Азбука веры Православная библиотека История Церкви История Русской Церкви в Синодальный период Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода. Том I. Рукописи богослужебные
А.И. Никольский

Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода. Том I. Рукописи богослужебные

Источник

Содержание

Предисловие

Песнь Песнем Евангелия Апостолы Псалтыри Часословы Паремейники Октоихи Шестодневы Триоди Постные Триоди Цветные Синаксарь Минеи Общие Минеи Праздничные Минеи служебные месячные Празднея Тропари и кондаки Песнопения утрени Канонники Акафисты Молитвенники и молитвы Сборники богослужебные Служебники Службы Сборники избранных служб Сборник старообрядческих служб Ектении Отпусты Последования молебных пений Последования разные Правила келейные и от искушения Требника Извлечения из Кормчей Епитимейник Последования молебных пений (2) Скитское покаяние Исповедание по вся дни Исповедание иноком Уставы Церковные Извлечение из Церковного Устава Устав старообрядческий Устав о псалтыри Устав о христианском житии Чины Присяги Чины (2) Святцы Синодики Нотные книги Приложения Приложение I. Канон Кирилла философа Приложение II. Молитвы из чина освящения плодов (№602, лл.84–87 об.)  

 
Предисловие

Собрание рукописей в Архиве Святейшего Синода, заключающее в себе более 2000 номеров, составилось постепенно, имеет свою историю. В разное время и по разным обстоятельствам представлялись в Святейший Синод рукописи, которые, по рассмотрении, или отсылались авторами в те учреждения, откуда были присланы, или сдавались в Синодальный Архив. Нет возможности, да и необходимости говорить здесь о том, когда и при каких обстоятельствах та или другая рукопись поступила в Архив Святейшего Синода. Мы приведем лишь несколько примеров. В 1721-м году 25 августа присланы были из Тайной Канцелярии в Святейший Синод тетради бывшего архимандрита Владимирского Рождественского монастыря Гедеона, названного по снятии санов «расстригою Григорием», числом 166 номеров, из которых большая часть оказалась «казаниями» или проповедями самого архимандрита на разные праздники, на царские дни, на викторию над «свейским королем» и на другие случаи, говоренными им или в своем монастыре, или в других местах. Весьма немногие тетрадки, две или три, составляли что-то вроде записок для памяти; были также три письма. По своей малоценности в денежном отношении эта часть имущества доставлена была в Святейший Синод бесспорно и оставлена им непроданною. (Описание документов и дел, т. I № 276/421 302–303). В 1749-м году в Святейшем Синоде возникло дело об исправлении чина Православия по доношению Московского Успенского Большого собора ключарей. Из дела видно, что по определению Святейшего Синода от 1-го февраля 1751-го года прислана была в Святейший Синод Киевским митрополитом Тимофеем, при доношении от 28-го марта того же 1751-го года, «верная копия о бываемом в Киево-Катедрально-Свято-Софейском соборе повсягодно в первую Святого Великого поста неделю Православия о поминовении содержащих православную веру и о анафематствовании отступников, еретиков и раскольников, хулящих Святую Православную веру и о прочем чинодействии, каковое в ту неделю чинимо бывает».

В Журнале Святейшего Синода февраля 20-го дня 1752-го года между прочим написано: «Рассуждено о отправленном сего 1752-го г. февраля 16-го дня, то есть в первую Святого Великого поста неделю Православия с Высочайшего Ея Императорского Величества повеления в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе церемониальном чинопоследовании со утверждением благочестию и с проклятием противных Святой Церкви еретиков и прочих раздорников и мятежников действии, впредь для ведома записать и тое писменное чинопоследование, по нему же тогда во оном соборе действие учинено, отдать в Синодальный Архив при копии с сего журнального пункта с роспискою». (Дело Святейшего Синода 1849 г. апреля 27 дня № 20).

Процитованное дело на 100 листах, но, точнее говоря, 85–100 листы составляют особую тетрадь, в коей находится составляющий приложение к делу чин Православия под следующим заглавием: «Чинодействие в неделю Православия, сочиненное вкратце из Московского Успенского чиновника синодальным членом преосвященным Гавриилом, епископом Коломенским в 1752-м году». На нижнем поле 85-го листа запись: «О сем чинопоследовании докладывано и рассуждено положить оное в Синодальный Архив февраля 20-го 1752-го года». На 100-м листе на нижнем поле запись: «Сей читан в Москве в Успенском соборе 1753 года февраля 28 дня, а в 1753 году марта 12 в Петропавловском соборе, в Петербурге». К тому же времени относится еще несколько рукописных чинов Православия, находящихся в Синодальном Архиве. В 1766-м году 23 марта состоялось следующее определение Святейшего Синода: «Святейший Правительствующий Синод, усмотря из собранных из некоторых епархий в Святейший Синод чиноположений о отправляемых в градских кафедральных соборах в неделю Православия церемониях, что в оных чиноположениях многие находятся розни а понеже и в прочих епархиях таковые чиноположении как письменные, так может быть и печатные из старых триодей постных сыскаться могут, по коим таковые в кафедральных соборах публичные в неделю Православия церемонии неодинаково, но разным образом отправляются, что все исправить и в единственный порядок привесть должно, того ради Приказали из Московского Успенского собора и из всех епархий помянутыя называемыя чиноположении, по коим таковыя в неделю Православия церемонии отправляются, где какия сыскаться могут как писмянныя, так и печатныя, все без остатку для рассмотрения и исправления прислать в Святейший Синод немедленно и о том в Москву Святейшего Синода Контору к синодальным членам и к прочим епархиальным преосвященным архиереем послать указы».

В силу означенного распоряжения Святейшего Синода присланы были в Святейший Синод из епархий рукописные чины Православия, которые, по миновании в них надобности, за исключением немногих, неотысканных в свое время, сданы были в Синодальный Архив. (Дело Святейшего Синода 1766 года за № 293). В 1758-м году февраля 24 дня Святейший Синод, «рассуждая, что новоявленного Димитрия митрополита Ростовского чудотворца сказыванныя им за жизнь свою Слова Божия проповеди как известно в народе и по ныне имеются, а уповательно, что оные и в Ростовском архиерейском доме находятся, того ради Приказали: преосвященному Арсению митрополиту Ростовскому таковыя проповеди сколько их отыскаться может, а особливо ежели есть собственныя руки его святительтва, оные все собрав и скрепя своеручно прислать в Святейший Правительствующий Синод немедленно».

Преосвященный митрополит Ростовский Арсений собранные им проповеди Святого Димитрия Ростовского представил Обер-Прокурору Святейшего Синода князю Алексею Семеновичу Козловскому при письме от 21 ноября 1759 года, в коем о посланных рукописях сообщил следующее: «Мне по слабости здоровья и по частым хлопотам и всегдашним суетам и домашним нуждам истинно нет времени к таковому всех собиранию и своеручному скреплению, понеже кажду не рассмотря скрепить, сами изволите знать, нельзя, а ежели все рассматривать и исправлять, то уже и времени и силы моей столко не станет. Каковы же теперь у меня, все сколко их здесь было, проповеди его святительства переписавные в десть лучилиеь, оные також и находившуюся после его святительства письменную полудестевую поучениев книгу со многими собственной его руки приписками да еще черных и набело разными тогда руками писанных поучение в книгу полудестевуюж в коей целые два поучения его собственной руки: одно в неделю Всех Святых, другое в неделю 23-ю с синодальным господином экзекутором Алексеем Петровичем Веревкиным к вашему сиятельству при сем послал. Однакож оные в обоих полудестевых книгах обретающиеся поучения все в показанных дестевых написаны имеются и посылаются оные полудестевые для одного куриозитету. Даруй Боже, чтоб такие душеполезныя поучения чрез ваше старание были выпечатаны».

Обер-Прокурор Святейшего Синода, представляя полученные им от митрополита Ростовского Арсения письмо к нему и проповеди Святого Димитрия Ростовского, 8-го января 1760 года сделал Святейшему Синоду следующее предложение: «А понеже как и мною присмотрено, что в тех поучениях некоторые есть малороссийского тогдашняго наречия с польским сходного, того ради Святейший Правителствующий Синод не соблаговолит ли оныя проповеди рассмотреть и что подлежательно приказав исправить и для прославления имени Божия и угодника ево и притом и для всенародяой пользы издать в печать».

В деле Святейшего Синода нет никаких сведений о том, чтобы эти проповеди кем-либо, по поручению Святейшего Синода, были рассмотрены для приготовления к печати. Дело заканчивастся только следующею выпискою из Журнала Святейшего Синода от 8-го декабря 1770 года под № 24: «Докладывано по нерешенному делу прошлого 1758 года февраля 24 дня и Приказали: присланныя от бы вого ростовского архиерея сказыванные святителем Димитрием митрополитом Ростовским при жизни ево проповеди переплетя поставить с прочими книгами в Синодальной Архиве, куда и дело о том отдать». (Дело Святейшего Синода 1758 года за № 2).

В Синодальном Архиве есть собрание монастырских грамот. В пояснение того, как составилось в Синодальном Архиве Собрание грамот, приводим следующее определение Святейшего Синода от 13-го сентября 1743 года: «По указу Ея Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по сообщенному из Кабинета Ея Императорского Величества требованию, которым во изъяснение поданной в Кабинет Ея Императорского Величества из Синода от 3-го дня сего сентября ведомости1 требуется: Троицкий Сергиев и прочия обявленныя в той ведомости монастыри имеют ли такиеж жалованныя грамматы, каковы имеют ставропигиальные Киево-Печерская лавра и Киево-Межигорский монастырь, а какова Крестовоздвиженского Бизюкова монастыря архимандриту жалованная граммата в нынешнем 1743-м году марта 19 числа дана, со оной притом сообщить точную копию. А понеже по справке в Канцелярии Святейшего Синода канцелярские служители подписками объявили: что таковых граммат в повытьях их по делам не имеются, того ради Приказали: из Троицкого Сергиева из Рождественского во Владимире из Ипатского на Костроме и из других Московской епархии монастырей по силе вышеобъявленного Кабинета Ея Императорского Величества требования с жалованных граммат, какия на оныя монастыри государевы и патриарши имеются, точныя копии с надлежащим настоятелей засвидетельствованием прислать в Святейший Синод в какой возможно скорости; таковых з граммат копии с надлежащим же настоятелей засвидетельствованием для известия Святейшему Синоду и из монастырей протчих всех епархий епархиальным архиереям собрав и переплетя в книги с реэстрами прислать в Святейший Синод немедленно, а которые монастыри таковых граммат не имеют и о тех противу каждого монастыря на реэстре подписать же и о том к синодальным членом и в епархии к архиереом послать указы».2

Грамот же касается и следующее постановление Святейшего Синода от 17 мая 1745 года: «Каковые в Москве в Синодальной библиотеке и Ризнице також и типографии Московской находятся на российском и иностранных диалектах грамматы и протчие древние письменные происхождении, каковые всегдашней памяти следовательны и к рассуждениям Святейшего Синода потребны. Оным обыкновенные реэстры, если доныне учинены, прислать в Святейший Синод немедленно, а буде оные имеются без описи и без реэстров, таковы все Святейшего Синода от Канторы под надлежащим присмотром чрез искусных и ученых, вероятия достойных людей, описать и те описи потомуж прислать в Святейший Синод, и о том Святейшего Синода в Кантору послать указ а с Синодальным Архивом нет ли и в нем иностранных граммат и протчого к ведению Святейшего Синода подлежащего справиться и каковыя явятся учения оным реэстр предложить Святейшему Синоду к рассмотрению». (Протокол Святейшего Синода от 17 мая 1745 г. за № 35).

Приведем еще один пример. В 1796 году 13 марта скончался епископ Вятский и Великопермский Лаврентий Баранович. По рассмотрении описи оставшейся после покойного епископа Лаврентия библиотеки, Святейший Синод определением от 11–14 июня того же года постановил: «Вытребовать в Святейший Синод из библиотеки три рукописных книги: 1) Житие Петра Великого Императора; 2) Иго законное и 3) О начале Новогорода и всего словено-русского народа, «яко принадлежащия к исправляемой ныне Российской истории». (Дело Святейшего Синода 1796 г. марта 31 за № 142)3.

Но в предисловии к первому тому Описания рукописей Архива Св. Синода, в который вошли рукописи богослужебные, отчасти принадлежавшие раскольникам, уместным считаем представить краткий исторический очерк собрания конфискованных у раскольников рукописей, который отчасти охарактеризует означенное рукописное собрание и даст понятие о том, что некогда в Синодальном Архиве было большое и богатое собрание не только рукописей, но и старопечатных книг, которые иногда вместе с иконами отбирались у раскольников наравне с рукописями, отчасти покажет отношение Св. Синода в то или другое время к расколу. Св. Синод на первых же порах своего существования обратил особое внимание на раскольников и озаботился изысканием мер к пресечению раскола. Одною из таких мер была конфискация у раскольников рукописных и старопечатных книг, а равно и тетрадей, которые были, по преимуществу, церковного характера и заключали в себе раскольничьи лжемудрования и вообще погрешности против учения Святой Церкви. И рукописные и старопечатные книги, конфискованные у раскольников, по рассмотрении их Св. Синодом, время от времени сдавались в Синодальный Архив. Поступление же тех и других в Архив во многом зависело от порядка рассмотрения их, относительно которого можно установить следующие четыре периода, в которые судьба рукописей вершилась не одинаково, а именно: 1) от 1721 г. по 1787 г.; 2) от 1787 г. по 1827 г.; 3) от 1827 г. по 1858 г. и 4) от 1858 г. до 1877 г., точнее говоря, до конца семидесятых годов.

В первый период конфискованные у раскольников книги и рукописи присылались в Св. Синод, где, по рассмотрении, делались о них распоряжения, в силу которых одни из них сдавались в Синодальный Архив, другие – в Московскую Синодальную и другие библиотеки, третьи сжигались. Уже в 1721-м году поступило в Св. Синод несколько отобранных от раскольников книг и рукописей, о которых можно сказать только, что они хранились при Синоде или же находились в оном. Так, в одном случае мы узнаем, что присланные в Синод книги (в количестве 12-ти) и тетради велено было «запечатав синодальною печатью и положив с прочими в удобное место до указу хранить в целости». (Описание документов и дел, т. I № 260/251). В других же случаях говорится только, что книги и рукописи доставлены были в Св. Синод, но о том, где они хранились или куда отсылались, в делах не находим никаких сведений. (Описание документов и дел, т. I №№ 156/14, 178/163, 180/252, 302/247, 263/271). Отобранные у морских и сухопутных офицеров и солдат суеверные книжицы приказано присылать в Типографскую Палату. (Описание документов и дел, т. I № 522/273). В этом же году состоялось распоряжение Св. Синода об отобрании в Приказ Церковных Дел продававшихся на Спасском мосту в Москве и в других местах разных священных изображений, а также служб, канонов и молитв, сочиненных и напечатанных без надлежащего дозволения и о присылке из таковых по одному экземпляру в Св. Синод, «приобща обыкновенный тому реэстр». (Собрание постан. и распоряжений, т. I № 44). В 1722-м году Св. Синод требовал, чтобы присылались в оный древние книги. (Собрание постан. и распоряжений, т. I I № 412). В 1723-м году присланы были в Св. Синод из Сената при особом ведении конфискованные сибирским вице-губернатором Петровым-Солововым из Тарской пустыни у старца Сергия рукописные книги (в количестве 39-ти) и письма, в коих, по рассмотрении, явились «многие плутовския бредни и между тем богохульные и касающиеся чести Его Императорского Величества непотребные слова».

Св. Синод 11-го сентября 1724 г. определил: «Обретающиеся две книги, писанные, одну в десть (разумеется книга под № 24, озаглавленная в реэстре так: Книга в переплете (в десть), в которой написано в первой строке собрание святого евангелия и от апостола и от правила седьми вселенских соборов обличение, 157 лл.), другую в полдесть (разумеется книга под № 25, озаглавленная в реэстре так: Книга в переплете (в полдесть), в которой толкование в лицах от создания мира и о отпадении Рима и о антихристе; да писано уставом о браке, 247 лл.) для знания, или наипаче когда случится с такими ж противники в разговорах обличения их безумных хулений, запечатав, содержать в Синодальном Архиве, а прочие письма для публичного сожжения возвратить паки в Сенат при ведении, в котором объявить Синодальное рассуждение: дабы из Правит. Сената во все губернии и провинции посланы были крепкие с подтверждением указы, чтоб, ежели у кого такие и тем подобные раскольнические рукописные книги есть, те люди объявляли оные в городе духовным управителям, где надлежит, неукоснительно, без всякой боязни, и никто у себя таких о расколе сумнительных и подозрительных книг и тетрадей ни тайно, ни явно, ни под каким видом, держать не дерзали, под опасением жестокой казни; а ежели кто не объявит и после такия о расколе рукописные книги, чрез чье объявление у кого сыщутся, тоб таким преслушателем чинено было по указу. А те книги, которые добровольно от ково объявлены будут и которые по доносам сыщутся, духовным управителем из городов собирать к архиереям, а от архиереев присылать в Святейший Синод». (Собрание постан. и распоряжений, т. IV № 1367; Описание документов и дел, т. III № 360). 2 августа 1727 года Св. Синод, рассуждая о положении раскольников в Олонецком крае по смерти иеромонаха Неофита, между прочим, постановил: «а о раскольнических противностях для известия в Высокий Сенат сообщить ведение, в котором написать, чтоб у оных раскольников противные благочестию книги, по которым они приводят двоеперстное сложение и двоекратное аллилуия, собрав, прислать». (Собрание постан. и распоряжений, т. IV № 2014). В силу означенных распоряжений Св. Синода прислано было в оный немало рукописей и книг, отобранных у раскольников, которые и сданы были в Синодальный Архив4. В 1743-м году 2-го сентября Св. Синод постановил: «из всех повытий Синодальной Канцелярии сдать в Архив все старопечатные и рукописные книги, какие только окажутся», но, как видно из дела, в повытьях не оказалось ни тех, ни других книг. (Дело Св. Синода 1743 за № 345). Между прочим, Великоустюжский архиепископ Гавриил представил в Св. Синод при доношении от 25 авг. 1746 года реестр книгам, в коем показано «сколько и каких старопечатных и рукописных книг отобрано из монастырей и церквей его епархии по указу 23-го мая 1744 года и хранится в удобном месте под присмотром консистории». (Дело Св. Синода 1743 г. за № 343). В одном реестре сказано: «Итого всякого звания книг печатных и писмянных тысяча шестьсот тридцать четыре (1634)» а в другом, присланном архиепископом Гавриилом, с показанием «какого году печатаны какие книги», всех книг значится 1075 номеров. (Дело Св. Синода 1743 г. за № 343, 112–113 и 130–136 лл.). 28 января 1747 года Св. Синод постановил, чтобы архиепископ Гавриил прислал в Синод «старопечатных книг Кормчих печатных в десть четыре, Маргарит один, Житие преподобного Сергия в десть одно, много-словных свитков печатных в полдесть два, Измарагд письменный в полдесть один, Пчелу письменную в четверть одну, Жемчужную Матицу письменную в полдесть одну, Лествичник печатный в десть один и Василия Великого Острожской печати в десть одну, Патерик Печерский письменный в полдесть». Означенные книги присланы были в Св. Синод при донесении архиепископа Гавриила от 28 февраля 1747 года и сданы в Синодальный Архив по определению Св. Синода от 31 марта того же 1747 года.

Второй период. 27-го июня 1787 года дан был Высочайший именной указ Св. Синоду, в коем повелено: «наблюдать дабы ни из одной светской типографии или светской книжной лавки не были продаваемы молитвенники не от Синода изданные, також книги церковные или к Священному Писанию, вере, либо толкованию закона и святости относящияся, кроме тех, кои напечатаны в Синодской или иных духовных типографиях под ведомством Синода Нашего состоящих, или же от Комиссии Народных Училищ з дозволения Нашего изданы и впредь издаваемы будут. Вследствие сего во всех книжных лавках, где найдутся в продаже книги подобные не в помянутых духовных типографиях напечатанные или же не от Комиссии Народных Училищ изданные, оные тот час запечатав отдать под сохранение Синода».

Во исполнение Высочайшей воли Св. Синод 29-го июля того же года постановил: «во всех епархиях к показанному в светских книжных лавках, где оные состоят, осмотру, возимев сношение с губернскими или наместническими правлениями и не делая о сем никакой разгласки, определить с своей отороны надежных и способных к тому духовных особ, и кто определится, о том и тем правлениям дать знать, чтож по оному осмотру окажется, а буде где и вышепрописанные книги найдутся и по отобрании оттуда в ведомство духовное вступят, о том с приложением тем книгам, какия имянно, где и когда и кем печатаны, надлежащего описания представить Св. Синоду немедленно, а самые те книги, запечатав до указу, хранить в надлежащих местах во всякой целости».

To же предписывает циркулярный указ Св. Синода от 10-го февраля 1799 года:... «для того во все епархии преосвященным архиереем предписать указами, чтобы впредь, ежели у кого окажутся таковые старообрядческие книги, какого бы они издания ни были, но никакой в них противности Святей Церкве усмотрено не будет, а относятся оные или к церковному кругу или содержат в себе духовные нравоучения, возвращать тем, у кого они взяты, а есть ли которые по рассмотрении найдены будут наполненными ругательств противу Православной Церкви и ее обрядов, то таковые аки развратные и клонящиеся к нарушению общественной тишины и покоя, отбирая по силе указа.... Св. Синода 1787 года июля от 29 дня хранить в консисториях». (Дело Св. Синода 1798 года за № 6185.

В силу приведенных Высочайших и Синодальных указов из епархий поступали в Св. Синод только донесения преосвященных с отзывами о конфискованных у раскольников книгах и рукописях. Если же и требовались в Св. Синод для рассмотрения некоторые книги и рукописи из епархий, то оные, по рассмотрении Синодом, обратно отсылались по епархиям, а не поступали в Синодальный Архив. (Дела Св. Синода: 1824 года № 808; 1825 г. № 600, № 1147; 1826 года № 674, 1827 г. № 1062). Впрочем, по определению Св. Синода от 15 декабря 1791 года велено было костромскому епископу Павлу прислать в Синод с описью старопечатные и рукописные книги, хранящиеся в Троицком Белбажском женском второклассном монастыре и собранные покойным архиепископом Питиримом. Присланные книги, в количестве 76 номеров, сданы в Архив в 1792 году по определению Св. Синода от 1-го марта. (Дело Св. Синода 1791 года за № 353). Опись книгам в деле на лл. 14–17. Из присланных книг интересны следующие:

печатные: 1) «Вера» Иосифа патриарха московского 7156 года, 2) «Перло Многоценное» 1699 года.

рукописные: 3) «Кормчая», 4) «Стоглав», 5) «Пращица», 6) «Альфа и Омега» и 7) рукопись в лист, «в которой заключаются грамота Петра I к Питириму, бывшему означенного монастыря архимандриту, на обличение раскольников; подлинник Соборного деяния бывшего в Киеве на еретика Мартина армянина за подписанием рук нескольких митрополитов и епископов и патриаршей печати». Из представленных епархиальными преосвященными Св. Синоду реестров видно, что между отобранными у раскольннков книгами и рукописями были и редкие, например, хранившиеся в Ярославском архиерейском доме: 1) «Сын Церкви»; 2) «Предобрая», печат. в Гродне 7299 года. 3) «Соборник», печ. в Почаеве 7290 года. (Дело Св. Синода 1824 года за №; 48), 4) «Златой Бисер» и 5) «Послание к какому-то Аврамию Андрееву». (Дела Св. Синода: 1824 г. за № 808, 1827 года за № 1062).

Обращаемся к третьему периоду. Св. Синод в определении своем от 14–25 ноября 1827 года постановил: «Уведомить г. Управляющего Министерством Внутренних Дел, что с мнением его, дабы обнаруживаемые посторонними следствиями или другим каким-либо независящим от нарочитых обысков образом у старообрядцев печатные и письменные книги, вредные благочестию, отбирая от них, присылать сюда, Св. Синод согласен, но с тем, чтобы, по присылке их сюда, на основании указа Св. Синода от 13 октября 1724 года6, препровождаемы были те книги от него г. Управляющего Министерством Внутренних Дел чрез посредство г. Синодального Обер-Прокурора в Св. Синоде». (Дело Св. Синода 1827 года за № 1538). В силу означенного определения Св. Синода в течение целого ряда лет прислано было в Синод большое количество конфискованных книг старопечатных и рукописных, из которых многие поступили в Синодальный Архив. Укажем лишь несколько случаев. В 1830 году 30-го марта сданы были в Архив присланные через Министерство Внутренних Дел из Пермской епархии (из библиотеки Пермского кафедрального собора) конфискованные у раскольников старопечатные и рукописные книги в количестве 174 номеров, как видно из находящихся в деле реестров. В 1830 или 1831 году принята была в Архив рукописная книга, поднесенная Государю Императору крестьянином Холмогорского уезда Матигорской волости Михаилом Богдановым, «содержащая в себе повествование о житии некоторых святых и о бывшем в Новгороде трехлетнем море». Об этой книге замечено: «рукописи каковые в особенном употреблении и уважении у раскольников». (Дело Св. Синода 1830 года за № 850). 7-го января 1836 года сданы в Архив семь рукописных книг: 1) «О третьем ангеле, утверждающем верные еже не прияти антихриста»; 2) «Чин крещения»; 3 и 4) «Святцы»; 5) «О антихристе»; 6) «Цветник» и 7) «Задостойник». (Дело Св. Синода 1835 года за № 50/1925). В 1850 году присланы были в Св. Синод и по определению его сданы в Архив два запечатанных тюка рукописных книг-сочинений киевского мещанина Серакова, заключающих в себе толкования на книги Св. Писания. (Дело Св. Синода 1850 года за № 2892). В 1854 году сдано в Архив по реестрам около двухсот номеров старопечатных книг и рукописей, между которыми были интересные тетради, заключавшие в себе «раскольничыи стихотворения, песнопения и разные статьи, например, заклинание противу злых духов, приписанное Св. Киприану священномученику». (Дела Св. Синода 1854 г. №№ 2656, 2657, 2717 и 2738). В том же году прислано было в Св. Синод Самарским преосвященным Евсевием десять тюков книг, конфискованных у симбирских и самарских раскольников и хранившихся в библиотеке Самарского кафедрального собора; все тюки сданы были в Архив. В описи показано всех сданных старопечатных и рукописных книг 82 номера. Любопытно следующее обстоятельство: когда Синодальная Канцелярия предъявила к Архиву требование о возвращении оных книг, то начальник Архива ответил 31-го октября 1867 года, что он не может их отобрать и доставить, так как они были смешаны с другими книгами и рукописями. (Дело Св. Синода 1854 г. за № 3810). Как ни много поступило в третий период (1827–1858 гг.) в Архив старопечатных книг и рукописей, все же, должно установить тот факт, что за показанное время в Синодальном Архиве хранится больше дел о передаче рассмотренных Св. Синодом конфискованных книг и рукописей в библиотеки академий, семинарий, кафедральных соборов, архиерейских домов и некоторых монастырей, чем дел о передаче книг и рукописей в Синодальный Архив. Из просмотренных нами 150-ти дел о передаче раскольничьих книг и рукописей в епархиальные библиотеки, а также семинарские и академические, оказывается, что порядок рассмотрения книг и рукописей был следующий. Присланные в Св. Синод книги и рукописи отсылались к тем преосвященным, которым Синод поручил их рассмотреть. Преосвященные же, по рассмотрении книг и рукописей, писали о них отзывы, которые вместе с книгами и рукописями и представляли в Синод. Из дел за 1855–1858 годы видно, что свои отзывы о рассмотренных книгах и рукописях преосвященные заканчивали по большей части заключением, что они находят целесообразным отослать книги и рукописи в те епархии, в которых были конфискованы, для передачи на сохранение в академические и семинарские библиотеки или же в библиотеки кафедральных соборов и архиерейских домов. Установленный порядок рассмотрения рукописей требовал частой пересылки книг и рукописей из одного места в другое и притом нередко в большом количестве, что, конечно, было неудобно во многих отношениях. Поэтому Св. Синод и нашел нужным изменить существовавший порядок рассмотрения их циркулярным указом.

Четвертый период. Циркулярным указом от 30-го апреля 1858 года Святейший Синод, на основании определения своего от 6 января – 4 марта того же года, предписал епархиальным архиереям следующее: «Святейший Синод, принимая в соображение, что отбираемые у раскольников вещи одни составляют собственность частных лиц, а другие – раскольнических часовен, что пересылка сих вещей по разным инстанциям, Духовного и Гражданского ведомств сколько неблаговидна, столько же и затруднительна и, наконец, что самое хранение их, при значительном накоплении как при духовных консисториях, так и при Святейшем Синоде сопряжено с большими неудобствами, для предотвращения всего этого на будущее время полезным признает принять в руководство следующие правила:

1) отбирать лишь те иконы и картины, на которых изображены лики ересиархов или которые почему-либо явно противны были бы учению Православной Церкви. (На двуперстное сложение внимание не обращать)... Что же касается до богослужебных и вообще духовного содержания книг, то при осмотре оных в частных домах отбирать: а) те, в которых не означено, где оные напечатаны и с чьего дозволения; б) которые заключают в себе вредные и злонамеренные приписки и в) которые вышли из заграничных и из существовавших прежде в западных губерниях типографий... Рукописные же духовного содержания книги и тетради, а равно и церковные принадлежности, каковы суть: священные облачения, дарохранительницы, кадила, лампады, большие подсвечники, купели и подобные им вещи должны быть отбираемы из частных домов все без исключения.

III) Консистория обязывается рассматривать их во всей подробности под наблюдением епархиального преосвященного и постановлять об них определения.

IV) В определениях сих должно быть объяснено:

а) в отношении икон и картин, какие из них, как непротивные православию и единоверию, могут быть возвращены владельцам, если оные взяты из частных домов, или переданы в единоверческие церкви, если они взяты из моленных и часовен или же, наконец, подлежат уничтожению;

б) в отношении книг и рукописей, какие из них могут быть возвращены частным владельцам, какие оставлены в распоряжении епархиального начальетва для хранения в библиотеках или для передачи в единоверческие церкви и какие подлежать уничхожению

V) Составленное таким образом определение Консистории, по утверждении местным преосвященным, безотлагательно приводить в исполнение, а именно:

1) те иконы и картины, книги и рукописи, которые окажутся непротивными православному учению, препровождать к начальникам губерний для возвращения владельцам, или же передавать в единоверческие церкви;

2) те из икон, картин, книг и рукописей, которые окажутся явно противными духу учения Православной Церкви, или помещать в библиотеку для употребления в миссионерских отделениях и семинариях, или подвергать уничтожению, объясняя в протоколе, по каким именно причинам то или другое учинено.

VI) Обо всех распоряжениях своих касательно икон и прочего сообщать начальникам губерний для доведения до сведения г-на Министра внутренних дел и доносить Святейшему Синоду к сведению».

Таким образом с 30-го апреля 1858 года начинается четвертый период в отношении рассмотрения конфискованных у раскольников книг и рукописей. (Дело Святейшего Синода 1858 г. за № 2270).

В этот период в Синодальный Архив раскольничьи книги и рукописи не поступали, за весьма редкими исключениями, из которых мы укажем следующее. 18-го февраля 1865 года сдана в Архив рукописная книга под заглавием: «Устав иерархии Австрийской раскольнической церкви». Заметим, что в настоящее время в рукописном отделе Архива поименованной рукописи нет, и потому находящаяся в деле подробная рецензия оной Тобольского и Сибирского архиепископа Варлаама представляет интерес. (Дело Святейшего Синода 1865 года за № 1453). В 1867 году передано в Синодальную библиотеку по одному экземпляру конфискованных напечатанных в Яссах сочинений: 1) «Истина» – письмо ответное к бракоприемлющим 1864 года и 2) «Письмо к приемлющим бессвященнословные браки». (Дело Святейшего Синода 1867 г. за № 264). Считаем нелишним отметить, что в 1861 году из Казанской епархии препровождены были в Министерство внутренних дел две рукописных тетрадки, из которых «в одной (№ 1, записанной в описи под № 5) обозначается презрительный в отношении к Святой Церкви образ приема в безпоповскую секту и характер сей секты, а в другой (№ 2 записанной в описи под № 58) заключается плач 358 девиц, сосланных в 1849 году с Рогожского кладбища каким-то будто бы врагом-душегубителем». (Дело Святейшего Синода 1851 года за № 2922). За этот период времени в Синодальном Архиве хранится немало дел (нами просмотрено около 90-ти) о конфискованных у раскольников и рассмотренных епархиальными начальствами рукописях; в некоторых из них находятся обстоятельные рецензии епархиальных преосвященных о рассмотренных ими рукописях; к числу таких рецензий относится отзыв преосвященного Нектария, епископа Нижегородского, о рукописи «Исправа» и других. (Дело Святейшего Синода 1865 г. за № 1453). Дела эти интересны и потому, что из них интересующиеся расколом почерпнут сведения о том рукописном материале по расколу, который они могут найти в епархиальных библиотеках. Например, мы узнаем, что в 1872 году передана была в секретную библиотеку Тобольского архиерейского дома между другими рукописями и печатными книгами, отобранными у тюменского мещанина Рогожникова, переписка расколоучителей Андрея Дионисьева и Феодосия Васильева. (Дело Святейшего Синода 1872 года за № 74/670). Наконец, в Синодальном Архиве хранятся в немалом количестве дела (нами просмотрено около ста), в которых находятся сведения об уничтоженных, конфискованных у раскольников рукописях по определениям Святейшего Синода и епархиальных начальств. В 1868 году на основании синодального определения от 17 мая – 5 июня последовал циркулярный указ от 20 августа об изменении 6-го пункта правил, изложенных в циркулярном указе Святейшего Синода от 30 апреля 1858 г., т. е., о том, чтобы епархиальные начальства «при рассмотрении отобранных у раскольников икон, книг и проч., руководствуясь в точности упомянутым указом Святейшего Синода от 30-го апреля 1858 года, не доносили бы Святейшему Синоду обо всех своих по этому предмету распоряжениях, исключая случаев, когда епархиальное начальство само признает нужным войти по сему предмету с представлением для разъяснения каких-либо недоразумений». (Дело Св. Синода 1868 года за № 72).

Заключим предисловие сообщением, что I-й том Описания рукописного собрания в Синодальном Архиве, начатого no инициативе покойного начальника Архива A. Н. Львова в 1897 году, приготовлен нами под ближайшим и непосредственным руководством ординарного академика Академии наук А. И. Соболевского и начат печатанием в 1901 году. В него вошли 1218 номеров богослужебных рукописей. К I-му тому прилагается 10 таблиц снимков с рукописей, представляющих интерес в палеографическом отношении.

Архивариус Архива Св. Синода А. Никольский.

* * *

1

Какая разумеется здесь ведомость, видно из следующего всеподданнейшего Доклада Святейшего Синода от 3-го сентября 1743 года. «В Кабинет Ея Императорского Величества из Святейшего Правительствующего Синода требовано известия, сколько во всем государстве и каких именно по званиям имеется ставропигиальных и прочих мужеских и девичьих монастырей с приписными к ним монастырями також и церквей кои прежде сего в ведомстве патриаршем, а потом в Синодальном состояли, а ныне некоторые из них в ведомство московского архиерея поучинены, показав обо всех как о монастырях, так и о церквах где оные и в которых епархиях находятся и по тому требованию в Святейшем Синоде о монастырях и церквах с показанием, в которых оные городех, губерниях и провинциях состоят, ведомость учинена».

2

Протокол Святейшего Синода 1743 года от 13 севтября за № 37. Всеподданнейший Доклад Святейшего Синода от 26 сентября 1743 года за № 35.

3

В пояснение этого распоряжения Святейшего Синода заметим, что Обер-Прокурор Святейшего Синода Алексеи Иванович Мусин-Пушкин 11-го августа 1791 года, сообщил Святейшему Синоду, что Императрица (Екатерина II) приказала «все собранные из епархий и монастырей относящиеся к Российской истории летописи и другие сочинения, кроме изданных уже в печать, взнесть к Ея Величеству и, сверх того, предписать от Синода всем епархиальным архиереям и настоятелям, состоящих в непосредственном Синода ведомстве, лавре и монастырей, чтобы в каждом месте с библиотеками и архивами сделаны были прилежнейшие справки, не окажется ли где еще подобных сочинений, и ежели окажутся, то и оные доставить в Синод, а из него взнести к Е. И. В.». Вслед за сим Мусин-Пушкин предложил Святейшему Синоду (1-го сентября 1791 г.), что так как доставление в оный летописей и других рукописей может быть подвержено затруднению в случае, если вздумают присылать ненужные бумаги, то в отвращение сего, всем епархиям и монастырям вновь предписать, чтобы они прислали реестры всем, какие где находятся, рукописям с подробным объяснением содержания каждой из них и с показанием, нет ли в которой равных материй». Д. В. Поленов в одном из примечаний к своей статье: «О летописях, изданных от Святейшего Синода. Составлено по подлинным бумагам» (Записки Академии Наук т. IV, кн. II. СПВ. 1864 г. стр. 193) говорит: «Должно полагать, что летописи эти понадобились Императрице для собственного ее труда. Около этого времени она, при помощи Болтина сама занималась составлением русской истории, начало которой, доведенное только до 1276 года, издано было под заглавием: «3аписки касательно Российской истории, 6 ч. СПБ. 1787 г.» Скажем здесь кстати, что в числе присланных в Святейший Синод рукописей из Кирилло-Белозерского монастыря в донесении архимандрита сего монастыря Иакинфа Карпинского митрополиту Новгородскому Гавриилу от 25-го января 1792 г. под № 12 значатся «обстоятельные с описанием содержащихся в книгах материй ведомости», но оные ведомости неизвестно каким образом попали в библиотеку графа Румянцова; в «Описании рукописей Румянцевского Музея» показаны под № ССХХII. (См. процитованную выше статью Д. В. Поленова в Записках Академии Наук, стр. 195, примечание; дело Святейшего Синода 1791 г. за № 348 стр. 498). Из дел Святейшего Синода (1791 г. августа 11 348; 1796 г. марта 31 № 142 и 1797 г. октября 21 № 601) не видно, чтобы помянутые выше три рукописи были поднесены Обер-Прокурором Святейшего Синода Императрице; вероятнее думать, что они должны были поступить в Синодальный Архив, потому, во-первых, что в числе доставленных из Святейшего Синода Императрице и возвращенных от нее обратно в Синод в 1797 году для рассылки в те места, откуда были присланы, помянутые рукописи не значатся; во-вторых, потому, что все имущество, оставшееся после смерти преосвященного Лаврентия, в том числе книги и рукописи, за исключением трех вышеозначенных, по распоряжению Святейшего Синода, отдано было родственникам покойного преосвященного.

4

В деле 1769 года за № 342 сделана ссылка на именные Высочайшие указы Св. Синоду 1726 и 1727 годов о присылке в Синод конфискованных рукописей и книг.

5

В циркулярном указе Св. Синода от 14-го мая 1825 года указано на то, что именной Высочайший указ от 27 июня 1787 года был подтвержден именными же Высочайшими указами от 9 февраля 1802 года и 17 ноября 1824 года, а также последовавшими по первому указу (27 июня 1787 года) от Св. Синода июля 29, из Правительствующего Сената августа 17 и паки из Св. Синода також августа 17 чисел (Дело Св. Синода 1825 года за № 551).

6

Описание документов и дел, т. III № 360. Определение Св. Синода состоялось 11 сентября 1724 года, a «последние из указов были разосланы 13 октября 1724 года». (Полное собрание постановлений и распоряжений т. IV № 1367).


Источник: Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода : Т. 1-2 / [Архивариус Св. синода А. Никольский]. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1904-1910. - 3 т. / Т. 1. - Рукописи богослужебные. - 1904. - [4], XX, 632, 66 с.

Комментарии для сайта Cackle