А.И. Никольский

Источник

Службы

№ 759. Служба 1-го августа Всемилостивому Спасу, в четверхку, 19 лл., полууставом XIX в., с недурною заставкою, без переплета.

№ 760. Служба пред Господем нашим Иисусом Христом, творение Феоктиста инока обители Студийской, в восьмушку, без конца, 13 лл., полууставом ХVII–XVIII вв., в парусинной обложке.

№ 761. Служба пред Господем нашим Иисусом Христом, творение Феоктиста инока Студийской обители, в четвертку, 4 л., полууставом XIX в., в бумажной обложке.

№ 762. Служба Софии Премудрости Божией, в четвертку, 13 лл., плохим новейшим полууставом, без переплета.

№ 763. Служба Пресвятей Богородице Одигитрии, в четвертку, 16 лл., полууставом XIX в., с заставкою, без переплета.

№ 764. Служба во вторник Светлой седмицы Пресвятей Богородице и «Приснодевы Марии Одигитрии, яже толкуется крепкая помощница», в четвертку, 22 л., полууставом XIX в., без переплета.

№ 765. Служба Пресвятей Богородице Себежской, в четвертку, 27 лл., полууставом XVIII в., с виньетками и разрисованными буквами, в коленкоровой обложке. На л. 1 об. запись полууставом: «Сия книжица служба Пресветей Богородицы Умилениа Себежския написана по обещанию града Опочки воеводы Герасима Феодотовича Лазылева Стонищева 7190 (1682) году. Ныне тщанием опочец мещанина Мины Ефставева сына Куколкина переписана 1778 году маиа 2 день». Вторая часть этой записи приведена на лицевой стороне 1 л. с изменением фамилии «Куколкина» на «Какулина». На полях внизу листов 2–27 приписка скорописью XIX в. «Сия книга Опочец Преображенского собора, о чем свидетельствую оного собора иерей».

За службою на 22–27 листах приводится «Оказание о чудеси от образа Пресвятыя Богородицы Умиления Себежские во граде Опочки». Начало: «В лета 7189 (1681) марта в 14 день на память преподобного отца нашего Венедикта в понеделник пятыя недели святыя Четыредесятницы и в среду тояж недели бысть знамение от образа Пресвятыя владычицы нашея Богородицы и за весь род христианский излия слезы яко струи изо обу оку». В этом же сказании читаем: «Тойже образ Пресвятыя Богородицы принесен из Себежа, како той град Себеж при державе царства вели государя царя и вели князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержце по воли цареве отдан бысть Литве и утвари церковные принесены быша на Опочку и той образ принесен тогдаж и поставлен в церкви соборной града Опочки боголепного Преображения». Служба поетея 14-го марта. Сказание имеет не малый исторический интерес, тем более, что в месяцеслове архим. Сергия (т. II. Часть III. M. 1876 г. Приложение 1, стр. 7) икона Себежской Богородицы отнесена к тем иконам, коих время явления и дни празднества неизвестны, а известно одно наименование.

№ 766. Службы Богородице всем скорбящим радости и на день 6-го сентября, в четвертку 68 лл., полууставом XIX в., с разрисованными буквами, в бумажном переплете.

№ 767. Служба Пресвятей Богородице Смоленокой, в четвертку, 14 лл., без конца, полууставом ХVII в., без переплета; 1-й лист порван с ущербом для текста.

№ 768. Служба Пресвятей Богородице Тихвинской, в четвертку, без конца, 15 лл., полууставом XVII в., без переплета.

№ 769. Служба Пресвятей Богородице со сказаниями, в четвертку, 70 лл., полууставом XVIII в.

За службою (1–24 об.) следуют сказания: 1) О преславном явлении чудотворныя иконы Пресвятыя владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии юже написа богогласный евангелист Лука на великом Ладожском езере и о шествии ея по аеру (25–52 об.) и 2) О милости Пресвятыя владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, како преславно избави обитель свою иже на Тихвине идеже святый ея чудотворный образ Одигитрие от нашествия зловерных и поганых варяг иже Свияне наричутся в смутное время (53–70). Пространное сказание, изданное в Новгородской Летописи, стр. 405 и след.

№ 770. Служба Пресвятей Богородице «Триеручицы, яже во святей Афонстей горе», в четвертку, 14 лл., полууставом XVIII в., в кожаном переплете.

№ 771. Служба первоверховным апостолам Петру и Павлу, в четвертку, 9 лл., полууставом конца XVIII в, без переплета.

№ 772. Службы преподобному Сергию Радонежскому и святителю Николаю чудотворцу, в четвертку, 56 лл., полууставом конца XVII в., в дощатом с кожею переплете. На полях внизу листов 1–24 приписки скорописью конца XVII в.: 1) «Сия книга глаголемая Служба преподобному Сергию чудотворцу Горнего Успенского девичья манастыря»; 2) «Сиа тетрати Празднество преподобного Сергия чудотворца положил в дом Успению Пресвятей Богородицы в Горней монастырь Спиридон Петров сын по своей вере».

Состав: 1) канон Сергию Радонежскому (1–9); службы: 2) 5-го июля – тому же Сергию (10–35 об.) и 3) 9 мая – Николаю чудотворцу (36–56 об.).

№ 773. Служба святителю Николаю чудотворцу 6– го декабря, в четвертку, 24 л., полууставом XIX в.

№ 774. Служба святителю Николаю чудотворцу 6– го декабря, в четвертку, 66 лл. (15–66 листы чистые), скорописью и полууставом XIX в., в бумажном переплете. На 1-м листе помета карандашом: «Выписка 30 сентября 1854 г. к № 649».

Служба неполная: оканчивается седалыюм по 3-ей песни канона.

№ 775. Службы святителю Николаю Чудотворцу и Симеону Богоприимцу, в четвертку, 47 лл., плохим полууставом XIX в., в бумажном переплете; 47 лист чистый. В службе Николаю чудотворцу два канона: один на 6-е декабря, а другой на 9-е мая.

№ 776. Слузкбы общия Иоанну Предтече и пророку единому, в восьмушку, 18 лл., бёз начала и конца, полууставом XVII в., без переплета. Первая служба без начала, а вторая без конца.

№ 777. Служба цреподобному Александру Ошевенскому, в четвертку, 19 лл., поморским полууставом XIX в., без переплета.

№ 778. Служба в великую субботу, в четвертку, 41 л., полууставом XVIII в., в бумажной обложке. На обороте 1-го листа обложки начало апокрифа о двенадцати пятницах: «Климент папа римский глаголет».

№ 779. Служба в великую субботу, в вооьмушку, без начала, 76 лл., полууставом XIX в., без переплета. На 1-м листе помета: «2 июня 1855 г. № 56».

Состав: стихиры на «Господи воззвах», паремии и канон на Боготелесное погребение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и на плач Богородицы – творение Симеона Логофета.

№ 780. Служба в неделю Пасхи, в четвертку, 24 л., полууставом XVIII–XIX вв., без переплета.

№ 781. Службы в неделю Пасхи и в Светлую седвшцу, в восьмушку, 16 лл., полууставом XIX в., в бумажной обложке.

№ 782. Службы на 6 и 7 лнваря и 2 февраля, в лисг, 28 лл., полууставом XVI–XVII вв., без переплета. На лл. 1–4 об. последование царских часов в навечерие Богоявления, без начала.

№ 783. Служба ж устав како подобает пети над умершим младенцем, в восьмушку, 9 лл., полууставом ХVIII в., без переплета.

№ 784. Службы Постной Триоди, в четвертку, 373 л., полууставом ХVII, с разрисованными буквами, в поломанном дощатом переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 2, 190, 273, 274, 311, 328, 331–335, 371–373. Нет нескольких листов между листами: 46 и 47, 52 и 53, 56 и 57, 75 и 76, 77 и 78, 103 и 104, 109 и 110, 111 и 112, 122 и 123, 145 и 146, 150 и 151, 189 и 190, 197 и 198, 203 и 204, 228 и 229, 239 и 240, 252 и 253, 258 и 259, 267 и 268, 268 и 269, 307 и 308.

Состав: рукопись начинается одним из тропарей шестой песни канона в последовании утрени в неделю мясопустную, оканчивается тропарями 9 песни канона в последовании утрени четверга шестой недели поста.

№ 785. Службы Общей Минеи, в восьмушку, 117 лл., полууставом ХVII в., в дощатом с кожею переплете; порваны с ущербом для текста листы 73 и 74. На 1-м листе скорописью XVII в. запись: «Сия книга глаголемая Миния Общая неполная служити святителю Христову Николе чудотворцу да служить святым чудотворцем бессребреником Козме и Дамиану да служить святому великомученику Георгию страстотерпцу в Козмодемъянском волостьке в память всем святым писаны в ней на вечерние стихиры да на утрини каноны a кроме того ничто не писано». Нет листов между листами: 4 и 5, 19 и 20, 27 и 28, 32 и 33, 38 и 39.

Состав: службы общия: 1) пророку единому (2–10); 2) апостолу единому (10 об.–17), 3) апостолом двема и многим (17 об.–25 об.); 4) мучеником двема и многим (26–33); 5) двема и многим мученицам (33–44); 6) преподобным женам (44 об.–50 об.); 7) святителю единому (50 об.–60 об.); 8) святителем двема и многим (60 об.– 67); 9) священномученику единому (67–75); 10) двема священномучеником (75–82); 11) преподобному единому(82– 88 об.); 12) преподобным двема и многим (89–96); преподобномученику (96–103); 14) преподобным мучеником двема и многим (103–109 об.); 15) мученику единому (110–117 об.).


Источник: Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода : Т. 1-2 / [Архивариус Св. синода А. Никольский]. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1904-1910. - 3 т. / Т. 1. - Рукописи богослужебные. - 1904. - [4], XX, 632, 66 с.

Комментарии для сайта Cackle