Источник

 Комментарии

К стр. 60...Добровольческой армии Юга России. – Военное формирование, созданное в Новочеркасске на базе военной организации генерала М. В. Алексеева, куда в ноябре-декабре 1917 г. было открыто вступление на добровольной основе с оформлением подписок, свидетельствующих о желании служить. Первоначально в рядах организации насчитывалось 180 добровольцев. 6 декабря 1917 г. в Новочеркасск прибыл генерал Л. Г. Корнилов и 24 декабря вступил в командование организации. 27 декабря она была переименована в Добровольческую армию, опубликовано воззвание, выразившее ее политическую программу.

Командование Добровольческой армии претендовало на значение всероссийского объединяющего центра, вокруг которого должна формироваться временная государственная власть, исповедовало принцип единоличной военной диктатуры и максимальной концентрации власти. На самой ранней стадии создания армии ее командование создавало предпосылки для достижения в дальнейшем целей создания умеренно авторитарного государства.

Из Новочеркасска армия перебазировалась в Ростов-на-Дону. Политическую и финансовую часть армии возглавлял генерал Алексеев, начальником штаба стал генерал А. С. Лукомский, затем генерал С. Л. Марков. Генерал Деникин возглавил все части армии в Новочеркасске, все остальные генералы числились при штабе армии. После соединения 14 марта 1918 г. с Кубанским отрядом армия была переформирована. В начале июня 1918 г., перед выступлением во 2-й Кубанский поход, к ней присоединился отряд полковника М. Г. Дроздовского.

Белое движение на Юге России представляло собою военно-политический альянс русского национально-патриотического элемента с казачеством. В состав Добровольческой армии входили казачьи дивизии и бригады. Казачество вносило центробежную тенденцию в Добровольческое движение, стремясь к автономии, федерации и даже к полной независимости от России.

10 января 1919 г., в связи с образованием на базе Крымско-Азовского корпуса Крымско-Азовской Добровольческой армии, Добровольческая армия была переименована в Кавказскую Добровольческую, а 2 мая 1919 г. из нее выделились Добровольческая и Кавказская армии.

9 февраля 1918 г. Добровольческая армия выступила из Ростова в 1-й Кубанский («Ледяной») поход на Екатеринодар. Численность ее составляла 3683 бойца и 8 орудий, а с обозом и гражданскими лицами – свыше 4 тыс.

25 октября 1918 г. армия перешла от добровольной к мобилизационной системе, а 26 декабря вошла в состав Вооруженных сил на Юге России.

...в Религиозно-просветительном совете государственного объединения. – Очевидно, имеется в виду религиозно-просветительский отдел «Совета государственного объединения России» (СГОР) или «Совета общества государственного объединения России» – это политическая организация, позиционировавшая себя внепартийной и внеклассовой. СГОР был образован в ноябре (н. ст.) 1918 г. в Киеве. В него вошли государственные, общественные, политические деятели дореволюционной России – бывшие сановники и депутаты Государственной думы, члены Государственного совета, Сената, земских и городских учреждений, представители промышленности, торговли, а также иерархи Церкви.

СГОР являлся сторонником воссоздания единой России и установления в ней свободного сословно-представительного устройства общества, основанного на принципах широкого участия всего населения в выборе представительных учреждений страны, проведения широких социальных реформ, направленных на улучшение положения малоимущих слоев населения. Целью своей деятельности организация провозглашала исключительно духовное и национальное возрождение русского народа, объединение различных общественно-политических, духовных и культурных сил страны перед лицом большевистского террора, для чего считала необходимым создать единый представительский орган объединяющихся организаций – особый совет (отсюда его название). Этот совет должен избрать бюро для текущей работы. В обращении председателя совета к Деникину от 31 октября (13 ноября) 1918 г. говорится, что в состав совета вошли: «1) бюро совещания членов законодательных палат; 2) церковный собор; 3) группа сенаторов; 4) группа земских деятелей; 5) группа городских деятелей; б) группа торговли и промышленности; 7) финансово-банковская группа; 8) совет земельных собственников». Под «церковным собором», возможно, следует понимать членов Всероссийского Поместного Собора.

Первоначально политическая канцелярия Особого совещания при Главнокомандующем ВСЮР оценивала настроения в партии как враждебные Добровольческой армии и созданному ею правительству, считала ее оппозиционной командованию, отрицающей за ним право на государственную власть в стране, и поэтому характеризовалась как крайне вредная организация. 20 марта 1919 г. совет принял постановление, в котором признавалось, что Добровольческая армия «является единственной правомочной носительницей государственного единства», и крайне опасно для русского дела возникновение, помимо участия Доброармии, каких-либо новых государственных властей. Совет был сторонником объединения Добровольческой армии с Донским казачеством.

Официально совет не являлся сторонником восстановления монархии, однако секретные сводки отдела пропаганды Особого совещания сообщали, что организация является типичной умеренной правой политической партией, стремящейся к восстановлению монархии, что именно так она воспринимается в обществе. Одной из наиболее обсуждаемых тем представителями партии был «еврейский вопрос» и борьба с масонами. Лидеров ВСЮР также настораживали германофильские настроения в партии.

В совет входили: А. В. Кривошеин, H. Н. Львов, граф В. В. Мусин-Пушкин, граф И. А. Уваров, протопресвитер Г. И. Шавельский, князь Н. Б. Щербатов, Д. Ф. Левшин, А. А. Нератов, князь Г. Н. Трубецкой.

Одним из самых активных деятелей общества был В. М. Скворцов, в то же самое время руководивший «Союзом русских национальных общин». Он являлся представителем общества в церковной среде – в приходах, миссионерских и братских церковных организациях, в церковной прессе (ГАРФ. Ф.Р-446. Оп. 2. Д. 8. Л. 2, 6; Д. 69. Л. 32; Д. 73. Л. 7–8; Д. 75. Л. 66–67 об.).

К стр. 62 –...г. Ессентуки... – центр правых политических организаций, так или иначе поддерживавших восстановление монархии.

...вследствие большевистского пленения и угнетения духовного вождя нашей Церкви Святейшего Патриарха Тихона... – очевидно, подразумевается давление, оказываемое на Патриарха пришедшими к власти большевиками. В результате в ряде посланий 1918–1919 гг. Патриарх отверг участие Церкви в борьбе против советской власти и в политической борьбе в целом, заявив о позиции нейтралитета в Гражданской войне и аполитичности Церкви. Тем не менее осенью 1918 г. власти предприняли попытку организовать кампанию против Патриарха в связи с делом главы английской миссии Локкарта и провели первый обыск на его квартире. 24 ноября 1918 г. Патриарх был заключен под домашний арест. Основной пункт предъявленных Патриарху обвинений сводился к якобы имевшим место призывам Первосвятителя к свержению советской власти.

К стр. 63 – От военного духовенства – ... 2 от мирян...возможно, речь шла о мирянах – представителях Управления протопресвитера.

К стр. 66...штаб-квартиру высших военных и гражданских учреждений при Главнокомандующем учреждений при Главнокомандующем...имеется в виду штаб Главнокомандующего Вооруженными силами на Юге России. Возник в результате переименования приказом Главнокомандующего № 2 от 27 декабря 1918 г. штаба Главнокомандующего Добровольческой армией. Под штаб-квартирой гражданских учреждений подразумевается Особое совещание при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России – орган управления антибольшевистских сил в 1918–1919 гг., выполнявший функции правительства. Особое совещание появилось 31 августа 1918 г. в Екатеринодаре как высший орган гражданского управления при верховном руководителе Добровольческой армии генерале М. В. Алексееве; Главнокомандующим Добровольческой армией А. И. Деникиным преобразовано в совещательный орган при Главнокомандующем Добровольческой армией. «Положение об Особом совещании » от 2 (15) февраля 1919 г. предоставило ему функции дореволюционных Совета министров и Государственного совета. 30 декабря 1919 г. Деникин преобразовал его в правительство при Главнокомандующем ВСЮР, с марта 1920 г. – Южнорусское правительство. (Бутаков Я. А. Особое совещание при Главнокомандующем... URL: http://www.antibr.ru/dictionary/ae_ossov_gk.html (дата обращения: 14.02.2016).)

...о Палестине, за освобождение которой из рук неверных пролито столько кроен во время крестовых походов и которую предполагают нынешние вершители судеб мира вновь передать в руки неверных... – «Крестовыми походами» называют серию религиозных военных походов 1096–1291 гг., инициированных в ноябре 1094 г. папой Урбаном II на церковном соборе в Клермонте. Он призвал западных христиан помочь византийским собратьям, которым грозила гибель от рук мусульман, и освободить святой град Иерусалим с Гробом Господним от турок-сельджуков.

В ноябре 1917 г. секретарь иностранных дел Великобритании Артур Бальфур издал документ, получивший впоследствии название «Декларация Бальфура», в котором говорилось, что Британия «смотрит положительно на основание в Палестине национального дома для еврейского народа». Данное предположение о передаче Палестины евреям вызвало негодование православных общественно-политических сил.

К стр. 67 – ...Англию, сыны которой бок о бок сражаются с нашими войсками... – в своей внешнеполитической деятельности лидеры Белого движения, А. И. Деникин и А. В. Колчак, делали ставку на союзнические взаимоотношения со странами Антанты – Англией, Францией, позднее – с США и Японией.

Несмотря на очевидную двойственность британской политики и расхождения во взглядах между У. Черчиллем и Д. Ллойд Джорджем, белые стремились к выполнению обязательств, принятых русским правительством перед Антантой в годы Первой мировой войны и ожидали поддержки со стороны западных стран против большевиков в деле восстановления в России законного порядка и ее территориальной целостности. 3 декабря 1917 г. конференция с участием США, Англии, Франции и союзных им стран приняла решение о разграничении зон интересов на территориях бывшей Российской империи. Зоной влияния Англии были назначены Кавказ и казачьи области.

К стр. 70 – ...Высшего церковного управления в Сибири... – ВВЦУ Сибири было сформировано на сибирском Соборном церковном совещании, прошедшем 14 ноября – 3 декабря 1918 г. в Томске, в котором участвовали представители епархий, находящихся под властью правительства адмирала А. В. Колчака. Причиной создания самостоятельного органа церковного управления стало отсутствие связи с Патриархом Московским Тихоном. Полномочия ВВЦУ Сибири имело лишь до восстановления прерванной Гражданской войной связи с Патриархом. В управление вошли архиепископ Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский), епископ Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский), протоиереи И. Галахов и В. Садовский, профессора П. А. Прокошев и Л. И. Писарев, главой управления был избран архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский). В соответствии с постановлением правительства адмирала Колчака от 28 марта 1919 г. ВВЦУ Сибири было признано временным высшим представительным органом Православной Церкви. По настоянию адмирала Колчака его местонахождение было определено в Омске. (Скворцов Г. В. Высшее временное церковное управление Сибири // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 10. С. 84–85.)

К стр. 73 – ...Собор должен руководствоваться наказом, выработанным для Всероссийского Священного церковного Собора... – Созыв Всероссийского Поместного Собора регламентировался «Положением о созыве Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви в Москве 15 августа 1917 года» от 5 июля 1917 г. (См.: Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 2. М., 2012. С. 1178–1187), а деятельность – «Уставом Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви», который в первоначальной редакции именуется наказом (См.: Устав, выработанный Предсоборным советом; Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 2. М., 2012. С. 1187–1205). Именно он определял структуру и порядок его работы.

К стр. 74 – ...Всероссийский Священный Собор дал схему организации прихода... – вторая сессия Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. рассмотрела вопросы, относящиеся к приходской жизни. 7 (20) апреля 1918 г. был принят Приходский устав (заключительное, 129-е деяние второй сессии Собора; см.: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1994. Вып. 3. С. 13–41).

К стр. 75 – Есть гражданская комиссия о зверствах... – имеется в виду Особая комиссия по расследованию злодеяний (действий) большевиков при Главнокомандующем ВСЮР. Как следует из положения о комиссии, она была создана для «выявления перед лицом всего культурного мира разрушительной деятельности организованного большевизма» (ГАРФ. Ф.Р-470. Оп. 2. Д. 1. Л. 1). Одним из направлений деятельности комиссии, в соответствии с ее программой, являлось расследование фактов «гонений против Церкви и ее служителей», которыми являлись: «поругание храмов, глумление над мощами, иконами, священными предметами, разгон и расстрел крестных ходов, массовое уничтожение духовенства и проч.» (Там же. Л. 2).

К стр. 78 – ...Союза русских национальных общин... – общественно-политическая организация на Белом Юге, лояльная А. И. Деникину. Активной пропагандой идей Союза занимались его руководители – В. М. Скворцов и H. Н. Львов. Их присутствие в союзе придавало ему правый оттенок, хотя сам Союз монархические и какие-либо политические интересы в своей деятельности отвергал, провозглашая в качестве своих исключительных задач интересы Церкви. Придерживался принципа «непредрешения» формы правления до созыва Народного собрания. Устав Союза провозглашал воссоздание «Великой, Единой и Неделимой России», христианская Церковь (православная и старообрядческая) «должна морально и духовно объединять русский народ, нравственно влияя на все стороны государственной жизни». Членами Союза могли быть «совершеннолетние русские люди, без различия пола, не опороченные по суду», а русскими признавались «великороссы, малороссы, белороссы, казаки, карпатороссы».

Союз занимался пропагандой религиозно-патриотических идей, организацией оказания населению экономической помощи. Одним из основных видов деятельности Союза являлось создание его ячеек на местах – местных общин, через которые он мог бы воплощать свои идеи в жизнь. Подобные ячейки Союза под руководством духовенства были созданы, помимо Екатеринодара, в Ростове-на-Дону, Ставрополе, Новороссийске. Планировалось создание общин в Армавире, Кисловодске, Пятигорске. Одна из самых заметных фигур Союза – священник Η. Ф. Розанов – представитель Союза в Екатеринодарской русской национальной общине, ее организатор и руководитель.

Политическая канцелярия при председателе Особого совещания Добровольческой армии не доверяла Скворцову, который предпринимал попытки учреждения правой газеты, и не верила в аполитичность интересов Союза, несмотря на то что тот сотрудничал с политической канцелярией. Руководители партии В. М. Скворцов и H. Н. Львов также состояли членами партии «Общество государственного объединения». И Главное командование ВСЮР опасалось, что Союз будет использоваться правыми политическими силами. В частности, его ячейки на местах станут проводниками политических идей «Общества государственного объединения».

Наибольшую популярность Союз имел в кругах православного духовенства, принимавшего в его деятельности активное участие. Для проведения национальной идеи в широкие народные слои совет Союза признал необходимым наладить тесное сотрудничество с церковными приходами. С этой целью и была командирована особая делегация на Собор в Ставрополе в лице H. Н. Львова, протоиерея Н. Розанова, В. М. Скворцова, Н. Г. Панченко (о последнем, однако, нет никаких сведений в документах Собора) (ГАРФ. Ф.Р-446. Оп. 2. Д. 69. Л. 22, 32–33 об., 37 об.).

Совет Союза русских национальных общин... – руководящий орган партии «Союз русских национальных общин». Был образован в мае 1919 г. В него входили: В. М. Скворцов, H. Н. Алексеев, протоиерей Η. Ф. Розанов, H. Н. Львов (перешедший из Национального центра) и др.

К стр. 79 – ...Угол Кирпичной и Медведовской... – по этому адресу в Екате-ринодаре была открыта ячейка Союза русских национальных общин, которую возглавил священник Η. Ф. Розанов. Здесь же находилось Александро-Невское братство, проходили заседания центрального Екатеринодарского миссионерского кружка. (ГАРФ. Ф.Р-446. Оп. 2. Д. 8. Л. 13; Любушкина Е. Ю. Общественные организации Ставропольской губернии и Кубанской области в период с 1860-х по октябрь 1917 г.: Дис.... канд. ист. наук. Ставрополь, 2004. С. 267.)

К стр. 89 – ...территорию Украинской Церкви, которой Святейшим Патриархом и Всероссийским Собором дарована автономия... – 9 июля 1918 г. Всеукраинским церковным Собором был принят проект «Положения о Временном высшем управлении Православной Церкви на Украине». 29 мая 1918 г. Всероссийский Поместный Собор принял решение об утверждении автономного статуса Украинской Церкви при сохранении ею юрисдикционной связи с Российской Матерью Церковью. 7 (20) сентября в своем 3-м заседании, рассмотрев проект «Положения», Собор постановил утвердить его. Украинская Церковь имела в составе Российской Церкви статус области «с особыми правами на началах автономии». Она могла самостоятельно решать вопросы своего управления и церковной жизни, при этом подчиняясь постановлениям Всероссийских церковных Соборов и Московского Патриарха. Епископат, клир и миряне украинских епархий привлекались к участию во Всероссийских церковных Соборах, а митрополит Киевский и один из архиереев – к участию в Священном Синоде. Святейший Патриарх Московский сохранял в отношении Украинской Церкви все свои права в соответствии с определениями Поместного Собора. Таким образом, Определение предоставляло Украинской Церкви самоуправление, но подчеркивало и сохранение единства с Русской Церковью. (Определение Священного Собора Православной Российской Церкви по проекту Положения о Временном высшем управлении Православной Церкви на Украине. 7 (20) сентября // Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1994. Вып. 4. С. 15–16; Положение о Временном высшем управлении Православной Церкви на Украине // Там же. С. 17–19.)

