Воспоминания соловецких узников. Том IV

Источник

Том IТом IIТом III

Содержание

От редакции

О. Г. Волков. Соловки времени Д.С. Лихачева (1928–1931) Изменение структуры Соловецкого лагеря Численность и состав заключенных Хозяйственная деятельность Производственные предприятия Культурно-воспитательная работа Тиф Визит Горького Массовый расстрел Комиссия А. М. Шанина А.П. Яковлева. «Теперь такое благоприятное время для доброделания и выявления себя христианином, какое редко бывает». Миряне – помощники ссыльного и заключенного духовенства Александр Александрович Левичев Степан Маркеловнч Антонов Екатерина Ивановна и Ольга Павловна Поваровы Градислава Никаноровна Канорская Вячеслав Умнягин, иерей. Уголовники в воспоминаниях соловецких узников А. Гуллотта. Соловецкая быль А.Д. Булыгина А.Д. Булыгин. Соловецкая быль Соловки Соловецкая железная дорога Сводная рота Вячеслав Умнягин, иерей. Побег с Соловков анархиста К.Л. Власова-Уласса К.Л. Власов-Уласс. Соловецкий изолятор Предисловие Побег из Соловков Е.А. Певак. Идеалисты в стране Советов Н.А. Журавлев. Живут три друга М. E. Бабичева. Роман или все же мемуары? (О произведении А.П. Скрипниковой «Соловки») А.П. Скрипникова. Соловки Предисловие автора 6 глава 7 глава 8 глава 9 глава 10 глава 11 глава 12 глава 13 глава 14 глава 15 глава 16 глава 17 глава 18 глава 19 глава 20 глава 21 глава 22 глава 23 глава 24 глава 25 глава О.В. Панченко Д.С. Лихачев в работе над «Воспоминаниями»: осмысление духовного опыта Соловецкого лагеря Д.С. Лихачев. Картежные игры уголовников (Из работ Криминологического кабинета) Соловки. 1928–1931 годы Что такое «Архипелаг ГУЛАГ»? Политические и уголовники Офицеры и чекисты «Выхожу один я на дорогу...» «Нет в мире справедливости!» «Буревестник революции» на Соловках Фольклор Соловков Идеальный заключенный – пьяница Духовная жизнь Соловков Святая Русь и Соловецкие мученики по рассказу одного из узников (Беседа Д.С. Лихачева с А. Шишкиным) Воспоминания Красный террор Выработка мировоззрения С.А. Алексеев-Аскольдов Хельфернак Братство святого Серафима Саровского Космическая Академия Наук Арест и тюрьма Кемперпункт и переправа на остров Соловки Лагерная топография Соловков Природа Соловков Кримкаб Диагональ детского одеяла Приезд Максима Горького и массовые расстрелы 1929 г. Соловецкий музей Солтеатр Люди Соловков Александр Александрович Мейер Юлия Николаевна Данзас Гавриил Осипович Гордон Павел Фомич Смотрицкий Владимир Сергеевич Раздольский Владимир Немецкий (Свешников) Александр Артурович Пешковский Александр Александрович Бедряга Михаил Иванович Хачатуров Лада Могилянская Александр Петрович Сухов Юрий Алексеевич Казарновский Духовенство Николай Николаевич Горский Георгий Михайлович Осоргин Александр Елеазарович Македонский Эдуард Карлович Розенберг Бардыгин Владимир Юльянович Короленко Несколько отрывочных воспоминаний Отъезд с Соловков Званка и Тихвин. Освобождение Судьба друзей после Соловков Поездка на Соловки в 1966 г. Последний раз на Соловках Послесловие Топографический указатель Глоссарий и список аббревиатур  

 

Посвящается памяти заключенных Соловецкого лагеря особого назначения

Четвертый том книжной серии посвящен 110-летию со дня рождения академика Д.С. Лихачева. Помимо его воспоминаний, в сборник вошли мемуары других заключенных Соловецкого лагеря особого назначения, которые отбывали наказание в 1925–1931 гг. Издание включает в себя научные статьи и справочные материалы по истории и географии СЛОНа. Книга ориентирована на самый широкий круг читателей и специалистов, интересующихся отечественной историей.

 

 
От редакции

В 2016 г. в России отмечается сто десять лет со дня рождения Д.С. Лихачева. Собиратель и хранитель отечественной словесности и культуры, он является и одним из наиболее известных заключенных Соловецкого лагеря особого назначения. Ученый и гражданин, Дмитрий Сергеевич положил немало трудов для того, чтобы в памяти поколений не изгладились события недавнего прошлого, а люди смогли извлечь из него духовно-нравственный урок. Памяти этого замечательного человека, мемуары которого наряду с произведениями других заключенных представлены в настоящем издании, посвящается очередной выпуск книжной серии «Воспоминания соловецких узников».

Четвертый том охватывает историю СЛОНа середины 1920-х – начала 1930-х гг. По уже сложившейся традиции сборник состоит из трех частей: аналитической, включающей в себя тематические статьи, мемуарного раздела и справочных материалов.

Открывает первый раздел статья «Соловки времени Д.С. Лихачева (1928–1931)», в которой очерчены реалии лагерной жизни, необходимые для понимания как отдельных судеб, так и общей соловецкой истории указанного периода.

Следующая публикация – «Теперь лучшее время для доброделания и приучения себя к добру» – рассказывает о мирянах, ставших помощниками ссыльного духовенства. Она освещает важную часть жизни соловецких заключенных, многие из которых выжили благодаря заботам оставшихся на свободе родственников и знакомых, чье содействие не сводилось только к материальному обеспечению и моральной поддержке, но могло выражаться в помощи по организации церковной жизни в эпоху гонений.

Статья «Образ уголовников в воспоминаниях соловецких узников» раскрывает ряд особенностей во взаимоотношениях осужденных контрреволюционеров и профессиональных преступников. Создаваемый мемуаристами образ рецидивистов становится оселком для уяснения меняющегося со временем мировосприятия советских заключенных, их отношения к нормам и порядкам уголовного мира. Дополняет содержание публикации научная библиография «Криминальная жизнь Соловецкого лагеря особого назначения. Ее исследования», которая помещена в справочном разделе издания.

Мемуарную часть сборника открывает ранее не публиковавшаяся «Соловецкая быль» А. Д. Булыгина, которая была записана автором в 1981 г. и в настоящее время находится в архиве НИПЦ «Мемориал» (Москва). Представитель дворянской семьи, он был арестован совсем молодым человеком по «делу фокстротистов», приговорен к трем годам лагерного срока и доставлен на Соловки в середине 1925 г. Здесь заключенный попал на общие работы, затем трудился в бухгалтерии местной железной дороги. О деятельности этого подразделения и о других хозяйственных учреждениях лагеря автор подробно рассказывает в своих воспоминаниях, которые отличает ровный тон повествования, поэтическое восприятие жизни и уважительное отношение к соузникам.

Следующие воспоминания, впервые опубликованные в 2014 г. в сборнике Соловецкого музея-заповедника, принадлежат анархисту Константину Лаврентьевичу Власову-Улассу. Изначально текст под названием «Соловецкий изолятор» задумывался как заключительная глава более масштабного свидетельства о жизни в Советской России, которое на сегодняшний день недоступно в полном объеме. Соловки, где автор провел больше года, воспринимаются им исключительно в мрачных тонах. Бегство на свободу, по мнению мемуариста, оставалось единственным выходом, которым он и воспользовался в компании встреченных в лагере товарищей. Если верить запискам заключенного, он является единственным на сегодняшний день человеком, которому удалось бежать с Большого Соловецкого острова и оставить свои воспоминания об этом событии.

Биографический очерк Н.А. Журавлева «Живут три друга» из сборника «Необычные воспитанники» (1976) повествует о питомцах Болшевской трудовой коммуны им. Г.Г. Ягоды, действовавшей неподалеку от Москвы в 1924–1937 гг. Рассказчик – вчерашний уголовник, который в конце 1928 г. уже в качестве болшевского активиста прибыл на Соловки для отбора новых коммунаров из числа местных заключенных. Двое других героев – рецидивисты, судьбы которых также радикально меняются после вступления в коммуну. Несмотря на несколько пропагандистский характер, произведение содержит массу деталей, раскрывающих внутренний мир и психологию «сбросивших с себя груз прошлого и вставших на трудовую дорогу» людей.

