Источник

Псалом 110

Пс.110:1. Аллилуиа. Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим в совете правых и сонме.

СОДЕРЖАНИЕ

В сем псалме прославляются дивныя дела Создателя, совершенства и чудеса Его, соделанныя в пользу людей. Краестишие псалма содержит алфавит Еврейский, что также примечается и в следующем 111 псалме.

Пророк собственным примером руководствует других к пению похвал Божиих, ведая, что сей способ увещания есть наилучший и действительнейший. Слова стиха разделяются на два члена, из коих в первом говорит Пророк, что он от всего сердца имеет воспевать Божии хвалы, во втором – что сие имеет учинить торжественно, в собрании людей благочестивых. И праведно творит начало от сердца: ибо лучше хвалить Бога внутрь сердца и без свидетелей, нежели с притворным расположением духа гортанью провозглашать хвалы Его. Прилично говорит: в совете и сонме правых; ибо священныя собрания на тот уставлены конец, дабы Богопочитатели как сами приносили жертву хвалы Богу, так и других примером своим к тому же возбуждали.

Пс.110:2. Велия дела Господня, изыскана во всех волях его:

Здесь, во-первых, хвалит Бога от дел вообще, то есть, что все дела Его велики суть, и так совершенны, что ни в чем ни излишества, ни недостатка не имеют. Великая похвала художнику, когда не делает иныя вещи великия, иныя малыя, иныя драгоценныя, а иныя низкия; но когда все без изъятия, что от его разума или руки происходит, велико есть. А что таковы суть дела Божия, сие всяк познает, кто только помыслит, что во всех тварях, коль они по множеству своему ни подлы нам кажутся, проявляется безконечная Божия сила и премудрость и что мы ни одной из них совершенно понять не можем: ибо справедливо написал Екклесиаст: вся творения трудна, не возможет муж изглаголати я (Еккл. 1:8). И паки: видех вся творения Божия; яко не может человек изобрести творение сотворенное под солнцем (Еккл. 8:17). – Следующия за сим слова: изыскана во всех волях Его, означают, что дела Божия не точию велики суть, но и уготованы на всякую службу, угодную Богу, так что Бог может из них сделать все, что восхощет.

Пс.110:3. исповедание и великолепие дело его, и правда его пребывает в век века.

От дел творения Пророк преходит здесь к делу управления, показывая, что и сие дело всякия похвалы достойно. Оно не что иное есть, как исповедание хвалы, то есть, случай к прославлению и благодарению Бога, или повод ко изъявлению всем величества Его. Ибо Бог, управляя миром и милостиво промышляя о всех, не токмо действует великолепно, но и зело правосудно: понеже всегда хранит обетования и никому обиды не творит. Сие, кажется, присовокуплено наипаче для опровержения всеобщей оной жалобы, чего ради Бог нечестивым попускает превозноситься, а благочестивым бедствовать. Ибо судьбы Божии хотя сокровенны суть, но дела Его всегда праведны и всякия похвалы достойны.

Пс.110:4. Память сотворил есть чудес своих: милостив и щедр Господь.

Пс.110:5. Пищу даде боящымся его: помянет в век завет свой.

Здесь повествует о некотором особенном деле Божественнаго промысла, которое было знамением великия милости не токмо для древних Израильтян, коих препитал Господь в пустыни, но и для потомков их, коим оставил память соделаннаго тамо чуда, как повествуется в книге Исх. 16 и в послании к Евр. 9. Сие чудо было манна, которую одождил Бог с небеси и дал в пищу боящимся Его, то есть, верным Израильтянам: ибо хотя премногие в народе оном были грешники, однако чтили истиннаго Бога. И как Бог хотел, чтоб Израильтяне памятовали чудеса Его, которыя соделал Он при изведении их из Египта: так взаимно и Сам обещал памятовать завет Свой, в который вступил с ними. Сего ради присовокупляет: помяну в век завет Свой.

Пс.110:6. Крепость дел своих возвести людем своим, дати им достояние язык.

Главная статья завета, учиненнаго Богом со Авраамом, состояла в том, чтоб дать потомкам его землю Ханаанскую, которая по сей причине после названа землею обетованною. Итак, изъясняя, каким образом помянул Бог завет Свой, глаголет: крепость дел Своих возвести людем Своим: ибо обратил Иордан вспять, гласом труб разрушил стены Иерихона, остановил течение солнца и луны, одождил каменный град с небеси на врагов Израиля. Все же сие соделал того ради, дабы дать верным Своим в достояние землю Палестинскую, которою язычники Хананеи яко собственным стяжанием владели. А дабы кто не подумал, что Бог, отняв землю Палестинскую у Хананеев и отдав оную Иудеем, поступил несправедливо, сего ради присовокупляет:

Пс.110:7. Дела рук его истина и суд, верны вся заповеди его,

Пс.110:8. утвержены в век века, сотворены во истине и правоте.

То есть, все дела Господни, а между ними и сие особенное дело, что Он изгнал Хананеев и ввел Иудеев, соделаны с великою справедливостию. А что Хананеане справедливо заслужили наказание, и в знак онаго лишилися земли Палестинския, сие доказывает Пророк тем, что не сохранили заповедей Божиих естественных, которыя всем суть общия и непременныя: понеже содержат первыя начала правды. Ибо в книгах Левитских, в главе Лев. 18, Бог, запрещая кровосмешение, прелюбодеяние, грех против естества, идолопоклонство, и прочая сим подобная, далее присовокупляет: вся сия гнусности сотвориша человецы земнии, бывшии прежде вас, и осквернися земля: блюдите убо, да не вознегодует и на вас земля, внегда осквернити вам ю, имже образом вознегодова на языки бывшия прежде вас.

Пс.110:9. Избавление посла людем своим: заповеда в век завет свой: свято и страшно имя его.

Некоторые толковники и сии слова по письмени относят к избавлению народа Израильскаго из Египта, но Пророк, как кажется, разумеет их о высшем избавлении: ибо о Израильтянах прежде уже сказал, что дана им манна с небеси и достояние язык; да и не имел никакой причины паки возвращаться к древним повестям. Таким образом, описав благодеяния Божия, оказанныя отцам ветхаго завета, преходит к благодеянию новозаветному, несравненно превосходнейшему, в котором содержится истинное и вечное искупление и о котором пророчествовал Захария, глаголя: благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим (Лк. 1:68). Сие избавление принес нам Христос, Который искупил людей от клятвы законныя, от работы греха и от власти темныя ценою крове Своея. И сим образом прямо и собственно поставил между нами вечный завет, чтоб он был залогом вечнаго спасения и наследия вечныя жизни: ибо ветхий завет, по силе котораго обещаема была земля Ханаанская, не был вечен, как самый опыт доказывает. Сего ради и Пророк Иеремиа глаголет: се, дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов, не по завету, егоже завещах отцем их, и проч. (Иер. 31:31–32). В следующих за сим словах: свято и страшно имя Его, показывает способ, каким образом можем постоянно пребыть в завете Господни и получить обетования Его. Ибо Тот, Который заповедал в век завет Свой, свят и купно страшен есть; понеже Свят, сего ради ненавидит скверны греха, по оному: святи будите, яко свят есмь Аз Господь Бог ваш (Лев. 11:44). А понеже страшен, сего ради наказывает сквернящихся и нечистых: и потому страшно есть, еже впасти в руце Бога живаго (Евр. 10:31).

Пс.110:10. Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым и: хвала его пребывает в век века.

Почтив надлежащими хвалами Божий завет, учиненный с людьми, здесь напоминает верным о истинном Богопочтении и хранении закона. Страх Божий началом или главизною премудрости нарицая, осуждает в безумии всех тех, кои не повинуются Богу и не сообразуют жизни своея с законом Его. К тому же надлежат и оныя слова: разум благ всем творящим и. Ибо Пророк, отвергая мнимую мудрость света сего, прикровенно укоряет всех тех, кои остротою ума своего гордятся, но разсуждая, что истинная мудрость и здравый разум в хранении закона проявляются. Впрочем, страх Господень берется здесь за главное основание благочестия, и заключает в себе все части истиннаго Богопочтения. Последния слова псалма некоторые относят к Богу, а некоторые – к человеку боящемуся Бога и творящему то, что Бог и разум творить повелевают, – которому за сие будет награда та, что он вселится в дом Господень во вся дни живота своего, и будет един из тех, кои восхвалят Бога во век века, и взаимообразно и сам прославлен будет от Бога, яко раб благий и верный; а следовательно, и от Ангелов и от всех сынов Божиих получит похвалу, которая будет вечная, по оному неложному изречению: в память вечную будет праведник: от слуха зла не убоится (Пс. 111:6–7).


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle