В.В. Акимов

Источник

Церковный строй в доникейский период

Конфессиональный подход в изучении истории становления церковного строя

Вопрос о церковном строе ранней христианской Церкви достаточно сложен. Его решению препятствует недостаток сведений, сохраненных источниками, а также отсутствие устоявшейся терминологии. Попытки решения этого вопроса зачастую имеют конфессиональный характер. Протестантские историки склонны подчеркивать демократический и харизматический характер раннего христианства, которое не имело, по их мнению, четкой организации и структуры. Например, Э. Ренан усматривал в жизни ранней Церкви процесс эволюции от демократизма к аристократизму, сопровождавшийся усилением церковной дисциплины, созданием четкой организации и иерархической структуры. По его мнению, духовенство, иерархия постепенно заменяли собой Церковь, что позволило противостоять всем внутренним распрям, выстоять в борьбе с гностиками и другими еретиками178.

Важно понимать, что все протестантское учение имеет полемическое измерение. Протестанты боролись с недостатками церковной жизни, которые существовали в Римско-католической Церкви в средние века. Римская Церковь несколько преувеличивала роль иерархических служений, лишив мирян активного участия в жизни Церкви179.

Православная Церковь, как и Римско-католическая, учит о божественном установлении иерархических служений, об особом благодатном характере священного служения, дар которого преподается в Таинстве Священства. Важнейшим отличием католического взгляда на церковное устройство является признание особой роли в Церкви римского первосвященника.

Три степени священства в Новом Завете. Древние епископы

В тексте Нового Завета встречаются наименования всех трех степеней иерархического служения. Термин «епископ» встречается в нем четыре раза (исключая 1Пет. 2:25, где епископом называется Христос).

Деян. 20:17, 18, 28: «Из Милета же послав в Ефес, он призвал пресвитеров Церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: ...Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». В этом отрывке апостол Павел, обращаясь к пресвитерам, называет их блюстителями, т. е. епископами.

Тит. 1:5–9: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать». В данном месте, как и в приведенном отрывке из книги Деяний, слово «пресвитер» является синонимом слова «епископ».

1Тим. 3:1–8: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? He должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую. Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести». В данном месте послания к Тимофею упоминаются только епископ и диакон, а наименование пресвитер и вовсе отсутствует. Подобная же ситуация отражена и в начале послания к Филиппийцам. Интересно, что в этом же Первом послании к Тимофею упоминаются начальствующие пресвитеры (1Тим. 5:17).

Флп. 1:1–2: «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа».

Таким образом, в Новом Завете мы встречаемся с проблемой смешения епископского и пресвитерского сана. Возникает вопрос: сколько степеней священства было в век апостольский? Встает и проблема отождествления древних епископов и пресвитеров с позднейшими служениями, носящими такое же наименование.

Пресвитеры в новозаветном писании

Наименование «пресвитер» употребляется в новозаветных книгах неоднократно. Согласно Деян. 14:23, апостол Павел и Варнава посетили ряд городов, рукополагая в них пресвитеров. В 1Пет. 5:1–5 говорится: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям».

Ha Иерусалимском соборе 50 года, согласно Деян. 15:6, собрались апостолы и пресвитеры. В связи с этим также возникает вопрос: почему на этом соборе присутствовали пресвитеры, но не было епископов?

В 1Тим. 4:14 апостол Павел обращается к Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства». Некоторые толкователи, опираясь на упоминание о возложении рук пресвитерства, были склонны говорить о том, что древние пресвитеры рукополагали.

Анализ употребления терминов «епископ» и «пресвитер» ставит перед исследователем экзегетическую проблему. Эту проблему толкователи пытались разрешить уже в III и IV веках.

Экзегеты III и IV века о новозаветном употреблении наименования «епископ» и «диакон»

Большинство экзегетов III и IV века выдвигали гипотезы, которыми пытались согласовать данные Нового Завета с практикой, каноническими устоями современной им Церкви.

