Крест и Крестобогородичны
Господь умер на Кресте за всех людей: тех, кто, начиная с Адама и Евы, жил на этой земле; тех, кто был современником Его земного служения, и всех, кто приходил, приходит и будет приходить в мир. Господь умер за нас. И значит, это грех каждого (и мой грех тоже) привел Единственного Святого и Безгрешного на Крест. Наш Господь, Сын Богородицы и Приснодевы Марии, умер за наши грехи – и значит, мы зависим от Ее прощения. К Ней, единственной из всех святых, возносится наше прошение: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Когда Господь был взят под стражу, апостол Петр решил оказать сопротивление; ударил одного из нападавших ножом и отсек ему ухо. Это был раб первосвященника, и евангелист отмечает его имя – «Малх» (то есть «царь»). Когда пришло время тьмы, царем стал не Царь мироздания, но раб. Тогда Господь остановил Петра, исцелил раненого, а ученики убежали. Но неужели ученики были малодушными и неверными? Нет. Ведь когда Господь говорил им о Своей смерти в Иерусалиме и они видели, что конфликт с власть предержащими вот-вот закончится трагедией, тогда они не оставили Своего Учителя – они со страхом, но шли вслед за Христом, а Фома однажды произнес: «11ойдем и мы, умрем с ним» [Ин. 11:16|. Но вот ученики разбегаются, а тот, кого Церковь назовет апостолом Любви, следует за Господом, а потом вместе с Девой Марией стоит у Креста. Там Иоанн удостаивается назваться сыном Богородицы, и там Господь поручает Ему Пресвятую Деву. Слова, обращенные к ученику Христову: «Вот Матерь твоя», – мы можем понимать как указание на то, что Дева Мария действительно может быть матерью для всех, кто верен Христу. А что еще Господь произнес с Креста, какие слова стали последними перед Его Воскресением? Господь пообещал распятому рядом с Ним благоразумному разбойнику рай. Два преступника были распяты справа и слева от Христа; в символическом смысле в этом можно увидеть всё страдающее и умирающее человечество. Только вот одни люди в этом искаженном грехом и смертью мире обращаются к Богу, а другие хулят Его. И тогда, две тысячи лет назад, на Голгофе в одном из преступников говорила ненависть, а другой повел себя достойно, по–человечески – и попросил: «Помяни мя, Господи, когда придешь в царство Твое». И Господь принял его веру и сказал: «Ныне же будешь со Мной в раю» [Лук. 23.42.43].
Об исполнении просьбы благоразумного разбойника и о вездеприсутствии Сына Божиего тропарь Великой Субботы говорит так: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и духом, вся исполняяй, Неописанный.».
И еще страдающий Господь сказал: «Жажду». И снова то, что происходило со Христом Спасителем – Новым Адамом, – относилось ко всему человеческому роду: Господь жаждет обращения человека, его освящения и обожения.
С Креста Господь воззвал словами псалма: «Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» [Мф. 27:46]. Господь отождествил Себя с потерявшим Бога человечеством!
И наконец, прежде чем предать дух в руки Отца Небесного, с Креста Господь произнес: «Свершилось». Исполнилось то, ради чего пришел в мир Бог и о чем еще в день Благовещения возвестил Архангел Гавриил Деве Марии – свершилось спасение человека, Господь принял смерть, чтобы победить ее Воскресением.
Но как мог умереть Предвечный? Как могла умереть Жизнь? Мы не можем постигнуть тайну смерти Богочеловека на Кресте, но мы не можем постигнуть и тайну любви Девы Марии, когда, стоя у Креста, Она видела, как в муках умирает Ее Сын. Что переживала Она, как смогла это принять? Преподобный Силуан Афонский написал об этом: «Мы не достигаем полноты любви Божией Матери, и потому не можем в полноте понять и Ее скорбь. Любовь Ее была совершенною. Она безмерно любила Бога и Сына Своего, но Она любила и народ великою любовью. И что переживала Она, когда эти люди, которых Она так много любила и которым до конца хотела спасения, распинали Ее возлюбленного Сына? Мы постигнуть этого не можем, потому что в нас мало любви к Богу и к людям. Как любовь божией Матери безмерна и непостижима, так и скорбь Ее безмерна и непостижима для нас»66. И о горе Девы Марии, о Ее вере, говорят крестобогородичны – церковные песнопения, молитвословия, полные той боли, которую испытала у Креста Богородица. «Дево Пренепорочная, Мати Христа Бога, оружие пройде Твою пресвятую душу, егда распинаема видела еси волею Сына и Бога Твоего: Егоже, Благословенная, молящи не престай прощение прегрешений нам даровати»67.
* * *
Преподобный Силуан Афоисинй. О Божией Матери.
Крестобогородичен 4-го гласа.