Источник

Псалом 79

Пс.79:1. В конец, о изменшихся, свидение Асафу, псалом.

НАДПИСАНИЕ и СОДЕРЖАНИЕ

В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу на шестоструннем орудии созанним, псалом свидетельства Асафу.

Надпись означает, что псалом сей содержит свидетельство, воспетое Асафом, чрез которое Дух Святый свидетельствует о бывшем пленении Израильтян и о избавлении их. В Греческом переводе придается еще слово «о Ассирианах», понеже пленение, о котором во псалме сем говорится, первее было при Ассирийском царе Салманассаре, который, пленив десять колен Израилевых, отвел их во страну Ассирийскую, как пишется в 4Цар. 17; потом же при царе Навуходоносоре, который и остальных людей отвел пленными в Вавилон, как повествуется в той же книге 4Цар. 24–25, Содержание познается из надписания: ибо псалом представляет людей, просящих Бога о изведении их из плена Вавилонскаго.

Пс.79:2. Пасый Израиля вонми: наставляяй яко овча Иосифа, седяй на херувимех, явися:

Пророк начинает псалом от призывания Бога, и молится, дабы услышал молитву и воззрел на народ Свой. Пасый Израиля! вонми. Аки бы сказал: Ты, о Боже, Который управляеши и пасеши Израильские люди, услыши молитву, юже возсылаю о них. Потом повторяет первую часть, и подразумевает вторую: наставляяй яко овча Иосифа. То есть: Ты, Который пасеши народ, происходящий от Иосифа, яко стадо овец, – услыши молитву, юже именем Израиля и Иосифа возсылаю о том же народе.

Пс.79:3. пред Ефремом и Вениамином и Манассием воздвигни силу твою, и прииди во еже спасти нас.

В первом стихе просил Пророк Бога, дабы приклонил ухо к молитве народа Своего: а здесь присовокупляет, дабы приклонил и очи, то есть, милостиво воззрел и показал светлое лице народу Своему. Седяй на Херувимех, явися: то есть, Ты, о Боже, Который на небеси седиши на начальнейших Ангелах, Херувимами именуемых, а в знамение седения сего имееши во святилищи Твоем очистилище со изображением Херувимов яко престол, а ковчег завета яко подножие ног, – явися пред Ефремом и Вениамином и Манассием! То есть: покажи лице Твое, и буди милостив к людем Твоим, сынам Израилевым, хотя и грешным. Потом, изъясняя, чего ради просит Бога, дабы приклонил ухо и очи к народу Своему, – присовокупляет: воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас. То есть: изми нас от належащия скорби и, да сие сотвориши, возбуди силу Твою, которая аки усыпленна является, когда попускаеши неправедным гонителям угнетать и озлоблять нас. Сего ради прииди к нам чрез всесильную помощь Твою и тако спаси. Здесь заметить должно оныя слова: седяй на Херувимех, яко такия, которыя означают чудную любовь Бога к человекам. Он некоторым образом смиряется, дабы снизойти к ним, и, оставя небо, избирает Себе престол и жилище на земли. Нельзя сказать, чтоб на чем-либо сидел Он, так как не объемлется местом Тот, Котораго не вмещают небеса небес (Евр. 12:18): при всем том, помещается между двумя Херувимами, дабы верные не воображали, что Он удален от них, и не сомневалися ближе приступать к Нему.

Пс.79:4. Боже, обрати ны, и просвети лице твое, и спасемся.

Чего ради Бог часто не зрит на нас, тому причина сия: понеже и мы отвращаем лице от Него, и обращаем к вещам сотворенным. Но поскольку без помощи Божией не можем к Нему обратиться, сего ради Пророк, в лице народа Божия, обоих сих просит, глаголя: Боже, обрати ны! то есть, вдохни в нас любовь Твою, дабы, возымев отвращение от вещей сотворенных, к Тебе паки обратилися, и купно обрати к нам лице Твое, да тако соединяся с Тобою святым союзом любве, спасемся от всех врагов наших, воюющих на нас. Ибо когда Ты отвращаешь лице Твое от нас, тогда мы изнемогаем и погибаем: а когда паки обращаешь, мы возстаем и исцеляемся. Таким образом верные, с одной стороны, причину всех зол поставляют в том, что Бог, раздраженный грехами их, отвратил лице Свое от них, а с другой, – всю надежду спасения своего полагают в единой милости Его. По выражению Священнаго Писания, Бог просвещает лице Свое тогда, когда милует кого; и напротив, покрывает лице Свое мраком, или отвращает очи Свои, когда гневается на нас: но и самый гнев Его не есть некая возмутительная страсть в Нем, а одно токмо действие кроткаго правосудия.

Пс.79:5. Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб твоих?

Понеже видел Пророк, коль великий гнев со стороны Бога возгорелся на народ согрешивший, и потому не скоро надеялся услышан быть: сего ради от лица всех людей сильнее молится, глаголя: Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих? В Еврейском тексте слова сии сильнее выражены так: доколе дымится гнев Твой на молитву раб Твоих? Здесь подразумевается скрытное противоположение между дымом Божия гнева и между курением жертвенным, которое употребляемо было под стихиями закона: так, как бы сказано было, что оное курение способствовало ко очищению воздуха, а противный оному дым помрачает небо, дабы молитвы и стенания людей не доходили к Богу. В сем разуме сказал и Иеремия, как читаем в Плаче его: покрылся еси облаком, да не дойдет к Тебе молитва (Плач. 3:44). Но здесь встречается вопрос: чего ради верные, прибегая к Богу, нарицают Его гневливым и как бы неумолимым? Ибо не токмо жалуются, что не услышаны, но и говорят, что Бог, будучи призываем, гневается, так как бы с намерением презирал благочестивых молитвы. Да и чего ради сам Бог не скоро слушает верных, когда Сам же милостиво обещает и толикократно в Писании подтверждает, что молитвы рабов Его не тщетны будут? Где убо обетование оное: и будет прежде неже воззвати им, Аз услышу их, и еще глаголющим им, реку: что есть? (Ис. 65:24). Сей вопрос решится тем, что Бог часто помощь Свою отлагает на время, искушая терпение рабов Своих. Пророк убо, по человеческому чувству, представляет Бога невнемлющим молитве, не с тем однако намерением, чтоб оставить молящихся во мнении сем (ибо иначе пресек бы им путь к Богу), но дабы понудить прилежнее молиться и возносить мысли свои к небу, а между тем возвергать печаль свою на Бога и ожидать от Него благовременныя помощи.

Пс.79:6. Напитаеши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру.

Пс.79:7. Положил еси нас в пререкание соседом нашым, и врази наши подражниша ны.

Пс.79:8. Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице твое, и спасемся.

Сими словами изображают верные великость скорби своея и долговременное продолжение бедствий, так как бы сказали, что они от чрезмерной печали и слез дошли до самой крайности. Ибо оное слово, в меру, означает то же, что чрез меру; а в Еврейском тексте читается, в меру сота, которая мера хотя ныне неизвестна, но без сомнения была великая. Потом присовокупляют, что они преданы в пререкание соседом, то есть, в смех и поношение окрестным народам, и что столько же имеют врагов, сколько соседей. В том же разуме сказаны и оныя слова: врази наши подражниша ны, или, как в Еврейском тексте изображено, подражниша ны у себе; а сие значит то же, что враги во взаимных собеседованиях смеялися и ругалися Иудеям. Впрочем, все сие приписывают правосудию Божию, и сим образом друг друга увещевают к покаянию, ведая, что во власти Бога состоит обращение людей. Сего ради заключают: Господи Боже сил, обрати ны, просвети лице Твое, и спасемся. А как в той же повинности и мы состоим, то не дивно, что и наше состояние не лучше бывает плененных Иудеев. И как Дух Святый сей образ молитвы, без сомнения, начертал для грешников, то и нам дается свобода, и грехи наши не возбраняют нам, елико возможно чаще, употреблять сии слова: Господи Боже сил! обрати ны, просвети лице Твое, и спасемся.

Пс.79:9. Виноград из Египта пренесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и:

Пс.79:10. путесотворил еси пред ним, и насадил еси корения его, и исполни землю.

Пс.79:11. Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия:

Пс.79:12. простре розги его до моря, и даже до рек отрасли его.

Чрез подобие винограда Пророк проповедует здесь особенное Божие благодеяние, оказанное Израильскому народу при изведении его из Египта, дабы тем лучше преклонить Бога на милость, и получить от Него просимое. А как благодеяние сие основано было на том завете, который учинил Бог со Авраамом за четыреста лет прежде изведения Израильтян из Египта, сего ради Пророк умословствует, что недостойно Бога, дабы виноград, рукою Его насажденный и прилежно возделанный, остался в пренебрежении, и предан был на расхищение диким зверям, тем паче, что завет не вчера или третьяго дня учинен, ниже на краткое время дан, но Бог усыновил детей Авраамовых с тем, чтоб навсегда сохранять и защищать их. Итак, под именем винограда Пророк назнаменует, коль драгоценен должен быть Богу народ сей, егоже возлюбил Он не токмо яко наследственное стяжание, но и яко виноград, прочим стяжаниям предпочитаемый, особенныя чести удостоил. Оныя слова: путесотворил еси пред ним, или, как в Еврейском тексте выражено, расчистил еси путь пред ним, – употребляет в преносном смысле, разумея то же, что прежде просто сказал о изгнании языков, коих изгнал Бог для того, дабы дать место избранному народу. Следующия за сим слова, насадил еси корения его, не должно разуметь о первоначальном насаждении винограда, но о распространении его, в чем состоит главное намерение при насаждении винограда. А как оная страна, в которой поселились Израильтяне, была гористая, сего ради Пророк прилично присовокупляет: покры горы сень его. И потому сравнивает ветви винограда с кедрами Божиими, то есть, с прекраснейшими и изящнейшими древами, дабы тем увеличить и прославить Божие благодеяние. Под именем моря и рек разумеются пределы обетованныя земли, которые простиралися от реки Евфрата до Средиземнаго моря, по Божию назначению, как явствует из книги Второзакония (Втор. 11:24).

Пс.79:13. Вскую низложил еси оплот его, и объимают и вси мимоходящии путем?

Пс.79:14. Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде и.

Описав величие и силу Иудейскаго народа чрез подобие винограда, здесь оплакивает бедность его, в которую впал он по Божию гневу, продолжая то же подобие, и как бы так говоря: Господи, почто удалил еси от народа сего помощь Твою, которая была ему вместо оплота, ограждающаго отвсюду виноград? Почто попускаеши врагам превозмогать над людьми Твоими и расхищать их так, как расхищается виноград от всех мимоходящих по разорении оплота? Сие говорит Пророк об окрестных или соседственных врагах, яко то о Филистимлянах, Мадианитах и о других подобных им, которые часто набегами своими безпокоили Израильтян и расхищали царство их, когда Бог, раздраженный грехами народа, оставлял оное без защищения. Далее под тем же преносным именем винограда оплакивает во особенности оное тяжчайшее пленение, которое случилось во времена царя Ассирийскаго Салманассара, и Навуходоносора, из коих первый отвел в плен десять колен Израилевых, а последний два прочия пленил. Сего бо царя нарицает вепрем дивиим, и уединенным зверем, который не токмо озобал, но и вконец искоренил виноград: ибо и престольный град до основания разорил, и храм сожег, и царский престол испровергл.

Пс.79:15. Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей:

Пс.79:16. и соверши и, егоже насади десница твоя, и на сына человеческаго, егоже укрепил еси себе.

Здесь во образе молящагося, Пророк научает Израильтян, что Бог хотя на время скрывает от них лице Свое, и даже показывает вид отчуждения, но они не должны предаваться отчаянию. Ибо ежели прибегнут к Нему с надеждою исправления, то Он примирится с ними, хотя и является ныне неумолим. Верные, будучи сим обнадежены, прибегают к Богу, и ничего собственнаго не приносят, ниже хвалятся достоинством своим, но токмо просят Бога о том, дабы воззрел на них, и возвратил прежнюю милость Свою. Призри, глаголют, с небесе, и виждь. Сие слово, с небесе, без сомнения положено, во-первых, для того, дабы Израильтяне не колебалися в вере, хотя Бог, от Котораго они отступили, далече отстоит от них; во-вторых, дабы взирали на небо, когда на земли нет ни единаго ко избавлению средства. Оныя слова, и на Сына человеческаго, егоже укрепил еси Себе, различные различно толкуют: ибо некоторые разумеют вообще о всяком верном Израильтянине, другие во особенности о Христе, или о Мессии, иные о царе и проч.

Пс.79:17. Пожжен огнем и раскопан: от запрещения лица твоего погибнут.

Здесь яснее изображается поражение Израильскаго народа; ибо Пророк выше сказал, что виноград Божий предан был на расхищение зверям, а здесь говорит: пожжен огнем и раскопан, а быть огнем пожжену и раскопану, и потом погибнуть, есть несравненно горше, нежели быть предану зверям на расхищение. Следующия за сим слова, от запрещения лица Твоего погибнут, означают то же: как бы верные сказали, что ежели Бог еще продолжит гнев Свой на них, то они все непременно погибнут, отсюду видим, что виноград Божий или церковь Иудейская не от оружия врагов, но от единаго прещения лица Господня могла погибнуть. Ибо никогда не должно надеяться прекращения казней, ежели люди не будут прямо удостоверены в том, что они праведно наказуются от Бога. Верные Израильтяне были удостоверены в том, и сие было знаком раскаяния их во грехах.

Пс.79:18. Да будет рука твоя на мужа десницы твоея и на сына человеческаго, егоже укрепил еси себе,

Пс.79:19. и не отступим от Тебе: оживиши ны, и имя твое призовем.

Пс.79:20. Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице твое, и спасемся.

Пророк простыми словами повторяет здесь молитву, которую выше употребил под преносным именем винограда, и просит Бога, дабы Он рукою Своею покрыл мужа десницы Своея, и Сына человеческаго, егоже укрепил Себе. Но неизвестно, о царе ли едином или о всем народе сие глаголет. Ибо хотя Иеровоам помазан был в царя, однако не законным образом честь оную получил, как сам Бог у Осии глаголет: дах вам царя во гневе Моем (Ос. 13:11). Следовательно, слова сии приличнее отнести ко всему телу Церкви, а паче к главе ея Христу, обещанному Мессии, Который не без причины нарицается мужем десницы Божией и Сыном человеческим. Ибо поставлен был Царем над церковию не по человеческому избранию, но единою десницею Бога Отца, якоже Сам глаголет во псалме (Пс. 2:6): Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом горою святою Его. Сыном же человеческим нарицается потому, что Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек (Флп. 2:7). Оныя слова: не отступим от Тебе, оживиши ны, и имя Твое призовем, приносятся от лица всех верных, которые обещаются пред Богом всегда пребыть благодарными к Нему: ибо призывание имени Божия берется здесь за жертву хвалы, то есть, за благодарность, или за слово устен, как Пророк инде говорит. В толковании последняго стиха распространяться не будем: довольно сказать, что Пророк не без причины полагает его в третий раз, но дабы Израильтяне, обремененные бедствиями, не ослабевали духом, но взирали к Богу, и от Него единаго помощи ожидали.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle