Источник

Псалом 15

Пс.15:1. Столпописание, Давиду. Сохрани мя, Господи, яко на тя уповах.

НАДПИСАНИЕ

По иным переводам: Златая песнь Давидова.

СОДЕРЖАНИЕ

В начале псалма Давид препоручает себя покровительству Бога; потом от размышления о благодеяниях Его преходит к усерднейшему благодарению: исповедует, что, поскольку ничего достойнаго принесть не может, то себя самого Ему единому посвящает, засвидетельствуя, что он всегда будет чужд всякаго инаго служения. Чему и причину приводит: что истинное и совершенное благополучие человека состоит в едином Боге, Который верных служителей Своих ни в чем не оставляет.

ТОЛКОВАНИЕ

В сих словах содержится молитва, в которой Давид просит Бога не о помощи в известной некоей опасности, как часто творит во иных псалмах, но умоляет, да будет ему хранителем во всю его жизнь и при самой смерти, как увидим ниже. Следующими словами: яко на Тя уповах, доказывает, что и он во всю свою жизнь уповал и будет уповать на единаго Бога, а не на человека, или на какую-либо иную тварь.

Пс.15:2. Рех Господеви: Господь мой еси ты, яко благих моих не требуеши.

Пророк исповедует, что он ничего от себя не может принести Богу, что бы было достойно Его, не потому токмо, что Бог ни в чем нужды не имеет, но и потому, что смертному человеку нет возможности в чем-либо услужить Ему, между тем однако ободряется духом, и поскольку Бог приемлет наше благочестие, то обещается быть верным служителем и почитателем Его. Ибо приписуя Ему наименование и власть Господина или Владыки, показывает, что он весь Его.

Пс.15:3. Святым, иже суть на земли его, удиви Господь вся хотения своя в них.

Все почти толковники согласно место сие разумеют так, что единственный Богопочтения образ состоит в том, ежели мы святым служителям Божиим благотворительствовать тщимся. В самом деле, поскольку Бог в благотворении нашем нужды не имеет, то вместо Себя поставляет святых Своих, дабы мы благотворили им, яко Ему, по оному: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25:40). Хотя же любовь наша и к недостойным простираться должна, по примеру небеснаго Отца, Иже солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя (Мф. 5:45): но Пророк по справедливости святых предпочитает другим, и поставляет их на степени высшем. Он еще далее простирается, и хощет сам присоединиться к числу святых Божиих, и с ними сообществовать аки спутник, как и должно всем сынам Божиим сопряженным быти между собою союзом братския любви, да вси с равною любовию и усердием чтут небеснаго Отца. Итак, признавшись, что ничего достойнаго не обретает, что бы могл принести Богу, Которому всем был одолжен, – прилепляется к святым: ибо ведал, что Бог хощет быть прославляем в них, и что на сей конец избрал и усыновил их Себе, да под руководством Духа Святаго жительствуют единодушно. Отсюду научаемся, что нет ничего приятнее Богу, как когда мы всем сердцем прилепляемся к сообществу верных, дабы сопрягаяся святым благочестия союзом, имели между собою братскую любовь. Таково бо есть сообщество святых. Оно отлучает нас от мерзких мира сего нечистот, да будем священным достоянием Бога. Почему и святыми на земли нарицаются, понеже образ Его носят, да и нас примером своим привлекут подражать жительству их. По той же причине и дивными именуются, понеже Господь удивил в них хотения Своя, то есть, открыл им волю Свою, которую они как сами совершенно исполнили, так и нам сообщили. Таковы были Пророки, Апостоли, мученики, исповедники, пастыри и учители, и проч.

Пс.15:4. Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима.

Пророк приводит причину, чего ради хощем иметь союз братския любви со святыми, нежели с неверными и нечестивыми идолопоклонниками. Понеже де не можем иначе срастися во едино тело церкви, ежели не прервем всех нечестивых союзов, и не отторгнемся от идолослужителей и от их нечистот, оскверняющих и растлевающих чистое Богослужение. Сего бо ради и гнев Божий на себя привлекают, и умножают болезни (сиречь муки) свои без конца, понеже умножили число ложных богов и пошли в след их, забыв единаго истиннаго Бога Творца их, как Сам Бог жалуяся на них, у Пророка Иеремии глаголет: два зла сотвориша людие мои: Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы, иже не возмогут воды содержати (Иер. 2:13). Понеже убо рекл, что идолослужители привлекают на себя гнев Божий и умножают болезни свои (ибо какой конец ожидает окаянных сих людей, которые добровольно и слепо порабощаются диаволу, ежели не вечная мука?): сего ради присовокупляет: не соберу соборы их от кровей, или, как в Еврейском тексте изображено, не вкушу жертв их от кровей, ниже помяну имен их устнама моима. Некоторые под именем жертв кровавых разумеют жертвы человекоубийственныя или от грабительства приносимыя. Но понеже Пророк глаголет здесь не о людех безчеловечных и кровожаждующих, но вообще осуждает ложное и порочное Богослужение, и притом не просто упоминает о жертвах, но означает обряд вкушения, употребляемый при жертвоприношениях: то без сомнения противополагает вкушение крови закону церемониальному или обрядовому. Известно бо, что вкушение крови, как при обыкновенном употреблении пищи, так и при жертвоприношениях, Израильскому народу было запрещено с тем, чтоб он гнушался убийством и всякою лютостию. Да и священная история свидетельствует, что вкушать кровь при жертвоприношениях имели обычай одни только язычники. Давид убо провещавает о себе, что он не будет участвовать в тех жертвоприношениях, которыя в употреблении были у идолопоклонников, каковых множество было и между Израильским народом. Туда же относятся и следующия за сим слова: ниже помяну имен их устнама моима. Глаголет бо, что он в толикой ненависти и омерзении иметь будет идолов, что и от произношения самых имен их, яко от некоей заразы, остерегаться будет, не потому, аки бы запрещено было произносить их (понеже часто у Пророков встречаются), но понеже не мог иначе изобразить того величайшаго омерзения, каковое верные к ложным богам иметь должны. Что также явствует и из самаго выражения слов, которыя употребляет: ибо полагая местоимения относительныя, о самых идолах умалчивает.

Пс.15:5. Господь часть достояния моего и чаши моея: ты еси устрояяй достояние мое мне.

Приводит вторую причину, чего ради устраняяся от идолопоклонников в церкви Божией пребывать хощет, и сообщества их со омерзением бегая, истиннаго и чистаго Богослужения придерживаться желает: понеже в едином Бозе совершенно успокоивается. Ибо нарицая Его частию достояния своего и чаши своея, показывает, что он единым Им так доволен, что вне Его ничего не ищет, и посторонними желаниями не развлекается, ведая, что все роды ложных богослужений, какия только ни распространились в мире, из сего источника проистекли: понеже суеверные люди единым Богом не удовольствовалися. Да и мы не иначе стяжать Его можем, как разве когда будет Он частию достояния нашего, то есть, когда мы будем придерживаться Его, как нашего собственнаго удела, так чтоб никакая неверия мысль нас не колебала. Пророк полагает в сем месте три подобия, из коих в первом сравнивает Бога с достоянием, или наследственным уделом, во втором с чашею, в третьем с строителем или разпределителем стяжания, приспособляя мысль к наследствам, которыя, как известно, по ибо всегда чувствуют внутрь безпокойство и мятеж. Давид, напротив того, не только радуется внутрь, но и язык свой и плоть свою делает участниками радости сея. И праведно: понеже верные не токмо во внутреннем расположении сердца питают духовную радость, но и языком провещавают, что Бог хранит и жизнь, и здравие их. Для того Пророк не без причины благодеяние сие разделяет с телом своим, вселяя оное на уповании милости и покровительства Божия.

Пс.15:6. Ужя нападоша ми в державных моих: ибо достояние мое державно есть мне.

Пророк продолжает ту же мысль, которую положил в предыдущем стихе, то есть, что он спокойным и радостным духом наслаждение свое полагает в едином Боге, паче же так хвалится им, что гордым оком презирает все мнимыя удовольствия мира сего, находящияся вне Бога. Подобие слов взято от разделения недвижимых стяжаний, яко то: земли, полей, лесов и прочих угодьев, которыя по обыкновению, принятому у Иудеев, разделяемы были ужами, или межевыми веревками. И понеже разделение происходило по жребию, то когда кому доставался жребий в выгоднеших пред прочими местах, о таком говорили, что он получил свою часть по счастливому жребию. Почему и Пророк выше сказал: Ты еси устрояяй достояние мое, сиречь, жребий мой. И Апостол Павел в послании к Колоссаем глаголет: благодаряще Бога и Отца, призвавшаго вас в причастие наследия Святых во свете (Кол. 1:12).

Пс.15:7. Благословлю Господа вразумившаго мя: еще же и до нощи наказаша мя утробы моя.

Пророк благодарение возсылает Богу, вдохнувшему ему совет и желание избрать толь изъящное достояние. Хвалю, глаголет, и прославляю Бога, виновника толикаго благодеяния, вразумившаго мя, сиречь, давшаго мне разум, да поступлю премудро во избрании жребия моего. А сими словами явственно исповедует, что стяжание толикаго блага приобрел он верою, веру же стяжал от благодати. За сим присовокупляет: яко еще и в нощи поучают мя утробы моя. Поучение, о котором упоминает здесь Давид, есть внутреннее Духа Святаго просвещение, вразумляющее человека, дабы по слепоте плоти своея не отвергал того света, к которому Бог призывает его. А что не о внешнем поучении говорится здесь, сие явствует из самых слов: понеже глаголет о себе, что он в нощи поучался, то есть, когда удален был от людей. Потом, когда говорит, что сие поучение происходило во утробе его, то без сомнения означает чрез сие таинственныя вдохновения, которыя принимал он по вся нощи во училищи Божием.

Пс.15:8. Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся.

Паки проповедует веру свою. Ибо представлять Бога пред собою и как бы зреть Его очами не что иное есть, как все свои чувства иметь связанными, дабы никуда не устранялися. Итак, разум слов есть тот, что Давид так углублен был в промысл Божий, что во всех бедствиях, окружавших его, твердо был удостоверен о помощи Вышняго, и потому во всех искушениях и подвигах своих пребыл непоколебим. Чего ради? Понеже никогда из виду не выпускал Бога, но очами веры взирая на Него, аки на присутствующаго, во всех опасностях к Нему прибегал. Сие бо являют оныя слова: яко одесную мене есть, да не подвижуся.

Пс.15:9. Сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой: еще же и плоть моя вселится на уповании.

Пророк в стихе сем описывает тот несравненный плод веры, о котором повсюду Священное Писание упоминает, то есть, что вера не только делает вас спокойными, но и радостными и благонадежными, и что она едина составляет самое первое и главное в жизни сей блаженство. Люди нечестивые сколько ни торжествуют и сколько ни веселятся, однако никогда истинною радостию не наслаждаются, ниже могут похвалиться твердым спокойствием мыслей: ибо всегда чувствуют внутрь безпокойство и мятеж. Давид, напротив того, не только радуется внутрь, но и язык свой и плоть свою делает участниками радости сея. И праведно: понеже верные не токмо во внутреннем расположении сердца питают духовную радость, но и языком провещавают, что Бог хранит и жизнь, и здравие их. Для того Пророк не без причины благодеяние сие разделяет с телом своим, вселяя оное на уповании милости и покровительства Божия.

Пс.15:10. Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления.

Продолжает вышереченное учение, утверждая, что к совершенству радости его ничего недостает: ибо безопасен пребывает от погибели, и потому презирает смерть. Здесь заметить должно, что Давид глаголет сие, не помощи прося о избавлении себя от некоего известнаго бедствия (как просит во псалме 48, глаголя: Бог избавит душу мою из руки адовы, Пс. 48:16, и в других сему подобных), но восприемля твердую надежду о вечном спасении. Ибо хотя Бог и избавляет верных Своих от напастей, однако жизнь их не продолжает за пределы смерти. Отсюду следует, что Давид сказал сие в том разуме, что он верою и упованием своим возносится превыше общаго человеческому роду жребия; впрочем же не изъемлет себя от общей всем участи. Ибо когда уже на всех сынов Адамовых произнесено общее изречение: земля еси, и в землю отъидеши (Быт. 3:19); то сия участь ожидает всех без изъятия. Аще убо не изыдет на среду Христос, Иже есть начаток воскресших, перворожден из мертвых, то вечно лежать будут под прахом. Откуду справедливо заключает апостол Петр (Деян. 2:27, 13:35), что Давид не могл бы так похвалиться, если бы пророческим духом не взирал на Виновника жизни, обещаннаго ему, Который един имел почтен быть сим преимуществом. Однако сие не возбранило Давиду обещать себе безопасность от смерти, и притом справедливо: понеже Христос не себе только чрез воскресение безсмертие приобрел, но и нам всем. Почему мы и надеемся с Давидом, что как души наши по смерти тела не останутся во аде, так и плоть не узрит вечнаго истления, но во уповании на милосердие Божие воскреснем в живот вечный.

Пс.15:11. Сказал ми еси пути живота: исполниши мя веселия с лицем твоим: красота в деснице твоей в конец.

Утверждает изречение предыдущаго стиха, присовокупляя, что Бог не токмо избавит его от насилия смерти, но и преведет к вечному животу. Откуду явствует, что Давид просит здесь не о продолжении временныя жизни, ниже о избавлении от какой-либо опасности, как сказано выше, но мыслию своею простирается далее. Ибо, если бы кто сказал, что путь живота показан Давиду потому, что Господь временную жизнь ему продолжил, тот стеснил бы Божию благодать в узких пределах; понеже сим образом благочестивые ничем бы не различествовали от нечестивых, которые пользуются здесь общим с ними сиянием солнца. Но ежели Давид прославляет здесь особенную Божию благодать, которыя удостоивает Он одних токмо сынов Своих: то сие показание живота, без сомнения, относится к блаженному оному безсмертию, где путь жизни обретает один только тот, кто так сопряжен с Богом, что всегда живет в Бозе, а не вне Его. За сим присовокупляет, что к полному совершенству благополучия человеческаго, как на небеси, так и на земли, ничего больше не требуется, как одна только милость Господня, состоящая в лицезрении Бога. Исполниши мя веселия пред лицем Твоим. Хотя в Священном Писании лице Божие берется в двояком смысле, сиречь, иногда за действительное, а иногда за страдательное воззрение, то есть, когда Бог любезным взирает на нас оком, и когда мы взаимно взираем на любезное лице Его: но здесь обоя совокупляются во едино, яко причина с своим действием; без сего бо взаимнаго взирания Бог не увеселяет. Откуду бо сие, что большая часть человеческаго рода при всех утехах и веселиях, коими Бог весь мир преисполнил, объемлется печальным уныния мраком, ежели не оттуду, что не все равномерно зрят к Богу, и Бог взаимно не на всех кроткими и отеческими взирает очами, ниже всем равномерно отверзает очи искать предметов веселия не где-либо инде, как только в Нем едином. Исполнение таковаго веселия противополагается скоротекущим мира сего наслаждениям, кои, дав себя на несколько времени вкусить, оставляют наконец бедных людей гладными. Ибо сколько бы люди ни пресыщалися временными удовольствиями, однако прямыя сытости в них не обретают, но одно только омерзение и отвращение. В последнем члене ясно изобразил Давид, кому принадлежат те красоты, или, как в Еврейском тексте изображено, те благоприятности и утехи, коих безчисленное множество содержится в Божией деснице: красота в деснице Твоей в конец.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle