Поучение всем пасомым
И якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде (Лк.6:31).
Не имея возможности часто видеться и беседовать с вами усты ко устом, по отдаленности и разбросанности ваших селений и жилищ, возлюбленные мои отцы, братия, сестры и дети о Господе, я заботился найти в Слове Божием и указать вам такое правило жизни, которое одно могло бы заменить собою многие наставления и поучения, которое было бы и понятно, и доступно, и полезно, и необходимо для всех и всегда, – преподать такую заповедь, которая была бы пригодна для всех случаев и обстоятельств жизни человеческой, которую всегда можно бы было легко истолковать себе и приложить к делу, но чрез исполнение которой можно бы было угодить Богу совершенно и сделаться сыном Всевышнего. И вот нахожу, что такое именно правило жизни и такую заповедь преподает нам Сам Господь наш Иисус Христос в своем Евангелии. Якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде, – говорит Он. Вот эта краткая, но всеобъемлющая заповедь, преподав которую, Господь добавил: се бо есть закон и пророцы, то есть – в ней сокращение всего закона, в ней сущность всех наставлений и увещаний пророческих, так что, исполнив одну эту заповедь, исполним весь закон, достигнем высоты совершенства христианского и, что дороже всего, будем сынами Всевышнего. А между тем, что необходимее и неизбежнее в общежитии, что проще и удобнее для всякого, что полезнее и благотворнее для всех и каждого исполнения этой святой заповеди!?
Это правило – самое необходимое для всех людей, для всех возможных обстоятельств жизни, для всех возможных отношений житейских между людьми, живущими в обществе, так что, где не руководятся этим правилом, там неизбежны разные беспорядки и бедствия. Ибо, на чем держится весь порядок общественной жизни нашей? На взаимном уважении, на взаимной доверенности, на взаимной услужливости, на взаимном вспоможении, на взаимной снисходительности, на взаимной любви и милосердии друг к другу. – И наше имущество, и наша честь, и наша деятельность, и самая даже жизнь наша в обществе зависит от взаимодействия друг на друга всех членов общества. Есть ли такой человек, который мог бы не нуждаться ни в ком, – мог бы сам доставить себе все нужное для жизни? Напротив, не каждый ли час, не каждую ли минуту мы нуждаемся в помощи наших ближних, равно как и они нуждаются в нашей помощи? Все мы непрестанно пользуемся трудами других, а потому и сами обязаны трудиться для других. Пища, которою питаемся, платье, которым одеваемся, жилище, в котором укрываемся от перемен воздушных, – все это делается руками многих, над всем этим трудились сотни, может быть, тысячи рук наших ближних; за что же мы хотели бы быть избавлены от труда для ближних своих? Многоразличные познания и искусства, которые так благодетельно влияют на жизнь нашу, изобретены и усовершенствованы целыми поколениями тружеников; самое развитие и усовершенствование духовных и телесных сил наших требует содействия и многотрудных попечений о них ближних наших. Словом, все наши потребности духовные и телесные, все наши нужды нравственные и вещественные – все поставляет нас в зависимость от других, и все побуждает нас служить, со своей стороны, другим.
Посему-то заповедь Спасителя: якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде, есть самая первая и важная заповедь для всякого общества человеческого. Это – главное начало всех прав и обязанностей, которыми связуются между собою все члены общества; это – корень и основание всех законов и учреждений общественных; это – источник силы и могущества, довольства и изобилия во всем, счастия и благоденствия для всех и каждого из членов общества.
Представьте себе, что каждый захотел бы жить только для себя одного, не стал бы делать ничего такого, что нужно и полезно не ему одному, или же делал бы то, что приносило бы не пользу, а вред его ближним: не было ль бы общество, состоящее из таких людей, самым злополучным обществом, и не был ли бы каждый член его самым несчастным человеком? Итак, благо и счастие даже временной нашей жизни необходимо требует, чтобы мы свято исполняли заповедь своего Господа: якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде.
И тем более неизвинительно и преступно было бы с нашей стороны неисполнение этой заповеди, что она есть самая легкая к уразумению и самая удобная к исполнению. Для этого не нужно ни особенных способностей и познаний, ни особенных подвигов и трудов: делай только то, что можешь, что тебе нравится и приятно, чего желал бы самому себе. Не нужно долго задумываться над вопросом: что и как ты должен сделать своему ближнему, в том или другом случае. Стоит только поставить себя на его месте, и собственная совесть, собственное сердце, даже собственное самолюбие истолкуют наилучшим образом, что и как надобно сделать. Вся сила заповеди Христовой состоит в том, чтобы мы не только не делали, а и не желали другим того, чего не желаем себе; напротив же – и желали и делали бы то, чего желаем самим себе. – Ты не любишь, чтобы другие замечали твои слабости, разносили о тебе недобрые вести, насмехались над твоими недостатками? Прежде всего не делай этого сам: не касайся чести твоего ближнего ни словом, ни делом, не поставляй его жертвою злоречия и насмешек. Ты не желаешь, чтобы другие обижали тебя, присвояли себе каким бы то ни было образом плоды трудов твоих? Но прежде всего не делай этого сам: не только не присвояй, но и не пожелай всего, елика суть ближнего твоего. Тебя возмущает – и справедливо, когда другие вторгаются в семейный круг твоего дома, нарушают мир и покой твоего счастия? Прежде всего не делай этого сам: уважай семейное благополучие твоего ближнего, береги честь его дома, не нарушай взаимного мира и любви его членов. Тебе не нравится, когда другие пересуживают твои поступки, осуждают самые намерения твои, осуждают дела твои? Берегись прежде всего и сам делать что-либо подобное: не судите, и не судят вам. Неприятно тебе, когда другие препятствуют делам и всяким успехам твоим житейским? Не препятствуй ни в чем и сам никому. Тебе было бы очень прискорбно и тяжело, если бы собратия твои презирали тебя? Не презирай же и сам никого. Ты желаешь, чтобы все благодетельствовали тебе во всем. Благодетельствуй же и сам ближним твоим. Ты желал бы, чтобы дети твои любили и почитали тебя? Люби же и почитай сам твоих родителей!.. Тебе приятно было бы, чтобы соседи и сограждане твои жили с тобою в мире, согласии и единодушии? Будь прежде всего сам мирен со всеми. Тебе желательно, чтобы все любили тебя? Люби прежде всех сам.
Не правда ли, как не только легко, но и приятно и в высшей степени благотворно для нас самих исполнение заповеди Христовой: якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде, и как в исполнении одной этой заповеди исполняется весь закон? Очевидно, что верное и совестливое исполнение одной этой заповеди могло бы принести людям все счастие, которого они ищут в жизни общественной, и уничтожить все зло, которым волнуются и от которого страдают люди, не хотящие исполнять этой заповеди. И не безответно ли виновны мы – христиане, если уклоняемся от исполнения такой, самой для нас благотворной и самой легкой – удобоисполнимой заповеди, на зло себе и другим?..
Но как, скажешь, исполнять ее мне одному, когда не исполняют другие? Человече, скажем словами апостола, ты кто еси судяй чуждему рабу? Своему Господеви стоит или падает. На нас не возложено обязанности наблюдать за тем, что и как делают, или не делают другие. За их дела не будут ни истязывать, ни судить нас: кийждо бо от своих дел или прославится или постыдится на суде Христовом. Сия-то именно погибельная страсть – примечать за другими, минуя себя, и есть тот нечистый источник, из которого текут мутные и смрадные струи злоречия, от которого так бедственно страдают человеческие общества. Мы ведь не знаем ни побуждений, ни намерений, ни целей, почему и для чего другие поступают так или иначе: видим в их действиях только то, что нам кажется, а не то, что есть действительно. И не часто ли бывает, что, осуждая других, мы вменяем им наши собственные мысли и намерения, желаем видеть в них собственное безобразие, хотим отыскать собственные пороки? Впрочем, если бы и в самом деле было мало между христианами исполняющих св. заповедь своего Господа и Спасителя, неужели же поэтому не должно исполнять ее и нам? Если бы многие отреклись даже от веры, – неужели потому самому должно отречься и нам? Не так поступали мужи богоугодные и праведные. Праведный Ной пребыл праведным среди целого мира развращенных нечестивцев; праведный Лот остался праведным среди самого Содома. Древние христиане и среди развращенного языческого мира исполняли со всею строгостью св. заповеди Христовы. Не на других должно смотреть нам, а на себя самих. Господь Иисус Христос говорит нам, как ученикам своим, которые обязаны Ему послушанием, – как рабам своим, которых искупил Он своею честною кровию, как друзьям своим, за которых Он положил Свою душу: якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде. Будем ли после сего ссылаться на других, иль выжидать, пока другие начнут поступать так, как учит и как требует Господь от нас?
Если бы, подумаешь еще, если бы можно было быть уверенным, что, делая добро другим, я найду и в них доброжелательство и тоже доброе расположение в отношении ко мне, – не встречу, по крайней мере, грубой неблагодарности и явного недоброжелательства? Но в таком случае, возлюбленный брат мой, какую же цену пред Богом имело бы всякое доброе дело твое? Аще бо любите любящия вы, кая вам благодать есть? Ибо и грешники любящих их любят... В таком случае мы все делали бы не для Господа, не для того, чтобы угодить Ему исполнением Его заповеди, а для самих себя, в угождение собственному самолюбию, трудились бы не для неба и вечности, а для покоя плотского в жизни временной. Но сеяй в плоть, и от плоти пожнет истление, а только сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный. Господь Иисус Христос, преподав заповедь предлагает награду за исполнение ее на небе: будет мзда ваша многа на небеси; зачем же мы будем искать ее на земле? Он, Всемогущий и Всещедрый, обещает Сам воздать сторицею за всякую лепту, поданную во имя Его; зачем же мы будем ждать воздаяния от подобного нам человека, который, по самой ограниченности своей, не в силах воздать нам и равного! Если бы все дела наши были вознаграждены здесь – на земле, – то зачем и для чего мы явились бы на суд Божий? Чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе своем: вот что сказал бы каждому из нас Судия мира, отсылая в огонь вечный, уготованный диаволу.
Но как, скажешь, делать людям добро, когда за это самое добро часто воздают нам злом? Что же возлюбленный? Тем лучше для нас. В таком случае мы получим сугубую награду – и за сделанное добро, и за претерпенное зло. Тогда только мы и будем сколько-нибудь уподобляться своему Господу и Спасителю, Который, вместо подобающей Ему благодарности, претерпел оплевания и заушения, крест и смерть от облагодетельствованных Им тварей и рабов Своих, Который плакал об участи народа, осудившего Его на смерть, молился за распинавших Его на кресте. Чем же мы могли бы сколько-нибудь возблагодарить своего Господа и Спасителя за все, что Он сделал для нас, как не благотворением, во имя Его и по примеру Его, самым недоброжелателям и врагам своим? Чем доказали бы любовь свою к Нему, как не подражанием Его всеобъемлющей любви к самым ожесточенным зложелателям и врагам Его? Обаче любите враги ваша, благотворите, и взам дайте, ничесоже чающе, и будет мзда ваша многа. Чем же могли бы мы засвидетельствовать, что дорожим небесным званием сынов Божиих, как не подражанием благости и милосердию Отца небесного, Который благ есть на безблагодатныя и злыя, солнце Свое сияет на злыя и благия, дождит на праведныя и неправедныя. Будите убо милосерди, яко же Отец ваш милосерд есть.
Видите, возлюбленные мои отцы, братие, сестры и дети о Господе, каким образом, начав с исполнения простой и легкой заповеди, можно дойти до самого высшего совершенства духовного, – сделаться сыном Всевышнего, уподобиться Единородному Сыну Божию и Самому Отцу небесному: якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде. Творите с любовию, охотно и по чистой совести; и будьте уверены, что нигде и никогда не прикоснется зло к тому, кто сам не только не делает, но и не желает зла ближнему в сердце своем, а желает и делает одно добро всем; напротив же нигде и никогда не найдет себе счастия тот, кто хочет создать его на слезах своего ближнего: тою бо мерою, ею же мерите, возмерится вам (Лк.6:38). Аминь.