Псалом 36
Пс.36:1. Псалом Давиду. Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие.
Пс.36:2. Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут.
НАДПИСАНИЕ
В Еврейском тексте: Песнь Давидова.
СОДЕРЖАНИЕ
Сей псалом содержит спасительное врачевство, служащее ко исцелению малодушных людей которые, видя в мире сем нечестивых благоденствующих, соблажняются и оттуду берут случай сомневаться о Божием промысле и подражать делам нечестивых. Впрочем, хотя во псалме сем нет порядочно связанной речи, но одно токмо собрание кратких мыслей, аки некоторых афоризмов (отделений): однако он весьма красив, и потому, дабы лучше мог углублен быть в памяти, в Еврейском тексте расположен по алфавиту, так что первое отделение, содержащее два стиха, начинается от первыя буквы, второе от вторыя, и так далее. Сии буквы мы здесь означим, дабы можно было видеть разделение изречений.
ТОЛКОВАНИЕ
Ст. 1–2. Алеф.
Пророк, яко духовный врач, увещавает верных, дабы видя нечестивых благоденствующих, не желали подражать им и не роптали на Бога, аки бы был Он несправедлив. Чего ради? Понеже де благоденствие нечестивых недолго продолжится, но весьма скоро прейдет: и тогда явится правда и промысл Божий, который недолго попускает нечестивым веселиться и радоваться, зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут.
Употребляет весьма приличное подобие, дабы показать краткость временнаго благополучия: ибо как трава и зелие злака6 не имеет глубоких корней, якоже кедры и финиковыя древа, с которыми обыкновенно сравниваются праведные, как тот же глаголет Давид во псалме Пс. 91:13: праведник яко финикс процветет, и яко кедр, иже в Ливане, умножится; для того трава и злак ея скоро изсыхают и сгнивают, а кедры и финиковыя древа весьма долго стоят. Впрочем не сказал Пророк, что благополучие нечестивых скоро погибнет: но что сами нечестивые погибнут, а с ними купно, без сомнения, и вся слава их и благоденствие погибнет. И хотя иногда нечестивые чрез многие годы живут, и все им благополучно удается: но оное множество лет, в сравнении долгоденствия праведных и благополучия их, поистинне ничто есть: ибо праведницы во веки живут (Прем. 5:15), и: в память вечную будет праведник (Пс. 111:6). А что не долговременно, то конец имеет. Зри Премудрости главу 5, ежели хощешь видеть живо изображенную скорость и краткость всех временных вещей, где между прочим так Соломон глаголет: преидоша вся она яко сень, и яко весть претекающая. Яко корабль преходяй волнующуюся воду, егоже проходу несть стопы обрести, ниже стези шествия его в волнах: или, яко птицы прелетающия по аеру, ни едино обретается знамение пути, язвою же смущаяй биемый дух легкий, и разсецаемый силою шумящею движением крил прелете, и посем ни едино знамение обретеся проходу в нем. Тако и мы рождени оскудехом, и проч.
Пс.36:3. Уповай на Господа и твори благостыню: и насели землю, и упасешися в богатстве ея.
Пс.36:4. Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего.
В первом отделении увещавал нас Пророк уклоняться от зла и не завидовать благополучию нечестивых; а здесь, во втором отделении, возбуждает ко благу, аки бы сказал: аще хощеши быти блажен и благополучен, то знай, кто есть виновник всякаго благополучия, и от Него ожидай, от Него надейся, а не от иных. Уповай, глаголет, на Господа: ибо как Он есть Господь и податель всех благ, то Он един и может дать тебе Своя благая. Но чтоб упование твое было твердое, и чтоб ты не посрамился, твори благостыню, упражняяся в добродетели по заповедям Божиим. Ибо кто может твердо уповать на того, о котором знает, что он враг ему? И тако буди друг Богу, и тогда уже спокойно и благополучно населяй землю: ибо кто тебя изженет из нея, аще будеши друг Того, егоже есть земля и исполнение ея? И не токмо никто не изженет тебя, но и упасешися в богатстве ея: ибо она принесет тебе и плоды, и сокровища свои.
А дабы мог человек творить дела благая и быть другом Божиим и твердо уповать на Него: для того, глаголет, потребна любовь. Насладися Господеви, или, как в Еврейском тексте читается, наслаждайся в Бозе: то есть всем сердцем люби Бога, и Той да будет услаждением твоим, и тогда благополучен будешь, понеже Он даст ти прошение сердца твоего, то есть все, чего сердце твое ни пожелает.
Пс.36:5. Открый ко Господу путь твой и уповай на него, и той сотворит.
Пс.36:6. И изведет яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне.
Пророк, яко добрый врач, предписал нам врачевство против внутренняго недуга, глада, жажды и других сим подобных болезней: а здесь предлагает другое – против внешняго недуга гонений и клевет, от которых защищаться хотя и не имеем запрещения, но притом обязаны употреблять особливое средство, то есть молитву к Богу и твердое упование на Него. В чем благоразумно поступила Сусанна, которая, будучи осуждена на смерть по клевете, плачущи воззрела к небу, как повествует Писание у Даниила, в главе 13, ибо сердце ея бяше уповая на Господа. Убо и ты, глаголет Давид, открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, то есть представь в молитве пред Богом обстоятельства твои, и уповай на Господа, препоручая Ему судьбу твою, и Той сотворит милость с тобою: ибо обрящет способ открыть ложь неправедных свидетелей, которые оклеветали тебя, и тако невинность твоя явна будет. Что яснее изображается в следующем стихе: и изведет яко свет правду твою. То есть: Бог чудным промыслом Своим сделает то, что правда твоя, сиречь справедливость твоя, которая как бы во тьме погребена была клеветами гонителей, просияет, и весьма ясно усмотрена будет, как зрится свет, когда свеча зажигается, или из закрытаго фонаря вынимается. И, повторяя то же самое другими словами, присовокупляет: и судьбу твою яко полудне: то есть, изведет на среду и явну сотворит справедливость твою; дабы просияла и видима была всеми, якоже зрится полуденное солнце. Сие ясно открылось в суде Сусанны. Ибо хотя сначала правда и невинность ея как бы во тьме скрывалась, когда от двух лжесвидетелей, без всякаго прекословия больших ея, обличаема была: однако немного после промыслом Божиим, возбудившим дух Даниила и доказавшим ложь свидетелей собственными устами их, толь ясно открылась невинность Сусанны и неправда клеветников, что она тотчас освобождена была, а они, осуждены будучи народом, лютою смертию погибли.
Пс.36:7. Повинися Господеви и умоли его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку творящему законопреступление.
Хотя благополучие нечестивых есть немалое искушение для праведных, но оно удобно преодолевается, когда кто имеет Бога пред очами сердечными, и к Нему повиновением и молитвою прилепляется: ибо кто так прилепляется к Богу, тот как бы с высокаго некоего столпа взирает на благополучие беззаконных, и видя оное кратковременным и скоропреходящим, презирает и ни во что вменяет. Глаголет убо: повинися Господеви, и умоли Его, то есть, отдай справедливость Богу, вся управляющему, почти судьбы Его покорностию, и с Ним почаще молитвою обращайся и собеседуй. Или, как в Еврейском тексте изображено: помолчи пред Богом, и пожди Его: то есть, не ропщи на Бога, хотя и не знаешь причин, чего ради Он нечто повелевает, или делает, но как прилично рабу, в молчании повинуйся во всем; впрочем, молитву употребляй, и терпеливно просимаго ожидай, ибо даст Господь, чего просиши, когда за благо разсудит. Не ревнуй спеющему в пути своем: то есть, не буди ревнивым соперником человека, преуспевающаго в делах своих, человека, глаголю, неправеднаго и беззаконнаго, который делая зло благоденствует.
Пс.36:8. Престани от гнева и остави ярость: не ревнуй, еже лукавновати,
Пс.36:9. зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю.
Сие изречение есть как бы повторение и объяснение перваго отделения: ибо во всем псалме одна и та же материя повторяется и внушается, дабы яснее была и тверже в памяти углубилась. В первом стихе сказал: не ревнуй лукавнующим, а здесь то же самое повторяя, глаголет: престани от гнева, и остави ярость: то есть, видя нечестиваго на земле процветающаго, не раздражайся, и не начинай яритися от гнева и глаголати: чего ради сей нечестивый благоденствует? где есть правосудие Бога? где промысл Его? И паки, в первом стихе сказал: не завиди творящим беззаконие, а здесь то же самое повторяя и изъясняя, глаголет: не ревнуй еже лукавновати. Не будь сообщник злым, ревнуя им; не подражай неправедным делам тех, коих благополучию завидуешь. К сему присовокупляет: зане лукавнующии потребятся, дабы объяснить вышереченныя слова: зане яко трава скоро изсшут. Наконец присовокупляет: терпящии же Господа наследят землю, дабы повторить и объяснить, что там сказал: уповай на Господа, и насели землю; ибо терпят Господа те, которые терпеливно и спокойно ожидают обетований Его, понеже верен и силен Господь исполнить то, что обещал. И потому лукавые злые люди, хотя на время, по-видимому, и процветают, однако не долго нацветут, но потребятся от земли, и в геенну на вечное несчастие испровержены будут. Уклоняющиися же от лукавства и неправды и от Господа мзды своея надеющиися наследят землю, то есть, спокойно поживут на земле, аки на собственном своем наследии, которое никогда у них не отъимется. Ибо население отеческия или прародительския земли почиталось у народа Израильскаго за величайшее благодеяние Божие, и для того берется здесь, так как и в стихе 3 и на других псалма сего местах, за отменное благополучие.
Впрочем благочестивые люди, отходя или преселяяся к Богу, хотя и оставляют наследие земли сея, но вместо того приобретают небо, и новую землю со всем стяжанием ея, по реченному: над всем имением Своим поставит их (Мф. 24:47).
Пс.36:10. И еще мало, и не будет грешника: и взыщеши место его и не обрящеши.
Пс.36:11. Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира.
Понеже рекл: лукавнующии потребятся; сего ради присовокупляет, что сие вскоре будет. И еще, глаголет, мало времени прейдет, и грешник, который казался быть благополучен, не явится на земле: и взыщеши место его между людьми, и не обрящеши, понеже вдруг исчез, и как древо безплодное из корене исторжен. Кротцыи же, – то есть те, которые не ропщут и не гневаются на Бога, когда видят нечестивых благоденствующих, но с терпением и кротостию сносят то, что угодно Богу, – наследят землю, не токмо сию, где странствуем мы яко пришельцы, но и оную землю живых, которая едина собственно есть земля, то есть, твердая и постоянная, и о которой глаголет Господь у Матфеа в гл. Мф. 5:5: блажени кротцыи, яко тии наследят землю. И понеже земля оная нарицается Иерусалим, то есть, видение мира, понеже все враги удалены будут от нея, сего ради насладятся множеством мира; понеже будут разделять его с великим множеством населяющих оную землю, и притом чрез многое время, или паче чрез всю вечность, и потому такое иметь будут наслаждение и удовольствие, каковое мир обыкновенно с собою приносит.
Пс.36:12. Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими:
Пс.36:13. Господь же посмеется ему, зане прозирает, яко приидет день его.
Святый Пророк увещавает человека праведнаго, дабы не много боялся наветов людей нечестивых, понеже Бог неусыпно печется о сохранении его. Назирает грешный праведнаго: то есть, прилежно наблюдает все деяния и поступки праведнаго, дабы найти случай к погублению его; но не находя, скрежещет зубами своими, на подобие голоднаго пса, желающаго не токмо уязвить, но и растерзать. Господь же, Который вся зрит, и в руце Котораго содержатся всяческая так, что и лист без повеления и попущения Его не падает на землю, – посмеется ему. Чего ради? Зане прозирает, яко приидет день его. То есть: понеже видит, что предстоит уже время погибели его, и что он восхищен будет прежде, нежели возможет вред нанести праведному.
Ибо хотя иногда и попускает Бог грешнику убивать праведнаго: однако, прежде нежели грешник убиет тело праведнаго, сам убивает душу свою. И понеже смерть праведнаго честна пред Господем, и паче приобретение, нежели тщета есть, смерть же грешников люта, понеже к смерти вечной грешника препровождает: сего ради грешник всегда восхищается прежде, нежели успеет вред причинить праведному, и потому справедливо достоин смеха, понеже промышляя погибель другому, своея близкия погибели не видит.
Пс.36:14. Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем.
Пс.36:15. Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся.
Пророк объясняет здесь слова, несколько темновато в предыдущих стихах под буквою Заин сказанныя: ибо что там сказал, назирает грешный праведнаго, то здесь объясняя, глаголет: мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук. Аки бы сказал: стоят грешники вооруженны обнаженными мечами и напряженными луками, наблюдая время убить праведника и повергнуть его мертва, яко беднаго и безпомощнаго, или мечем или стрелою пущенною из лука: но Бог, Который вся зрит свыше, делает то, что меч обращается в сердца их, лук их сокрушается и вредит им самим, и тако Господь смеется им. Здесь заметить должно, во-первых, что слова сии разуметь можно как о мече и луке вещественном, из железа или стали соделанном, так и о мече и луке языка. Ибо часто грешники убивают праведных то клеветами, то ложными свидетельствами; часто паки и вещественным мечем и луком. Во-вторых, праведный нарицается в сем месте правый сердцем, или, как в Еврейском тексте изображено, правый путем, – потому что праведный имеет сердце сообразное закону Божию, который есть самый праведнейший, и что тот же закон есть путь правый, по которому должны мы ходить, когда что-нибудь делаем: для того правый сердцем нарицается также и правый путем, понеже никогда не заблуждает от праваго пути, то есть, от закона Господня. В-третьих, праведный нарицается здесь нищим и убогим – или потому, что все праведные суть нищи духом, и хотя иногда изобилуют богатством, однако знают, что оно не есть собственное их, и что они имеют в нем дать Богу отчет, или потому, что Давид глаголет здесь не о всех праведных, но токмо о убогих и презренных, которые угнетаемы бывают от сильных.
В-четвертых, наконец, оныя слова: мечь их да внидет в сердца их, суть пророчество паче, нежели зложелание: ибо так сбывается всегда, что человек, убивающий ближняго мечом, сам от меча погибает.
Впрочем, меч грешника, обнаженнаго против праведнаго, тогда обращается в сердце самаго грешника, когда сей, намереваясь нанести вред праведнику, более сам себе вредит, нежели оному. Ибо совлекая с праведника одежду, или отъемля у него самую жизнь, или клеветами своими заключая в темницу, сам низвергается в геенну.
Пс.36:16. Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа.
Пс.36:17. Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь.
Дабы праведные убогие нечестивым богачам не завидовали и, оставя правду, не стали делать неправды, Пророк ограждает их сими двумя стихами, глаголя: лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа: то есть, больше пользует праведному малое стяжание, нежели грешнику великое богатство, и потому счастливее праведник убогий, нежели грешник богатый.
Сего ради лучше желать правды с немногим приобретением, нежели многаго богатства с неправдою. Чего ради? Понеже праведник управляется Богом, и знает, как употреблять богатство. Он не сребролюбив, не расточителен, и потому не терпит нужды, не обременяется долгами и не удерживает впраздне лежащих имений, чтоб теми или гордиться, или в роскоши утопать. А грешник бывает горд и расточителен, ибо не знает, как употреблять богатство: почему всегда терпит нужду, всегда одолжается, и не может долго в состоянии своем удержаться. Сие подтверждают следующия за сим слова: зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь, то есть: сила и могущество грешника скоро изнемогает, понеже утверждается на мышце плотяной, и богатство ему не помогает: а крепость и сила праведника ослабеть не может, понеже утверждается на мышце Бога, Который, яко друг людей праведных подкрепляет и поддерживает его. Грешник, наконец, при всем своем богатстве, не избежит вечныя погибели, понеже, умирая, ничего с собою не возьмет, и слава его не снидет с ним: праведник же, который не на тленное богатство, но на Бога уповает, во веки жив будет.
Пс.36:18. Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет.
Пс.36:19. Не постыдятся во время лютое и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут.
Пророк подтверждает здесь то, что немного выше о благополучии праведных сказал. Ибо хотя и не имеют многаго богатства, но Господь, глаголет, весть пути (в Еврейском дни) непорочных, то есть, благоволит о жизни праведных, благоприятствует им и благословляет дни их, и потому они будут долговременны, а с ними купно и наследие их чрез многое сохранится время. Не постыдятся во время лютое: то есть, во время безплодия и неурожая хлеба, не будут принуждены краснеть, прося под окнами хлеба. И во днех глада насытятся: то есть, не токмо не будут со стыдом испрашивать хлеба во время общаго глада, но и от своих достатков возимеют чем до сытости питаться. Сие иногда исполняется в веке сем, в будущем же исполнится совершеннее; ибо по кончине жизни сея настанет величайшее некое безплодие; когда никто не возможет ни сеять, ни жать, и богач во аде будет просить капли воды, но и той не получит. Тогда-то непорочные люди, которые ничего не оставили на земле, но все предпослали на небо, обрящут наследие вечное. И не постыдятся, прося с буими оными девами: дадите нам от елеа вашего (Мф. 25:8), но насытятся, егда явится им слава Господня (Пс. 16:15).
Пс.36:20. Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, изчезающе яко дым изчезоша.
В первых словах дает причину, чего ради непорочные люди спокойно владеть будут наследием на земле, и во время глада насытятся. Сие воспоследует от того, что грешники, которые безпокоили их, и нагло расхищали имения их, погибнут. Следующия же слова, врази Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша, соответствуют двум предидущим стихам, и имеют разум следующий: непорочные люди, яко Божии друзи, возимеют вечное наследие, и во время лютое не постыдятся; врази же Господни, каковы суть все грешники, напротив того, иметь будут самое кратчайшее благополучие. Ибо лишь только начнут возвышаться, тотчас исчезнут на подобие дыма, который в то самое время, как возвышается, пропадает и никакого следа после себя не оставляет. Впрочем стих сей в Еврейском тексте несколько иначе, но в том же разуме читается так: грешницы же погибнут, и врази Божии аки тук агнчий исчезающе, в дым исчезнут.
Пс.36:21. Заемлет грешный и не возвратит: праведный же щедрит и дает.
Пс.36:22. Яко благословящии его наследят землю, кленущии же его потребятся.
Подтверждает вышереченные слова: лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа. Ибо весьма часто случается, что грешник, впрочем и самый богатейший берет взаим деньги и не возвращает: понеже грешные богачи сверх достатка своего живут роскошно, одеваются пышно, строят огромные домы, и потому всегда обременяются долгами; праведник же, который знает, как употреблять богатство, хотя и мало имеет, однако и от малаго онаго уделяет нищим, и взаим дает убогим, не требуя даже и возвращения, и потому чем больше раздает, тем больше богатеет, по оному: рука дающаго никогдаже оскудеет (Сир. 20:10). Яко благословящии Его, то есть Бога, наследят землю, и потому всегда будут иметь, что давать: кленущии же Его, яко богохульники и неблагодарные погибнут, так что хотя бы и желали дать, но не могут. В Еврейском тексте и сей стих несколько иначе, но в том же разуме читается так: яко благословеннии (от Бога) наследят землю, проклятии же от Него потребятся.
Пс.36:23. От Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело.
Пс.36:24. Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его.
Пророк продолжает здесь описывать действия благословения Божия и особливый промысл в разсуждении праведных людей, дабы тем больше утвердить их, да не како благополучие нечестивых поколеблет их. Итак говорит, что стопы праведнаго человека, то есть, поступки, дела, предприятия, и самая жизнь от Господа исправляются. Чего ради? Понеже пути его, то есть, поведение праведнаго, угодно Ему: ибо любит закон Его, и оному охотно последует. К сему присовокупляет: егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его. Сие отнести можно к падению как телесному, так и духовному. Ибо ежели праведник впадет в некоторое несчастие или в скорбь, которыя суть как бы некие рвы, или камни лежащие на пути жизни сея, не разбиется, то есть, не совсем изнеможет под бременем несчастия, ниже вовсе угнетен будет тяжестию онаго: яко Господь помощию Своею и промыслом Своим подкрепляет руку его, да не постраждет зла. Ежели паки впадет во искушение греха, то и тогда не разбиется, то есть, не дойдет до того, чтоб согласиться на грех смертный, и забыть страх Божий или веру: понеже Господь помощию благодати Своея подкрепит его.
Пс.36:25. Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы.
Пс.36:26. Весь день милует и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет.
Доказывает собственным опытом вышереченныя слова, что праведные во время лютое не постыдятся, и во днех глада насытятся. Юнейший бых, глаголет, и се уже состарехся: однако в течение толь долгаго времени никогда не видел я праведника оставлена Богом так, чтоб был он угнетен крайним недостатком: не видел также и семени его, то есть, детей его нищенствующих, и просящих под окнами хлеба, но паче напротив того видел, что праведник весь день милует, и взаим дает, то есть, во всякое время так изобилует, что или из милости дает, или по крайней мере взаим сообщает ближним от имений своих. Почему и семя его, то есть дети его, не токмо не нищенствуют и не просят хлеба, но и благословляются от Бога всяким довольством, а от людей похвалами, яко дети наилучших родителей. Здесь заметить должно, что сие изречение не противоречит истине, хотя видим в церкви многих верных просящих хлеба. Ибо благочестивые нищие самопроизвольно нищенствуют, то есть из любви к нищете, а не по нужде недостатка: и не могут нарещися оставленными, когда Бог чудным промыслом Своим питает и подкрепляет их. Прочие нищие, коих есть великое число, или не суть дети тех, которые обыкли миловать других и взаим давать (ибо к сим единственно сие обетование относится); или еще и сами неправедны, как по большей части бывает. Наконец, ежели и прямо праведные и уповающие на Господа кажутся иногда оставленными и просящими крупиц хлеба, падающаго от стола, как сказано о Лазаре во Евангелии: таковые лучшее нечто от Владыки прияли, нежели достаток временных вещей. Они не променяли бы дара терпения на все временное благополучие.
Пс.36:27. Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века.
Пс.36:28. Яко Господь любит суд и не оставит преподобных своих: во век сохранятся: беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится.
Пс.36:29. Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней.
Самех.
Понеже выше сказал, что от юности даже до старости не видел праведника оставлена; для того выводит отсюду нравоучительное заключение и глаголет: уклонися от зла, и сотвори благо, в чем состоят две главныя заповеди закона, и вселися в век века, то есть, старайся быть праведным, и поживеши в веце сем благополучен. За сим дает причину, чего ради праведные жити имут во век. Понеже де Господь любит суд, то есть, зело праведен есть, и праведно судит: и потому не оставит преподобных, то есть праведных рабов Своих; сего ради присовокупляет: во век сохранятся. Сие обещание хотя некоторым образом относится к жизни сей, в которой праведные люди, чрез преемство рода своего долговременно живут на земле: но наипаче относится к жизни будущей, и к земле живых, которая будет вечная.
Аин.
Дабы кто не подумал, что нечестивые останутся без наказания, понеже суд над ними не скоро производится: для того Пророк останавливает мысли благочестивых людей, и увещавает пождать, пока Бог явит Свое правосудие, как над ними, так и над семенем их.
Равно как бы сказал, что хотя суд Божий не скоро является, однако нечестивые и беззаконные люди ничего добраго из того обещать себе не могут, понеже праведная казнь ожидает не токмо их самих, но и семя их. Следующее повторение вышереченных слов: праведницы же наследят землю, и вселятся в век века на ней, не есть излишнее, но положено для вящшаго утверждения умов наших. Ибо хотя все люди благополучия желают, однако весьма не многие просят его от Бога, но напротив того, как бы нарочно призывают на себя гнев Божий: когда иные коварствами и клятвопреступлением себя оскверняют, иные похищают и грабят, иные всякаго рода лютости употребляют, иные убийством и отравами злодействуют. Каким же образом Бог между таковыми злодействами и мятежами сохраняет праведных рабов Своих, и в каком разуме понимать должно вечное наследие земли, о том неоднократно сказано выше, где видели мы, что Бог хранит их под Своими крилами; и хотя под солнцем нет ничего постояннаго и твердаго, однако Бог и среди самых лютейших треволнений мира поставляет их как бы в некоем пристанище тихом, производя в них внутреннее спокойство, которое превосходит все сущее в мире, и потому справедливо почитается за неоцененное сокровище в жизни.
Пс.36:30. Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд.
Пс.36:31. Закон Бога его сердцы его, и не запнутся стопы его.
Немного выше сказал Пророк, что Божий промысл неусыпно печется о том, дабы праведные не были утеснены от нечестивых: а здесь присовокупляет, что они и сами по своему благоразумию, которое также есть дар Божий, потщатся избегать коварства и злобы нечестивых. Уста праведнаго поучатся премудрости, то есть, праведный возглаголет премудро, дабы не мог уловлен быть в слове. Ибо поучаться премудрости устами, не что иное есть, как разве употреблять мудрость между разговорами. И то же самое повторяя присовокупляет: и язык его возглаголет суд, то есть, язык праведнаго не произнесет безразсудно ни единаго слова, но возглаголет то, что есть честно и справедливо, и что ко времени и к месту сказать должно; ибо в сем состоит мудрый разговор. К сему присовокупляет причину: закон Бога его в сердце его, то есть, слово праведнаго растворено бывает солию премудрости; ибо праведный в сердце имеет закон Божий, и потому, когда говорит, размышляет о заповедях Божиих, дабы не согрешить языком. И понеже закон есть свет, как говорит Соломон Притчей (Притч. 6:23); и паки Давид во псалме Пс. 18:8: закон Господень просвещает души, и умудряет младенцы, то и не дивно, ежели человек праведный, имеющий закон в сердце, любящий его, и о нем размышляющий, говорит премудро. Отсюду заключает Пророк, и не запнутся стопы его: то есть понеже праведный всегда говорит премудро, того ради никто его запнуть и к падению понудить не может; ибо запинает тот, кто удерживая пяту другаго, или свою подставляя ногу, принуждает его падать, а особливо, когда делает сие хитростию паче, нежели силою. Итак не запнутся стопы праведнаго, и потому он не падет, будучи обманут хитростию нечестиваго.
Пс.36:32. Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити его:
Пс.36:33. Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему.
Сии два стиха служат объяснением двух предидущих; ибо Пророк различными словами одне и те же мысли выражает, множайшим размышлением желая их углубить в памяти.
Сматряет грешный праведнаго, то есть, прилежно наблюдает, что говорит, и что делает праведный; дабы как-нибудь запнуть его, и запнувши вред нанести, или еще и умертвить. Сие наипаче бывает в судах, когда или судия, или челобитчик неправедный невиннаго человека осудить или погубить желают. Господь же не оставит его в руку его, то есть, Господь не попустит, дабы праведник совершенно остался во власти грешника, и потому вдохнет ему премудрость, дабы познал коварство врагов, и говоря пред ними благоразумно, мог избежать преткновений их. Ниже осудит его, егда судит ему, то есть, судия не осудит праведнаго, когда позовет его на суд: понеже Бог не попустит помраченной быть справедливости его.
Пс.36:34. Потерпи Господа и сохрани путь его, и вознесет тя еже наследити землю: внегда потреблятися грешником, узриши.
Пророк паки обращается к поучению, дабы верные, уповая на обещания Божии, и подкрепляяся оными, не развлекались в разныя стороны мыслями, и не уступали искушениям, но пребывали постоянно в повиновении Богу. Потерпи, глаголет, Господа, то есть уповай на Бога, и не ропщи, хотя по-видимому и коснит Он исполнением обещания Своего. И сохрани путь Его, то есть святый закон, не уклоняяся от предначатаго пути святости и правды. И вознесет тя, еже наследити землю, то есть, Бог подаст тебе руку, и тебя угнетеннаго тяжестию бедствий возставит, дабы, когда исполнится обещание Его, стяжал ты, как бы собственное наследие, землю живых. Внегда потреблятися грешником, узриши, то есть, когда грешники, будучи осуждены праведным судом Божиим, все погибнут, тогда увидишь то, чего ныне надеешься.
