Монархианские движения конца II–III века. Ориген и Тертуллиан
Алоги
Христианские апологеты первыми попытались сформулировать учение о Логосе. В конце II века это учение не могло не вызвать в христианской среде некоторое смущение и недоумение. В учении о Божественном Логосе, отличном от Отца, начали усматривать нарушение единобожия. В Малой Азии противодействие этому учению оформилось в движение алогов.
Алоги, αλογοι – это противники учения о Логосе, отрицающие Логоса, не-разумники, бес-словесники. Исторически алоги возникли в связи с критикой монтанизма. Монтанисты опирались на учение об Утешителе, обещанном Христом согласно Евангелию от Иоанна. Алоги, противостоя монтанистам, начали отрицать четвертое Евангелие, включая и имеющиеся в этом Евангелии обетование Утешителя и учение о предвечном Божественном Логосе. Алоги отвергли это учение как неизвестное апостолам. Они утверждали, что Логос не имел предвечного существования, а Христос стал Сыном возлюбленным только при крещении на Иордане.
Об алогах Епифаний Кипрский писал в своей книге «Ереси» в главе «Против ереси, не принимающей Евангелия от Иоанна и его Апокалипсиса, тридцать первой и пятьдесят первой ереси»: «Этой ересью называется та, которая отвергает книги Иоанновы. Посему, так как они не принимают Слова, проповеданного Иоанном, то и будут названы алогами. Итак, они, как совсем чуждые истинной проповеди, отрекаются от чистоты проповеди и не принимают ни Евангелия Иоанна, ни его Апокалипсиса» (Ереси, LI)139.
Богословский характер оппозиция учению о Логосе, о Христе как предвечном Сыне Божием приобрела в монархианских движениях. Монархиане были сторонниками строгого монотеизма. Наименование «монархиане» ввел в употребление их критик Тертуллиан, для которого четвертое Евангелие имело особую значимость, поскольку Тертуллиан перешел в монтанизм. Позднее монархиан стали называть антитринитариями.
Отрицание учения о Логосе у монархиан могло иметь двоякую форму. Во-первых, строгий монотеизм, учение о Едином Боге можно было утвердить через отрицание Божества Логоса и Иисуса Христа. Во-вторых, единобожие можно было восстановить через провозглашение тождества Отца и Сына (Логоса). В соответствии с этим монархиане делились на два направления – динамисты и модалисты. Динамистическое направление было связано с устойчивым восточным представлением о присутствии Бога в истории. Представители модалистического направления прибегали к философии стоиков.
Монархиане динамисты (адопциане)
Феодот Кожевник
Динамисты учили, что Иисус Христос по природе является простым человеком. От других людей Он отличался только тем, что Он обладал особой божественной силой. В истории было много людей, через которых действовал Бог, которым Бог сообщал свою благодать. Христос – один из них. Логос же в этом учении являлся безличной силой Бога, которая сошла на Иисуса Христа.
Основными источниками по истории динамистов являются сочинения Ипполита Римского (Философумены\ Против Ноэта; Против Артемона), Тертуллиана (Против Праксея), Оригена (Толкование на Евангелие от Иоанна), Афанасия Великого (Против ариан), Епифания Кипрского Ереси), Евсевия Кесарийского (Церковная история).
В конце II века в Рим из Малой Азии прибыл Феодот Кожевник. Согласно Ипполиту и Епифанию, он был обломком от алогов. «Сапожника Феодота, главу и отца этого богоотступнического движения, первого заявившего, что Христос – просто человек, Виктор (римский папа) отлучил
от Церкви», – сообщает Евсевий Кесарийский (Церковная история, Ѵ:28)140. Евсевий приводит несколько отрывков из древней книги, направленной против монархиан, из которых видно, что эти еретики исправляли Писание, выискивали в нем силлогизмы, занимались геометрией, восхищались Аристотелем, Галена чтили как божество.
