У Троицы в Академии. 1814–1914 гг.

Источник

1814–1914 гг.

Юбилейный сборник исторических материалов.

Издание бывших воспитанников Московской духовной академии

Содержание

Вместо предисловия

История общества, составившегося под названием «Ученых Бесед» в Московской Духовной Академии 1816 года марта дня. Ф. А. Голубинского Введение в историю Общества, составившегося под названием «Ученых Бесед» Причины, побудившие писать историю Общества Содержание и вид истории Общества Период первый Из старых студенческих писем (1826–1834 гг.) Письма наставников и воспитанников Московской Духовной Академии к гр. Михаилу Владимировичу Толстому и к его матери, граф. Прасковье Николаевне (1829–1831 гг.) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Поздравительное стихотворение графу М. В. Толстому. Из записок московского протоиерея Н. И. Надеждина (1832–1833 гг.) Из «Семейных записок» протоиерея Димитрия Ивановича Kастальского. – Академия (1840–1844 гг.) Из воспоминаний протоиерея С. С. Модестова. – Прохождение академического курса (1852–1856 гг.) Московская Духовная Академия в 1854–58 гг. Из воспоминаний Ив. Кузьм. Смирнова Из писем к родителям студента Московской Академии начала семидесятых годов Краткие воспоминания о Московской Духовной Академии в период 1876–1880 гг Студенты-платоники в Академии Филарет Амфитеатров – первый инспектор и второй ректор Московской Духовной Академии Очерки жизни и деятельности Александра Васильевича Горского I. Литература о А. В. Горском II. А. В. Горский – студент Московской Духовной Академии III. Несколько замечаний об образовании нравственного характера А. В. Горского IV. Первоначальные занятия А. В. Горского историей V. Отношение А. В. Горского к студентам VI. Переписка А. В. Горского с разными лицами, как средство приобретения знаний VII. Научное руководительство А. В. Горского 1. Общие замечания 2. Влияние А. В. Горского на Академию 3. Влияние А. В. Горского на постановку преподавания церковной истории в разных учебных заведениях 4. Сношения с учеными исследователями 5. Краткая оценка руководительства А. В. Горского Заключение Горский и Невоструев. Проф. И. С. Тихонравов. Из литографированного курса его лекций по истории русской литературы 1881–82 г., лл. 117–134 Период патриаршества в Церкви Российской. А. В. Горский Письма к Л. В. Горскому О. М. Бодянского, Ф. И. Буслаева, Л. Ф. Гильфердинга, Н. С. Тихонравова и И. И. Срезневского I. Письма О. M. Бодянского 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 II. Письма Ф. И. Буслаева 1 (15) 2 (16) 3 (17) 4 (18) 5 (19) 6 (20) 8 (22) III. Письмо А. Ф. Гильфердинга (23) IV. Письма Н. С. Тихонравова 1 (24) 2 (25) 3 (26) 4 (27) 5 (28) 6 (29) V. Письма И. И. Срезневского 1 (30) 2 (31) 3 (32) 4 (33) 5 (34) 6 (35) 7 (36) 8 (37) 9 (38) 10 (39) 11 (40) 12 (41) 13 (42) 14 (43) (44) Письмо А. В. Горского к И. И. Срезневскому 15 (45) 16 (46) 17 (47) 18 (48) Из письма А. В. Горского от 18 ноября 1842 г. к брату Владимиру Васильевичу в Пекин Из писем профессора Н. К. Соколова к А. В. Горскому. Письма А. В. Горского к проф. Н. К. Соколову Письма А. В. Горского к профессору Академии С. К. Смирнову I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV Письмо к прот. А. В. Горскому архиеп. Черниговского Филарета Рекомендации ректора Академии прот. А. В. Горского о наставниках Академии, представленные ревизору, преосвященному Макарию, архиепископу Литовскому Отрывки из дневника А. В. Горского Листок предсмертных распоряжений А. В. Горского Напутственное приобщение св. тайн А. В. Горского Духовное завещание А. В. Горского Ректор Московской Духовной Академии протоиерей Александр Васильевич Горский Переписка профессора Московской Духовной Академии Петра Симоновича Казанского с Александрой Николаевной Бахметевой 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 Письма к проф. и ректору Моск. Дух. Академии С. К. Смирнову разных лиц I. Переписка с Μ. П. Погодиным 1. Письмо С. Н. Смирнова к Μ. П. Погодину 2. Письмо Μ. П. Погодина к проф. С. К. Смирнову 3. Письмо С. К. Смирнова к Μ. П. Погодину II. Письмо Филарета, митрополита Московского III. Письма M. И. Сухомлинова 1 2 3 4 5 IV. Письма Ф. И. Буслаева 1 2 V. Письма Н. С. Тихонравова 1 2 VI. Из письма Η. П. Гилярова-Платонова VII. Письмо протоиерея А. Т. Шиллегодского к проф. С. К. Смирнову VIII. Письма Μ. Ф. Бычкова 1 2 3 4 IX. Письмо И. И. Срезневского X. Письма главного священника армии и флота П. Е. Покровского 1 2 3 XI. Письмо проф. И. Платонова. XII. Из писем В. Д. Кудрявцева-Платонова. 1 2 XIII. Письмо гр. М. В. Толстого XIV. Из писем прот. А. А. Лебедева XV. Письмо гр. И. Д. Делянова XVI. Письма К. П. Победоносцева 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Письмо профессора С. К. Смирнова к Леониду, епископу Дмитровскому Повестка о распоряжении ревизора академии Макария, архиепископа Литовского Студенческие воспоминания о А. Ф. Лаврове Памяти Димитрия Феодоровича Голубинского Памяти профессора Моск. Дух. Академии Д. Ф. Голубинского Павел Иванович Горский-Платонов К воспоминаниям о П. И. Горском-Платонове Письмо К. П. Победоносцева к проф. П. И. Горскому. Воспоминания о В. О. Ключевском К пребыванию В. О. Ключевского в Аббас-Тумане в 1893–1895 гг Мнение В. О. Ключевского о Максиме Горьком Из писем Н. И. Субботина к родственнику протоиерею М. В. Миловскому 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Из воспоминаний Е. Е. Голубинского. Евгений Евсигнеевич перед смертью Профессор И. Н. Корсунский Академическая библиотека в 1890–98 годах В. А. Андреев и его дар для студенческой библиотеки Московской Духовной Академии Non! (Из воспоминаний об о. Рафаиле) За тридцать лет. (1884–1914 гг.)  

 
Вместо предисловия

Бывшие воспитанники Московской Духовной Академии, живущие в Москве, на общем своем собрании 17 октября 1913 года, по предложению протоиерея Н. Добронравова, решили ознаменовать столетний юбилей родной им Академии, между прочим, изданием сборника разного рода исторических документов и статей, так или иначе рисующих академический быт за минувшее столетие или характеризующих выдающихся деятелей Академии, Для осуществления этого решения была избрана особая комиссия, которая нашла нужным прежде всего обратиться ко всем питомцам Московской Духовной Академии с таким воззванием:

«1 октября 1914 года исполняется сто лет, как Московская Духовная Академия устроилась в Сергиевой лавре и начала новую жизнь в качестве преемницы прежней Славяно-Греко-Латинской Академии и Троицкой Семинарии. Желая ознаменовать столетний юбилей рассадника высшего научно-богословского знания в нашем отечестве, насельники Белокаменной, – питомцы Московской Духовной Академии, – в общем собрании 17 октября 1913 года постановили кликнуть клич по святой Руси, чтобы люди, обязанные этой школе своим духовным развитием и образованием, отозвались на ее вековой юбилей присылкой к 1 февраля будущего года документов, которые так или иначе рисуют ее быт за минувшее столетие. Сюда относятся: всякого рода письма, дневники, воспоминания, свои и чужие, биографии, автобиографии и записки, в рукописях и печатном виде, с изложением событий из прошлого Академии. По этим документам, после их рассмотрения и приведения в систему, будет составлен сборник, который должен осветить минувшие судьбы Академии по возможности с самых различных сторон.

Для приема и упорядочения материалов, которые имеют поступить, избрана комиссия, под председательством законоучителя Александровского Военного Училища протоиерея Н. П. Добронравова, в составе: Протопресвитера Успенского Собора Н. А. Любимова, профессоров Сельско-Хозяйственного Института о. И. А. Артоболевского и Лицея Цесаревича Николая о. И. И. Соловьева, протоиерея ц. Троицы, в Вешняках, С. В. Страхова, свящ. ц. Трех Святителей Н. А. Колосова; бывших профессоров Моск. Дух. Академии Н. А. Заозерского и В. А. Соколова, преподавателей Моск. Духовной Семинарии Η. П. Розанова и С. И. Кедрова, Заиконоспасского Духовного Училища Η. П. Николина и заведующего Патриаршей Библиотекой Η. П. Попова. На ту же комиссию названным общим собранием возложена обязанность озаботиться: а) привлечением добровольных пожертвований на устройство для академического храма церковно-богослужебной утвари (креста, евангелия и свящ. сосудов) и б) чтобы на будущее время лучшие из питомцев Московск. Дух. Академии неизменно получали образование за счет стипендии имени митроп. Платона, столь много сделавшего для высшей духовной школы, и выходили из ее недр в жизнь с прибавлением к своим фамилиям «Платоновых», как было в прежние годы.

Для приведения в исполнение всех этих намерений надобен капитал не менее 12.000 рублей, к составлению которого путем добровольных взносов и приглашаются все питомцы Московской Духовной Академии, желающие почтить вековое служение своей духовной матери в деле воспитания и образования русского юношества, а равно и другие лица, сочувствующие выполнению намеченных задач.

Документы (которые, в случае заявления, будут возвращены собственникам в полной сохранности) и денежные приношения просят адресовать в г. Москву на имя Председателя Комиссии, законоучителя Александровского Военного Училища протоиерея Николая Павловича Добронравова, или ее казначея, протоиерея ц. Святителя Николая, в Новой Слободе (Долгоруковская ул.), Виктора Ивановича Кедрова».

Это «Воззвание» было напечатано в некоторых газетах, в «Прибавлениях» к Синодским Ведомостям, во многих провинциальных епархиальных органах, а также было разослано по всем духовно-учебным заведениям, мужским и женским, и некоторым отдельным лицам, учившимся в Московской Академии. Бывшие питомцы ее не замедлили откликнуться, но главным образом посильными денежными пожертвованиями. Что же касается исторических материалов для Сборника, то их было прислано чрезвычайно мало; или же они касались не истории Академии, но жизни и деятельности авторов по выходе их из Академии, что, бесспорно, будет иметь значение при составлении полных списков ее питомцев. Поэтому членам Комиссии пришлось самим обращаться с просьбой к разным лицам дать нужный материал для издаваемого Сборника, на что многие отозвались с полной готовностью.

Собранный материал распределен в таком порядке. В начале сборника помещены – записка Ф. А. Голубинского об обществе, составившемся среди студентов первого академического курса под названием «Ученых Бесед», а также письма некоторых из первых академических профессоров и студентов к разным лицам. То и другое дает ценный материал для истории Московской Академии за первые двадцать пять лет ее существования в Сергиевском посаде. Далее следует ряд воспоминаний бывших воспитанников Академии об их академической жизни, начиная с тридцатых годов прошлого столетия и кончая началом восьмидесятых. Вслед за этими воспоминаниями Комиссия нашла нужным поместить нарочито написанную по ее предложению статью «Студенты-платоники в Академии», так как, ввиду намерения бывших питомцев Московской Академии восстановить стипендию имени митрополита Платона, не излишне было познакомить читателей Сборника с существовавшим в Академии институтом платоников и показать, каким украшением для Академии были эти платоники, особенно последние двенадцать. После этого идет ряд статей, воспоминаний и других исторических документов, касающихся отдельных, служивших в Московской Академии лиц, начиная с первого ее инспектора, Филарета (Амфитеатрова). Бесспорно, – для Московской Духовной Академии громаднейшее значение имеет Александр Васильевич Горский, занимающий первое место среди всех академических деятелей за все время столетнего существования Академии. Без преувеличения можно сказать, что все лучшее и светлое в Академии идет от Горского, и Академия не утратит окончательно своей богословско-научной силы, пока в ней совершенно не иссякнет дух Горского. Поэтому Комиссия всеми силами старалась собрать как можно более ценного исторического материала для изображения этой великой, светлой и обаятельной личности, имя которой не перестает произносить с полным уважением весь ученый мир, и восторженная память о которой благоговейно хранится в благодарных сердцах всех учеников Горского, рассеянных по всей России и выступающих на разных поприщах деятельности – от высших духовных иерархов и прославившихся своей ученостью профессоров до скромных преподавателей в духовно-учебных заведениях и городских священников. Комиссия поместила в Сборнике «Очерки жизни и деятельности Александра Васильевича Горского», написанные, главным образом, на основании еще неизвестных в печати документов. Для того, чтобы показать, какое значение имел А. В. Горский в деле «Описания рукописей Синодальной Библиотеки», совершенном им совместно с К. И. Невоструевым, помещена лекция известного профессора Московского Университета Н. С. Тихонравова – «Горский и Невоструев», еще нигде не напечатанная. С целью же дать читателю Сборника возможность судить, какие лекции по истории русской Церкви предлагал своим слушателям А. В. Горский, печатается, – также впервые, – «Листок» из его лекции о патриаршестве. Ряд писем к А. В. Горскому разных ученых показывает, как высоко ценили Горского современные ему корифеи науки, а вместе с тем ясно говорит, что «благодаря Горскому, между Академией и другими центрами русской науки, особенно Московским и Петербургским университетами, выросли крепкие, живые нити, которыми поддерживается между ними постоянный обмен научной энергии и накоплявшихся познаний». Другие помещенные в Сборнике документы имеют значение для биографии А. В. Горского и для истории Академии. Наконец, помещены «Воспоминания о А. В. Горском», живо рисующие читателям, каким ректором был Александр Васильевич для своих питомцев и как дорожил он ученой честью Академии.

После А. В. Горского Сборник останавливается и на других профессорах Академии, – П. С. Казанском, переписка которого с А. Н. Бахметевой имеет немалую ценность для истории не только церковной, но и всей общественной нашей жизни в шестидесятых и семидесятых годах прошлого века; С. К. Смирнове, – академическом историке, оставившем после себя огромное количество писем, адресованных к нему разными учеными и видными государственными деятелями; А. О. Лаврове-Платонове (преосв. Алексии), – ученом канонисте; Д. Ф. Голубинском, – производившем сильное впечатление на студентов Академии своей глубокой религиозностью и смирением; П. И. Горском-Платонове, – опытном, тактичном инспекторе и ученом гебраисте; знаменитых профессорах – В. О. Ключевском, Н. И. Субботине и Е. Е. Голубинском: о первом из них к тому, что о нем уже известно в печати, Сборник добавляет нечто новое, например, о побывках его в Сергиевском посаде, пребывании в Аббас-Тумане и т. д.; письма второго характеризуют личность их автора и говорят о внутренней жизни Академии в третьей четверти прошлого века; наконец, «Детство» третьего, описанное им самим с горьким неподражаемым юмором, не может не наводить на тяжелые думы. Упоминает Сборник и о состоянии академической библиотеки в конце прошедшего столетия, а также и о библиотекарях – благородном и трудолюбивейшем ученом И. Н. Корсунском и о простом, добром о. Рафаиле. Заключительное слово Сборника составляет статья питомца Московской Духовной Академии, известнейшего европейского ученого, ординарного профессора С.-Петербургской Императорской Духовной Академии, доктора богословия, H. Н. Глубоковского – «За тридцать лет (1884–1914 гг.)». Изображая, какой Академия была до введения в ней нового (1884 г.) устава и какой она сделалась после того, эта статья авторитетнейшего ученого, всецело преданного «священному культу науки», есть «отзвук сердечного соболезнования» его Академии и «душевного благожелания» ей. Она как бы подводит, итог всему сказанному в Сборнике...

Все статьи и материалы для Сборника доставлены бесплатно и притом даже лицами, не имеющими ближайшего отношения к Московской Академии, например, С. О. Долговым, Е. В. Барсовым. Пояснительные примечания к помещенным в Сборнике историческим материалам написаны или теми лицами, которые такие материалы доставили, или большей частью редактировавшим Сборник о. Председателем Комиссии и некоторыми членами ее (С. И. Кедровым, Н. П. Николиным, Η. П. Розановым, С. В. Страховым, Η. П. Поповым). За печатанием издания и правкой корректур следили о. Н. Колосов (листы 24–40) и о. Председатель Комиссии (листы 1–23 и с 41 до конца книги), составивший и приложенный к Сборнику указатель встречающихся в нем личных имен.

Комиссия не может не видеть, что в Сборнике нет упоминания о некоторых видных лицах, служивших в Академии, или же об иных из них говорится довольно кратко. Но в оправдание себя Комиссия может сказать, что в ее распоряжении было только полгода – с ноября до мая, так как с мая необходимо было начать печатание Сборника, чтобы он мог выйти в свет ко дню академического юбилея. Конечно, о некоторых профессорах можно было бы дать в Сборнике перепечатки старых статей, но Комиссия решила удержаться от этого, как потому, что напечатанные статьи большинству тех читателей, для которых Сборник, главным образом, назначается, хорошо известны, и следовательно, особой ценности в данном случае не могут иметь, так и потому, что, сколь известно Комиссии, Сборник со многими перепечатками старых статей издается самой Академией к ее юбилею.

Издавая свой Сборник, Комиссия, в виду той трудности, с которой ей приходилось собирать материалы, желала бы высказать совет об организации на будущее время особого учреждения при Академии, в котором с особенной бережностью хранились бы и своевременно открывались для всех интересующихся разного рода исторические материалы, касающиеся академической жизни, – заметки, мемуары, очерки, переписки и т. п., причем однако, пользование ими могло бы быть обставлено известными условиями и оговорками со стороны владельцев подобных документов. Только при наличности такого рода материалов и возможна более или менее полная, не основанная лишь на официальных документах, история Академии. Комиссия не поместила в Сборнике списка всех учившихся в Московской Академии, но, конечно, было бы очень желательно издание такого полного списка питомцев Академии с характеристикой их службы и деятельности. Само собой понятно, что для осуществления такого издания необходим коллективный труд и прежде всего участие самих бывших питомцев Академии. Сознавая это, Комиссия желала бы, чтобы все питомцы Академии аккуратно осведомляли ее о своих служебных назначениях и перемещениях, о литературной и прочей своей деятельности. Для собирания же и обработки этих сведений могло бы быть учреждено постоянное бюро при Академии, на котором и сосредоточивалась бы забота не терять из виду ни одного из питомцев Академии, а равно и забота по собиранию исторических материалов этого высокопросветительного учреждения христианской науки.


Источник: У Троицы в Академии. 1814-1914 гг. : Юбил. сб. ист. материалов. - Москва : Изд. бывш. воспитанников Моск. духов. акад., 1914. - XII, 772 с., 11 л. ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle