Псалом 15
Столпописание Давиду
Для увековечения славы героев, в древности воздвигали им памятники, делали изображения их или статуи, которые должны были возвещать потомству об их геройской неустрашимости. Вместо подобных памятников, псалмопевец сложил этот псалом в честь победителя Иисуса Христа, уничтожившего своим крестом, как бы копьем, самую смерть и диавола, имеющего власть над смертью. И так как Иисус Христос остался непричастным никакому греху, то и душа Его не была пленена адом, а скорее обезоружила самый ад; равным образом и плоть Его не видела тления, и воскресла в третий день после смерти. Об этом воскресении апостол Петр говорит в книге Деяний, развивая в своей речи ту же мысль о воскресении, какая раскрыта и в настоящем псалме. Таким образом Спаситель, за эти свои «величайшие деяния», воздвиг Себе памятник устами Давида; при чем, без сомнения, всесвятой Дух Божий вдохновлял и возбуждал Пророка – псалмопевца. Пророк описывает не только самый вид победы (исход ее), но он касается также отчасти и тех обстоятельств, которые происходили прежде окончания победы.
Пс.15:1. Сохрани мя, Господи, яко на Тя уповах
Эти слова, сказанные пророком от лица Иисуса Христа, более приличны человеку, нежели Богу. И Спаситель именно, как человек вел войну со врагом, но не как Бог, научая нас чрез это, что враг удобопобедим для людей искусных в борьбе, и вместе показывая нам то, какими способами Он одолел врага, и таким образом оставляя нам в лице своем верный первообраз для подражания. Итак Спаситель обращается с молитвою к Богу – Отцу как человек; о такой человеческой Его молитве с особенною ясностью упоминается в Евангелии. Здесь Он просит сохранить Его от всяких козней врага, явных и тайных, говоря: Господи! сохрани Меня, ибо Я на одного Тебя возложил свое упование; ни на кого другого Я не надеюсь. Ибо Я знаю что Ты спасаешь всех уповающих на Тебя.
Пс.15:2. Рех Господеви: Господь мой еси Ты
И так Я сказал Богу Отцу и Господу всех: Ты также Господь и для Меня, как для человека, но не как для Бога, и потому окружи Меня со всех сторон твоею стражею. Как человек, Спаситель имел нужду именно в божественной охране.
Яко благих моих не требуеши (не имеешь нужды).
В своей молитве Я сверх того еще сказал Богу Отцу: Ты не имеешь надобности в жертве от даров Моих, дабы, т. е. Я принес ее Тебе, и таким бы образом снискивал в Тебе помощника себе. Бог если и принимает какие-либо благочестивые приношения наши, то принимает не как нуждающиеся в них; но для того, чтобы усматривать в этом ясное доказательство нашего усердия к Нему и иметь повод для воздаяния нам за это гораздо большими дарами.
Пс.15:3. Святым, иже суть на земли Его удиви (дивно сказал).
Я, говорит Спаситель, вполне благонадежен за Себя, зная, что Господь явил нечто весьма чудное и превзошедшее всякие ожидания – явил святым людям, которые пребывают на земле Его. Святый же есть тот, кто искренно возлюбил Бога и кто возложил на Него свое упование, каким был сам говорящий приведенный выше слова. Под святыми, о которых здесь говорится, разумеются все угодившие Богу до пришествия Иисуса Христа на землю. Землею же Его называется или та земля, о которой сказано: «Господня земля» (Пс.23:1); или же вышний Иерусалим, в котором предъобитают праведные, будучи еще на земле, и в который переселяются они после смерти. Наконец под святыми можно разуметь апостолов и тех людей, которые уверовали чрез них во Христа, избегших, по воле Божией, от самых разнообразных опасностей и от смерти; а под землею в таком случае должно разуметь церковь, к обществу которой они принадлежат. Далее изъясняется та причина, по которой Бог являет святым дивные дела свои.
Вся хотения своя в них
Ибо где является соизволение Божие, там и сам Бог непременно всегда присутствует, охраняя и направляя наши действия.
Пс.15:4. Умножищася немощи их, по сих ускориша
Немощами называются труды и скорби святых. 0ни умножились, по особенному домостроительству Божию, и потом, когда Бог склонился на милость, тотчас же миновали. Ибо, как говорится, «многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь» (Пс.33:20), или также: умножились сначала грехи в уверовавших впоследствии во Христа, потому что грех именно там и умножается, где душа недостаточно тверда и устойчива; потом, как только было возвещено им евангелие, грехи их скоро прошли и их заменило благочестие. Затем, в следующих ниже словах, говорящий здесь устами Давида, Сын Божий открывается пред нами уже не как человек, но как Бог.
Не соберу соборы их, – говорит Он, – от кровей.
Это сказано об иудеях, которые предали Иисуса Христа на смерть. Он обещает предотвратить большинство этих соборищ от пролития крови вообще, посредством имеющего последовать для них рассеяния от руки римлян.
Ни помяну же имен их устнама моима
Народ иудейский назывался в древности народом Божиим, избранным, виноградником, частью Божиею, наследием, уделом Божиим и тому подобными именами. Итак, впредь Я не назову, говорит Он, иудеев теми именами, какими называл их прежде; но стану называть их непокорными детьми, родом коварным, порождением змий, семенем лукавым и другими тому подобными именами. Оба приведенные выше текста могут иметь также приложение и к христианам из язычников. Я, как бы так говорит Он, не присвою храмов их, оскверняемых кровавыми жертвами, но воздвигну себе храм, в котором будут приноситься Мне чистая вера и жертвы духовные; не помяну тех имен, которыми называл Я их в древности чрез своих пророков, и, вместо врагов, стану называть их друзьями, вместо неверующих – верными и тому подобными именами. Под устами Божиими можно разуметь глаголы Божии, так как первые суть органы, служащие для произнесения последних. Наконец, приведенное место можно изъяснять еще и так: Спаситель наш принял на Себя человеческое естество, стал называть как иудеев, так и уверовавших в Него из язычников именами противоположными прежним, как это подробно изъяснено выше.
Пс.15:5. Господь часть достояния моего, и чаши моея
Не вследствие, говорит, убеждения Бога Отца Я сделался человеком, ибо и Он сам по благоволении своему также имеет удел в призвании в церковь Божию уверовавших из язычников, они-то называются здесь достоянием, как они названы также во втором псалме(Пс.15:8). Но Бог Отец был также участником и в самой смерти Иисуса Христа, так как в Писании смерть обыкновенно называется чашею. Посему в Евангелии говорится: «можета ли пити чашу, юже Аз имам пити» (Матф. 20:22)? И потом в другом месте. «Отче мой, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия» (Матф. 26:39). Так Бог Отец, вместе с Сыном Божиим, имел равное соизволение как на призвание язычников, так и на смерть Иисуса Христа. Под частью достояния моего можно, далее, разуметь сокровище, и тогда приведенное место будет иметь следующий смысл: Бог Отец есть дорогое сокровище наследия моего из язычников, как бы так говорит Сын Божий; кроме того Он есть сокровище и сущность также и моего учения: потому то в Евангелии Иисус Христос повсюду говорит об Отце. Наименование же части, но не сокровища или богатства, употреблено в псалме применительно к следующему месту Писания: «часть моя еси на земли живых» (Пс.141:6). В обыкновенном человеческом быту, когда сыновья разделяют между собою отцовское достояние на отдельные части, часть каждого составляет его собственное сокровище или богатство. Поэтому, справедливо можно выразить одно и то же понятие и словом часть, и словом сокровище или богатство, и словом удел наследственный по той причине, что это достояние во первых разделяется на части, далее, что оно прибавляет богатства тому, кому достается, что оно наконец достается, как некоторое наследство после отца. Под чашею разумеется учение Христово, которое справедливо сравнивается иногда с виноградным вином, так как веселит принимающих оное и так как сам Христос называется иногда виноградною лозою.
Ты еси устрояяй достояние мое мне
Язычники, которые суть творение Сына Божия и вмести Бога Отца, некогда впали в идолопоклонство, но впоследствии отстали от него и уверовали во Христа: это то деяние Спаситель и относит здесь к Богу Отцу, как к причине. Приведенное место весьма сходствует с предшествующим нашим изъяснением. Потому то именно, как бы говорит Иисус Христос, обращаясь к Богу Отцу: Ты участник в моем достоянии и в чаше моей, что Ты возвратил Мне это достояние. Слово «достояние» употреблено прежде слова «чаша», потому что оно послужило причиною смерти Спасителя; за него именно Он и умер. По поводу сказанного выше, мы считаем нужным сделать здесь некоторое незначительное отступление от прямого изъяснения. Враг человеческого рода, уловил в свои сети человека, сотворенного по образу Божию и вследствие этого ставшего как бы достоянием своего Творца, привлек его на свою сторону и присвоил таким образом себе чужую собственность; к нему-то Сын Божий и Наследник достояния Бога Отца посылал свои писания чрез пророков, требуя назад это достояние и чтобы освободить оное из под чуждой власти. А так как диавол всегда противился возвращению похищенного им, то наконец сам Наследник, приняв завет Бога Отца, сходит к похитителю, и таким образом Бог Отец становится судиею между ними. Осудивши похитителя, Он возвратил снова достояние своему Сыну. Вот почему Сын Божий и назвал Бога Отца своим участником в этом славном деле.
Пс.15:6. Ужя (цепи межевые) нападоша ми (выпали мне) в державных (в самых лучших местах) моих.
Те, которые разделяют землю по жребию, измеряют ее сначала межевыми ЦЕПЯМИ и таким образом определяют свои участки. Таким образом, Спаситель как бы хочет сказать следующее: при возвращении Мне Моего достояния, ниспали на Меня, т. е. были наброшены, и как бы по жребию досталось Мне множество межевых цепей и определились вследствие этого размеры самого достояния моего и границы его, и оно сделалось всем известным, как мое. Под отмежеванным участком разумеются здесь уверовавшие во Христа и их отличие от неверовавших; так как в этом именно и состоят две цели размежевания, как мы сказали. «Державными» же Он называет здесь достояние свое, и эту мысль он особенно разъясняет в нижеследующих своих словах.
Ибо достояние мое державно (самое лучшее) мне, есть.
Выше Он употребил «в державных», во множественном числе, по той причине, что верующие находились в различных местах, по частям; ниже же употребил единственное число «державной» по той причине, что из этих разрозненных частей образовалось одно собрание или церковь и одна вера. державным называет это собрание в смысле особенного и возлюбленного, или также в смысле знаменитого, как бы выдержавшего натиск со стороны и одолевшего его. межевые цепи могут быть также понимаемы как узы, которые были возложены на христа, когда он веден был иyдеями к пилату. возложены же они были на него из за державных, т.е. за самых лучших, или верующих в Него, за которых Он пострадал. Итак в древности иудеи составляли достояние Бoжие ибо, как говорится: «и бысть часть Господня, людие Его Иаков: уже наследия Его, Израиль» (Второз.32:9). После того как иудеи сделались отверженными, Он вместо их избрал другое достояние Себе, т.е. царство или церковь из язычников, которую назвал державною или самою лучшею, так как она стала теперь выше древнейшей церкви из иудеев.
Пс.15:7. Благословлю Господа вразумившего мя
Эти и следующие затем слова Спаситель говорит как человек. Так и евангелист свидетельствуете о Нем в одном месте, «что отроча растяше, и крепляшеся духом, исполнялся премудрости» (Лук. 2:40). Посему Он высказывает здесь благодарение за дарованное Ему сокровище мудрости.
Еще же и до нощи наказаша мя утробы моя
Под утробами разумеется желательная сторона человеческой души, так как пожелания именно обитают в утробах, как мы говорили в предыдущих толкованиях; под ночью же должно разуметь смерть Господа. Мое желание, говорит Он, до самой смерти воспитывало и руководило Меня, не увлекая Меня ничем земным и располагая к одному божественному. Или же под ночью можно разуметь сокровенные тайны, и Спаситель здесь как бы хочет сказать, что вот, пока эти тайны оставались неизвестными остальным людям, Меня воспитывало и руководило мое желание.
Пс.15:8. Предзрех Господа предо мною выну
Я, говорит, прежде всякого другого, видел Господа очами души моей; Он как бы всегда являлся пред самым взором моим.
Яко одесную мене есть, да не подвижуся (поколеблюсь).
А видел Его я, говорит, пред взором моим потому, что Он всегда присутствует в правых моих деяниях, отдыхая в них. Ибо Бог приближается ко всем тем, которые сами становятся близкими к Нему по своим добрым делам. одесную же меня присутствует Он для того, чтобы помогать мне, дабы, т. е. я не уклонился с пути правого в противную сторону; потому что «хранит Господь вся любящыя Его» (Псал.144:20).
Пс.15:9. Сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой
Мое сердце преисполнено радостью, так как я отнял у противника моего мое достояние, победил, далее, этого самого противника, так как я имею затем столь сильного помощника в Боге Отце; вследствие чего и язык мой возрадовался и воспевает победные гимны Господу и прославляет Его величие.
Еще же и плоть моя вселится (в землю) на уповании (в надежде).
Это сказано о гробе, в котором было положено тело Господа, в надежде однакоже на скорое восстание Его из этого гроба. Зная наперед о своем восстании из гроба, Господь часто предсказывал своим ученикам, что, по прошествии трех дней, Он имеет воскреснуть.
Пс.15:10. Яко не оставиши душу мою во аде
Указывает и самую причину упования. Ты, говорит, не оставишь душу мою в аде, где содержатся души других умерших; так как ад именно есть то место, находящееся под землею, которое назначено в удел душам умерших. Итак где, спросим мы, может иметь для себя место пустая болтовня Апполинаpиeвa, который учил о Христе, что Он воспринял плоть нашу без души нашей – человеческой, и без разума? Какой безумец сам он!
Ниже даси преподобному твоему видети истления (тления).
А это сказано о теле Господа. Ты, говорит, которому Я посвящен, по причине совершенного сродства наших добродетелей, Ты не допустишь, чтобы Я подвергнулся тлению по телу; но как непричастного никакому греху, Ты предохранишь Меня в этом отношении от разложений на составные части, дабы когда возвратится в неповрежденное тело моя душа, оно тем легче могло воскреснуть. Должно заметить, что смерть обыкновенно состоит в разлучении души от тела: разрушение же или тление, сопровождающее смерть, есть разложение нашего тела на составные части и превращение его в прах.
Пс.15:11. Сказал (показал) ми еси пути живота (жизни).
Ты научил, говорит, Меня добродетелям, которые путеводят к бессмертной жизни. Или: Ты открыл, говорит, Мне путь жизни, т. е. способ воскресения моего и новой моей жизни, который Я проходя сам, наставлял им и учеников своих.
Исполниши мя веселия с лицем твоим
Сын Божий есть образ и лицо Бога Отца. Посему, говорит Он, «видевый Мене, виде Отца моего» (Иоан.14:9). Он также называется «сиянием славы и образом ипостаси» Бога Отца (Евр.1:3). Итак ты, говорит, исполнишь Меня радостью после воскресения Моего, Меня усыновленного Тебе человека в соединении с усыновившим божеством; до воскресения же спаситель наш, как известно, и скорбел, и плакал, и томился духом, по закону человеческого естества. Или также: «с лицем твоим» сказано описательно т. е. вместе «с Тобою». И так как Отец всегда составлял одно с Сыном – по божеству, а Сын был одно с Отцем, то оба они имели и общую радость в спасении людей, радость, которую произвела смерть Богочеловека чрез крест.
Красота в деснице, твоей в конец
Под десницею Отца разумеется Сын, подобно тому как Он есть также и вообще рука и сила Его. Итак веселие, говорит и ликование будет для Сына вечное, потому что Он совоскресил вместе с Собою тех, которые пали в древности по причине греха, и потому что Он воспринял снова под свою власть достояние Мое.