протоиерей Михаил Браверман

Источник

Догматика и догматики

Слово «догмат» в церковном учении означает «правило веры». Догматами мы называем богооткровенные, вероучительные и церковные истины, сформулированные в результате осмысления Писания. Догматы – одна из основ нашего знания о Ноге. А в церковной гимнографии название догматиков получили церковные песнопения в честь Девы Марии. В них в поэтической форме раскрывается христология – учение о Богочеловечестве Иисуса Христа. Таким образом, учение о Деве Марии есть учение о Боговоплощении. С самых древних времен в церковном пении принята система ос –могласия – в ее основе лежат восемь древних мелодических гармоний. Существует определенная библейская символика чисел: так, например, число «шесть» соотносится с человеком, сотворенным в шестой библейский день, число «семь» обозначает полноту – в день седьмой Господь почил от трудов и семь даров Святого Духа перечисляет пророк Исайя. А далее следует число «восемь», которое в символике Священного Писания и церковного учения обозначает жизнь будущего века. В седьмой день ветхозаветной недели Великую Субботу Тело Господа, снятое с Креста, покоилось во Гробе, чтобы воскреснуть на следующий день, ставший одновременно и первым, новым днем после победы над смертью, и восьмым – началом вечности. Восемь гласов, поочередно сменяя друг друга каждый воскресный день, определяют богослужебные песнопения: тропари, кондаки, прокимны, ирмосы канонов, другие молитвословия, а также воскресные догматики, которых, по числу гласов, тоже восемь. Авторство догматиков, согласно общему мнению, принадлежит преподобному Иоанну Дамаскину. Он автор богословских трактатов и он же автор поэтических канонов и песнопений. Это свидетельствует о том, что церковные молитвы есть поэтическое выражение богословских истин. И если мы внимательно вслушаемся в Богородичные догматики, то услышим в них красоту тайны Боговоплощения. Догматики прославляют Христа Бога и Богородицу, Которая есть «Небо и храм божества»58, ведь Дева Мария «Родила без Отца Сына плотию прежде век от Отца рожденного без матери»59, при этом ни Божество, ни человечество в Господе «никакого не претерпело изменения или смешения или разделения: но обою существу свойство цело сахраншаго»60. Сын Божий остался Богом, но стал человеком. При этом человечество не исчезло и не растворилось в Божестве, но Божеством освятилось. Бог вочеловечился –"Да Свой обновит образ, истлевший страстьми, и заблудшее горохищное овчв, на рамо восприим, ко Отцу принесет, и своему хотению, и спасет … мир»61

Теперь, через единство со Христом в I Церкви и ее Таинствах, нам открыт доступ к исцелению. Это возможно именно потому, что Личность Господа есть Личность Бо –гочеловека. Господь «естеством Бог сый, и естеством быв человек нас ради,не ко двою лицу разделяемый, но во двою естеству неслитно познаваемый»62.И поэтому можно говорить о спасении – избавлении от вечной погибели. Спасение совершается через соединение со Христом, победившим смерть. Единосущный Отцу Господь единосущен и нам. и потому мы имеет доступ к Нему. Общение с Богом происходит в Церкви и Ее Таинствах. И всё это потому, что Сын Божий во времени рождается от Богородицы и При- снодевы Марии.

Но Рождество Сына Божиего неизреченно, и поэтому говорить о нем можно прежде всего в символах и прообразах. Догматики упоминают события Ветхого Завета: огненный столп, который предводительствовал выходящему из египетского рабства народу, и в то же время еще тогда, в древности, прообразовательно указывал на Праведное Солнце – Господа, выводящего человечество из рабства смерти.

Воспевая тайну приснодевства Марии, автор догматиков также прибегает к образному языку и ветхозаветной истории: «Якожс бо купина несгораше опаляема: тако Дева родила еси, и Дева пребыла еси»63, а однажды в Красном – «В Чермнем мори неискусобрачныя невесты образ написался иногда <…> мо́ре по проше́ствии Изра́иля пребы́сть непрохо́дно: Непоро́чная по рождестве́ Эмману́илеве пребы́сть нетле́нна»64

Обращаясь к Богородице в одном из догматиков, мы вспоминаем царя и псалмопевца Давида: «И́же Тебе́ ра́ди богооте́ц проро́к Дави́д, пе́сненно о Тебе́ провозгласи́, вели́чия Тебе́ Сотво́ршему, предста́ Цари́ца одесну́ю Тебе́, Тя бо Ма́терь, Хода́таицу Живота́ показа́»65. Стих Давидова псалма, на который ссылается догматик, имеет особое значение в богослужебной жизни Церкви. Именно он звучит во время Литургии, на проскомидии, когда священник изымает из просфоры частичку в честь Девы Марии и полагает ее справа от Агнца (хлеба, который затем будет Святым Духом преложен в Тело Христово), произнося при этом: «Предста Царице одесную Тебе,в ризы позлащенны одеяна, преукрашена» [Пс.44:10]. Христос – Царь мироздания и нашей жизни, а Дева Мария – Царица Неба и земли.

«Всякое деяние и чудотворение Христово весьма велико и божественно и удивительно. но удивительнее всего Честный Его Крест Ибо смерть. ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата Рая. наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками... Все это устроено через Крест "

Преподобный Иоанн Дамаскин

* * *

58

Догматик 1-го гласа.

59

Догматик 3-го гласа.

60

Догматик 3-го гласа.

61

Догматик 4-го гласа.

62

Догматик 6-го гласа.

63

Догматик 2-го гласа.

64

Догматик 5-го гласа.

65

Догматик 4-го гласа.


Источник: Аrни Парфене: [книга о Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии] / протоиер. Михаил Браверман. - СПб.: Ладан, 2015. - 176 с.: ил.

Комментарии для сайта Cackle