К.А. Панченко

Источник

Приложения

Годы правления восточных патриархов и османских султанов XVI – начало XIX века2339

Иерусалимские патриархи: Дорофей II / Аталла (1491–1534); Герман (1534–3.05.1579); Софроний (3.05. 1579–1608); Феофан (1608–15.12.1644); Паисий (23.03.1645–2.12.1660); Нектарий (7.04.1661–19.01.1669); Досифей II Нотара (23.01.1669–7.02.1707); Хрисанф Нотара (8.02.1707–7.02.1731); Мелетий (23.02.1731–1737); Парфений (1737–17.10.1766); Ефрем (12.1766–04.1770/1); Софроний (04.1770/1–24.12.1774); Авраамий (06.1775–1.11.1787); Прокопий (2.11.1787–23.10.1788); Анфим (24.10.1788–10.11.1808); Поликарп (10.11.1808–3.01.1827); Афанасий IV (15.01.1827–16.12.1844).

Антиохийские патриархи: Дорофей II ибн ас-Сабуни (09.1497(?)–1522/3); Михаил V ибн аль-Маварди (до 1522(?)–6.07.1540); Дорофей III (ок. 09.1540– кон. 1543); Иоаким IV ибн Джума (кон. 1543–20.01.1576); Макарий II ибн Хиляль (ок. 1543– ок. 1550); Михаил VI аль-Хамави (1576–1583/1592(?)); Иоаким V Дау (25.05.1581–7.10.1592); Иоаким VI ибн Зияде (1593–11.1603); Дорофей IV ибн аль-Ахмар (11.1603–1611); Афанасий II Даббас (1612– февр./март 1619); Игнатий III Атыйя (2.05.1619– кон. 1633 / нач. 1634); Кирилл IV Даббас (2.05.1619–1.06.1628); Евфимий II Карма (1.05.1634–1.01.1635); Евфимий III ас-Сакизи (нач. 1635–11.11.1647); Макарий III аз-За‘им (12.12.1647–12.06.1672); Кирилл V аз-За‘им (2.07.1672–6.01.1720); Неофит ас-Сакизи (11.1672–1681/2); Афанасий III Даббас (25.06.1686–10.1694; 01.1720–12.07.1724); Сильвестр (17.09.1724–13.03.1766); Филимон (28.04.1766–5.07.1767); Даниил (6.08.1767–15.12.1791); Анфим (кон. 1791–20.07.1813); Серафим (08.1813–19.02.1823); Мефодий (13.05.1823–24.06.1850).

Александрийские патриархи: Иоаким I Пани (1486/6.08.1487–1565/7); Филофей II (?) (упом. 1523); Сильвестр (12.04.1569–07.1590); Мелетий I Пигас (5.08.1590–13.09.1601); Кирилл III Лукарис (1601/2–4.11.1620); Герасим I Спарталиот (30.11.1620–30.07.1636); Митрофан Критопул (09.1636–20.05.1639); Никифон Кларонцан (кон. 05.1639–04.1654); Иоанникий (9.06.1645–15.09.1657); Паисий (15.10.1657–1677/8, с перерывом); Иоаким II (1666–04.1668); Парфений I (1678–30.06.1688); Герасим II Паллада (25.07.1688–20.01.1710); Самуил Ка-пасулис (22.01.1710–1712); Косма II (1712–1714); Самуил Капасулис (вторично) (1714–нач. 09.1723); Косма II (вторично) (12.09.1723–28.11.1736); Косма III (5.03.1737–3.07.1746); Матфей Псалт (26.09.1746–1.05.1766); Киприан (22.07.1766–1783); Герасим III Гимарис (20.06.1783–6.08.1788); Парфений II Панкостас (13.09.1788–9.09.1805); Феофил II (9.11.1805–14.10.1825).

Константинопольские патриархи: Иеремия I (1520–1522); Иоанникий I (1522–1523/4?); Иеремия I (вторично) (1524–1537); Дионисий II (1537); Иеремия I (в 3-й раз) (1537–1545); Дионисий II (вторично) (1545–1555); Иоасаф II (1555–1565); Митрофан III (1565–1572); Иеремия II (1572–1579); Митрофан III (1579–1580); Иеремия II (вторично) (1580–1584); Пахомий II (1584–1585); Феолепт II (1585–1586); Иеремия II (в 3-й раз) (1586–1595); Матфей II (1595); Гавриил I (1596); Феофан I (1596–1597); Мелетий Пигас (патриарх александрийский, местоблюститель) (1597–1599); Матфей II (вторично) (1599–1602); Неофит II (1602–1603); Рафаил II (1603–1607); Неофит II (вторично) (1607–1612); Кирилл I Лукарис (1612); Тимофей II (1612–1621); Кирилл I Лукарис (вторично) (1621–1623); Григорий IV (1623); Анфим (1623); Кирилл I Лукарис (в 3-й и 4-й раз) (1623–1630–1634); Кирилл II Контарис (1634); Афанасиий III (1634); Кирилл I Лукарис (в 5-й раз) (1634–1635); Кирилл II Контарис (вторично) (1635–1636); Неофит III (1636–1637); Кирилл I Лукарис (в 6-й раз) (1637–1638); Кирилл II Контарис (в 3-й раз) (1638–1639); Парфений I (1639–1644); Парфений II (1644–1645); Иоанникий II (1646–1648); Парфений II (вторично) (1648–1651); Иоанникий II (вторично) (1651–1652); Кирилл III (1652); Афанасий III (вторично) (1652); Паисий I (1652–1653); Иоанникий II (в 3-й раз) (1653–1654); Паисий I (вторично) (1654–1655); Иоанникий II (в 4-й раз) (1655–1656); Парфений III (1656–1657); Гавриил II (1657); Парфений IV (1657–1662); Дионисий III (1662–1665); Парфений IV (вторично) (1665–1667); Клим (1667); Мефодий III (1668–1671); Парфений IV (в 3-й раз) (1671); Дионисий IV (1671–1673); Герасим II (1673–1675); Парфений IV (в 4-й раз) (1675–1676); Дионисий IV (вторично) (1676–1679); Афанасий IV (1679); Иаков (1679–1683); Дионисий IV (в 3-й раз) (1683–1684); Парфений IV (в 5-й раз) (1684–1685); Иаков (вторично) (1685–1686); Дионисий IV (в 4-й раз) (1686–1687); Иаков (в 3-й раз) (1687–1688); Каллиник II (1688); Неофит IV (1688–1689); Каллиник II (вторично) (1689–1693); Дионисий IV (в 5-й раз) (1694); Каллиник II (в 3-й раз) (1694–1702); Гавриил III (1702–1707); Неофит V (1707); Киприан (1708–1709); Афанасий V (1709–1711); Кирилл IV (1711–1713); Киприан (вторично) (1713–1714); Косма III (1714–1716); Иеремия III (1716–1726); Каллиник III (1726); Паисий II (1726–1733); Иеремия III (вторично) (1733); Серафим I (1733–1734); Неофит VI (1734–1740); Паисий II (вторично) (1740–1743); Неофит VI (вторично) (1743–1744); Паисий II (в 3-й раз) (1744–1748); Кирилл V (1748–1751); Паисий II (в 4-й раз) (1751–1752); Кирилл V (вторично) (1752–17757); Каллиник IV (1757); Серафим II (1757–1761); Иоанникий III (1761–1763); Самуил I (1763–1768); Мелетий II (1768–1769); Феодосий II (1769–1773); Самуил I (вторично) (1773–1774); Софроний II (1774–1780); Гавриил IV (1780–1785); Прокопий (1785–1789); Неофит VII (1789–1794); Герасим III (1794–1797); Григорий V (1797–1798); Неофит VII (вторично) (1798–1801); Каллиник V (1801–1807); Григорий V (вторично) (1806–1808); Каллиник V (вторично) (1808–1809); Иеремия IV (1809–1813); Кирилл VI (1813–1818); Григорий V (в 3-й раз) (1818–1821).

Османские султаны: Селим I (1512–1520); Сулейман Кануни (1520–1566); Селим II (1566–1574); Мурад III (1574–1595); Мехмед III (1591–1603); Ахмед I (1603–1617); Мустафа I (1617–1618); Осман II (1618–1622); Мустафа I (вторично) (1622–1623); Мурад IV (1623–1640); Ибрагим (1640–1648); Мехмед IV (1648–1687); Сулейман II (1687–1691); Ахмед II (1691–1695); Мустафа II (1695–1703); Ахмед III (1703–1730); Махмуд I (1730–1754); Осман III (1754–1757); Мустафа III (1757–1773); Абдул Хамид I (1773–1789); Селим III (1789–1807); Мустафа IV (1807–1808); Махмуд II (1808–1839).

Глоссарий

Ага – османский почетный титул.

Акче – мелкая османская серебряная монета. Чеканилась с XIV в. Изначально ее вес составлял 1,154 г, при пробе 90%. В XVI–XVII вв. содержание серебра в акче и вес монеты резко падали (к середине XVII века вес уменьшился в 6 раз, а проба серебра – до 50%). В 1687 г. акче, ввиду ее крайнего обесценения, была заменена другой денежной единицей – киршем (см. кирш).

Алтын – русская монета достоинством 3 копейки.

Аяны (араб.) – представители региональной элиты Османской империи («знать», «нотабли»).

Блистательная Порта, Высокая Порта (осм. Баб-и ‘али) – наименование центрального аппарата власти в Османской империи.

Берат (тур. «грамота», «свидетельство») – жалованная грамота, выдававшаяся османскими султанами патриархам и митрополитам при их вступлении на кафедру. Содержала изложение прав, обязанностей и привилегий церковного иерарха.

Билад аш-Шам (араб.) – Большая Сирия, историко-географическая область, включающая территории современных Сирии, Ливана, Израиля, ПНД и Иордании.

Вакиль (араб.) – заместитель.

Вакфы – земельные владения и иное имущество религиозных организаций, переданное им с благотворительными целями и пользовавшееся налоговыми льготами.

Вали (араб., тур. бейлербейи) – наместник, губернатор провинции (эялета, или пашалыка) с титулом паши.

Везир (араб. вазир) – высший сановник Османской империи, член аппарата центральной власти в ранге трехбунчужного паши. Звание везира носили многие правители провинций. В европейской и русской литературе часто употребляется как синоним термина садразам (великий везир), глава аппарата центральной власти.

Гривна, гривенник – русская серебряная монета достоинством 10 копеек. Чеканилась с 1701 г.

Диван – собрание высших должностных лиц при государе с совещательными, судебными или законодательными функциями.

Диптих – список лиц, поминаемых во время церковного богослужения.

Драгоман («переводчик») – 1) чиновник в патриархии, ведавший сношениями со светскими мусульманскими властями, организацией паломничества и т.п. 2) «Великий драгоман» Высокой Порты – высокопоставленный чиновник в аппарате службы внешних сношений Османского государства. Вплоть до Греческого восстания 1821 г. на эту должность назначались выходцы из среды греков-фанариотов. 3) В дипломатической практике XIX в. – чиновник консульства или посольства, как правило из местных уроженцев, выполнявший посреднические функции при дипломатическом представителе.

Друзы – секта крайних шиитов, сложившаяся в XI века в Ливанских горах. В вероучении друзов сочетаются элементы ислама, христианства, иудаизма и зороастризма. Воспринимались мусульманами-суннитами как еретики. В османскую эпоху друзские эмиры и шейхи контролировали значительную часть Горного Ливана.

Ектения – молитвенное прошение, возглашаемое во время церковного богослужения.

Ефимок – русское название серебряного европейского талера (28–32 г). С 1655 г. приравнивался к 64 копейкам.

Зиммии (араб. ахль аз-зимма, «покровительствуемые») – иноверцы, проживавшие на землях ислама и обладавшие приниженным социальным статусом.

Кади (араб.) – шариатский судья.

Каймакам (араб. каим макам, «заместитель») – должностное лицо, управлявшее провинцией в отсутствие наместника.

Кассис, касс (араб.) – иеромонах или священник без прихода. Ср. хури.

Каффар – пошлина, взимавшаяся с христианских паломников за передвижение по дорогам империи и посещение Св. мест.

Кирш (араб. от славянского «грош», мн. куруш) – османская серебряная монета достоинством 40 пара. В середине XVII века приравнивалась к 80 акче, в конце XVII века – к 120 акче.

Копты – субэтнос, объединяющий автохтонных египетских христиан. Генетически восходят к древним египтянам эпохи фараонов, однако самосознание и культура коптов не имеют отношения к древнеегипетской цивилизации; их идентичность сложилась в первые века н. э. под воздействием христианской религии. В V–VI вв. копты приняли монофизитское исповедание (см.) и создали свою церковную структуру, параллельную византийской православной церкви. На протяжении X–XIV вв. были арабизированы. Коптский язык сохранился лишь в качестве сакрального языка богослужения. В османскую эпоху составляли около 10% населения Египта.

Кошелек (кисе) – денежная единица. В XVII века равнялась 40 тыс. акче, позже – 50 тыс. акче.

Кяхья (тур. кехая-бей) – управляющий делами, мажордом.

Левок – славянизированное название османской монеты аслани куруш (эседи куруш), «львиный куруш» (см. кирш). Чеканился с изображением льва по образцу западноевропейских талеров.

Логофет – чиновник патриархии, заведовавший церковным хозяйством.

Марониты – субэтнос ливанских христиан, изначально исповедовавших мо-нофелитское вероучение (см. монофелиты), впоследствии, в XII–XVI века, обращенных в унию с Римом. Историческим центром расселения маронитов были самые северные отроги Ливанских гор (Джубейль, Батрун, Джуббат-Бшарри); в османскую эпоху марониты колонизировали также более южные районы горного Ливана (Кесруан и отчасти Шуф), крупная община маронитов сложилась в Халебе. В отличие от большинства других ближневосточных христиан, марониты имели собственную военно-политическую элиту, «феодальную» аристократию, которая активно участвовала в борьбе за власть над Горным Ливаном. Доминировавшая в Ливане в XVIII – первой половине XIX в. друзская династия Шихабов опиралась на поддержку маронитских кланов. В середине XVIII века часть рода Шихабов перешла в христианство маронитского толка.

Монофелиты (греч. моно «один» и фелема «воля») – сторонники религиозного учения, принятого в 630-е гг. византийским императором Ираклием в целях примирения православия и монофизитства (см.). Монофелиты признавали наличие в Христе двух природ, божественной и человеческой, и только одной божественной воли. Это исповедание было осуждено на VI Вселенском соборе 681 г. Сторонники монофелитства в сиро-ливанском регионе образовали собственную церковь и впоследствии оформились в субэтнос маронитов (см.). В XII века маронитская церковь приняла унию с Римом (окончательно утвердилась к XVI века).

Монофизиты (греч. монос физис, «одна природа») – приверженцы религиозной доктрины, утверждающей наличие в Христе только одной божественной природы, в которой растворяется его человеческое начало. Это учение, сформировавшееся в первой половине V в., было осуждено на Халкидонском соборе 451 г., после чего монофизиты отделились от господствовавшей в Византии православной церкви и образовали собственные церковные организации. К группе монофизитских церквей принадлежат Армяно-григорианская, Сиро-яковитская, Коптская, Эфиопская и ряд других.

Мульк (араб.) – недвижимость, находящаяся в частном владении.

Мутасаллим (араб., «правитель») – османская административная должность; заместитель вали в его отсутствие; термин часто употреблялся в значении «градоначальник».

Несториане – приверженцы религиозного течения, сложившегося в начале V в., исповедовавшие в Христе две природы, божественную и человеческую, каждая из которых имела отдельную ипостась (воплощение). После осуждения несторианства на Эфесском соборе 431 г., несториане мигрировали из Византии в государство Сасанидов, где их вероучение было поддержано христианскими общинами Месопотамии. В конце V в. они объединились в самостоятельную Церковь Востока.

Пара – мелкая серебряная монета, 1/40 кирша. В Сирии XVI века приравнивалась к 2 акче, в XVII века – к 4 акче. На протяжении XVI–XVIII вв. стоимость пара непрерывно падала из-за инфляции и порчи монеты. Так, если в 1689 г. в обращении ходили пара весом 0,689 г (70% чистого серебра), то к концу XVIII века вес пара упал до 0,308 г, а содержание серебра в нем – до 37%.

Паша – титул высших сановников Османской империи. Присваивался везирам и правителям провинций.

Пашалык – см. эялет.

Пиастр – то же, что кирш (куруш).

Райя (араб. ра‘айя, «пасомые») – податное население Османской империи. В европейской историографии воспринималось как уничижительное наименование османских христиан.

Санджак (тур.) – административная единица, часть провинции (эялета). Управлялась санджак-беем.

Сарраф – меняла, банкир, ростовщик.

Синкел(л), Протосинкел(л) – управляющий делами патриархии. Часто синкелы становились преемниками патриархов.

Сиро-яковиты, яковиты – община сирийских монофизитов. Носит название по имени епископа Иакова Барадея, монофизитского духовного лидера VI века В Средние века община сиро-яковитов была многочисленной и процветающей, однако в османскую эпоху значительно сократилась и пребывала в глубоком упадке. Ядром расселения сиро-яковитов был холмистый регион Тур Абдин с центром в г. Мардин на водоразделе среднего течения Тигра и Евфрата. Отдельные группы сиро-яковитов жили в Халебе, Хомсе и деревнях центральной Сирии.

Талер – то же, что кирш, пиастр, левок, – серебряная монета достоинством 40 пара.

Фирман – султанский указ.

Хадж (араб.) – паломничество. Термин применялся в равной мере к мусульманскому и христианскому посещению Св. мест. Человек, совершивший паломничество, добавлял к своему имени приставку «хадж» («хаджи»).

Хури (араб.) – приходской священник.

Червонный, червонец – русское название зарубежной золотой монеты высокой пробы, главным образом, голландских дукатов (3,4 г).

Шаммас – (араб.) диакон.

Шариат (араб. шари ‘а) – совокупность предписаний мусульманского права.

Шейх (араб. шайх – «старец») – глава племени или общины; почетный титул.

Эялет (пашалык) – основная административная единица в Османской империи. С 30-х гг. XIX в. заменяется термином вилайет.

* * *

2339

Список османских султанов приводится по: Лэн-Пуль С. Мусульманские династии. М. 2004. С. 141. Перечень константинопольских патриархов дан по: Лебедев А.П. История. С. 324. Даты правления остальных патриархов уточнены автором.


Источник: Ближневосточное Православие под османским владычеством = The middle eastern greek orthodox community under the ottoman domination : первые три столетия, 1516-1831 / К.А. Панченко ; отв. ред. С.А. Кириллина. - Москва : Индрик, 2012. - 654, [1] с., [12] л. цв. ил., портр., факс. : табл.

Комментарии для сайта Cackle