Источник

Псалом 109

Пс.109:1. Псалом Давиду. Рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, Дóндеже положу враги твоя подножие ног твоих.

СОДЕРЖАНИЕ

Сей псалом достопримечателен как по великости таинств, так и по высокости мыслей. Хотя ослепленные Иудеи много нелепаго баснословствуют о нем, но между Христианами нет никакого сомнения, что он сложен о вечном царстве и священстве Христовом, по толкованию самаго Духа Святаго. (Мф. 22; Деян. 2; 1Кор. 15; Евр. 1:5, 7, 10)

Давид, предвидев Духом, что Мессия по смерти воскреснет и вознесется на небо, сообщает нам слова Бога Отца, произнесенныя к Сыну, коими призывает Его к соседению и к соцарствованию. Глагол: рече – хотя есть времени прошедшаго, и сие время во дни Давидовы еще не исполнилось, но Пророк прилично употребляет его в прошедшем времени: ибо предвидел вещь будущую, яко прошедшую. Слово: Господь, еврейски Егова – собственно приличествует единому истинному Богу. А хотя раввины под именем втораго имени Господня (еврейски: Адонаи) разумеют здесь Авраама, как пишет Иероним в толковании на главу 22 Матфея, или царя Езекию, как повествует Иустин в разговоре с Трифоном, и Тертуллиан в книге 5 против Маркиона: однако нет сомнения, что здесь не другой кто нарицается Господом, как токмо Мессия, который был Сын Давидов по плоти и купно Господь его по Божеству. Ибо весь псалом свидетельствует, что ни Авраам, ни Езекия никогда не сидели одесную Бога, ниже родилися прежде денницы, ниже были священниками по чину Мелхиседекову. Почему и Иудеи будучи вопрошены от Христа, како Давид нарицает Мессию Господом своим (Мф. 22:42), не осмелились сказать, что псалом сей не должно разуметь о Мессии. Седи одесную Мене. Сидение означает покой и власть, а особливо царскую. Слова, одесную Мене, означают равенство и соучаствование в царстве Бога Отца над всеми тварьми. Сие равенство всегда имел Сын Божий по Божественному естеству, по человеческому же возведен на оное по совершении крестнаго подвига. Дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Сими словами означает Пророк, что царство Христово никогда не будет иметь конца, и нет опасности, чтоб оно испровержено было от врагов: понеже Бог Отец в предвечном совете Своем определил всех врагов совершенно покорить под ноги Его, дабы мирно царствовал во веки. Итак, речение, Дóндеже, не то означает, аки бы Христос, по покорении врагов, ктому не имел сидеть одесную Отца, но являет, что царство Его распространяться будет дотоле, донележе не останется ни одного врага, который бы не преклонил пред Ним колена, аки бы сказал: продолжай царствовать со Мною и не преставай распространять царства, Дóндеже все враги Твои покорятся. Сие распространение ежедневно исполняется, когда одни обращаются в веру и добровольно покоряются под нозе Христовы, дабы покоился на них яко на подножии, а другие развращаются и в развращении своем умирают, потом во ад снизходят, где ногами Иисуса Христа вечно попираемы будут.

Пс.109:2. Жезл силы послет ти Господь от Сиона, и Господствуй посреде врагов твоих.

Пророк Давид, услышав Духом Отца глаголющаго к Сыну, седи одесную Мене, Дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих, обращается к Сыну, и просвещаемый тем же Духом показывает, откуду должно начаться распространение царства Христова на земли. Жезл силы, рече, послет Ти Господь от Сиона, то есть, Бог Отец, дабы положить врагов Твоих подножие ног Твоих, даст Тебе власть, приличную царю, и распространит царство Твое до последних концев земли, начав первее от града Иерусалима и от горы Сиона. Сему пророчеству согласует и слово Господне: будете Ми свидетели во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии, и даже до последних земли (Деян. 1:8). Итак, жезл означает здесь скипетр, а под именем скипетра разумеется власть царская. Под именем силы означается крепость или мужество, как яснее читается в подлиннике. Посылается же жезл сей от Сиона, так как бы прозябший от горы оныя, потому что духовное царство Христово началося во Иерусалиме: ибо там появились и первые верующии и первые основатели веры, сиречь Апостолы, чрез которых стала распространяться вера. И господствуй посреде врагов Твоих. Сие есть как бы некое доброжелательное восклицание, от подданных царю провозглашаемое, аки бы сказано было: Ты убо предначни благополучно, внеси хоругвь креста Твоего в средину язычников и Иудеев, где наипаче находится многочисленное полчище врагов Твоих, и тамо посреде их господствуй, поставь трофей, и утверди царство Твое.

Пс.109:3. С тобою начало в день силы твоея, во светлостех святых твоих: из чрева прежде денницы родих тя.

Вышереченныя слова: господствуй посреде врагов Твоих, сказал Пророк о нынешнем времени, в которое царство Христово воюемо бывает от врагов; здесь напротив того, показывает, что будет в последний день, когда все враги повержены будут подножию ног Его. В день, глаголет, силы Твоея, то есть, в день последний, когда сила Твоя подвигнет небо, помрачит солнце, поколеблет землю, возбудит мертвых и всех позовет пред судилище Твое, когда окружен будеши святыми, иже окрест Тебе возсияют яко солнце: тогда явится пред всеми царство Твое, и вси познают, яко у тебе есть истинное начальство над всеми, и яко Бог Отец Вседержитель родил Тя, не из ничего, якоже прочия твари, но из чрева Своего, яко Сына единосущнаго, истиннаго и соприсносущнаго, и притом прежде денницы, то есть, прежде нежели звезды сотворил, прежде всякия видимыя твари и прежде всех веков.

Пс.109:4. Клятся Господь и не раскается: ты иерей во век по чину Мелхиседекову.

От царскаго достоинства преходит к достоинству священническому и показывает, что Христос есть Священник вечный, не Аарону преемствующий, но по чину Мелхиседекову от Бога честь приемлющий. Чин же Мелхиседеков во многом различествует от чина Ааронова.

Первое: о Мелхиседеке нигде не читаем, чтоб он был преемником кому-нибудь другому, или другой ему: ибо для того и нарицается без отца, без матере, без причта рода, ни начала днем, ни животу конца имея (Евр. 7:3). В чине же Аароновом един другому преемствовал: ибо каждый иерей, умирая, оставлял священство детям своим. Второе: Мелхиседек был царь, Аарон же царем не был. Третие: Мелхиседек принес хлеб и вино, Аарон же овцы и волы. Четвертое: Мелхиседек был священник всеобщий, а не одного токмо народа, Аарон же был священник одних токмо Евреев. Пятое: Мелхиседек не имел нужды ни в скинии, ни в храме для жертвоприношения, Аарон же и в том и в другом имел нужду. Христос убо есть Священник по чину Мелхиседекову: ибо ни Сам никому преемником не был, ниже Ему кто-либо преемствовал, в высочайшем достоинстве вечнаго священства. Он прямо и собственно не имеет отца по человечеству, ни матере по Божеству. Он есть царь и священник, принесший хлеб и вино на вечери, сиречь, тело Свое под видом хлеба, и кровь Свою под видом вина.

Есть же Священник не Евреев токмо, но и языков, и священство Его не привязано к едину храму или скинии, но якоже предрек Малахиа: от восток солнца и до запад, и на всяком месте приносится имени Его жертва чиста (Мал. 1:11). Клятва, о которой упоминает здесь Пророк, есть утверждение обещания, даннаго Богом Отцем Сыну в том, что священство Его непременно и твердо будет во веки. Нарицается же Христос Иереем или Священником вечным отчасти потому, что действие единаго приношения, которое совершил Он в теле Своем, пребывает во веки, по оному изречению Апостола Павла: единем приношением совершил есть во веки освящаемых (Евр. 10:14); а отчасти потому, что Сам пребывая во веки, повседневно приносит жертву руками служителей Своих, друг другу преемствующих в церкви, как тот же Апостол утверждает, глаголя: и они убо множайши священницы Быша, зане смертию возбранени суть пребывати: Сей же, зане пребывает во веки, непреступное имать священство (Евр. 7:23–24).

Пс.109:5. Господь одесную тебе сокрушил есть в день гнева своего цари:

Пс.109:6. судит во языцех, исполнит падения, сокрушит главы на земли многих.

Пророк описывает здесь страшную силу Христову, устремленную на поражение врагов, и говорит, что хотя бы все цари земные между собою согласилися, дабы испровергнуть царство Иисуса Христа и закон Его, но Он, седя одесную Отца, сокрушит противников Своих, и как священство, так и царскую власть Свою против воли их во веки сохранит. По сих, вручает Христу начальство над необрезанными язычниками и говорит, что Христос поставлен Царем не над единым токмо народом, сущим во Иудеи, но содержит под властию Своею и самые отдаленные на земли народы, как сказано во псалме Пс. 2:8. Впрочем, поскольку во всех странах земли, так как и внутрь пределов Иудеи, многие имели быть непокоривые и злонравные, сего ради и о их падении проповедует, говоря, что все, те которые будут противиться Христу, в своем ожесточении погибнут. Судит во языцех, исполнит падения, сокрушит главы на земли многих.

Пс.109:7. От потока на пути пиет: сего ради вознесет главу.

Сие подобие взято от храбрых и мужественных военачальников, которые, поспешая догнать бегущих неприятелей, не предаются роскошам, но довольствуются одною водою, которую пиют из встречающихся рек, да и то скороспешно, так что стоя утоляют жажду из реки. Почему и Гедеон сим образом мужественных и храбрых воинов испытал, ибо приметя, что некоторые наклонившись пили воду, яко ленивых домой отпустил (Суд. 7:5).

Итак, нет сомнения, что Давид в фигуральном смысле присвояет здесь Христу геройскую крепость, говоря, что Он и для самаго пития воды не даст себе покоя, но преследуя врагов, урывкою из потока будет пить воду. Сими словами хотел он страхом поразить врагов, дабы познали, что от сей скороспешности зависит их погибель. Ежели кто спросит: где же та кротость и милость, которую на других местах приписывает Христу? На сие ответ нетруден. Якоже бо пастырь кроток есть овцам, волкам же и хищникам страшен: тако и Христос кротко и человеколюбно пасет тех, кои вверяют себя хранению Его. Но те, которые с ожесточенною злобою свергают с себя иго Его, восчувствуют некогда, коликою силою вооружен приидет на них. Ибо не без причины сказано: упасеши я жезлом железным, и яко сосуды скудельничи сокрушиши я (Пс. 2:9).


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle