Слова

Источник

Содержание

От издательства

Косма Этолийский – пророк Новой Греции

Вступление Православие в условиях иноземного владычества (XVIII в.) Краткое жизнеописание «Поучения» Космы Этолийского как исторический документ 1.Как проходили проповеди 2. Структура и состав проповедей 3. История записи и распространения «Поучений» 4. Подлинность 5. История публикации 6. Влияние поучений Космы Этолийского на его слушателей «Слова» Космы Этолийского Слово первое (1) Слово второе (1) Слово третье Слово четвертое Слово пятое Слово первое (2) Слово второе (2) Притчи Притча 1 Притча 2 Притча 3 Притча 4 Притча 5 Притча 6 Фрагменты поучений Святого Космы Фрагмент 1 Фрагмент 2 Фрагмент 3 Фрагмент 4  

 
От издательства

Долгое время имя равноапостольного Космы Это­лийского было незаслуженно забыто в России. Си­туация начала меняться только в последнее вре­мя. В 2005–2008 годах увидели свет сразу несколь­ко посвящённых ему публикаций. Вот уже третью книгу о Святом выпускает и наш Издательский Дом. Наконец, 20 марта 2008 года по благословению Свя­тейшего Патриарха Алексия II равноапостольный Косма был внесён в месяцеслов Русской Православ­ной Церкви.

«Слова»1 Космы Этолийского переводились на мно­гие иностранные языки и неоднократно издавались многомиллионными тиражами. Но на русском язы­ке они публикуются впервые.

Некоторые книги и проповеди не переживают своего времени и представляют интерес только в кон­тексте своей эпохи. Не таковы «Поучения» Космы Этолийского. Сегодня они не менее актуальны, чем два столетия назад. В XVIII в. боговдохновенные слова Святого изменили жизнь целого народа, сегодня они востребованы уже во многих уголках земного шара.

Выдающиеся церковные и общественные деяте­ли, православные святые и афонские старцы – все отдают должное Косме Этолийскому. Никодим Свя­тогорец, старец Паисий, Амфилохий Радович… Име­на тех, кто писал и говорил о святом Косме, можно перечислять бесконечно. Маститые учёные и негра­мотные крестьяне, патриархи и военачальники вы­веряли и до сих пор выверяют свою жизнь по его проповедям.

В личности преподобного Космы поражает рев­ность о спасении ближнего. Для Русской Церкви необычен образ странствующего по городам и глухим деревням монаха-проповедника. Жертвенное служе­ние ближним и горячая проповедь напоминают отча­сти житие святого праведного Иоанна Кронштадт­ского, который тоже представляет собой совершенно исключительное явление на небосклоне русской цер­ковной жизни после её реформации в XVII-XVIII ве­ках в соединении с секуляризацией, засильем запад­ных влияний и бюрократизмом.

Богословие святого Космы отличает глубоко пра­вославный святоотеческий дух, почерпнутый им из творений великих православных святых, с которы­ми он имел возможность познакомиться в богатей­ших монастырских библиотеках Святой Горы Афон. Мы можем найти у него и возвышенное учение о Святой Троице, и истолкование домостроитель­ства спасения человека, совершённого Сыном Бо­жиим Иисусом Христом, и восходящие к ареопагит­скому корпусу умозрения об ангельской иерархии, и примеры из церковной истории и житий святых.

В поучениях Космы Этолийского можно увидеть и строгое следование церковным правилам и обы­чаям, и традиционное православное учение о мо­литве и аскетических подвигах как обязательных условиях духовной жизни христианина.

«Слова» уникальны по своей силе и глубине. В них вся красота и величие Православия, а народ­ная мудрость органично сочетается с евангельской и святоотеческой. От них веет свежим ветром восточ­ного богословия. Богословия опыта, а не схоластики, любви, а не этики, обожения, а не пиетизма.