Пс.36:35. Видех нечестиваго превозносящася и высящася яко кедры ливанския:
Пс.36:36. и мимо идох, и се, не бе, и взысках его, и не обретеся место его.
Понеже сказал, внегда потреблятися грешником, узриши: то праведный мог спросить, когда сие будет? Для того присовокупляет здесь, что сие скоро будет. Ибо я видел, глаголет, нечестиваго превозносящася, и высящася яко кедры Ливанския, то есть, стоящаго на высочайшем степени достоинства и власти, изобилующаго богатством, окруженнаго рабами и другим сему подобным блеском, так что благополучие его казалось быть вечно: и мимо идох, и се, не бе, то есть, едва лишь прошел, и не успел оглянуться, как человек тот, котораго видел я превознесенна и укорененна на подобие кедров Ливанских, исчез как дым. Взысках, где бы он был, и не осталось ли каких-либо следов от толикаго величества, и не обретеся место его, так как бы никогда он там не был. Сию истину доказывает повседневный опыт; ибо где суть ныне величайшие и пресильные оные монархи (не упоминая о меньших) Ассирийские, Персидские, Греческие и Римские? Поистинне, ежели бы мы не читали о них чего-нибудь в книгах повествователей, то не знали бы и того, были ли они когда-нибудь на свете. Так-то исчезают и самые следы величайшаго могущества! Но гордость человеческая так ослепляет очи смертных, что они не могут видеть и того, что руками осязают, и не хотят верить даже и тому, что и по неволе принуждены бывают чувствовать и испытывать.
Пс.36:37. Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну.
Пс.36:38. Беззаконницы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся.
Пророк продолжает увещание свое, советуя верным, дабы прилежнее разсуждали о примерах милости Божией к благочестивым, и о горестных следствиях правосудия в разсуждении нечестивых. Храни, глаголет, незлобие, то есть, непорочность в разсуждении себя самаго, и виждь правоту, то есть разсуждай, что есть праведно в разсуждении ближняго. Яко есть останок человеку мирну. Ибо Бог в награду человека мирнаго даст то, что он оставит таких же детей после себя; или в высочайшем смысле, яко многая благая представлена суть человеку мирну по смерти его, по оному: блажени мертвии, умирающии о Господе, дела бо их ходят в след с ними (Откр. 14:13). Беззаконницы же напротив того потребятся вкупе все, не исключая ни единаго, а с ними купно истребятся и останки их: ибо ни детей не оставят в веке сем, ни какого-либо стяжания, понеже в похотях и беззакониях своих изнурили все.
Пс.36:39. спасение же праведных от Господа, и защититель их есть во время скорби:
Пс.36:40. и поможет им Господь и избавит их, и измет их от грешник и спасет их, яко уповаша на него.
Сущность слов сих такая, что праведные люди, в каких бы обстоятельствах ни находились, спасени будут: понеже находятся под защитою Бога, Который никогда забыть их не может. Сие прилежно заметить должно, дабы несчастные люди могли себя подкреплять сею надеждою, что спасение их, котораго они надеются от Бога, никакому сомнению не подвержено.
Ибо Бог есть вечен, и по Своей власти управляет миром, якоже и Христос глаголал: Отец Мой, Иже даде вас Мне, болий всех есть (Ин. 10:29). Впрочем Пророк придерживается инаго начала, что Бог любит суд, или правду, и потому нельзя де статься, чтоб Он искренних любителей Своих оставил без помощи, и лишил милости Своея. Итак повелевает верным, дабы уповали на Него не токмо тогда, когда обстоятельства по желанию их текут, но и тогда, когда угнетают бедствия. Которыми словами научает притом, что довольно и того, ежели Бог подает рабам Своим силу, дабы, находяся в тесноте, или воздыхая под тяжкими бедствиями, не падали. Сюда относится и то, что в последнем стихе полагает почти сряду четыре глагола, одно и то же значащие: поможет, избавит, измет и спасет, дабы сынове Божии приобыкли терпеливно сносить искушения, и хотя бы Господь восхотел продолжить оныя на несколько лет, чаще припоминали себе, что Он, по испытании терпения их, наконец от всех зол непременно избавит.
* * *
Листвие зеленое