Ириней Лионский, рассказывая о событиях, описанных в Деян. 20, замечал: «Епископы и пресвитеры, пришедшие из Ефеса и других ближайших городов, собрались в Милете» (Против ересей, III:14, 2)180. Из этих слов косвенно следует, что, хотя Павел пригласил в Милет пресвитеров, вместе с пресвитерами прибыли и епископы, к которым апостол и обратился со своим словом.

Епифаний Кипрский объяснял отсутствие в некоторых местах упоминания пресвитеров, наряду с употреблением наименования епископов и диаконов, тем, что в некоторых Церквах не было полноты иерархии (Ереси, LXXV:5). В некоторых Церквах отсутствовали пресвитеры, потому что в них не было необходимости, либо не находилось достойных кандидатов. При таком толковании возникает сложность с упоминаемыми в Флп. 1:1 несколькими епископами.

Феодорит Кирский в толковании на Послание к Филиппийцам (Флп. 1:1) и Первое послание к Тимофею (1Тим. 3:1) выдвинул предположение, что новозаветные диаконы соответствуют современным диаконам, новозаветные епископы- пресвитеры соответствуют современным пресвитерам, a апостолы соответствуют современным епископам.

Иоанн Златоуст, толкуя Послание к Филиппийцам (Флп. 1:17), предложил гибкую теорию, согласно которой в древности не было четкой терминологии. Епископом, т. е. смотрителем, могли называть современных епископа, пресвитера и диакона, а пресвитером – современного епископа и пресвитера.

Совершенно иной подход при объяснении данной ситуации использовал Иероним Стридонский. В 69 и 146 письмах, а также в толковании на Послание к Титу 3:10 он высказал предположение, что в ранней Церкви епископы и пресвитеры были тождественны, а разница между ними установилась в процессе исторической жизни.

Степени священства в произведениях мужей апостольских

Сочинения Климента Римского позволяют предполагать, что в его время в Церкви было три степени священства. Но употребление им рассматриваемых терминов соответствует новозаветной традиции. Климент Римский, призывая совершать все в установленном порядке, вспоминает Устройство ветхозаветной Церкви: «Первосвященнику дано свое служение, священникам назначено свое дело, и на левитов возложены свои должности; мирской человек связан Постановлениями для народа» (Первое послание к Коринфянам, 40)181.

Как и некоторые новозаветные тексты, Климент Римский не всегда упоминает пресвитеров, а также смешивает наименования служений. Он пишет: «(Апостолы) первенцев из верующих по духовном испытании поставляли во епископы и диаконы для будущих верующих. И это не новое установление; ибо много веков прежде писано было о епископах и диаконах. Так говорит Писание: «поставлю епископов их в правде и диаконов в вере» (ср.: Ис. 60:17)» (Первое послание к Коринфянам, 42)182. В целом, Климент

подчеркивал значимость священного служения и его высокое достоинство.

Четкое разделение на епископа и подчиненных ему пресвитеров встречается уже у Игнатия Антиохийского. В Послании к Траллийцам он недвусмысленно говорит:

«Когда вы повинуетесь епископу, как Иисусу Христу, тогда, мне кажется, вы живете, и не по человеческому обычаю, a по образу Иисуса Христа, Который умер за вас, чтобы вы, уверовав в смерть Его, избежали смерти. Посему необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству, как апостолам Иисуса Христа надежды нашей, в Котором дай Бог жить нам. И диаконам, служителям таинств Иисуса Христа, все должны всячески угождать, ибо они не служители яств и питий, но слуги Церкви Божией, поэтому то и им должно беречься от нареканий, как от огня. Все почитайте дьяконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви» (Послание к Траллийцам, 2–3)183.

Некоторые исследователи склонны сомневаться в подлинности посланий Игнатия, поскольку в современных Игнатию письменных памятниках, а также и в позднейших памятниках такого четкого разделения служений не наблюдается.

Иерархические степени в III веке

Неустойчивость терминологии была характерна и для III века. Например, Ириней Лионский смешивает термины «епископ» и «пресвитер». По словам Иринея, предание «происходит от апостолов и сохраняется в церквах чрез преемства пресвитеров» (Против ересей, III:2, 2)184. Чуть ниже Ириней иллюстрирует апостольское преемство: «Блаженные апостолы, основав и устроив церковь, вручили служение епископства Лину» (3:3:1). Однако уже в середине III в. мы встречаем свидетельства, не только четко разделяющие три степени священства, но и сообщающие о целой системе низших церковных должностей.

Евсевий Кесарийский (Церковная история 6:43) приводит послание Корнелия Римского (251 года), в котором Корнелий пишет о Новате: «Этот страж Евангелия разве не понимает, что в Церкви кафолической должен быть один епископ? В ней имеется – он не мог этого не знать – 46 священников, 7 диаконов, 7 иподиаконов, 42 аколуфа (послушника), 52 человека заклинателей и чтецов и привратников, больше полутора тысяч вдов и калек, которых питает благодать Христова. Даже такое множество, столь необходимое в Церкви, – число, по Божиему Промыслу, обильное и все умножающееся, вместе с неисчислимым количеством мирян, не отвратило его от этого неразумного, безнадежного поступка и не вернуло в Церковь». Упоминаемые в послании аколуфы получили распространение только на Западе.

В III веке произошла централизация церковной власти. Это было потребностью времени: Церкви нужно было противостоять еретикам. Символом единства Церкви, единства апостольской традиции, носителем апостольской традиции стал епископ. В III веке при избрании епископа стали принимать участие не только клир и народ, но и соседние епископы.

Различие клира и мирян

Твердое различение клира и мирян существовало в Церкви с самого ее начала. Протестанты в противовес этому различению выдвигают идею всеобщего священства. Эта идея имеет основание в Первом послании апостола Петра и Апокалипсисе:

«И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ... вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1Пет. 2:5, 9, 10);

«Соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1:6. См. также Откр. 5:10);

«Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20:6).

В данных отрывках христиане, которые являются духовным Израилем, во исполнение Божественного обетования, данного «ветхому» Израилю (Исх. 19:5–6), называются царственным священством. Это выражение следует понимать в том смысле, что все христиане после Боговоплощения стали «своими» Богу, стали сотелесниками Иисусу Христу, все получили возможность реального обожения через таинство Евхаристии. С пришествием Христа необходимость в ветхозаветных жертвах, как жертвах прообразовательных, и, соответственно необходимость ветхозаветного священства отпали.

Однако христиане, святой народ, царственное священство (см. Анафору Василия Великого), тем не менее, выделяют из своей среды людей для особого служения, священства. Дар этого особого служения сообщается через возложение рук епископов в Таинстве Священства во время Божественной литургии, при молитве всей Церкви. Этот дар может получить любой достойный этого дара христианин. В лице своих священнослужителей Церковь сохраняет апостольское преемство.

Священство имеет основание в воле Основателя христианства. Иисус Христос из большого числа своих последователей выделил только небольшую группу (апостолов), которой даровал особые полномочия (Мф. 28:19; Ин. 20:21­–23). Венцом получения апостолами особых духовных дарований является событие Пятидесятницы – сошествие Святого Духа на апостолов, после которого апостолы начали совершать Таинство Евхаристии. Особый благодатный дар священства апостолы передавали своим ученикам через хиротонию, возложение рук (Деян. 14:23; 1Тим. 4:14; Деян. 6:6). О необходимых качествах священников и диаконов говорится в 1Тим. 3. А в 1Тим. 5:22 апостол Павел предостерегает своего ученика: «Рук ни на кого не возлагай поспешно».

Таким образом, священство – это особое благодатное служение в Церкви, имеющее основание в Божественной воле Иисуса Христа. Конечно, каждый христианин получает дар благодати в Крещении, так что в Церкви вообще нет безблагодатных членов: у каждого есть свое дарование. Иерархическое служение – одно из дарований. Из числа всех христиан выделяются отдельные лица для несения иерархического служения. Эти лица имеют особую благодать для совершения своего служения. Об этом однозначно говорит как само новозаветное писание, так и сочинения всех древнейших церковных писателей. Различение на клир и народ не есть противопоставление.

Неиерархические харизматические служения. Женские служения

О множественности дарований и служений в Церкви свидетельствует апостол Павел. В Первом послании к Коринфянам он пишет: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных... Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор. 12:1–10).

«И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1Кор. 12:28–30).

Подобным образом говорит он и в Послании к Ефесянам: «И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:11–12).

«И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» (Рим. 12:6–8).

О харизматических дарованиях в ранней Церкви говорят и другие источники, например, памятник начала II в. «Учение двенадцати апостолов».

В Новом Завете упоминаются женские служения в Церкви. Апостол Павел говорит о служительницах, диаконисах: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской» (Рим. 16:1); «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа» (1Тим. 5:9). В письме Плиния Младшего к императору Траяну о христианах Плиний также упоминает диаконис: «счел я необходимым под пыткой допросить двух рабынь, называвшихся служительницами»185.

Организация вселенской Церкви

Основной территориально-административной единицей Древней Церкви была парикия, παροικια. Парикия ограничивалась пределами одного города и возглавлялась епископом. В понятии парикии совмещается современное понимание поместной Церкви с границами современного прихода. О внутренней структуре парикии почти ничего не известно. В памятниках упоминается только храм епископа, окруженного пресвитерами. Едва ли существовали сельские парикии. Иустин Философ упоминает, что жившие за городом христиане приходили на службу в город (Первая апология, 67). Возможно допущение, что в одном городе могло быть более одного епископа-пресвитера. Установившийся порядок иметь в городе только одного епископа является только традицией.

Возникновение разветвленной территориально-административной структуры было обусловлено увеличением численности христиан. В одном городе возникала необходимость создания новых общин, которые приобретали по отношению к первой, главной общине зависимое положение, становились филиалами главной общины. Образцом для устроения разветвленной территориально-административной структуры Церкви становилось гражданское территориально-административное устройство.

В этом направлении в первые века шел постепенный процесс создания церковно-административных округов, включавших несколько епископских центров. Такие округа к IV веку стали называть митрополиями. Впервые митрополии упоминаются в правилах Первого Вселенского собора (Правила 4, 6, 7). Епископские центры группировались вокруг самых значительных городов, которые, как правило, были центрами апостольской проповеди. Однако едва ли митрополии имеют апостольское происхождение. Территориально древние митрополии более соответствуют современным епархиям, а границы древних епископских центров могут приблизительно соответствовать границам современных благочиний.

Церковное единство древних епископских центров выражалось в обмене посланиями и в проведении церковных соборов. Первые церковные соборы, о которых упоминают древние источники, состоялись в 160-х годах по поводу учения Монтана и около 196 года в связи со спорами о дне праздновании Пасхи. Свидетельства о них имеются в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского.

* * *

178

Ренан, Э. Христианская Церковь. С. 52–62. Ренан, Э. Марк Аврелий и конец античного мира. С. 222–234.

179

Отражением этого явилось резкое противопоставление клира и мирян, проявившееся, например, в запрещение читать мирянам Священное Писание, в причащении мирян только Телом Христовым, в возможность совершения литургии священнослужителем в отсутствии мирян.

180

Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. Перевод протоиерея П. Преображенского. С. 270.

181

Писания мужей апостольских. СПб., 1895. С. 99.

182

Писания мужей апостольских. СПб., 1895. С. 100.

183

Писания мужей апостольских. СПб., 1895. С. 286.

184

Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. Перевод протоиерея П. Преображенского. С. 221.

185

Плиний Младший. Письма. С. 206.


Источник: История Христианской Церкви в доникейский период / В.В. Акимов. - Минск : Ковчег, 2012. - 266 с.

Комментарии для сайта Cackle