Источник

Слово первое

Против новой ереси новгородских еретиков, говорящих, будто у Бога Отца Вседержителя нет ни Сына, ни Святого Духа, Единосущных и Сопрестольных, и что нет Святой Троицы. Здесь же приводятся из Священного Писания доказательства того, что у Бога Отца Вседержителя есть Сын и Святой Дух, Единосущные и Сопрестольные Ему, и что Святая, Животворящая и Всемогущая Троица еще в древности была засвидетельствована патриархами, пророками и всем Священным Писанием

Блаженный и великий апостол, уста Господни, Павел говорит: «Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им, и один Дух Святой, в Нем все, и мы в Нем»1 (1Кор. 8, 5–6). Поэтому каждый христианин должен веровать так, как он был крещен: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, в одно Существо, Естество и Божество, в одно Царство, Власть и Силу, и в три Ипостаси, то есть в три Лица, назову их также образами и свойствами. Ибо Ипостась есть одно, Существо же – другое. Существом называют общее для всех трех Ипостасей: ибо три Лица есть одно Естество и одно Существо. Ипостасями же называются соответствующие свойства Естества: ибо одно – Отец, другое – Сын, третье – Святой Дух; разделяются свойства, иначе говоря, Ипостаси, но не Естество, ибо вместе Отец, Сын и Святой Дух – одно Естество и одно Существо. Но Отец нерожден; Сын же рожден от Отца, как свет рожден солнцем, как слово порождается умом. Дух же Святой исходит от Отца.

Итак, Отцу свойственны нерожденность и именование «Отец»; Сыну свойственно именоваться Сыном и быть рожденным Отцом; Духу свойственно именоваться Святым Духом и исходить от Отца. И у всех Лиц, или Ипостасей, – одно естество, одна воля, одно действие, одна благодать, одна сила, одна мудрость. Поэтому следует исповедовать одного Бога, а не трех; Лица Божества, в отличие от людей, не отделены друг от друга, не различаются характерами, но вместе Отец, Сын и Святой Дух соединяются друг с другом неслиянно и нераздельно. Каждое Лицо сохраняет свое свойство: Один – отцовство, Другой – сыновство, Третий – исхождение.

Если нас спросят: «Кто такой Отец?» – мы ответим: «Тот, Кто является Сыном и Святым Духом, оставаясь Отцом». Если спросят: «Кто такой Сын?» – мы ответим, как и прежде: «Тот, Кто является Отцом и Святым Духом, оставаясь Сыном». Так же скажем и о Святом Духе: «Тот, Кто является Отцом и Сыном, оставаясь Святым Духом». Свойство, по словам Григория Богослова, неизменно, ибо как свойство может колебаться и изменяться? Коротко говоря, Бог существует нераздельным и делимым: нераздельным – в Своем естестве, делимым – в Ипостасях, – наподобие смешения света от трех солнц, вкупе пребывающих. Когда мы поклоняемся Богу в одном Естестве, Первопричине и Единоначальнику, тогда поклоняемся и умосозерцаем Нераздельного. Когда обращаемся к свойствам и Лицам, тогда поклоняемся Трем.

Как объяснить это словами? Григорий Великий сказал: представим солнце, свет и лучи; ум, слово и душу; родник, ручей и реку. Однако, по словам Григория Великого, пониманию предшествует вера, поэтому каждому человеку следует в чистых и боговдохновенных делах иметь наставником Святого Духа, чтобы, светом приемля свет, веровать в Отца, Сына и Святого Духа, в одно Божество и одну силу, познаваемую и прославляемую в Трех Ипостасях.

Так мы веруем и так мы думаем, этим довольствуемся, в этом – наша мудрость и наш разум; этого мы держимся и это исповедуем каждым вздохом! Мы проклинаем всякую ересь, в особенности ныне явившуюся, проклинаем тысячекратно проклятого протопопа Алексея, растлителя душ, первенца сатаны, и Дениса, попа антихристова, и Федора Курицына, и всех эту ересь исповедовавших и исповедующих, посеявших многие жидовские учения среди людей. Жизнь осквернилась из-за них: греховные и темные жидовские учения распространялись через различные ереси и прельщения.

Скажем сейчас об одной из ересей: о том, что они лживо говорят, определяют, отрекаются и не исповедуют воистину и нелживо Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, но говорят, будто Бог Отец Вседержитель не имеет ни Сына, ни Святого Духа, Единосущных и Сопрестольных Себе, и будто нет Святой Троицы. И если в Писании говорится, что Бог имеет Слово и Дух, то это, по их словам, означает, что Бог имеет слово, произносимое ртом при дыхании и растворяющееся в воздухе. И что пророки сказали о Сыне Божием, что он, Иисус Христос, Сын Божий не по существу, но по благодати, так же как и святые пророки Моисей, Давид и прочие. И Духа Святого, о Котором пишут пророки, не считают они Богом ни по Ипостаси, ни по существу, но называют Его дыханием, исходящим из Божиих уст и растворяющимся в воздухе.

