мыслит, чувствует, действует, покоится, блаженствует, преобразуется по образу и по подобию Его, обожает совершенства Его, соединяется с Ним.

А я, грешный, такой любви к Богу не имею. Воображаю, что люблю Бога, а заповедей Его не исполняю, тогда как угождаю всем прихотям любимого человека. Умом, волею и сердцем ищу идеалов истины, добра, красоты вне Бога, в предметах сотворенных, и в них мечтаю обрести все свое блаженство: «временное предпочитаю, а о славе вечной забываю»; и нисколько не забочусь о славе Божией. Весь век свой живу, мыслю, чувствую, действую как-то отдельно от Бога, не помышляя о Нем. Не люблю Бога, в Котором одном – покой и блаженство; а не находя покоя и блаженства ни в ком и ни в чем, помимо Его, терзаюсь преждевременно муками ада.

О, Боже, милостив буди мне грешному. Осуждаю пред Тобою забвение мое о Тебе, Подателе жизни, мудрости, добродетели, бессмертия, истины, добра, блаженства – осуждаю равнодушие свое к ревностному распространению Славы Твоей, – осуждаю свое своеволие и молю Тебя: воспламени во мне совершенную любовь к Тебе, ту любовь, которая вопиет в глубине души: Авва Отче, да с Петром могу сказать Тебе: ей Господи, Ты знаешь, что люблю Тебя! Да успокоюсь и получу мое блаженство в Тебе едином; ибо кроме Тебя нет для меня нигде – ни в ком и ни в чем – покоя и блаженства!

32. Христианин подражает Христу, Спасителю своему, кроткому, смиренному, милосердому, праведному, прощавшему врагов своих, не имевшему льсти в устах, чистейшему, долготерпеливому, трудившемуся, покорному воле Отца Небесного, творившему волю Его, молившемуся, страдавшему безропотно... Оттого все христианские добродетели, как звезды небо, украшают душу христианина; а венец её – внутренний мир, т. е. лад всех сил души: воображения, памяти, разума, воли, совести, и покой её в Боге, происходящий от живого ощущения благоволения Божия к ней, после того, как она сделалась образом и подобием Христа Спасителя. Такой мир или покой приобретается после долговременного уравновешивания сил души, после соблюдения всех заповедей и исполнения всех добродетелей – от покаяния до любви к Богу.

Мне ли грешному, получить такой мир и покой, когда у меня разум с сердцем не в ладу, и все силы души в разладе, – когда я, окаянный, и не думаю подражать земной жизни и деятельности Христа, Спасителя моего? А от этого добрых дел у меня или вовсе нет, или очень мало, да и те с примесью моего самолюбия и тщеславия, заповеди же почти все нарушены мною. Хоть бы Господь сподобил меня насладиться тем спокойствием души, которое бывает тотчас после исповеди и отпущения грехов! И это спокойствие – великое благо; по нему можно, по крайней мере, судить и иметь понятие о всегдашнем блаженном мире и покое души!..

Жажду мира и покоя душе моей бедной, волнующейся, и из глубины сердца вопию к Тебе, Боже, Спасителю мой: буди милостив мне грешному; приими искреннее раскаяние мое и прости все грехи мои вольные, и невольные, исцели душу мою больную, и дай ей хоть капельку благодатного успокоения в Тебе! Умиротвори все силы души моей; дай мне силы творить заповеди Твои, исполнять волю Твою благую, угодную и совершенную, да сознаю я в себе перемену гнева Твоего на милость ко мне, да ощутит душа моя благоволение Твое к ней, и мир и покой Твой да водворятся во мне!..

33. Христианин, вслед за первым рождением от плоти и крови, получает другое высшее и лучшее рождение от Духа. Несмотря на мою нечистоту и бесчувственность, меня, тотчас, по рождении, из объятий матери, приняла в объятия свои св. Церковь: омыла скверну природы моей в купели крещения; освятила благодатию св. Духа; запечатлела в белую одежду невинности. – Из чада гнева я стал чадом благодати.

А я, окаянный, сбросил с себя это царское облачение, – раскидал дары, излитые на меня, – винограда моего не сохраних... Не сохранил я благодати крещения; не пребыл верен Тому, Кому сочетался; осквернил белую одежду невинности; потерял благодать св. Духа...

Одно взял мир; другое похитили страсти; то пропало от нерадения и беспечности; весь я подобен человеку, впадшему в разбойники: от ног до главы нет во мне целости...

К кому обратиться за помощью, кроме Тебя, Всеблагий Творец и Всемогущий Промыслитель мой? Помилуй мя, Боже, помилуй мя! заблудих яко овча погибшее, взыщи раба Твоего! Изведи из темницы душу мою исповедатися имени Твоему! Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей!

35. Христианин-дитя, воспитываясь на лоне матери, в объятиях отца, приучается повиноваться им и почитать Отца Небесного и благодатную Мать свою Церковь, – по примеру Христа Спасителя, растет, укрепляясь возрастом и духом, исполняясь премудростию и укрепляясь благодатию у Бога и людей (Лк.2:40, 52).

А я не всегда, как должно, повиновался родителям моим, не чтил Церкви и Отца Небесного почитанием святым, не подражал Спасителю моему. Ленился учиться, лгал, божился, упрямился, не хотел просить прощения, передразнивал, озорничал, бранился, кое-что брал без спросу и утаивал, завидовал, перенимал худое и пытался сделать его, не открывал правды...

О, Господи, помилуй и спаси меня! Так я сам из чада благодати более и более опять делался чадом гнева, тело мое возрастало, а дух ослабевал, вместо мудрости я исполнялся глупостями, вместо благодати укреплялся в худых навыках: Господи, прими мое раскаяние, просвети и спаси меня!..

35. Христианин-отрок, подобно прародителям своим, находится в раю невинности, пред ним древо жизни с обетованием и древо смерти с заповедью: он имеет всю возможность не простирать руки к плоду запрещенному, – властен он остаться на пути правды и непорочности, все удерживает его, – и благодать крещения, и голос совести, и родители, и воспитатели...

А меня, увы, ничто не удержало! И мне змий искуситель представился достовернее моего Творца и Благодетеля; и для меня древо смерти показалось добрым в снедь, угодным очима и красным к разумению; и я, несчастный, вкусил дерзостно горькия снеди и потерял рай.

О, Господи, Боже мой, если бы возвратились дни моей юности, я вступил бы на путь Твой, уклонился бы от распутий греха и суеты мирской! Но дни эти не возвратятся для меня; остается мне из глубины души восклицать: Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Грехов юности неведения моего не помяни! Помяни же мя ради благости, единой благости Твоей!

36. Христианин-юноша, воспитанный в христианском законе, исполнен страха Божия, который обуздывает всякое своеволие его, послушен и почтителен к старшим себя, сострадателен, скромен, стыдлив, целомудрен. Подобно Спасителю своему, он во всем творит волю Господню, поучается в законе Господни день и ночь и, учась наукам, никогда не оставляет всемирного училища св. Церкви.

А я не богобоязен, а потому своеволен, непочтителен, насмешлив, дерзок, жесток, зол, бесстыден и недевствен; закону Божию не внимаю, Церкви святой не слушаюсь и, если учусь, то учусь только для любознательности и своекорыстия.

О, Господи, приими мое раскаяние и исцели мою душу!

37. Христианка-девица, пока принадлежащая одному Богу, должна быть свята телом и душой; она хранит девственность свою; отличительные её свойства – целомудрие, смирение, кротость, скромность-стыдливость, послушание, сострадательность и молитвенная сосредоточенность в Боге. От этого ее все уважают, и вольности в обращении с ней никто себе не дозволяют.

А я горда, вспыльчива, болтлива, насмешлива, упряма, зла, ленива, мечтательна, неосторожна, так что сама даю повод мужчинам обращаться со мной вольно, дружба моя с ними не безгрешна; я скорее разжигаю молодых людей на похоть, чем уцеломудриваю их; часто бываю сущим вертопрахом; а Богу молиться ленюсь, рассеянная.

О, Господи, прими мое раскаяние, исцели мою душу!

38. Христианин зрелых лет твердо и неуклонно исполняет свои обязанности, мужественно борется с пороком во всех его видах, благоразумно употребляет дары счастия, великодушно переносит удары несчастия, всегда готов на всякое дело благое, удален от всякой лжи и неправды, воздержен и строг к самому себе, великодушен и милосерд к ближним своим, кроток, искренен, любвеобилен ко всем, непамятозлобен даже к врагам своим.

А я не исполнял и не исполняю своих обязанностей, как должно: порок часто овладевает мною совершенно, – в счастии я горд, заносчив, неприступен, жесток, своенравен, в несчастии низок, лукав, строптив, подл, – к добру вовсе не расположен, не дорожу истиною и правдою, себе самому во всем поблажаю, – а с ближними нетерпелив, скуп, строптив, лукав и хитр, любить их не расположен и помню зло очень долго.

Творец всемогущий, к Тебе молитва моя: помилуй бедное создание Твое! дай силы расторгнуть узы греховных навыков и страстей! Отврати очи мои, во еже не видети суеты! Коснись грехолюбивого сердца, да престанет биться для праха и тления! Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Спаси меня от меня самого!

39. Христианин супруг любит свою жену, молится о ней, уважает ее, не изменяет ей, обращается с ней благопристойно и воздержно, не огорчает ее, недостатки её скрывает от других и исправляет кротко, считает ее своею помощницею, просит её совета и согласия в делах семейных, заботится о благосостоянии семейства, дом свой держит в благочестии.

А я долга своего не исполняю. Не всегда люблю свою жену, не молюсь за нее, не уважаю её, изменяю ей, потворствую рассеянности её, часто огорчаю ею, мучу подозрением, ревностью, скудостью, гордостью, вспыльчивостью, ссорами, разглашаю её недостатки, унижаю ее, не прошу и не слушаю её добрых и полезных советов, – не радею о доме и семействе, имущество трачу на стороне.

О, Боже, буди милостив мне грешному, прости беззакония мои и исцели душу мою!

40. Христианка-супруга, любя, почитая, уважая и молясь о муже, покоряется ему, боится охладить любовь его, хранит верность ему, недостатки его переносит терпеливо и кротко, мало-помалу исправляет их с благоразумием. Богу она угодница, мужу помощница, детям вторая благодать, домашним пример порядка чистоты, благонравия, не прихотлива и не роскошна бездельно.

А я непостоянна: не всегда покоряюсь и угождаю мужу, – хотя и могу, и должна; часто огорчаю его своею вспыльчивостью, сварливостью, упрямством, прихотями, роскошью не по состоянию, страстью к нарядам с недобрыми целями, люблю брать верх над мужем, многое делаю по-своему; детей люблю, а примером благочестия им не служу; домашние не всегда довольны мною; хозяйством отягощаюсь; живу не богоугодно.

О, Господи, прими мое раскаяние и исцели душу мою!

41. Христианин как господин, – бывает кроток, милосерд и сострадателен к своим домочадцам, щадит их силы, довольствует их, исправляет, дарит и делает им возможное и нужное пособие; как домочадец, – служит господам своим так, как бы служил Самому Христу, исполняет все приказания их почтительно, добросовестно, точно, трудится с усердием бережет хозяйскую собственность, как свою, не разглашает о слабостях своих господ, не клевещет на них.

А я, как господин, – обращаюсь с подчиненными мне иногда жестоко, не забочусь о них, рассчитываю только по договору; не снабжаю их пособием; а, как подчиненный, – служу нерадиво, не жалею господских вещей и порчу их; обманываю и обкрадываю господ своих, и других слуг обман и воровство скрываю и, если не клевещу на своих господ, то осуждаю и разглашаю слабости их.

О, Боже, милостив буди мне грешному: помилуй и спаси меня!

42. Христианин-монах всегда помнит свои обеты, особенно – нестяжательность, послушание и целомудрие, постоянно пребывает в молитве – церковной и домашней; любит свою келлию, и в ней бывает занят или богомыслием, или чтением духовных книг и таким образом дни и ночи проводит один с Единым Богом.

А я – нецеломудрен, непослушен, любостяжателен; редко молюсь, да и то – мало и сухо; часто хожу по мирским домам и там провожу время в пустой болтовне, и ядении и питии; соблазняю и соблазняюсь, а о богомыслии и чтении и не думаю; ищу сообщества, но не с Богом; рассеян, и вовсе живу не по-монашески.

О, Боже милостив буди мне грешному, избави мя от всякия мирския злые вещи; даруй мне жизнь сокровенную в Тебе со Христом, да не сходит с моих уст сердечная молитва: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного!

48. Христианин-священник всегда имеет в мыслях своих клятву и обещание (присягу), проходит свое служение согласно с словом Божиим, с правилами церковными и указаниями начальства; он первым своим делом считает попечение о спасении душ, ему вверенных, неленостно и бескорыстно вразумляет заблуждающихся и обращает их на путь истины; никогда не оставляет своих прихожан без поучения и назидания словом и примером; богослужения и таинства совершает со тщанием и благоговением, трезвенно и неуспешно, с разумением смысла и силы их, с должным приготовлением к ним; к себе и другим всегда внимателен, со всеми ласков и любезен, как отец с детьми; трезвение, бдительность, рассудительность, молитва и благоговение – его отличительные черты.

А я, окаянный, и невнимателен к своему делу, и нерадив, и корыстолюбив, своею жизнию подаю худые примеры, – пространно питаюсь, – небрегу о спасении своем и вверенных моему руководству,– приготовляюсь к богослужению невнимательно, –служу неблагоговейно, торопливо, небрежно, – обращаюсь с прихожанами сурово, а иногда даже и дерзко, показывая власть свою, таинства и требы исполняю по привычке, весьма не внимательно, особенно исповедь; бываю не трезв; с святыней обращаюсь без благоговения, как с обыкновенными вещами; не подаю нужных разумных советов, говоря больше наобум, как и что попало; молиться ленив до крайности.

О, Боже, милостив буди мне грешному; дай мне дух и ревность древних духоносных пастырей, да не погибнет от моего корыстолюбия, невнимания, нерадения, худого примера ни одна словесная овца из твоего стада! Сам возгрей во мне дар священства, данный мне Тобою, и очисти мя от всякия скверны плоти и духа!

44. Христианин старец всецело обращается к Богу и вечности, когда тело его слабеет, чувства одно за другим закрываются, льстивый мир сам начинает убегать от него; весь, хотя уже жалкий, остаток своей жизни он употребляет на дела благие; беспрестанно помнит грозный час смерти и страшного суда Божия, и то и делает, что всевозможно приготовляется к переходу в вечность…

А мою дряхлую жизнь доедают те же похоти и те же страсти; с летами я видимо юнею в злобе и любви к миру; стою у дверей гроба и смотрю вспять; последние мои годы и дни проходят в суете и ослеплении; живу как бы мне никогда не умирать и не являться пред грозного Судию, и не думаю о приготовлении к смерти…

О, милосердый Господи, избавь меня от этого ужасного ослепления, – пощади от сего адского нечувствия: помилуй мя, Боже помилуй мя! Помилуй старого грешника, коего жизнь исчезла в суете и грехах! Яви последний знак милосердия Твоего, и даруй ми поне наконец положити начало спасения, да изыду из темницы плоти моей с чувством покаявшегося на кресте разбойника!..