К стр. 94 – ...Богаевского... – Богаевский Африкан Петрович (1872–1934), Донской атаман, генерал-лейтенант Генштаба. В декабре 1917 г. прибыл на Дон и был назначен генералом Калединым командующим войсками Ростовского района. Участник 1-го Кубанского похода. С мая 1918 г. – председатель Донского правительства. С 1919 г. и до конца жизни – Войсковой атаман Всевеликого войска Донского. В январе 1920 г. назначен Деникиным председателем Южнорусского правительства. В эмиграции активно сотрудничал с руководством РОВСа. Скончался в Париже. (Рутыч H. Н. Биографический справочник высших чинов Добровольческой армии и Вооруженных сил Юга России. М., 1997. С. 45–46.)

…Центральный комитет партии народной свободы... – партия Народной свободы – одна из наиболее крупных и влиятельных организаций на Белом Юге России. Отвергала какие-либо соглашения с германской коалицией.

К стр. 99 – ...управление подобной конструкции было установлено с ведома и благословения Святейшего Патриарха на Украине и существует в настоящее время в Сибири... – имеются в виду «Временное высшее управление Православной Церкви на Украине» и ВВЦУ в Сибири. – См. комментарии к стр. 70.

...церковная революция... – явление, известное под названием «церковной революции». Характеризовалась реформаторской активизацией церковной общественности и низовым «правотворчеством» духовенства и мирян, – в общем, ломкой снизу синодальной системы управления, что, как правило, проходило не без крайностей и довольно болезненно для сложившегося церковного управления (Рогозный П. Г. Церковная революция 1917 года (Высшее духовенство Российской Церкви в борьбе за власть в епархиях после Февральской революции). СПб., 2008. С. 15–16).

К стр. 101 – ...правящие и викарные епископы... – традиционное деление епархиального епископата Русской Православной Церкви. Викарий (лат. vicarius – заместитель) – церковная должность, связанная с исполнением обязанностей заместителя или помощника правящего епархиального архиерея в епископском сане. Укореняется в Русской Церкви в синодальную эпоху. В кон. XVIII в. викариатства стали открываться в епархиях, где в этом была необходимость: при старейших архиереях-митрополитах и в особо крупных епархиях. Однако до сер. XIX в. викариатские кафедры существовали в немногих епархиях. В важнейших епархиях в канун Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. было по несколько викарных епископов. Предсоборное Присутствие 1906 г. признало желательным расширить права викарных епископов и сделать их кандидатами на замещение епархиальных кафедр. Эти идеи реализованы Поместным Собором 1917–1918 гг. Собор вынес «Определение о викарных епископах». Его принципиальная новизна заключалась в том, что к ведению викарных епископов предполагалось отнести не только круг дел, касающихся епархиального управления, как это имело место и в синодальный период, но и управление отдельными частями епархии. Викарные епископы должны были управлять своими частями епархии «под общим руководством епархиального архиерея... на правах самостоятельных епископов» и иметь пребывание в городах, по которым титулуются. Определение было продиктовано насущной потребностью в увеличении числа епархий. Существующие викариатства должны были постепенно преобразовываться в самостоятельные епархии. Викарные епископы имели своим местопребыванием города, по которым они титуловались. Но устройство епархиального управления с разделением епархии на округа во главе с викариями в советскую эпоху в связи с гонениями на Церковь было прервано. (Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о викарных епископах. 2 (15) апреля 1918 г. // Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1994. Вып. 3. С. 42; Цыпин В., прот. Викарий // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 404–409.)

К стр. 106 – Члены комиссии прот. М. Добровольский, А. Аббати. – Нельзя точно установить, какая именно комиссия имеется в виду. Ни в одну из комиссий Собора указанные его члены не входили, если не считать временно созданной комиссии для подсчета голосов. Протоиерей М. Добровольский и А. Аббати были членами отдела о приходе. Возможно, имеется в виду именно этот отдел.

К стр. 107 – ...Послание Патриарха Тихона к Совету народных комиссаров... – послание Святейшего Патриарха Тихона Совету народных комиссаров по случаю первой годовщины Октябрьской революции от 13 (26) октября 1918 г., в котором Патриах обличает новую власть за реки пролитой крови, разжигание междоусобицы, унизительный Брестский мир, нарушение всех гражданских свобод, в том числе свободы совести и др.

Всероссийский национальный центр... – также Национальный центр – одна из наиболее крупных и влиятельных политических организаций на Белом Юге России. В марте 1919 г. активизировалась работа политических организаций в направлении объединения на общих политических основаниях, создания единого политического фронта. Инициатором и наиболее активным участником его создания стал Национальный центр, который играл роль связующего звена между другими политическими партиями – Советом государственного объединения и Союзом возрождения (объединение левых социалистических партий, настроенных к Добровольческой армии негативно).

Главное командование ВСЮР стремилось создать такой правительственный аппарат, который мог бы сразу же после победы над большевиками взять на себя функции государственного администрирования. Национальный центр занял лидирующие позиции в формировании конструкции его управления, но к практической деятельности перейти так и не смог.

Имел наиболее развитую и организованную структуру из всех политических организаций Юга. В его состав входили в основном представители кадетов. По социальному составу члены центра относились к торгово-промышленным кругам.

Пропагандировал идеи «Великой, Единой и Неделимой России», необходимости борьбы с большевизмом как «врагом всего культурного мира» и сотрудничества для этого с зарубежными союзниками.

Одинаково враждебно относились к Национальному центру как левые, так и правые партии, и каждая из сторон обвиняла его в сочувствии противоположной стороне. (ГАРФ. Ф.Р-446. Оп. 2. Д. 8. Л. 1–1 об., 2 об.; Д. 69. Л. 1; Свободная речь. 1919. 27 августа. № 174.)

К стр. 110 – ...акефального управления... – от греч. «безглавый» – церковное управление, характеризующееся отсутствием ярко выраженной централизованной власти.

К стр. 111 – ...Приходский устав... – см. комментарий к стр. 74.

Параграф 20 постановления Всероссийского Собора об учреждении Высшего церковного управления... – имеется в виду Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о Священном Синоде и Высшем Церковном Совете от 7 декабря 1917 г. В параграфе 20 данного постановления говорится: «В тех случаях, когда Патриархом будет признано, что постановленные решения не соответствуют пользе и благу Церкви, ему предоставляется право протеста, который должен быть заявлен Патриархом в том же заседании и затем изложен в трехдневный со дня постановления решения срок в письменной форме, после чего дело, не позднее семидневного срока со дня поступления протеста, передается на новое рассмотрение Священного Синода и Высшего Церковного Совета или соединенного присутствия сих учреждений, по принадлежности, причем в разрешении его обязательно принимают участие все наличные присутствующие в данную сессию члены означенных учреждений.

Если Патриарх, однако, не найдет возможным согласиться и с новым решением дела, то таковое или приостанавливается производством, или передается им на окончательное разрешение ближайшего Всероссийского Поместного Собора, или по этому делу Патриарх принимает самостоятельное решение и приводит его в исполнение; принятое в таком порядке решение вносится на рассмотрение ближайшего Собора – очередного или чрезвычайного, от которого и зависит окончательное разрешение вопроса». (Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1994. Вып. 1. С. 10.)

К стр. 116 – ...изрек анафему большевизму и в своем обращении в годовщину их владычества сказал всю правду о них и предостерег, что, взявши меч, от меча и погибнут... – подразумеваются два послания Святейшего Патриарха Тихона – от 19 (22) января 1918 г. и от 13 (26) октября 1918 г. послание Совету народных комиссаров по случаю первой годовщины октябрьской революции.

К стр. 117 –...при занятии Бессарабии румынскими войсками, румынский митрополит и Синод посягнули на права Русской Церкви, потребовав, чтобы православное духовенство Бессарабии присягнуло румынскому Синоду. За отказ принести такую присягу духовенство подвергалось гонениям, а архиепископ Анастасий и два викарных епископа были изгнаны из оккупированных Румынией областей. За такие действия по отношению к русскому духовенству в Бессарабии румынский митрополит был осужден особым посланием Местоблюстителя Константинопольского Патриаршего престола, каковое послание было ответом на жалобу Святейшего Патриарха Тихона. – После захвата румынскими войсками Бессарабии (ныне территория Республики Молдова) в январе 1918 г. Кишиневская епархия была антиканонично подчинена юрисдикции Румынской Церкви. Бессарабская Церковь Московского Патриархата негативно отнеслась к данному акту, а также вместе с земством участвовала в создании патриотического Комитета освобождения Бессарабии. Ее глава архиепископ Кишиневский и Хотинский Анастасий (Грибановский) открыто осудил оккупацию. От него, а также от его викариев – Гавриила (Чепуры), епископа Аккерманского, и Дионисия (Сосновского), епископа Измаильского, Румынский Синод потребовал отложиться от Всероссийской Церкви и перейти в подчинение Синода, а когда иерархи отказались это сделать, румынские военные власти арестовали их и выслали за Днестр. Духовенство и верующие подвергались притеснениям за богослужение на церковнославянском языке. Румынская Патриархия начала этническую чистку духовенства. Патриарх Московский Тихон выпустил два послания. Первое – председателю Синода Румынской Церкви, митрополиту Молдавскому и Сочавскому Пимену (Джорджескому) по вопросу об отторжении Кишиневской епархии Российской Православной Церкви Синодом Румынской Церкви, от 23 мая (5 июня) 1918 г. (№ 1396). В нем он осудил антиканонический акт и призвал привести свои действия в согласование с канонами и историческими прецедентами. Не найдя понимания, Патриарх выпустил второе послание, адресованное Священному Синоду Румынской Церкви (Подробнее см.: Акты Святейшего Тихона... С. 134–136, 153–155; Шорников П. М. Политика румынских властей и кризис Православной Церкви в Бессарабии. 1918–1940 годы // Отечественная история. 1998. № 5. С. 158–167; Его же. Кризис Православной Церкви в Бессарабии (1918–1940) // Труды Современного гуманитарного института: Вып. 3. Кишинев, 2006. С. 92–107).

К стр. 118 –...Всероссийский Собор, кроме послания к армии, отправил депутацию с св[ятой] иконой к Главнокомандующему Корнилову, и это св[ятое] благословение Собора охраняло и самого героя, и водимые им войска, сопутствуя ему и в Быхове, и при отступлении кучки героев из Ростова. – О послании особой депутации Собора с иконой к Верховному Главнокомандующему Русской армией генералу от инфантерии Л. Г. Корнилову (1870–1918) в документах Всероссийского Поместного Собора ясно не говорится, однако в протоколе № 10 от 15 августа 1917 г. первой сессии Собора зафиксировано, что было принято предложение «о посылке в Ставку Верховного Главнокомандующего трех членов Собора со списком иконы Владимирской Божией Матери и особою грамотою от Собора» (Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Протоколы Священного Собора. М., 2014. Т. 3. С. 28).

В данном отрывке также упоминаются события Корниловского выступления 25–31 августа 1917 г. Генерал Л. Г. Корнилов в августе 1917 г. предпринял попытку предотвратить с помощью военной силы приход к власти левых радикалов, в первую очередь большевиков. Центром подготовки военного выступления стала Ставка Верховного Главнокомандующего в Могилеве. Выступление потерпело неудачу, и Корнилов вместе с его сподвижниками были арестованы и отправлены в тюрьму города Быхов. 31 августа (13 сентября) официально объявлено о ликвидации мятежа.

К стр. 124 – ...Совета Всероссийского торгово-промышленного союза... – торгово-промышленный союз Российской империи – одна из трех основных партий, объединивших российскую торгово-промышленную буржуазию. Возник в Санкт-Петербурге в 1905 г., в период образования политических партий накануне выборов в Государственную думу Российской империи Первого созыва. Ставил своей целью «политическое и экономическое содружество хозяев торгово-промышленных заведений и их служащих на пространстве всей империи в целях развития отечественных торговли и промышленности». Председателем Совета торгово-промышленного союза был М. В. Максимов, секретарем – В. П. Кузнецов. Утратил свое значение после провала на выборах (Торгово-промышленная партия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: в 86 т. СПб., 1890–1907. Доп. т. II а. С. 766–768). Очевидно, речь идет о попытке возобновления организации в условиях Гражданской войны.

