прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец

Источник

Глава 3. Автономная православная Церковь Эстонии

Учреждение автономной православной Церкви в Эстонии

Первый Собор Эстонской Православной Церкви состоялся 21 марта 1919 г. и занимался упорядочением жизни Церкви в новых условиях.

19 мая 1919 г. Учредительное собрание Эстонии провозгласило образование Эстонской Республики. 2 февраля 1920 г. РСФСР и Эстонская Республика заключили мирный договор, определили советско-эстонскую границу и установили дипломатические отношения между двумя государствами. Советская сторона передала Эстонии исконно российскую часть Псковской губернии с расположенным здесь Псково-Печерским монастырем.

10 мая 1920 г. Священный Синод и Высший церковный совет Русской Православной Церкви в соединенном присутствии обсудили каноническое положение частей бывшей Псковской епархии и Ревельского викариатства, оказавшихся в пределах новообразованного Эстонского государства, и приняли постановление, которое вместе с разъяснениями Священного Синода было передано специально приехавшему в июне в Москву представителю православной Церкви в Эстонии П.И. Сеппу в постановлении было сказано, что «ввиду того, что Эстонская Церковь как находящаяся в пределах самостоятельного государства фактически уже пользуется самостоятельностью во всех делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительских и церковно-гражданских, и в разъяснение постановления соединенного присутствия Священного Синода и Высшего церковного совета от 10 мая 1920 г. за № 183, признать Эстонскую Православную Церковь автономною впредь до разрешения вопроса об автокефалии ее Всероссийским церковным Собором.

По примеру данного уже православной Церкви Финляндии разрешения предоставить церковной власти Эстонии разрешать православным приходам, которые того пожелают, при праздновании церковных праздников пользоваться новым стилем»51.

Представитель православной Церкви в Эстонии передал Святейшему Патриарху Тихону приглашение посетить Таллинн (Ревель) и принять участие в организационном Соборе и рукоположении первого архипастыря новоучрежденной Ревельской и Эстонской епархии. Святейший Патриарх 15 июня 1920 г. обратился в ВЧК с просьбой разрешить ему поездку в Таллин. Отрицательный ответ Секретного отдела за подписью М.И. Лациса последовал 17 июня и хранится до сих пор в Епархиальном архиве Эстонии.

По благословению Святейшего Патриарха Тихона в октябре 1920 г52. епископом Ревельским и Эстонским автономной православной Церкви в Эстонии (АПЦЭ) избрали священника Преображенского храма Пярну (Пернов) Александра Паулуса. Это избрание было утверждено Святейшим Патриархом Тихоном 12/25 октября 1920 г. 5 декабря того же года в Таллинне хиротонисали архимандрита Александра во епископа Ревельского и Эстонского архиепископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов) и епископ Финляндский и Выборгский Серафим (Лукьянов). Святейший Патриарх Тихон возвел новопоставленного епископа Александра в сан архиепископа.

Епископ Александр (в миру Александр Карлович Паулус) родился 2 февраля 1872 г. в эстонской православной крестьянской семье. Учился в саалемской вспомогательной школе (1881/82), фенцериской приходской школе (1883/84). Как лучший ученик был направлен в рижское духовное училище (1884–1888), продолжал обучение в Рижской духовной семинарии (1888–1894). По окончании семинарии зачислен в клир Рижской епархии и определен на должность псаломщика-учителя на приход в Лсэзи, в 1897 г. переведен в Колга-Яани, в 1900 г. – в Феллин (Вильянди). В 1901 г. вступил в брак с Зинаидой Ахтманн, в 1909 г. овдовел. 29 августа 1901 г. еп. Рижским и Митавским Агафангелом рукоположен во священника и служил на эстонских приходах Рижской епархии – в Кыргессааре на острове Даго (Хийумаа) (1901–1903), в Каркси (1903–1908), в Лайузе (1908–1916) и в Пярну (1916–1920). 21 марта 1919 г. на первом Соборе Эстонской православной Церкви в Таллинне протоиерей Александр Паулус был избран кандидатом на замещение должности викарного епископа Эстонской Православной Церкви. Вскоре после избрания протоиерей Александр отказался от предложенной ему хиротонии в связи с полным отсутствием поддержки со стороны представителей русских приходов, воздержавшихся при голосовании. На том же Соборе при единодушном одобрении собравшихся клириков и мирян кандидатом на кафедру правящего архиерея заочно был избран другой эстонец – профессор Московского университета Александр Каэлас. После внезапной смерти в Иркутске профессора Каэласа в апреле 1920 г. и ввиду того, что Эстонская Церковь, находившаяся в пределах новообразованного Эстонского государства, получила согласно своему желанию статус автономной Церкви, настоятель Преображенского эстонского храма в Пярну протоиерей Александр Паулус в сент. 1920 г. Собором Эстонской Православной Церкви вновь был избран тайным голосованием (единогласно) архиепископом Таллиннским и всей Эстонии, что было утверждено Святейшим Патриархом.

Правление АПЦЭ было возложено на ее исполнительный орган – Синод, в который кроме архипастыря вошли клирики и миряне, избираемые Собором Церкви и утверждаемые архиепископом. Через Синод осуществлялась связь между автономной православной Церковью в Эстонии, Святейшим Патриархом Тихоном и Автономной Финляндской Православной Церковью. Таким образом, автономия православной Церкви в Эстонии была осуществлена в силу внутренних и внешних обстоятельств и сформирована священноначалием Русской Православной Церкви на безусловном каноническом основании. Это позволило православной Церкви в Эстонии без ущерба для полноценной жизнедеятельности иметь необходимую связь со священноначалием Матери Церкви в Москве, а в чрезвычайных обстоятельствах самостоятельно продолжать служение столько времени, сколько потребуется. Как уже отмечалось, в таком же сложном положении оказались и другие епархии Русской Православной Церкви, расположенные на территории новообразованных независимых государств: Финляндская и Выборгская, Рижская и Митавская, Варшавская и Привислинская и другие в пределах Полыни. Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод 11 февраля 1921 г. даровали широкую автономию Финляндской Православной Церкви, 21 июня 1921 г. – православной Церкви в Латвии и 27 сентября 1921 г. – православной Церкви в Польше. В условиях широкой автономии православная Церковь в Эстонии, как и остальные, смогла постепенно восстановить все стороны церковного бытия: епархиальную, приходскую и монастырскую жизнь, развить духовное просвещение и религиозное образование, благотворительность и служение милосердия. Исключительное место в жизни АПЦЭ занимали монастыри – важнейшие духовные центры, поддерживавшие в душах людей, стекавшихся в их благодатную ограду, ту спасительную веру, без которой, по слову апостола, угодить Богу невозможно (Евр. 11:6).

В этот период в ведении АПЦЭ находились: одна из древних, особо почитаемых русских обителей Псково-Печерский Успения Божией Матери мужской монастырь, Пюхтицкий Успенский женский монастырь, Иверская женская община в Нарве. Многие священнослужители Автономной Эстонской Православной Церкви и благочестивые миряне посещали святые обители Русской Православной Церкви, расположенные в епархиях западной части бывшей Российской империи: рижский Свято-Троицкий женский монастырь, Виленский Свято-Духовский мужской монастырь и Почаевскую Успенскую лавру. Но наибольшее стечение паломников из Эстонии ежегодно происходило 28 июня, на день памяти основателей Валаамского Свято-Преображенского мужского монастыря, преподобных чудотворцев Сергия и Германа.

Первоочередной пастырской заботой в Автономной Эстонской Православной Церкви оставалось попечение о браке и семье, о религиозном воспитании детей, раскрытие в сознании пасомых сущности супружеского и семейного служения в браке, являющегося, по слову апостола, великой тайной по отношению ко Христу и Церкви (Еф. 5:32).

Переход православной Церкви в Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата

25 ноября 1921 г. на Константинопольский патриарший престол был избран митрополит Афинский Мелетий (Метаксакис), занимавший Константинопольскую кафедру около двух лет (до 20 сентября 1923 г.). Его решения по ряду принципиальных вопросов межцерковных и межхристианских отношений преступили допустимые для отдельной поместной православной Церкви канонические пределы и нарушили традиционный братский характер межправославных связей. Еще в 1921 г. Афинский митрополит Мелетий без согласия священноначалия Русской Православной Церкви, окормлявшей православных всех национальностей в Северной Америке в силу исторического первенства своей миссии в этом регионе, создал Греческую архиепископию Северной и Южной Америки под юрисдикцией Священного Синода Элладской Православной Церкви с центром в США. Став Патриархом Константинопольским, Мелетий IV в декабре 1921 г. на конференции православных епископов Америки заявил о праве Константинопольского Патриарха на юрисдикцию над всей православной диаспорой, в том числе и над Алеутской и Североамериканской епархией Русской Православной Церкви. Против этого притязания высказались все участвовавшие в конференции архиереи во главе с митрополитом Платоном (Рождественским). Вольно или невольно, но наибольший ущерб внешняя деятельность Патриарха Мелетия IV причинила Русской Православной Церкви. 1 марта 1922 г. по инициативе своего председателя Священный Синод Константинопольской Церкви принял решение об обязательном и исключительном подчинении Константинопольскому Патриарху всей православной диаспоры всего православного рассеяния и всех православных приходов и епархий, находящихся вне границ государств, в пределах которых пребывают поместные православные Церкви.

Не случайно это решение было принято Синодом Константинопольской Церкви в исключительно тяжелый период жизни Русской Православной Церкви, когда в СССР по декрету ВЦИК, принятому 23 февраля 1922 г., по всей стране происходило насильственное изъятие церковных ценностей на нужды голодающего населения Поволжья. Спровоцированный на этой почве советскими властями конфликт между Церковью, которая якобы отказывалась выполнять столь гуманное постановление, и государством был умело направлен на разгром Церкви и прежде всего на устранение от управления ею Святейшего Патриарха Тихона, на уничтожение как можно большего числа архиереев, клириков и мирян, чтобы, по выражению В.И. Ульянова, «разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые... позиции на много десятилетий». Святейший Патриарх Тихон был арестован 9 мая 1922 г., и его первосвятительское служение было прервано более чем на год до освобождения из-под стражи 25 июня 1923 г.

Хорошо зная о трагедии Русской Православной Церкви, Патриарх Мелетий IV именно в это время настойчиво добивался претворения в жизнь своего решения. Он обратился к архиепископу Алеутскому и Североамериканскому Александру (Немоловскому) и другим архиереям епархии Русской Православной Церкви в Северной Америке с официальным предложением о переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Архипастыри рассмотрели это обращение на конференции 7 мая 1922 г. и решительно его отвергли. Столь же безуспешной оказалась и предпринятая Патриархом Мелетием IV в начале 1923 г. попытка убедить управляющего приходами Русской Православной Церкви в Западной Европе митрополита Евлогия (Георгиевского), подведомственный ему клир и паству перейти в юрисдикцию Константинопольского Патриархата в подчинение митрополита Фиатирского Германа, экзарха Западной и Центральной Европы. Митрополит Евлогий в послании 28 марта 1923 г. отклонил это предложение, в июле 1924 г. он точно так же отклонил подобное предложение Патриарха Константинопольского Григория VII. Большая часть автокефальных православных Церквей имела и до сих пор имеет диаспору, но ни одна из них не признала решение, выдвинутое Патриархом Мелетием IV.

По-иному обстояло дело с автономной православной Церковью в Эстонии, где политика государственной власти отличалась крайним национализмом. 23 сентября 1922 г. Собор принял решение об обращении к Патриарху Константинопольскому Мелетию IV с прошением о принятии автономной православной Церкви в Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и даровании ей автокефалии. 10 сентября 1940 г. в обращении к Блаженнейшему Сергию Московскому, митрополиту и Патриаршему Местоблюстителю, митрополит Таллиннский и всей Эстонии Александр (Паулус) писал, что это решение было принято под сильным политическим давлением со стороны государственной власти в то время, когда из Советской России непрерывно поступали сведения о тяжелейшем положении Святейшего Патриарха Тихона и Русской Православной Церкви и в ответ на призыв Патриарха Мелетия IV. Вскоре такой же шаг был сделан и Финляндской Православной Церковью53.

Томосом Патриарха Мелетия IV от 6 июня 1923 г. первой была принята в юрисдикцию Константинопольского Патриархата Финляндская Православная Церковь (состоящая из Финляндской и Выборгской епархий Русской Православной Церкви), которой при этом была предоставлена автономия, хотя эта Церковь ею уже пользовалась с 11 февраля 1921 г. в соответствии с решением высшей церковной власти Московского Патриархата. Это деяние явилось самовольным отторжением и поглощением одной автокефальной православной Церковью части канонической территории другой братской автокефальной православной Церкви, что противоречило духу христианской любви и попирало общепринятые принципы церковного права (8 правило III Вселенского Собора; 9 правило Антиохийского Собора и др.).

Через месяц, 7 июля 1923 г., Патриарх Мелетий IV вручил в Константинополе архиепископу Таллиннскому и Эстонскому Александру (Паулусу) Томос о принятии православной Церкви в Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата как отдельного автономного церковного округа «Эстонская православная митрополия»54. Таким образом, Константинопольским Патриархатом были аннексированы Таллиннская и Эстонская епархия, часть Нарвского викариатства Петроградской епархии и часть древней Псковской епархии Русской Православной Церкви. Обосновывая свои действия, Константинопольский Патриархат, в первую очередь, напомнил о том, что Вселенский Престол осуществляет каноническое попечение о церковном устроении тех православных общин, которые остаются без пастырского окормления. Во-вторых, в Томосе утверждалось, что перехода в юрисдикцию Константинопольского Патриархата требовали новые политические условия, сложившиеся в Эстонии, и, в-третьих, подчеркивалось, что возникшие в России церковные нестроения сделали невозможным установление «надлежащего церковного устроения в Эстонии со стороны святой Церкви России».

