Псалом 80
Пс.80:1. В конец, о точилех, псалом Асафу.
НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу на мусикийском орудии гагифиф, песнь [данная] Асафу.
Некоторые мнят, что здесь приносится благодарение Богу за собрание винограда и других плодов, бывающее в месяце Септемврии. Но сие мнение недостоверно: ибо во всем псалме ни мало не упоминается о собрании винограда. Подобное надписание читаем над псалмом Пс. 8:1 и Пс. 83:1, однакож и в сих ничего не упоминается о собрании плодов. Итак оставя сие, должно сказать, что сей Псалом содержит увещание, каким образом надлежит препровождать праздничные дни, Божиим законом установленные, и купно воспоминает о Божиих благодеяниях, для которых праздничные дни торжествуются. По мнению некоторых, псалом сей пет был у Евреев в праздник труб, а по мнению иных в праздник кущей, дабы чрез то возбудить народ к Богопочитанию.
Пс.80:2. Радуйтеся Богу помощнику нашему, воскликните Богу Иаковлю:
Пс.80:3. приимите псалом и дадите тимпан, псалтирь красен с гусльми:
Пс.80:4. вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего:
Первыми словами напоминает Пророк, дабы мы, когда Бога хвалим, творили сие с великим веселием сердца. Аще бо доброхотнаго дателя любит Бог, по слову Апостола (2Кор. 9:7), кольми паче доброхотнаго Богохвалителя. А как веселие сердца от усердия и любви раждается, для того, кто с леностию поет, и кто Божественную должность не за сладкую песнь, но за тяжкое бремя почитает, тот доказывает, что он мало Того любит, Емуже поет. Радуйтеся, глаголет, Богу помощнику нашему, то есть, с радостию хвалите Бога, Который не токмо может, но и хощет помогать нам всегда и во всяком деле. Воскликните Богу Иаковлю, то есть, громким и высоким гласом воспойте хвалы Бога Иаковля. Потом обращая слово к Левитам, коих должность состояла в том, чтоб петь псалмы, бить в тимпаны и играть на псалтири и гуслях, глаголет: приимите псалом и дадите тимпан, то есть, возмите мусикийския орудия и приятно заиграйте. Сии орудия не без причины употребляемы были под стихиями закона: понеже Бог хотел таковыми детскими началами предуготовить грубый народ к высшим понятиям. Ныне по прошествии сени законныя, они стали быть не нужны: ибо глас Евангелия проповедует нам гораздо лучшее Богослужение, нежели какое было у древних Евреев и у нынешних Папежцев. Оныя слова, псалтирь красен с гусльми, означают песнь приятную, и противополагаются тяжкому и грубому гласу тимпанов. Под именем новомесячия чрез фигуру синекдоху означаются и прочие праздники, которые по предписанию закона торжествовали Иудеи не токмо в начале каждаго месяца, но и в другие дни, приходя молиться в скинию, акибы сказано было: вострубите в новомесячии трубою, и во всякий благознаменитый день праздников ваших.
Пс.80:5. яко повеление Израилеви есть, и судьба Богу Иаковлю.
Пс.80:6. Свидение во Иосифе положи е, внегда изыти ему от земли Египетския: языка, егоже не ведяше, услыша.
Пророк приводит причину, чего ради повелевает петь и играть на мусикийских орудиях в день праздников, и говорит, что Сам Бог заповедал сие, когда изводил народ из земли Египетския. Ибо хотя и ничего не требует от людей, однако хощет жертвы хвалы в воспоминание благодеяний Своих. Сего ради положил закон и дал повеление, которое народ Израильский должен хранить из благодарности и из почтения к Богу. Повеление, судьба и свидение одно и то же означают здесь, так как Израиль, Иаков и Иосиф берутся за весь народ Израильский, который так назван от имени родоначальников своих. Оныя слова, языка, егоже не ведяше, услыша, означают язык Египетский, и положены для увеличения Божия благодеяния. Ибо нет ничего неприятнее, как жить между народом, котораго язык неизвестен. А как язык делает главный союз в человеческих обществах и есть аки некое зеркало, изображающее мысли человека, то люди, не имеющие взаимнаго употребления языка, бывают подобны диким зверям и чужды между собою. Почему и Исаия, угрожая народу тяжчайшим наказанием, говорит, что приидут на него враги, имущии глас глубокий, яко не слышати людем уничтоженным, и не разумети смысла (Ис. 33:19). Таким образом Пророк показывает, какое оказал Бог благодеяние народу, когда избавил его от Египтян, коих он не знал языка.
Пс.80:7. Отъят от бремене хребет его: руце его в коши поработасте.
Здесь показывает Пророк другое благодеяние, которое явил Бог Евреям при исходе их из Египта. Ибо как Египтяне принуждали Евреев яко невольников трудиться в тяжкой работе плинфоделания, сего ради глаголет: отъят от бремене хребет его, и руце его от кошниц. Упоминает о хребте и о руках потому, что тяжкия бремена, каково было плинфоношение, обыкновенно возлагаемы бывают руками на хребет.
Пс.80:8. В скорби призвал мя еси, и избавих тя: услышах тя в тайне бурне: искусих тя на воде пререкания.
От сего стиха даже до конца псалма попеременно воспоминает Бог то о благодеяниях Своих к народу, то о неблагодарности народа к Богу. В скорби призвал Мя еси, и избавих тя. Сему и Священная история согласует, глаголя: и возстенаша сынове Израилевы от дел, и возопиша: и взыде вопль их к Богу (Исх. 2:23). Услышах тя в тайне бурне. Сими словами означает, что Бог имел промысл об Иудеях не токмо тогда, когда боялись они Фараонова гнева, но и когда трепетали тех ужасных язв, коими поражал он Египет: ибо сокровенными судьбами сделал то, что язвы оныя вреда им не причинили. Или, как иные толкуют, когда Израильтяне переходили чрез Чермное море, а Фараон с колесницами и всадниками преследовал их, тогда Бог, утаившись в столпе облачнем, воздвигл бурю в мори, низложил колесницы Фараоновы и все воинство его в водах потопил. Следующия за сим слова, искусих тя на воде пререкания, означают, что Бог искушая терпение и веру Израильтян, произвел недостаток в воде, но обрел их нетерпеливых и неверных. Ибо народ сильно возроптал на Моисея раба Его, и произвел мятеж в полках. Посему и место то прозвано водою пререкания, как повествуется в книге Исх. 17 и Чис. 20.
Пс.80:9. Слышите, людие мои, и засвидетельствую вам, Израилю, аще послушаеши мене:
Пс.80:10. не будет тебе бог нов, ниже поклонишися богу чуждему.
Пс.80:11. Аз бо есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския: разшири уста твоя, и исполню я.
Пророк, дабы лучше подвигнуть сердца Израильтян, облекает Бога в лице учителя и вводит Его посреде сонма глаголющаго, дабы ведал народ, что безполезны и смеха достойны те собрания, где не слышно Божия гласа, возбуждающаго к вере и благочестию. Слышите людие Мои. Сие предисловие вкратце научает, что неблагочестно праздничные дни препровождаются, ежели верные не будут внимательны к Божию гласу. А как Бог требует от нас, дабы и руки, и ноги, и очи, и все члены были посвящены Ему: сего ради начинает от слуха, и тако показывает, что Он не признает за своих почитателей тех, кои не суть ученики Его. Употребляя глагол, засвидетельствования, означает, что Он делает торжественный договор с народом, дабы имел достодолжное уважение к словам Его. Следующия за сим слова: Израилю, аще послушаеши Мене, сказаны отрывисто, как бывает в речах, возбуждающих страсти. Между тем прикровенно означает Бог, что Он вероломному народу не доверяет и не надеется, чтоб он послушал Его. Потом предлагает главную статью завета, котораго вся сущность состоит в том, чтоб народ Его единаго чтил. Израилю, аще послушаеши Мене, не будет тебе бог нов, ниже поклонишися богу чуждему. Сими словами Господь подтверждает то же, что и на других местах толикократно напоминает в законе и во Пророках, нарицая Себя ревнителем и не терпящим богов чужих, ниже сообщников чести. Но между тем припоминает купно, что основание истиннаго Богопочтения состоит в послушании. Потом присовокупляется причина, показывающая, что довольно для народа и того единаго Бога, Который извел его из Египта. Ибо сей имеют разум оныя слова: разшири уста твоя, и исполню я. Некоторые толковники относят слова сии к изобилию временных благ, яко обещает Бог почитателям Своим, так как бы сказал: разшири, елико можеши, уста и гортань твою, и исполню я всякаго рода благами.
Пс.80:12. И не послушаша людие мои гласа моего, и Израиль не внят ми:
Здесь жалуется Бог на неблагодарность народа Своего, что он на сем толь справедливом, святом Завете не успокоился. И не чудно ли то, что когда рабы, сущии на земли, всячески домогаются благоволения господина своего и за великое благодеяние почитают, ежели господин удостоит поговорить с ними или только посмотреть на них: а Израиль, иже есть прах и пепел, не удостоивает слушать Бога богов и Господа господствующих? Почему справедливо сказал во Евангелии Господь: сынове века сего мудрейши паче сынов света в роде своем суть (Лк. 16:8). В Еврейском тексте вместо глагола: не внят Ми – читается: не восхоте Мя, то есть, презрел Меня, отвергл, и воззреть не удостоил.
Пс.80:13. и отпустих я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниих своих.
Здесь угрожает Бог презрителям Своим зело ужасным, но и зело праведным мщением, претя наказать грехи грехами: то есть, попустить, чтоб они всегда впадали в тяжчайшия беззакония, Дóндеже во глубину зол приидут. И сие то есть, о чем глаголет Апостол в послании к Римлянам: предаде их Бог в похотех сердец их в нечистоту (Рим. 1:24). И немного ниже: предаде их в страсти безчестия. И паки: предаде их в неискусен ум, творити неподобная (Рим. 1:26, 28). Сие есть оное ожесточение сердца, о немже глаголет Екклесиаст: виждь творения Божия, яко кто может исправити, егоже аще Бог превратит? (Еккл. 7:14). И отпустих я, глаголет, по начинанием сердец их. То есть: Я попущу ходить им в след похотей их и делать то, что им угодно; Я не дам им учения, яко чадам, но яко чужих оставлю, дабы ходили по всей воле и стремглав упадали в греховную пропасть. Они пойдут в начинаниях своих, то есть, будут следовать не по стезям отцов своих, ниже по правым путям закона Моего, но по мыслям сердца своего послужат богам чужим, коих изобрело человеческое любопытство: предадутся всякаго рода гнусным порокам, коими обыкновенно растлевается человеческое естество, когда светом Моим не озаряется и Моею десницею не управляется.
Пс.80:14. Аще Быша людие мои послушали мене, Израиль аще бы в пути моя ходил:
Здесь под честным именем Божиих людей Пророк ясно открывает безчестие и стыд Израильтян, кои хотя по званию своему нарицалися народом Божиим, но по делам ничем не различествовали от язычников, якоже у Исаии жалуется на них Бог, глаголя: позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего: Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша (Ис. 1:3). Восклицательная частица «о» весьма прилична месту сему. Бог на подобие стенающаго вопиет: колико народ сей беден, когда ни мало о спасении своем пещися не хощет. Он приемлет на Себя лице чадолюбиваго отца и употребляет все способы и средства ко уврачеванию недугов: но, видя сынов Своих неисцельных, испускает гласы болезнующаго, стенающаго и воздыхающаго, не потому, аки бы подвержен был человеческим страстям, но поскольку мы иначе любви Его понять не можем. Во втором члене Пророк определяет, в чем состоит послушание к Богу, показывая, что Бог не удовлетворяется одним одобрением словес Его, но требует и исполнения заповедей. Ибо де и лицемеры охотно уступают, что истинно есть всякое слово, исходящее из уст Божиих, но не исполняют его. Пророк же не иначе повелевает слушать Бога, как с покорением воли нашея повелениям Его. Сего ради глаголет: о, аще бы Израиль в пути Моя ходил!
Пс.80:15. ни о чесомже убо враги его смирил бых, и на оскорбляющыя их возложил бых руку мою.
Пс.80:16. Врази Господни солгаша ему, и будет время их в век:
Пс.80:17. и напита их от тука пшенична, и от камене меда насыти их.
Сими словами показывает Пророк, что Израильтяне должны приписывать грехам своим все те поражения, которыя от врагов претерпевали. А как Бог обещал некогда, что избранный народ при помощи Его всегда будет побеждать своих врагов, то, дабы кто не обвинил Его в нарушении даннаго слова, утверждает, что Бог соделал бы сие, ежели бы не был удержан грехами народа. Притом скрытно намекает и о прежних победах, которыя одерживали они над врагами не собственною силою, но помощию Бога, Который ныне, раздражен будучи грехами, не токмо не хощет защищать их, но и принужден, оставя врагов в покое, обращать оружие Свое на них. Ту же мысль продолжает, когда говорит, что враги с покорностию приняли бы иго повиновения, ежели бы Израильтяне сами, свергнув с себя иго повиновения, не вооружились против Бога. Упоминая о врагах, ненавидящих Бога, укоряет Израильтян за то, что они, расторгнув союз завета, учиненный с Богом, сами подали случай не воевать за них против общих врагов. Сие творят и земные Цари, которые видя себя оставленными от союзников, заключают мир с прочими неприятелями, и сим образом отмщают за себя клятвопреступным и вероломным союзникам. Тако, глаголет, и Бог пощадил врагов Своих: понеже вероломно и беззаконно от народа Израильскаго был оставлен. Чего бо ради Бог явных врагов терпит, и не защищает славы Своея, ежели не для того, чтоб противопоставить их непокоривому и ожесточенному народу, и предать его во власть мучителям? Оныя слова, и было бы время их в век, относить должно к обетованиям, так как и изобилие пшеницы и меда: ибо Бог хотел засвидетельствовать сим, что Он будет покровительствовать и хранить Израильтян до скончания века. Но перемена, воспоследовавшая внезапно во Иудеи, доказала, что Израильтяне недостойны были благополучия сего. Отчего бо Иудеи алчут в такой земле, где Бог обещал им изобилие пшеницы и меда, ежели не от того что Божие благословение по грехам им изсохло? Под именем тука пшенична можно разуметь и манну, которую посылал Бог Иудеям в пустыни и которая прилично нарицается туком пшеничным; понеже не что иное была, разве хлеб Ангельский, как сказано во псалме (Пс. 77) и имела всякий вкус, как повествуется в книге Премудрости (Прем. 16). Под именем же меда из камене разумеется тот самый мед, который пчелы в разселинах каменных гор производили. Можно к сему присовокупить и виноградныя лозы, и смоквы, и прочие сладкие плоды, на каменистых горах во Иудеи родившиеся, доколе Божие благословение во Израили пребывало.