протоиерей Михаил Браверман

Агни Парфене. Книга о Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии

Источник

Содержание

Пролог: Пресвятая и Христос Бог

Деисис Благовещение и начало Евангелия Эммануил – с нами Бог! Благовещение и таинство Причащения Причастники Божественного естества Зачатие Пресвятой Богородицы Грехопадение и новая Ева. Рождество Девы Марии Храм для живого Бога От прообраза к первообразу. Дева Мария и Ветхий Завет Купина Неопалимая и имя Живого Бога Безымянное имя Песни Богородицы О Слове Божием и духовном родстве Образ и Первообраз Владимирский образ и святые цари – Константин и Елена Покров и Акафист Роман Сладкопевец и Кондак Иоанн Дамаскин и Троеручица Казанская икона и семь эфесских отроков Единосущным Отцу и нам Догматика и догматики Крест и Крестобогородичны Весть о Воскресении Успение как Совоскресение Эпилог: София – Премудрость Божия  

 

«Вся жизнь Пресвятой Богородицы проходит в какой – то тайне для христиан. Можно сказать, из снятых жизней ни об одной не известно так мало»

Михаил Скабалланович,

профессор богословия, исповедник

Пролог: Пресвятая и Христос Бог

Евангелие совсем мало говорит о Богородице и Приснодеве Марии, ибо в Центре Его – Сам Господь Иисус Христос, Его Личность и Его учение. Но и то немногое, что открывает нам Евангелие о Пресвятой Марии, имеет прямое отношение к нашему спасению и дает нам основание обращаться к Ней в молитвах.

Слово «Евангелие» означает «благая весть» – радостная весть о том, что в мир приходит Мессия – Христос. И самой первой это было возвещено Деве Марии в день Благовещения Архангелом Гавриилом: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою...» [Лк. 1:28]. И Ей, «не знающей мужа», обещано, что Она станет матерью воплощенного Сына Божиего. И ответ Девы Марии Архангелу: «Вот, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» [Лк. 1:38], – приводит Бога в мир.

Это Дева Мария встречала мудрых волхвов, пришедших поклониться Богомладенцу, и это Ей на сороковой день по Рождестве Христовом было открыто Симеоном Богоприимцем, что оружие Креста пронзит и Ее душу.

И Свое первое чудо – претворение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской – Господь сотворил в ответ на просьбу, на ходатайство, Своей Пречистой Матери. И тогда, свидетельствует очевидец этих событий, апостол Иоанн Богослов, «поверили в Господа Его ученики».

А в самый страшный момент евангельской истории – распятие – Господь с Креста обращается к Своему любимому ученику и говорит о Богородице: «Вот Матерь твоя!» [Ин. 19:27]. И мы можем надеяться, можем понимать это так: Она мать для всякого Христова ученика, для каждого, кто с верою и надеждою несет крест свой.

Литургическое почитание Пречистой Божией Матери веками развивалось из евангельского благовестия, а в особенности расцвело после III

Вселенского собора (431 г.), навсегда связавшего учение о Личности Богочеловека с именованием Девы Марии Богородицей.

В имени «Богородица» заключено, по слову преподобного Иоанна Дамаскина, всё таинство Божественного домостроительства. В нем содержится весь смысл учения о Лично- сти воплощенного Сына Божиего: «Ибо если родившая – Богородица, то Родившийся от Нее – непременно Бог, но непременно и человек»1. Таким образом, всё, что для нас связано с Девой Марией, относится к Ее Сыну и может приниматься как часть христологии – учения о том, как сочетаются две природы (Божественная и человеческая) в единой Личности Иисуса Христа2.

Сын Божий, рожденный от Отца предвечно, от Девы Марин рождается во времени Сыном Человеческим.

И не замечать Пресвятую Деву – значит не замечать человечество. И не прославлять Деву Марию – значит не прославлять ставшего человеком Бога, поэтому святитель Григорий Богослов, которому принадлежит одно из ключевых мест в становлении православного богословия, мог написать: «Кто не исповедует Марию Богородицей, тот отлучен от Божества»3. Потому что причастными Богу – «причастниками Божеского естества"[2Пет 1:4] – мы становимся через человечество Сына Божиего. В Рождестве от Девы Марии Единосущный Отцу, обладающий единой – одной с Богом Отцом – природой, становится единосущным нам; и значит, Его Отец становится и нашим Отцом Небесным, если только мы стремимся исполнять Его волю.

Именно от Девы Марии воспринимает человеческую природу Божий Сын. Сколько бы ни было на протяжении веков святых и праведных дев, не было среди них такой чистой сердцем, от Которой Бог, обитающий «в неприступном свете» [1Тим. 6:16], мог бы родиться человеком. Так возлюбила Она Всевышнего – всеми силами души и разума, – что в день Благовещения в Нее смог вселиться Безграничный Бог. Церковь называет Деву Марию Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Всесвятой и Всенепорочной, обозначая ту меру святости, которая превосходит всякое земное представление о праведности. Так именуем мы только Одного Бога – Пресвятую Троицу, Матерью человечества Единого от Которой стала Она – Дева Мария. И нет ни на земле, ни на Небесах никого более близкого Господу Богу, чем Его Пречистая Матерь – Богородица и Приснодева Мария. Она – Царица Неба и земли, и потому к Ней единственной мы обращаемся, не просто испрашивая молитвенного о нас перед Господом предстательства, как просим святых, но молим Ее: «Пресвятая Богородица, спаси нас!».

* * *

1

Преподобный Иоанн Домаскин. Точное изложение православной веры. Кн.III. Гл.12.

2

Немецкий православный богослов Карл Христиан Фельми отметил, что гимнографическая поэзия Церкви, посвященная Деве Марии, а также Ее икона почти всегда находятся в соотнесенности со Xpиcтом: «Она прославляется как Богородица, как Θιοτόκος (Феотокос). Вот почему православная мариология – это всегда «феотология», то есть раздел христологии, – пусть и с собственной расстановкой акцентов, но всё же без самостоятельного положения» Карл Христиан Фельми. Введение в современное православное богословие [Гл. 4–3].

3

Послание пресвитеру Кледонию.


Источник: Аrни Парфене: [книга о Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии] / протоиер. Михаил Браверман. - СПб.: Ладан, 2015. - 176 с.: ил.

Комментарии для сайта Cackle