Источник

Четыре поучения о божественной любви

Поучение 1-е

В неделю 34 по Пятидесятнице

Что ми есть на небеси; и от Тебе что восхотех на земли; исчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век (Пс.72:25). «Что для меня существует на небе? И кроме Тебя чего желать мне на земле? Изнемогло сердце мое и плоть моя. Но Бог – помощь моя, и часть моя – Бог во век».

Так Псалмопевец, до изнеможения души и тела – усиленно, искал себе счастия и покоя, – искал везде – и на земле и на небе, но нигде не находил до тех пор, пока не остановил внимания своего на Боге, пока не назвал Его Богом сердца своего, – частию своею, то есть: пока не возлюбил Его всеми силами души своей; и тогда и здесь только нашел свое счастие, – свой вечный покой.

Дорогие мои слушатели, и мы с вами ищем себе, счастие и покой, ищем везде, ищем усиленно, ищем неустанно; но увы! редко-редко находим, а иногда и вовсе не находим. Отчего это так с нами бывает? Оттого, м. в., что не там мы, большею частию, ищем себе счастия и покоя, где бы следовало сего искать. Пора бы нам убедиться, что ничто мирское, плотское, страстное, греховное, порочное никогда не даст никакого счастия нам, а напротив – отравит только и погубит нашу жизнь на веки.

Где же нам искать себе счастия и покоя? Где наше высочайшее и величайшее благо? Об этом верно и непреложно могут сказать нам только люди опытные в сем деле, которые сами, во всю жизнь свою, искали, и нашли себе величайшее благо, а в нем счастие и покой, по примеру Псалмопевца, которого слова мы выше привели для нашего назидания.

Не в мирских благах, а в любви к Богу – источник истинного счастия и в ней же – покой нашей жизни. Если мы, как следует размыслим о бесконечных совершенствах Творца нашего, – совершенствах, обнаруженных в создании мира и в промышлении о нем; тем более, если внимательно размыслим о воплотившемся «нашего ради спасения» Единородном Сыне Божием, – то ясно увидим, что для нашего сердца не может быть предмета более достойного любви, как Бог и что только любовь может вполне удовлетворить его, давши ему неисчерпаемый источник блаженства.

Когда наши беседы с вами касались любви Божией, я часто говорил вам: «Легко сказать, – люби Бога, но как это на самом деле осуществить? Говорил, и оставлял этот вопрос до времени нерешенным. – на ваше внимание и размышление. Теперь, когда мы, от Рождества Христова и Богоявления Господня, пошли и идем к Сретению Господню, считаю своевременным – разрешить с вами вопрос о том, как возможно нам возлюбить Господа самым делом? Послушайте же с особенным вниманием.

Чистое наше сердце, обыкновенно, любит все наилучшее, все совершенное, любит истинную красоту и добро: что-либо противное сему может любить только сердце нечистое. Но где это совершенство? где эта красота и добро? Все эти высочайшие качества в полном их совершенстве, можно найти только в Господе.

«Посмотри, чего нет у Господа, говорит св. Тихон. Чего бы ты ни пожелал, – все то, есть у Него, и есть в неописанной и неистощимой полноте. Если ты желаешь блаженства? У Него истинное и вечное блаженство. Если ты ищешь красоты? Он – краснейший добротою больше всех людей. Хочешь ли ты благородства? Кто может быть благороднее Сына Божия? Ищешь ли ты чести? Кто честнее и выше Царя небесного? Ищешь ли ты мудрости? Он есть ипостасная премудрость. Любишь ли ты веселие и радости? Он есть радость и веселие блаженных духов и избранных Божиих. Нужно ли тебе утешение? Кто утешит тебя, кроме Сладчайшего Иисуса? Покоя ли ищешь? Он есть покой вечный душам, любящим Его. Желаешь ли жизни? Он есть жизнь. Опасаешься ли заблудиться? Он есть путь. Боишься ли прелести? Он есть истина. Боишься ли смерти? Он есть живот, как Сам удостоверил: Аз есмь Путь, Истина и Живот. Словом – всякое совершенство, и всякая красота и доброта, которых не может не любить чистая человеческая душа, все – все есть у Него. Пойми сие, и не можешь не возлюбить Господа, подобно Великомуч. Екатерине, которая в том, кого полюбить обещалась, желала видеть такую красоту, какая была у ней, такое же богатство, каким сама обладала, и такую же мудрость, какою сама хвалилась, полагая, что во всем мире не найдется такое лицо. А когда познала Господа, то сравнительно с Его красотою, мудростию и богатством – все свое сочла ничтожным и презренным, и всецело к Нему прилепилась, и свое все и себя Самоё принесла Ему в жертву.

Как огонь рождается от огня, так и любовь происходит от любви. Когда ощутят твою искреннюю и бескорыстную любовь, тогда непременно будут соответствовать и сочувствовать тебе. Войдем же в ощущение любви Господней, и – воспламеним любовь к Нему. «Чего не сделал Сын Божий для нас, говорит св. Тихон, – чего не изобрел? Чего не претерпел и не перестрадал ради убогой души нашей? Каких трудов и болезней не подъял, чтобы нас, отпадших – привесть к небесному Отцу Своему? Нас ради сошел с небес, чтобы нас изгнанных из рая возвести на небо. Нас ради родился плотию, чтобы нас отродивши духом, присвоить Себе. Нас ради смирился, чтобы нас возвысить. Нас ради обнищал, чтобы нас убогих обогатить. Нас ради бесчестие и раны претерпел, чтобы нас исцелить и прославить. Нас ради умер, чтобы нас умерших оживить. Вот до какого снисхождения и смирения довела Его презельная – всесильная Его к нам любовь и сострадательное милосердие!»

Не испытал ли и каждый из нас на себе самом действия сей Божией любви? Сколько раз мы удаляли себя от Него грехами своими? И всякий раз за одно слово: виноват, прости, не буду, – опять принимаемы были в милость Его. Сколько раз мы прогневляли Его, предаваясь суете мирской. Но когда обращались, снова бывали, допускаемы к трапезе Господней, – ко вкушению Тела Его и Крови Его.

Не объятия ли это Его любви к нам милосердой? Христос посреди нас и в обычной жизни. Кто не испытал попечительной близости Его к себе – в избавление от бед, болезней, горестей, трудных обстоятельств и всякой нужды душевной и телесной?! Можно ли ответить на такую великую и неотступную к нам любовь? Можно ли не обратиться к такому постоянному любителю всем сердцем? Можно, конечно, по рассеянности и невниманию, забывать о такой любви Господа к нам. Но, познавши и вспомнивши, нельзя не ощущать и у себя движений любви ко Господу, как бы ни было грубо у кого сердце. А кто постоянно будет ходить в духе и ощущении любви Господней, тот и сам будет постоянно пламенеть к Нему любовию. Такова уж природа любви. О, возл., любовь сама в себе есть такое свойство, с которым ни что другое сравниться не может: она сама с собою приносит благо, выше которого нет ни на небе, ни на земле. Но об этом будем беседовать в следующий раз.

Поучение 2-е

В неделю 35 по Пятидесятнице

В прошедший раз мы остановились на том, что любовь, сама в себе, есть такое преимущество, с которым никакое другое и сравниться не может, что она сама с собою приносит такое благо, выше которого нет ни на небе, ни на земле. Это мы сейчас увидим, когда, прежде всего, обратим внимание на слова Господа и Апостола любви, а потом размыслим о недосягаемом величии сего дела. Господь наш Иисус Христос сказал: любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим... Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин.14:21–23). О, как утешительны эти слова! Какие великие и высокие обетования предлагает и дает любителю Своему Сын Божий! Истинный любитель Христов будет иметь дружество с Отцем и Сыном Его! Ум человеческий не постигает сей благости Божией, и язык с трепетом выговаривает слова Господа! Бог великий, беспредельный, бесконечный и непостижимый хочет иметь дружество с человеком – созданием и рабом Своим, и – имеет, когда кто сам себя от того не отлучает. Общение наше со Отцем и Сыном Его Иисусом Христом, говорит св. Иоанн Богослов (1Ин.1:3). А где Отец и Сын, там и Дух Святый.