Епифаний Кипрский говорил о Федоте как человеке ученом: «Этот Феодот происходил из Византии, ныне называемой Константинополем. Ремеслом он кожевник, но по науке муж многоученый» (Ереси, LIV)141. Учение свое феодотиане считали апостольским. Ипполит Римский и Епифаний Кипрский объясняли происхождение этого учения из обстоятельств жизни Феодота, который в период гонений отрекся от Христа:
«Он вместе со множеством каких-то людей во время наставшего гонения, а в какое гонение, не умею сказать, был взят в числе многих начальников города и вместе с другими подвергнут истязанию за Христа. Все другие рабы Божии, одержав победу, получили небесные награды как мученики за Христа. А он, отрекшись от Христа и отступив от истинной цели, сделался отступником, и от великого срама, потому что был поносим многими, бежал из своего отечества ... Для защиты себя он измыслил этот новый догмат, а именно сказал: «я не от Бога отрекся, но отрекся от человека». Потом на вопрос: от какого человека? – отвечал словами: «я отрекся от человека Христа». Так по этой-то причине утвердил он свой догмат, а также и происшедшие от него феодотиане, которые утверждают, что Христос простой человек и родился от семени мужеского ... «Христос сказал, – говорит он, – ныне же ищете Меня убить, человека, сказавшего вам истину (Ин. 8:40). Видишь, – говорит, – Он – человек» (Ереси, LIV)142.
По Феодоту, Христос родился сверхъестественным образом, но Он являлся не Богочеловеком, а человеком, который отличался от других своими добродетелями и тем, что в Нем обитал Святой Дух.
Последователи Феодота. Павел Самосатский
Последователями Феодота были Феодот Меняла (Банкир, или Младший), Асклепиодот и Артемон. Феодот Меняла считал, что Христос стоит даже ниже Мелхиседека, поскольку Христос – «иерей по чину Мелхиседекову». Феодот Меняла и Асклепиодот в Риме организовали общину, которую возглавил епископ Наталий, впоследствии раскаявшийся (Евсевий Кесарийский. Церковная история, Ѵ:28). Артемон выступил со своим учением в 20–30-х годах III века. Евсевий называл его отцом ереси Павла Самосатского, еретика второй половины III века.
В ранний период динамистическое монархианство было более популярно на Западе, чем на Востоке. На Востоке оно получило распространение к середине III века. Около 244 года Ориген ездил в Аравию, где обратил к истинному учению о Христе епископа Бостры Аравийской Берилла. Берилл говорил, что Спаситель «до своего прихода к людям не имел ни собственной сущности, ни собственной Божественности, что в Нем только пребывала Отчая (Евсевий Кесарийский. Церковная история, ѴІ:33)143.
Самым известным динамистом на Востоке был Павел Самосатский. Около 260 года он стал Антиохийским епископом. «Мысли его о Христе ползали по земле и не могли над ней подняться. Вопреки учению Церкви Он считал Его простым человеком» (Евсевий Кесарийский. Церковная история, 7:27)144. Учение Павла рассматривал Антиохийский собор 264 года, но не смог изобличить Павла как еретика. Не удавалось это и последующим соборам. Павел был отлучен только на соборе 268/9 года. Удалось это благодаря ритору Мелихону, который имел священный сан. На этом соборе прибегли к помощи тахиграфов, скорописцев.
Послание собора об отлучении Павла, разосланное по соседним церквам, описывает личность Павла. Это послание свидетельствует о возникновении нового образа епископа, как человека внешней власти:
«Веру он считает средством для наживы. Он высокомерен и горделив, получает мирские звания и предпочитает называться не епископом, а дуценарием, красуется на площадях ... его окружает множество телохранителей – одни впереди, другие сзади, так что эта пышность и презрение к окружающим делают веру ненавистной. Церковные собрания он превратил в диковенные представления ... Престол и кафедру он приготовил себе высокие, не подобающие ученику Христову. У него, как у мирских начальников, есть отдельная комната... Он хлопает рукой по бедру, топает ногами на кафедре... Он запретил употреблять песнопения в честь Господа нашего Иисуса Христа... подготовил женский хор, который в великий праздник Пасхи посередине церкви пел гимны в его честь» (Евсевий Кесарийский. Церковная история, ѴІІ:30, 7–10)145.
По учению Павла Самосатского, Бог является единым, единой Ипостасью. Логос – это премудрость Бога, неипостасный Сын Божий. Ипостасью, личностью Логос становится только по воплощении Иисуса Христа. Однако, после воплощения в Самом Боге никаких изменений не произошло. На Самого же Христа Логос сошел как прежде на пророков, только в большей мере. Логос не соединился со Христом физически, иначе бы жизнь Христа не имела нравственной ценности. Христос – это человек, который за свои нравственные подвиги достиг того, что в Нем стал обитать Логос.
Епифаний Кипрский писал об учении Павла: «Павел говорит, что Бог Отец и Сын и Святой Дух есть единый Бог, а всегда сущее в Боге Слово Его и Дух Его есть как в сердце человека его собственное слово. Сын Божий не имеет бытия ипостасного, но в Самом Боге, именно как учили и Сабеллий, Нават, Ноэт и другие. Однако же этот не одинаково с ними учил, а иначе, чем они. Слово будто бы пришло и вселилось в Иисусе, истинном человеке. И таким образом, говорит, он, Бог есть один, и Отец не Отец, и Сын не Сын, и Святый Дух не Святый Дух, но один Бог Отец, a Сын Его в Нем, как слово в человеке. В защиту своей ереси он выставляет на вид свидетельства Писания, именно слова Моисея: «Господь Бог твой, Господь един есть» (Втор. 6:4)» (Ереси, XLV)146.
Говоря о Логосе, Павел употреблял термин «единосущный», ομοουσιος. Этот термин он использовал для того, чтобы подчеркнуть безличный характер Логоса, Его неипостасность. Логос единосущен Отцу в границах одной Ипостаси. В 325 году на Первом Вселенском соборе этот термин станет знаменем Православия и войдет в Символ веры . Но понимание этого термина будет совсем иным, чем у Павла. В никейском богословии начала IV века личный Логос единосущен личному Богу.
Монархиане модалисты
Монархиане модалисты считали, что Бог один, но Он является под разными образами, видами, модусами (modus – образ, вид). Логос – это одно из проявлений единого Бога. В христологии модалисты минимализировали человечество Иисуса Христа. Они не допускали Боговоплощения. Бог явился под видом Христа. Модалистическое направление монархианства вышло из Малой Азии и обнаружило себя в Риме, как и динамистическое направление.
Если динамистическое направление было движением с философским характером, распространенным в среде интеллектуальных верхов общества, то модалистическое отличалось религиозным характером и проникало в ряды простых, необразованных верующих людей. Сторонников монархианства Тертуллиан называл людьми простыми и невежественными (Против Праксея, III). Для простых людей религиозного склада были важны не логика и отвлеченные философские построения, а вера во Христа как Бога и основанная на этой вере возможность спасения. Таким образом, если динамисты исходили из единства Божественной сущности то модалисты – из Божества Христа. «Христос был Бог и пострадал за нас, будучи Сам Отцом, чтобы мочь спасти нас», – утверждали модалисты (Философумены, IX: 11)147.
Ипполит Римский, искавший основы всех ересей в греческой философии, выводил монархианское учение из учения Гераклита. Основной принцип Гераклита – текучесть и постоянная изменчивость вещей. Ипполит приводит слова Гераклита, которые, по его утверждению, повторял Ноэт: «Все делимое и неделимое, происшедшее и непроисшедшее, смертное и бессмертное, логос, век, отец и сын – Бог праведный» (Философумены, ІХ:9)148.
Опору модалисты могли находить и в учении стоиков, согласно которому существует четыре категории признаков вещи: субстрат, качество, определенные изменения и относительные изменения149. Признаки первых двух категорий образуют конкретную вещь, признаки двух последних – не касаются сущности предмета, определяют его со стороны внешних и случайных отношений. Наименование «отец» и «сын» у стоиков не связаны с сущностью предмета, лишены реального значения, непостоянны.
Праксей
О Праксее мы знаем только благодаря сочинению Тертуллиана «Против Праксея». Ипполит это имя не упоминает. Вследствие этого, некоторые исследователи сомневались в реальном существовании модалиста с таким именем. Имя Праксей могло быть просто отражением занятий этого человека – «делец». В конце II веке Праксей прибыл из
Азии в Рим. Благодаря влиянию Праксея папа Римский Виктор (189–198) осудил монтанизм. Когда Праксей оказался в Карфагене, он столкнулся с Тертуллианом, который возненавидел Праксея как врага монтанизма. Так появилась книга «Против Праксея». По утверждению Тертуллиана, Праксей в Риме изгнал Утешителя и распял Отца.
Праксей был сторонником строгого единобожия. В Новом Завете он опирался на слова Христа из Евангелия от Иоанна: «видевший Меня, видел Отца» (Ин. 14:9), «Я и Отец одно» (Ин. 10:30), «Отец во Мне и Я в Нем (Ин. 10:38)», «Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе» (Ин. 17:21). Слово из Быт. 1:26 «сотворим» он объяснял тем, что Бог есть некая множественность.
Тертуллиан называл модалистов патрипассианами, т. е. признающими то, что во Христе пострадал Отец. Однако такое наименование в целом является не совсем корректным (хотя учение о пострадавшем Отце могло быть у отдельных представителей, например, у Ноэта). Если единый Бог принял образ Сына, то Он уже не является Отцом. Страдал не Отец, а Бог вообще в образе Сына.
Ноэт и Савеллий
Монархианин Ноэт был смирнским ересеучителем. Его ученики Епигон и Клеомен основали свою отдельную школу в Риме. Ноэт развивал учение Гераклита. Ипполит приводит такие слова Ноэта: «Один и тот же Бог есть Творец и Отец всего, благоволивший изначала открыться праведным, оставаясь невидимым, когда Он не созерцается, видимым, когда созерцается, непостижимым, когда не хочет быть постигаемым, постижимым, когда постигается, и подобным образом Он непреодолим и преодолим, нерожденный и рожденный, бессмертный и смертный» (Философумены, Х:10)150.
Епифаний Кипрский сообщает, что Ноэт был родом из Эфеса, и дает такое свидетельство: «Увлекаемый чуждым
духом, он захотел сам от себя говорить и учить, чего не говорили пророки и апостолы, и чего изначала не содержала Церковь и не имела в мысли. Сам по себе превознесшись безумным превозношением, дерзнул он говорить, будто пострадал Отец ... Он ... стал открыто прекословить, говоря: «что худого делаю я тем, что одного Бога славлю, одного Бога знаю и кроме Его не знаю иного Бога, родившегося, пострадавшего, умершего?» Поэтому, ввиду того что он остался при этом, его вместе с обученными им своему догмату, извергли из Церкви» (Ереси, LVII)151.
Последователем Ноэта был Савеллий – самый известный монархианин модалист. Савеллий родился в Пентаполе, в Ливии. За свое учение Савеллий был отлучен папой Каллистом. Около 360 года его учение было широко распространено на Востоке. Об учении Савеллия сообщает Епифаний Кипрский:
«Один и тот же есть и Отец, и Сын, и Дух Святой, так что это – три именования одной ипостаси, или как тело, душа и дух в человеке. И Отец, так сказать, – тело, а душой можно назвать Сына, и как в человеке – дух, так и в Божестве Святой Дух. Или как в солнце, хотя оно в сущности одно, находятся три действия, то есть: освещать и согревать и еще самый округлый вид. И согревающее, или теплота и жар, есть Дух, просвещающее – Сын, а самый вид всего существа есть Отец. В свое время Сын был послан как луч, и Он сделал в мире все, относящееся к евангельскому домостроительству и спасению людей, а потом вознесся опять на небо, подобно лучу, испущенному солнцем и снова возвратившемуся в солнце. Дух же Святой посылается однажды для целого мира, а потом в отдельности на каждого из удостаиваемых сего. Такового он, духовной силой и сближением, так сказать, оживотворяет и воспламеняет, согревает и делает теплым. Так учат савеллиане» (Ереси, LXII)152.
Савеллий выдвинул термин Сыно-отец, υιοπατωρ. Сам в Себе Бог есть Бог молчащий монада. В отношении к миру Он – Логос. Логос открывает себя в трех лицах – Отца, Сына и Святого Духа, но имеет одну сущность, или ипостась. Савеллий использовал термин «Лицо», προσωπον, первое значение которого имеет оттенок непостоянства – личина, маска. Именно поэтому это слово вошло в церковную троичную терминологию не сразу153. В настоящее время термин «лицо» является синонимом «ипостаси».
Сила модализма заключалась не в теории, а в основанной на Писании религиозной убежденности в том, что Христос есть Бог, принявший плоть и спасший человека. В воззрениях модалистов были две истинные мысли – о полном равенстве Сына и Отца по Божеству и о совершенном Божестве Иисуса Христа. Однако при этом не было личностного, ипостасного различения между Богом Отцом и Богом Сыном. Церковь более терпимо отнеслась к недостаткам учения апологетов, некоторые из которых причислены к лику святых, чем к монархианам.
Тертуллиан и его триадология
He смотря на то, что Тертуллиан около 207 года перешел к монтанистам, он считается одним из самых авторитетных древних латинских писателей. Тертуллиан (около 155 – около 220) был превосходным знатоком римских законов. Как христианского писателя его уважали Киприан Карфагенский, Иероним Стридонский, Викентий Лиринский. Христианство он принял в 193 году в Карфагене. После этого он стал христианским писателем-полемистом, апологетом. Тертуллиан считается создателем церковной латыни. Тертуллиан отличался нравственным ригоризмом, негативным отношением к античной культуре.
Тертуллиан ввел в употребление латинские троичные термины substantia и persona. Греческая троичная терминология (ουσια, υποστασις) возникнет только спустя почти два столетия, во второй половине IV века. Впрочем, триадология Тертуллиана не совсем православна. Хотя он и признавал в Боге одну субстанцию и три лица, субстанцией в его понимании в полноте обладает только Бог Отец. Для Тертуллиана был характерен субординатизм. Сын и Святой Дух находятся в зависимости от Отца. Сын есть часть субстанции Отца. Кроме того, субстанция Тертуллиана отличается от природы, не есть природа (natura). Субстанция – более конкретное понятие, природа – более общее. Например, камень и железо – это субстанция, а твердость – это их природа. He смотря на это, тертуллиановское una substantia tres personae впоследствии стало православным латинским выражением веры в Троицу.
Для Тертуллиана был характерен и космологизм. В полном смысле, по его мнению, Слово родилось только в связи с началом творения. Было время, когда не было Сына. Троичность появляется в полной мере только вследствие творения. Но Сын и Дух – не творения, не отдельные самостоятельные существа, но имеют с Отцом неразрывную связь, как источник, поток и река.
Ориген
Знаменитый александриец, учитель многих святых, Ориген родился около 185 года в христианской семье. Его отец Леонид принял мученическую кончину в гонение Септимия Севера в 202 году. Сам Ориген был исповедником в гонение Декия 251 года, но умер своей смертью в 253 году. Ориген впервые попытался представить систематическое изложение богословского учения в сочинении «О началах». Этот труд дошел до нас в латинском переводе пресвитера Руфина Аквилейского. На греческом языке сохранились лишь фрагменты.
Для Оригена характерно возвышенное представление о Боге в духе апофатического богословия. Бог бестелесен, непостижим, сверхразумен, Его природа проста и неделима. Впервые в христианском богословии Ориген высказал учение о вечном рождении Сына Божия: не было времени, когда Сына не было.
«Бог Отец никогда, ни на один момент не мог, конечно, существовать, не рождая этой Премудрости... Должно веровать, что Премудрость рождена вне всякого начала, о каком можно только говорить или мыслить» (О началах, 1:2, 2)154. «Это рождение – вечное и непрерывающееся наподобие того, как сияние рождается от света» (О началах, 1:2,4)155.
Это учение у Оригена связано с представлением о неизменности Бога. Если Бог что-то делает, Он делает это вечно, иначе бы проявилось Его несовершенство. Следствием этого же представления является и учение о вечном творении. Бог творит вечно и вечно рождает Сына. Так что в полной мере Ориген от космологизма уйти так и не смог. Как и другим богословам того времени, для Оригена характерен и субординатизм. Собственно Богом является только Бог Отец, Самобог. Сын и Святой Дух подчинены Отцу.
Церковь не приняла учения Оригена о вечном творении мира Богом, о сменяющей друга череде миров, о всеобщем спасении (восстановлении всего, апокатастасисе), о предсуществовании духов, которые стали душами и облеклись в тела только вследствие своего отпадения от Бога. Эти особые мнения Оригена выражены главным образом в его сочинении «О началах». Ориген также говорил о том, что во Христе Бог Слово соединился с безгрешным духом Иисусом, принявшим человечество только ради спасения. Свое негативное отношение к этим сторонам учения Оригена Церковь высказала в эпоху правления императора Юстиниана в VI веке.
К заслугам Оригена следует отнести исповедание вечного рождения Сына Божия, исповедание того, что Сын Божий не только воплотился, но и вочеловечился, то есть принял человеческое тело и душу, введение в употребление выражения «три ипостаси», а также термина «Богочеловек», Θεανθρωπος.
* * *
Творения святого Епифания Кипрского. Ч. 2. С. 340.
Евсевий Памфил. Церковная история. С. 196.
Творения святого Епифания Кипрского. Ч. 2. С. 426–427.
Творения святого Епифания Кипрского. Ч. 2. С. 427–428.
Евсевий Памфил. Церковная история. С. 227.
Евсевий Памфил. Церковная история. С. 271–272.
Евсевий Памфил. Церковная история. С. 274–275.
Творения святого Епифания Кипрского. Ч. 3. С. 225–226.
Спасский, А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. С. 40.
Спасский, А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. С. 45.
Спасский, А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. С. 45.
Спасский, А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. С. 45.
Творения святого Епифания Кипрского. Ч. 3. С. 1–2.
Творения святого Епифания Кипрского. Ч. 3. С. 60–61.
Термин «Лицо» стал употребляться в православном богословии благодаря Григорию Нисскому.
Ориген. О началах. СПб.: Амфора, 2000. С. 34–34
Ориген. О началах. С. 36