Относительно первого аргумента следует иметь в виду, что по священным канонам и в соответствии с церковной традицией Константинопольский престол, как и каждая автокефальная православная Церковь, может совершать подобные деяния исключительно при условии обращения к ней за помощью священноначалия другой автокефальной православной Церкви. Но такого обращения не было, и, более того, автономная православная Церковь в этом не нуждалась. Священноначалие Русской Православной Церкви канонически обустроило автономную православную Церковь в Эстонии таким образом, чтобы в случае необходимости она могла в полном отрыве от Матери Церкви нормально осуществлять свое служение.

Сложившиеся в Эстонии «новые политические условия» не могли отрицательно сказаться на характере отношений священноначалия Русской Православной Церкви с автономной православной Церковью в Эстонии, потому что Церковь не устанавливает политический курс государства и не может нести за него ответственность, она совершает свое служение в любой политической обстановке, с другой стороны, условия, сложившиеся в Советской России, были глубоко враждебны какому бы то ни было проявлению религиозного чувства, но они никоим образом не могли повлиять на жизнь православной Церкви в Эстонии.

Столь же неоснователен и последний аргумент. Как уже отмечалось, каноническое устроение автономной православной Церкви в Эстонии, осуществленное священноначалием Русской Православной Церкви в мае 1920 г., учитывало возможное ухудшение положения Церкви в Советской России и возникновение серьезных трудностей для нормального осуществления Святейшим Патриархом Тихоном своего первосвятительского служения, как это и произошло позднее. Однако ко времени вручения Патриархом Мелетием IV Томоса архиепископу Александру Святейший Патриарх Тихон был уже освобожден из-под ареста и приступил к исполнению обязанностей по управлению Русской Православной Церковью, включая и сферу межправославных отношений, о чем несомненно через представителя Константинопольского Патриарха в Москве архимандрита Димопулоса сразу стало известно Патриарху Мелетию IV. Мировые информационные агентства самым деятельным образом участвовали в защите Святейшего Патриарха Тихона от репрессий советских властей, и сообщение об освобождении Предстоятеля Русской Православной Церкви немедленно появилось во всех печатных изданиях.

Таким образом, самовольное отторжение Предстоятелем Константинопольской Церкви части канонической территории Русской Православной Церкви усугублялось игнорированием законной и действующей власти братской автокефальной православной Церкви, с которой следовало бы Константинополю войти в сношение, прежде чем принимать столь ответственное решение, тем более что Патриарху Мелетию IV не могла остаться неизвестной политическая подоплека обращения к нему архиепископа Александра.

12 декабря 1923 г. возведенный в сан митрополита Таллиннского и всей Эстонии Александр и Синод православной Церкви в Эстонии направили Святейшему Патриарху Тихону доклад с описанием и объяснением вхождения их Церкви в юрисдикцию Константинопольского Патриархата55. В докладе отмечалось, что и в дальнейшем имя Святейшего Патриарха Тихона будет возноситься за богослужениями в их Церкви и Патриархам Российскому и Константинопольскому будет своевременно сообщаться о вступлении в должность каждого нового митрополита всей Эстонии. Собственноручная расписка Святейшего Патриарха Тихона, хранящаяся в архиве Эстонской Православной Церкви, свидетельствует о том, что он получил доклад 6 февраля 1924 г. Но ответа в Таллинн из Московской Патриархии не поступило. Его не сохранилось и в архиве Святейшего Патриарха Тихона. Скорее всего позиция Святейшего Патриарха Тихона по эстонскому церковному вопросу во многом была сходна с той, что отражена в известных определениях и посланиях Предстоятеля Русской Православной Церкви по поводу аналогичных обстоятельств.

Так, осенью 1918 г. Святейший Патриарх Тихон заявил Священному Синоду Румынской Православной Церкви решительный протест в связи с отторжением этой Церковью Кишиневской епархии от канонической территории Русской Православной Церкви, расценив это как неприкрытое попрание священных канонов (35 Апостольское правило; 8 правило III Вселенского Собора; 21 и 22 правила Антиохийского Собора), и предупредил, что в случае насильственного закрепления такого положения он вынужден будет прервать братские и канонические отношения с румынским священноначалием и передать это дело на суд Православной Полноты. 27 ноября 1923 г. Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод предложили Финляндской епархии Русской Православной Церкви возвратиться из подчинения Константинопольскому Патриархату в юрисдикцию Патриарха Всероссийского, потому что причина, по какой Патриарх Константинопольский счел нужным временно принять в свое ведение Финляндскую Православную Церковь, отпала и Предстоятель Московского Патриархата вступил в управление своей Церковью, в связи с самовольным переходом автономной православной Церкви в Польше в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и принятием от Патриарха Мелетия IV утверждения в автокефальном достоинстве 5 июня 1924 г. митрополиту Варшавскому Дионисию (Валединскому) был направлен протест Святейшего Патриарха Тихона.

В ответном июньском послании того же года Константинопольскому Патриарху Григорию VII Святейший Патриарх Тихон выразил резкий протест в связи с его намерением без согласия Предстоятеля Русской Православной Церкви направить в Россию миссию с особой инструкцией, где одним из главных пунктов было пожелание Патриарха Григория VII, чтобы «Всероссийский Патриарх ради единения расколовшихся и ради паствы пожертвовал собою, немедленно удалившись от управления Церковью... и чтобы одновременно упразднилось хотя бы временно Патриаршество, как родившееся во всецело ненормальных обстоятельствах в начале гражданской войны и как считающееся значительным препятствием к восстановлению мира и единения». Святейший Патриарх Тихон расценил это как недопустимое вмешательство одной автокефальной православной Церкви во внутренние дела другой автокефальной православной Церкви и отметил, что священные Соборы признавали за епископом Константинопольским первенство чести, но отнюдь не первенство власти.

Полагаю, что отношение Святейшего Патриарха Тихона к самовольному отторжению Патриархом Константинопольским Мелетием IV автономной православной Церкви в Эстонии от канонической территории Русской Православной Церкви в свою юрисдикцию не могло не быть резко отрицательным.

Государственная власть Эстонии, инициатор этой акции, ставила целью любым путем добиться полного разрыва взаимоотношений между АПЦЭ и Русской Православной Церковью. Представители этой власти принадлежали по преимуществу к лютеранскому исповеданию, и их не интересовали основы устройства поместных православных Церквей и характер канонического регулирования их взаимоотношений, принципиально отличный от установленных среди евангелическо-лютеранских церквей. Эстонские власти добивались от Патриарха Константинопольского автокефалии для АПЦЭ, ибо едва ли их в полной мере устраивала зависимость АПЦЭ от эллинизированного церковного центра, к тому же расположенного в Турции. Вместе с тем Томос Патриарха Мелетия IV от 7 июля 1923 г. содержал те же принципы автономного устройства православной Церкви в Эстонии, на каких она пребывала в канонической юрисдикции Русской Православной Церкви. Митрополит Таллиннский и всей Эстонии Александр, не получив автокефалии от Константинопольского Патриарха, продолжал руководить своей Церковью на автономных началах, но при этом самовольно усвоив Эстонской Автономной Церкви прерогативу, принадлежащую исключительно автокефальным Церквам, – самостоятельно поставлять Предстоятеля Церкви с последующим извещением об этом событии Предстоятелей других автокефальных Церквей, в то время как каноническое избрание и поставление митрополитов автономной православной Церкви должно осуществляться с согласия Предстоятеля Церкви, в чьей юрисдикции она находится, и с его утверждением избранного архипастыря. 3 июля 1926 г. Министерство внутренних дел Эстонской Республики зарегистрировало Устав Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ), а не Эстонской православной митрополии. С исправлениями и дополнениями он был утвержден специальным постановлением правительства республики 22 мая 1935 г. и во многом соответствовал статусу и положению автокефальной Церкви, и только в одном месте Устава упоминалось о Церкви, в чьей юрисдикции находилась ЭАПЦ. В § 29 говорилось о том, что Предстоятель Церкви «о своем избрании на должность митрополита сообщает главе государства и Константинопольскому Патриарху». По-видимому, такой специфический характер Устава и явился причиной, по которой он не был утвержден Патриархом Константинопольским.

Прошло 75 лет со дня принятия Томоса Патриарха Мелетия IV, и мы имеем все основания утверждать, что это событие внесло разобщение между двумя поместными православными Церквами, нарушило братский дух их взаимоотношений, нанесло удар по единству канонической позиции всех поместных православных Церквей в отношении исключительного права каждой из них на свою территориальную неприкосновенность и целостность, в самой же ЭАПЦ обострились негативные процессы (межнациональное недоверие, политизация, ослабление канонического сознания); к сожалению, все это актуально и по сей день.

В своем Томосе Патриарх Константинопольский Мелетий IV предложил разделить Эстонию на три епархии: Таллиннскую, Силламяэскую (Нарвскую) и Печерскую. Таллиннская епархия уже существовала с 1920 г., в 1924 г. Нарвское викариатство Санкт-Петербургской епархии, учрежденное в 1887 г., было преобразовано в епархию и заново создано Печерское викариатство Таллиннской епархии. Епископом Нарвским и Изборским был поставлен бывший архиепископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов), 3 октября 1937 г. на эту кафедру был хиротонисан епископ Павел (Дмитровский). Владыка занимал эту кафедру по март 1945 г.

Архиепископ Евсевий (в миру Евстафий Сергеевич Гроздов) родился 17 марта 1866 г. в с. Шарковицизна (Шарковицина) Дисненского у. Виленской губ., скончался 12 августа 1929 г. в г. Нарва-йыэсуу (Усть-Нарва), Эстония. Из семьи диакона. Окончил виленское духовное училище и Виленскую духовную семинарию, затем Санкт-Петербургскую Духовную Академию (1890). 6 августа 1890 г. рукоположен во иерея к Виленскому кафедральному собору. Одновременно назначен законоучителем образцовой школы при Виленской духовной семинарии, в 1895–1899 гг. также исполнял обязанности редактора «Виленских епархиальных ведомостей». Овдовел. 6 апреля 1899 г. принял монашеский постриг с именем Евсевий. 12 ноября 1899 г. назначен инспектором Виленской духовной семинарии, в 1903 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Ярославской духовной семинарии. 28 мая 1906 г. хиротонисан во епископа Угличского. Назначен викарием Ярославской епархии. 27 февраля 1909 г. переведен на Рыбинскую кафедру викарием той же епархии. 18 марта 1910 г. назначен епископом Тобольским и Сибирским, с 17 апреля 1912 г. епископ Псковский и Порховский. 25 апреля 1918 г. возведен в сан архиепископа, в августе 1919 г. при наступлении Красной Армии покинул Псков, прибыл в Эстонию. Исполнял обязанности епископа Северо-Западной Армии генерала Н.Н. Юденича, временно управлял епархией северо-западных областей России, занятых белыми войсками; рукополагал полковых священников Северо-Западной Армии в нарвской Знаменской церкви, служившей кафедральным армейским собором. После окончательного разгрома и интернирования армии Юденича в Эстонии в декабре 1919 г. ушел на покой, пребывал на Иверском подворье (с 1923 Нарвская Иверская Богородицкая женская трудовая община). 1 декабря 1925 г. Собор ЭАПЦ утвердил избрание владыки Евсевия архиепископом Нарвским и Изборским с условием принятия эстонского гражданства и согласия Московского Патриархата на его переход в Эстонскую православную митрополию. В состав возглавляемой им Нарвской (русской) епархии вошли русские приходы Нарвы, Таллина, Тарту, Пярну, а также отошедшего к Эстонии бывшего Печерского уезда. Состоял членом Синода ЭАПЦ.

Архиепископ Павел (Павел Григорьевич Дмитровский) родился 15 января 1872 г. в семье псаломщика в селе Большая Белозерка, близ Мелитополя. По окончании симферопольского духовного училища поступил в Таврическую духовную семинарию, которую окончил в 1894 г. по первому разряду и был назначен на должность псаломщика Архангело-Михайловской церкви села Михайловки Мелитопольского уезда и учителем местной школы. В апреле 1896 года женился и 5 мая того же года был рукоположен во диакона, а на следующий день – во священника и назначен на должность настоятеля Борисоглебской церкви села Астраханка, затем служил на приходах в Крыму, в Таврической и Петербургской епархиях, с 1908 по 1911 г. учился в Санкт-Петербургской Духовной Академии, в 1915 г. поступил священником на учебное судно минного отряда Балтийского флота «Народоволец», с 1919 г. он – второй священник нарвского Спасо-Преображенского собора. Летом 1937 г. общецерковным собранием был избран, а 3 октября 1937 г. возведен в сан епископа на Нарвскую кафедру. Вместе со всей Эстонской Апостольской Православной Церковью 28 февраля 1941 г. определением Патриаршего Местоблюстителя Блаженнейшего Сергия, митрополита Московского и Коломенского, епископ Нарвский и Изборский Павел был воссоединен с Матерью – Русской Православной Церковью и до конца своих дней твердо хранил верность Матери Церкви, будучи поистине «бескомпромиссным в истине», как верно сказал о нем один из современных священнослужителей Нарвы.

На кафедру епископа Печерского, викария Таллиннской епархии, в 1924 г. был хиротонисан также выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрит Иоанн (Булин), посвящение которого совершили митрополит Таллиннский и всей Эстонии Александр и епископ Финляндский и Выборгский Серафим. Преосвященный епископ Иоанн находился на Печерской кафедре до 30 декабря 1932 г.

Епископ Иоанн (Николай Александрович Булин) родился 1 марта 1893 г. в селе Ряпино (Эстония), окончил Рижскую духовную семинарию в 1915 г. В том же году поступил в Петербургскую Духовную Академию. Был взят на фронт в 1916 г. в 1917 г. вернулся в Академию, в 1918 г. на втором курсе Академии был пострижен в монашество с именем Иоанн, 12 мая того же года рукоположен во диакона, а 12 августа – во иерея, в конце 1918 г. назначен приходским священником в Псковской епархии, с 20 февраля 1920 г. – наместник Псково-Печерского монастыря, 23 декабря 1920 г. возведен в сан архимандрита. Епископ Иоанн в декабре 1932 г. был уволен на покой и запрещен в священнослужении. Когда в 1940 г. Эстония вошла в состав СССР, 18 октября его арестовали, а 8 апреля 1941 г. Ленинградский областной суд по статье 58–4 УК РСФСР приговорил епископа Иоанна к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 30 июля 1941 г. в Ленинграде. 22 апреля 1992 г. епископ Иоанн был реабилитирован.

В начале 1933 г. на эту кафедру был поставлен еще один выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Николай Лейсман. После июля 1940 г. владыка Николай ушел на покой в сане архиепископа. Занимая Печерскую кафедру, каждый из преосвященных одновременно являлся настоятелем Псково-Печерского монастыря. Других архипастырей на Нарвской и викарной Печерской кафедрах более не было. Обе кафедры по национальному составу паствы были русскими.

Архиепископ Николай (Николай Лейсман) родился около 1853 г. в Периовском уезде Лифляндской губернии в эстонской семье. Кандидат богословия Рижской духовной семинарии 1887 г. Окончил филологический факультет Тартуского университета и Петербургскую Духовную Академию. До 1915 г. служил в рижском кафедральном соборе, член Рижской духовной консистории, в последующие годы служил в Эстонии настоятелем и благочинным. В 1932 г. назначен настоятелем Псково-Печерского монастыря. С 1933 г. ректор Эстонской духовной семинарии в Печорах, с 1933 г. архиепископ. До 1940 г. архиепископ Печерский, затем на покое. Скончался в 1947 г.

По состоянию на 1940 г. в Эстонской Апостольской Православной Церкви было 158 приходов; 134 прихода в Таллиннской епархии и 24 прихода в Нарвской, клир составляли 150 пресвитеров и 30 диаконов.

В самом начале 1920-х гг. с благословения священноначалия в Риге появились студенческие религиозные кружки, заложившие основу Русского студенческого христианского движения в Прибалтике. Руководитель РСХД за рубежом, выдающийся духовник и проповедник протоиерей Сергий Четвериков считал, что оно было выражением «глубокой внутренней потребности молодой души найти в себе самой твердое религиозное основание для разумной и осмысленной жизни». Разносторонняя деятельность РСХД в Прибалтике привлекала православную молодежь, тем более что среди его членов были такие известные люди, как протоиерей Сергий Булгаков, иеромонах Иоанн (Шаховской), Н.А. Бердяев, А.В. Карташов, мать Мария (Скобцова), В.В. Зеньковский, Л.Н. Липеровский, Г.В. Флоровский, а также Б.П. Вышеславцев, Л.А. Зандер, С.М. Зернова, С.Л. Франк и другие выдающиеся соотечественники.

В Эстонии РСХД руководили Иван Аркадьевич Лаговский, один из основателей движения в Прибалтике и Рижского центра, Татьяна Евгеньевна Дезен и Николай Николаевич Пенькин. Брат митрополита Виленского и Литовского Елевферия протоиерей Иоанн Богоявленский, настоятель таллиннского Александро-Невского кафедрального собора, редактировал с 1930 по 1940 г. выходивший в Таллинне журнал «Православный собеседник».

Будущий епископ Таллиннский Исидор. Иоанн Яковлевич Богоявленский родился 30 октября 1879 г. в семье псаломщика Курской епархии. Окончил Курскую духовную семинарию и в 1904 г. Санкт-Петербургскую Духовную Академию по первому разряду со степенью кандидата богословия, в Академии он учился вместе со своим старшим братом Димитрием (впоследствии митрополит Виленский и Литовский Елевферий). Священный сан принял в 1905 г. Был определен воспитателем в Санкт-Петербургское Александро-Невское духовное училище. Затем проходил пастырское служение в Ямбурге, Кронштадте, Гатчине и Таллинне. Долгое время был председателем Таллиннского епархиального совета. В 1915 г. отец Иоанн успешно защитил диссертацию на ученую степень магистра богословия по теме «Значение Иерусалимского храма в ветхозаветной истории еврейского народа». Плодотворно участвовал в создании Богословской православной энциклопедии, выходившей в предреволюционные годы в Петербурге сначала под редакцией профессора А.П. Лопухина, а после сто кончины – профессора Н.Н. Глубоковского. Овдовел в 1946 г. Хиротония состоялась 22 июня 1947 г.

В августе 1929 г. в Псково-Печерском монастыре проходил Второй съезд РСХД. Душой собрания был настоятель обители епископ Нарвский Иоанн (Булин), и во многом благодаря его духовному руководству съезд, по словам одного из его участников, превратился в «великий взлет веры и любви... сломал лед самых холодных душ, сделав верующими неверующих, указал смысл жизни искавшим его и явил... в своей высшей точке ослепительную истину торжества Православия».

В среде многочисленной молодой русской интеллигенции в Прибалтике на протяжении 1920–1930-х гг. сохранялась живая тяга к участию в деятельности РСХД. Большой вклад в развитие движения внесли Л.Д. Шумаков и Т.П. Лаговская-Милютина. Вспоминаю рассказы моего отца Михаила Александровича, участника Пятого съезда РСХД, проходившего в июле 1932 г. в Пюхтицком Успенском монастыре. Эта обитель была одним из центров паломничества членов движения и гостеприимно принимала в 1930 и 1932 гг. летние съезды, а в 1935 г. – съезд движения крестьянской молодежи РХД, возникшего в 1934 г. в Печерском крае и Нарве. В 1935 г. при участии священника Александра Киселева и Н.Н. Пенькина начала выходить газета «Путь жизни», которая оказала значительное влияние на расширение новой молодежной организации и усилила духовный и интеллектуальный потенциал РСХД в Прибалтике.

В апреле 1931 г. РСХД создало в Риге и Нарве скаутскую «Дружину витязей» для мальчиков, девочки участвовали в движении «Дружинницы».

Деятельность РСХД в Латвии была прекращена властями в декабре 1934 г., в Эстонии РСХД работало до июня 1940 г. С установлением в республике советской власти начались репрессии против руководителей и участников движения. И.А. Лаговского, Т.Е. Дезен и Н.Н. Пенькина расстреляли в Ленинграде 25 апреля 1941 г. по приговору Военного трибунала. Христианские мученики были реабилитированы 6 августа 1990 г. Л.Д. Шумаков погиб в лагере, Т.П. Лаговская-Милютина пробыла в лагере и ссылке 13 лет. Репрессии продолжались и в военный период на территории СССР за линией фронта, и затем в освобожденных от оккупантов Прибалтийских республиках. Многие из ревнителей Православия мученически закончили свою земную жизнь в тюрьмах и концентрационных лагерях.

В рассматриваемый период, завершившийся в марте 1941 г., ЭАПЦ продолжала свое служение, как определил Святейший Патриарх Тихон, с исключительной остротой и болью ее священноначалие и паства переживали трагическое положение Русской Православной Церкви, переносившей в то время беспримерно жестокие гонения. Во всех храмах не ослабевала усердная молитва о страждущей Матери Церкви и чадах ее и об избавлении их от страданий.

Духовная семинария в Печорах, где обучение происходило на двух языках, успешно осуществляла подготовку пастырей для русскоязычных и эстонских приходов. На богословском факультете Тартуского университета существовала православная кафедра, которую возглавлял протоиерей Василий Мартинсон, бывший ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии, в 1938 г. протоиерей Иоанн Богоявленский организовал в Таллинне богословско-пастырские курсы с преподаванием на русском языке, которые окончил и мой отец, впоследствии протоиерей Михаил Ридигер. Отец Иоанн оказал большое духовное влияние и на меня. У него в храме я начал прислуживать с шестилетнего возраста. Духовные учебные заведения Эстонской Церкви были открыты до июля 1940 г.

В июле 1940 г. было провозглашено вступление Эстонии в СССР, что в корне изменило положение Эстонской Православной Церкви в республике и создало условия для возвращения ее к каноническим отношениям с Матерью Церковью. Синод Эстонской Православной Церкви 10 ноября 1940 г. обратился к Патриаршему Местоблюстителю Блаженнейшему Сергию, митрополиту Московскому и Коломенскому, с прошением о восстановлении автономного бытия своей Церкви в юрисдикции Московской Патриархии, о сохранении существующих границ Эстонской Церкви и о продолжении служения митрополита Таллиннского и всей Эстонии Александра и Нарвского епископа Павла.

17 января 1941 г. Синод ЭАПЦ под председательством митрополита Таллиннского и всей Эстонии Александра повторил прошение о принятии его Церкви в каноническое общение с Матерью Церковью и «покрытии любовью невольный грех отпадения»56. По определению Патриаршего Местоблюстителя Блаженнейшего митрополита Московского и Коломенского Сергия 28 февраля 1941 г. Эстонская Православная Церковь была воссоединена с Матерью – Русской Православной Церковью.

30 марта 1941 г. в Московской Патриархии в присутствии Блаженнейшего Сергия, Патриаршего Местоблюстителя, митрополитов Виленского и Литовского Сергия, Рижского и всей Латвии Августина и семи архипастырей западных регионов СССР митрополит Таллиннский и всей Эстонии Александр принес публичное покаяние в грехе раскола и осудил обращение 1922 г. автономной православной Церкви в Эстонии к Патриарху Константинопольскому Мелетию IV с просьбой о предоставлении для своей Церкви автокефалии. Он заявил, что эстонское духовенство «под давлением бывшего Эстонского правительства и только лишь из желания и надежды сохранить Православие в Эстонии» пошло на грех раскола. «От имени клира и мирян Эстонской Православной Церкви, переживая со скорбью свою виновность в грехе раскола» митрополит Александр «сыновне просит принять его в молитвенно-каноническое общение с Матерью Церковью». Затем Блаженнейший митрополит Сергий совершил краткое молитвословие, прочел разрешительные молитвы и завершил чин воссоединения взаимным архиерейским приветствием «Христос посреди нас», в кафедральном Богоявленском соборе была совершена совместная с митрополитом Александром Божественная литургия, и все присутствовавшие архипастыри подписали Акт о воссоединении ЭАПЦ с Матерью Церковью57.

В марте 1941 г. Патриарший Местоблюститель Блаженнейший Сергий назначил митрополита Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского) экзархом Латвии и Эстонии и одновременно возложил на него временное управление Рижской епархией в связи с уходом на покой митрополита Рижского и всей Латвии Августина. Экзарх избрал Ригу местом постоянного пребывания. Менее чем за три месяца, остававшихся до нападения фашистской Германии на СССР, экзарх приступил к устроению церковной жизни в Прибалтике в условиях новой и сложной обстановки. По свидетельству многих сослужителей, он обладал административными и дипломатическими способностями и сразу же установил братские и деловые отношения с митрополитом Таллиннским Александром. Сохранилась копия письма (от 10 апреля 1941 г.) митрополита Александра к экзарху митрополиту Сергию, в котором сообщалось, что митрополит Александр оповестил приходы епархии о назначении экзарха Латвии и Эстонии, вступлении его в управление и порядке поминовения его за богослужением. Далее отмечалось, что для дальнейшего нормального течения церковной жизни в Эстонии необходимо получение последних постановлений, касавшихся Церкви и вероисповедных общин58.

Вскоре митрополит Виленский и Литовский Сергий, назначенный Патриаршим экзархом в Прибалтике, прибыл в Таллин, и кульминацией его визита стала служба в Симеоновском храме столицы Эстонии соборно с митрополитом Таллиннским Александром и архиепископом Нарвским Павлом. Это посещение Таллина экзархом митрополитом Сергием было первым и последним.

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война, и уже 1 июля Рига была занята немецкими войсками. Советская администрация заранее предложила находившемуся в городе экзарху митрополиту Сергию эвакуироваться, но он скрылся в крипте Рождественского кафедрального собора и остался в Риге. Какими бы ни были причины этого решения, одно остается непреложным – митрополит Сергий поступил в полном соответствии со священными канонами, ибо связь епископа со своей малой Церковью – епархией, которую он принял от Бога, является нерасторжимой (14 Апостольское правило; 15 правило I Вселенского Собора; 21 и 25 правила Антиохийского Собора и др.), и лишь священноначалие может отозвать из епархии архиерея или ради блага церковного освободить его от занимаемой кафедры. Германские власти арестовали митрополита Сергия в первый день оккупации Риги и продержали в заключении четыре дня. За это время экзарх митрополит Сергий сумел убедить немцев в целесообразности сохранения возглавляемого им экзархата Московской Патриархии в Прибалтике, включая возношение за богослужением имени Патриаршего Местоблюстителя Блаженнейшего митрополита Московского и Коломенского Сергия. Экзарху пришлось сделать несколько публичных заявлений о лояльности германским властям, с осуждением советского руководства.

В начале июля германские войска вторглись в Эстонию, и 28 августа был оккупирован Таллинн. Митрополит Таллиннский Александр еще в первые дни войны заявил о своем разрыве с Матерью Церковью, только что простившей ему грех отпадения, и о повторном переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Епископ же Нарвский Павел остался верен Матери Церкви.

Немецкие власти не препятствовали ни митрополиту Александру руководить жизнью приходов, оставшихся в его подчинении, ни епископу Павлу управлять русской Нарвской епархией и многими другими приходами, расположенными на территории оккупированной Эстонии, но сохранившими верность Русской Православной Церкви59.

Повторный разрыв канонических отношений с Матерью – Русской Православной Церковью, совершенный митрополитом Таллиннским и Эстонским Александром (Паулусом) в августе 1941 г., вызвал немедленную реакцию противостояния раскольникам со стороны епископа Нарвского и Изборского Павла. Владыка посетил все приходы своей епархии, каждый из которых подтвердил верность Матери Церкви. О своем неприсоединении к расколу заявили Псково-Печерский монастырь и приходы Печерского благочиния Таллиннской епархии, а также приходы оккупированных немцами территорий Псковской и Ленинградской епархий60.

Митрополиты Таллиннский Александр и находившийся на покое бывший Рижский Августин прекратили связь с экзархом митрополитом Сергием и заявили о своем возвращении в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Три архипастыря, епископы Нарвский Павел (Дмитровский), Митавский Иаков (Карп) и Ерсикский Александр (Витол), сохранили верность экзарху митрополиту Виленскому и Литовскому Сергию. Но оккупационные власти считали митрополитом всех трех Прибалтийских государств

экзарха Сергия и предоставили ему управлять Нарвской епархией, приходами Эстонии и Латвии, в ведении экзарха находилось подавляющее большинство эстонских и латвийских православных приходов, Псково-Печерский Успения Божией Матери, Пюхтицкий Успенский и рижский Свято-Троицкий монастыри.

В начале июня 1942 г. епископ Павел в обращении к настоятелям русских приходов в Таллинне писал: «...я не порывал и ни при каких обстоятельствах не намерен порывать единения с Матерью Церковью... Никто из нас не имеет права даже ставить такой вопрос... Церковь-Мученица перед всем миром засвидетельствовала свою преданность Христу, а мы здесь решаем вопрос, согласиться ли нам быть ее членами! По справедливости мы должны поставить другой вопрос: достойны ли мы быть членами этой Церкви?» В начале августа 1942 г. в Риге состоялось первое архиерейское совещание епископов Латвии, Литвы и Эстонии, которое было посвящено разрешению конфликта, возникшего в Прибалтийском экзархате в связи с раскольнической деятельностью митрополита Таллиннского Александра. В Указе от 5 ноября 1942 г. митрополит Сергий писал: «С сентября месяца прошлого года мы терпеливо и спокойно ждали мирного сотрудничества с нами митрополита Таллиннского в устроении епархий православного экзархата Прибалтики... Церковная жизнь в Латвии и Литве вошла в свое нормальное жизненное русло, однако мы этого не можем сказать в отношении Эстонской епархии. Наше мирное строительство в течение всего прошедшего времени нарушалось самочинным поведением митрополита Александра. В начале он не отвечал на все наши письменные к нему отношения. Затем мы стали угадывать по доходившим до нас отрывочным сведениям, что он порвал молитвенное общение с нами и всеми верными нам епископами экзархата – словом, решил вновь выйти из канонического повиновения Матери Церкви. Он издал обращение к пастве, где объявил к сведению клира и мирян, что он признан гражданской властью единственным главой Эстонской Церкви, и не обинуясь угрожал ответом перед гражданскими властями тем, кто не подчинится ему... На протесты преосвященного Нарвского и целого ряда благомыслящих клириков Эстонской епархии не толкать епархиальную жизнь на раздор и новую схизму митрополит рассылал разъяснения и приказания не подчиняться требованиям законного священноначалия. Несмотря на все это мы не теряли надежду на мирное разрешение возникшего раздора в условиях свободного существования православной Церкви, с этой целью, с ведома гражданских властей митрополит Александр был нами приглашен на первое архиерейское совещание епископов Латвии, Литвы и Эстонии. На приглашение митрополит Таллиннский даже не ответил. Бесплодными оказались новые беседы преосвященного Нарвского, никакого действия не произвели решения архиерейского совещания, в них мятежный митрополит призывался братски к молитвенному общению с собравшимися, к признанию существующего канонического правопорядка экзархата и предупреждался, что дальнейшее упорство в самочинии вынудит всех нас привлечь его к суду по канонам святой православной Церкви. Не убедили и доводы государственного порядка, требующие в наших условиях соблюдения мирного состояния церковного общества.

Второе архиерейское совещание понудило нас опять письменно обратиться к митрополиту Александру со словами призыва любви к нему и направить делегацию из двух старейших протоиереев Латвийской епархии, его же товарищей с учебной скамьи. Но и на этот раз протянутую с миром нашу руку митрополит Таллиннский решительно отверг.

В целях предотвращения дальнейшего разложения нашей церковной жизни в экзархате мы вынуждены прекратить попытки призвать самочинника к каноническому порядку и предать его церковному суду».

Далее в указе следуют прещения, наложенные экзархом митрополитом Сергием на митрополита Александра. «Как восхитивший себе обманным путем общение с Матерью Церковью», за клятвопреступление во Святом Причастии и за самочинное отделение от законного церковного священноначалия по 13–15 правилам Двукратного Собора; 30, 34 Апостольским правилам; 6 правилу II Вселенского Собора; 25 правилу Антиохийского Собора; 64 правилу Василия Великого и др. митрополит Александр подлежит незамедлительному запрещению в священнослужении и преданию суду Собора архиереев, в целях освобождения епископа Нарвского и Изборского Павла, клира и мирян Эстонской епархии от подчинения митрополиту Александру, а равно и в целях ограничения дальнейшей деятельности, нарушающей церковный мир и порядок, митрополит Александр увольнялся от управления Эстонской епархией. Признавались недействительными все священнодействия митрополита Александра, каковые он дерзнет совершить в состоянии запрещения, к этому постановлению присоединились архиепископ Митавский Иаков, епископ Нарвский Павел, епископ Ковенский Даниил61.

За ревностное архипастырское служение, важной частью которого была самоотверженная борьба со схизматиками, владыка Павел в декабре 1942 г. экзархом митрополитом Сергием был возведен в сан архиепископа. Время управления владыкой Павлом ЭАПЦ было одним из труднейших.

Сразу же после оккупации Эстонии немецкими войсками в Нарве, Таллинне и других регионах были созданы концентрационные лагеря для военнопленных Красной Армии и пересылочные лагеря для насильно вывозимого с захваченных российских и белорусских территорий в Германию в качестве рабочей силы трудоспособного населения. Епископ Павел добился согласия немецкой администрации на духовное окормление заключенных и помощь им продуктами питания и одеждой. Он в полном смысле слова посвятил себя служению милосердия, побуждал к этому своих клириков и призывал паству, чем возможно, помогать своим страдающим братьям и сестрам. Епископ Павел регулярно посещал лагеря военнопленных и перемещенных лиц, совершал богослужения, включая Божественную литургию, исповедовал, причащал, проповедовал заключенным, вселяя в души людей надежду на будущее. Когда в одном из лагерей в Нарве вспыхнула эпидемия тифа, владыка не изменил установленного им порядка и продолжал там пастырское окормление.

Перед освобождением от оккупации Таллина (22 сентября 1944 г.) в Германию, а затем в Швецию вместе с группой клириков (22 пресвитера) эмигрировали митрополит Таллиннский и всей Эстонии Александр, архиепископ Елгавский Иаков (Карп). Из членов Синода ЭАПЦ родину покинул лишь мирянин Т. Грюнвальд. в Прибалтике остался единственный канонический иерарх – архиепископ Нарвский Павел. Владыка принял на себя временное управление Таллиннской и Эстонской епархией, что соответствовало §16 Устава Эстонской Апостольской Православной Церкви, и переехал в Таллин, где энергично приступил к восстановлению жизни епархии. Патриарший Местоблюститель митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий утвердил архиепископа Павла в этой должности. Владыка Павел на правах епархиального архиерея был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви, проходившего в Москве с 31 января по 2 февраля 1945 г., участвуя в утверждении Положения по управлению РПЦ, в избрании на кафедру Патриарха Московского и всея Руси митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского). В марте 1945 г. владыка Павел стал архиепископом Таллиннским и Эстонским и энергично приступил к восстановлению Александро-Невского собора. Мне, старшему иподиакону, преосвященный поручил трудное и ответственное дело – готовить собор к освящению и возобновлению в нем богослужений, в мае 1945 г. в Александро-Невском соборе началось совершение богослужений, и он снова стал средоточием церковной жизни епархии.

Прекращение эстонской схизмы

В ноябре 1944 г. Синод ЭАПЦ в составе председателя протоиерея Христофора Винка, протоиереев Антония Ангерьяса и Иоанна Юмарика, священника Николая Кокла и мирян Андрея Пуншина, Косметса и Константина Пуу обратился к Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию с прошением о принятии клира и мирян приходов, находившихся в период германской оккупации в расколе, в каноническое ведение Матери Церкви и о восстановлении статуса ЭАПЦ как одноепархиальной Церкви.

Миссия уврачевания эстонской схизмы была возложена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием на архиепископа Псковского и Порховского Григория (Чукова), который по прибытии в Таллинн 5 марта 1945 г. провел совещание с членами Синода ЭАПЦ. На этой встрече обсуждались вопросы, связанные с упразднением схизмы и восстановлением канонической структуры Церкви, а также насущные задачи церковной жизни. Члены Синода наряду с митрополитом Александром весьма активно участвовали в организации и поддержании раскола, на них лежала нравственная ответственность за отторжение клира и мирян Эстонской епархии от Матери Церкви, в особом документе, составленном на совещании, содержались покаяние и просьба о прощении греха и принятии в духовное общение с Матерью – Российской Церковью. Было решено, что чин воссоединения состоится 6 марта 1945 г.

Затем архиепископ Григорий сообщил о необходимости привести структуру ЭАПЦ в соответствие с епархиальной структурой Русской Православной Церкви, зарегистрированной государством на всей территории Советского Союза. Это означало, что прекращались полномочия Синода ЭАПЦ по управлению церковной жизнью в Эстонии. Взамен необходимо было создать при правящем архиерее епархиальный совет, в который бы входили священнослужители эстонской и русской национальностей на паритетных началах. Владыка Григорий отметил необходимость изъять из богослужебной практики новшества, введенные в ЭАПЦ в период пребывания ее в расколе (пение кантов, хоралов и др.). Архипастырь рекомендовал приступить к изданию в епархии единого печатного органа на эстонском и русском языках. Члены Синода, согласившись с предложениями архиепископа Григория, со своей стороны высказали пожелание продолжить перевод богослужебных книг на эстонский язык, чтобы привести к единообразию богослужение во всей Эстонской епархии и выпустить певческие сборники на эстонском языке. До 1940 г. были переведены на эстонский язык и выпущены в свет молитвословы, Служебник и Требник. Неоднократно обращалось внимание на необходимость создания богословско-пастырских курсов. По обстоятельствам того времени ни издание печатного органа, ни создание богословско-пастырских курсов в епархии так и не осуществилось.

Чин воссоединения клира и мирян, отколовшихся от Матери – Церкви Российской, возглавил в таллиннском Никольском храме архиепископ Псковский и Порховский Григорий, которому сослужили протоиерей Иоанн Богоявленский, настоятель таллиннского Симеоновского храма, председатель Нарвского епархиального совета, члены этого совета и ряд других клириков. По завершении чина священнослужители во главе с архиепископом Григорием совершили Божественную литургию и благодарственный молебен Господу Богу. Перед молебном архиепископ Григорий сердечно поздравил воссоединившихся, в ответ председатель Синода ЭАПЦ протоиерей Христофор Винк от имени всех возвратившихся из раскола благодарил за совершение чина. Его слова были исполнены верой во всепрощающее милосердие Божие.

9 марта 1945 г. в Таллинне под председательством архиепископа Нарвского и Изборского Павла (Дмитровского), временно управляющего Таллиннской и Эстонской епархией, состоялось совместное заседание Нарвского епархиального совета и Синода ЭАПЦ, на котором было принято решение об упразднении Синода ЭАПЦ и учреждении единого временного (до решения Святейшим Патриархом и Священным Синодом вопроса о структуре этой Церкви) епархиального совета из четырех членов и двух кандидатов в члены – поровну от русского и эстонского духовенства. Священный Синод Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием на заседании 12 апреля 1945 г. заслушал доклад архиепископа Псковского и Порховского Григория о результатах исполнения возложенной на него Святейшим Патриархом миссии по упразднению эстонской схизмы и разработке мер по нормализации жизни православной Церкви в Эстонии. После обсуждения доклада владыки Григория было решено принять к сведению предложения совместного заседания Нарвского епархиального совета и Синода ЭАПЦ об упразднении Синода ЭАПЦ и объединении Таллиннской и Нарвской епархий в единую Таллиннскую и Эстонскую. Постановили утвердить учрежденный в Таллинне единый епархиальный совет. Священный Синод назначил архиепископа Нарвского и Изборского Павла на Таллиннскую и Эстонскую кафедру.

Важно отметить, что ни восстановление канонической юрисдикции ЭАПЦ определением митрополита Московского и Коломенского Сергия от 28 февраля 1941 г., ни упразднение Синода ЭАПЦ, ни изменение епархиального деления этой Церкви и учреждение епархиального совета определением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода от 12 апреля 1945 г. ни в коем случае не были направлены на ликвидацию ЭАПЦ и прекращение ее служения. Даже принятый в 1935 г. Устав ЭАПЦ никем не отменялся.

* * *

51

См. раздел «Документы», № 10.

52

См. раздел «Документы», № 13.

53

См. в разделе «Документы», № 31.

54

См. в разделе «Документы», № 18

55

См. в разделе «Документы», № 21.

56

Письмо митрополита Александра и ответ Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия см. в разделе «Документы», № 31 и № 34.

57

См. в разделе «Документы», № 39.

58

См. в разделе «Документы», № 41.

59

См. письмо геперал-комиссара Остланда к митрополиту Александру от 26 октября 1942 г., а также письмо ревельского генерал-комиссара епископу Павлу от 24 ноября 1942 г. в разделе «Документы», № 59.

60

См. послания епископа Павла в разделе «Документы», № 45.

61

Полностью см. в разделе «Документы», № 57.


Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т. / [редакторы : протоиер. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр "Православная энцикл.", 2010. / Т. 1: Исследования. - 319 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle