Азбука веры Православная библиотека История Церкви История Поместных Православных Церквей Ближневосточное Православие под османским владычеством. Первые три столетия 1516–1831
К.А. Панченко

Ближневосточное Православие под османским владычеством. Первые три столетия 1516–1831

Источник

«Также и община наша и епископы наши и цари

наши и весь наш народ, разделенный на четыре

стороны света – греки, русские, грузины, валахи,

сербы, молдаване, тюрки, арабы и другие – от времен

святых апостолов и божественных отцов семи

Вселенских соборов признают одну веру и одно исповедание

и одну церковь и одно крещение... И все наши народы

согласны в четырех краях вселенной единым словом

и единым делом... И мы не принимали исповедание и

святое предание, которое в руках наших, от людей

неизвестных, как другие иноземные общины... Но мы

молимся со святыми апостолами и 318 отцами

[Никейского собора], их знамения сияют и чудеса от них

явственны. И как можно нам изменить предание

подобных святых отцов и последовать за людьми

незнаемыми, не имеющими иного ремесла, кроме

наблюдения звезд и изучения небесного свода?»

Ответ митрополита Анастасия ибн-Муджаллы папе

римскому на предложение антиохийским христианам

принять григорианский календарь, конец 1580-х годов.

Содержание

Введение

Глава I. Исторический контекст. Православный восток под мусульманским владычеством в VI–XV веках Арабские завоевания. Христиане в халифате Гаснущая инерция византийской культуры (VII–VIII века) Первые Омейяды: «Византия после Византии» Поздние Омейяды: пресс тяжелеет Культура мелькитов Аббасидская революция Первый кризис Христианского Востока Темные века. Рождение новых этносов (IX–XI века) Арабизация Гонения «Византийская реконкиста» Христиане и Фатимиды Византийская Антиохия Первый Крестовый поход Изгнание патриархов Иерусалимское королевство Антиохийское княжество Междувластие (1187–1250) Монголы и мамлюки Столетие гонений Второй кризис Христианского Востока Ближневосточное монашество мамлюкской эпохи Мелькиты и Византия Тень Запада Промежуточный эпилог Глава II. Политический контекст. Османское государство и православная церковь Османы и Православие: диалог начинается Система миллетов Золотой век империи Джелялийская смута. Эпопея Фахраддина Маана Сепаратисты XVIII века Греческое восстание. Империя на пороге реформ Глава III. География и демография Климат и природа Историческая демография: критика источников Два мегаполиса: христианский демографический взрыв Горный Ливан: христианская резервация Плато Каламун: исчезающая резервация Бекаа и Центральная Сирия Северо-западное побережье Окраины Антиохийского патриархата: север и юг Административная структура Антиохийской церкви Святой град Вифлеем и округа: главный христианский анклав Палестины Заиорданье: натиск Пустыни Галилея Христианские общины побережья: взлеты и падения Епархии Иерусалимской церкви Демографическая динамика и внутренние миграции Глава IV. Пастыри и паства Социальная структура ближневосточного православия Сила слабых: родовые связи Христианская региональная элита Уровень жизни Церковная экономика Палестина: греки vs арабы Сербские монахи в Палестине Численность обитателей лавры св. Саввы и Архангельского монастыря в XVI – начале XVII веков Грузинское присутствие в Святой Земле Святогробцы: взгляд изнутри Антиохийское духовенство Епархиальные архиереи и региональные центры силы Поместные соборы Борьба региональных элит за лидерство Глава V. Монастыри и монашество Вехи истории ближневосточного монашества Монастыри Иерусалима: вырождение? Монастыри Иерусалима: сколько их было? Лавра св. Саввы Крестный монастырь Прочие палестинские обители: хроника агонии Святогробское братство: структура и устав Моральный Облик Святогробцев Кадровые резервы и центры силы в Братстве Сирийские монастыри: источники Сайданайская обитель Другие обители Внутренней Сирии Дейр аль-Баламанд Горные монастыри над Бейрутом Триполийская группа Хаматура Рас Баальбек и монастырь св. Георгия Хумейр Прочие горные монастыри Монастыри Антиохийского патриархата: ритмы развития Сирийское монашество как социальная группа Глава VI. Государство в государстве. Внутри имперские связи православного востока Маршруты паломничества Богомольцы у палестинских святынь Румынские земли и Православный Восток Общевосточные соборы Взаимоотношения поместных церквей Греки vs арабы в Антиохийской церкви XVI–XVII вв. Греческая ксенократия в Дамаске Глава VII. Святые места Христианские общины у мест поклонения Истоки конфликта: кто виноват? XVI век Феофан и Паисий: греческий прорыв Взлет и падение Досифея Нотары XVIII век: маятник качается Пожар храма Гроба Господня Попытка осмысления Глава VIII. Внешние связи Север-Юг: контакты завязываются Миссия Василия Познякова Ближневосточная политика Федора Иоанновича Годунов и Смута Эпоха Феофана Звездный час патриарха Паисия Путешествие Макария Тучи сгущаются Дело Никона: Лигарид и Нектарий Второе путешествие Макария Эра Досифея Грузинский вектор Антиохийская активизация начала XVIII века Украина и Православный Восток Хрисанф: мир меняется Анабиоз XVIII столетия Парфений, непонятый союзник Просители подаяния Грузия и православный Левант в XVIII веке Вместо эпилога Глава IX. Католическая уния Католическое присутствие в Леванте Антиохийская церковь и Ватикан: хроника контактов XVII век: Объятия сжимаются Точка возврата пройдена Раскол Халебский эпицентр Битва за Халеб: финал Мелькитская униатская церковь Бейрутский эпицентр Последний бой Почему побеждала уния? Униатская идентичность Глава X. Культура православного Востока. Общий контекст Общий контекст Архитектура Изобразительное искусство Греческая литература в Палестине XVI – середины XVII в. Досифей Нотара XVIII век Плеяда историков Библиотеки Святой земли Православная Палестина: маргинальные субкультуры Православные арабы XVI века: Проторенессанс? Закат арамейской письменности Мелькитский Ренессанс Макарий аз-За‘им Павел Алеппский Культурная среда эпохи XVIII век. Православие vs уния: Узел завязывается Конкуренция систем образования Дуэль богословов Дуэль летописцев Дуэль типографий Подведение итогов Заключение Приложения Годы правления восточных патриархов и османских султанов XVI – начало XIX века Глоссарий Библиография  

 

Мир ближневосточного христианства почти забыт современным обществом. А между тем Христианский Восток – это часть той же Византийской цивилизации, к которой принадлежим и мы. Судьбы сиро-палестинского православия и России не раз тесно переплетались, в том числе и в те века, которым посвящена эта книга. Ближневосточное христианство, со времен Крестовых походов пребывавшее в упадке и оцепенении, в османскую эпоху пережило неожиданный расцвет – демографический взрыв, культурный подъем, активизацию внешнеполитических контактов. Книга рассматривает жизнь Православного Леванта XVI – нач. XIX века в самых разных ракурсах и пытается понять те силы и закономерности, которые определяли его развитие.

Введение

На протяжении последних двух десятилетий в культурный кругозор общества все более возвращается забытый мир Христианского Востока – целое созвездие ярких и почти исчезнувших ныне культур христианских народов Передней Азии и Северо-Восточной Африки.1

Важное место в ряду этих сообществ занимают православные арабы сиро-палестинского региона, потомки древнего арамейского населения Ближнего Востока, сохранившие свою особую культуру и идентичность, несмотря на пребывание на протяжении почти полутора тысяч лет в доминирующем мусульманском окружении. Судьбы православия в Сирии и Палестине – от арабского завоевания VII века вплоть до настоящего времени – во многом еще остаются белым пятном в отечественной историографии.2 В то же время именно российскую науку, столь много сделавшую в прошлом для изучения Христианского Востока, и ныне, как кажется, должна была бы в первую очередь интересовать история арабского православия, поскольку Россия и православные общины Леванта восходят к одной – Византийской, или Восточно-христианской цивилизации и судьбы наш их народов на протяжении столетий не раз тесно переплетались – и в XVII и в XIX вв.

