Источник

«Своеручная хартия» и житие Елеазара Анзерского300

Своеручная хартия301 преподобного Елеазара Анзерского о бывших ему видениях и откровениях

Лето 7123-е (1615). Поведа мне, грешному Елиазару, некто от христолюбивых мужей о острове Аанзерском302 – возможно на нем имети житие пустынное. И приидох, нача здати келия. Завидев супостат диавол, хотя устрашите и изгнати, вооружися на мя со многими бесы, ови во образе знаемых сумских сътрелцов303, ины же незнаемы, ови на конех, ины же пеши с луки и с самопалы и с копии. Обступиша мя с яростию, хотя убити, глаголюще сице: «Почто прииде на нас? Наше бо место искони бе, никтоже бо житие, приток преже тебе, имуще». Аз им отвещав: «Не ваше, Христа Бога нашего, а Бог изволил быти мне на месте сем». И начах глаголати: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази его»304, и прочая псалма того. И тако отидоша без вести.

Иногда же приходяще, скрегчуще зубы и грозяще убийством, глаголы многоразличными устрашая, и до сего дни беспрестанно. Иногда же напрасно305 пришедше, яко из тысячи вдруг самопалов удариша. В первых днех жития моего, от Покрова святей Богородицы до Рождества Христа Бога нашего306, зело мне тяжко, не дающе сна и покоя ни в день, ни в нощь.

И не в кое время, спяще и не спяще, прииде ко мне в видении святая Богородица, глаголюще ми тако: «Мужайся и крепися, Господь с тобою. И напиши в келии своей на стенах: „Христос с нами уставися”». И даде мне посох и четки. Аз же востах, написах на стенах по глаголу ея. И умалися многи рати.

По сем седяще ми некогда, борющеся со сном, и слышах глас, поюще псалом на четвертой глас: «Вознесу тя, Господи Боже мой, яко подъял мя и не возвеселил еси враги моя, Господи Боже мой»307. Аз же против воспех в та же глас: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века»308. По сем облецыся во святый совершенный великий образ иноческий309, и паче рать умалишася, а не отступающе же рать творяще. И невозможно многих козней их изглаголати и списати.

Во ины же дни прииде ко мне некто Соловецкаго острова инок, имя ему Кирило310. И нача ему глаголати: «Брате, аще пришел еси Богу работати – поживем в любви христовой в безмолвии обычаем. Церкви же отнюд не помышляй ставити, освятим преже церковь телесную, свободим душа своея от грех, а по смерти нашей, – яже Бог изволит». Он, слыша от мене, и паче мене укрепляше, и обещася никакоже сего начати.

Во время же то, при государи цари и великом князе Михаиле Федоровиче311 всея Русии, случися быти на Москве игумену соловецкому Иринарху312 и старцом. Прииде же игумен к государыны, великой старицы иноке Марфе Ивановне313, побити челом о своих нужах. Она же вопрошаху его: «Слух нас дошед, игумен Иринарх, есть, де, от вашего монастыря недалече остров Анзерьской, на нем отшелницы живут пустынным житием». Он же отвещает: «Государыня, остров зело угоден иноческому пустынному пребыванию: воды много, со озеры, и лес, и ягодичие». Она же глаголаше: «Мочно ли поставити на том месте церковь, по глаголу твоему?» Он глагола: «Зело угодно!» И даша ему сто рублев на соруженье.

Нам же, пребывающим на острове, ничтоже о сем имуще попечение. Но сам Бог изволи быти святой церкви.

По сем же извести Бог святейшему патриарху о святем месте, и даша книги и ризы, образы, и приложи велию веру строити.

Некогда же видев аз, грешный Елеазар, умныма очима314 над тем местом, идеже ныне стоит святая церковь, облак темен, и нача быти красен, и сниде, нача гремети, обхождаше около то место, попаляя и очищая остров, идеже церковь и келии ныне стоят, в длину восемьдесят сажен, поперег – сорок.

Ин же брат поведа мне, имя ему Феофил, – видяще идуще от высоты небесныя, от востока, церковь на место богоизбранное.

Старец мой Фирс 315слышах яве звон велий, и мене возва ис келии во свидетельство се бывающи.

Лука ж верижник316, что был у Троицы, слышах во дни глас неизреченный и звон мног на том же месте: в то время брал ягоды на монастырь Соловецкой. И мнози людие поморцы, егда стояще у острова ко пристанищем, поведаху мне страшная и различная знамения.

По повелению государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, и по благословению великого государя, святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всеа Русии317 поставити повеле церковь во имя пресвятыя Троицы318. Егда же уготова бревна, прииде игумен Иринарх обложити церковь319. И нача класти основание бревны, идеже ныне стоит. Аз же моляше его подвигнути основание повыше, чтоб среди островка. Он же не послуша.

Мне же пререкуще320 ему о сем. Он же поведа мне: «Сын, де, мой духовной, инок, седех на тони321 со служебники322, ловил рыбу красную на Соловецкой монастырь, на усть Кобыльи губы, от того места за две версты. И поведа мне страшно видение: во время полудне седяще ему стрегуще рыбы и видех на том месте столп огнен, до небес восходящи. Он же вскоре посла дву человек своих рыболовцов: „Идете и возвестите ми, что се есть таково дивное знамение?” Они же приидоша на место то, огня же не видяще, токмо от того места восходяще дым и пара. И приидоша к старцу и поведа ему, яко на том месте Быша знамение подле того, идеже келия стояла Усольского дворища». Имени же игумен того старца не поведа.

Во оно же время, при игумене Рафаиле323, видеще в нощи иноцы и бельцы324 Соловецкого монастыря над манастырем Анзеръским свет неизреченый. Они же мняще, яко церковь и вси келия от огня погореша. И в той нощи игумен посла дву человек на проповедание325. Они же приидоша скоро ко мне и вопрошающе мя и братию: «Что у вас в нощи сей бывша?» Нам же отвещающе: «Ничтоже видехом, токмо милостию Божией хранимы».

Преже мене, грешнаго Елизара, бывшей игумен Ияков виде от Бога откровение о месте Анзерском. Аз же его застах326. И поведа, что хощет Бог прославитися на месте сем, и будет монастырь велий и многи святыя. И сам он хотех поставити монастырь на том месте и церковь воздвигнути. И по зависти сопостата врага327 ня даша ему воздвигнути соловецкия старцы. Он же и до смерти глаголюще: «Аще и не даша мне поставити, а обитель будет на месте сем велия».

Во ино же время стоящу ми пред образом Христа Бога нашего, молящеся со слезами328 и глаголюще тако: «О, владыко Христе, царю и содетелю329 мой, что воздам против милости твоей? И ничтоже бо благо сотворих пред тобою!» И видех, яко голуб лице мое крилом тихо приразися и глаголюще тако: «Богу моему и Богу твоему330 слезы твоя принесу». И тако невидим бысть. И возрадовася душа моя331, и вся внутреняя в веселии бысть.

Не в кое время преставися брат у нас, имя ему Тихон. Ин же брат, имя ему Тихоний, диявольским навожением украде того брата умершаго две книги. Последи же того по обычаю поюще нам вечерню, – и еще тогда немного братства, четыре брата, – и видех на неких на главе седяще некая сила Божия в голубине образе, на ином же на раму332 посуде, ко иному же брату полете и скоро сердцу припакнуша крылома, ко иному же паки отвратися. Аз же чюдихся, зря, не ведах тайны333. Той же брат прииде во умиление, исповеда ми334, кланялся и прощение прося.

Во ино же время, мало приимщю сна, лежаще на ложи моем, имуще во устех молитву, и обретохся335 на некоем месте при горе, недалече от церкви, к восточной стране с пол поприща336. И видех умныма очима337 чюдное видение: седяще на престоле Господа Бога Ветхи деньми338, якоже описуют иконописцы. С ним же видяще на престоле Сына Божия. На третем престоле Святаго Духа в голубине образе339. Чюднаго же зрака340 их и сияние невозможно списати. Пред ними же стояще аггела, имуще на себе одежду белу, яко снег, держаще в руку своею кадило. И нача кадити, якоже священики обычай имат по чину по трижды. И нача кадити преж Отца и Бога, глаголюще тако: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», и поклоняшеся до земли. Прииде же к Сыну Божию, нача кадити, глаголюще сице: «Славословлю тя, Сына, со Отцем и Духом Святым», и поклоняшеся. Прииде же ко Святому Духу кадити, глаголющу: «Прославляю тя, Свята Духа со Отцем и Сыном». Аз же, грешный, приложи сим словесем: «Троица святая, спаси душа наша ныне и во веки веков, аминь». И осщюти сердце свое исполнено радости многи зело.

Егда мне бывают многи скорби от бесов и злых человек, многажды невидимо глаголюще: «Не бойся бесов, Господь с тобою». Иногда же глаголюще: «В терпении стяжите душа ваша»341. Многажды и от братий соловецких и пребывающых со мною, наносяще мне скорби, и не могуще терпети, утешающе мя и невидимо глаголюще: «Вы бо силнии есте, немощи немощных носите»342.

И по многи времена многим сим знамением не верующе ми, да некако прелщен буду от врага. И седящу ми в келии при оконце и слышах глас от полуденный страны, яко гром от небеси, истязающе мя за неверие многим видениям явным и в тонком сне, и глаголюще сице: «О, роде неверный и развращенный, дакуду буду с вами, дакуду терплю вам!343» И от гласа того страшнаго ужасеся душа моя и вострепета вся внутренняя моя зело.

Не в кое же время хотяще ми изыти от острова Ванзерскаго в руския места344 от стужения злых человек и бесовъских страстей. И видех знамение. Стояще ми на поле чисте, и показующе ми некто незнаем перстом на небо: «Зри!» И видех чрез все небо лучю световидну, яко радуга во время дождевное. И, мало помедлив, паки глаголюще: «Возри на небо!» И видех образ Христа Бога нашего и пречистую Богородицу и святаго пророка Иоанна, с ними же дву аггелев и апостолов, якоже в Деисусе описуются345. Мне же чюдяще сим знамением. И паки показующе ми: «Зри на небо!» И видех нерукотворенный образ Христа Бога346, тако бысть велик – во все небо. И глаголаше ми: «Виждь величество Божие и славу его. Егда Божиим изволением во чреве вместися в пресвятую Богородицу и на земли многи скорби претерпе человек вас ради, ныне же и небо не вместит. А ты не хощеши терпети скорби».

Некогда ми бдяще в молитвах и совершающее Исусовы молитвы, число347 и поклоны. Последи же нача призывати пресвятую Богородицу. Обычай имуще молитися: «Пресвятая госпоже Мария, пречистая Богородица, спаси мя грешнаго!» И к совершению сотни является мне пресвятая Богородица, имущи на себе три звезды велми светлы348 – на главе, и на рамех349, якоже описуют, имуще ризу багровидну. И глаголаше ми: «Елеазар, разумей на мне звезды сия. И аще имаши всегда мя тако призывати в молитвах, буду тебе под исход души твоея». В то же время лежаще у мене тружающему350 – пришел из своея кельи, угорех в зимнею порою. И приниче351 к нему, на него подула и глагола мне: «Побереги угорчака352 сего». И тако невидима бысть.

В день неделный353 во святый пост видех святую Богородицу на литургии умным оком: стояща пред образом своим болшим с леваго крылса, лицем на церковь. И нача мы на сходе пети оба крылоса сти «О тебе радуется, Обрадованная», задостойна354. Она же двигнуся с того места и ста посреде нас с молчанием и стояла до скончанья стиха того. Мы же, попевше, поклонишася по обычаю. Она же такоже поклонися и невидима бысть. Мне же страхом и радостию объяту бысте.

Во ино же время летнее приидох в церковь к обедни в день суботный поранее, преже братии, и в трапезе начало положих по обычаю. И является мне образ пречистыя Богородицы, подобие Смоленския355, держаще на руку левою превечнаго младенца, Господа нашего Исуса Христа, якоже в Соловецком монастыре против игуменскаго места, имуще на себе ризу богровидну, златом часто испещрену. И глагола ми тако: «Елеазар, имейте заповеди Христовы – смирение и любовь, да во имя мое поставите святую церковь»356. И невидима бысть.

По сем является ми в церкви пресвятыя Троицы во ино время во образе апостол Христов Павел, держит в правей руки знамение – образ пяднищной357 пресвятыя Богородицы. И глаголаше мне тако: «Елеазар, аще когда приходите в святую церковь, приходите и поклоняйтеся образу Христа Бога нашего со страхом и трепетом. Да сия моя глаголы и братии яви».

На другой же день в келию прииде ко мне искуситель358. Является мне тем же образом Павла апостола, токмо в руках не имат образа. Мене же сохрани сила Божия. Опознах чювством приход его. И нача глаголати: «Верую во единого Бога Отца!359» И тако силою Христовою в той час исчезе.

Некогда прииде ми помышление: «Како сотворю угодно Творцу и Богу моему и что ему угодно моление?» И востав помолихся прилежно: «Владыко, Боже Отче и Сыне и Святый Душе! Яви мне, како тя призову на всяко время – псалмопением или красною молитвою?» И слышах глас, глаголющ ко мне: «Сим образом молися – глаголи на всяк день: „Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение”360 до конца и: „Господи – прибежище бысть нам”361, и: „Сподоби, Господи, в день сей”, на другой день». И паки помолихся. И паки то же повелевает глаголати. Се бо есть песнь к Богу обща аггелъска и человеческа.

Краткое сказание о строителе Елеазаре Анзерского скита и о прочих подвижниках362

Сказание вкратце о строителе Елеазаре Анзерского скита и о прочих подвижнецех363

Сей убо преподобный отец Елиазар рождением бе града Козельска благочестиву родителю: отца иереа именем Афанасиа, матери же именем Татианы. Сей первие прииди в Соловецкий монастырь боголепнаго Спасова Преображения и преподобных и богоносных отец наших Зосимы и Савватиа чудотворцев. И поживе ту лета доволна во страсе Божии, в мирском пребывании. И оттуду прииди на Анзерский остров при игумене Иринархе364 Соловецкаго монастыря в лето 7124 (1616) года. И ту поживе и пострижеся во иноческий образ от иеромонаха Фирса. И поживе ту един, в пустыни работая Господеви, 4 лета. И по сем, Божиим изволением и повелением благовернаго и благочестиваго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича365 всеа России и по благословению великаго господина, святейшаго Филарета патриарха Московскаго и всея России, церковь древяную воздвиже во имя живоначалныя Троицы, и братию собра, и келлии устрой. Таже по неколиких летех каменную церковь созда и украсив всяким церковным украшением. И в ней два престола: Знамение пресвятыя Богородицы и преподобнаго Михаила Малеина366.

И сподобися слышати Божественный глас свыше, глаголющь к нему, еже написати ему образ Спасителев. Он же написа образ повелением Божиим красками. А назменил367 ему той образ в Соловках монах Памва иконописец368 чернилы. И слышит глас, глаголющь к нему во дни умилно: «Напиши образ мой». Он же не посмел писати. И паки на другий день заутра глас бысть крепчайши перваго и со гневом: «Напиши мой образ Христов!» Он же, уповая на Господа и помоляся, написал красками образ, уповая на милость его святую. Ему же буди слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Сей бе собеседник преподобному Иринарху игумену Соловецкому. Некогда преподобному Елиазару пребывающу в келлии своей. И слышит вне келлии глас, глаголющь велегласно. Он же изыде из келлии своея и виде человека с конем шерстию сера, впряжена в сани, и в них медведно369, и полстию покрыты, сани привращающа к дверем, дабы мощно в них сести безтрудно. И призрак той, видя преподобнаго, изшедша из келлии, и поклонися ему обычно, и исправя от игумена Иринарха благословение его, и возвести ему вещь о скором приезде своем. Сице рек: «Зовет тя игумен Иринарх вскоре некоея ради нужный потребы и некоего пременения». Оному же удивльшуся игуменскому незапному пременению. И вскоре восхоте ехати в монастырь. И пригласи пославшаго в келлию свою. Оному же отрицающуся и понуждающа его незамедленно ехати. Преподобному же скоро срядившуся. И вышед за сени. И воззрев на святую церковь живоначалные Троицы, и прекрестися крестным знамением. И абие изчезе басовский призрак с конем и с саньми, и невидим бысть. И от сего преподобный приим искус и болма подвизашеся на диавола постом и молитвами и всенощным стоянием и бдением. И тако победив диавола.

И сподобися от Бога прорицати будущая, и благочестивому государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичю молитвою сынонеплодие разрешил, и Божественаго же гласа насладихся. И чудес благодать восприим, и от ученик его пастыря России ко исправлению споказа. В славу же святей Троице обитель безмолвну возсоздав во спасение и уединение, коемуждо особ подвизатися, в нейже, обуреваемый злыми, много исцеление приемлют, молитвами его наставляеми.

И тако подвизася преподобный Елиазар, первый бе началник и строитель Анзерскаго скита. И поживе богоугодно доволна лета, и в старости мастите преставися ко Господу в лето 7164 (1656) года месяца ианнуариа в 13 день. И погребен бе невдалее от церкви живоначалныя Троицы, созданней от него. И потом братиа поставиша над ним молитвенный храм – часовню. И поставиша икону, образ Господа нашего Иисуса Христа, на поклонение приходящим с верою.

О учениках строителя Елиазара

Бе ученицы преподобнаго Елиазара: иеромонах Никон, монах Никодим, монах Никифор. И той монах Никодим бысть вторый строитель в Ванзерском ските по старце своем, преподобнем Елиазаре. И поживе во всяком воздержании неколико лет и преставися с миром в лето 7181-ое (1673) месяца ианнуариа в 22 день. Пребысть в монашеских подвизех 43 лета.

Третий ученик блаженнаго Елиазара – монах Никифор. И той бе во младых летех пребывая житие постническое же и безмолвное. И пребысть в монашеских исправлениях немного лет. И преставися в вечный покой.

И погребены бысть оба в той же часовни с преподобным Елиазаром.

А иеромонах Никон бе попрежде сих подвижников, подвизася добре неколико время. И по некоему Божию изволению изыде ис того Анзерскаго скита. И выеха на Онегу реку. И вселися тамо в пустыню на Кожеезеро, идеже пребывал постническое и безмолвное пребывание пустыннолюбивый житель преподобный Никодим Кожеезерский. И вселися тамо. И пребысть неколико время в постнических подвизех уединенный. И потом принужден бе братиею в Кожеезерский монастырь игуменом. И ту подвизася неослабно. Потом же бысть митрополит великаго Новаграда. И Божиим изволением и повелением благовернаго и благочестивейшаго государя царя и великаго князя Алексия Михайловича370 всея России принесе в царствующий град Москву из Соловецкаго монастыря мощи святителя Филиппа371 на отечество свое с подобающею честию в лето 7160 (1652) года месяца иуллиа в 3 день. И последи сподобися быти патриарх царствующаго града Москвы и всея России. И бысть рачитель к церковному устроению и книжному исправлению и монастырьскому строению. И во изгнании скончася.

А о вышепомянутом монахе Никифоре от старых монахов, во искусе бывших, что той монах Никифор родом бе новгородец, от богатых родителей.

* * *

300

Елеазар Анзерский (кон. XVI – 13 января 1656 г.) – один из наиболее почитаемых на Русском Севере местных святых, основатель Анзерского скита, иконописец, резчик по дереву, основатель и собиратель скитской библиотеки. Биографические сведения о нём содержатся в Житии подвижника, написанном в 1704‒1707 гг., авторство которого приписывается анзерскому монаху Макарию (см. о нем: Севастьянова С. К. Макарий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. XVII век), Вкладной книге Анзерского скита 1710 г. (РНБ, Соловецкое Анзер. собр., № 2/1370), документах соловецкого архива (ГИКМЗ «МК», ф. Соловецкого монастыря) и автобиографическом повествовании Елеазара – «Своеручной хартии». Сведения разных источников во многом дополняют друг друга. Елеазар родился в г. Козельске, в купеческой семье Севрюковых. Он имел двух братьев, с которыми принял постриг в Соловецком монастыре не ранее 1609 г. При игумене Иринархе Елеазар ушёл на Анзерский остров, осенью 1616 г. принял схиму от соловецкого иеромонаха Фирса. В «Своеручной хартии» Елеазар описывает первое время своего пребывания на острове, рассказывает о сражениях с бесами. Из Жития Елеазара узнаем, что во время пустынножительства подвижник вырезал деревянные чашки, которые обменивал у мореплавателей на продукты. После четырёх лет отшельничества Елеазар основал на Анзере скит, собрал 11 учеников, из которых особо выделял троих – Никодима, Никифора и Никона – будущего всероссийского патриарха.

Для учеников Елеазар ввёл строгий порядок пустынной жизни по образу «древних отец скитских»: каждый монах имел собственную келью, которая располагалась на расстоянии одной версты от соседней; пустынники проводили время в постоянной молитве, посте, занимались рукоделием, никого не принимали к себе. Дважды в неделю все собирались на общее богослужение. Заботясь о духовном воспитании своих учеников, Елеазар собрал небольшую библиотеку, которая по описи 1676 г., составленной спустя 20 лет после кончины её основателя, насчитывала 212 рукописных и печатных книг (РНБ, собр. Погодина, № 1911, л. 165‒178). Основная часть книг Анзерского скита в настоящее время находится в РНБ, в составе книжного собрания Соловецкого монастыря. Наибольший интерес для выявления литературных вкусов и пристрастий Елеазара представляют рукописные книги. Из литературы, предназначавшейся для чтения, в манускриптах Анзерской библиотеки наряду с традиционными для монастырских библиотек сочинениями авторов-богословов (Иоанна Златоуста, Исаака Сирина, Ефрема Сирина, Григория Богослова) переписано немало сочинений мистиков-созерцателей, византийских авторов-исихастов: Иоанна Лествичника, Григория Синаита, Симеона Богослова, Исихея пресвитера, Нила Синайского, аввы Дорофея и других об «умном делании», чистоте души и помыслов, посте, молитве, молчании и слезах. Интерес к такого рода сочинениям объясняется принятым в ските уставом и сознательной ориентацией Елеазара на принципы монашеской жизни Ниловой пустыни, богослужебный устав которой, по просьбе анзерского строителя, был доставлен из Соловецкого монастыря в Анзерский скит в первой половине 1620-х гг. Келейным занятием Елеазара были резьба по дереву, иконописание и переписка книг, которых он, согласно Вкладной книге Анзерского скита, переписал немало. Согласно Житию подвижника, ещё в Соловецком монастыре Елеазар принимал участие в устройстве иконостасов Спасо-Преображенского собора как резчик, а в Анзерской пустыни после бывшего ему видения написал образ Спасителя. Уже при жизни Елеазар прославился среди своих современников как чудотворец и пророк. Его духовный «подвиг» способствовал появлению в среде окружавших его людей рассказов о прижизненных чудесах святого, часть которых нашла отражение в Житии Елеазара. Согласно одной из легенд, Елеазар молился о рождении наследника царю Михаилу Федоровичу. Анзерский строитель был близок царствующим Романовым, которые оказывали покровительство Елеазару и неоднократно присылали в пустынь богатые вклады. Наряду со стремлением к отречению от всего земного Елеазар отличался активностью в устройстве скита, с чем связаны наиболее яркие страницы его биографии. При нём были сооружены деревянный Троицкий храм (1621 г.), каменный Троицкий храм (1649 г.); в 1633 г. по грамоте царя Михаила Федоровича Анзерский скит получил независимость от Соловецкого монастыря. Елеазар умер 13 января 1656 г. Открытие его мощей состоялось в августе 1757 г. Елеазару Анзерскому можно атрибутировать 4 литературных сочинения, различающихся по жанру, тематике, степени автобиографизма, которые написаны на Анзере. Ни одно из них не сохранилось в автографе. Три сочинения Елеазара известны пока в единственных списках: «Сказание преподобнаго Елеазара о слышании Божественнаго гласа» – рассказ о видении, после которого Елеазаром был написан образ Спасителя (ГИМ, собр. Уварова, № 886, л. 48); предисловие к анзерскому богослужебному уставу, рассказывающее о получении в ските устава Ниловой пустыни (РНБ, Соловецкое собр., № 1129/1239, л. 5‒5 об.); «Список з грамоты строителя Анзерской пустыни» – послание некоему светскому лицу, в котором обсуждаются традиционные для учительной литературы темы «внутреннего человека», «веры и дела» (РГБ, собр. МДА, № 202, л. 355‒356 об.). «Грамота» отличается торжественностью речи, использованием риторических оборотов и фигур, обращением автора к текстам апостольских посланий и характеризует Елеазара как человека «книжного» и знакомого с эпистолярной традицией своего времени. Для этих сочинений Елеазара характерны два типа повествования, один из которых тяготеет к документальности (называются конкретные даты, имена), другой связан с книжной проповеднической и учительной литературой. Для них характерен и особый тип автобиографизма: Елеазар почти ничего не сообщает о себе, собственная биография не является предметом его описаний; сочинения посвящены разным аспектам истории Анзерского скита (получение устава, написание иконы, духовная жизнь пустыни). Эти особенности литературного творчества Елеазара в наибольшей степени проявились в его четвёртом сочинении – «Своеручной хартии». Публикуемое ниже сочинение Елеазара неоднократно привлекало внимание исследователей (Библиографию работ по теме см.: Преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита / Изд. подгот. С. К. Севастьяновой. СПб., 2001), под названием «Житие Елеазара Анзерского, написанное им самим» опубликовано Л. А. Дмитриевым по двум спискам XVIII в. (ПЛДР. XVII век. Кн. 2. М., 1989. С. 299‒304). «Хартия» написана в 1636‒1638 гг. и представляет собой автобиографическое описание автором событий и видений, связанных с основанием Анзерского скита и строительством церквей в ските. Известно 15 списков памятника сер. XVII – сер. XIX в., которые распадаются на две группы, независимо восходящие к общему оригиналу. Наибольший интерес из всех представляет список второй половины 50-х гг. XVII в., хранящийся в ризничной коллекции грамот и документов Соловецкого монастыря в ГИКМЗ «МК», рук. 1290, который представляет собой столбец из трех склеенных листов, исписанных с обеих сторон размашистым полууставом, переходящим в скоропись. Рукопись во многих местах дефектна и наиболее повреждённые места восстановлены в XIX в.: листы подклеены светлой бумагой, на которой писцовой скорописью черными чернилами дописан текст. Списки XVIII‒XIX вв. заканчиваются припиской, в которой сообщается о «подлиннике», в форме столбца, написанном рукой Елеазара, с которого сделаны списки. Однако изучение текста произведения по ризничному экземпляру, сравнение его с текстами других списков показало, что список середины XVII в. не был написан самим Елеазаром: для него характерны писцовые ошибки и описки, возникшие в результате непонимания переписчиком почерка оригинала. Поздние списки, кроме двух 30-х гг. XIX в. (РНБ, Соловецкое собр., № 1050/1164; ГИКМЗ «МК», рук. 1240), возникли независимо от списка из ризничной коллекции. Сочинение Елеазара интересно своим автобиографическим характером, своим языком. Историко-литературное значение этого памятника русской литературы первой половины XVII в. заключается в том, что оно непосредственно предшествует автобиографическим сочинениям инока Епифания и протопопа Аввакума. Очень возможно, что сочинение Елеазара было известно Епифанию: он жил в Соловецком монастыре с 1645 по 1657 г., т. е. в то время, когда в Анзерском ските подвизался и скончался его основатель. Своеобразие автобиографического повествования Елеазара в «хартии» выявляется при сравнении близких по содержанию фрагментов (встречи с бесами и небожителями) и описаний видений, образов небожителей и бесов, состояний и эмоций из автобиографической записки инока Епифания (1666 г.) и автобиографической Повести Мартирия Зеленецкого (80-е гг. XVI в.). Автобиографизм Елеазара глубоко традиционен: при описании собственных видений автор пользуется принципами, выработанными житийной литературой, поэтому его рассказ почти лишён личностных деталей и индивидуальных черт. Как правило, Елеазар описывает свои видения со ссылкой на иконопись. В видениях Елеазар выступает как зритель, сторонний наблюдатель, являясь лишь объектом воздействия небесных сил. Особый тип автобиографического повествования Елеазара объясняется тем, что предметом его описаний был приобретённый на Анзере духовный опыт, который он стремился передать ученикам. Дидактическая направленность произведений Елеазара сближает его с памятниками монашеской учительной литературы. По наблюдениям Е. В. Крушельницкои, Елеазар знал Книгу поучений аввы Дорофея, но его ориентация на древние учительные образцы носила творческий характер: если автобиографические рассказы Дорофея играют лишь роль примеров в поучениях, то Елеазару удалось осуществить дидактическую задачу непосредственно через рассказ о собственном духовном опыте.Особенность автобиографического повествования Елеазара – психологическая окрашенность его видений. А. Н. Робинсон назвал Елеазара предшественником Епифания Соловецкого в описаниях состояний души и сердца (Робинсон А. Н. Житие Епифания как памятник дидактической автобиографии//ТОДРЛ. Т. XV. М.; Л., 1959. С. 205:221). Своим психологизмом произведение Елеазара предвосхищает не только рассказы Епифания, но и другие образцы старообрядческой литературы с ее пристальным вниманием к внутреннему миру человека. «Своеручная хартия» Елеазара Анзерского публикуется по списку ГИКМЗ «МК», рук. 1290 с исправлением явных ошибок по другим спискам. Исправления обозначены курсивом.

301

Хартия письмо, послание, документ.

302

...о острове Ванзерском... – Анзер – второй по величине остров Соловецкого архипелага, площадью 47 кв. км, расположен к северо-востоку от Большого Соловецкого острова и отделяется от него пятикилометровой салмой (проливом). Анзер был освоен, вероятно, задолго до основания Соловецкого монастыря: необычайная красота природы, обилие озёр (которых насчитывалось около 60), тихая и удобная бухта для стоянки судов (получившая впоследствии название Троицкой губы) издавна привлекали поморских торговых людей и путешественников, находивших на острове временное пристанище. Жители Соловецкого монастыря построили здесь соляные варницы и рыболовные тони. Известно, что около 1683 г. на острове находились около 70 человек рабочих, для которых с Большого Соловецкого острова была перенесена церковь Святителя Николая. Анзерский лес использовался для монастырских построек. С конца XVI в., видимо, из-за ограниченного количества дров для солеварения, Анзерский остров опустел и стал привлекать внимание пустынножителей. Около 1596 г. соловецкий игумен Иаков хотел основать здесь монастырь, но его попытка была остановлена царской грамотой. Около 1620 г. Елеазар основал Анзерский скит, который первоначально находился под покровительством Соловецкого монастыря. В 1633 г. скитяне получили независимость от соловецких властей. В 1682 г. Анзерский скит был вновь приписан к Соловецкому монастырю, а в 1764 г. решением Синода подчиненность обители была подтверждена.На Анзере находится высшая точка Соловков – гора Голгофа, на которой в начале XVIII в. соловецким пострижеником, анзерским строителем Иовом Распятским (в схиме Иисусом Голгофским) был основан Голгофо-Распятский скит.

303

...сумских сътрелцов... – Сумской Посад – село на берегу Онежской губы Белого моря, административно и экономически было тесно связано с Соловецким монастырём. Возможно, сравнение бесов с сумскими стрельцами имело у Елеазара реальную основу. Согласно вкладной книге Анзерского скита 1710 г., брат Елеазара Михаил Севрюков жил в Сумском остроге. Упоминание о семье Севрюковых обнаружено нами в дозорной книге 1661 г. соловецкого соборного старца Варсонофия при перечислении посадских стрелецких дворов (РГАДА, ф. 1201, оп. 1, д. 57, л. 101 об.).

304

Да воскреснет Бог и разыдутся врази его. – Пс.67:2.

305

внезапно, неожиданно.

306

...от Покрова святей Богородицы до Рождества Христа Бога нашего... – С 1 октября по 25 декабря (по старому стилю).

307

... «Вознесу тя... Господи Боже мой». – Пс.29:1.

308

Буди имя Господне благословенно отныне и до века. – Пс.40:14. Этот фрагмент 40-го псалма поется за литургией.

309

...облецыся во... великий образ иноческий... – Елеазар имеет в виду принятие схимы – наиболее строгой формы монашества.

310

Кирило соловецкий постриженик, по грамоте патриарха Филарета анзерскому черному священнику Варлааму 2 ноября 1621 г. был поставлен попом в первой скитской деревянной Троицкой церкви (ГИКМЗ «МК», рук. 1335).

311

...при... Михаиле Федоровиче... – Первый царь из рода Романовых, был царём с 1613 по 1645 г., покровительствовал Елеазару Анзерскому, делая в скит богатые вклады.

312

Иринарх был игуменом Соловецкого монастыря с 1613 по 1626 г., умер в 1628 г. При нём в 1614 г. заключено перемирие со шведами, велось строительство по укреплению монастырских стен, сооружен каменный с двумя башнями пристенок, с северной и южной сторон монастырской стены вырыты рвы, при нем число воинских людей в монастыре увеличилось до 1040 человек. Иринарх признан местночтимым святым. Во второй половине XVII в. написано Житие Иринарха. Обретение мощей Иринарха произошло во время Соловецкого восстания (1668‒1676), о чём сохранилось свидетельство протопопа Аввакума в его толкованиях на 55 и 12 главы Книги пророка Исайи в «Книге толкований», созданной Аввакумом в 1673‒1676 гг. По свидетельству А. И. Журавлева, это событие произошло 31 марта (Журавлев А. И. Исторический месяцеслов. РГБ, Музейное собр., № 2798, л. 45 об.).

313

...иноке Марфе Ивановне... – В миру Ксения Ивановна Романова, мать царя Михаила Федоровича.

314

в видении.

315

Старец мой. Фирс... – Соловецкий постриженик, от которого, согласно Житию подвижника, Елеазар принял схиму.

316

носящий вериги.

317

...патриарха Филарета Никитича Московского и всеа Русии... – В миру Федор Никитич Романов, отец царя Михаила Федоровича, был патриархом в 1608‒1610 гг. и с 1619 по 1633 г.

318

...церковь во имя пресвятыя Троицы. – Первая скитская Троицкая церковь, деревянная, с двумя пределами – Михаила Малеина и живоначальной Троицы. Освящена в 1621 г.

319

чтобы заложить церковь.

320

Я же возражал.

321

место лова рыбы.

322

с послушниками монастыря.

323

Рафаил был игуменом Соловецкого монастыря с 1632 по 1636 г., переведён настоятелем Хутынского монастыря, в 1646 г. стал архиепископом Астраханским и в этом сане скончался в 1650 г.

324

Люди, ещё не постриженные в монахи, живущие в монастыре.

325

проверку.

326

...игумен Ияков... Аз же его застах. – Ияков был игуменом Соловецкого монастыря с 1581 по 1597 г., руководил постройкой каменной стены вокруг монастыря (строительство началось в 1582 г.). С участием Иякова был составлен первый Соловецкий Летописец; игумен сам собирал книги и рукописи, организовал переписывание древних документов. Ияков имел собственный экслибрис, оттиски которого сохранились на 27 рукописях XV‒XVI вв. (см.: Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера. Л., 1977. С. 79, 86‒87). Был игуменом костромского Ипатьевского монастыря с 1597 по 1606 г. Около 1609 г. прибыл на покой в Соловецкий монастырь, где и «застал» его Елеазар.

327

дьявола.

328

...молящеся со слезами... – Слёзные молитвы были доказательством искреннего покаяния. В «Чине исповедания» говорилось: «...слезы же плакатися грехов своих, без плача бо невозможно покаятися» (Требник. М., 1647. Л. 98 об.).

329

Создатель.

330

Богу моему и Богу твоему... – Ср.: Пс.17:7, 109:1.

331

И возрадовася душа моя... – Ср.: Пс.102:1, 4:8, 15:9, 34:9.

332

на плечо.

333

Я же дивился, видя это, не ведая тайны.

334

Повинился передо мной.

335

Очутился.

336

в полуверсте.

337

...умныма очима... – Традиционная формула житийной и церковно-учительной литературы, обозначающая духовный взор, некий пророческий дар, который, по христианским представлениям, был достоянием лишь истинных подвижников.

338

...Ветхи деньми... – Традиционная для житийной и учительной литературы формула для обозначения Бога-Отца, возможным источником её являются слова пророка Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхаго днями, и подведен был к нему» (Дан.7:13).

339

...Святаго Духа в голубине образе. – Елеазар описывает один из типов иконописного изображения Новозаветной Троицы, три ипостаси которой изображались сидящими на отдельных «престолах». Близкими к описанному по типу иконографии могут быть названы изображения Новозаветной Троицы на иконах XVI‒XVII вв. Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля. Изобразительный характер видений Елеазара, соотносимый им с конкретными иконописными образцами, объясняется тем, что он был иконописцем. По Житию Елеазара, он был и мастером-резчиком иконостасов.

340

Чудесного же вида.

341

«В терпении стяжите душа ваша». – Лк.21:19.

342

«Вы бо силнии есте, немощи немощных носите». – Ср.: Рим.15:1.

343

«О, роде неверный и развращенный дакуду терплю вам!» – Мф.17:17.

344

т. е. на материк.

345

...в Деисусе описуются. – Деисус – иконный ряд из трех образов: в середине Христос, а по бокам от него Богородица и Иоанн Предтеча.

346

...нерукотворенный образ Христа Бога... – Лик Христа, запечатлевшийся на полотенце, которым Христос отирал лицо. Тип иконного изображения Христа.

347

определённое число молитв.

348

...имущи, на себе три звезды велми светлы... – Елеазар описывает один из типов иконографического изображения Богородицы, отличающийся наличием трёх звёзд на мафории Богоматери. Их толкование было различным. По христианским представлениям, считалось, что звёзды символизировали сохранение Богородицей девства до, во время и после рождения Иисуса Христа. Народная догматика трактовала звезды как образ единого рождённого от Троицы Иисуса Христа.

349

...и на рамех... – На плечах.

350

больному.

351

склонилась.

352

угоревшего.

353

В воскресенье.

354

...задостойна. – Задостойник – песнопение, которое поётся на литургии вместо Богородичной песни «Достойно есть» в дни двунадесятых праздников, а также в некоторые дни Великого поста.

355

...подобие Смоленская... – Тип иконописного изображения Богородицы, повторяющий икону, написанную евангелистом Лукой. На этой иконе Богородица изображена по пояс, правая рука на груди, а в левой она держит младенца Христа. Возможно, источником описания для Елеазара послужила икона Богородицы Смоленской Одигитрии, некогда принадлежавшая митрополиту Филиппу и хранившаяся в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря.

356

«...да во имя мое поставите святую церковь». – Вероятно, имеется в виду каменная церковь Знамения Богородицы, строительство которой было начато летом 1638 г. по грамоте царя Михаила Федоровича соловецкому игумену Варфоломею. Но храм не был достроен из-за нехватки и дороговизны строительных материалов и доноса соловецкого игумена Варфоломея на Елеазара, что тот затеял строительство самостоятельно, не посоветовавшись с братией. В конце 1640-х гг. недостроенный храм был разрушен, и в 1649 г. из освободившихся кирпичей в Анзерском ските была поставлена новая каменная Троицкая церковь.

357

...образ пяднищной... – Икона размером в «пядь» – мера, равная длине между концами растянутых большого и указательного пальцев, около 20 с небольшим сантиметров.

358

бес.

359

«Верую во единого Бога Отца!» – начальные слова Символа Веры.

360

Слава в вышних Богу... в человецех благоволение... – Лк.2:14.

361

Господи – прибежище бысть нам. – Ср.: Пс.60:4.

362

«Сказание вкратце о строители Елеазаре Анзерскаго скита и о прочих подвижницах» – патериковое Житие Елеазара, одно из трёх известных агиографических сочинений о первом анзерском строителе, содержащих биографические сведения о нем. Проложное Житие Елеазара известно в одном списке, где оно названо «Историей вкратце о преподобием Елеазаре, Анзерскаго скита началнице» (ГИМ, собр. Уварова, № 886, л. 47‒47 об.); оно составлено не ранее 1707 г. и предназначалось для службы: повествование о подвижнике здесь имеет обзорно-информативный характер и лишено сюжетного развития. Житие Елеазара Анзерского, авторство которого приписывается анзерскому монаху Макарию, написано в 1704‒1707 гг. на основе слышанных Макарием от его современников легенд о Елеазаре. Здесь рассказывается о рождении и детстве Елеазара, пребывании в Соловецком монастыре, основании скита на Анзерском острове, уставе и строительстве церквей, учениках Елеазара. Среди наиболее известных чудес подвижника, помещённых здесь, – рассказ о молении Елеазара о рождении наследника царю Михаилу Федоровичу. Известен 21 список памятника 20-х гг. XVIII в. – 30-х гг. XX в., принадлежащих одной редакции, происхождение которых связано с Соловецким монастырём. Житие опубликовано по списку Соловецкой библиотеки № 185 в «Православном Собеседнике» (1860. № 1. С. 108‒120, 237‒252). Памятник неоднократно привлекал внимание исследователей (Библиографию работ см.: Севастьянова С. К. Житие Елеазара // СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1. СПб., 1992. С. 345‒351). Оба жития возникли независимо друг от друга, так как содержат индивидуальные признаки, указывающие на знание их авторами каких-то дополнительных сведений о святом: в Житии названа фамилия родителей Елеазара – Севрюковы, а в проложном Житии – имена: Татьяна и Афанасий; в Житии сказано, что Елеазар пришел в Соловецкий монастырь при игумене Иринархе, а в проложном Житии говорится, что Елеазар покинул монастырь при Иринархе. «Сказание» о Елеазаре, не привлекавшее внимание исследователей, известно в одном списке в составе рукописного Соловецкого патерика начала XVIII в. (РНБ, Софийское собр., № 452, л. 321‒323 об.). Бумага рукописи с филигранями 90-х гг. XVII в. Время создания сборника – первая четверть XVIII в., так как согласно записи соловецкого монаха Евфимия на л. 1 в октябре 1725 г. книга была продана в Палеостровский монастырь. Впервые рукопись описана П. М. Строевым, занимавшимся выявлением сборников, содержащих жития соловецких святых и службы им, которые в рукописной традиции носили название «Патерик Соловецкий». Все известные исследователю рукописные сборники были разбиты на 8 видов в зависимости от состава, который не ограничивался только статьями об основателях Соловецкого монастыря, а расширялся за счёт включения других житий соловецких подвижников и служб им. Рукопись из Софийского собрания была названа П. М. Строевым «самым полным и любопытным Патериком Соловецким», так как помимо житий основателей Соловецкой обители и служб им в сборник вошли службы и жития соловецких святых Германа, Филиппа митрополита, Иринарха Соловецкого, Елеазара Анзерского, повести о Яренгских и Пертоминских чудотворцах и соловецких пустынножителях, «Сказание вкратце от Летописца о соловецких игуменах...» (Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882. С. 383‒385). Традиция патерикового повествования, характерная для соловецкой литературы XVIII‒XIX вв. в связи с необходимостью пропаганды соловецких святых после разгрома Соловецкого восстания 1668‒1676 гг., способствовала появлению других рукописных сборников, содержащих жития соловецких святых и пустынножителей, отличных по составу от выделенных П. М. Строевым (Голоскова Н. А. 1) «Соловецкий Патерик» XVII века и традиция патерикового рассказа в соловецкой литературе XIX в. // Устные и письменные традиции в духовной культуре народа. (Тез. докл.). Ч. 2. Лингвистическое изучение европейского Севера. Сыктывкар, 1990. С. 26; 2) Повести о соловецких пустынножителях // Устные и письменные традиции в духовной культуре Севера. Сыктывкар, 1989. С. 126‒134; Севастьянова С. К. Патерик Соловецкий // СККДР. Вып.3 (XVIII в.). СПб., 1998. С. 17‒20). «Сказание» о Елеазаре составлено не ранее 1704 г., что устанавливается по упоминанию в нем об иконе Спасителя, написанной Елеазаром и хранящейся у гроба святого. По описям имущества Анзерского скита лишь после 1704 г. образ Христа фиксируется в часовне Елеазара. По характеру сообщаемых сведений «Сказание» близко «Истории» о Елеазаре в той части, где речь идёт о жизни подвижника от рождения до строительства каменной церкви в ските. Если дальше «История» заканчивается сообщением о смерти анзерского строителя, то «Сказание» продолжается рассказами о написании Елеазаром образа Спасителя, приезде к святому беса в образе посланника от игумена Иринарха, перечисляется ряд добродетелей Елеазара и лишь затем сообщается о кончине подвижника и месте его погребения. Произведение дополнено кратким рассказом «О учениках строителя Елиазара», который выделен как часть «Сказания». Общие части «Истории» и «Сказания» текстуально близки, что говорит об использовании их авторами какого-то общего источника, которым, как можно предположить, было Житие Елеазара проложного типа с краткими сведениями о подвижнике, наиболее близкий текст к которому содержит «Сказание». Текст Жития в «Истории» разрывается дополнениями и вставками уточняющего характера. Составителя «Сказания» о Елеазаре для Соловецкого Патерика не могло удовлетворить Житие подвижника проложного типа, перечисляющее заслуги Елеазара – основателя скита. Включение биографии Елеазара в состав Патерика диктовало необходимость описания личных добродетелей святого, поэтому автор «Сказания» дополнил свой источник рассказами о прижизненных чудесах и видениях Елеазара. В результате – в центре «Сказания» оказались два наиболее ярких эпизода подвижнической деятельности Елеазара, а биографический материал о нем – в начале и конце повествования. По такой модели – от аттестации героя к изложению одного или нескольких эпизодов его подвижнической деятельности – строятся некоторые статьи в патериковой литературе. Они характерны, например, для Киево-Печерского патерика (Ольшевская Л. А. Своеобразие жанра житий в Киево-Печерском Патерике // Литература Древней Руси. М., 1981. С. 22). Для «Сказания» характерны два типа повествования. Один – справочно-информативный, с перечислением основных заслуг Елеазара и добродетелей святого – характерен для начальной части, как указывалось, имеющей своим источником проложное Житие Елеазара, и заключительной части, обнаруживающей текстуальную близость с тропарём Елеазару на 8 глас. От кратких и сухих перечислений добродетелей Елеазара отличаются те части «Сказания», где подробно рассказывается о наиболее значительных событиях жизни Елеазара – о видении и приезде к нему беса. Источник рассказа о видении – автобиографическое сочинение анзерского строителя, известное в одном списке 20-х гг. XVIII в. (ГИМ, собр. Уварова, № 886, л.46). Используя автобиографический рассказ Елеазара о видении, автор жития руководствовался требованиями агиографии к соблюдению житийных канонов: автобиографический рассказ изложен от третьего лица; при включении его в «Сказание» изменилась идейная основа рассказа Елеазара. Если автор стремился подчеркнуть святость написанного им образа, то под пером агиографа эта идея уступила место идее святости самого Елеазара. Однако использование автором «Сказания» автобиографического сочинения Елеазара для составления жизнеописания святого является важной особенностью агиографии и свидетельствует об изменении житийных канонов в XVII‒XVIII вв. Сюжет рассказа о приезде к Елеазару беса в образе посланника от игумена Иринарха прост и традиционен для средневековой житийной и патериковой литературы: бес, приняв человеческий облик, приезжает к святому, чтобы его обмануть, искусить, но по традиции оказывается побеждённым силой молитвы святого. Традиционная ситуация передана здесь с включением ряда живых деталей, подробно фиксируются действия героев, отношения между Елеазаром и бесом переданы как отношения обычных людей. Острота сюжета, диалог, вкрапление деталей быта придают рассказу ярко выраженный повествовательный характер. Образы героев, их поведение и отношения, характер конфликта соответствуют традициям пятерикового изложения, однако образ беса ближе героям византийских «отечников», где бес является традиционным воплощением зла и лишён ярких типических черт, присущих отрицательному персонажу отечественных патериков, например Киево-Печерскому. В приписанной к «Сказанию» главе о учениках Елеазара содержатся очень краткие сведения о его трёх любимых учениках. Рассказы о них лишены сюжетного развития, в них перечисляются наиболее значительные этапы жизненного пути каждого анзерского постриженика. Составитель «Сказания» пользуется какими-то устными местными источниками, на что указывает стремление связать деятельность учеников Елеазара с Соловками. Так, о жизни Никона до его прихода на Анзерский остров вообще не сообщается, зато особо оговаривается его участие в перенесении мощей митрополита Филиппа в Москву и подчеркивается помощь патриарха «к монастырьскому строению».

363

«Сказание» о Елеазаре, ранее не издававшееся, публикуется по списку: РНБ, Софийское собр., №452, л. 321‒323 об.

364

...при игумене Иринархе... – Иринарх был игуменом Соловецкого монастыря с 1613 по 1626 г., умер в 1628 г. При нём в 1614 г. заключено перемирие со шведами, велось мощное строительство по укреплению монастырских стен, сооружён каменный с двумя башнями пристенок, с северной и южной сторон монастырской стены вырыты рвы; при нем число воинских людей в монастыре увеличилось до 1040 человек. Иринарх признан местночтимым святым. Во второй половине XVII в. написано Житие Иринарха (см.: Каган М. Д., Севастьянова С. К. Иларион // СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 2. СПб., 1993. С. 37‒40). Обретение мощей Иринарха произошло во время Соловецкого восстания (1668‒1676), о чём сохранилось свидетельство протопопа Аввакума. В «Книге толкований», созданной в 1673‒1676 гг., Аввакум писал: «И ныне явился новой святой Илинарх в Соловецком монастыре – вместо же праха мирсина! Зрите и разумейте: не прах ли был Илинарх-от, в земле лежал, кто ево знал, земля ино земля, а ныне яко мирсина взошел, зело завонял во всю русскую землю...» (Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Иркутск, 1979. С. 117). По свидетельству А. И. Журавлева, это событие произошло 31 марта (Журавлев А. И. Исторический месяцеслов. РГБ, Музейное собр., № 2798, л. 45 об.).

365

Михаил Федорович первый царь из рода Романовых, был царём с 1613 по 1645 г.

366

...каменную церковь созда... и преподобного Михаила Малеина. – Имеется в виду каменная Троицкая церковь с двумя приделами: Знамения Богородицы и Михаила Малеина, которая с помощью соловецких монахов была поставлена в ските в 1649 г.

367

изобразил, начертил.

368

...монах Памва иконописец... – Вероятно, речь идёт о соловецком постриженике иконописце Помеве, имя которого, как установил В. В. Скопин (Иконописцы на Соловках в XVI – середине XVIII в. //Древнерусское искусство. М., 1989. С. 307), неоднократно встречается в документах соловецкого архива первой половины XVII в.

369

шкура, мех медведя.

370

Алексей Михайлович второй царь из рода Романовых, сын царя Михаила Федоровича, был царём с 1645 по 1676 г.

371

Филипп – в миру боярин Федор Колычев. Игумен (1548‒1566) Соловецкого монастыря. В 1566 г. стал всероссийским митрополитом. Выступал за отмену опричнины. Заточен в Тверском Отроче монастыре, где в 1570 г. был задушен по царскому приказу Малютой Скуратовым. В 1591 г. мощи Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь. В 1647 г. Филипп был канонизирован. В 1652 г. мощи Филиппа перенесены в Москву.


Источник: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург: Наука, 1997-. / Т. 17: XVII век / [под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, Н. В. Понырко]. - 2013. - 660 с.

Комментарии для сайта Cackle