Косма Этолийский – пророк Новой Греции

Протопресвитер Георгий Металлинос, профессор Афинского университета2

1. Издательский Дом «Святая Гора» представляет вниманию русского читателя выдающиеся и важ­ные во всех отношениях «Поучения» Космы Этолий­ского (1714–1779). Своей жизнью и миссионерской деятельностью этот Святой завершает целую эпоху в историческом пути новой Греции, которая содер­жит много общего с нашей сегодняшней действитель­ностью. Как и сейчас, Европа тогда переживала духовную и социально-политическую трансформацию, в конечном итоге приведшую к Великой Француз­ской революции 1789 года и Великой Греческой рево­люции 1821 года. И тогда, и сейчас мы можем наблю­дать кризис национальной идентичности, вызванный как естественными, так и рукотворными причинами. Он разразился не столько в широких народных мас­сах, сколько в среде политической и образовательной. Впрочем, эти процессы уже нашли своё отражение в потрясающем описании русских авторов, прежде всего в произведениях великого Фёдора Достоевского.

Просвещение тогда и Постпросвещение сейчас не­разрывно связаны с движением сторонников мета­ке́носиса3. На практике это означает односторонний перенос принципов, лежащих в основе западных об­ществ, на восточную почву, который сопровождается пренебрежением к нашей национальной идентично­сти и к отдельным её составляющим. Уже тогда про­светители ставили знак равенства между греческой идентичностью и античными идеалами, параллельно недооценивая и даже отрицая Православие и Визан­тийское наследие. Мечтой Греции стала тогда евро­пеизация, а для этого следовало преодолеть веру на­ших Святых – Православие. И сегодня мания модер­низации (aggiornamento), стремление к полной инте­грации в рамки и дух Новой Эры (New Age) влечёт за собой то же требование. Каков же был идеал свято­го Космы, его мечта о будущем Греции, в наибольшей степени отображённый в его «Поучениях»?

2. Он справедливо был назван «величайшим гре­ком со времён падения Константинополя» (К.Констас) и «отцом современной Греции». Такая характеристи­ка является признанием того, что святой Косма спас те начала и принципы, которые как в исторической перспективе, так и сегодня характеризуют не только каждого грека, но и любого православного человека. Патрокосма4 был человеком традиции. Традиция – не синоним консерватизма, а, напротив, динамичное раз­витие образа жизни, воплощающего унаследованные от предков идеалы и находящего им новые формы вы­ражения, созвучные духу и средствам данного исто­рического периода. Традиционализм – богословская функция, отличающая, прежде всего, наших право­славных Святых. К их кругу, без сомнения, относится и Косма Этолийский.

Преподобный был настоящим подвижником, святогорцем и исихастом. Именно Святые в исторической перспективе показали себя подлинными носите­лями и выразителями традиции. По их стопам пошёл и святой Косма, вставший на путь очищения, просвеще­ния и обожения. Он прошёл школу афонского монаше­ства, «на Святой Горе семнадцать лет плакал о своих грехах»5. Приобщился к подлинно православному об­разу жизни, так что, когда покинул Афон, не потерял с ним связь, а стал выразителем его духа. И в миру, где праведный Косма каждый день жертвовал собой ради блага братьев своих христиан, Святая Гора была для него не географической точкой на карте, а образом жиз­ни, мысли, существования. Это и стало основой его мис­сионерской деятельности. Без духовных предпосылок православная миссия существовать не может. Её фун­дамент не мораль и этика, а аскеза и Дух Святой. Пат­рокосма, несомненно, был одним из коливадов6. У нас есть свидетельства7 его неразрывной духовной связи с участниками этого движения8. Преподобный сле­довал святоотеческому идеалу, и непрестанная аскеза была предпосылкой его богословия. Я много раз вос­хищался и поражался невероятному сходству образа святого Космы с великими отцами нашей Церкви. Эта общность достигнута не путём интеллектуального уси­лия и научного изыскания, а общим аскетическим опытом и духовными переживаниями. Так в любой истори­ческий период и достигается святоотеческий дух. Свя­той Косма не стал простым преемником, «наследником на троне» святых отцов и апостолов. Он был продолжа­телем их традиции. Пророки – апостолы – святые отцы движутся в одном направлении по линии церковной традиции. Они светлые маяки и вехи на пути её раз­вития. Дар прозорливости Космы Этолийского, его му­ченическая кончина в сочетании со всеми сопутствую­щими его жизни чудесными явлениями – всё это суть подтверждение и проявление почивавшей на нём Бо­жественной Благодати, удостоившей его права стать пророком целого народа.

Традиционность святого Космы видна в его по­стоянном сошествовании со всеми святыми и, прежде всего, с Пресвятой Богородицей. Он безмерно любил нашу Владычицу и Заступницу. Свою традицион­ность Святой неразрывно связывает с Церковью. Он действовал с разрешения и благословления Все­ленских Патриархов Серафима II (1757–1761) и Соф­рония II (1774–1780). Стал проповедником и просвети­телем всего ромейского9 мира.

Связь с живой церковной традицией воплотилась и в его миссионерской деятельности. У святого Космы было подлинно апостольское сознание. Его жертвен­ная любовь к соотечественникам была плодом его пра­вославных убеждений. Святой подчёркивает: «Каж­дый христианин, будь то мужчина или женщина, дол­жен заботиться не только о своём спасении, но должен ещё заботиться и о своих братьях (см. 1Кор.10:24). А тот, кто печётся только о себе и совсем не заботит­ся о ближних, не наследует Царствия Божия. Братья, с тех пор как я услышал эти слова нашего Господа, они долго точили моё сердце, как червь точит дерево, и я размышлял, не зная, что предпринять»10.

Средством своей апостольской проповеди Святой избирает миссионерское путешествие. Около двад­цати лет он беспрерывно странствует по стране, неся людям живую воду истины Христовой. Он созидает единство народа и трудится ради его объединения и организации на основе греко-православной тради­ции. Его любовь к своему народу была безграничной. Согласно Эдуарду Шпрангеру «тот, у кого нет наро­да внутри, ничего ему дать не может». Сердце вождя и сердце народа должны биться в унисон и быть слов­но сообщающиеся сосуды. Об этом проповедник и сам говорит своим слушателям: «Учёные должны стре­миться не в господские дома, не ко двору вельмож и не для богатства и знаменитости расточать свою учё­ность, но… обязаны учить простой народ, живущий в великом невежестве и грубости»11.

3. Что несла в себе проповедь святого Космы? «Од­нажды преданный святым» (Иуд. 1) образ веры, мысли и жизни. Его проповедь – постоянное прикосновение к подлинным основам народного сознания и глубинам греческого духа. «Я узнал, – говорит Святой, – что по милости Христа, Господа и Бога нашего, вы не элли­ны (язычники), нечестивцы, еретики или безбожни­ки, а благочестивые православные христиане. Вы ве­руете и крещены во имя Отца, и Сына, и Святого Духа и являетесь сыновьями и дочерьми Христа нашего»12. Таким образом, просвещение Космы Этолийского ра­дикальнейшим образом отличается от просвещения западномыслящих интеллигентов. Оно основывается на православной истине, в которой Святой стремит­ся удержать народ, ежедневно сталкивающийся с на­тиском агрессивной иноверной пропаганды. Святой подчёркивает: «Все веры ложные, фальшивые, исхо­дят от диавола. В одном я не сомневаюсь: только наша вера, вера благочестивых православных христиан – вера правильная и святая. Так давайте её держаться, крестившись во имя Отца и Сына и Святого Духа»13.

Косма Этолийский исповедует и проповедует пра­вую веру Отцов: «В Пресвятую Троицу мы, благоче­стивые православные христиане, веруем и Ей покло­няемся. Она есть истинный Бог, и все так называемые «боги» вне Святой Троицы суть демоны»14. «Духовное и материальное, Ангелы и люди, Церковь воинственная и торжествующая – всё существует благодаря люб­ви Пресвятой Троицы, преуспевает и спасается из-за любви к Ней»15. Ещё одним центром проповеди Святого является Христос. Он для праведного Космы не толь­ко Бог, но и «Сладчайший Вседержитель и Владыка». Какое впечатление производили эти слова на народ, который привык называть «вседержителем» тирана – султана, а «владыкой» – своего архиерея! Но для Свя­того Христос выше любой земной власти. В своей проповеди он однажды выскажет свою сокровенную мечту: «Ах, если бы, братия мои, я был бы в силах взойти на небо, чтобы воззвать великим гласом и возвестить всему миру, что один Христос наш есть Сын и Сло­во Божие, и Бог Истинный, и Источник всей Жизни!»16 (см. 1Ин.5:2).

Его проповедь была не бесцветным морализатор­ством, а Богословием, которое позиционировалось как онтологическая основа православной нравственности. От веры – персональной связи с Богом – че­рез рассказ о Таинствах и духовной жизни он пере­ходил к человеку и его насущным проблемам. Потому что православная вера – это основа и православной нравственности, и православного образа жизни. Свя­той неустанно напоминает о спасительной триаде до­бродетелей: смирении, прощении и любви как осно­ве христианского общества. Он просит Христа «уко­ренить в сердцах (своих слушателей) мир, любовь, со­гласие, кротость, пламенную веру, истинное покая­ние». Деятельность Патрокосмы была направлена на возрождение не только отдельной личности, но и че­ловеческого общества в целом. Он сам свято жил (как монах-святогорец) и действовал в рамках православ­ного общинно-киновийного идеала. Обретённый на Афоне киновийный опыт Святой несёт миру в своей проповеди: «Что является моим вознаграждением? Чтобы вы собирались по пять-десять человек и бесе­довали об этих священных истинах, о которых я вам рассказал, запечатлевали их в ваших сердцах, чтобы они вели вас в жизнь вечную»17. Более того, соглас­но свидетельству управителя острова Левка́да святой Косма советовал жителям Пре́везы посещать именно те храмы, где функционировала община.

4. Второй после Православия основой мировоззре­ния святого Космы была любовь к Отечеству. И здесь он выстраивает чёткую иерархию, подчиняя всё, в том числе и патриотизм, православной вере, завер­шающей «всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов». «Моё тщетное, земное, временное оте­чество – местность Апокуро, находящаяся в епархии епископа Арты»18. «Христиане, здесь у нас нет родины (см. Евр.13:14) ... Бог потому и … вложил ум в голову, чтобы мы всегда стремились на нашу истинную родину – Царствие Небесное»19. Приоритет вере, Правосла­вию Святой отдаёт всегда и во всём: «Тело наше пусть сгорит, пусть изжарят его; все земные вещи пусть за­берут у нас (нет им места в будущем, отдайте их, они не ваши) – берегите и заботьтесь только о душе и Христе – лишь это вам необходимо, никто не сможет отнять их у вас против вашей воли. Храните их и не потеряйте»20.

5. В эту последовательность вполне вписывается и выбор языковых средств21 Космой Этолийским – не­сомненный плод его любви к народу. Эта любовь бук­вально разлита в его «Поучениях». При этом простота его языка и стиля никоим образом не обусловлена его собственной несостоятельностью. Сам Косма Этолий­ский обладал высоким по меркам того времени уров­нем образования, полученного рядом с выдающимися наставниками и завершённого в его аскетической ке­лье. Святой соединил языковой код своей эпохи с язы­ком Нового Завета и Божественной Литургии. Димотицизм22 Патрокосмы был естественным, а не искус­ственным. Он не впадал в крайности, так как ставил своей целью не впечатлить слушателей, а принести им духовную пользу (см. 1Кор.9:22). Он не совершал насилие над языком. Проповедовал живо, находя те слова, которые могли затронуть душу народа, вне за­висимости от его социальных и классовых различий. Это был язык Святых отцов и одновременно язык любящего отца. В простых формах речи Святого сокрыто всё богатство греческого языка. С просторечиями со­седствуют цитаты из Священного Писания – Святой использует всё, что было близко и доступно народу, могло принести ему пользу.

О его языковой свободе говорит тот факт, что он приспосабливал свою речь к обстоятельствам. На одном языке он говорил с народом, на другом, более высоком и книжном, писал свои письма. Поистине, «для всех он сделался всем»! Язык и стиль его «По­учений» свидетельствуют о его великодушии к на­роду. Он не стремится показать своё величие и зна­чимость, поэтому упрощает высокие и сложные и не усложняет простые и лёгкие смыслы. И в этом он упо­добляется Христу, Который, будучи Богом, воплотил­ся, чтобы дать нам возможность понять Его и стать Ему сопричастными. Он стал говорить о «земном», так как мы не смогли говорить о «небесном» (Ин.3:12). Вслед за Спасителем так действует и Патрокосма, ис­пользуя эту методику в своём общении с народом­­.

6. Думаю, здесь перед нами со всей определённо­стью встаёт следующий вопрос: какую цель ставил святой Косма перед всем своим миссионерским слу­жением? На мой взгляд, он стремился к внутреннему, духовному освобождению народа, без которого лю­бая внешняя, национальная свобода не имеет смысла и значения. Святой стремился вернуть народ к православной традиции, заложив тем самым основы нового греческого общества. Как он сам говорил, чтобы люди «и эту жизнь прожили хорошо, в мире и любви, а пос­ле наследовали вечную радость Рая»23. Такие простые слова! А вместе с тем в них Святой с точностью даёт определение церковному образу жизни, ставящему человека на путь восхождения на небо. Радость, ра­дость Христова, выраженная в братстве и «общении» (Деян. 2:42), – вот конечная цель этого мира.

Святой Косма верил в возрождение Ромейской идеи и в её историческую миссию. Он видел в православной Греции ту духовную закваску, которая смо­жет оказать ощутимую помощь человечеству. Поэто­му он стремился вернуть народу упавшую от долго­го рабства и многочисленных испытаний самооценку, дать ему сильное и мужественное самосознание.

Жизнь и деятельность Святого всё время движутся между двух полюсов: Православия и патриотизма. Это главные составляющие, определившие его личность и мировоззрение. Их он передаёт и нам через свои Про­поведи. Он чувствовал, что общество развивается, стоит на пороге глобальных изменений, которые угро­жают его миру, миру его традиции. Поэтому он и на­стаивает на своих идеалах, делает всё ради спасения народа и сохранения его идентичности. И этой борьбе он остался «верен до смерти» (Откр.2:10).

Именно поэтому святой Косма так современен и ак­туален для нас. Его слово особенно необходимо в нашу эпоху, когда мы становимся свидетелями восхода рукотворного нового Pax Romana. Нам следует боль­ше говорить о примере святого Космы. Для нас он не просто священный символ, а путеводный маяк в на­шей непростой борьбе за сохранение нашей идентич­ности, за наше историческое выживание.

7. Из всего этого становится ясно, почему «Поуче­ния» святого Космы, равно как и его переписка, имеют большое значение не только для современных греков, но и для любого другого православного общества, жи­вущего в условиях нового мирового порядка и сталки­вающегося с проблемой сохранения своей духовной и культурной идентичности.

Поэтому я не сомневаюсь, что перевод «Поучений» святого Космы на русский язык принесёт в самом бли­жайшем времени большую духовную пользу русско­язычным читателям, ведь они смогут прикоснуться к просвещённому и благодатному слову православно­го пастыря и миссионера, который справедливо оха­рактеризован как великий пророк новой Греции и подлинный носитель православного духа коливадов, преподобного Паисия Величковского и исихастской традиции.

* * *

1

В науке принят термин «Поучения», но сам Святой называл свои проповеди «Словами».

2

Родился на о. Корфу (Греция) в 1940 году, где получил сред­нее образование. Является выпускником Афинского уни­верситета по специальностям «Богословие» (1962г.) и «Клас­сическая литература» (1967г.). После службы в армии (1963–1965гг.) получил должность научного сотрудника на кафедре патрологии, а в 1969 г. направился в ФРГ для обу­чения в аспирантурах Бонна и Кёльна, где прожил до 1975г. В это время также проводил исследования и работал в ар­хивах Англии. В 1971г. был рукоположен и получил степень доктора богословия (Афинский университет) и доктора истории философии (Кёльнский университет). В 1984г. стал профессором факультета богословия Афинского универси­тета и начал преподавать историю духовности поствизан­тийского периода, историческую литургику, а также исто­рию Византии. Был деканом факультета богословия с 2004г. по 2007г., после чего получил звание заслуженного профес­сора в отставке. – Прим. пер.

3

«Теорию метаке́носиса» впервые выдвинул «патриарх» но­вогреческого Просвещения Адамантиос Кораис. Соглас­но этой концепции, национальная культурная традиция (имеющая в своей основе древнегреческую культуру) была прервана с римским завоеванием и не нашла своего про­должения в Византийском государстве, безусловно чуж­дом Греции по ­своему духу и принципам. Согласно «теории метаке́носиса» греческая культурная традиция, утерян­ная на ­своей исторической родине, должна вернуться туда из Западной Европы в интерпретации западноевропейско­го Просвещения. Кораис подчеркивал, что в основе западно­-европейской цивилизации лежит древнегреческая культур­ная традиция, в частности, воспринятая европейцами через Ренессанс. – Прим. пер.

4

Патрокосма́с – батюшка Косма (греч.). Так греки часто назы­вают своего народного Святого. – Прим. пер.

5

Διδαχή Α, 2. Βλ. Ιωάννου Β. Μενούνου, Κοσμά τού Αιτωλού Διδαχές..., Αθήνα, χ. χρ. σ. 148

6

Коливады – группа афонских монахов-традиционалистов, по­лучившая свое название из-за несогласия с практикой поми­новения усопших по воскресным дням (коливо – заупокойная кутья). Коливады стояли у истоков духовного возрождения Балкан, занимались народным просвещением. – Прим. пер.

7

Χαραλ. Σωτηροπούλου, Κολλυβάδες Αντικολλύβαδες, Αθήναι 1981, σ. 24 ε. ε.

8

Подробнее о связях прп. Космы с коливадами и прп. Паисием Величковским можно прочитать в книге нашего издательства: Традиционное просветительство в Греции в XVIII в.: Косма Этолийский и Никодим Святогорец. М., 2008. –Прим. пер.

9

Ромеи – жители Византийской (Ромейской) империи. Они объединялись не столько этническими, сколько религиоз­ными, языковыми и территориальными принципами. Современные греческие авторы также часто употребляют термин «ромиоси́ни» (ромейство). Они полагают, что православное население Балкан было разделено во многом искусствен­но, подчеркивают необходимость объединения всех ромеев. Неотъемлемой частью ромейской идентичности является Православие. – Прим. пер.

10

Διδαχή Α, 2. οπ. π.

11

Βλ. καί τίς επιστολές του στού επισκ. Αυγουστίνου Ν. Καντιώτου, Κοσμάς ο Αιτωλός, Αθήναι 1977, σ. 317 ε.ε.

12

Διδαχή Α, 1. Ι. Β. Μενούνου, οπ. π. σ, 115 ε.

13

Διδαχή Α, 1. Στό ίδιο, σ. 1423.

14

Διδαχή Α, 1. Ι. Β. Μενούνου, οπ. π. σ, 120.

15

Π. Β. Πάσχου, Κοσμάς ο Αιτωλός, Αθήνα 1985, σ. 27.

16

Διδαχή Α, 1. Ι. Β. Μενούνου, οπ. π. σ, 116.

17

Διδαχή Α, 1. Ι. Β. Μενούνου, οπ. π. σ, 140141.

18

Διδαχή Α, 1. Ι. Β. Μενούνου, οπ. π. σ, 116. Πρβλπ. Σ. 150.

19

Στό ίδιο, σ. 143–144.

20

Διδαχή Γ. Ι. Β. Μενούνου, οπ. π. σ, 240.

21

В Греции тогда существовал большой разрыв между книж­ным языком и языком народа. Зачастую люди не умели чи­тать и писать. Большинство не понимало говоривших на «высоком» языке проповедников. Подробнее о языковой пробле­ме и способах её решения см.: Традиционное просветитель­ство в Греции в XVIII в.: Косма Этолийский и Никодим Свя­тогорец. М., 2008. – Прим. пер.

22

Димотика – народный язык. Димотицизм – приверженность димотике. – Прим. пер.

23

Διδαχή Α, 1. Ι. Β. Μενούνου, οπ. π. σ, 144. Πρβλπ. Σ 180, 207.


Источник: Слова / равноапостольный Косма Этолийский ; [пер. на рус. яз. выполнен о. Александром (Носевичем)]. - Москва : Святая Гора, 2009. - 271 с.

Комментарии для сайта Cackle