Мы же имеем истинное свидетельство от всего Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, ибо еще в древности, в Ветхом Завете, было ясно и величественно проповедано о Царствующей, Вседержавной, Единосущной Троице: отцы, патриархи и богоглаголивые пророки во многих образах многое о том сказали. Они пророчествовали о Единородном Сыне Божием, что Он есть Сын Божий, Единосущный и Сопрестольный Отцу по Божеству, в образе же человеческом Он назовется Христос и Сын Человеческий. Они многое также говорили о Святом Духе, исповедуя Его Богом по Существу и по Ипостаси. Но из-за иудеев они сказали об этом прикровенно, через образы, таинственно и неявно. Ибо Моисей знал безумие иудеев, такое, что и после безмерных и неописуемых чудес, явленных им Богом, они стремились к многобожию и поклонялись идолам вместо истинного Бога; самого же Моисея хотели побить камнями. Вначале научились они вере в Единого Бога, чтобы из-за различия Лиц не провозгласили бы они различие Существа и не вовлеклись бы тем в идолослужение. Спустя немного времени они бы научились веровать в Триипостасное и Единосущное Божество, как божественные апостолы научились, и в то веровали, и научили многих иудеев, которых и сосчитать невозможно; как ученый и многомудрый Филон жидовин (Филон Александрийский (ок. 20 г. до Р. Х. – 40 г. по Р. Х.).) научился и уверовал во Святую и Единосущную Троицу по писаниям Моисея и других святых пророков и патриархов. Ибо пророки многое открыли о Святой и Единосущной Троице и предсказали иудеям великие беды, нам же – благоденствие. Чтобы иудеи не убили пророков, открыто о том говорящих, и не погубили бы Писание, божественные пророки скрыли смысл пророчеств за трудностью истолкования. Поэтому великий Моисей о Святой Троице сказал неявно, таинственно, прикровенно, через образы; но ведь и о святых ангелах он не написал, пройдя мимо этого множества божественных бесплотных сил Небесных, которое является вторым светом после первого божественного света. Он миновал его затем, чтобы иудеи не обоготворили это Небесное пресветлое воинство. Если иудеи поклонялись тельцу, Ваалу-Фегору, Хамосу, Астарте – насколько же они сильнее служили бы чудесному Небесному воинству как Богу! Потому Моисей прежде начал писать о создании неба, земли и всего остального творения, а не об ангелах, о существовании которых свидетельствует все Священное Писание Ветхого и Нового Заветов.

Много написано святыми апостолами и святыми отцами о Святой и Животворящей Троице. Но жиды и еретики отвергают апостольские и отеческие свидетельства и принимают только пророческие, толкуя их в нечестивом смысле. Поэтому мы здесь приведем только пророческие свидетельства, поскольку мы обращаемся к еретикам, исповедующим жидовство.

Начнем со священноглаголивого Моисея, который первым написал о полезном для жизни нашей. Он пишет в Книге Бытия так: Бог, желая создать Адама, сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию...» (Быт. 1, 26). Почему Он не сказал «сотворю», но сказал «сотворим»? Потому Он сказал «сотворим», что этим объявил не одно Лицо Божества, но три Ипостаси, а слова «по образу» – не «по образам» – объявляют единое Существо Святой Троицы. Говоря: «Сотворим человека», – к кому Бог обращался? Разве не очевидно, что Он сказал это Своему Единородному Сыну и Слову и Святому Духу?

Но иудеи не соглашаются, говоря: «К кому Бог обращался? Бог сказал это Сам Себе». Так еретики безумствуют, так иудеи противятся истине и переворачивают ее.

Но слово благочестия непобедимо, Божий свет сияет ярче солнца: Святая и Единосущная Троица объявилась таинственно и неявственно ради тех великих Божественных замыслов, о которых мы ранее сказали, и поэтому сказано в Писании: «Сотворим человека». К кому Бог обращался? Ни к кому другому, но к Единородному Сыну и Слову и Святому и Животворящему Духу.

Еретики же возражают: «Нет, Бог это сказал Сам Себе, никого другого тогда не было». Что может быть безумнее утверждения, что Бог это сказал Сам Себе?

Какой строитель, или плотник, или кожевник, один без помощников размышляя над каким-либо орудием или постройкой, сам себе говорит: «Сделаем себе орудие», или: «Сколотим плуг», или: «Покрасим кожи», а не просто молча делает свое дело? Лживо так говорить. Такие поступки свойственны глупым людям, а не мудрым: будучи одному, разговаривать самому с собой и наставлять себя самого в работе. И если мудрому человеку нелепо и неприлично так поступать, то тем более не подобает таковое Богу.

Потому Бог не сказал: «Сотворим небо, сотворим землю, сотворим море». Но Он сказал: «Да будет небо!» – и стало так. И все остальное творение Он создал Один.

Человека же Бог создавал не так, Он сказал: «Сотворим человека». Очевидно, Бог обращался к другому Лицу, с Которым Он беседовал и советовался.

Кто советник Богу? Мне ответят: пророки.

Но Исаия говорит о Единородном Сыне Божием, что Тот – советник Богу, Иисус Христос, Сын Божий по существу, а не по благодати. Исаия сказал: «Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам... и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел...» (Ис. 9, 6). Ему сказал Отец: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию...» (Быт.1:26). Далее, желая показать, что Он не простое дитя и не один из ангелов, но истинный Бог, пророк говорит о Нем: «Бог крепкий, Властелин, Князь мира» (Ис. 9, 6). Далее, чтобы не думали, что Он Бог не по Существу, но лишь по благодати, как Моисей и Давид (ибо Бог сказал Моисею: «Смотри, Я поставил тебя Богом фараону» (Исх. 7, 1); и Давид говорит: «Я сказал: вы – боги» (Пс. 81, 6), Исаия сказал о Господе Иисусе Христе: «Бог крепок». Моисей и Давид не были сильны сами по себе, но получили силу от Бога и не сохранили ее, но согрешили перед Господом и изнемогли, и один плакал об обетованной земле, другой же – о своих грехах. Далее Исаия, говоря о Господе Иисусе Христе, заключает: «Отец будущего века» (Ис. 9, 6). Этим пророк пресек все нечестивые вымыслы! Ибо никто из людей не будет Отцом будущего века, но только Сын Божий, Он – и младенец, и Христос по человеческой природе, и Ангел, и Бог сильный, и Отец будущего века, и советник Отца в творении человека, а не таковой, как Моисей и Давид.

Советником Отца также является Святой и Животворящий Дух. Но вначале пусть Священное Писание скажет о Единородном Сыне Божием, Господе нашем Иисусе Христе, после – о Святом и Животворящем Духе.

Мы уже видели, как еретик побеждается нашими доводами, когда понимает, что не только Богу, но и разумному человеку нелепо, занимаясь в одиночестве каким-либо делом, разговаривать самому с собой. Но жидовин упорствует и говорит, что слова: «Сотворим человека по образу и по подобию Нашему» – Бог сказал ангелам.

Мы так ответим жидовину: если бы Бог обращался к ангелам, то не было бы написано: «Сотворил Бог человека, по образу и по подобию Божию сотворил его» (Ср.: Быт. 1, 27), но было бы написано, что человек создан по подобию и образу Божию и по подобию и образу ангелов. Никто не осмелится сказать, что подобие Божие и ангельское – едино; ибо нигде не написано, что Бог сотворил ангелов по образу и по подобию Божию. Когда Бог создал тьмы тем ангелов и тысячи тысяч архангелов, Ему не нужен был советник. Когда же Он захотел создать маленького и слабого человека – неужели Богу потребовался ангел для совета? Ангелы, создания Бога, не принимали участия в творении мира вместе с Богом, как Бог свидетельствует в книге Иова, говоря: «Когда Я сотворил звезды, громко восхвалили Меня все ангелы и воспели Меня» (См. Иов 38, 7)2. Но после сотворения человека Бог сказал: «Вот, Адам стал как один из Нас» (Быт. 3, 22). Если бы Божество было односоставным, то Бог сказал бы: «Вот, Адам стал, как Я». Но Он сказал не так: «как один из Нас». И еще сказано: «И сотворил Бог человека... по образу Божию сотворил его» (Быт. 1, 27). Если бы у Божества было одно Лицо, в книгах было бы сказано: «Сотворил Бог человека, по образу Своему сотворил его». Но Бог перед созданием человека сказал: «Сотворим человека»; после творения Он сказал: «Вот, Адам стал как один из Нас»; и еще: «И сотворил Бог человека... по образу Божию сотворил его». И так во многих местах Священное Писание указывает на то, что Божество не одноипостасно, но Триипостасно!

Далее Писание говорит о смешении народов: «Сойдем и смешаем там язык их» (См. Быт. 11, 7)3. К кому это сказано? Разве не очевидно, что Бог это сказал Своему Сыну и Святому Духу?

В Книге Бытия пишется: «И явился Аврааму Бог. Авраам возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Он побежал навстречу им... и поклонился до земли, и сказал: Владыка, если я обрел благодать пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Ср.: Быт. 18, 1–3)4. Авраам увидел в образе трех мужей Святую Троицу. Видя Троих, Авраам обращался к Одному, и этим он объявил единство Божества; ибо Троица едина и троична: едина по Естеству, троична – Ипостасями.

Далее Писание говорит о Содоме: «И пролил Господь... огонь от Господа с неба» (Быт. 19, 24). Какой Господь и от какого Господа, кроме как Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий, и Святой и Животворящий Дух, от Бога Отца Вседержителя?

Далее, в книге Исход написано: «Сказал Господь Моисею: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Господне пред Тобою» (Ср.: Исх. 33, 19). Будучи Сам Господом Богом, какого Господа Он призывает? Разумеешь ли, как таинственно Писание поучает благочестивому знанию об Отце и Сыне?

И далее Писание говорит: «И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх. 34, 5–6). Немного ниже написано: «И пал Моисей и поклонился Богу, – то есть поклонился Сыну Божию, призывающему Отца, – и сказал... Да пойдет Владыка посреди нас» (Исх. 34, 8–9).

И потому еще известно, что у Бога Отца есть Бог Сын, что Исаия говорит: «Ты – Бог, и в Тебе есть Бог» (Ср.: Ис. 45, 14–15. В славянской Библии: «ибо в Тебе Бог... Нет Бога кроме Тебя, ибо Ты – Бог»).

Давид говорит от лица Бога: «Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог» (Пс. 49, 7). Немного ниже он говорит: «Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих» (Пс. 49, 9). И еще: «Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу» (Пс. 49, 13–14). Будучи сам Богом, какому еще Богу Он повелевает принести в жертву хвалу? Понимаешь ли, что Отец здесь объявляет о Сыне и Святом Духе и повелевает принести Им в жертву хвалу, а не кровь вола или козла? Здесь же Бог возвестил Новый Закон: в Ветхом Законе Он повелел приносить кровавые жертвы и всесожжения, здесь же говорит: «Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих...» – и повелевает принести в жертву хвалу, а не кровавую жертву. После пришествия Сына Божиего, упразднившего все жертвоприношения, все люди приносят Ему в жертву хвалу, как Он и повелел. И далее Бог говорит: «И воздай Всевышнему молитвы твои" (См. Пс. 49, 14)5. Сам Всевышний, какому Всевышнему повелевает воздать молитвы? Очевидно, что Святому Духу. Здесь Писание открывает истинное число Святой Троицы и возвещает Новый Закон; отсюда мы получаем понимание Святой Троицы, ибо Господь разделил: Он повелел приносить в жертву Сыну хвалу, воздавать молитвы Святому Духу. Далее Бог сказал: «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс. 49, 15). Бог сказал это не затем, чтобы разделить действия Святой и Нераздельной Троицы, но чтобы впоследствии через пророков научить о числе Святой Троицы.

И еще: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня» (Пс. 109, 1) Против этого говорит жидовин: «То, что написано у Давида, сказал царь архиерею, а не Отец Сыну». Но послушай, что далее говорит Давид в том же псалме: «Из чрева прежде денницы Я родил Тебя» (Пс. 109, 3); и: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109, 4). Если бы царь обращался к архиерею, он не сказал бы: «Из чрева прежде денницы Я родил Тебя»; и: «Ты священник вовек»; или: «по чину Мелхиседека»; ибо нигде не написано, что царь родил архиерея прежде денницы, и не бывают архиереями вовеки, поскольку смерть этому препятствует, и архиереи в Ветхом Законе были, как всем известно, не по чину Мелхиседека, но по чину Аарона. Один Господь наш Иисус Христос «из чрева прежде денницы» от Отца родился. Ему сказал Отец: «седи одесную Меня», и: «Ты священник вовек», и: «по чину Мелхиседека». Он «имеет непреходящее священство, как пребывающий вечно живым» (Ср.: Евр. 7, 24). Он стал «Первосвященник будущих благ... а не такового устроения» (Евр. 9, 11), – по словам апостола Павла.

Об этом же и Даниил говорит: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями... И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7, 13–14).

Да устыдятся жиды, утверждающие, будто Божество единолично и односоставно, и будто Бог Отец Вседержитель не имеет Сына, Единосущного и Сопрестольного Себе, и будто Христос, о Котором проповедали пророки, является Сыном Божиим не по Существу, но по благодати, как Давид и Соломон. Если бы было так, то Кто дошел до Ветхого днями? Кому даны владычество, и слава, и царство? «И владычество Его, – сказано, – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». Чье владычество не прейдет, и чье царство не разрушится? Давид, высший из царей, и мудрейший Соломон царствовали, после умерли, и владычество их закончилось, и царства их разрушились. И сколько царей ни правили под солнцем, владычества их закончились, и царства их разрушились. Один Господь наш Иисус Христос, Сын Божий – Предвечный, Он назвался Сыном Человеческим и Христом. Он с облаками небесными дошел до Ветхого днями, Ему даст Отец Его, Бог Вседержитель, владычество вечное, которое не прейдет, и царство, которое не разрушится.

Исаия также говорит: «Видел я Господа Саваофа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и... вокруг Него стояли Серафимы... и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис. 6, 1–3) Если бы было одно Лицо Господа, то серафимы не говорили бы трижды, но говорили бы единожды: «Свят Господь Саваоф». Поскольку серафимы трижды говорят: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», этим они объявляют Триипостасность Божества. Они говорят: «Господь Саваоф», чтобы объявить Единосущность Божества.

Валаам, хотя и был вне церкви, так сказал о Господе нашем Иисусе Христе: «Восходит звезда от Иакова и восстает Человек от Израиля» (Ср.: Чис. 24, 17). Свидетельство же врагов бывает наиболее правдивым. Господь Иисус Христос назван звездой из-за Своего Божества: звезда – это огонь, огонь так же уничтожает предметы и греховное естество, как Божество очищает согрешения верующих. Слова Валаама «восстает Человек от Израиля» объявляют, что Христос не только Бог по Своему Естеству, но и Человек по Своей воле, по Своему милосердию и неизреченному человеколюбию. И еще Валаам сказал: «И сокрушит князей Моава и пленит всех» (Ср.: Чис. 24, 17). Моав и Аммон были сыновьями Лота, их владениями были Аравия, Идумея и Гевала; собирая другие народы, они постоянно нападали на израильтян. Поэтому Валаам сказал: «И сокрушит князей Моава и пленит всех». Иисус Христос не оружием, не войной, но проповедью апостолов, благочестием и правдой сокрушил всех, как никто другой ни в какое иное время, и это всем известно.

Моисей сказал: «Сохраните этот закон, который через меня вам дал Бог», (Ср.: Втор. 4, 5) и «когда войдете в землю обетованную, не делайте мерзостей, какие делали народы те. Пророка, как меня, воздвигнет вам Господь Бог ваш. Всякий, кто не послушает того Пророка, исчезнет из рода людского» (Ср.: Втор. 18, 9, 15, 19). Он назвал Господа Иисуса Христа Пророком ради Его вочеловечения. Моисей сказал: «как меня», сравнивая себя с Господом Иисусом не по природе, но по действию, ибо никто из пророков от Моисея до Христа не был законодателем. Моисей сравнил Господа Иисуса Христа с собой и назвал Его не только Пророком, но и Законодателем, как он сам, не для того, чтобы показать раба равным Владыке и творение – равным Творцу, но затем, чтобы сопоставить разные эпохи и прообразовательно возвестить истину. Моисей родился в Египте, и Господь родился в Вифлееме. Моисей – израильтянин, Господь также родился по плоти от Давида. Тогда, при рождении Моисея, фараон убивал детей, ныне, после Рождества Господа Иисуса Христа, Ирод убивает младенцев. Благодаря матери спасается от смерти Моисей, и Господь с Матерью скрывается от Ирода. Моисей в корзине был брошен в реку, и Господь также был на берегах этой реки в Египте. Моисей был вскормлен женщиной-иноплеменницей, и Господь был воспитан в египетском городе.

Давид говорит: «С небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне» (Пс. 101, 20 – 22). Сам Господь – какого Господа имя возвещает на Сионе? Кого другого? – Никого, кроме Господа нашего Иисуса Христа. Он смилостивился над землей и освободил нас, умерщвленных детей Адама и Евы, скованных и связанных цепями грехов; и возвестил на Сионе Имя Господне, ибо стоя в церкви учил об Отце Своем и говорил: «Я открыл имя Твое человекам...» (Ин. 17, 6)

И еще сказано: «Господи! Приклони небеса... и сойди...» (Пс. 143, 5); и: «Восседающий на херувимах, яви Себя... и приди спасти нас» (Пс. 79, 2–3). И еще говорит Давид: «Бог – Господь, и явил Себя нам. Благословен грядущий во имя Господне!» (См. Пс. 117, 26–27). Ни о ком ином возвещает Давид, но о Боге и Господе нашем Иисусе Христе, грядущем во Имя Господне, Который говорит: «Я пришел во имя Отца Моего...» (Ин. 5, 43) И если бы Христос был Сыном Божиим не по Существу, но как Давид и Соломон, то Кого в таком случае Давид назвал Богом и Господом, грядущим во Имя Господне?

И еще говорит Давид: «Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю; во дни Его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна... И будет имя Его благословенно вовек; прежде солнца пребывает имя Его» (Пс. 71, 6–7, 17). Иудеи утверждают, будто это сказано о Соломоне. Нет, не о Соломоне это изречение. Соломон не сошел, как дождь на скошенный луг, но отец его Давид говорит: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50, 7). Если Давид зачат в беззаконии, насколько же более беззаконно зачатие Соломона, родившегося от женщины-прелюбодейки! Нет, не о Соломоне сказано, что благословенно имя его вовек, что пребывает имя его прежде солнца и не отнимется вместе с луной, что поклонятся ему все цари земные, что покорятся все народы ему, – ибо он согрешил перед Господом, и отступил от Него, и поклонился моавскому идолу и Астарте, идолу сидонскому, и умер в грехах.

И еще Давид сказал: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс. 8, 3). Нет ничего больше такого чуда, этого не отрицают и жиды. Такое чудо может случиться только по Божественному повелению, ибо не просто дети, но грудные младенцы прорекли. В Писании сказано: «Ты устроил хвалу», – не из возмужалых уст Ты устроил хваление Своей Божественной силой. Ибо и при Елисее воскрес мертвый и исцелился прокаженный, и при Давиде был изгнан бес. Грудные младенцы впервые прорекли, обращаясь к Господу Иисусу Христу; они не просто говорили, но показали устремление к Богу Отцу, сказав: «Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12, 13) Почему тогда не ангельский голос раздался? Потому что жиды назвали бы его галлюцинацией. А о детях своих они ничего не могли сказать дурного, потому что те от них родились и ими воспитывались.

Еще говорит Давид: «На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах» (Пс. 118, 89). Произносимое и растворяющееся в воздухе слово не может сохраниться навеки.

И еще говорит Давид: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» (Пс. 2, 7–8). Жид скажет: «В псалме говорится о Соломоне». Так пусть он услышит, что никогда Соломон не владел пределами земли, не поражал их жезлом железным, не разбивал своих врагов, как сосуды горшечника, но подвергался нападениям своих врагов до конца жизни. Слова Давида: «Я ныне родил Тебя» – сказаны о Рождестве Господа Иисуса Христа по плоти от Пресвятой Богородицы Марии. О предвечном и вневременном Его Рождестве Давид говорит так: «Из чрева прежде денницы Я родил Тебя» (Пс. 109, 3); и Соломон говорит об этом: «Прежде создания гор, прежде истечения источников, прежде всех холмов Бог рождает меня» (Ср.: Притч. 8, 24–25). Так Давид и Соломон показали, что прежде всего творения родился Сын от Отца и Бог от Бога, прежде солнца, прежде луны, прежде какого-либо народа.

Исаия также говорит: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил» (Ис. 7, 14), что значит «с нами Бог». Если бы было одно Лицо и одна Ипостась у Божества и если бы Христос не был Единосущен Богу Отцу, но был подобен Давиду, Соломону и Моисею, то Чье Рождение от Девы предвещает пророк и Кого называет с нами Сущим Богом?

И еще говорит Исаия: "Вот Бог наш... Сам придет и спасет нас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих услышат» (Ис. 35, 4–5). Когда это случилось? Только тогда, когда Господь с небес пришел на землю и спас нас, тогда открылись глаза слепых и услышали уши глухих.

Через пророка Исаию говорит Господь: «Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень драгоценный, крепко утвержденный, испытанный, краеугольный: верующий в него не постыдится» (Ис. 28, 16). Кто есть этот камень? Ответ дает божественный Павел, ибо он говорит «Камень же был Христос» (1Кор. 10, 4). О верующих в Него первоверховный апостол Петр восклицает: «Он для вас, верующих, драгоценность» (1Пет. 2, 7). О неверующих же Исаия говорит: «Вот, Я полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна" (Ср.: Ис. 8:14, 28:16) для неверующих и противящихся слову проповеди, «о который они претыкаются» (1Пет. 2, 8) и падают. Подобно этому и Давид говорит «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это – от Господа, и есть дивно в очах наших» (Пс. 117, 22–23). Удивись согласию пророков, а вернее, – благодати Святого Духа, которой сподобились божественные пророки! Все они в похожих образах и в одинаковых словах предсказали о Господе нашем Иисусе Христе.

И еще Иеремия говорит: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар. 3, 36–38)6. Знаешь ли о том, что это истинное и верное пророчество никем не опровергнуто? Ибо, хотя и являлся Бог пророкам, но никогда Он не жил с людьми во плоти. Только Господь наш Иисус Христос по Своему человеколюбию, будучи Богом, стал Человеком, родился на земле и жил с людьми.

Иеремия сказал: «Спросите и рассудите: рождает ли мужчина?.. Велик тот день, не было подобного ему; это – бедственное время для Иакова, но он будет спасен от него» (Иер. 30, 6–7).

И Захария говорит «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет, кроткий и спасающий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной... Он возвестит мир народам. И владычество Его будет от края земли до концов вселенной; Он истребит колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме» (Ср.: Зах. 9, 9–10). Пророк Захария жил в вавилонском плену, а от вавилонского плена до Христа у иудеев ни одного царя не было, кроме Владыки Христа. Об этом и говорит пророк: «Вот Царь твой грядет, кроткий и спасающий».

Исаия говорит о Христе «Произойдет отрасль из корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, дух страха Господня. И будет корень Иессеев, восставая, обладать народами, на него уповают народы» (См. Ис. 11, 1–3, 10).

Михей говорит: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, ничем не меньше среди князей Иудиных; из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля, и Которого происхождение изначала от дней вечных» (Ср.: Мих. 5, 2; ср.: Мф. 2, 5–6). Могут сказать, что здесь говорится о Давиде. Нет, не о Давиде это сказано: Давид жил за много поколений до Михея, и никакой царь не ведет свое происхождение изначала, от дней вечных, кроме Господа нашего Иисуса Христа.

Что может быть вернее этих свидетельств о том, что Отец Вседержитель имеет Сына Собезначального и Единосущного Себе? И святые пророки об этом многократно и во многих образах написали и прорекли. Даниил же своими глазами видел Его, о чем уже говорилось, и предсказал время и год, когда Он родится. Ибо Даниил говорит: «С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» (Дан. 9, 25). И Моисею Бог говорит: «Соблюдите заповеди Мои. Если не будете соблюдать их, причинит Господь вам много зла». Если бы было одно Лицо у Божества, Бог сказал бы: «Сделаю вам много зла». И разве не явственно, что Отец свидетельствует о Сыне, и Бог Слово свидетельствует об Отце!

Итак, немного и лишь отчасти мы объяснили по Священному Писанию и по пророчествам о Господе нашем Иисусе Христе, что Он – Тот, Кто по человеческой природе именуется Христом и Сыном Человеческим, а по Божеству Он – Сын Божий, Единосущный и Сопрестольный Советник Отца, Бог сильный, Владыка, Князь мира, Отец будущего века, Творец и Создатель всего видимого и невидимого с Отцом и Святым Духом – совсем не то, что Моисей, Давид и все пророки!

Скажем далее с помощью пророчеств Священного Писания и о Святом и Животворящем Духе, Который Единосущен, Сопрестолен Отцу и Советник Ему. Как Сын – Советник Отца, так же и Дух Святой является Советником Отца, Богом и Владыкой, Создателем и Творцом всего видимого и невидимого вместе с Отцом и Сыном. И если Дух Святой Единосущен и Сопрестолен Отцу и Сыну, Бог и Владыка, то Он является советником Отца и Сына. Так учат отцы, патриархи и святые пророки. Еретичествующие же слуги Великого князя мудрствуют противно этому, говоря, что Бог Отец Вседержитель имеет дыхание, исходящее от Него, которое растворяется в воздухе. Но смотрите, безумные и нечестивые! Что безумнее этих слов? Что больше этой хулы? Вы не уподобили Святой Дух ни ангелу, ни душе. Ангел, будучи бесплотным, не растворяется в воздухе, но вечно живет, также и душа. Чему же вы уподобили Святой Дух? Ветру? Дыму? Они растворяются в воздухе и уходят в небытие.

Если Святой Божий Дух растворяется в воздухе, то почему, говоря о Нем, пророк Исаия называет Его Духом Божиим, Духом премудрости, Духом разума, Духом совета, Духом крепости, Духом ведения, Духом благочестия, Духом страха Божия? (См. Ис. 11, 2–3). Ведь дыхание, растворяющееся в воздухе, не подает ни мудрости, ни разума, ни совета, ни крепости, ни ведения, ни благочестия, ни страха Божия, но вскоре после появления уходит в небытие.

Праведный Иов говорит: "Дух Божий, сотворивший мне таковое» (Ср.: Иов 33, 4). Определим смысл слов и воистину поймем, что значат слова Иова «Дух Божий, сотворивший мне таковое». Писание говорит о том, что сотворил таковое Иову Бог. Многое в Писании сказано об Иове; и всегда говорится, что именно Бог сотворил ему таковое. Разве противоречат слова праведного Иова Священному Писанию? Да не будет этого! Желая показать всем людям, что Одна Сила, Одно Существо и Одно Божество Отца и Святого Духа, этот праведный, непорочный, великий и правдивый человек говорит: «Дух Божий, сотворивший мне таковое». Где еретические слова, утверждающие, будто Дух Божий исходит от Бога и растворяется в воздухе? Вот, Иов свидетельствует о Нем как о Боге. Если бы Дух Божий растворялся в воздухе, как Иов мог бы сказать о Нем: «Дух Божий, сотворивший мне таковое»? Писание же говорит, что именно Бог сотворил с Иовом все, что сотворил, – то есть все, что случилось с Иовом.

Подобно этому Давид говорит и свидетельствует о Святом Духе как о Боге, Владыке и Создателе людей и всего творения, ибо Давид говорит Богу о тленном и смертном человеческом естестве: «Отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой – созидаются» (Пс. 103, 29–30). Вдумайся в эти слова! Давид сказал: «отнимешь дух их», то есть души их, – «умирают», переходят в небытие; слова «в персть свою возвращаются» означают, что каждый человек создан из праха, и когда умрет, тогда возвратится в прах свой; слова же «пошлешь дух Твой – созидаются» сказаны о всеобщем воскресении, ибо тогда Бог Отец пошлет Святого, Животворящего и Единосущного Своего Духа и созиждет, то есть воскресит тела и соединит их с душами. Так Давид свидетельствовал о Святом Духе как о Боге, Творце и Зиждителе! Он знал, что там, где отступает Святой Дух, – всяческое растление и бедствия, поэтому Давид так молится Богу: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50, 12). И еще «Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс. 50, 13). Если, как сказал Давид, «дух правый обновишь внутри меня» и «Духа Твоего Святого не отнимешь от меня», то воздам Тебе: «Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся» (Пс. 50, 15). И еще пророк говорит: «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс. 142, 10). Земля правды – обиталище праведных на Небе. И еще: «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32, 6). Как могут быть сотворены небеса и все воинство их произносимым словом и в воздухе растворяющимся дыханием? Давид называет Духа Святого Зиждителем и Творцом, ведущим в землю правды, словом, сотворяющим небеса и все воинство их, – как же могут говорить еретики, что Дух растворяется в воздухе?

Исаия говорит: «Послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48, 16); и «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня» (Ис. 61, 1); и еще: «Дух Божий разгневался на дом Иакова», об иудеях он говорит: «Они не послушали, прогневали Духа Его Святого и навлекли на себя Его немилость» (См. Ис. 63, 10). И если Дух Святой посылает пророков, на пророках почивает, гневается на дом Иакова и на непокорных иудеев, которые раздражили Его, как могут еретики говорить, что Дух Божий растворяется в воздухе?

Елисей говорит Илии: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4Цар. 2, 9).

Иезекииль сказал: «Был на мне Дух Господень» (Ср.: Иез. 2, 2); и еще сказал: «И дам сердце новое и Дух Мой дам вам» (Ср.: Иез. 11, 19); и он же сказал: «Была на мне рука Господа, и Он вывел меня Духом Божиим» (См. Иез. 37, 1); и еще: «И вошел в них Дух Божий, и они ожили» (Ср.: Иез. 37, 10).

Во Второзаконии сказано, что Иисус Навин исполнился Духа Святого и мудрости, когда Моисей возложил на него руки (Втор. 34, 9). И еще: «Дух Господень исполнил Веселеила мудростью, разумением и всяким искусством» (Ср.: Исх. 31:2, 35:30–31). Святой Дух сошел на 70 мужей старейшин при Моисее, ибо сказано: «И сошел Господь в облаке... и взял от Духа, Который был на Моисее, и дал семидесяти старейшинам» (См. Чис. 11, 25). 68 из них пришли к скинии и начали пророчествовать. Елдад же и Модад не пришли к Моисею, но и они начали пророчествовать; Иисус, преемник Моисея, удивился и пришел сказать Моисею: «Господин Моисей, слышал ли ты, что Елдад и Модад пророчествуют? Они были позваны к скинии, но не пришли, запрети им». Моисей ответил: «Я не могу запретить им, ибо это небесный дар, его я сам имею по дарованию. Не думаю, что ты сказал это из зависти, не упрекай меня за то, что они пророчествуют, а ты не пророчествуешь, дождись времени», – «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Чис. 11, 29) Пророчески говоря «когда бы Господь послал», Моисей ясно объявляет, что Господь еще не послал Духа Своего и потому нет дара пророчества у Иисуса Навина, ибо сейчас дается лишь частичное дарование – когда же даст Господь, то дарование будет обильным. Так Моисей предсказал сошествие Святого Духа на святых апостолов в Пятидесятницу, о котором говорит и Иоиль: «И в последние дни излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши.... Ибо на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего» (См. Иоил. 2, 28 – 29), и прорекут. И разве не исполнилось это предсказание в пятидесятый день, когда Святой Дух сошел на святых апостолов?

Писание говорит: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов 33, 4).

Пророк Захария также говорит: «Да укрепятся руки Зоровавеля, и руки Оседека священника, и руки людей, потому что Я с вами, и Слово Мое, и Дух Мой» (Ср.: Зах. 4, 6). «Но слова Мои и законы Мои исполняете, которые Я заповедал Духом Моим пророкам, рабам Моим» (См. Зах. 1, 6).

В книге пророка Даниила пишется: «Воздвиг Бог через Святого Духа молодого юношу по имени Даниил» (См. Дан. 13, 45). Навуходоносор сказал Даниилу: «Валтасар, глава мудрецов! Я знаю, что в тебе Дух Святого Бога» (Дан. 4, 6).

В книге Бытие сказано «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2), оживляя все, чтобы Божие творение не было мертвым. И если Святой Дух подал Елисею дар чудотворения, наставлял Иезекииля, явил воскресение мертвых, исполнил мудрости Иисуса Навина, исполнил Веселеила разума и искусства, сошел на 70 мужей старейшин и подал им дар пророчества, сделал Моисея законодателем, по пророчеству Иоиля в последние дни излился и подал дар пророчества, умудрил Даниила, Исаию освятил и сделал пророком, Иеремию избрал во чреве матери, – скажи, еретик, если столь много чудесных и неизреченных дел Святой Дух сотворил, как может Он растворяться в воздухе? Ведь все, растворяющееся в воздухе, уходит в небытие.

Достаточно нам знать для спасения, что Отец имеет Слово и Дух, то есть Сына и Святого Духа, Единосущных и Сопрестольных Себе! Слово Божье не таково, как мое слово, производимое из груди речевыми органами и растворяющееся в воздухе. У меня есть три органа речи: язык, зубы и губы. Бог же не имеет ни груди, ни языка, ни зубов, ни губ наподобие наших; также и Слово Его не растворяется в воздухе, но Слово Его живо и Ипостасно, изначально было у Бога, и Само – Бог. Также и Дух Божий не таков, как мое дыхание, исходящее изо рта и растворяющееся в воздухе. Дух Божьих уст, Дух истинный, исходящий от Отца, и Сам – Бог; Он имеет Божественную сущность и совершенную Ипостась, а не растворяется в воздухе. Пойми три действия Божии: Господь повелевает, Сын содействует, Дух укрепляет. Если нет человека бессловесного и бездыханного, то насколько больше человека Бог!

Но вот что еще говорит еретик: «Человек имеет душу, которая рождает слово, произносимое через рот дыханием и невидимое для людей; одна лишь душа живет в теле, слово же и дыхание выходят и исчезают, растворяясь в воздухе. Так же и Отец, Творец всего, имеет произносимое слово и дыхание, растворяющееся в воздухе. Мы потому не говорим о трех Лицах или трех Составах Божества, что человек, созданный по образу Божию, не имеет трех лиц или трех составов». Мы должны им ответить так: «Неужели вы так наивно думаете, что созданное «по образу» неизменно и в точности повторяет свой первообраз? Разве искусное изображение смертного царя имеет в себе все, что имеет царь? Нет! но столько, сколько может вместить в себя. Если бы оно имело все, что имеет царь, то было бы не изображением царя, но самим царем. То же и человек! Хотя человек и был сотворен по образу Божию, но принял лишь то, что ему подобало и было удобовместимо».

Послушай, как человек был создан по образу и по подобию Божию. «По образу» – сказано не о плоти, ибо плоть есть оболочка, созданная, смертная, видимая, – Бог же невидим, несоздан, бессмертен. Поэтому речь идет о невидимом в человеке, то есть о душе, слове и духе: по образу Божию в человеке душа, которая также называется умом, подражающим в действии своем Богу. Ибо она в мгновение облетает все, что на земле и на небе, не существом своим, но умной мыслью; она, однако, уклоняется с пути, ибо она создана. Один Бог объемлет все Своим существом, мудростью и силой – Он не создан и не уклоняется. Умную душу уподобим Отцу; слово, рождаемое душой – Сыну; дух исходит, имея нераздельное пребывание с душой и словом. И как Господь – Отец, Сын и Святой Дух – бессмертен и бесконечен, так и человек, созданный по образу Божию, носит в себе подобие Бога: душу, слово и дух. Если даже расстанется человек с телом, но его троица по образу Божию – душа, слово и дух – воспевает и прославляет Господа, ибо она привыкла, находясь в благочестивом теле, приносить моления и молитвы и совершать другие добрые дела – и не в мечтании, но истинно.

Еще «по образу» Божию человек создан самодержавным и господствующим. Нет никого более Бога – так и на земле нет никого более человека, ибо Бог сотворил его, чтобы владычествовать над всеми. «По подобию» Божию человек создан быть милостивым и щедрым ко всем, в особенности же к врагам, как Бог, Который озаряет солнцем и злых, и добрых. Вот это и есть «по образу Божию и по подобию». А если бы подразумевалось не это, а полное подобие Богу, то человек был бы уже не образом Божиим, но самим Богом. Но это не так!

Бог Отец, по своему Существу бесплотный, несозданный и нерожденный, непознаваемо рождает Слово и износит Дух – Ипостаси истинные, живые и нераздельные с Отцом; из Них ни Одна не предшествовала Другой и не появилась позднее. Отец – Родитель и Причина Своего Сына и Святого Духа, как источник – причина реки, как солнце – причина лучей и как огонь – причина пламени. Поэтому Слово родилось и Дух изошел от Отца, и в Отце Они пребывают, как от источника течет река – от него, в нем и с ним пребывающая, как от солнца исходят лучи – в нем, с ним и от него пребывающие, как пламя и свет исходят от огня, с ним и от него пребывающие. Я сказал об этом не прямо, но образами и притчами. Сын, пребывая в Отце, изошел, то есть вочеловечился, но остался с Отцом и пребудет вовеки «Я в Отце, и Отец во Мне» (Ин. 14, 10). И Святой Дух не рождается, но исходит от Отца, пребывая в Отце.

Они действуют и повелевают, по свидетельству Писания, наделяют дарами и даруют исцеления, гневаются и человеколюбствуют, и это – действия истинного и сущего естества Их, и познаются Они по действиям Своим, свидетельствующим о всемогуществе самодержавного сущего естества, ибо сущее естество действует свободно. Человеческие же душа, слово и дух не являются сущими естествами и не совершают самостоятельного действия. Если кто и скажет: «Пусть будет это и это!» – ничто не возникнет так, как все возникло Божьим Словом и Духом.

Три Лица – Отец, Сын и Святой Дух, но одно Божество, ибо одна сущность, одна сила, один ум, одна воля, одна слава, одно вечнобытие – Единосущные Ипостаси, одного желающие, вместе прославляемые, собезначальные и единосущные. Вот поэтому Бог – один; воистину, если даже вообразить, что есть множество богов, – или пусть таковые и вправду будут, – то всех их следует признать не-сущими, ибо не могут быть сущими сотворенные естества. Итак, Бог един в трех Ипостасях, или Лицах. А так называемые эллинские боги, будучи сотворенными, хотя и имеют одну природу, во всем остальном разделяются не только между собою, но и каждый сам в себе, ибо они так же, как и люди, созданы, подвержены соблазнам и страстям. Но не так должно думать о Святой Троице: у Отца, Сына и Святого Духа одна воля, одна мудрость, одна сила. Не существовал Один прежде всех веков, а Другой после веков, но всегда были вместе Отец, и Сын, и Святой Дух: Сын в Отце, и Дух в Сыне – совокупное Естество, поэтому Естество и Божество едино, но разделяется на Три Ипостаси, пребывая в вечном единстве. Поэтому, призывая Отца, прославляя Сына и исповедуя Святой Дух, мы призываем одного Бога, Ему поклоняемся и Его почитаем ныне, всегда и во веки веков. Аминь.

* * *

1

Слова о Святом Духе есть в 1 послании Коринфянам св. апостола Павла (1Кор.8, 6) в редакции Геннадиевской Библии – первого полного славянского перевода Библии, одним из списков которого пользовался прп. Иосиф Волоцкий; в печатных изданиях эти слова сохраняются в Острожской Библии (1581 г.), которая набрана в основном по одному из списков Геннадиевской Библии; в так называемой Елизаветинской, утвержденной Священным Синодом, славянской Библии (1751 г.) этих слов нет; нет их и в Синодальном переводе Библии на русский язык. – Ред.

2

Славянская Библия – от рукописной Геннадиевской, современной прп. Иосифу Волоцкому, до Синодальной Елизаветинской 1751 г. – в этом отрывке расходится с Синодальным переводом 1876 г. Это связано с тем, что русский Синодальный перевод Ветхого Завета осуществлялся на основе древнееврейского текста, а все славянские переводы Ветхого Завета опирались на греческий текст – Септуагинту. Далее подобные цитаты, переведенные с славянского текста Библии и отличающиеся от русского Синодального перевода, мы приводим с пометой см. – Ред.

3

В славянской Библии: «Придите, сойдем и смешаем языки их».

4

Помета «ср.» применяется в том случае, когда имеет место цитирование с элементами пересказа; когда цитата восходит к неизвестной нам редакции Библии; когда авторская отсылка является неточной, но все же можно обнаружить аналог в Священном Писании. – Ред.

5

Небольшое расхождение с Синодальным переводом в славянском тексте псалма. – Ред.

6

Отсылка к прор. Иеремии ошибочна.


Источник: Просветитель / Прп. Иосиф Волоцкий ; Предисл. митр. Иоанн (Снычев), отв. ред., авт. послесл. О.А. Платонов. – Москва : Институт русской цивилизации, 2011. – 432 с.

Комментарии для сайта Cackle