Источник

Письма А. В. Горского к профессору Академии С. К. Смирнову

I

Любезнейший Сергей Константинович!

Посылаю вам тетрадку Вашу804. Извините, что позадержал. И по праву первого читателя, Вами мне предоставленному, пишу следующее:

«В характере Пожарского, – сказано, – не видно... внимание805« Положим, Пожарский, не был глубоким политиком, хотя он и умел высвободить Россию и от ПОЛЯКОВ и от шведов в самое затруднительное время. Но я не знаю, стоит ли дух времени благодарности за те прекрасные начала, по которым Пожарский действовал. Дух времени тогдашнего свирепствовал в крамолах; все расшаталось; меняли царей и самозванцев, забыв отечество и Бога. Пожарский не действовал в духе такого ужасного времени806.

«Сильные политические перевороты... верх славы». Во-первых тут противоречие: «Всегда порождают: у нас не мог вызвать»807. Значит не всегда, и может быть, если правда, не у одних нас так бывает. Посмотрите: в цивилизованное время – много ли теперь явилось гениев, если только вы их хотели указать в словах: людей с особенным призванием и великой деятельностью?

Во-вторых: таланты не от цивилизации, по моему мнению, происходят, но раздает их природа, или, сказать по христиански, Бог. Он наделяет ту или другую эпоху людьми с особенными дарованиями.

В третьих: из вашим слов выходит, что в рассматриваемую вами эпоху не было никого выше посредственности. Сам Ляпунов, который, по вашему мнению, лучше всех воспользовался обстоятельствами времени, и тот не выходит из этого несчастного круга посредственностей. Пожарский не имел и этого преимущества. Не будет ли такой приговор слишком обиден для патриота? Ляпунов был смел и решителен, но поведши дело слишком круто, он и пал. Пожарский медленно, но верно вел дела к своей цели, и достиг ее. Начала или цели у обоих были одни и те же. Кто же заслуживает предпочтение? Слово посредственность такое уничижительное на языке нашего времени, что не хотелось бы его слышать в отзыве о человеке, которому Россия остается благодарною и доселе. А вы не хотите уступить ему даже и этого незавидного титла.

«Чуждый энергии»808. Если под энергией разуметь действование раздражительное, его не видно в Пожарском. Но, кажется, энергия может быть и в спокойном, но постоянно верном действовании.

Мотивы, право, ничем не лучше побуждений.

«Она (осторожность или медленность? – не знаю) была следствием того, что он мало доверял себе... положения»809. Хорошо ли мы узнали то время, чтобы судить о замечательнейших лицах со всею верностью? Не приблизь к себе Минина Пожарский, может быть, и все бы разошлось. Потом: какое право историк имеет сказать, что не столько общий патриотизм, сколько недоверие к себе сблизило Пожарского с Мининым? Ведь это говорится, кажется, без всякого исторического основания. Почему вы не хотите допустить в Пожарском столько благородства, чтобы он не дорожил Мининым, как добрым русским, столько же, как и полезным для него человеком. Еще: везде говорится у вас о недоверчивости к себе в таком тоне, что из этого качества, отмечающего осторожность, не выведешь ничего доброго. А русская пословица говорит: «ум хорошо, а два лучше того». Не слишком доверяя себе, Пожарский имел благоразумие и способность привлекать к себе людей нужных для общих целей, которых самонадеянность могла оттолкнуть. Мне кажется, не следует судить всех людей по тем героям, которые смело идут на все опасности и иногда выигрывают своей быстротой, иногда теряют. А каждого надобно судить по тем дарованиям, какие вложил в него Бог.

«Чем объяснить эти постоянные сношения со всею землею? – Отчего? – Зачем? – Не решался действовать»810. Дело ясное, будь Пожарский и втрое смелее и решительнее, ему нельзя было бы действовать наверное иначе, потому что дело касалось всей Русской земли; нужны были люди; нужны были деньги. Вот и необходимы сношения со всеми. – «Толпа нижегородцев». Итак не стоят эти люди, среди которых родилась спасительная мысль для России, лучшего названия, кроме пошлого: «толпа»? Мне кажется, нет нужды увлекаться манерой некоторых нынешних исследователей исторических, стремящихся все унижать, где прежде видели высокое. Тут нужен разбор; иначе будет то же рабство перед мнением, только не старым, а новым.

"Был – слишком доверчив к другим811. Это понимается иначе, нежели как Вам, по-видимому, хочется.

Вот что мне представилось при чтении Вашей тетради. Не подумайте, что этим я отвергаю все Ваши положения. За исключением замеченного, прочее мне представляется верно понятым. Может быть иному только я дал бы более выгодный свет, – из благодарности к тому, кому благодарна вся Россия.

Ваш ус. сл. А. Г.

P. S. Извините меня. Завтрашним вечером кой-что мне нужно бы приготовить к следующей почте. Потому я едва ли успею с Вами заниматься предположенным делом; отложимте до вторника. Еще время, кажется, не ушло.

II

Достопочтеннейший и любезнейший Сергей Константинович!

Письмо Ваше нашло меня и в тихой, удаленной от мира, можно сказать, глухой обители812. Что за тишина здесь! Что за безлюдство! Но и сюда услужливая почта принесла Ваши строки на другой день после того, как Вы пустили их от себя.

Пишу ныне Семену Сергеичу813, чтобы напечатал и в объявлении и на обертке выходящей книжки нашего издания цену VI части Феодорита 2 р. без пересылки и 2 р. 30 к. с пересылкой. Ровно 2 р. назначить было бы для нас невыгодно, потому что на пересылку, по огромности книги, пришлось бы отделить из предполагаемой выручки значительную сумму. Кроме того, нужно иметь в виду и выручку процента на затраченный капитал, который весьма не скоро должен воротиться. Прошу предложить мои соображения высокопочтеннейшему отцу всех книг, нами издаваемых814; если что нужно будет изменить, Вы, может быть, еще найдете время сообщить о том Семену Сергеичу.

Теперь скажу Вам несколько слов о себе и о своих делах. Я нашел здесь доброго и тихого старца, готового следовать всяким требованиям и распоряжениям начальства. О. архимандрит Гедеон не спорит против отчисления Волоколамских рукописей для академии. Протоиерей Волоколамский, о. Василий Богословский также не стесняет меня. Но я, согласно с предначертаниями владыки815, сам стараюсь положить пределы своей жадности, не забывая, впрочем, что должен иметь в виду не свои только цели, но и пользу всего нашего ученого общества в настоящее время и последующее. Поэтому все более значительные рукописи назначены к перенесению в нашу библиотеку. До сих пор я имел дело более с рукописями богослужебного содержания. Вот уже три дня я занимаюсь пересмотром ркп., и в каждый день успеваю пересмотреть не менее 150 экз. Из этого числа предполагаю я для своей библиотеки до 116 рукописей. Из следующих отделов придется назначить гораздо в большем количестве. Если Бог благословит так же вести дело, как оно начато, то мой пересмотр к воскресенью должен кончиться. Затем останется составить, переписать и подписать список. Последнее обстоятельство, думаю, откроет мне путь и в Волоколамск.

Сегодня память по матери пр. Иосифа, которая скончалась в одном из Волоколамских монастырей, ныне приходской церкви в городе Волоколамске816. Отсюда из монастыря Иосифова ежегодно братия отправляется в город для совершения в этой церкви заупокойной литургии и, не имея у себя там подворья, нередко, прямо после богослужения, должны бывают отправляться домой обедать. Кажется, не бывает подобного в наших местах.

Но довольно. Прошу покорнейше свидетельствовать от меня почтение о. протоиерею817, оо. настоятелям, постоянному и временному, Егору Васильичу818, Николаю Семенычу819, и всем прочим.

Душевно преданный Вам      А. Горский.

Достопочтеннейшей Софье Мартыновне820 нижайше кланяюсь.

III

Достопочтеннейший и любезнейший Сергей Константинович!

Сегодня возвратился я в Москву и нашел здесь письмо Ваше уже ожидающим меня. Спешу дать Вам ответ.

Вопрос, откуда взять денег для расплаты с Готье821, всего удобнее решить по прибытии о. ректора822, который, несомненно, должен быть в Лавре прежде Москвы. Я, со своей стороны, полагаю, что за VI ч. Феодорита нужно расплачиваться не из текущих приходов, а из запасных капиталов. Довольно того, что Вы взяли с меня контрибуцию и на расплату с сотрудниками по этой части. Кстати замечу: если мы будем затрачивать свои капиталы без надежды на скорый их возврат, то скоро сядем, как рак на мели, и не в состоянии будем исполнить данного обещания напечатать всего Ефрема Сирина. Не помедлить ли печатанием VII ч. Феодорита, по крайней мере, до той поры, как выручка за VI часть даст нам средства предпринять печатание новой книги?

Другой вопрос Ваш касательно цены за VI ч. Феодорита в канцелярии легко разрешается, если отложить прилагаемые 30 к. на пересылку книги. Впрочем последнее решение и по этому вопросу всего ближе Вам получить по прибытии о. ректора, которого надлежит ожидать уже скоро.

Отцам и братиям нашим вместе с Вами свидетельствуя нижайшее почтение, остаюсь Вам покорнейший слуга А. Горский.

22 июля 1859.

IV

Достопочтеннейший и любезнейший Сергей Константинович!

Благодарю Вас покорнейше за письма Ваши, которые поддерживают мои связи cum Alma matre academia. He знаю, что за Смол... (?). Вы еще ожидаете?

Сегодня присылал ко мне Готье своего фактора с вопросом: заканчивать ли присланным ІІІ-ю часть св. Ефрема, или еще ожидать оригинала? Говорят, что из присланного доселе наберется не более 41 листа. А прислано только до 172 стр. XVI тома по прежн. изданию. Мне кажется, что 41л., по сравнению с изд. Феодорита, мало, но по предположениям нашим относительно Ефрема Сирина кажется достаточно. Благоволите им сказать прямо и определительно, заканчивать ли часть, или ожидать еще присылки материала.

Еще они ожидают материала и для IV тома св. Ефрема.

Моя же покорнейшая просьба состоит вот в чем:

Дело о рукоп. Иосифовских, Бог даст, должно окончиться скоро. О. архимандрит Иосифова монастыря указал и способ доставки их, именно вот какой: в Троицкой Лавре у о. Симеона пишут иконы для одной церкви новостроющейся при Иосифове монастыре. О. архимандрит Гедеон желает, чтобы они по приготовлении не были высылаемы в Москву для дальнейшей перевозки в монастырь, но хочет за ними прислать свои подводы в Лавру с хорошим провожатым. А эти подводы, отправляясь в Лавру, могут привезти нам рукописи. И так прошу Вас, сделайте милость, сходить в живописную к о. Симеону и попросите его, от имени о. архимандрита Гедеона, чтобы не высылал он в Москву икон, но ожидал бы за ними подвод от монастыря. Это не значит однако же, что он может позволить себе излишнюю медленность. Икон его, по условию, уже ждут в монастыре. И о. архимандрит хотел сам писать о том к о. Симеону. Не поставьте себе в труд этой просьбы, относящейся, между прочим, и до нашей собственной пользы.

С душевным почтением и совершенной преданностью остаюсь Ваш покорнейший слуга      А. Горский.

29 июля 1859.

P. S. О. ректору, когда приедет, доложите, что владыка два раза уже спрашивал, когда он прибудет. И я, разумеется, отвечал неведением. Но слухов о монастыре все еще нет.

Всем отцам и братиям нашим прошу свидетельствовать мое глубочайшее почтение. Нижайше кланяюсь и достопочтеннейшей Софье Мартыновне.

V

Достопочтеннейший и любезнейший мой Сергей Константинович!

Благодарю Вас душевно за воспоминание о мне, выраженное посланием Вашим, которое достигло до меня 13 числа.

От души желаю успеха в предпринятом деле страннику земли греческой823. Я видел его уже после того, как подано им было прошение. Не знаю, не поздно ли ему садиться снова за парту. Год времени, который выгадывается, конечно что-нибудь значит, особенно когда человек прошел уже возраст, когда все нипочем. Но с другой стороны, год времени имеет значение и в образовании. Что же будет за удовольствие начинать каждую науку с половины? Не нужно ли будет напряжение более, нежели начиная курс по общему порядку? Но, что же я? С Вами рассуждать об этом нечего. Верю я, что и Вы с тем согласны. Но повторяю, ко мне пришел странник, уже подав прошение. Да нельзя при том не убедиться и рассуждениями о неудобствах в настоящее время поступить туда, где только-что начинается курс.

Срок моего пребывания здесь824 истек: и я готов ехать отсюда, только кн. Урусов еще придерживает825. Ничего я себе не обещал сделать, ничего и не сделал по Комитету. Да правду сказать, не за тем и послан был. Сделает ли что и Комитет? Это другой вопрос, и вопрос также не много обещающий благоприятного, по крайней мере, на том пути развития, на каком стоит он теперь.

Что нам толковать об успехах подписки на наше издание? Сравните их с тем, чего достиг «Странник»826. Уверяют, что он имеет подписчиков до 7.000 человек. Но что завидовать чужим успехам? Лучше подражать энергии успешных деятелей и по возможности пользоваться их примером.

В Св. Синоде, как мне сказывали пр. Димитрий и директор И. С. Гаевский827, положено студентов последнего курса нашего утвердить в степенях, предназначенных конференцией, не подвергая сочинений их, писанных на степень, новому рассмотрению, так как рассматривал их в общем собрании членов конференции наш владыка. Поэтому скоро наши магистры будут объявлены магистрами. А затем скоро последует и назначение их. Иванцову обещают место в здешней, т.е. СПБ. академии828. Репловский изъявляет желание поступить в диаконы к нашей посольской церкви в Штутгарте829.

Гаевский уверял также, что и все представления о награждении наставников нашей академии св. Синодом приняты, хотя и не все награды вдруг могут быть даны: для некоторых есть срочное время представления. О повторительном требовании русской истории для духовных училищ я не слыхал здесь, а о запросе касательно всеобщей истории слышал. Но легко может статься, что и Вы, любезнейший мой Сергей Константинович, дождетесь той же почести830.

Владыка м. Киевский831 приехал сюда по требованию Государя третьего дня и будет ожидать возвращения Государя, чтобы представиться ему. В следующее воскресенье предназначено посвящение а. Варлаама в епископа Екатеринбургского832. Магистры академии начинают иметь исключительные свои права. Вот и неучившиеся в академии вступают на престолы епископские. Жалуются на скудость кандидатов и при предстоящем выборе на вновь открывшиеся вакансии святительские.

Вот Вам новости в благодарность за сообщение Ваших. Усерднейше прошу засвидетельствовать мое нижайшее почтение Софье Мартыновне и посылаю благословение любезнейшей моей крестнице833. Прошу также поклониться и всем отцам и братиям нашим, к которым да дарует Господь и мне приложиться вскоре.

Душевно преданный Вам и усерднейший слуга Ваш П. А. Г орский.

Авг. 14 д. 1860.

P. S. Не в службу, а в дружбу, прошу Вас, любезнейший Сергей Константинович, наведаться у о. эконома, успел он поправить пол в моем кабинете или нет? Это не для того, чтобы меня уведомить, но чтобы, если нужно, напомнить доброму патеру Геронтию834 о его обещании.

VI

Высокопочтеннейший и любезнейший мой Сергей Константинович!

Поздравляю вас с совершением подвига благочестивого путешествия. Господь да призрит на молитву Вашу и да воздаст Вам по сердцу Вашему.

Благодарю Вас за то, что помянули и мое грешное имя при мощах угодника Божия.

Благодарю Вас и достолюбезнейшую Софью Мартыновну, что вы вспомнили мою маменьку835 в ее теперешнем одиночестве. Господь да воздаст Вам за все.

Теперь поспешаю дать Вам ответ на Ваши вопросы. Отдел из истории Троицкой семинарии, думаю, немного потребует от вас времени для некоторого пересмотра, но он еще не кончен. Не лучше ли будет представить святителю836 весь этот период вполне? Теперь же он, как видно, не очень свободен. Вот и переводу Нового Завета было посвящено только одно еще собрание 837.

Предпринимаемое Вами составление жития и службы пр. Сильвестру – дело благое838. Но акафист придется наполнять общими местами, за недостатком положительных сведений о жизни преподобного. У нас есть страсть писать акафисты, а нет охоты хорошо читать каноны. Если бы на молебнах внятно читались хорошо составленные каноны, то сего достаточно было бы для возбуждения духа молитвенного. Посмотрите на древних отцов наших. Есть ли акафисты Великим Святителям, которых плодотворной деятельностью наполнена история? Есть ли акафисты великим подвижникам Антонию, Пахомию, Савве и др.? А нельзя сказать, чтобы древние не умели молиться, не умели прославлять подвиги святых.

Что касается до уплаты в экспедицию за первое полугодие: я и не знал, что существует такое между нами условие. Запрос, сделанный экспедиции, дело не лишнее. Деньги, привезенные о. ректором для уплаты за книжку Готье, не пойдут на это назначение, потому что у Семена Сергеича839 должна была найтись сумма, достаточная для этой цели, как он сам мне говорил. Не знаю, произведена ли уплата? Во всяком случае Вам нужно будет сделать предписание на этот предмет о. Симеону. Поэтому я мог бы удовлетворить газетную экспедицию за первое полугодие. А вы стали бы собирать деньги для начала следующей книжки.

Рассказ Саввы Романова о Стрелецком бунте, кажется, уже не секрет после выдержек, напечатанных у Снегирева и Устрялова. Но нам не годится публиковать или не следует допускать, чтобы другие о нас публиковали, что мы раскольнические рукописи840 готовы употреблять или сообщать другим для таких целей, какие имеют в виду известные господа. Пусть описывающий знает только про себя, откуда он берет тот или другой список. А в ином случае не худо дать и вразумление. Тот, кто чувствует в себе духовное возбуждение, чтобы слагать церковные молитвословия, не оскорбится моим словом, поймет меня и не будет дела церкви смешивать с делом балаганной литературы. Простите.

Душевно желаю Вам и супруге Вашей всяких благ от Господа.

Ваш А. Горский.

26 июня 1861.

VII

С новой благодарностmю обращаюсь к Вам, любезнейший Сергей Константинович! С обычноq ревностmю Вы тотчас приготовили проект целого ответа, тогда как мы еще собирали материалы и обозревали предмет с разных сторон.

При этих исследованиях мне представилось, что не все соборы Вами перечисленные, и которые можно бы еще отнести к их числу суть земские в общепринятом смысле841. Т. е. не на всякий из этих соборов призывались выборные из всех городов, а брались люди разных сословий, пожалуй, и городов, находящиеся в Москве. Напр., хоть бы Ваш знаменитый собор об Азове. Сказано, что генваря 3 царь велел быть собору, и 8 генваря уже открыто совещание. Разве возможно было так скоро вызвать нужных членов отовсюду? Вы скажете: как же тут упоминаются люди разных городов? Но это дворяне и дети боярские разных городов, которые только находились в Москве по делам службы. Не правда ли? Мне бы желалось утвердиться или разувериться в этой мысли при вашем посредстве. Если бы Вы были столько милостивы, что, посмотрев еще в своих книгах и сообразившись с своими воспоминаниями, пожаловали к нам уже после повечерия. Я не думаю отправлять ответа ранее четвертка; у о. эконома тогда можно будет взять лошадку и отослать.

Еще: неправда ли, что соборы земские бывали по делам государственным, когда нужна была помощь и собора и церкви, но не наоборот?

Простите до свидания. Ваш А. Горский.

1862. 20 февраля.

VIII

Достопочтеннейший и любезнейший мой Сергей Константинович!

Препровождаю к Вам полученное ныне от владыки для перевода письмо греческое и прошу покорнейше многоопытное Ваше языковедение потрудиться над переложением его на русское наречие, не замедля.

Есть еще у меня просьба до Вас. Помните ли, занимались мы розысканием о земских соборах. Ныне обер-прокурор спрашивал меня: как выбирались лица духовного звания, посылаемые от городов на эти соборы? От общины ли или от духовенства, и на каких началах производили выбор? Едва ли можно разрешить эти вопросы исторически. Впрочем, может быть, ваше любомудрие историческое не затруднится и в разрешении этих вопросов. Если что найдете в ответ на эти вопросы, благоволите сообщить

Вашему п., с.. П. А. Горскому.

19 окт. 1863.

IX

Любезнейший мой Сергей Константинович!

Рассудив внимательнее о переданных Вами словах редакции «Р. В.», я думаю, поступим мы осторожнее и в отношении к памяти нашего архипастыря почтительнее, если удержимся в настоящее время от сообщения публике своих заметок. Нехорошо будет, если общество будет на нас указывать пальцем как на каких-нибудь противников его славы, хотя понятно, что когда передаются его слова, то нечего в них искать хвастовства и прославления себя.

Итак прошу Вас, напишите г. Любимову, что отлагаете до времени печатание своей статьи842. Может быть в иное время, с иной обстановкой, она удобнее найдет себе место в каком либо издании.

Усердно вам преданный и ваш искренний почитатель

А. Горский.

9 апреля 1866.

X

Достолюбезнейший мой Сергей Константинович!

Приближается день памяти почившего святителя нашего. Нехорошо будет, если мы будем безмолвны у гроба его. Ваше сердечное к нему расположение и благоговение, думаю, давно уже ищут возможности выразиться пред всеми. А его лепта, в прошедшем году в ваши руки упавшая843, конечно, не без его соизволения, может представить новое побуждение к тому, чтобы почтить память милостивого.

Итак, прошу Вас ко дню исхода из сей жизни преставившегося святителя844 приготовить слово от сердца, да не явимся скоро забывчивыми.

Вам усердно преданный р. пр. А. Горский.

8 ноября 1869.

XI

Начало речи845, мне кажется, может неблагоприятно подействовать неожиданностью.

Все знают, что язык классический есть язык обработанный, обогащен и высоким умозрением философским, и разнообразными цветами живой и плодотворной фантазии, и широким развитием общественной жизни древних греков. Тогда как язык новозаветный берет из этой богатой сокровищницы лишь небольшую долю слов, примешивает к ней много простонародного из общей тогдашней речи, переделывает взятое по-своему, часто вопреки собственной его грамматике, никаких образцов изящного слога не имеет пред собой и знать их не хочет, предметами занимается, хотя действительно, возвышенными, духовными, небесными, но, по исключительности своей цели, односторонен, и в данном материале, не находя для своих идей достаточной выразительности, наполняет выхваченные из общего употребления слова своим глубоким богатым содержанием, которое, так сказать, прорывается сквозь узкую и тесную оболочку.

Зная все это, не того ожидаем, что вы будете извиняться в сопоставлении двух эпох развития, двух миров – земного и небесного, чувственного и духовного. Никто не подумает ныне в этом смешное, никто не подумает над этим глумиться.

Но всякий в праве ожидать, что Вы отдадите тому и другому должное. Признаете и обилие, достоинство, утонченность, выразительность, разнообразие развития языка эллинского, служившего еще «Богу неведомому»; признаете и необыкновенное могущество языка духоносного, который искал себе силы не в слове, но в духе, который, овладев в начале немногими элементами смешанной эллинской речи, возобладал потом над всем ее прежним развитием, который показал себя достаточно сильным, чтобы связать крепкого и расхитить его сосуды и обогатить ими новый мир, начинающийся с христианством, – который сделал Неведомого ведомым всему миру, и человеку поведал тайны его бытия на земле и в вечности. Язык новозаветный был первым началом новой христианской литературы. Был уже греческий язык ознакомлен со словом Божиим в его форме ветхозаветной; но не языку LXX, не языку Филонов и Флавиев было под силу овладеть достоянием древних философов, поэтов, ораторов, историков, и преобразовать мысль и слова почитавших все народы варварами, кроме самих себя... Кодекс книг новозаветных, едва равняющийся четвертой части писаний ветхозаветных, был ничтожен по объему пред огромной литературой греческой; но в нем сокрыто было семя Слова, воплощенного Бога-Слова, который и пятью хлебами насыщает тысячи, который и пяти словам, изглаголанным Богопросвещенным умом, может дать силу пяти тьмы словес, изреченных языком человеческим... И вот от семени Слова Новозаветного уготована обильная трапеза в чистом, душепитательном слове отеческом.

16 октября. 1871.

Рукою С К. Смирнова: «Записка А. В. Горского по прочтении речи, написанной для произнесения на докторском моем диспуте».

XII

Достоуважаемый и любезнейший Сергей Константинович! Обстоятельства задерживают меня здесь до субботы, а может быть и далее.

Вчера я успел быть только на освящении музея и акте846. Церемония окончилась довольно поздно, часа в три пополудни.

Похороны Капитона Иваныча847 назначены в субботу. Тело его, по правилам клиники, подвергалось анатомированию и только вчера вечером доставлено в Чудов монастырь. Оно положено будет в Покровском монастыре подле брата его848. Так как ныне утром нельзя было ничего предпринять касательно имущества книжного849, оставшегося после покойного, по той причине, что все заняты поминовением блаженной памяти архипастыря митрополита, то и я решился молиться, и с пр. Игнатием850 отправляюсь служить литургию Филаретовским заведениям.

По этим обстоятельствам, прошу покорнейше распорядиться, чтобы студенты не ожидали меня в субботу на лекцию. А также попросите отца Михаила851, чтобы он совершил литургию в воскресенье в академической церкви. Вероятно, этот день я пробуду еще здесь. Это день пр. Саввы Звенигородского, а владыка митрополит собирается служить у пр. Леонида в его подворской церкви852, с другим своим викарием853. К этому служению приглашен и я, и если владыка не погонит меня в академию немедленно после похорон, то я пробуду воскресенье в Москве.

Владыка собирается выехать в 6 число, не дожидаясь Киевского м-та854, которого ожидают здесь, по его извещению, не ранее 10 числа.

Вот мои новости. Если увидитесь с нашими за службой в субботу, прошу покорнейше сообщить им, что нужно, обо мне. В квартире А. Павлыча еще не бывал, но только посылал туда Николая, который видел и его и больную в постели. Постараюсь сам повидать их.

Свидетельствуя всему братству академическому и Вашему семейству с его достопочтенной хозяюшкой, остаюсь душевно вам преданный пр.      А. Горский.

Декабря 1 дня 1872.

XIII

Господь вам в помощь к скорейшему выздоровлению.