Смотрите, чего сподобляется любитель Христов! Сподобляется быть домом и жилищем Пресвятой Троицы. Бог Триипостасный – Отец, Сын и Святый Дух – благоволит благодатно обитать в нем. Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (Ин.4:16). Какое же это несказанное счастие, – какое беспредельное блаженство сердца, так любящего Господа и так любимого Господом, – находящегося в неразрывной дружбе с самим Богом?.. О, возл., такое сердце имеет внутрь себе царствие Божие! Где Сам Бог, там с Ним и все Божественное. Если ты любишь Бога, и Бог тебя любит; то ты имеешь в Нем – оправдание против грехов твоих, – избавление против твоего пленения помыслами, – мир против злой совести твоей, – отраду против скорби твоей, – утешение против печали твоей, – оправдание против суда Божия, – помощь против врагов твоих, – разум и мудрость против неведения и недоумения твоего, – укрепление в слабости твоей. Если Господь в тебе ради любви твоей к Нему, то кто против тебя, и какое бедствие приключится тебе? Если Он – покой твой в тебе; то кто и что может обеспокоить тебя? Если Он – радость и утешение твое в тебе; то кто и что может оскорбить и опечалить тебя? Если Он – сила твоя в тебе; то кто может одолеть тебя? Если Он – твой Царь в тебе; то кто может поработить тебя? Любящие Господа дерзновенно взывают: «если Бог за нас, – то кто на нас?» (Рим.8:31). Такова Божественная любовь, и вот что она приносит с собою! Любовь есть союз совершенства (Кол.3:14). И что еще? Божественная любовь нескончаема – вечна, как вечен Бог и душа твоя. Что бы ты ни полюбил, кроме Бога, все пройдет, минует, и тебе не останется что и кого любить. Полюбишь ли человека, – он умрет; полюбишь ли свое жилище, – оно может сгореть, разрушиться; полюбишь ли свою обеспеченную и уютную жизнь, – она скоро может измениться. Что же тогда, кого будешь любить? Нечего и некого... Один только Бог вечен и неизменен; следовательно, и Божественная любовь одна только вечна и неизменна; следовательно, и блаженство твое в любви Божией одно только вечно и неизменно.

Теперь хочешь ли возлюбить Господа? Созерцай умом своим красоту Его, или полноту Его совершенств; старайся желанием твоим почувствовать любовь Его; а сердцем своим позаботься вкусить сладость самой любви – к Нему. Но научить любви нельзя; она засеменяется тайно, и зреет неведомо как, подобно семени, брошенному в землю, которое, без ведома сеятеля, само собою прозябает, дает стебель, колос и зерно в колосе. Да; любовь засеменяется тайно; но всегда засеменяется от действия на сердце любимого предмета.

Обращай же умом твоим пред сердцем своим светлый Лик Господа, – любвеобильного и достолюбезного; и уканет от очей Его искра в сердце твое, и воспламенит тебя любовию к Нему. Кто стоит пред огнем, тот согревается. Так же, и кто обращается к Господу – умом и сердцем, тот принимает от Него, как от огня духовного, теплоту Его любви, и начинает из себя испускать к Нему теплое расположение. Но помни, что любы Божия изливается в сердца наша Духом Святым (Рим.5:5); потому научить и научиться Божеств. любви самому человеку, без горячей молитвы о ней к Богу Духу Святому, нельзя. Она есть дар, но дар, готовый всякому имущему; только возжелай и взыщи, – и тотчас получишь.

Так как Господь всех объемлет любовию Своею; то, кажется, нельзя бы не любить Его. Но так как не все обращаются к Нему, не все ищут Его, то не все и возлюбляют Его. Он прежде нас возлюбил; и нам следовало бы возлюбить Его, хотя вследствие любви Его к нам недостойным. Но мы, несчастные, прежде Него возлюбляем нечто иное, – неугодное Ему, не благословенное Им, и не имеем уже более, чем любить Его; ибо одно имеем сердце, а не два, потому и не можем работать вместе Богу и мамоне.

Припомните, возл., что «любовь к миру есть вражда к Богу» (Иак. 4:4). Вражда Богу! Не страшно ли это? Но есть еще страшнейшее слово: аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят (1Кор.16:22).

Хорошо, если это грозное слово минует нас, как истинных христиан, пребывающих в любви Христовой. А ну как и в нас нет сей любви! Ведь она должна у нас быть; но может и не быть, и грозное проклятие Апостола может пасть и на нас!.. Устрашимся сего, и войдем в себя, чтобы определить, есть ли в нас сия Божеств. любовь. Но об этом побеседуем в следующее воскресенье.

Поучение 3-е

В неделю 36 по Пятидесятнице

Войдем, возл., в себя, и постараемся точно определить: есть ли в нас любовь Божественная, или нет? Есть ли в нас любовь ко Господу ,– об этом скажет сердце. Если мы любим кого-нибудь из людей, – то об этом говорит нам теплое чувство к тому человеку; так и о любви нашей к Господу ясно говорит теплое обращение и устремление к Нему наших мыслей и сердца. – Кто кого любит, тот о том непрестанно думает. Кто кого любит, тот тому старается во всем угождать, – старается узнавать желание своего любимца и упреждать их исполнением. Кто кого любит, тот на того надеется, и уверен, что не будет им оставлен ни в чем. Кто кого любит, тот себя ему и его себе присвояет. Кто кого любит, тот за того стоит, – и никому не позволит не только делать, но и говорить что-нибудь о нем худое. Кто кого любит, тот о делах его радеет, и всякий ущерб старается от них отклонить. Кто кого любит, тот того везде прославляет, и радуется, когда имя любимого им повсюду славится. Вот по этим-то действиям обыкновенной нашей любви судите о любви ко Господу.

Если вы непрестанно содержите Господа в мыслях своих – то вы Его любите. Если вы стараетесь во всем угождать Господу – точным исполнением Его св. воли, выраженной в заповедях Его, – то вы Его любите. Если имеете теплое чувство к Господу, так что одно имя Его наполняет ваше сердце духовною сладостию, – то вы Его любите. Если носите в сердце своем глубокую уверенность, что Господь есть ваш Господь и вы – Его, и крепко верите, что Он никогда не оставит вас – ни в сей жизни, ни в будущей, – то вы любите Его. Если вы готовы стоять за Господа до положения живота, и терпеть не можете, когда говорят, или делают, или даже только думают противное Ему, – то вы, значит, любите Его. Если вы радеете о делах Господа – о св. Его Церкви и обо всем, что в ней положено ради нашего спасения, и всякий ущерб стараетесь отклонить от оных, – то вы любите Господа. Если вы радуетесь умножению веры и славы Христовой по лицу земли, а обо всем противном сему сетуете, скорбите и раздираетесь душою, – то вы любите Христа-Спасителя своего. Если же в вас всего сказанного нет, или есть мало; то вы не любите, или мало любите Его.

По указанным признакам, замечаемым в ваших сердцах, судите, возл., есть ли в вас любовь Божественная, или нет. И если есть, – радуйтесь и старайтесь увеличить и усилить ее в себе; а если нет или мало есть; – поскорбите, устрашитесь и поспешите стяжать ее. Ибо как не любить Господа и Спасителя нашего, когда Он все дал нам для нашего спасения и блаженства, не только вечного, но и временного, – такого блаженства, какого никогда никто и ничто не может дать нам, и которого нигде и ни в чем найти нельзя, ни на земле, ни даже на небе? Как не любить такого Господа, Который есть Всеблагодетель наш, Всепопечитель наш, Всеохранитель наш, возлюбивший нас прежде нас, чтобы научить нас любви и сделать безответною нашу нелюбовь к Нему?

Но одних благоговейных размышлений и возбуждения в сердце св. чувств еще недостаточно; для снискания любви к Богу необходимо присоединить еще подвиг.

Любовь есть цвет и плод в духовной нашей жизни. Много труда и усиленных подвигов надо иметь над собою, чтоб принести сей плод. Как в дереве плоду предшествует цвет, цвету – лист и ветвь, ветви – ствол, стволу – корень, корню – семя, – и сколько времени надо пройти, пока из семени произрастет дерево, и пока дерево сие даст плод; так и в духовной жизни – сначала падает на землю сердца семя спасительного слова, – из сего семени вырастает дерево спасительных трудов и подвигов, – дерево потом уже дает плод, который есть любовь. Она из целого состава спасительных дел и трудов возникает, и потом все собою воодушевляет и исполняет.

В истинном виде любовь есть рай духовный. Она есть теплое, мирное, благожелательное, живое, приснодвижущееся и радоснотворное расположение, – постоянное, твердое, глубокоукорененное, существенно-неотъмлемое, как, напр., дыхание или биение сердца. В ком внедрено сие чувство или сия сила, тот блаженствует в себе глубоким, невозмутимым блаженством. Пусть он в постоянном труде; но ни труда, ни потов, ни скорбей, ни препятствий не видит и не ощущает. Ибо самые трудности в путях и деле любви не умаляют, а возвышают и укрепляют любовь, как ветер не гасит, а больше и больше усиливает и расширяет пламень огня.

Так любовь есть рай, – но рай потерянный. Входит внутрь себя и не находит его там. Оттого, что сердце все заращено злыми деревами страстей, заглушающих любовь. Где страсть, там нет места любви. Любовь не терпит страстей. Искорените прежде страсти, – и на место их произрастет одно многоветвистое древо, дающее цвет и плод любви. Но начните искоренять страсти, – и неизбежно должны будете вступить на путь подвигов, скорбей и лишений. Св. Исаак Сирин говорит: «Любовь есть остров, отрадный как рай сладости. Чтобы достигнуть его, надо переплыть море страстей. Итак, сядь на ладью покаяния, посади правчим страх Божий, распусти паруса воздыхания и сокрушения сердечного, вместо гребцов употреби подвиги самоумерщвления и борьбы со страстями, – хозяином же – приставь строгое внимание ко всему производству сего дела. Потрудись так, и скоро достигнешь искомого берега – тихого пристанища, – и вступишь в блаженную область любви».

Так, видишь, возл., к любви приходят чрез борьбу со страстями. Бороться со страстями начинают после покаяния; в покаяние приходят от страха Божия; страх же Божий рождается от искренней веры.

Это неизменный путь к Божеств., любви! Оживи веру в Бога. Вера воскресит страх Божий. Страх Божий пробудит совесть и родит сокрушение и раскаяние. Раскаяние увенчается решимостью – не оскорблять более Бога грехами, не поблажать злым страстям, а неуклонно идти путем добродетели. Сей труд заморит страсти и очистит сердце. Чистое же от страсти сердце есть область любви. Когда этого достигнешь, тогда уже иного ничего не нужно. Всем будешь обладать; ибо будешь обладать Богом и будешь обладаем от Бога; пребываяй в любви, в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает. А где Бог, там все, чего только может пожелать душа. Там только в восторге сладостно взывают: «Господь мой, и Бог мой! Боже сердца моего, часть моя!»

Так достигается Божественная любовь.

Поучение 4-е

На Сретение Господне

Простите меня, возл. м. слушатели, простите, что я так часто выхожу к вам с моими простыми и безыскусственными поучениями. Это священный долг мой; в этом выражается мое искреннее желание – передать вам все необходимое для спасения души, удобрить ваши дорогие мне, души и сердца, и посеять в них семя Слова Божия, водворить у вас дух Христов, и положить в вас чистую закваску истинного христианства. Это – моя пастырская обязанность; этого требует моя искренняя любовь к вам. Думаю, что вам не труднее слушать меня, чем мне говорить вам; и знаю, что не на воздух бросаю слова, не на воде пишу, не на камнях сею: знаю, что вы дорожите словами, полезными и необходимыми для вашего спасения, и слушаете их со вниманием. Слушайте-же, слушайте так. м. в., труды наши в поучении Господнем не останутся тщетными и бесплодными, – надеемся, не останутся.

Особенное же внимание обратите на сии поучения, по самому предмету их: предмет их чрезвычайно важный, – это Божественная любовь. В прошедших трех поучениях мы видели, что такое Божественная любовь, и как нам стяжать этот неоценимый дар Божий; ныне скажем о том, что нам необходимо, по примеру мытаря Закхея, искать Господа нашего Иисуса Христа, искать непрерывно и неустанно до тех пор, пока примем Его в дом свой, и во объятия свои, по примеру св. Симеона Богоприимца, и в сердца свои, по примеру Игнатия Богоносца, у которого, по растерзании его зверями, в разрезанном его сердце, найдено было золотыми буквами изображенное сладчайшее имя: Иисус Христос.

Итак, будем, возл., искать Иисуса. О, как же нам не искать Его? Не Он ли наша Радость – сокровище сердца нашего? Не Он ли наш Помощник в нуждах, Утешитель в скорбях, Защитник в напастях наших? Не он ли дает нам силы в трудах наших? Не Он ли соприсутствует нам, когда мы изнемогаем от трудов? Не Он ли взыскал нас, как овец погибших? Не он ли на рамена Свои взял множество грехов наших! Не Он ли вознес вместе с Собою на крест все беззакония наши? Как же нам не искать Его, – Его, пришедшего к нам, все для нас сделавшего: просветившего нас св. Крещением, призвавшего в Свою св. Церковь, поставившего на путь спасения, питающего нас Телом и Кровию Своею, и всегда зовущего нас: приидите ко Мне все труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы? Как нам не искать такого любвеобильного Благодетеля нашего?!

И чего Он не может дать нам, когда придет в дом души нашей? И мы услышим от Него тоже, что услышал Закхей: ныне спасение дому сему бысть. И как подлинно будем мы счастливы и блаженны, когда найдем Его?! Никакой счастливец мира не сравнится с нами в счастии своем. Мнимые счастливцы мира должны ежеминутно трепетать за потерю своих благ; а наше счастие будет неотъемлемо от нас. У них часто и чрез золото льются слезы; а мы весело будем смотреть на всех и на все – в самой бедности своей; мы будем рай носить в душах своих, хотя бы и в темницу заключены были и света Божия не видели. Посмотрите, как Закхей торжествует, когда нашел Иисуса и принял Его в дом свой! Его уже не занимает богатство, грехов он гнушается: все блаженство, всю радость свою он полагает в делах милосердия и жизни во духу учения Христова. Или – посмотрите на св. Симеона Богоприимца, как он блаженствует, когда сретил Господа в храме и принял Его в свои объятия! Он уже и самой смерти не боится, ибо своими очами увидел свет Христов и спасение Его, и поет: ныне отпущаеши... Кто из нас не пожелал бы так торжествовать, как Закхей, и так блаженствовать, как Симеон?! Но мы можем иметь это счастие, когда будем усердно искать и найдем Господа нашего Иисуса Христа.

Но где же нам искать Его? Будем искать Его в храме Божием, и найдем. О, как он близок здесь душе верующего! Здесь Он поучает нас в Своем Евангелии; здесь Он прощает нам грехи наши, примиряется с нами, благословляет нас и дает нам все необходимое для благочестивой жизни. Будем искать Его в Слове Его, и найдем. – Если будем усердно поучаться в нем, вникать в него, размышлять над ним; то мы ощутим Христа, присутствующего с нами, услышим глас Его, вещающий нам глаголы живота вечного, – слова мира, утешения, любви. Будем искать Господа–Спасителя нашего в таинстве Тела и Крови Его, и найдем. Причащающийся этою нетленною пищею имеет Христа, живущего в себе. Как в раскаленном железе все бывает проникнуто огнем; так и в причастнике Божественной трапезы все бывает пропитано Божеством. Будем искать Его в исполнении св. воли Его, св. заповедей Его. Христос любит исполнителей воли Его: Он приходит к таким людям, устрояет в сердце их обитель Себе и вечеряет с ними. Такой человек делается храмом, жилищем всей Пресвятой Троицы: к нему приидем, и обитель у него сотворим, сказал Господь Иисус Христос. О, какая высокая честь дана человеку! какое несказанно великое блаженство обещано нам! И как несчастны и жалки те люди, которые, не только не ищут и не любят своего Спасителя, но даже не знают, где искать и как любить Его, даже и не думают о сем! Они должны умереть двоякою смертию: для жизни вечно-блаженной они уже умерли, если не покаются; умрут и для сей временной жизни, но жить будут вечно. Где? конечно, за пределами Царства Божия, вместе с диаволами, будут бесконечно изнывать от невыносимой тоски, и страдать от адских нестерпимых мучений.

Чтобы нам с вами, возл., избежать такой ужасной участи, начнем, с настоящего дня, неусыпно искать Господа нашего Иисуса Христа, всеми силами стараться возлюбить Его. Для сего будем, каждый от себя, непрестанно и усердно умолять Господа: «даждь ми, Господи, возлюбити Тя от всего сердца моего, от всея души, всем помышлением и всею крепостию моею! Иисусе, Боже сердца моего, прииди и соедини мя с Тобою на веки». Аминь.


Источник: Что такое жизнь и как должно жить : статьи для религиозно-нравственного чтения / [Собр. епископ Иустин]. - Санкт-Петербург : Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1901. - 452, II с.

Комментарии для сайта Cackle