(Из соч. Порфирия, Епископа бывшего Чигиринского).

Не возгнушайся мене, Спасе, не отрини от Твоего лица, возьми бремя от Мене тяжкое греховное, и яко благоутробен, даждь мне грехопадений оставление.

Вольная Спасе и невольная прегрешения моя, явленная и сокровенная, и ведомая и неведомая, вся простив, яко Бог, очисти и спаси мя.

От юности, Христе, заповеди Твоя преступих, всестрастно небрегий, унынием преидох житие: темже зову ти, Спасе, поне наконец спаси мя.

Богатство мое, Спасе, изнурив в блуде, пуст есть плодов благочестивых, алчен же зову: Отче щедрот, предварив Ты мя ущедри!

«Согреших, исповедаюся Тебе Господи, блудный аз, не смею на небо воззрети очами, оттуду бо отпад, бых окаянен: согреших на небо и пред Тобою, и несмь достоин нарещися сын Твой, самого себе отрицаю, не требую оглагольников, ниже паки свидетелей: имам обличающий мя блуд, имам обличающее злое житие, имам посрамляющую, обдержащую мою наготу, к срамоте же рубы, имиже одеян есмь. Благоутробне Отче, Сыне единородный, Душе Святый, кающася мя приими, и помилуй мя». (Самогласен на стиховне во Вторник 3 седьмицы Великого Поста, глас 7-й).

II. Исповедь общая, церковная словесная, пред священником

Исповедуюся Господу Богу Вседержителю, во Святой Троице славимому и поклоняемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и преблагословенной Приснодеве Богородице Марии, и всем Святым, и Тебе, Честный Отче, во всех моих грехах.

Во грехах зачатый, во грехах рожденный, во грехах воспитанный, от самого крещения до сих пор, живущий во грехах, исповедую, что согрешил я против всех заповедей Божиих: против первой заповеди – маловерием и неверием, – сомнением и вольным мнением, – суеверием и самонадеянностью, – нерадением и отчаянием в своем спасении, надеждою на себя и на людей более чем на Бога, и неразумною (излишнею) надеждою на милосердие Божие, – забвением о правосудии Божием и недостатком преданности воле Божией, непокорностью распоряжением Промысла Божия и упорным желанием, чтобы все было по-моему, – нетерпеливостью и ропотом, когда что-нибудь делается не по моему желанию, – человекоугодием и пристрастною любовию к твари, – нестаранием раскрыть в себе полного познания Бога и воли Его, веры в Него, благоговения к Нему и страха Его, – надежды на Него, преданности воле Его и послушания Ему, – любви к Нему, стремления всем существом к Нему и ревности о славе Его; – против второй заповеди – порабощением себя страстям: сладострастию, корыстолюбию, гордости, раболепством духу времени и мирским обычаям, против совести, с нарушением заповедей Божиих, лицемерием и ханжеством; – против третьей заповеди – богохульством и кощунством, – ложною клятвою и нарушением клятвы, – нарушением обетов, легкомысленною божбою; неуважением к благочестию и людям благочестивым, презрением и насмешками над ними, – стыдливостью показаться набожным, и вообще – христианином в кругу мирских людей; – против четвертой заповеди – непочитанием праздников и занятиями, неподобающими праздникам: работами, играми, разгулом, неблагоговейным стоянием в церкви и невниманием к чтению и пению, блужданием помыслов, разговорами и смехом в церкви, леностью в молитве, в чтении Слова Божия и других благочестивых книг, оставлением утренних, вечерних и других молитв – утаиванием грехов на исповеди и нестаранием о должном приготовлении к причащению Св. Таин, неблагоговейным, небрежным совершением богослужения, – неуважением к священным вещам и небрежным изображением на себе крестного знамения, – несоблюдением постов по уставу Церкви, – леностью к труду и недобросовестным исполнением порученных работ и дел по должности службы, – терянием попусту многого времени в праздности, рассеянности, забавах, пиршествах; – против пятой заповеди – не должным почитанием родителей и холодностью к родственникам, – непочитанием начальников и неуважением к старшим, – неблагодарностью к благодетелям, беззаботностью о воспитании в благочестии подчиненных, потворством или строптивом обращением с ними, нерадением о благосостоянии их и жестокими поступками с ними; – против шестой заповеди – нравственным или физическим убийством себя или другого, – притеснением и лишением средств к жизни ближнего, неподаянием помощи к сохранению жизни ближнего от преждевременной смерти, – оскорблением ближнего суетным гневом, строптивостью в обращении, злословием, ненавистью, причинением вреда ближнему, враждой, злопамятством, соблазном на грех, бездеятельностью, пресыщением себя, упорным сопротивлением истине, ожесточением во грехах, совершенною нераскаянностью, неприучением себя не только никого не оскорблять ни словом, ни делом, но и обходиться со всеми кротко, вежливо, дружелюбно, назидательно, – с гневающимися примиряться, обиды терпеливо переносить и прощать, – благотворить всем, – даже врагам; – против седьмой заповеди – плотскими грехами – блудом, прелюбодеянием, малакией, сладострастием во всех его видах – страстными поцелуями с другим полом, нечистым осязанием, засматриванием на красивые лица с вожделением, сквернословием, любовными песнями, бесстыдными телодвижениями, кокетничеством, волокитством, сводничеством, услаждением нечистыми мечтами, произвольным похотным разжением, чрезмерною привязанностью; неумеренностью в плотских удовольствиях, невоздержанием в посты, воскресные и праздничные дни, кровосмешением в духовном и плотском родстве, пресыщением в пище и питье, чтением романов, рассматриванием соблазнительных картин, вольным обращением и играми с другим полом, излишним щегольством, с желанием нравиться и прельщать других; – против восьмой заповеди – воровством, присвоением чужой собственности, обманом, ложным письменным документом, обмериванием, обвешиванием, обсчитыванием, ложною монетою, продажей худого товара, вместо хорошего, утаиванием найденной вещи, скрыванием вора и покражи, неуплачиванием долга, под предлогом мнимой несостоятельности и других ложных причин, поджигательством, попущением чужой вещи затеряться или попортиться, препятствием выгодам других, тунеядством, лихоимством, продаванием по высоким ценам вещей, особенно пищи, во время общей крайней нужды, взиманием подарков, святотатством, святокупством, несострадательностью к несчастным, немилосердием к бедным, неподаянием милостыни или помощи нуждающимся, скупостью, расточительностью, роскошью, пьянством, игрою в карты, вообще беспорядочною жизнью, корыстолюбием, неверностью, несправедливостью, жестокосердием; против девятой заповеди – ложным доносом, ложным свидетельством на суде, оклеветанием, очернением доброго имени ближнего и чести, разглашением грехов и слабостей их, подозрительностью, сомнением в чести ближнего, перетолкованием слов и действий его в худую сторону, осуждением, пересудами, двоедушием, сплетнями, насмешками, остротами на счет других, непристойными шутками, злонамеренным ябедничеством, ложью, лукавством, обманом, лицемерным обращением с другими, лестью, пресмыкательством пред высшими, болтливостью, празднословием: не имею прямодушия, искренности, простоты, верности, правдивости, уважительности, степенности, осторожности в словах, благоразумной молчаливости, охранения и защищения чести и доброго имени ближних; против десятой заповеди – худыми желаниями и помыслами, завистью, внутренним прелюбодеянием, мыслями и желаниями корыстолюбивыми и властолюбивыми, самолюбивыми и горделивыми, своекорыстием и плотоугодием: не имею любви с самоотвержением, воздержания, целомудрия, скромности в словах и поступках, чистоты сердца, бескорыстия, нестяжательности, щедрости, милосердия, смиренномудрия, самоотвержения. Вообще неусердно забочусь об искоренении в себе греховного расположения и страстей и об утверждении себя в добродетелях. –Зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием походным и нечестивым, и всеми помышлениями и словами, желаниями и делами погубил я себя; потому что и в этих, и в прочих всех беззакониях, которыми, человеческая немощь может согрешить против Господа и Создателя своего, или помышлением, или словом, или делом, или услаждением, или вожделением согрешил я, и сознаю себя более всех людей виновным пред лицем Божиим, и исповедуюсь в этих всех и других бесчисленно многих моих грехах, которые мною сделаны волею и неволею, ведением и неведением, самим мною или чрез других и с другими, которых всех и припомнить не могу, по причине их множества, которые же припомнил, те все без утаения сказал. Повинен, безответен я пред Господом Богом моим; каюсь во всех сказанных и несказанных мною грехах, душевных и телесных прегрешениях, которыми Бога, моего и Творца прогневал, ближнего моего онеоправдовал и себя самого очернил: искренно об этом жалею и желаю раскаяться и больше не грешить – всевозможно удерживаться от грехов. Но как слабый и вовсе бессильный – сам по себе – на дела благая, смиренно, со слезами молю Тебя – Господа Бога Спасителя моего, помози мне утвердиться в моем намерении – жить прочее время жизни для Тебя, единого Бога моего богоугодно; а прошедшие согрешения мои прости милосердием Своим и разреши от всех моих сказанных пред Тобою грехов, яко благий и человеколюбец. Смиренно молю Пресвятую и Преблагословенную Деву Богородицу и все небесные силы, и всех святых угодников Божиих, и тебя, честный отче, в присутствии которых все сие я исповедал, да будете мне свидетелями в день судный, против диавола, врага и ненавистника рода человеческого, что все сие это я исповедал, и да помолитесь о мне грешном Господу Богу моему. – Прошу и тебя, честный отче, как имеющего данную тебе от Христа Бога власть – разрешать исповедавшихся, – отлучать и оставлять грехи их, – прошу разрешить меня от всех грехов моих, которые я высказал пред тобою, очистить меня от всех их, простить и дать епитимию, необходимую для моего исправления. Ибо искренно сожалею о моих согрешениях, желаю раскаяться в них и впредь при помощи Божией, сколько возможно, блюстись от них. Прости меня, отче святый, и разреши, и помолись о мне грешном. Аминь.

После исповеди, приготовься, как следует, ко причащению Св. Таин – Тела и крови Христовых.

И после исповеди, и после причащения, всегда спрашивай самого себя:

Надлежащим ли образом иду по пути благочестия?

Ослабевает ли во мне сила греха и оживает ли более и более стремление к добру?

Реже ли подвергаюсь тем падениям, которым подвергался прежде?

Менее ли чувствую над собою силу страстей, которые господствовали во мне прежде?

Легче ли становится упражнение в духовных подвигах и добродетелях, которые прежде казались так трудными?

Возрастает ли и укрепляется ли во мне вера, любовь и упование, смирение, самоотвержение и терпение?

Более ли нахожу удовольствия, духовной сладости и веселия в молитве, в чтении слова Божия и книг душеполезных?

Отставая от одного недостатка или порока, не вдаюсь ли в другую крайность?

Прилепившись к одному доброму делу, не оставляю ли других, не менее нужных и важных?

Стараясь освободиться от одной страсти, не покоряюсь ли другой, более благовидной, но не менее опасной?

Уклоняясь от одного вида удовольствий, не порабощаюсь ли другим, более утонченным, но не менее греховным?


Источник: Что такое жизнь и как должно жить : статьи для религиозно-нравственного чтения / [Собр. епископ Иустин]. - Санкт-Петербург : Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1901. - 452, II с.

Комментарии для сайта Cackle