К стр. 133 – ...абхазцы, остающиеся там без руководства епископа-миссионера, не смогут отстоять своей церковной самостоятельности от посягательств на них автокефальной Грузинской Церкви. – Грузинская Православная Церковь получила автокефалию от Антиохийской Церкви в 457 г. С вхождением Грузии в Российскую империю в 1811 г. автокефалия Грузинской Церкви была упразднена, и учрежден экзархат в составе Российской Церкви. После революции 1917 г. началось движение за независимость Грузинской Церкви, на фоне усиления антирусских настроений. Без согласования с экзархом Грузии архиепископом Карталинским и Кахетинским Платоном (Рождественским), 12 марта 1917 г. в Мцхете православные грузины сами приняли решение о восстановлении автокефалии своей Церкви. Обосновывался такой порядок действий тем, что ее упразднение могло быть осуществлено лишь Вселенским Собором, но на деле совершилось в антиканоническом порядке Святейшим Синодом. Вместе с тем в России установилась новая форма государственного управления, с которой не гармонирует бесправное существование Грузинской Церкви. 8 сентября 1917 г. грузины самостоятельно собрали Церковный Собор в Тифлисе, на котором избрали католикоса, учредили новые митрополичьи и епископские кафедры. Временное правительство признало автокефалию Грузинской Церкви, но только как национальной – в территориальных границах Грузии. Русская Церковь признала автокефалию Грузинской Церкви лишь в 1943 г., а Константинополь – в 1990 г. (Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей. Киев, 2012. С. 29–30).

Более благоприятная обстановка сложилась в абхазской части Грузинского экзархата Русской Православной Церкви, которой до 1920 г. управлял член ЮВРЦС епископ Сергий (Петров), в последние годы – номинально.

К стр. 145 – ...обращение папы Льва Римского к еретикам... – возможно, имеется в виду письмо папы св. Льва Великого, написанное им в 448 г. монофизиту Евтихию.

К стр. 149 – ...все церковно-приходские школы переданы в Министерство народного просвещения... – постановлением Временного правительства от 20 июня 1917 г. объединялись все учебные заведения, принадлежавшие разным ведомствам, и переводились в подчинение Министерству народного просвещения. В их числе подлежали передаче все школы, содержащиеся на государственные средства, включая 37 тыс. церковно-приходских и церковно-учительских школ, состоящих в ведении Священного Синода. Постановление вызвало протест и критику в церковных кругах. (Об объединении в целях введения всеобщего обучения учебных заведений разных ведомств в ведомстве Министерства народного просвещения, 20 июня 1917 г. // Церковные ведомости. 1917. № 28. С. 191.)

К стр. 151 – ...послания заместителя экзарха Грузии о бедственном положении членов Православной Русской Церкви в Закавказье... – в то время на территории Грузии существовал Кавказский экзархат Православной Российской Церкви, учрежденный 10 июля 1917 г. на объединенном заседании Временного правительства и Синода. Синод вынес постановление о добровольном вхождении русской и негрузинской паствы в Кавказский экзархат, об установлении кафедральной резиденции в Тифлисе, об именовании Кавказского экзарха Тифлисским митрополитом. С появлением автокефальной Грузинской Церкви Русская Церковь лишилась доходов и имущества, остро встал вопрос о материальном положении русского духовенства и паствы в Закавказье (Павлиашвили К. Грузинский экзархат Русской Православной Церкви // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 13. С. 321–351).

К стр. 154 – ...Братство Животворящего Креста... – также известно как «Братство Святого Креста» – правая националистическая партия. Возникла в апреле 1919 г. в Екатеринодаре и насчитывалв в своих рядах около 8000 членов. Организация вышла за рамки братства, преследовала политические цели и контактировала с правыми партиями. Основные задачи организации: распространение православных взглядов, пропаганда борьбы с «еврейским засильем», формирование военного отряда. Планировалось открыть отделения братства во всех больших городах Юга России, а также типографию для печати листовок с целью пропаганды его идей. Лидер организации – известный проповедник священник Владимир Востоков (ГАРФ. Ф.Р-446. Оп. 2. Д. 69. Л. 2, 15; см. наст, издание).

К стр. 161 – Мощи веками чтимых святых вынуты из хранилищ и преданы поруганию. – Кампания по вскрытию, изъятию и ликвидации мощей святых Русской Православной Церкви в 1918 – кон. 20-х гг. XX в., являвшаяся частью программы мер общегосударственного уровня советской власти по ослаблению и дискредитации Церкви, формирования недоверия к ней в народе. Реализовывала установки VIII съезда РКП(б) (1919) о «полном отмирании религиозных предрассудков» и Церкви. Начало кампании положило постановление коллегии Наркомата Юстиции об организованном вскрытии мощей от 16 февраля 1919 г. 30 июля 1920 г. Совнарком принял постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе». Циркуляром НКЮ от 25 августа того же года предписывалась полная ликвидация мощей и передача их в музеи. В 1922 г. неофициально продолжалась в период кампании по изъятию церковных ценностей, при изъятии серебряных рак и ковчегов, когда производилось много вскрытий, зачастую без надлежащих протоколов (Козлов В. Ф. Вскрытие мощей // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. С. 719–721).

К стр. 162 – Обращение Собора к архиепископу Кентерберийскому... – Архиепископ Кентерберийский является примасом, то есть первенствующим епископом, сообщества Англиканских Поместных Церквей. В 1919 г. этот титул носил Рэндал Дэвидсон.

К стр. 167 –...чудотворной Аксайской иконой Божией Матери... – местночтимая чудотворная икона в Донской и Ростовской епархиях (ныне – Донская митрополия). Относится к иконографическому типу «Одигитрия». Явление произошло в станице Аксайской в 1830 г., во время эпидемии холеры на Дону. Здесь икона пребывала в Троицкой церкви, построенной священником Василием Петровым на средства прихожан. Затем икона перенесена в столицу донских казаков – Новочеркасск, в кафедральный собор Вознесения Господня, где находилась 1847–1848 гг. Новая эпидемия холеры заставила вернуть икону в станицу Аксайскую, где она вновь явила чудодейственную силу. С этого времени по разрешению Синода ежегодно совершался крестный ход в Новочеркасск, Ростов-на-Дону и ближайшие станицы. Празднование установлено 28 июля.

В 1920-е гг. местные жители еще просили у советской власти разрешение на организацию крестных ходов с иконой во время голода и бедствий, но затем следы ее теряются. Ныне образ утрачен. (Донские епархиальные ведомости. 1870 (№ 5). С. 149; 1877 (№ 9). С. 286–287; 1878 (№ 20). С. 758–759; 1916 (№ 32). С. 488).

К стр. 172 – ...Май-Маевскому... – Май-Маевский Владимир Зенонович (Зиновьевич) – (15(27).9.1867–13.11.1920, Севастополь), российский военачальник, один из руководителей Белого движения на Юге России, генерал-майор Генштаба (1917), дворянин. В 1918 г. поступил в Добровольческую армию, в мае-декабре 1919 г. командовал Добровольческой армией в составе Вооруженных сил на Юге России. В конце ноября 1919 г. отстранён от должности и заменён генерал-лейтенантом П. Н. Врангелем. Скончался от сердечного приступа во время эвакуации остатков «Русской армии» из Севастополя, могила неизвестна (Рутыч H. Н. Биографический справочник высших чинов Добровольческой армии и Вооруженных сил Юга России. М., 1997. С. 143).

...принять меры к освобождению из заточения иерархов Русской Церкви Антония, Евлогия и Никодима. – Речь идет о митрополите Киевском Антонии (Храповицком), митрополите Волынском и Житомирском Евлогии (Георгиевском), епископе Чигиринском Никодиме (Кроткове), арестованных после захвата Украины петлюровскими войсками и пребывавших в заключении сначала в Галиции, затем в Польше. Освобождены благодаря французскому посредничеству и отправлены на территорию, контролируемую А. И. Деникиным.

К стр. 174 – ...греческими священнослужителями – беженцами из Турции... – коренное православное греческое население Малой Азии оказалось в изгнании в результате геноцида младотурками в период Первой мировой войны (1914–1918), достигшего своей кульминации и завершенного кемалистами после поражения греческой армии в Малоазийском походе (1919–1922). К концу 1920-х гг. турецкое правительство закрыло все православные митрополии Малой Азии, и духовенство вынуждено было искать себе место в других епархиях и Поместных церквях, в т. ч. на территории России. События вошли в историографию под названием «Малоазийская катастрофа» (Янници Т. Геноцид христианского населения в Османской империи // Pandia.ru: интернет-журнал. – URL: http:// pandia.ru/text/78/337/1093.php (дата обращения: 08.05.20)).

К стр. 179 – ...основные начала правового положения Православной Церкви в России, принятые Всероссийским Поместным Собором 2 декабря 1917 г.... – имеется в виду Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о правовом положении Православной Российской Церкви от 2 декабря 1917 г., которое было принято с целью обеспечения свободы и независимости Церкви в условиях изменившегося политического строя (то есть прихода к власти Временного правительства), учитывало зарубежный опыт и российскую специфику государственно-церковных отношений (Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1994. Вып. 2. С. 6–8; Ковырзин К. В. Поместный Собор 1917–1918 годов и поиски принципов церковно-государственных отношений после Февральской революции // Отечественная история. 2008. № 4. С. 88–97).

...декрет об отделении Церкви от государства, введен гражданский брак и др.... – Декрет Совета народных комиссаров «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 г. (Собрание Узаконений РСФСР. 1918. № 18. Ст. 263. Опубликован 23 января (5 февраля)).

К стр. 203 – ...последнее (октябрьское) послание Святейшего Патриарха... – послание Святейшего Патриарха Тихона Совету народных комиссаров по случаю первой годовщины Октябрьской революции. – См. комментарий к стр. 107.

К стр. 213 – ...здания Ардонской духовной семинарии, насильственно захваченного осетинским правительством... – Александровская миссионерская духовная семинария в селе Ардон (ныне г. Ардон Республики Северная Осетия-Алания) учреждена в 1895 г., после выделения Владикавказской епархии из состава Грузинского экзархата. Открыта на базе духовного училища, существовавшего с 1887 г. и предназначенного для подготовки церковнослужителей и учителей для осетинских церковно-приходских школ. В числе ректоров семинарии были известные иерархи Русской Церкви, в т. ч. священномученик Андроник (Никольский), Димитрий (Абашидзе) и священномученик Никодим (Кротков). В 1905–1907 гг. ректором был архимандрит Арсений (Смоленец). В 2005 г. здание бывшей семинарии в аварийном состоянии передано Русской Православной Церкви.

К стр. 214 – ...дортуары гимназии... – общие спальни для учащихся в закрытых учебных заведениях.

К стр. 225 – Правительственный вестник. – Ежедневная правительственная газета при Главном управлении по делам печати. Газета являлась официальным органом и возникла по инициативе министра внутренних дел А. Е. Тимашева. Выходила в Петербурге в 1869–1917. Редакторы – В. В. Григорьев, П. И. Капнист, С. П. Сушков, Г. П. Данилевский, И. А. Татаринов, С. Татищев, С. П. Урусов, М. В. Войцехович и др. Впоследствии «Вестник Временного правительства». (Русская периодическая печать (1702–1894): Справочник. М., 1959. С. 524.)

К стр. 228 – уездных земств... – выборных органов местного самоуправления в России, введенных земской реформой 1864 г. Они состояли из периодически собираемого выборного представительного органа – земского собрания и постоянно действующего исполнительного органа – земской управы. Этим выборным органам были подчинены все земские служащие и организации. Представители в земские собрания избирались из сельских обществ, землевладельцев, промышленников и торговцев, владеющих недвижимым имуществом. Председательствовали в них уездные предводители дворянства, которые избирались ежегодно (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 12 а (1894). С. 533–542).

К стр. 233 – Церемониал открытия Ставропольского Поместного Церковного Собора. – Церемониал открытия Ставропольского церковного Собора разработан 18 мая. Восстановлено по материалам статьи в газете «Донская христианская мысль», в которой говорится, что донская делегация прибыла за день до открытия Собора и участвовала в организационном совещании, разработавшем программу торжеств при открытии Собора (см. документ № 21 раздела «Периодическая печать о Соборе»).

К стр. 263 – Идея Юго-Восточного союза... – Юго-Восточный союз казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей. Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Оренбургское и Уральское казачьи войска объединились с целью «обеспечить порядок и спокойствие» в своих областях. Окончательно оформленный на учредительном съезде 16–21 октября 1917 г. во Владикавказе, Юго-Восточный союз казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей претендовал на «полную самостоятельность» в составе России. Его ядром стали Донская, Кубанская и Терская области. Предусматривалось создание «объединенного правительства», «сплочение боевой мощи казачества», защита территории Союза от надвигающейся волны анархии» (Карпенко С. Добровольческая армия и казачий «Юго-Восточный союз»: разные пути возрождения России // Обозреватель-Observer. 2012. № 10. С. 119).

К стр. 266 – Ростовским городским головой Н. А. Козловым... – Войсковой атаман особым приказом в июне 1918 г. распустил городскую Думу и Управу г. Ростова-на-Дону во главе с городским головой Петренко и предложил бывшему члену Управы доктору Никону Алексеевичу Козлову принять должность городского головы. В январе 1920 г., после занятия Ростова Красной Армией, уехал с отступающими войсками по направлению к Екатеринодару (Келле-Шагинов С. К. История семьи из бывшего города Нахичевани-на-Дону в воспоминаниях ушедших поколений. Часть 4 // Научно-культурологический журнал. 2012. № 10 (248). URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?levell=main&level2=articles&textid=3238)

К стр. 267 – ...митрополитам Сербскому и Румынскому... – Указано ошибочно. На основании предложения архиепископа Димитрия, из-за репрессий по отношению к русскому духовенству в Бессарабии, митрополит Румынский был исключен из текста послания.

К стр. 270 – ...офицерском, восстании в Ставрополе. – Вспыхнуло в Ставрополе 27 июня 1918 г. в ответ на «красный террор», организованный прибывшим в Ставрополь Александром Коппе, имевшим мандат на формирование частей Красной армии за подписью Л. Д. Троцкого. В ночь с 19 на 20 июня начались массовые жестокие убийства большевиками представителей городской интеллигенции, военных, чиновников. Первой жертвой стал гласный городской Думы А. А. Чернышов, критиковавший действия новой власти. В ответ тайная офицерская организация, возглавляемая полковником Павлом Федоровичем Ртищевым и насчитывавшая около 400 человек, приняла решение о восстании. Однако в выступлении приняли участие всего 86 человек. Первая фаза восстания прошла успешно: офицерские отряды захватили осетинские казармы. Но затем восстание было подавлено многократно превосходящими силами большевиков. Остатки восставших отступили к селу Татарка, где были выданы большевикам местными жителями. Большую часть отряда зарубили шашками. Братьев Ртищевых прилюдно казнили на Ярмарочной площади Ставрополя. После занятия Ставрополя силами Добровольческой армии, их останки торжественно перезахоронили. (Донская волна. 1919. 13 января; Беликов Г. А. Безумие во имя утопии, или Ставропольская Голгофа. Ставрополь, 2009. С. 69–80.)

К стр. 272 – ...ламентацию... – от латинского lamentatio – «плач, рыдание » – первоначально узаконенный в античной риторике прием ораторского искусства. Употребляется в ироническом смысле в значении «жалобы», «сетования «.

...Краевую и Законодательную раду... – представительные органы Кубанской народной республики, существовавшей в 1918–1920 гг. на территории Кубанской области и Кубанского казачьего войска. Основаны на соединении принципов парламентаризма и своеобразной казачьей демократии. Краевая рада учреждена в апреле 1917 г. Законодательная – 24 сентября 1917 г. 28 января 1918 г. Радой провозглашена независимая Кубанская народная республика со столицей в Екатеринодаре.

...Краевое Правительство... – правительство независимой Кубанской народной республики, избранное 16 февраля 1918 г. Возглавлял Л. Л. Быч.

К стр. 273 – ...архиепископом морским... – вероятнее всего, имеется в виду протопресвитер армии и флота Г. Шавельский.

К стр. 279 – ...городской голова Глиндзин... – Глиндзич Р. Р. избран городским головой г. Ставрополя 7 декабря 1919 г. По специальности адвокат. После Февральской революции управляющий делами Ставропольского комитета общественной безопасности (Северокавказское слово. 1917. 8 марта. С. 3).

К стр. 280 – «Если я говорю языками человеческими и ангельскими...» – цитируется Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла (1Кор. 13:1–2).

К стр. 283 – ...Центрального комитета партии ка-де... – орган управления Конституционно-демократической партии (партия κ.-д., Партия народной свободы, кадеты) – крупная центристская политическая партия в России в начале XX века. Возникла в 1905 г. в процессе подготовки к выборам в Государственную думу.

...Союза русских национальных организаций... – имеется в виду партия Союз русских национальных общин. – См. комментарий к стр. 78.


Источник: Юго-Восточный Русский Церковный Собор 1919 года / Сб. документов под ред. Ю. А. Бирюковой. – М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2018. – 372 с.

Комментарии для сайта Cackle