Источник

Псалом 86

Пс.86:1. Сыном Кореовым, псалом песни.

СОДЕРЖАНИЕ

Сей псалом сложен по возвращении Иудеев из плена Вавилонскаго. Сие обстоятельство времени много способствует ко уразумению псалма. Ибо хотя народ и возвратился из плена, хотя церковь, по долговременном разсеянии собранная, паки срослася во едино тело, хотя и алтари стояли, и Богослужение паки возстановлено, но понеже из великаго множества народа весьма не многое число людей осталось, да и те ежедневному почти нападению врагов подвержены были, а храм не имел уже ни прежняго великолепия, ни славы: то верным не оставалось никакой надежды на предбудущее время. Сего ради Господь в сем псалме обещает им не токмо возвратить все потерянное, но и храм привести в состояние несравненно большия славы, по оному пророчеству Аггеа: велия будет слава храма сего последняя паче первыя (Агг. 2:10). Отсюду видим, что в сем псалме содержится пророчество о возстановлении и славе храма Иерусалимскаго. А в высочайшем смысле пророчествуется о непоколебимости церкви Христовой, в которую имели собраться люди от всех племен и языков.

Пс.86:2. Основания его на горах святых: любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих.

Пророк начинает хвалить град Иерусалим от основания его, или от гор святых, на которых был основан, как и инде глаголет: Иерусалим, горы окрест его (Пс. 124:2). Но Пророк опустил здесь имя Иерусалима, и сказал отрывисто: основания его на горах святых, дабы показать, что он соединяет внешния слова с внутренним движением. Простый и естественный смысл слов сих такой, что Бог избрал святыя горы с тем, дабы основать на них град Свой; ибо не много ниже повторяет то же, глаголя: и Той основа и Вышний. Хотя Бог основал и другие премногие грады, однако ни о котором из них так не сказал: сей покой Мой во век века, зде вселюся, яко изволих и (Пс. 131:14). Итак заметить должно отличие сие: ибо иные грады благоволением Бога устроены токмо для внешняго жительства, но Иерусалим, яко носивший образ церкви, был особенным жилищем Бога и Его престолом, в каком разуме и Исаиа глаголет: яко Господь основа Сиона (Ис. 14:32). Ибо хотя и вся Иудея посвящена была Богу, но Он, отринув в ней другие грады, избрал токмо Сион царским престолом. Но здесь не о земном престоле говорится, но о духовном. Ибо тогда нигде не было ни такого вероисповедания, ни такого Богослужения, ни такого благочестия, как во Иерусалиме. Сие яснее изображается во втором члене стиха, где сказано: любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих. Отсюду видим, что все преимущество Святаго града зависело от благодатнаго избрания Божия, чему согласуют и оныя слова, сказанныя инде: отрину скинию Силомскую, и селение Иосифово, и колено Ефремово не избра, и избра колено Иудово, гору Сионю, юже возлюби (Пс. 77:60, 67–68). Следовательно Пророк дает здесь причину, чего ради Бог предпочел одно место другому. Сию причину полагает не в достоинстве места, но единственно в благоволении Бога. Почему ежели кто спросит, откуду или чего ради такое преимущество Иерусалиму? На сие довольно сего краткаго ответа, что Богу так угодно было. Впрочем, Сион полагает вместо Иерусалима, а врата Сионя вместо всего града чрез фигуру синекдоху.

Пс.86:3. Преславная глаголашася о тебе, граде Божий.

Здесь надобно разсмотреть, куда клонится мысль Пророка, или паче, что намеревает Дух Святый, глаголющий устами его. Мы уже выше сказали, что состояние Иудеев было самое бедное и презренное. Они отвсюду окружены были многими и сильными врагами, к преодолению коих недоставало у них ни сил, ни духа; ежедневно новыя и нечаянныя встречались им препятствия; опасность предстояла, дабы дела, приходя помалу в худшее состояние, наконец совершенно не разрушились. При таковых обстоятельствах никакой не оставалось надежды, чтоб град святый когда-нибудь возстановлен был. Итак, дабы сердца верных побежденныя отчаянием, наконец совершенно не пали, Пророк подлагает крепкую подпору, говоря, что Господь о будущем состоянии их иначе глаголал. Он от настоящих вещей обращает очи их к тем обетованиям, которыя подавали надежду к величайшей славе: и хотя ничего еще радостнаго не видно было, но Пророк повелевает сынам Божиим ободряться Его словом, стоять аки на страже, и терпеливно ожидать исполнения обетований. Таким образом, верные были увещеваемы, во-первых, иметь внимание к древним пророчествам и оныя содержать в памяти, а наипаче заметить то, что предсказал Исаиа в 40 главе от начала до конца, где подлинно вся преславная глаголются о Божием граде; во-вторых, слушать Божиих служителей, кои тогда проповедовали о пришествии обещаннаго Мессии и о царстве Его.

Пс.86:4. Помяну Раав и Вавилона ведущым мя: и се, иноплеменницы и Тир и людие Ефиопстии, сии Быша тамо.

Имя Раава на многих Священнаго Писания местах берется за Египет и сему месту весьма прилично. Ибо Пророк описывает здесь будущее величие церкви, хотя оно еще в надежде сокрыто было. Итак, говорит, что даже и те, которые прежде были смертельными врагами церкви, яко отчужденные отселе, не только будут искренними друзьями, но и соединятся в единое тело и за счастие почтут именоваться гражданами Иерусалима. Сего ради в первом члене глаголет: помяну Египет и Вавилон между знающими Мя, или просто, между домашними Моими. Во втором присовокупляет, что и Филистимляне, и Тиряне, и Ефиопляне, которые доселе имели величайшее несогласие с Божиим народом, ныне так согласятся, как бы были природные жители Иерусалима.

Пс.86:5. Мати Сион речет: человек и человек родися в нем, и той основа и вышний.

Продолжает ту же мысль другими словами, показывая, что в церковь Божию соберутся из разных частей света новые граждане, которые с Божиим народом так соединятся, как бы происходили от общаго родоначальника Авраама. В предыдущем стихе сказал, что Египтяне и Вавилоняне причислятся к домашним: також Ефиопляне, Филистимляне и Тиряне нарекутся между сынами Церкви. А здесь вместо подтверждения присовокупляет, что град Божий, который на время был пуст, наполнится многочисленным собранием новаго народа. То же самое, что здесь краткими изображается словами, Исаиа (Ис. 54:1–2) пространнее описывает, глаголя: возвеселися неплоды нераждающая, возгласи и возопий нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа: разшири место кущи твоея и покровов твоих, водрузи, не пощади, продолжи ужя твоя и колия твоя укрепи, и проч., а в главе Ис. 44:5 такое же почти находим изречение, или по крайней мере весьма подобное сему, которое здесь видим. Сей речет, Божий есмь, и сей возопиет о имени Иаковли, и другий напишет рукою своею, Божий есмь, и о имени Израилеве возопиет. Во второй части стиха изображается твердость и долговременное пребывание Сиона. Ибо как часто случается видеть в мире, что чем скорее грады возвышаются, тем скорее прекращается их благосостояние, то дабы не возмнил кто, что и благосостояние церкви будет кратковременное: сего ради Пророк глаголет, что непоколебимость ея будет зависеть от Бога и что Сам Всевышний утвердит ю. Аки бы сказал: не чудно, что иные грады колеблются, и различным падениям подвержены бывают: понеже купно с миром коловращаются и не имеют вечных хранителей. Новаго же Иерусалима не таково будет состояние: непоколебимость его, основанная на силе Божией, пребудет вечна, хотя бы и небо и земля разрушились. Впрочем, не без причины Пророк нарицает Египтян и Вавилонян, и других иноплеменных народов, родившимися в Сионе. Ибо хотя по естеству не от Сиона произошли, но по усыновлению имели срастися во едино тело с Святым народом: однако, поскольку вступление в церковь есть второе рождение, то сие изречение, человек и человек родися в нем, весьма прилично им. Ибо и Христос на сем основании обручает Себе верных, да забудут люди своя и дом отцев своих (Пс. 44:11), и тако вообразяся и возродяся неистленным семенем в новыя твари, соделаются сынами Бога и церкви. Ибо не иначе возраждаемся в небесную жизнь, как посредством церкви. Между тем припомнить должно и то различие, которое полагает Апостол между Иерусалимом земным, который, яко рабыня, раждает в работу, и между Иерусалимом вышним, который, яко свободь, раждает чрез Евангелие свободных сынов (Гал. 4:24).

Пс.86:6. Господь повесть в писании людий и князей, сих бывших в нем.

Сими словами означает Пророк, что имя Сиона так будет славно, что в число граждан его усердно вписаться возжелают не токмо простые и низкаго состояния люди, но и цари, и князи, и вельможи. Таким образом отдает всю честь и преимущество Сиону, аки бы сказал: когда Бог исчислять будет людей, коих Он особливыя чести удостоил, тогда Сиону паче, нежели Вавилону, или другим каким-либо градам припишет преимущество. Сие преимущество будет такое, что занимать между гражданами Сиона последнее место будет благороднее и честнее, нежели первое где-нибудь инде. Купно же назнаменует и то, откуду иноплеменникам внезапу толикая честь. И приписывает оную единственно Божией милости. Да и праведно: ибо рабы сатаны и греха никогда сами собою не приобрящут права на горний град. Един Господь, распределяющий людей по Своим степеням, как Ему угодно, различает одних от других, хотя, впрочем, состояние всех есть равное. Написание, о котором здесь упоминается, относится к званию. Хотя бо прежде сложения мира вписал Бог имена людей в животную книгу, но в число сынов Своих тогда вносит их, когда, отродивши духом усыновления, запечатлевает печатию Своею. Сие написание открыл Господь ученикам Своим, когда сказал: о сем не радуйтеся, яко дуси вам повинуются: радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех (Лк. 10:20).

Пс.86:7. Яко веселящихся всех жилище в тебе.

Сими словами подтверждает то же, что выше сказал о возстановлении Сиона: ибо от великости веселия, и от многоразличнаго хвалебных гласов согласия доказывает, коль велико будет благополучие его. Но между тем показывает и то, с каким намерением благоволит Бог ущедрить церковь Свою такою милостию. Оно состоит в том, чтоб верные всегда были благодарны к Нему, и взирая на толикие источники милостей, непрестанно воспевали хвалы Его.

К сему присовокупи и то, что Пророк и сам, любя особенно Божию церковь, собственным своим примером располагал всех благочестивых к такой же любви, по оному Его же изречению: аще забуду тебе Иерусалиме, забвена буди десница моя в начале веселия моего (Пс. 136:5–6). Ибо все наши страсти тогда только утихают, когда мы, собравшись в церковь и купно собравши разсеянныя повсюду мысли, углубляемся в размышлении о царствии небесном и, презрев увеселения мира сего, вожделеем веселостей и славы онаго града, идеже есть всех веселящихся жилище.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle