А.И. Никольский

Источник

Служебники

№ 731. Служебник, в четвертку, без начала и конца, 146 лл., уставом XIV–XV вв. и полууставом того же времени и ХV в. 145 и 146 листы писаны скорописью XVI–XVII вв., с разрисованными буквами, в дощатом с тиcненою кожею переплете. Чистые лиcты: 85 и 86. На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Сия книга Служебник из Катромского манастыря».

Состав: 1) молитвы входныя и чин проскомидии (1–12 об.); 2) чин литургии Иоанна Златоустаго (13–58); 3) чин литургии Василия Вели (58 об.–84); 4) последование святаго масла освящаему седмию попов (87–141); 5) молитва хотящю иерею божествена служба совер(шати): «Господи Боже наш един благ и человеколюбец, един свяг, в святых почиваяй» (141 об.–142 об.); 6) еию молитву пред престолом глаголи (143–144): «Владыко Господи вседержителю не хотяй смерти грешником»; 7) сия молитва на литии (145–145 об.); 8) молитва над кутиею и канун славити (145 об.–146): «Иже вся совершаяй словом своим Господи, повелевый земле всяческия плоды растити на веселие и пищу».

№ 732. Служебник, в четвертку, 217 лл., полууставом нескольких почерков XV в., в дощатом с тисненою кожею переплете; листы 139 об. и 174 писаны скорописью. На полях внизу листов: 1–9, 25–48, 69, 71, 75, 77, 82, 84, 85, 87, 90, 95, 98, 99 приписки: 1) позднейшею скорописью: «Сия книга Служебник из Кастромского манастыря»; 2) скорописью XVII в.: «Се яз книга глаголемая Служебник три службы попа Павла Семенова сына Красицина куплена у Офонасия у попа у уникацкого лета 7000 в его 27-го году 127 году Филарет Никитич в Петрово говено приехал из Литвы месяца июля во 18 день, на память святаго мученика Леонтия при благоверном царе великом князе Михале при отце его патриархе Филарете Московском всея Руси при архиепископе Арсении Тферском и Кашинском».

Состав: 1) оглавление (I), 2) устав божественныя службы святейшаго архиепископа Константина града нового Рима вселенского патриарха кир-Филофея (2–7 об.); 3) чин литургии Иоанна Златоустаго (7 об.–26 об.), начинается молитвою предложения: «Боже, Боже наш, иже небесный хлеб пищу всему миру»; 4) чин литургии Василия Вели (26 об.–38); 5) служба святого поста, т. е. чин литургии преждеосвященных даров (38–45); 6) молитвы вечерния (45–48 об.), те же, что в № 861 на лл. (39 об.–44); 7) молитвы на литии (48 об.–51); 8) молитвы утренния (51–56), те же, что в № 861 на лл. 44–51 об.); 9) молитвы егда молебныи поют: а) «Наслажшеся Господи видениа вся дние твори величествиа твоего» (56); б) «Тебе присносущного света и невечерняго, Боже наш, в нем же несть пременениа"(56 об.); в) «Непрестающе и неусыплющее славословие от небесных и бесплотных мыслей святых сил» (57); г) «Владыко Господи вседержителю непостыжимый, неисповедаемый» (57 об.–59); 10) молитвы егда поют панах(иды): а) «Господи, Господи утешителю скорбящим и плащющимся утеха» (59); б) «Благодарим тя Господи человеколюбче яко да тебе единому живот бессмертен» (59–59 об.); в) «Владыко Господи Боже наш имеа един бесмертенство» (59 об.–60); г) «Помяни Господи упований воскресениа жизни вечныа» (60); за молитвами следует ектения (60 об.); молитвы: 11) храму в нем жена дитя роди (60 об,– 61 об.), та же, что в № 867 на 99–100 лл.; 12) знаменати отроча (61 об.–62), та же, что в № 868 на лл. 194 об.–195; 13) жене по рожении младенца (62–62 об.), та же, что в № 868 на 193 л.; 14) жене детяти иже на прилучившимся на рож(о)нством (62 об.– 63 об.)) та же, что в № 868 на лл. 193 об.–194; 15) бабе (63 об.– 64), та же, что в № 868 на л. 195 об.; 16) чин крещения (64–78); 17) молитвы над младенцем «в четыредесятных день» (78–81), те же, что в № 868 на лл. 213–215 об.; 18) чин обручению и венчанию еже есть царем и князем и всем христианом (81–88); 19) последование како подобает благословити и совокупити двоеженцов (88 об.– 89); 20) чин освящениа воде вечер святого Богоявлениа (89–97 об.); 21) на освящение воде месяца августа в 1 день по уставу Царяграда и священных патриарх и митрополит (98–103 об.); 22) чин омыти мощей святых или воду с креста пити (103 об.–107 об.); 23) отпусты на всю седмицу (107 об.–108 об.); 24) се же на Господскыя праздникы отпусты (108 об.–110); 25) чин елеосвящениа (110–114 об.); 26) чин вечерни с коленопреклонными молитвами в неделю Пятидесятницы (114 об.–128); 27) чин покаянию мирских людей (128–137); 28) покаяние иерейское (137–139). Извлечения из Церковного Устава: 29) о богослужении суточном (140–154 об.), 30) о богослужении от недели мытаря и фарисея до недели Пасхи (155–169 об.); 31) о богослужении от недели Пасхи до недели Пятидесятшщы (169 об.–177 об.); 32) о богослужении в недели Пятидесятницы и Всех Святых и несколько замечаний о богослужении в Петров пост (177 об.–180); 33) о житии сиречь о пощении и разрешении всего лета указание Никифора (180–181); 34) правило святых апостол второго собора, житие святых отец предание, како подобает иноком жити (181–182 об.), без конца; 35) отрывок о богослужении в седмицу Пятидесятницы (183–184); 36) о богослужении в неделю Всех Святых и в Петров пост (184–189); 37) службы общия святым (190–192 об.); 38) «Блаженны» и апостольския и евангельския чтения на литургии во все дни седмицы (193–205 об.); 39) светильны чрез всю седмицу (206– 207 об.); 40) троичны гласа (207 об.–210 об.); 41) тропари воскресны, богородичны и ипакои (210 об.–214); 42) тропари дневные (214 – 216 об.); 43) богородичны поем на славах и ныне (216 об.–217), без конца.

№ 733. Служебник, в четвертку, неполный, 143 л., полууставом XV в., с заставкою и с своеобразно разрисованною буквою (99 об.), с одною верхнею доскою переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 3, 29, 31, 49, 51, 55, 56, 61, 62, 69, 70, 127, 128 и 138.

Состав: 1) молитвы утренния (1–8), те же, что в № 861 на лл. (44–51 об.) и в служебниках московской печати 1656 г. и 1896 г.;, 2) молитвы егда поют канун (8–10) их нет в служебниках 1656 и 1896 гг.; всех молитв четыре: а) «Наслажешесь Господи виденя вся дни величия твоего»; б) «Тебе присносущаго света и невечерняго в немже несть пременения»; в) «Боже приемля неусыпающее и непрестающее славословие»; г) «Господи Боже преклони сердца наша в полушание божественных твоих повелений»; сл. № 732, лл. 56–59; 3) столпы гласов, утренних воскресных евангелий и апостольских и евангельских чтений на литургии от недели Всех Святых (10 об.–11 об.); 4) отпусты на дни праздников Владычних, Богородичных и других (12–13 об.), статья неполная; 5) отрывок из молитвы ко Святому Причащению (14); 6) прокимны на утрене, литургии и вечерне в субботу Лазареву и в недели Цветную, Пасхи и следующия за нею до недели Всех Святых (15–19 об.), без начала; 7) молитва храму, в немже сука ощенится (20), та же, что в № 868 на 268 л.; 8) отрывок из Церковного Устава об особенностях богослужения в праздник Благовещения (21 об.–23); 9) чин литургии Иоанна Златоустаго (24–49), начинается молитвами облачения. Отметим следующее. За возглашением диакона: «Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы» священник молится и «целует святая сице, якоже суть покровены, первее верху святаго дискоса, та же верху святаго потира и край святыя трапезы пред собою». В рукописи относительно этого замечено следующее: «Идеже нецы едину точию святую трапезу целуют и доволно рекоша се якоже и в Святей Софеи в великой церкви творимо есть. Идеже и мы видевше научихомся. Он такоже целует святая тако, якоже суть покровенна первие верху святого блюда и та же верху святого потира и конец святыя трапезы с преди пред собою». На 28 л. в числе святителей упонинается Петр новый русский чудотворец; 10) чин литургии Иоанна Златоустаго (49 об.–71), начинается молитвою предложения: «Боже, Боже наш, иже небесны хлеб пищу всему миру Господа нашего Иисуса Христа ниспослав». В этом чине находятся молитвы, которыя произносит священник при совершении литургии; в предыдущем чине их нет; 11) чин литургии Василия Вели (71 об.–91 об.); между 74 и 75 листами не достает 1–2 листов: за молитвою Херувимской песни: «Никто же достоин связавшихся с плотскими похотьми и сластьми» непосредственно следует продолжение молитвы приношения: «Господи Боже наш, создавый нас и введый в жизнь сию»; 12) чин литургии преждеосвященных даров (92–105 об·); приписывается Василию Великому; 13) чин обручения и венчания (106–115 об.); на лл. 114–175 две молитвы «благословити двоеженца; ин указ аще вдовцу девица поняти или за отроки вдовицы итти», молитвы: 14) над кутьею, приносимою в церковь в честь и память Господских праздников или святых Божиих (115 об.– 116), та же, что в № 869 на л. 100 об.; 15) пред начатием вся дела (116 об.), та же, что в № 861 на лл. 262 об.–263; 16) на благословение храму и дому нову (116 об.–117), та же, что в № 861 на л. 263 об.; 17) егда в корабли плыти хотящим (117 об.), та же, что в № 867 на л. 167 об.; 18) в путь идущему (117 об.), та же, что в № 867 на лл. 166 об.–167; 19) очима болящему, две: а) на 118 л., та же, что в № 868 на л. 269 об.; б) на л. 118 об., та же, что в № 867 на 152 л.; 20) над кладезем новым (118 об.–119), та же, что в № 868 на лл. 263 об.–264; 21) над осквернившимся кладезем (119–119 об.), та же, что в № 868 на лл. 264–264 об.; 22) начиная мед кыслой (120), та же, что в № 867 на л. 159 об.;23) аще ключитоя нечисту впасти в мед ли в вино или во ино что (120 об.–121 об.), та же, что в № 868 на 265 л.; 24) на поставление креста (121 об.): «Владыко пресвяты, творче небу и земли, Сыне Бога Живого»; 25) на очищение церкви от всякая нечистоты бывающи (122), та же, что в № 868 на 265–266 лл.; 26) над вином (122 об.), та же, что в № 869 на л. 228 об. и в № 868 на л. 277 об.; 27) в пост идуще (122 об.–125), те же две, что в № 868 на лл. 256 об.–258 и 258 об.–259; 28) над вербою (125– 125 об.), та же, что в № 868 на лл. 266 об.–267; 29) на Пасху (125 об.–126), та же, что в № 867 на л. 155 об., сл. № 868 на 268 л.; 30) на исход души (126–126 об.), та же, что в № 868 на лл. 276 об.–277 об.; 31) служба над умершим младенцем (126 об.–129); 32) чин погребения мирян, безконца (129–143 об.).

№ 734. Служебник, в четвертку, без начала и конца, очень неполный, (многих листов нет в рукописи), 103 л., полууставом XV в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Сия книга Служебник Вологодского уезда церкви Леонтия епископа Ростовского что верх Вологды реки».

Состав: 1) чин проскомидии без начала (1–4) и литургии (4 об.–18); 2) чин литургии Иоанна Златоустаго (18–45); 3) чин литургии преждеосвященных даров, приписывается Василию Великому (45–51 об.), без конца; 4) отпусты в дни праздничные, без начала (52–53 об.); 5) устав служб общих святым (53 об.–56); 6) указатель апостольских и евангельских чтений на разныя потребы церковныя (56–58) и столпы утренних воскресных евангелий и апостольских и евангельских чтений на литургии от недели Всех Святых; 7) о житии рекше о пощении и о разрешении всего лета (58–59 об.); 8) об отдании праздником Пресвятей Богородице и о сем еже како когда поется честнейшую и когда не поется (59 об.–60); 9) последование како подобает пети молбен за все православное христианство (60–66. об.); 10) наставление священником об обязанностях их по церковным канонам, церковному уставу и по учению святых отцов, состоит из следующих статей: а) на лл. 67–70 об. под заглавием: «Всея Руси попом». Начало: «Рече Господь: аще послушаете мене, благая земля снесте». Это – послание митрополита Фотия в Новгород, то, которое издано в Русской Исторической Библиотеке, т. VI, под № 33, но без даты и с сокращениями; б) на лл. 70 об.–72 под заглавием: «Святаго вели Григория Богослова». Начало: «0 попове, Бога вышняго слуги, внимайте себе и стаду вашему, яко же и великий Деонисии веща»; в) на лл. 72–75 под заглавием: «Того же Григория поучение попом». Начало: «Слышите что вас глаголет Господь Бог»; г) на лл. 75–76 об. под заглавием: «Святого Афонасия архиепископа поучение». Начало: «О пастыри, что сотворим иже всегда мздыи воземлем а делател(и) никакоже есмь»; д) на лл. 76 об.–77 об. под заглавием: «Иоанна Златоустаго поучение». Начало: «Просвитер, о помысли который сан от Бога приял еси, сии талант поручено ти есть»; е) на лл. 77 об.–78 об. под заглавием:"Слово Иоанна Златоуста». Начало: «Помыслите, о братие, что плод приобретаем порученым нам талантом»; ж) на лл. 78 об.–80 об. под заглавием: «Слово святого Василиа Вели». Начало: «Боле всего попу должно есть гнева не имети и ни гордости и утешати скорбныи»; з) на лл. 80 об.–82 под заглавием: «Слово Святого Ивана Златоустаго». Начало: «Паки же ть о просвитере Христова стада, пастуше, предстателю святей его трапезе»; и) на лл. 82–83 под заглавием: «Слово святых апостол и святых отец о церквном приношение». Начало: «Се ведомо будет епископом и попом и ведети чье приимати в церковь приношение а коих не приимати». Это поучение несколько сходно с началом анонимного поучения, изданного в Русской Исторической Библиотеке, т. VI, стр. 924, но более пространно; и) на лл. 83–84 об., под заглавием «Слово святаго Деонисия». Начало: «Дионисия великии глаголеть аще за нечестивого всего мира принесеше имение»; к) на лл. 84 об.–85 об. под заглавием: «Слово святых апостол и святых отец». Начало: «О священници разумейте честь сана еже приясте не обленитеся никогда о порученем вама правиле»; л) на лл. 85 об.–89 об. под заглавием: «Правил(а) святых апостол и святых отец». Начало: «К церкви же со тщанием и с богобоязнеством ходи а не преобедети ея»; м) на лл. 89 об.–94 под заглавием: «Слово Лаодокийс собора и правило». Начало: «Аще литургисают поп или дьякон у переноса мало ульеть опитемьи 3 дни»; н) на лл. 94–103 об. под заглавием: «Правило святых апостол и святых отец». Начало: «Аще кто двоеженец на две лете прииметь опитемию». С л. 97 об. правила излагаются в виде ответов на вопросы.

№ 735. Служебник, вв четвертку, 237 лл. (237 л. наклеен на нижней доске переплета), полууставом XVI в., в дощатом с кожею переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 7, 24, 119, 158, 231. На полях внизу листов 1–12, на листах 231 об. и 237 приписки: 1) скорописью: «Сия книга Служебник от церкви великомученика Георгиа, что на Очеве отобран(а) в консисторию»; полууставом: 2) «Се аз поп Переирей сей Служебник продал Егоргия страстотерпца старосте Михаилу и руку приложил»; 3) «Се аз Никольской диякон Богдан Амосов сын продал сий Служебник Егорьевскому попу Переирею Софронтьеву сыну Копылову отца своего Амоса рукоделье а подписал сии Служебник Николской диякон Богдан сам своею рукою»; 4) скорописью: «Сия книга глаголемая Служебник великомученика Георгия да святых мученик Флора и Лавра да святыя мученицы Парасковгеи нарецаемыя Пятницы а подписал сею книгу поп Иван Евтропиев сын Логеновых»; 5) полууставом: «Переплетена сия книга лета 6114 (1606) году».

Состав: молитвы: 1) священника на вечерне (1–14), те же, что в № 861 на лл. 39 об.–44; 2) священника на утрене (14–22 об.); первыя десять молитв те же, что в № 861 на 44–50 лл., одиннадцатая: «Возсияй во сердцах наших владыко богоразумиа твоего свет неприступный»; 3) от всякиа скверны внегда служит священник (22 об.–25), та же, что в № 582 на л. 264, но в полном виде; 4) священника, когда он «облекся в ризу пред алтарем престолом за ся втай молится» (25–26): «Владыко Господи Боже наш ныне хотящу ми приступити к страшней тя и чудней таине, страхом одержим есмь»; 5) над вином хотящим служити (26 об.–27), та же, что в № 869 на л. 228 об.; чины: 6) литургии Иоанна Златоустаго (27–93), 7) литургии Василия Вели (93 об.–130), 8) чин и устав литургии преждеосвященных даров (130 об.–157); 9) прокимны и аллилуия воскресные на восемь гласов (157–158 об.); 10) прокимны чрез всю седмицу и на общих службах святым (158 об.–164); 11) прокимны и аллилуия на литургии во все лето (164–171 об.); 12) отпусты на некоторые праздники (171 об.–173 об.); 13) молитва над коливом праздником в честь (173 об. –174 об.), та же, что в № 869 на л. 100 об.; 14) последование водоосвящения 6 января (174 об.–190 об.); 15) молитва Пресвятей Богородице (190 об.–192): «О, Пресвятая госпоже Дево Богородице владычице высши ангел и архангел»; 16) последование водоосвящения 1-го августа (192–210); 17) последование вечерни в неделю Пятидесятницы с коленопреклонными молитвами (210–229); 18) две молитвы жене родильнице по четыредесяти днех (229 об.–230 об.), писаны скорописью; 19) отпусты на каждый день седмицы и чин литии на утрене (232–237).

№ 736. Служебник, в четвертку, без конца, неполный, 229 лл., крупным полууставом XVI в., в поломанном дощатом с тисненою кожею переплете, разбит. На полях внизу листов 1–26 приписки скорописью: 1) «Сия книга Служебник Вологодского уезда от церкви Иоанна Милостивого, что на Красном»; 2) «Се яз Маремьяна Ортемьева дочи бывшая попадья Филиповская жена дала есми сию книгу за долг Нечаю Агапидову сыну за тритцать алтын, а подписал сию книгу Ивашко Еремиев сын Федурнова лета 7000 осмьдесятаго».

Состав: 1) молитвы вечерния (1–8), те же, что в № 861 на лл. 39 об.–44; 2) прокимны на вечерне седмичные (8–9 об.); 3) молитвы утренния (10–21 об.), всех тринадцать: первыя десять те же, что в № 861 на лл. 44–50; одиннадцатая отлична от находящейся в №861: «Всиа в сердцих наших владыко богоразумия твоего непреступный свет»; двенадцатая также отлична от находящейся в № 861: «Господи Боже наш прилежное се моление приими от своих раб»; тринадцатая – та же, что двенадцатая в № 861; 4) прокимны и аллилуия на литургии, аллилуия вместо Бог Господь (21 об.–23); 5) прокимны воскресные на утрене (23–25); 6) прокимны на литургии и аллилуия воскресные (25–27); 7) отпусты по вся дни (27–29); 8) отпусты в Господские праздники (29–33 об.); молитвы: 9) всякое дело начати (34), та же, что в № 861 на 262 л.; 10) начати грамоте учити (34 об.–35), та же, что в № 868 на 278 л.; 11) над вином служебным (35), та же, что в № 869 на л. 228 об. и в № 868 на л. 277 об.; 12) на освящение церкви (35 об,–36 об.), та же, что в № 868 на лл. 265 об.–266.; 13) егда пес скочит в церковь (36 об.–37 об.): «Господи Боже наш очищаа скверны человеком бесчисленым своим человеколюбием» та же, что в № 870 на 348–349 лл.; 14) указ в отверзение церкви, в ней же случится человеку умрети нужною смертию (37 об.–39 об.). Здесь молитва: «Владыко Господи Боже наш иже многою и неизреченною благостынею сподобивы наздатися храму сему» (38–39 об.); 15) на основание храму и дому (39 об.–40), та же, что в № 868 на 268 л.; 16) на благословение дому и храму (40–41), та же, что в № 861 на л. 263 об. и в № 868 на 267 л.; 17) над сыры и над мясы на Воскресение Христово на Пасху и над кануном (41), та же, что в № 867 на л. 155 об.; сл. в № 868 на 268 л.; 18) над артусом на Пасху (42–43), та же, что в № 867 на лл. 156 об.–157; 19) на преломление артусу (43), та же, что в № 867 на л. 157 об.; 20) на Пасху над агнцем (43 об.): «Призри Господи Боже наш на си брашня твоя»; 21) над вербою (44), та же, что в № 868 на лл. 266 об.–267.; 22) над кутьею и над каноны праздником Господским в честь (45 – 46), та же, что в № 869 на л. 100 об. и в № 733 на лл. 115 об.–116; 23) над кутьею в память святых (46–47): «Владыко вседержителю Господи Иисусе Христе Боже наш, сотворивый небо и землю и море и вся яже в них»; 24) входныя молитвы священника пред совершением литургии (47–53 об.); 25) от всякыа скверны (54–56), та же, что в № 869 на 227 л.; 26) молитвы священника по облачении пред святым престолом (56 об.–59); 27) молитвы священника при умовении рук (59 об.); 28) чин литургии Иоанна Златоустаго (60– 108 об.); текста входных молитв нет, но молитвы облачения приведены; 29) чин литургии Василия Вели (109–155); 30) чия литургии преждеосвященных даров (156–178 об.), приписывается Василию Великому; молитвы: 31) литийныя на вечерне (179–184); 32) жене по детяти 40 ден минувше (184 –186): а) на 184 л. та же, что в № 868 на л. 196 об.; б) на лл. 184 об.–186 та же, что выше на 54–56 лл.; 33) бабе тогдаж в 40 ден у церкви (186–187), та же, что в № 868 на л. 196 об.; 34) последование освящения воде в первый день августа (188–196); 35) последование Просвещения святых Богоявлений внегда свершити заамвонную молитву (196–206); 36) последование Пятидесятницы в неделю Святаго Духа (206 об.–229), без конца.

№ 737. Служебник, в четвертку, без начала и конца, неполный, 121 л., полууставом первой половины XVI в., с заставкой, без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 55, 63 и 69.

Состав: 1) свидетельство как духовнику управливати ставленика пред седмию свидетели (1–2). Начало: «Повествует тебе святый архиепископ Вели Новогорода и Пскова владыка имрек отцу духовному: веси, брате и сыну имрек, и ныне наипаче веси, что есть вход в святый жертовник»; 2) егда отстоит новосвященный поп урок свой у соборной церкви якоже обычай епископу, отпущая его к порученной ему церкви, наказав его и даст ему от правил святых апостол херотонию и прочтет ему свиток сий и положит на престоле и велит ему взяти видениа и память священиа свиток законный и рукоположениа архиепископа Великого Новаграда и Пскова владыки» (2–5), сверху надпись: «Генадиа», статья неполная (не достает листа). Начало: «Сe тебе, чадо, Господь поручи священиа службу страшной тайне рукоположением моего смирениа и послушеством разумных его сил»; 3) молитва отпустная (5 об.): «Бог же един, присносущный всех творец, устроит тя в всяко дело благо несовратна»; 4) отрывок из чина освящения храма (6–7); молитвы: 5) заамбонная на Рождество Христово (7 об.): «Владыко Христе Боже наш, восиявый прежде век из Отца»; 6) священника на утрене (8–11 об.); всех девять, те же, что в № 861 на лл. 44 –49; последняя без конца; 7) последование утрени, неполное (12–21); 8) подобает ведати, како должно есть иерею отпусты творити на кыйждо день чрез всю неделю и на праздникы всего лета (21–26); 9) слово Иоанна Златоустаго в неделю Пасхи (26–27); 10) уставныя замечания о чтении евангелия на литургии в неделю Пасхи и текст евангелия (27–28 об.); 11) подобает ведати яко в всякую неделю в 2 час дни поем молебен канон Благовещению Святыа Богородицы; после замечаний уставных приводятся текст евангелия, ектении и молитва Пресвягей Богородице: «О Пресвятая госпоже, Дево, Богородице, владычице» (28 об.– 32 об.); 12) читаемыя на молебне Одигитрии евангелие от Луки и молитвы следующия: (32 об.–38 об.): а) «О, Пресвятая госпоже Дево Богородице владычице, яже единородное Божие Слово»; б) «О, Пресвятая госпоже, Дево, Богородице, девственая похвала»; в) та же, что на лл. 31 об.–32 об.; 13) о еже како подобает творити литию еже есть исхожение (39–42). Вот текст находящихся в чине литии статей о поминовении великих князей и княгинь и новгородских архиепископов: а) «Помяни Господи душа усопших раб своих благоверных великых князей и княгинь: великого князя Владимера, великого князя Ярослава, великого князя Володимера Ярославича иж созда Святую Софию и матере его благоверныа княгини Анны и княгини его и благоверного князя Мстислава Ростиславичя и другаго Мстислава и князя Василиа Мстиславича, великого князя Всеволода, великого князя Володимера Монамаха, великого князя Георгия, великого князя Андрея Боголюбивого, великого князя Дмитреа, Всеволода, великого князя Ярослава, великого князя Александра Невского, великого князя Данила, великого князя Юрия, великого князя Ивана, великого князя Симиона, великого князя Иоанна, великого князя Димитриа, великого князя Василиа, великого князя Василиа, великого князя Иоанна, князя Юрия, князя Андрея, князя Андрея, князя Михаила, князя Иоанна, князя Бориса, князя Михаила, княгиню великую Александру, княгиню великую иноку Ефросинию, княгиню великую иноку Софию, княгиню великую иноку Марфу, царицу Анну, княгиню великую Марию, княжну великую Феодосию»; б) «Пресвященных архиепископов Новгородскых: Иоакыма, Луку, Стефана, Феодора, Германа, Никиты, Иоанна, Нифонта, Аркадия, Иоанна, Григориа, Мантириа, Митрофана, Антониа, Спиридона, Далмата, Климента, Феоктиста, Давида, Василиа, Моисея, Алексеа, Иоанна, Семиона, Еуфимиа, Еуфимиа, Ионы, Феофила, Сергиа, Генадиа, Серапиона»; 14) молитва прощальнаа глаголема от архиереа или от духовного отца хотящему причаститися Божественых и животворящих Тайн (42–44 об.)· Начало: «Господи Иисусе Христе Боже наш, Сыне и Слове Бога живого, пастырю и ангеле, вземляй грехы миру»; 15) молитва вторая тому же (44 об.): «Господь Бог премилостявый да ущедрит тя», без конца; 16) молитвы входныя священнослужащих пред совершением литургии, без начала (45–46); 17) чин литургии Иоанна Златоустаго, неполный (47–70); молитвы: 18) над кутьею в честь (святых) (70), та же, что в № 869 на л. 100 об.; 19) над приносимым плодом вся овощиа (70 об.–71), та же, что в № 881 на 216–217 лл.; 20) на благословение гроздия (71 об.), та же, что в № 867 на лл. 158 об.–159; чины: 21) омыти мощи святых или како воду с креста пити (71 об.–75); 22) егда ключится векоре велми болну дати Причастие (75–76); 23) последование о причащении святыа воды иже от священиа на Богоявление (76–78); молитвы: 24) над агнцем на Пасху (78 об.): «Призри Господи Иисусе Христе на се брашно твое и на агнец сий святый»; 25) на очищение церкви осквернене от еретик (78 об.), та же, что в № 868 на лл. 265 об.–266; 26) чин литургии Василия Вели (79–99); 27) устав и чин литургии преждеосвященных даров (99–112); 28) чин вечерни в неделю Пятидесятницы с коленопреклонными молитвами, неполный (112–121 об.), третья молитва без конца.

№ 738. Отрывок из Служебника, в четвертку, 11 лл., полууставом XVI в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы 1–3. На нижних полях листов приписка скорописью: «Сия книга Вологодского уезда церкви Козмы и Домиана что в Козминском».

На первых трех листах ектении из нескольких последований и молитва над кутьею, несколько отличная от молитвы в № 736 на лл. 46–47, а затем на лл. 4–11 неполный чин проскомидии.

№ 739. Служебник, в четвертку, 356 лл., полууставом конца XVII в., с разрисованными буквами, в дощатом с кожею переплете.

Состав: 1) молитвы вечерния (1–5 об.), те же десять, что в № 861 на лл. 39 об.–44; 2) молитвы утренния (5 об.–11), первыя десять те же, что в № 861 на 44–50 лл.; одиннадцатая; «Воссияй во сердцых наших, владыко благоразумия твоего непреступный свет»; 3) антифоны на литургии (11–13); 4) чин литургии Иоанна Златоустаго (14–82); лл. 28–31 вставлены позднее и заключают в себе уставныя замечания о совершении проскомидии и молитву «глаголемую от иерея пред престолом за ся»; лл. 73 и 74 позднее вставлены и заключают в себе статью о раздроблении святаго хлеба; 5) чин литургии Василия Вели (83–118 об.); 6) устав о святых и божественных агнцех, иже совершается в неделях святаго и вели поста (119–122); 7) чин литургии преждеосвященных даров (122–137 об.); 8) прокимны утренние воскресные восьми гласов (138); 9) прокимны воскресные на литургии на восемь гласов (139– 140); 10) прокимны и аллилуия дневные (140–141); 11) прокимны вечерние дневные (141–142); 12) указатель апостольских и евангельских чтений за упокой по вся дни (142); 13) прокимны и апостолы и аллилуиярии общие святым (142–146 об.); 14) прокимны 12-ти месяцем на весь год на Господския праздники и великим святым и прелодобным на утрени и на литургии (147–179 об.); 15) сказание антифонам и прокимнам святыя Пятидесятницы (180–191); 16) последование вечерни в неделю Пятидесятницы (191 об.–206 об.); 17) прокимны с указаниями апостольских и евангельских чтений от понедельника Святаго Духа во все недели до вели поста (206 об.–211); 18) начало велицей Четверодесятницы, субботам и неделям святого великого поста (211 об.–219 об.); 19) отпусты дневные (220–225); 20) отпусты на Господские праздники (225–229 об.); 21) столпы утренним воскресным евангелиям (230–231 об.); 22) последование литии (231 об.–236 об.); 23) ектении на молебне (236 об.–239); 24) ектении прибавочныя кому поешь молебен οсοбной (239–249); 25) последование освящению воде святых Богоявлений (250–260); 26) последование освящению воде августа месяца в 1 день по уставу священных патриарх (261–273); 27) чин и устав обручению и венчанию царем и князем и всем православным християном, отроком, юношам и девицам (274–291 об.); 28) указ о втором браку с первобрачным (292); 29) последование ино како подобает благословити и совокупити мужеска полу и женска полу обоим сущим вдовстве быти друг со другом вторыми браки (293–297 об.); 30) подобает и се ведати аще случится муж и жена оба 3 – женцы будут (298–300); 31) поучение како подобает мужем с женами своими жити от послания Павла апостола (300). Начало: «Святый апостол Павел к Коринфом пишет глаголя: о немже рече писасте яко добро жены имети»; 32) поучение ино к женам како достоит с мужами свойми жити, Иоанна Златаустаго (300 об.–301 об.). Начало: «Святый Иоанн Златоустый пиша глаголет: услышите жены заповеди Господня»; 33) правила о втором браке Никифора исповедника, патриарха Константина града и Никиты, блаженного митрополита Ираклийского (301 об.–302 об.); 34) правила святых апостол и святых отец о двоеженцах, троеженцах и о четвертом браке (303–304); 35) указ о четыредесятной молитве женам (304–309); л. 305 позднее вставлен; 36) устав святых апостол и изложение святых и богоносных отец седми вселенских соборов святаго крещения роду человечю во имя Отца и Сына и Святаго Духа, бываемый над оглашенным, сиречь хотящым креститися (310–312); 37) устав святых апостол и сложение святых богоносных отец седми вселенских соборов святаго крещения роду человечю во имя Отца и Сына и Святого Духа, бываемый над оглашенным, сиречь, хотящим креститися (313–334); 38) последование во еже омыти крестившагося в 8-й день (334 об.–336 об.); 39) молитва ина святых крещений имея начало вкратце аще когда случится младенцу болну сущу быти (336 об.– 338 об.); 40) устав основанию церкви и потчению кресту (339–342·); 41) чин, бываемый егда ключится осквернитися церкви от еретик или аще пес или свиния внидет в церковь и от пьяницы проказа бывает (342 об.–344); 42) молитвы: а) на поставление честного креста на церковь или на место (344), та же, что в № 868 на л. 267 об.; б) над гроздием в день Преображения Господня (344): «Господи Боже наш иж преж землю цветы украсив и удобрив и плодоносием насадив»; молитвы: 43) в посг идуще на Федорове неделе (345–347) , те же две, что в № 868 на лл. 256 об.–258, 258 об.–259; 44) в пяток первыя недели поста в концы литургии над кутиею, таж молитва глаголется и над кануном праздником Господскким и великим святым (347–348), та же, что в № 869 на л. 100 об.; 45) в великую субботу после литургии на благословение хлебом (348 об.): «Господи Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ народа насыщ»; 46) на Воскресение Господне детем духовным (349–351), те же две, что в № 868 на 259–261 лл.; 47) над агнецем на Пасху (351), та же, что в № 737 на л. 78 об.; 48) обеду на Пасху (351): «Господи Боже наш небесный и животворящий хлеб, истинная пища»; 49) на преломление артусу (351); та же, что в № 867 на 157 л.; 50) на Петров день всякому христианину (351 об.–352 об.), те же две, что в № 868 на лл. 262 об.–263; 51) на Рождество Христово всякому христианину (353–354 об.), первая – та же, что в № 868 на 261– 262 лл., вторая – та же, что выше на л. 352 об.); 52) над всяким сосудом (354 об.–355), та же, что в № 867 на л. 120 об.; 53) сосуду двоеушатому (355), та же, что в № 861 на 262 л.; 54) ситу (355 об.–356): «Господи Боже наш, един свят, освяти сито сие»; 55) ядшим сквернавая мяса от поганых или в пост кто что скверное вкусит забывся (356), та же, что в № 861 на л. 72 об.; 56) в Господския праздники и по вся дни над кутиею (356 об.), та же, что в № 736 на лл. 46–47, без конца.

№ 740. Служебник, в четвертку, 250 лл., без начала и конца, полууставом начала XVII в., без переплета. Порваны листы: 243–250; 157 лист чистый. На л. 213 об. приписка скорописью XVII в.: «Книга Никольского попа Феофана Аврамова Служебник да его детей Антонка да Фетке, а подпесал сам поп своею рукою лета 7160 (1652) году».

Состав: 1) чин литургии Иоанна Златоустаго, без начала: нет молитв входных и облачения (1–56 об.); 2) чин о понагии аще есть монастырь (57–59 об.); 3) чин. литургии Василия Вели (60–101 об.); 4) устав о святых и божественных агнцех иже совершается в неделях святаго и вели поста (102–105 об.); 5) во святый великий четверток умовение святаго престола (106–110) ; 6) чин литургии преждеосвященных даров – творение святейшаго Григория папы старого Рима (111–129 об.); 7) последование святыя Четыредесятниды (130 – 134 об.); 8) последование от недели Пасхи до недели Всех Святых (134 об.–146); 9) прокимны и аллилуия воскресны на литургии (146–147 об.); 10) столпы евангелиям утренним воскресным и стихирам евангельским чрез весь год (148–149 об.); 11) прокимны и аллилуия дневные (150–151); 12) устав общим святым прокимном и апостолом и аллилугиярем и евангелием и причастном на весь год (151–156); 13) святцы с извлечениями из Церковного Устава о церковной службе, но без тропарей и кондаков (158–213). Из отмеченных в святцах рукописи за № 614 памятей русских и славянских святых здесь не показаны следующия: ноября 27 – Иаков епископ Ростовский; декабря 7 – Антоний Сийский; января 28 – Ефрем Новоторжский; апреля 1 – Евфимий Суздальский; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстфеий; мая 1 – Пафнутий Боровский; мая 15 – Евфросин Псковской и Димитрий царевич; мая 21 – Константин князь Муромский и чада его: Михаил и Феодор; мая 26 – Георгий новый, пострадавший в Средце граде Болгарском; мая 27 – митрополиты: Киприян, Фотий и Иона; мая 29 – Иоанн юродивый Христа радн Устюжский; июля 5 – Сергий Радонежский; июля 25 – Макарий Желтоводский; августа 4 – Петр митрополит. В святцах этой рукописи отмечены памяти русских святых, которыя не показаны в святцах рукописи за № 614, а именно: января 21– Максим юродивый Христа ради Московский; февраля 13 – Симеон Сербский и февраля 15 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор. Из показанных в святцах рукописи за № 614 русских праздников Богородичных здесь не отмечен только праздник 8 июля – Знамение от иконы Благовещения в Великом Устюге; но показан праздник, который не отмечен в святцах рукописи за № 614, а именно: под 24 сентября сказано: «празднуем иже по Бозе бывшее Знамение Пресвятей Богородице Воплощения Господня слезы быша от святыя иконы из обою оку иж всемилостивого над Мирожею рекою во граде Пскове»; 14) последование освящению святых Богоявлений в навечерии и внегда совершити заамвонную молитву (214–225 об.); 15) о выходе на воду на Иордан на праздник (225 об.–226); 16) последование освящению воде августа месяца в 1 день (227–240 об.); 17) последование вечерни в неделю Пятидесятницы, без конца (241–250 об.)·

№ 741. Служебник, в четвертку, 172 л., полууставом XVII в., в дощатом с кожею переплете.

Состав: молитвы: 1) вечерния (1–5), те же десять, что в № 861 на лл. 39 об.–44; 2) утренния (5 об.–11), всех двенадцать, те же, что в № 861 на лл. 44–51 об., за исключением одиннадцатой, которая отлична от молитвы в № 861 и начинается так: «Воссияй в сердцых нашых владыко богоразумия твоего непристудный свет»; 3) чин литургии Иоанна Златоустаго (12–70 об.); 4) чин бываемый основанию церкви и потчение кресту (71–75 об.); 5) чин бываемый на освящение церкви и на водружение еже в ней святыя трапезы (76–78 об.). В конце этого чина киноварью: «И сие убо свидетельство древних преводов имать; достоит же по сему указу творити идеже будут престолы каменыя»; 6) чин священию церкви малаго священия, понеже антимис освящен великим священием и совершен от святителя (79–124). Здесь указываются особенности в последованиях вечерни, утрени и литургии; 7) устав бываемый о поколебавшейся святей трапезе (125–128); 8) последование освящению воде августа месяца в 1 день по уставу священных патриарх (128–141); 9) чин литургии Василия Вели (142–172 об.).

№ 742. Служебник униатский, в лист, 272 л. юго-западно-русским полууставом XVII–XVIII вв., в дощатом с кожею переплете. Порваны и подклеены с ущербом для текста листы: 20,36–39, 43–49, 52, 55, 59, 63, 94, 268. На полях несколько приписок на польском языке.

№ 743. Тоже, в лист, 270 лл., неполный, полууставом XVIII в., в кожаном переплете. Чистые листы: 22– 30; старопечатные: 66, 143–158.

№ 744. Тоже, в лист, 97 лл., полууставом и скорописью разных почерков XVIII в., с раскрашенными заставками и разрисованными буквами, в кожаном переплете.

№ 745. Тоже, в лист, без конца, 76 лл., полууставом разных почерков XVIII в., в кожаном переплете. Ha 1 л. в грубо исполненной чернилами рамке только заглавие, в коем сказано, что рукопись писана в 1739 году; 6–19 листы печатные.

№ 746. Тоже, в лист, 72 л., полууставом XVIII в., в бумажном переплете; 1-й лист чистый; на 16 л. изображение Иоанна Златоуста. На 59–72 листах печатных апограф или слог чинный вечерних и утренних пений на праздник Пречистаго Тела Господа нашего Иисуса Христа.

№ 747. Тоже, в лист, без конца, 63 л., полууставом XVIII в., с грубо исполненной чернилами рамкою, в кожаном лереплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–4, 9, 12–20, 41, 42, 50, 53–58, 61; лист 46-й чистый, с водяным знаком.

№ 748. Тоже, в лист, 60 лл., полууставом XVIII в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете.

№ 749. Тоже, в лист, 52 л., полууставом XVIII в., с грубо исполненною чернилами рамкою, в кожаном переплете. Из заглавия рукописи (1 и 2 лл.) видно, что она написана в Пустынках в лето 1729.

№ 750. Тоже, в лист, 39 лл., южно-русским полууставом XVIII в., в бумажном поврежденном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 2–4, 35– 38. Заглавие рукописи: «Оия книга нарпцаемая Служебник ихже во святых отца иашего Иоанна Златоустаго архиешхскопа Кохистантиня града. Содержащ в себе просхгошхдию литургиа ix службы различныя, сшхсася в Вогоспаеаемом меетечку Березине рукою зюею многогрешнпм Ваеилием Ковиаци;гш в року 1777».

№ 751. Тоже, в лисг, 42 л., полууставом разных почерков XVIII в., в бумажном переплете; 1 и 2 листы без текста. На л. 42 запись: «Слава Богу давшему начати и совершити книжнцу сию чрез мене недостойного раба Божаго священного иерея Андрея Довгялы во честь Преблагословенныя владычицы нашея Богородицы всегда Девы Мария Матере Сына Божия их всех святых аминь. Лета от Рождества Христова 1776 г. месяца ианнуарии 14 дня».

№ 752. Тоже, в лист, без конца, 37 лл., полууставом XVIII в., с разрисованными буквами, в папке. Порваны и подклеены с ущербом для текста листы 2, 6, 8, 11, 15, 18, 20.

№ 754. Тоже, в лист, 32 л., южнорусским полууставом XVIII в., в бумажном переплете; 1–4 листы порваны.

№ 755. Тоже, в лист, 31 л., полууставом XVIII в., с исполненною чернилами рамкою, в бумажном переплете; подклеен с ущербом для текста лист 8-й. На 1 л. заглавие, из которого видно, что рукопиеь написана в 1773 г. Петром Леонтьевичем священноиерею храма Успения Пресвятыя Богородицы в Городци «Ерию Есментови».

№ 756. Тоже, в лист, без конца, 13 лл., полууставом XVIII в., с раскрашенными заставками и буквами, в бумажном переплете. На л. 3 об. запись: «Во славу Святыя единосущныя животворящия и неразделимыя Троицы: Отца и Сына и Святаго Духа милостию Божиею сооружися книга сия глаголемый Служебник, в немже Божественная литургиа святаго Иоанна Златоустаго за старанием и коштом священноиерея Василиа Сущинс пресвитера Погорелского до храму Покровы Пресвятой Богородицы на честь и хвалу Господу нашему Иисусу Христу и на отпущение грехов всем христианом. Описан в преславной академии Погорельской року Божаго 1777 месяца мая 14 дня».

№ 757. Тоже, в лист, 13 лл., южно-русским полууставом XVIII в., в бумажном переплете, 13 лист чистый.

№ 758. Тоже, в лист, 52 л., полууставом XIX в., (5–20 листы печатные), в бумажном переплете, 44–52 листы чистые.


Источник: Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода : Т. 1-2 / [Архивариус Св. синода А. Никольский]. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1904-1910. - 3 т. / Т. 1. - Рукописи богослужебные. - 1904. - [4], XX, 632, 66 с.

Комментарии для сайта Cackle