Поучение в навечерии Преображения Господня
«Приидите ныне лучшим изменимся изменением, себе на утрие добре уготовим – на гору предвзыти Божию святую» (Стих. 3 на предпр. Преображения Господня – на Вечерни).
Так святая Церковь приглашает нас ныне – уготовить себя лучшим изменением к завтрашнему восходу на св. гору Божию, чтобы нам не слышать только о Преображении, но и видеть его! Почему? Потому, во-первых, что Преображение Господне само по себе есть одно из самых восхитительных для духа и сердца зрелищ; а во-вторых, потому, что происходившее на Фаворе со Спасителем должно выразится и над нами, ибо каждого христианина, по слову Апостола, ожидает преображение от славы в славу (2Кор.3:18). Преображение Господа есть образ нашего преображения. Как же нам не желать узреть сей Божественный Образ? И так, приидите уготовим себе взыти на гору Божию святую. Как взыти?
В настоящее время мы можем взойти на гору Господню только мысленно, и видеть Фаворское событие только духовно, а не чувственно. Но такой восход и такое видение, по самому существу своему, требуют духа чистого и возвышенного, мысли легкой и удободвижной, сердца – свободного от земных уз и пристрастий. Чей дух подавлен плотию, кто в плену у страстей, омрачен разными похотями, покрыть прахом суеты, тому никогда не видеть славы Преобразившегося Господа. Чтобы насладиться Фаворским зрелищем, для сего необходимо оставить все, не только греховное, но и все земное. Тут место одной вере Петра, одной любви Иоанна, одному упованию и терпению Иакова.
Но кто сим доволен? (2Кор.2:16) Где искать таких добродетелей? Церковь знает сие, ведает нечистоту и тяжесть нашу, видит крайнюю неспособность многих – перенестись чистою мыслию на Фавор и быть в духе самовидцами Бож. славы преобразившегося Господа: посему и советует с таким усердием всем предуготовить себя добре на утрие к сему подвигу, и измениться лучшим изменением.
Изменение сие, конечно, не наружное только – праздничное, а внутреннее, и должно состоять, во 1-х в перемене чувств, чтобы сердце, сколько можно, более освободить от привязанности к видимым, тленным благам, и обратить к ощущению радости духовной и блаженства небесного, являющегося в лице Спасителя; во-вторых, в перемене мыслей, чтобы ум, занимавшийся понятием вещей дольних, суждением о делах житейских, обратился к созерцанию тайн веры и надежды, открывающихся на Фаворе; в 3-х, в перемене воли, чтобы она, оставив все нечистые и богопротивные правила, коими руководствуется в действиях, обратилась к воле Божией, решилась слушаться во всем закона и Евангелия, а не своих предрассудков и похотей. Только такое изменение есть по истине лучшее, а все прочие, делаемые для праздника, суть худшие. Изменившийся таким изменением, и только он один, способен взойти на Фавор и видеть славу Преображения.Но можно ли в такое короткое время, какое остается доутрия, произвести в себе столь великую перемену?
Нам самим, возл., невозможно произвести сие чудо, не только в короткое время, но и в целую вечность. Это может соделать одна благодать Святаго Духа. Но она всегда при нас и в нас, коль скоро мы начинаем хотя думать о Боге. Тем паче она поможет нам, когда мы решимся обратиться всецело к Богу. С нею, с благодатию Божиею, в самое короткое время можно измениться самым лучшим изменением, которое требуется от нас церковию. «Все житие, говорит св. И. Златоуст, можно переменить в одно мгновение».
Итак, м. в., уготовим себе наутрие. Не для того ли мы и приходим сюда в этот великий праздник, чтобы вдали от шума городского и суеты житейской свободнее подумать о небесном и вечном? Аминь.
Поучение в день Преображения Господня
«Приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего, и узрим славу Преображения Его, славу яко Единородного от Отца: светом приимем свет, и возвышени бывше духом, Троицу Единосущную воспоим во веки» (На Литии стих. I).
Если вы, м. в., вчера вняли моему приглашению – уготовиться к нынешнему празднику; то многие из вас вероятно уже были мысленно на Фаворе и причастились славы Преображения Господня. Тем не менее, приидите снова взыдем на гору Господню...
Что ныне случилось ни Фаворе, об этом вы слышали из Евангелия. Но заметили ли, – от чего все это произошло? Уразумели ли ту силу, от которой явилось Преображение Господне? В Евангелии сказано, что Иисус Христос взыде на гору помолитися… и егда молящеся, бе видение лица Его ино, – просветися яко солнце, и ризы Его Быша белы, яко свет блещащася... То есть, как изъясняют наши учители церкви (Филарет Московский и Иннокентий Херсонский), молитва до того возбудила и подвигла сокрытую в человечестве Иисусовом полноту Божества, что она, преисполнив душу Богочеловека светом своим, проникла сквозь тело и просияла в лице, – не вмещаясь здесь осияла и преобразила самую одежду Его. Вот сила, преобразившая Господа! Это – его усиленная молитва.
Молитва же, м, в., одна сильная молитва сильна преобразить и каждого из нас. Кто молится, тот живет жизнию христианскою; кто не молится, тот мертв для сей жизни. Но кто стяжал дух молитвенный, тот свят, еще будучи на земле; он обладает тою силою, которая преобразует его постепенно от славы в славу. Все другие наши подвиги и все добродетели должны направляться к тому, чтобы водворить в нас дух молитвенный. Существо жизни о Христе Иисусе, жизни духовной – светоносной, состоит в приложении душевнотелесности в духовность, или в одухотворении и просвещении души и тела. Момент, с которого начинается это одухотворение и просвещение, есть зарождение в сердце неотходной теплой молитвы к Господу – знак сочетания его с Господом. Сердце есть корень жизни и всех проявлении ее. Когда сердце возобладает духом, тогда чрез него дух наш естественно начинает проникать во весь состав естества нашего и одухотворять и просвещать его: тогда ум начинает насыщаться Божеств. истиною, весь ею проникаясь, во всем ее объеме, – воля начинает наполняться святыми настроениями и расположениями, – всеми добродетелями, – сердце начинает питаться святыми чувствами; вместе с тем и тело становится воздержно, трудолюбиво, живо, бодренно, целомудренно. Где все это есть, там падший является вполне восстановленным; а это и есть наше преображение по образу преобразившегося Господа.
Слабым своим словом я возвел, м. в., ваши умы и сердца на самую высоту Фавора, чтобы, хоть отчасти, показать вам, как велик праздник Преображения Господня и как чрезвычайно важны для нас уроки его. Смотрите же, когда опуститесь отсюда долу и погрузитесь опять в суету житейскую, – не забывайте взятого вами здесь урока. В нем – жизнь; без него смерть.
Так, мысленно, восшед на гору Господню и в дом Бога нашего, и узрев, по силам нашим, славу Преображения Господня, славу яко Единородного от Отца, от света Его приняв свет, и возвышени бывше духом, будем жить жизнию истинно христианской, Троицу Единосущную воспевая во веки. Аминь.
Наше преображение
Господню славу взирающе, в той же образ да преобразуемся от славы в славу, яко от Господа Духа. Это необходимое для нас Преображение состоит в совлечении ветхаго человека с деяньми его, и облечении в человека новаго, созданного по Богу, в правде и преподобии истины.
Надобно мало по малу преобразовать свой ум верою твердою я непоколебимою так, чтобы он сделался умом Христовым, обо всем, т. е. мыслил и рассуждал, как учит Св. Евангелие Христово, твердо стоял в истине и правде и отвращался всякой лжи и неправды...
Надобно преобразовать свою волю так, чтобы она была послушна одному Евангелию Христову, чтобы никто и ничто в мире не могло отклонять ее от исполнения заповедей Господних…
Надобно преобразовать свое сердце так, чтобы в нем царствовала не похоть плоти, похоть очес и гордость житейская, но искренняя, крепкая, воодушевленная любовь к Богу и ближним, чтобы оно и жило и дышало Единым Господом и упованием вечной жизни с Господом, чтобы ни смерть, ни живот, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая не могла разлучить его от любве Божия, яже о Христе Иисусе..
Надобно преобразовать и внешние чувства свои так, чтобы они были не рабами греху и беззаконию в беззаконие, но рабами правде во святыню.
Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте. Вот Фаворская заповедь Божия! Того послушайте!
То есть: веруйте Его Божественному слову, которое одно есть вечная истина; повинуйтесь Его Божественным заповедям, которые одни ведут в живот вечный; последуйте примеру Его святейшей жизни, – усвойте себе Его Боголюбезные свойства: Его смирение и покорность воле Отца небесного, – Его благость и милосердие, – Его кротость и долготерпение, – Его послушание даже до смерти крестной, – Его неисповедимую всеобъемлющую любовь к человечеству, – Его самоотвержение и всесовершенную преданность воле Отца небесного, да будете воистину сынове Вышняго, да сподобитесь Его пренебесного благословения, да наследуете Его всеблаженное царство.
Если мы, помощью и силою благодати Божией, преобразим таким образом душу свою – по образу Создавшаго нас; то Господь Иисус Христос преобразит некогда и самое тело наше, во еже сообразну ему быти телу славы Его (Мысли Димитрия, Архиепископа Херсонского).