Будьте покойны дома: студенты будут заняты своими сочинениями в часы Ваших классов, и будут Вам за то благодарны.

По милости Божией, слышу и вижу около себя, кажется, все в порядке.

Сегодняшний день утешен я доставлением образа Св. Троицы для нашей церкви, хотя внести и поставить его в церкви теперь еще неудобно855. Еще не уготовано для него место. Чтение перевода из св. Епифания постараюсь завтра кончить и прислать вам книгу Диндорфа.

Valeas, Domine.

Вам усердно преданный пр. А. Горский.

8 марта 1873.

XIV

Приношу вам, достолюбезнейший Сергей Константинович (благодарность?) и за ваши хлопоты и за молитвенную помощь.

Ветшает мой внешний человек, да и внутренний не обновляется. Нынешняя ночь не прошла без новых беспокойств856.

Господь да хранит Вас.

Душевно Вам преданный П. А. Горский.

31 декабря 1874.

* * *

804

Означенное письмо, относится, вероятно, к 1852 г., когда вышло в свет (1-м изд.) сочинение С. К. Смирнова «Биография кн. Дм. Мих. Пожарского» (цен­зурная пометка июля 17-го 1852 г.), и содержит замечания А. В. Горского к за­ключительным страницам этого сочинения – именно к характеристике кн. Пожар­ского. Часть замечаний А. В. Горского была принята, очевидно, во внимание со­ставителем биографии Пожарского, некоторые тирады были выпущены, другие же оставлены, по-видимому, в том же самом виде. Ниже приводятся цитаты из кни­ги С. К. Смирнова, по поводу которых сделаны замечания А. В. Горским.

805

В книге С. К-ча указываемое место читается так: «В характере кн. Пожарского не видно особенных черт, которыми бы он резко выдавался над современниками. Он не был ни глубоким политиком, ни военным гением, и только обстоятельствам обязан образованием и развитием в себе тех начал, которыми мог обратить на себя общее внимание» (стр. 131.).

806

      Имеются в виду, вероятно, какие-либо опущенные составителем в печат­ном издании слова «о духе времени». В некоторых дальнейших фразах С. К-ча, по-видимому, принято во внимание это замечание А. В-ча, см. стр. 133–134 пе­чатного издания: «При Михаиле Пожарский доказал своей деятельностью, что строгая безусловная покорность Царю Богоизбранному не ослаблялась в нем его счасть­ем, его блистательными подвигами, ни самым духом времени, который противопоставлял власти Царя останки древней борьбы родовых отношений с государ­ственными – в образе местнических притязаний. Пожарский, конечно, не мог идти наперекор требованиям духа времени, но при всем том были опыты, что он решался жертвовать этими требованиями обязанности строгого повиновения царской власти».

807

Соответственных фраз в печатном издании книги С. К. Смирнова не находится.

808

По-видимому, этот эпитет также исключен при печатании книжки.

809

«Осторожность его (Пожарского) была причиной медленности, которая не всем нравилась, за которую его звали Фабием; она была следствием того, что он мало доверял себе, своей опытности, своим знаниям: в эпоху 1612 г. Ми­нин был постоянным его советником; черта похвальная, но возможная и есте­ственная только в Пожарском. При другом военачальнике Минин не мог бы иметь того значения, которое имел он при Пожарском; недоверчивость к себе уничтожает в человеке всякую мысль о самостоятельности, сглаживает все не­равенство людей в обществе, – и потому не одно сочувствие к пламенному патрио­тизму выборного человека сблизило с ним Пожарского, но и недоверие к себе, опасение за трудность своего положения (стр. 134); и далее – «Сам Пожарский сознавался, что он насильно приневолен н трудному делу военачальствования, – и это признание, как нельзя лучше, высказывает его характер... Здесь выста­вляется борьба его патриотизма с недоверием к себе, с представлением трудности дела и своей неспособности преодолеть их» (стр. 134–135).

810

Соответственных фраз в печатном издании книги С. К. Смирнова не имеется.

811

«Недоверчивый к себе, он был доверчив к другим, ласков и добр в отношении к подчиненным, уступчив пред равными себе» (стр. 135.).

812

Письмо относится к 17 июля І859 г. и писано из Волоколамского Иосифо­ва монастыря (Моск. епархии), где А. В. Горский провел всю вакацию 1859 г. за разбором принадлежащих монастырю рукописей. В марте 1859 г. А. В. Горский, страстный любитель книг и рукописей, обратился к м. Филарету с представлением о том, чтобы в «видах пользы для духовной учености» было передано в собственность Академии собрание рукоп. Иосифова Волоколамского монастыря. По резолюции митрополита был образован для означенной передачи особый коми­тет из настоятеля Иосифова монастыря – о. архим. Гедеона, представителя от епархиального ведомства – прот. Волоколамского собора В. С. Богословского (позд­нее – настоятеля Московской ц. Симеона Столпника на Поварской) и депутата от Академии, каковым был избран А. В-ч. Из числа ркп. последний отобрал для академической библиотеки 236 №№ – которые в конце сентября и были приняты в Академию. Имеется печатное описание означенных ркп., составленное иеромон. Иосифом.

813

Сем. Серг. Владимирский, магистр 19-го курса Моск. Дух. Академии; с 1855 г., профессор Моск. дух. семинарии; скончался в 1888 году в Москве протоиереем церкви Смоленской Божьей Матери на Смоленском рынке; в указываемое письмом время заведывал подпиской на академич. журнал и издания в г. Москве.

814

Разумеется, очевидно, прот. П. С. Делицын, проф. физико-математич. наук в Моск. Акад., входивший в состав редакционного комитета по изданию «Твор. св. о.» и в течение двадцати лет почти исключительно заведывавший этой переводной частью.

815

М. Филарет на представлении А. В. Горского о передаче ркп. и об образовании особого комитета написал между прочим: «Комитет сей извлечет из списка ркп. иосифовской библиотеки те, которые с пользой могут быть перенесены в академическую библиотеку, не касаясь, впрочем, рукописей, которые по особым причинам лучше оставить в монастыре (разумеет собственноручно писанные преп. Иосифом) и не назначая без нужды к перенесению таких ркп., которые для Академии незначительны, а в монастыре могут иметь назидательное употребление».

816

Мать преп. Иосифа погребена была в монастыре св. Власия в г. Волоко­ламске, что ныне приходская церковь Петра и Павла. Память по ней братией Иосифова монаст. совершается 17-го июля.

817

Прот. П. С. Делицыну.

818

Амфитеатрову, проф. Моск. Акад.

819

Академический врач Н. С. Соколов (с января 1859 до мая I860 г.)

820

Супруге С. Конст-ча.

821

Московск. типография.

823

Вероятно, речь идет о принятии в Академию кого-либо из греческих уроженцев. В числе иноземцев, обучавшихся в Моск. Академии и поименованных в Ист. Моск. Акад. С. К. Смирнова, не указывается ни одного, время поступления которого совпадало бы с временем написания письма.

824

Письмо написано из С.-Петербурга, куда летом 1860 г. был вызываем А. В-ч. В этом году был образован особый комитет из духовных и свет­ских лиц для обсуждения поставленной на очередь реформы духовно-учебных заведений под председательством Димитрия, арх. Херсонского. В означенный комитет был приглашен и А. В-ч.

825

Кн. Урусов С. Н., директор духовно-учебного управления с 1859 г., по­том товарищ обер-прокурора Св. Синода, был одним из членов упомянутаго комитета; ум. в 1883 г.

826

Духовный журнал «Странник» основан и издавался с 1860 г. в С.-Пе­тербурге прот. В. В. Гречулевичем.

827

Гаевский И. С., чиновник за обер-прокурорским столом в Синоде, вхо­дивший также членом в указанный выше комитет.

828

Иванцов-Платонов А-р Мих. магистр XXII к., действительно, по хода­тайству А. В. Горского, был назначен бакалавр. церковн. истории в СПБ. Академии.

829

Репловский, Парф. Лук. По окончании курса назначен в Ярославск. семин. на класс Свящ. Писания, в феврале 1861 г. определен диаконом Штутгардтской придворной церкви. С 1869 г. доцент церковн. истории в Киевской Академии; ум. в 1870 г.

830

Речь, вероятно, идет о каком-либо поручении духовно-учебного правления относительно составления программ или учебников по всеобщей и русск. гражданской истории (С. К. Смирнов с 1844 по 1870 г. состоял бакалавр. и проф. русской гражд. истории). Означенные поручения неоднократно давались тем или другим лицам академической корпорации. В 1863 г. по такому поручению, между прочим, была составлена и издана учебная книга, именно по всеобщей истории, проф. Моск. Ак. П. Сим. Казанским (1-я часть, до Конст. Великого) Подобное же поручение составить учебную книгу по русск. гражд. истории дано было С. К. Смирнову, кажется, еще при обер-прокуроре Св. Синода гр. Н. А. Протасове, но за смертью последнего (16 янв. 1855 г.) и за переменой дальнейших обстоятель­ств о прежнем поручении вновь не вспомнили и обширный курс С. К-ча по пред­мету гражд. истории, доведенный до царствования Петра Вел., остался (и доселе остается) в рукописи.

831

Арсений (Москвин), только что назначенный (июля 1860 г.) митрополитом Киевским, скончавшийся в этом сане 28 апр. 1876 г.

832

Варлаам (Денисов), род. в 1804 г., учился в Новгородской семинарии, но академического образования не получил; в 1860 г. был назначен епископом екатеринбургским, викарием Вятской епархии, – а через два года епископом оренбургским; с 1866 г. был переведен в Чернигов и в 1868 получил архиепископство; скончался в 1873 г.; после себя оставил немало церковно-исторических н богословских трудов.

833

Крестница А. В-ча, дочь С. К-ча Анна, в замужестве за П. Н. Милюко­вым), род. 1859 г. 9 дек.

834

Иеромонах Геронтий, академический эконом с 1838 по 1867 г.

835

Ольга Косминична, ум. 1872 г. 3 марта, похоронена на кладбище близ лаврской Смоленской церкви.

836

Сочинение С. К. Смирнова: «История Троицкой Лаврской семинарии», вышед­шее в 1867 г., ранее печаталось отделами в «Прибавл. к твор. св. о.» за гг. 1861–1864 и предварительно просматривалось м. Филаретом (см. замечания на нее в письмах м. Филарета к А. В. Горскому в прибавл. к «Твор. св. о.» 1882 г., ч. XXX, стр. 61.).

837

М. Филарет принимал деятельное участие в просмотре перевода Нового Завета, часть которого исполнялась корпорацией Моск. Дух. Академии (особенно прот. Горским и Делицыным) в гг. 1860–1862. См. книгу – «Труды м. Моск. и Коломенского Филарета по переводу Нового Зав. на русск. яз.» СПБ. 1893. – И. Н. Корсунский. «Филарет, м. Моск., в его отношениях и деятельности по во­просу о переводе Библии на рус. яз.», в «Правосл. Обозр.» 1884 г,, т. II.

838

Сильвестр Обнорский особенно был чтим С. К-чем, который молитвенному ходатайству преподобного приписывал выздоровление своей супруги (в 1860 г.) от тяжкой болезни (родильная горячка). Житие преподобного Сильвестра С. К-ч действительно составил и поместил в «Душеп. Чтении» (1861 г. № 11), и в 1884 году издал отдельной книгой; составил также и службу Сильвестру, кото­рая, однако, по независящим обстоятельствам не была напечатана и хранится в рукописи; акафиста в этой службе нет; следовательно, он и не был составлен С. К-чем.

839

Владимирский; см. выше.

840

Челобитная Саввы Романова или точнее повесть о стрелецком бунте 1862 г. (о событиях в июне и июле), известна была во многих списках и кроме поме­щенного в одном из рукописных сборников Моск. Академии (поступившем в Академию в 1856 г. из Московск. синодальн. библиотеки в числе отобранных у раскольников). Довольно подробно изложено было содержание этой повести в 1861 г. в книге А. Б. (архим. Никанора Бровковича, позднее архиеп. Одесского) «Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола». Полностью вскоре после этого повесть была издана Д. Кожанчиковым в 1862 г. в книге «Три Челобитных» и проф. Н. С. Тихонравовым в «Лето­писях русск. литературы и древности», т. V-й, стр. III и дал. (в 1863 г.).

841

В 1862 г. у м. Филарета Московского спросили мнения о земских учреждениях, вопрос о которых назрел в ту эпоху государственных реформ, и митрополит через ректора Академии арх. Савву предложил проф. церк. истории в Академии А. В, Горскому высказаться по некоторым частным подробностям этого вопроса. В автобиографич. записках Саввы («Хроника моей жизни», т. II, стр. 689–691) записано следующее: «17 февр, 1862 г. Владыка митрополит через меня предложил А. В. Горскому след. вопросы: Земский собор. Употреблялось ли сие в старину буквально, как официальное выражение? Когда является сие на­звание в летописях? Постоянное ли это повременное учреждение или только чрезвы­чайное и часто ли можно встречать оное в истории России? В какой степени призываемо было к участию в сем духовенство?» 24-го февраля А. В. Горский, препрово­ждая наскоро составленный ответ, писал арх. Савве: «Особенно цель вопросов могла бы навести на те или другие стороны предмета, которые теперь могут быть опущены. Впрочем, сколько общими силами с П. Симоновичем (Казанским) и С. К-чем можно было, при отвлечениях службой, сделать, при помощи Божией. сделали. Слава Богу и за то!»

842

Н. Любимов, проф. Моск. унив., тогдашний редактор «Русского Вестника». Может быть, речь идет о статье С. К. Смирнова: «Из воспоминаний митр. Фила­рета», которая была изтоговлена С. К-чем, в 1868 г. и напечатана в «Правосл. Обозр.» за 1868 г. № 8 (август).

843

Имеется в виду ежегодная премия м. Филарета одному из наставников Академии из процентов с капитала в 12.500 р. внесенного м., Филаретом в 1864 г. В 1868 г. премия была присуждена С. К. Смирнову.

844

М. Филарет скон. 19 ноября 1867 г. Слово на память м. Филарета в 1869 г., если и было произнесено С. К-чем, то не было напечатано.

845

Как видно из приписки на письме самого С. К-ча, означенная заметка была написана А. В. Горским по поводу речи С. К-ча, заготовленной для док­торского диспута последнего в 1873 г. Речь, произнесенная на диспуте, напеча­тана не была и в бумагах С. К-ча не отыскана. Полное заглавие диссертации «Филологические замечания о языке новозаветном в сличении с классическим при чтении послания ап. Павла к Ефесеям».

846

В 1872 г. происходило открытие Политехнического музея.

847

Невоструев; скон. 30 ноября 1872 г.

848

Прот. Александра Ивановича Невоструева; сконч. в 1872 г.

849

По завещанию К. И. Невоструева, собрание его книг и рукописей в коли­честве 2.949 передано было в академическую библиотеку, в которой и образо­вало особый отдел.

850

Игнатий (Рождественский), еп. Можайский, вик. Моск. еп. с 1866 г. – 1 декабря – день тезоименитства покойного м. Филарета. Филаретовское заведение – епархиальное женское училище, учрежденное м. Филаретом.

851

Мих. Лузин, инспект. Моск. Акад.

852

Леонид (Краснопевков), с 1859 г. до 1876 г. еписк. Дмитровский, вик. Моск. еп.

853

Еп. Игнатий.

854

Арсений.

855

В настоящее время икона помещается в правом углу алтаря академической церкви; на ней по нижнему краю имеется надпись; «Писана сия икона в Сергиевой лавре, в мастерской иконописания, под руководством художника Ивана Малышева, в 1864 году».

856

Тяжкая болезнь томила А. В. Горского долгие месяцы и 11 окт. следующего нового 1875 г. унесла его в могилу.


Источник: У Троицы в Академии. 1814-1914 гг. : Юбил. сб. ист. материалов. - Москва : Изд. бывш. воспитанников Моск. духов. акад., 1914. - XII, 772 с., 11 л. ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle