Псалом 60
Пс.60:1. В конец, в песнех, Давиду псалом.
НАДПИСАНИЕ
В Еврейском тексте: Песнь Давидова.
СОДЕРЖАНИЕ
Сей псалом, по смыслу буквальному, содержит в себе молитву Давида, во изгнании сущаго. По мнению Феодорита заключает молитву верных Израильтян, сущих в пленении Вавилонском; а по мнению Иеронима и Августина молитву человека праведнаго, или церкви Христовой, сущей в различных искушениях, и воздыхающей о небесном отечестве, идеже есть покой присносущный.
Пс.60:2. Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей:
В сих словах содержится краткое предисловие, которым муж праведный просит Бога, дабы услышал моление его и не отвергнул молитвы, но милосердно принял оную. Под именем моления разумеется не простая молитва, но вопль, с великим движением сердца горе возносимый, как видно из Еврейскаго текста. Ибо молитва холодная и едиными устами произносимая, не проникает облаков, кольми же паче не восходит превыше неба.
Пс.60:3. от конец земли к тебе воззвах, внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси, наставил мя еси,
Пс.60:4. яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия.
Под именем концев земли можно разуметь не токмо вещественные пределы земли, где находился Давид во изгнании, но и великое оное разстояние, которое находится между тем, кто взывает, и между тем, к немуже кто взывает. Бог, к Которому человек взывает, есть превыше небес; а тот, который взывает, есть на концах земли, сиречь в дольних земли, как инде сказал Пророк: из глубины воззвах к Тебе, Господи (Пс. 129:1)! Великим убо гласом должен взывать тот, который обретаяся в дольних, хощет услышан быть от Того, Иже седит на Херувимех, сый превыше небес. Ибо разумея безконечное разстояние, обретающееся между ничтожеством своим, и между совершенством непостижимаго Существа, не может иначе беседовать к Нему. Внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя еси, и наставил мя еси. Дает причину, чего ради с великим упованием взывает к Богу: понеже де опытом дознал, что находяся в туге, сетовании и унынии, никогда не был оставляем от Бога. Господь, видя стесненное скорбьми сердце мое, тотчас посылал помощь Свою, извлекал из глубины зол и печалей, и находящагося близ отчаяния поставлял на твердом камени упования. За сим присовокупляет: Ты был еси (мне) столп крепости от лица вражия. Кто уповает на Бога, и помышляет, какия бедствия Христос претерпел, Иже есть глава наша, на которую взирая научаемся, что должно делать, и что страдать на земле, и чего ожидать на небеси: тот без сомнения восходит на столп зело укрепленный, на котором откровенно стоя, не токмо избегает стрел, пускаемых от врагов, во и сам мещет стрелы на них. На таком столпе стоял Давид, сего ради глаголал:
Пс.60:5. Вселюся в селении твоем во веки, покрыюся в крове крил твоих.
Аки бы сказал: на сем столпе буду стоять всегда безопасен, а чтоб укрыться и от воздушных перемен, сиречь, духов злобы поднебесных, сокроюся в крове крил Твоих, якоже скрывается птенец под криле кокоши, да не будет восхищен от хищных птиц. От сего селения или от сего покрова не отступлю, донележе опасность продолжится: я на Твое покровительство дотоле уповать буду, донележе продолжится жизнь моя в мертвенном сем теле. Вина упования моего есть сия:
Пс.60:6. Яко ты, Боже, услышал еси молитвы моя, дал еси достояние боящымся имене твоего.
Сими словами ясно показывает, что Бог никогда не лишает милости Своея людей уповающих на Него, но по нескольких подвигах и страданиях, коими искушает веру их, наконец дарует им вечное блаженство. Почему прикровенно смеется безумию тех, которые надеются на временное счастие. Ибо сие временное счастие, которым они ласкают себя, есть мечтательное и скоро исчезающее. Но Давид именем достояния научает, что Божии раби не мечтательным наслаждаются благополучием, но твердую и непоколебимую вкушают радость. Ибо временныя или паче мгновенныя скорби, коими искушаются, споспешествуют им к вечному спасению. Итак благодарит Бога, что Он не на краткое некое время утешает рачителей своих, но и здесь поставляет их на твердой ноге, и тамо назначает как бы некое наследственное стяжания право. Нечестивые, понеже не объемлют верою будущих благ, то и живут здесь не заботясь о них; истинное же и твердое наслаждение благ остается вечно у одних токмо Богочтителей.
Пс.60:7. Дни на дни царевы приложиши, лета его до дне рода и рода.
Сии слова не столько к временному, сколько к вечному царству Давида относить должно. Ибо хотя жизнь его продолжалась до глубокой старости при спокойном царствовании, и хотя умер исполнь дней, предав царство наследнику сыну, однако не превзошел он обыкновенных пределов человеческия жизни, да и та большею частию прошла во многих бедствиях, заботах и печалях. Почему нет сомнения, что сие приложение дней и лет относит к вечному царствованию со Христом, на егоже милосердие уповая, скончался.
Пс.60:8. Пребудет в век пред Богом: милость и истину его кто взыщет?
Пс.60:9. Тако воспою имени твоему во веки, воздати ми молитвы моя день от дне.
Здесь простыми словами выражает то, что выше сказал преносными: вселюся в селении во веки. В том же разуме и здесь глаголет, что он, жительствуя под покровительством Бога, всегда безопасен и спокоен пребудет. Нет сомнения, что сими словами означает еще и промысл Божий, и отеческое попечение Его, которое имеет Бог о рабах Своих. В самом деле, мы посреди толиких опасностей, коими окружаемся отвсюду, не могли бы ни на минуту устоять, ежели бы око Божие не взирало и не сохраняло нас. Отсюду явствует, что истинная непоколебимость блаженныя жизни состоит в том, когда бываем удостоверены, что она управляется свыше. За сим следует другое прошение: милость и истину уготови, яже сохранят его. Сии слова двояким образом толкуются: ибо как милость и истина суть прямыя подпоры царств, то некоторые мнят, что Давид прилично просит себе дара человеколюбия, кротости и справедливости, дабы сим образом мог утвердиться на царстве. По мнению других, Давид просит Бога, дабы Он сохранил его, яко царя, милостию Своею и истиною; аки бы сказал, что сохранение царства его зависит от единыя милости и истины Божией. Между тем чрез глагол уготови, ясно показывает, что у Бога в готовности находятся средства и способы, коими может сохранить рабов Своих. По переводу седмидесяти толковников сила слов сих такая, что милость Божия, которую являет Он к человеческому роду, и истина или верность, с каковою хранит обетования Свои, суть непостижимы, суть бездна многа, превосходящая всякое понятие и всякий разум. Наконец заключает, что он потщится непрестанно упражняться в пении похвальных песней, в честь пресвятаго имени Божия сочиняемых, дабы тем исполнить обеты свои. При чем заметить должно прекрасную гармонию или согласие между двумя частями хваления. Ибо Давид не меньше посреди опасности прибегал к помощи Бога, как и благодарен был по избавлении от оных. Тако, глаголет, воспою имени Твоему во веки, еже воздати ми обеты моя день от дне.