Ученых, обращавшихся к истории Христианского Востока, всегда привлекали ранние ее этапы, первые шаги христианской проповеди в Сирии и Иране, подвижники и мученики, книжники и богословы времен поздней Римской империи или Вселенских соборов, расцвет ближневосточного христианства в эпоху арабского халифата. Куда меньше написано о Позднем Средневековье и Раннем Новом времени, которое воспринимается многими исследователями как период глубочайшего упадка христианских народов Востока. Тем интереснее обращаться к таким «темным векам»: они таят в себе самые неожиданные открытия. Годы упадка и вырождения того или иного народа достойны изучения не меньше, чем время его расцвета. Для правильного понимания истории любой цивилизации следует в равной мере знать все этапы ее жизненного пути. Кроме того, в первые века османского владычества ближневосточные православные христиане отнюдь не прозябали на обочине истории. Напротив, они пережили явственный культурный и, с оговорками, демографический и политический подъем, достойный самого пристального изучения.

История арабского православия – это, конечно, не только и не столько хроника церковной жизни и не богословские трактаты, оставленные учеными монахами. История каждой из ближневосточных церквей – это на 90% история того народа, который она объединяет. В условиях, когда православные общины Леванта не имели своей государственности и аристократии, церковь взяла на себя роль культурного, общественно-политического и, отчасти, экономического средоточия жизни арабов-христиан. Тем самым, история православной церкви в Большой Сирии3 далеко выходит за рамки чисто религиозных событий и вбирает в себя элементы культурологии, геополитики, исторической этнографии, дипломатии, социологии, динамику военно-политических столкновений и перипетии межэтнических контактов, иными словами, весь жизненный путь арабо-христианского субэтноса.

В настоящей работе автор стремился дать максимально полную картину самых разных сторон жизни ближневосточного православия в османскую эпоху, обрисовать его демографические показатели, этно-социальные структуры и процессы, проходившие в его среде, в частности характер греко-арабских отношений в ближневосточных церквях, показать взаимодействие православных Сирии и Палестины со своими единоверцами внутри и вне Османской империи, сосуществование с иными христианскими исповеданиями и османской властью. Особое внимание уделено теме раскола ближневосточного православия в XVIII веке и выделения из Антиохийского патриархата Мелькитской униатской церкви. В работе рассмотрены также основные линии развития материальной и духовной культуры Православного Востока.

Следует оговориться, что, употребляя термины «Православный Восток» и «ближневосточное православие», мы имеем в виду, в географическом смысле, Египет, Большую Сирию и Восточную Анатолию, то есть территории Иерусалимского, Антиохийского и Александрийского патриархатов. В то же время основное внимание в монографии уделено первым двум из названных поместных церквей. Из рассмотрения исключен Александрийский патриархат ввиду того, что местная православная церковь находилась в полном упадке и насчитывала едва ли несколько тысяч прихожан, половину из которых составляли приезжие греки. Лишь в отдельных случаях мы упоминаем Синайский монастырь св. Екатерины, чья история в османскую эпоху относится едва ли не больше к неоэллинистике, чем к востоковедению.

Четырехсотлетний период османского владычества на Арабском Востоке (1516–1918) зримо разделяется на две части. Первую составляют XVI–XVIII века, эпоха возвышения Блистательной Порты, апогея османского могущества и начала его упадка, когда империя, еще оставаясь независимым государством, строила отношения со своими этно-конфессиональными меньшинствами, исходя из собственных представлений и интересов. Сам же Христианский Восток, хотя и испытывал определенные влияния, исходившие со стороны Западной Европы, в целом сохранял традиционный жизненный уклад и развивался под воздействием внутренних (точнее, внутри имперских) импульсов. Второй период – XIX – начало XX века, время кардинальных реформ во всех областях жизни Османской Турции, в том числе в сфере межконфессиональных отношений, которые стали во многом определяться европейской дипломатией, то есть приобрели совсем иную природу. Западное и российское влияние на Ближнем Востоке обрело более мощный характер и способствовало радикальной трансформации христианских общин региона, распространению в их среде секулярных и националистических воззрений, формированию новых моделей идентичности. Границей между этими эпохами для Леванта является, несомненно, 1831 год, ознаменовавшийся египетским вторжением в Сирию. Настоящая работа посвящена первому из данных периодов, временному отрезку 1516–1831 годов.

Османская эпоха в истории ближневосточного православия достаточно хорошо отражена в источниках. Ряд летописей был создан в среде греческого клира Иерусалимского патриархата, а также арабских книжников Антиохийской церкви. Историографическая традиция палестинских греков, восходящая к трудам патриарха Досифея (1669–1707 гг.),4 была продолжена в XVIII веке сочинениями патриархов Хрисанфа (1707–1731 гг.) и Парфения (1737–1766 гг.), а в начале XIX века пережила настоящий расцвет, связанный с именами Максима Симского († после 1810 г.), Прокопия Назианзина (1776–1822), Неофита Кипрского († после 1844 г.) и др. Летописание православных арабов было воссоздано в XVII веке усилиями антиохийского патриарха Макария (1647–1672 гг.) и его сына архидиакона Павла Алеппского (1627–1669). В следующем столетии летописную традицию продолжили дамасский священник Михаил Брейк († после 1781 г.) и ряд анонимных авторов, чьи сочинения вошли в состав компилятивной Бейрутской летописи Абдаллаха Трада (1824 г.)5 Сюда же следует добавить географическую литературу арабов-христиан, описания путешествий и чужих стран. Центральное место среди трудов этого рода принадлежит, бесспорно, грандиозному сочинению Павла Алеппского «Путешествие Макария» о поездке в Россию в середине XVII века антиохийского патриарха.

Наряду с православными летописями немалое значение имеют исторические сочинения арабов-униатов: анонимная хроника 1782–1840 гг. «История событий в Сирии и Ливане», летописи халебца Ни‘мы ибн аль-хури Тумы (середина XVIII века) и ливанского монаха Ханании аль-Мунайира (1756 – после 1830).

Сохранился значительный объем различных официальных документов восточных патриархов, прежде всего их переписка с главами других поместных церквей и иностранных государств. Часть этих материалов в разное время была опубликована. Наряду с ними в работе были задействованы неизданные документы из фондов Российского государственного архива древних актов (РГАДА), Архива внешней политики Российской империи (АВПРИ) и др. Автор обращался также к арабо-христианским рукописям из собраний Института восточных рукописей РАН и Российской Национальной библиотеки (Санкт-Петербург). Особый интерес в контексте исследуемой проблематики представляют колофоны арабских рукописных книг XVI – начала XIX в., оставленные переписчиками, владельцами и читателями на полях манускриптов. Эти записи, как правило, приводятся в каталогах различных рукописных собраний, которые также были использованы в настоящей работе.

В XVI–XVIII вв. Ближний Восток посетил целый ряд паломников, путешественников и ученых, оставивших разные по объему и ценности описания своих странствий, где содержится информация по этно-конфессиональной ситуации, топографии и экономике региона. Из произведений отечественных авторов первоочередного упоминания заслуживают тексты Василия Познякова (1559–1560 гг.), Арсения Суханова (1651–1652 гг.), Ивана Лукьянова (1701 г.), Василия Григоровича-Барского (1720-е гг.), Мелетия (1794 г.), Порфирия Успенского (1840-е гг.). Среди сочинений европейских путешественников наиболее информативными представляются записки польского аристократа Николая Радзивила (1583 г.), английского коммерсанта Генри Маундрела (1697 г.), французского академика Константэна-Франсуа Шасбёфа, писавшего под псевдонимом Вольней (1783–1784 гг.).

Автор приносит огромную благодарность всем тем, кто своими советами и пожеланиями способствовал созданию этой книги. В первую очередь это относится к директору ИСАА МГУ М.С. Мейеру, которому автор глубоко признателен за его многолетнюю поддержку и внимание и неоценимую помощь в работе над монографией. Особые слова благодарности хочется высказать Ф.М. Ацамба, проявлявшей неизменный интерес к научным изысканиям автора и обогатившей их множеством ценных замечаний. На промежуточных этапах работы над монографией много важных советов и наблюдений было высказано Т.А. Коняшкиной и Т.Ю. Кобищановым, что позволило существенно скорректировать и дополнить ряд сюжетов, затронутых в исследовании. Автор равным образом благодарен Л.О. Башелеишвили, В.В. Орлову, Д.Р. Жантиеву, Г.Г. Косачу, Д.А. Морозову, Ю.Н. Емельянову, С.А. Французову за критические замечания и содействие в ознакомлении с рядом источников. В работе над отдельными темами монографии, находящимися на стыке востоковедения и византинистики (неоэллинистики) или славистики, автор пользовался бескорыстной помощью и содействием специалистов в указанных областях Б.Л. Фонкича и В.Г. Ченцовой, а также П.В. Кузенкова, Т.А. Опариной. В высшей степени плодотворным было сотрудничество с зарубежными коллегами, и в первую очередь многолетнее общение с ведущим европейским специалистом по истории православных арабов османской эпохи Карстеном-Михаэлем Валбинером, а также с Хилари Килпатрик, Иоаной Феодоров, Суад Слим, Херманом Тойле, Амноном Коэном, Николаем Сериковым. Автор также приносит благодарность за неизменное доброжелательное внимание сотрудникам библиотек и архивов Москвы и Санкт-Петербурга и всем, кто принимал участие в редакционно-издательской работе при подготовке монографии к печати. Эта работа никогда бы не увидела свет без каждодневной поддержки и внимания моих родителей Галины Тихоновны и Александра Ивановича Панченко. И, наконец, хотелось бы выразить особую признательность моему учителю С.А. Кириллиной, ибо благодаря ее энергии, помощи, наставническому труду стало возможным не только появление этой монографии, но и само становление автора как ученого-историка.

* * *

1

В широком смысле понятие Христианский Восток включает в себя все православные и нехалкидонские церкви. Мы используем этот термин в более узком значении, принятом в отечественной и, отчасти, в зарубежной науке: он подразумевает восточно-христианские культуры за вычетом их греческой и славянской составляющих. То есть, Христианский Восток – это существующие и исчезнувшие церкви Передней и Центральной Азии, Северо-Восточной Африки, Кавказа: культуры сирийцев, доисламских арабов-христиан, коптов, эфиопов, нубийцев, армян, грузин, согдийцев, христианизированных тюрок, христиан Малабарского берега Индии и др. В Средние века христиане Египта, Сирии и Месопотамии были в той или иной степени арабизированы, что позволяет условно объединить их под именем арабов-христиан. Как синоним этому термину мы употребляем понятие «ближневосточные христиане».

2

Исключение составляет, пожалуй, период второй трети XIX – начала XX в., время активного российского присутствия на Ближнем Востоке, оставившее по себе большой объем документальных свидетельств, неизменно привлекающих отечественных исследователей.

3

Большая Сирия (араб. Биляд аш-Шам) – географическое понятие, включающее западную часть Благодатного Полумесяца с прилегающими землями Сирийской пустыни, то есть территории современных Сирии, Ливана, Израиля, ПНА и Иордании.

4

Даты в скобках после имени человека означают время его жизни. В случае, если речь идет о годах правления, нахождения на должности и т.п., после цифр ставится «гг.».

5

См. подробнее обо всех упомянутых авторах в главе X настоящей монографии.


Источник: Ближневосточное Православие под османским владычеством = The middle eastern greek orthodox community under the ottoman domination : первые три столетия, 1516-1831 / К.А. Панченко ; отв. ред. С.А. Кириллина. - Москва : Индрик, 2012. - 654, [1] с., [12] л. цв. ил., портр., факс. : табл.

Комментарии для сайта Cackle