Роман «Соловки» А.П. Скрипниковой хранится в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки и известен читательской аудитории по нескольким упоминаниям в «Архипелаге ГУЛАГ» А.И. Солженицына. Давая характеристику мемуаристке, писатель отмечал важную деталь ее личности: несмотря на скептическое отношение к религии, в качестве высшего образца она взяла стойкость раскольников, усвоив, что «лучше умереть, чем дать сломать свой духовный стержень». Несмотря на это, произведение можно рассматривать как антитезу опубликованной в предыдущем томе книжной серии повести О.В. Второй-Яфы «Мать Вероника», героиня которой проходит на Соловках школу смирения и становится духовным человеком, возвышающимся над обстоятельствами земной жизни путем самоотверженного служения ближним. Напротив, «изломанная, запутанная», признающая за собой «еретический склад ума и натуры», героиня романа Скрипниковой укореняется в сознании собственного интеллектуального и нравственного превосходства, представляя собой яркий образ разрушительной личности, которыми богата любая революционная эпоха, склонная к упразднению не только политического устройства, но и духовно-нравственных оснований общественной жизни.

Завершают мемуарную часть сборника – статьи, интервью и воспоминания Д.С. Лихачева. Центральное место в исповедальной прозе ученого занимает рассказ об окружающих людях: «Сколько же их было? Как они были разнообразны и как интересны! Какую ценность представляет человеческая личность!» Удивительные по глубине и проникновенности свидетельства говорят о, казалось бы, парадоксально благодарном отношении к Соловецким островам, ставшим для будущего академика «вторым (но первым по значению) университетом», пребывание в котором осознавалось им «самым значительным периодом жизни».

Последнее наблюдение относится ко всем без исключения авторам воспоминаний. Вне зависимости от того, как складывалась их последующая судьба, пребывание на Соловках оставило в ней заметный и во многом определяющий след. Свидетельствуя об ужасах лагерного существования (а для подавляющего большинства заключенных оно было именно ужасным с точки зрения условий содержания и выполняемых работ), описывая мрачные детали тамошнего быта, мемуаристы, кто-то явно, кто-то в менее выраженной форме, указывали на идеалы, которые позволили им сохранить жизнь и внутреннюю целостность. Системе подавления личности они противопоставляли идеальное начало, которое было первичным в отношении форм приспособления к окружающим условиям. Не быт, а именно дух и его сила определяли бытие и сознание, позволившие пережить выпавшие на их долю испытания и оставить рассказ о себе и о тех, кому этого по разным причинам сделать не удалось.

Затрагивая религиозно-нравственные доминанты и рассказывая о социально-психологических особенностях поведения жертв политических репрессий, мемуаристы касались самых глубоких движений человеческой души. Внимательное чтение воспоминаний позволяет выстроить аксиологическую иерархию и выявить непреходящие, мало зависящие от внешних обстоятельств ценности. Среди них, наряду с культурными и идеологическими компонентами, выделяется религиозная составляющая, определяющая в конечном счете отношение человека к переносимым им страданиям и смыслу жизни.

По традиции все мемуары соловчан предваряют вступительные статьи, авторами которых на этот раз стали представители ИРЛИ РАН, МГУ, ПСТГУ, РГБ, University of Glasgow, сотрудники Соловецкого монастыря и музея-заповедника. Научный аппарат книги содержит Топографический и Именной указатели, Глоссарий и список аббревиатур, а также Библиографический список.


Источник: Воспоминания соловецких узников / [отв. ред. иерей Вячеслав Умнягин]. - Соловки : Изд. Соловецкого монастыря, 2013-. (Книжная серия "Воспоминания соловецких узников 1923-1939 гг."). / Т. 4: 1925-1931 : [16+]. - 2016. - 559 с. ISBN 978-5-91942-038-5

Комментарии для сайта Cackle