О всероссийских патриархах и патриаршей ризнице

Источник

Содержание

О всероссийских патриархах Патриарх Иов Патриарх Гермоген Патриарх Филарет Патриарх Иоасаф 1-й Патриарх Иосиф Патриарх Никон Патриарх Иоасаф 2-й Патриарх Питирим Патриарх Иоаким Патриарх Адриан О патриаршей ризнице Приложение. Сведения о некоторых церковных облачениях и утвари  

 

О всероссийских патриархах

Русская церковь с конца 16 до начала 18 столетия украшалась Всероссийскими патриархами.

Царь Феодор Иоаннович, по усердию своему к церкви, возымел желание, чтобы, по примеру Восточной церкви, и Русская имела у себя патриарха. Когда прибыл в Россию, по делам церкви, Восточный патриарх Иоаким, Царь вступил с ним в совещание касательно своего намерения. Иоаким, при отъезде из России, соглашаясь с мыслями Царя, обещался содействовать исполнению его намерения. Немного спустя времени, прибыл в Россию Константинопольский патриарх Иеремия. Он объявил Царю, что прибыл от лица Вселенских патриархов, учредить в России патриаршество. Скоро приступлено было и к избранию патриарха на Всероссийскую кафедру. Вселенский патриарх Иеремия, как известный своей ревностью к церкви, прежде всего был по мыслям Царя и народа; вследствие чего, его и просили занять Всероссийский престол. Иеремия благодарил Царя за такое предложение, но высказал, что быть патриархом в России, без согласия Восточных патриархов, нельзя, и прибавил, что цель прибытия его в Россию–только учредить патриаршество.

19-го января 1589 года приступлено было к избранию на Всероссийскую кафедру патриарха из Русских святителей. Созвать был собор святителей во храме Успения, в приделе Похвалы Богоматери, под председательством самого Царя. Назначены были достойными кафедры Всероссийской: Иов Митрополит, Александр Епископ Новгородский, Варлаам Епископ Ростовский и некоторые другие. Собор единогласно избрал Иова.

23-го января происходило посвящение наречённого патриарха. Литургию совершал Вселенский патриарх Иеремия, в присутствии самого Царя, при многочисленном стечении народа. После литургии, во время которой совершалось посвящение, Иеремия вручил новопоставленному патриарху посох, а Царь возложил на него панагию и драгоценный клобук, при чем говорил речь.

Патриарх Иов

Первый патриарх Иов возведешь был в сан Всероссийского патриарха при Царе Феодоре Иоанновиче в 1589 году. Иов был ревностным защитником православия. Когда самозванец Лжедмитрий и приверженцы его желали водворить латинскую веру и свергнуть Иова с патриаршего престола, тогда он потерпел тяжкие испытания. Однажды, когда совершал он Божественную литургию в церкви Успения Богоматери, то мятежники схватили его и вывели на позор народа. Когда выходил он из церкви, то снял с себя святительские одежды и панагию и положил их пред образом Богоматери «здесь я удостоен был», говорил патриарх, «святительского сана и доселе хранил неприкосновенность веры, теперь вижу торжество ереси и обмана: Мати Божия, спаси православие! » Иов отправлен был в заключение в Старицкий монастырь. Гермоген, занявший престол патриарший после Иова, зная заслуги его церкви и отечеству, посылал сказать заключенному Иову: «удостой нас видеть тебя и слышать твой сладкий голос». Иов приехал и прибыл в церковь Успения Богоматери, наполненную народом. Он стал подле патриаршего места. Гермоген и народ при виде Иова, плакали и рыдали и просили его, уже ослепшего и престарелого старца, простить их согрешения. Все клялись быть верными церкви и отечеству, и умоляли Иова, как святого старца, благословить царя Василия Иоанновича и всю Россию. Отправившись в прежний Старицкий монастырь, Иов скоро скончался. Это было 8 марта 1607 года.

Патриарх Гермоген

Второй Всероссийский патриарх был Гермоген. Он возведен был на патриарший престол из Казанских митрополитов 1606 г. июня 25. Гермоген был ревностным и незабвенным пастырем церкви. Когда, после самозванца Лжедмитрия, воцарился другой, под именем Тушинского, бояре и русская чернь взволновались и производили возмущения. Народ, помня веселые дни самозванца Лжедмитрия, желал, чтобы вместо Царя Василия Иоанновича Шуйского возведен был на царство самозванец. Гермоген крепко стоял за Царя. Когда происходила осада Троицкого монастыря поляками, и когда Москва и почти все города были разорены, в Москве вспыхнуло возмущение. Мятежники требовали, чтобы царем русским был польский королевич Владислав. Все убеждения патриарха были тщетны. Как друг царя, патриарх не соглашался исполнить требование народа. Между тем в церквах молились о спасении царя. Народ, не слушая никаких убеждений патриарха, свергнул с престола царя и заключил его в Чудов монастырь. Когда изменники начали снова требовать от патриарха возвести на царство польского королевича. Салтыков подступил к патриарху с ножом. Осенив его крестным знамением, патриарх сказал: « это знамение против ножа твоего. Боюсь единого Бога, на небесах живущего». Раздраженные изменники приставили к патриарху стражу, и в неделю Ваий провели его между двумя рядами иностранных ратников. Как бы подражая шествию Спасителя на вольное страдание и смерть, Гермоген и сам готовился на ожидавшую его смерть. Он был заключен в Чудов монастырь, где и умер голодной смертью 17 февраля 1612 г.

Патриарх Филарет

Третий патриарх был Филарет. Первоначально он жил в супружестве. Сам он именовался Феодор, а супруга его Ксения. Оба они пострижены были в монашество, один под именем Филарета, а другая – Марфы. Филарет, происходивший из фамилии бояр Романовых, возведен был в сан Ростовского митрополита. Когда приверженцы самозванца устремились на Ростов, Филарет в то время спокойно продолжал совершать Богослужение. Изменники подступили к служащему святителю, сорвали с него священные одежды и повлекли в Тушино. Здесь в тяжком плену он провел немало времени. Когда на престол русский возведен был юный Михаил Феодорович, сын Филарета, тогда последний быль поставлен Всероссийским патриархом 1619 г. июня 24. Как мудрый и опытный муж, Филарет помогал своему сыну в управлении Россией; также и Царь ничего не предпринимал без совета и благословения своего родителя. Тогда Россия начала оживляться, раздоры прекращаться и начало водворяться спокойствие. Вследствие заслуг, оказанных отечеству, сей патриарх почтен был титулом Великого Государя. Скончался патриарх Филарет 1633 года октября 1-го дня.

Патриарх Иоасаф 1-й

Четвертый патриарх был Иоасаф первый. В сан патриарший он возведен был в 1634 году 6-го февраля. Он заботился более всего о нравственности духовенства. Патриаршество Иоасафа было ознаменовано особым его попечением о православии христианской веры. Скончался ноября 28 дня 1642 года.

Патриарх Иосиф

Пятый патриарх был Иосиф. Он избран был на патриаршество посредством жребия 1642 г. марта 21. В Успенском соборе пред Владимирской иконой Богоматери, старший из святителей вынул жребий из ковчега и представил его к Царю для распечатания; жребий указал на Симоновского архимандрита Иосифа. Возведенный в первосвятительский сан, Иосиф с самого начала своего правления стал заботиться о церковном благочинии. Для этого он послал в Грецию инока Арсения Суханова, для наблюдения за Богослужением и для приобретения церковных книг. Арсений описал чин Восточной церкви и привез c собой множество древних церковных книг. К сожалению, Иосиф не имел у себя помощников, которые могли бы надлежащим образом пересматривать богослужебные книги, сличать их с древними и исправлять ошибки переводчиков. Это понимал и сам патриарх и даже опасался, чтобы из–за этого не заставили его отказаться от святительского престола. Мысль об исправлении церковных книг вполне осуществилась только при преемнике его патриархе Никоне. Желая почтить своих предшественников, патриархов Иова, Гермогена и Филарета, он перенёс гробницы их в Успенский собор. Это обстоятельство послужило как бы предвестием и его кончины; он просил Царя, чтобы и его похоронили подле. своих предшественников. Патриарх Иосиф скончался 15 апреля 1632 года.

Патриарх Никон

Шестой патриарх был Никон. Он посвящен был в сан Патриарха 1632 года июля 23. Никон с ранних лет почувствовал в себе призвание к иноческой жизни, по, повинуясь воле родителей, должен был вступить в брак и принять звание священника. Когда он лишился своего семейства, в нем явилось ильное желание к духовной жизни. Стремясь к строгой подвижнической жизни, Никон поселился в одном из пустынных монастырей в скиту преподобного Елеазара. Здесь проводил он долгое время в посте и молитве; из этой обители перешел он в Кореезерскую, где проводил еще более строгую жизнь. По смерти настоятеля, иноки сей обители просили Никона, дабы он занял место игумена. Случилось, что, по некоторым нуждам, Никон должен был идти в Москву. Царь Алексей Михайлович, знавший инока, пожелал удержать его в Москве, и дал ему место настоятеля в Новоспасской обители. Получивши сан архимандрита, Никон часто призываем был к Царю для беседы. После митрополита Новгородского Авфония, Никон поставлен был его преемником. Тогда он своей полезной деятельностью па пользу церкви и отечеству возбудил в Царе полную доверенность, которую вполне оправдал своими заслугами. Мысль об исправлении церковных книг, которую не мог осуществить предшественник его патриарх Иосиф, была вполне исполнена патриархом Никоном. Арсений Суханов, посланный Иосифом, привез из Греции более 500 рукописей, по которым исправлены были церковные книги. Вследствие заслуг, патриарх Никон почтен был, как и предшественник его Филарет, титулом Великого Государя. Строгая жизнь, которой он требовал от всего духовенства, заслуги его для церкви и еще более близкое отношение к Царю, – все это породило к нему ненависть во многих. Никон скоро стал замечать, что между ним и Царем дружеские отношения стали прекращаться, и что начал терять прежнюю свою силу, и Царь редко стал с ним видаться. Представился случай к совершенному неблаговолению Царя к патриарху. Так, во время торжественной встречи Грузинского Царя Теймураза, в которой участвовал сам патриарх, окольничий Хитров оскорбил патриаршего боярина; Никон просил удовлетворения пред Царем, но просьба его не была исполнена. Князь Ромодановский, пришедший объявить волю Царя, только упрекал патриарха в его надменности. Тогда Никон потерял терпение и предался гневу. Раз, окончив Божественную литургию в Успенском соборе, он объявил народу, что он уже не патриарх, написал письмо к Царю об оставлении патриаршества и стал дожидаться ответа. Царь посылал увещевать его, чтобы он оставил свое намерение, но Никон не соглашался. После этого он отправился в Воскресенскую обитель. Царь посылал к Никону узнать о причине его удаления, но Никон говорил, что он оставляет патриаршество ради спасения своей души и просить Царя простить его скорый отъезд. Так прошло немало времени, вследствие чего произошло немало беспорядков. Царь повелел созвать собор святителей и обсудить все действия патриарха, произвольно удалившегося от патриаршего престола. Все были в недоумении: оставаться ли ему на престоле или нет. После этого, неустройства, происшедшие в отсутствие Никона, решили намерение Царя созвать собор из Греческих и Русских святителей, для обсуждения дела Никона патриарха. В царских палатах открылся многочисленный собор, на который позван был и Никон. Не найдя себе места сесть, он должен был слушать обвинительный акт стоя. В нем излагались своевольные поступки Никона, а равно и неустройства церкви, происшедшие от произвольного его удаления. Имея в виду прежние заслуги патриарха, Царь считал все обвинения невероятными. Павел Куртицкий, Иларион Рязанский и другие продолжали обвинять Никона в произвольном удалении и оставлении патриаршего престола. Бояре безмолвствовали. Наконец Царь встал со своего места, подошел к Никону и напомнил ему свои прежние отношения, чистосердечно заметил своевольную отлучку его от патриаршества. Никон также тихо ответил Царю, жалуясь на клеветы врагов. После нескольких заседаний, Никон позван был в Крестовую Палату, для окончательного решения суда. Главное обвинение Никона состояло в том, что он смутил церковь Русскую, произвольно удалившись от патриаршего престола, вследствие чего открылись в церкви соблазны. Затем Никон отправлен был в заключение в Ферапонтов монастырь, а потом в Кириллов, где он провел почти все время своей жизни. Царь Феодор Алексеевич вспомнил о заключённом Никоне. Он посылал просить его возвратиться в Воскресенскую обитель. С радостью принял эту весть Никон, ослабевший уже в силах, престарелый старец; он близок был к концу своей жизни. На пути из заключения он занемог. На реке Волге, по которой плыл Никон почувствовал приближение кончины. Приобщившись Св. Христовых Таин, он мирно скончался о Господе в 1681 году августа 17 дня.

Патриарх Иоасаф 2-й

По удалении патриарха Никона в заключение, Царь Алексей Михайловичи повелел собору Русских святителей избрать на праздную всероссийскую кафедру достойного, по жизни и просвещению, пастыря церкви. Славившийся в то время духовной жизнью настоятель Троице–Сергиевой Лавры Иоасаф возведен был на патриарший престол 1667 г. февраля 10. Во время войны с Польшей, Царь, зная Иоасафа и иноков сей обители, просил их молиться о нем и блюсти пост. Когда одержана была победа над врагами, Царь приписал это молитвам иноков и назвал их небесными человеками и земными ангелами. Иоасаф скончался 17 Февраля 1672 года.

Патриарх Питирим

После Иоасафа престол патриарший занял Новгородский митрополит Питирим. Когда Никон удалился от патриаршего престола, Питириму поручено было управление церковными делами, а по смерти Иоасафа он и сам возведен был па престол патриаршества 1672 года июля 6. Он управлял церковью весьма короткое время и кончался 1673 года апреля 19 дня.

Патриарх Иоаким

Патриарх Иоаким происходил из дворян Савеловых. Стремясь к иноческой жизни, он поступил в один из Киевских монастырей. Живя в строгом уединении и подвижничестве, Савелов скоро сделался известным Никону, который вызвал его в Чудов монастырь. Когда Питирим был местоблюстителем патриаршего престола, тогда он произвел Иоакима в сан архимандрита Чудова монастыря. По смерти Питирима, Иоаким занял патриарший престол 1674 г. июля 26. Главным предметом пастырских его попечений было распространение в народе духовного просвещения. С этой целью он заводил духовные училища и для этого вызвал из Греции ученых мужей Иоанникия и Софрония Лихудов, которые оказали полные успехи в развитии наук в училищах. Когда возник буйный замысел раскольников восстановить старую веру, Патриарх Иоаким показал себя ревностным защитником церкви. Никита Пустосвят собрал в Москве чернь и требовал восстановления старой веры, он желал вступить в прение с патриархом. Взошедшим на лобное место с иконами, аналоями и свечами, раскольники читали защищение старой веры, отвергали Никоново исправление церковных книг, но Иоаким не соглашался с ними беседовать; тогда раскольники явились в Кремль. Патриарх посылал их увещевать, но они желали говорить с самим патриархом о вере. После этого патриарх, вознесши молитву к Богу, пошел в Грановитую Палату, где в присутствии малолетних царей, было назначено прение. Когда патриарх отправился во дворец, за ним ворвались и раскольники. Патриарх после всех прений возразил: «что вы за судьи старой и новой веры? Дело это принадлежит одним пастырями церкви». Но раскольники продолжали упорствовать. Опровергнутые в своих убеждениях, особенно в отношении перстосложения Креста, они были взяты под стражу, и всё скопище их рассеялось. Патриарх Иоаким отличался особенным попечением о призрении нищих. В большие праздники и поминальные дни он раздавал большие милостыни. Так, например: в праздник Успения Богоматери, он питал до 2000 человек. Скончался он в 1690 году марта 17 дня.

Патриарх Адриан

Десятый и последний патриарх был Адриан. Первоначально он возведен был на кафедру Казанского митрополита, а после Иоакима был посвящен в сан Всероссийского патриарха 1690 г. августа 24. Когда в России началось преобразование, Адриан, как державшийся старины, смотрел на это с некоторым негодованием: поэтому он более уклонялся от дел правления. Адриан имел особенное попечение о церквах и много содействовал построению их. Так, кроме Перервинского монастыря, который он построил на собственное иждивение; соорудил в Чудовом монастыре церковь во имя Алексия Митрополита с приделом Благовещения Божией Матери. Чувствуя себя слабым по силам, он проводил последнее время своей жизни в Перервинском монастыре. Со смертью Адриана окончилось в России патриаршество. Дела церковные после него поручены были Митрополиту Стефану Яворскому, который был местоблюстителем патриаршества до 1721 года. В этот год был учрежден Святейший Синод и управление церковью перешло в его видение 1.

О патриаршей ризнице

Здание, находящееся вблизи Успенского собора, на северной стороне его, с церковью Двунадесяти Апостолов, Мироварной Палатой с комнатами Конторы Святейшего Синода, было некогда домом Всероссийских патриархов. Оно построено было в 1636 году патриархом Никоном. Предшественники Никона, прежние патриархи, жили в соседственных с нынешним дворцом палатах, из которых теперь еще одна известна под именем Патриаршей. В коридоре подле Патриаршей палаты, написаны на стенах патриархи. Эти палаты для Никона казались недостаточными. Поэтому, он, с дозволения Царя Алексея Михайловича, устроил для себя дом, который ныне называется Синодальным. В этом здании занимает самое видное место церковь 12-ти Апостолов. Сюда выходили патриархи на служение в будничные дни и праздники, кроме больших, торжественных, в которые они отправляли Божественную службу в Успенском соборе.

Над церковью 12-ти Апостолов находится Ризница Всероссийских патриархов с домовой их церковью, в которой осталось и место для присутствования патриархов во время Богослужения. Здесь хранятся саккосы, омофоры, епитрахили, митры, панагии, кресты и другие облачения Всероссийских митрополитов и патриархов. Предложим некоторые сведения о замечательнейших из этих предметов, расположив их в том порядке, в каком они хранятся

в Ризнице.

1. Клобуки. Клобук патриарха Филарета Никитича (1619–1633), вязанный из белого кручёного шелка. На нем вынизан жемчугом херувим, на воскрылиях наложены дробницы, или золотые и серебряные, разной величины, пластинки, с изображениями разных святых.

Клобук патриарха Никона, из белой чешуйчатой камки. На верху его утвержден четвероконечный Крест, сделанный из драгоценных каменьев; па передней стороне и на воскрылиях его нанизаны жемчугом и вышиты шелками и золотом изображения разных святых.

– Кроме сих клобуков хранится еще до 25-ти клобуков древних, которые, вероятно, употребляемы были древними святителями в домашней жизни.

2. Четки. Четки патриарха Никона из белой рыбьей кости, с золотой, украшенной жемчугом, кистью.

3. Кресты предносные. Крест серебряный, четвероконечный, украшенный драгоценными каменьями: алмазами, изумрудами и яхонтами. На нем с передней стороны – чеканное изображение Распятия Господня с таковыми же по сторонам буквами I. X., а в возглавии на серебряной дщице наведены латинские буквы: I. N. I., т. е. Иисус Назарянин Царь Иудейский. Крест этот утверден на деревянном посохе, обложенном серебряными ложчатыми трубками.

– Крест кипарисный; на нем вырезаны двунадесятые праздники. Судя по работе и по греческим надписям, надобно, полагать, что крест этот сделан в Греции, в каком–либо из Афонских монастырей; он утвержден на деревянном посохе, обложенном чеканным серебром.

4. Посохи. Посох патриарха Филарета Никитича, обложен золотом с бирюзой.

– Другой посох патриарха Филарета Никитича; возглавие его сделано из рыбьей кости, с надписью: «Филарет Патриарх Московский всея России».

– Посох патриарха Никона серебряный, сканный с финифтью весьма искусной работы; возглавие его сделано в виде змеиных глав.

5. Мантии. Мантия патриарха Иоакима (1674–1690), сделана из зеленого бархата, на ней из золотой тесьмы сделаны источники. На скрижалях вынизаны вверху кресты, а внизу херувимы.

– Мантия патриарха Адриана (1690–1700), из зелёного бархата с источниками из золото-серебряного кружева. На верхних скрижалях сделаны четвероконечные кресты, а на нижних–звезды с драгоценными каменьями.

– Другая мантия патриарха Адриана – объяринная, источники сделаны из белого атласа с алыми лентами, на скрижалях вышиты золотом и серебром, вверху – Благовещение Пресвятой Богородицы, а внизу слова: «Патриарх Адриан».

6. Саккосы. Саккос патриарха Адриана, аксамитный 2 украшен жемчугом и драгоценными каменьями; на самой материи вытканы золотом и серебром орлы; этот саккос сделан из одежды Царя Иоанна Алексеевича.

– Другой саккос патриарха Адриана – аксамитный. Он сделан на память по Царю Алексее Михайловиче.

– Саккос патриарха Питирима (1672–1673), объяринный 3. На нем вынизана жемчугом вязью замечательная надпись, в которой выражено достоинство Епископа и историческое происхождение саккоса: « всяк убо Епископ в своей епископии Христово подобие не обносит» и.т.д. Надпись сделана с необыкновенным искусством.

– Саккос патриарха Никона – атласный. На нем с передней стороны вышиты золотом и обнизаны жемчугом изображения трех вселенских Святителей и Святителя Николая Чудотворца. Этот саккос сделан Царем Алексеем Михайловичем патриарху Никону и поднесен ему в подмосковном селе Коломенском.

– Другой саккос патриарха Никона – тканый из пряденого золота и весь обнизанный крупным жемчугом. Этот саккос называется «Корень Иессеев». Такое название присвоено этому облачению по причине сходства, сделанных на нем в кругах изображений, с известным в церковной живописи изображением древа, при корени которого представляется Иессей, а на ветвях оного, в кругах, изображаются, происшедшие от Иессея, Христовы Праотцы, начиная с Давида.

– Саккос патриарха Никона – аксамитный, украшенный крупным жемчугом: он сделан был Царем Алексеем Михайловичем, по боярине Никите Иоанновиче Романове.

– Саккос митрополита Дионисия (1581–1586), из двойного петельчатого аксамита. Это один из самых замечательных по богатству украшений саккосов. Он украшен самым крупным жемчугом и золотыми дробницами. Множество крупных яхонтов, изумрудов и бурмицких зерен составляют ему такую тяжесть, что вес его простирается до полутора пуда. Этот саккос сделан был царем Иоанном Васильевичем Грозным, в память по сыну его, Царевиче Иоанне Иоанновиче, митрополиту Дионисию, а в последствии, был переделан патриархом Никоном.

– Саккос патриарха Филарета Никитича – аксамитный, украшенный жемчугом; сделан был Царем Михаилом Феодоровичем.

– Два саккоса Св. Фотия, Всероссийского Митрополита (1408–1431). Первый из них украшен священными изображениями праздников и ликами святых, которые вышиты шелками и золотому обнизаны жемчугом с самым высоким искусством греческой работы. Как изображения, так и надписи размещены на нем по плану и в порядке, что придает сему облачению самый благолепный вид. На одной стороне саккоса вышиты: Благовещение Божией Матери, Распятие Господне, Вход в Иерусалим, Положение в гроб, Тайная вечеря, Сошествие в ад; Царь Соломон и пророки: Давид, Исайя, Иеремия, Осия, Софония, Иов, Аввакум, Царь Константин и Царица Елена; мученики: Иоанн, Евстафий и Антоний, святые: Петр, Александрийский, Иоанн Златоуст, Вавила, Кирилл, Тарасий, Климента, папа Римский, Григорий Богослов, Игнатий Богоносец, Афанасий Великий, Николай Чудотворец, Амфилохий Иконийский, Григорий Декаполит, Андрей Критский, Григорий Нисский, Трифиллий, Григорий Двоеслов, Спиридон, Епифаний Кипрский, Григорий Акрагантский; мученики: Димитрий Солунский, Феодор Тирон, Мина, Нестор, Евстафий и Лупп. Внизу саккоса: жертвоприношение Авраама, Лествица Иакова и, между прочим, изображены: греческий Император Иоанн Палеолог и супруга его Анна; русский Великий Князь Василий Дмитриевич и супруга его София, и сам Фотий Митрополит, которому принадлежит это облачение. На другой стороне саккоса вышиты: Святая Троица, Вознесение Господне, Преображение Господне, Успение Божией Матери, Сошествие Св. Дух на Апостолов, Рождество Христово, Бегство во Египет, Сретение Господне, Моление о Чаше, Предание Иисуса Христа, Крещение Господне, Воскресение Лазаря; пророки: Малахия, Михей, Даниил, Гедеон, св. Феофан, Иосиф, Козьма Сладкопевец, Иоанн Дамаскин, Иерофей, Анфим Никомидийский, Ипатий, Климент Анкирский, Амвросий, Поликарп Смирнский, Анания Дамасский, Дионисий Аверкий, Елевферий, Сильвестр, Василий, Никифор, Мелетий Антиохийский, Иоанн, Власий, Иаков Алфеев, Митрофан, Павел Исповедник, Иоанн Милостивый; мученики: Прокопий, Феодор, Никита Фотий, Никита и Меркурий. На оплечьях саккоса вышиты: Спаситель, Божия Матерь, Иоанн Богослов и Ангелы. Все лики святых изображены – одни в рост, а другие – оплечными, в греческом характер, с постническими лицами, в которых выражается святая и богоугодная их жизнь. Но самое благолепное украшение сего святительского облачения составляет вышитый посредине его греческими словами Символ веры, который служит драгоценным памятником греческого правоверия.

– На другом саккосе Фотия митрополита вышиты также шелками и золотом: Распятие Господне, Сошествие Иисуса Христа в ад; пророки Исайя, Иеремия, Моисей, Софония, Иезекииль, Иисус Навин, а, Елисей; свв.: Василий, Николай, Афанасий Александрийский, Спиридон, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Петр, Митрополит Русский, Кирилл Александрийский, Павел, Марк, Лука, Дмитрий и т. д. Посреди саккоса вышит также греческий Символ Веры. Изображения на этом саккосе размещены в таком же почти порядке, как и на первом.

– Саккос св. Петра Митрополита (1308–1325), из лазоревого атласа, с вытканными, в кругах, четвероконечными крестами. Этот саккос устроен был в то время, когда Святой Петр был еще во Владимире, откуда и привез его в Москву в 1325 г. Это священное одеяние Первосвятителя Московского возлагаемо было Всероссийских патриархов, при вступлении их на патриарший престол.

– Саккос митрополита Макария (1343–1364), бархатный, украшенный жемчугом и серебряными дробницами. Он сделан был Царем Иоанном Васильевичем Грозным в соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

– Саккос митрополита Дионисия; на нем выткано золотом и шелками Знамение Божией Матери. Это облачение было устроено Царем Иоанном Васильевичем Грозным, в память о сыне его, Царевиче Иоанне Иоанновиче.

– Саккос патриарха Иосифа (1642–1632). На нем с обеих сторон выткано золотом и серебром изображение Спасителя, сидящего на престоле и благословляющего именословно. Замечательно, что на древних облачениях, хранящихся в Патриаршей Ризнице, святые встречаются благословляющими именословно. Поэтому, когда приходят в Патриаршую Ризницу старообрядцы и осматривают святительские облачения, в особенности, саккосы Фотия митрополита, то нередко приходят к убеждению в истинно–крестного перстосложения, употребительного в православной христианской церкви.

7. Кресты. Крест из частей животворящего древа Креста Господня. Этот крест устроен Германом митрополитом Адрианопольским. В большие праздники: в Воздвижение Честного и Животворящего Креста и в неделю Крестопоклонную, этот Крест выносится в церковь 12-ти Апостолов, для поклонения.

– Из крестов наперсных особенно замечательны кресты, принадлежавшие патриарху Никону; они отличаются особенным богатством и величиной.

8. Панагии. Панагии, которые были употребляемы Святейшими патриархам и митрополитами, замечательны как по богатству украшений, так и по святыне.

– Панагия митрополита Дионисия, сделанная из оникса, на коем вырезано изображение Знамения Божией Матери. Внутри этой панагии находятся части мощей и, между прочим, часть Животворящего Древа, камень от гроба Господня и часть губы, «что отирали Страсти Господни».

– Панагия того же митрополита Дионисия, из оникса, на которой вырезано изображение Иоанна Лествичника. Между частицами святых мощей находится в ней часть багряницы Спасителя и часть камня от горы Голгофы. Обе эти панагии сделаны были Царем Иоанном Васильевичем Грозным в память о сыне его, царевиче Иоанне Иоанновиче.

– Панагия патриарха Филарета Никитича – круглая, золотая, осыпанная драгоценными каменьями, из которых один яхонт необыкновенной величины и помещен в средине панагии; на нем вырезано изображение Благовещения Божьей Матери. Эта панагия первоначально принадлежала Константинопольскому Патриарху Кириллу Лукарису; впоследствии она привезена была в Москву Царю Михаилу Феодоровичу. Эта панагия замечательна как по своей ценности, так и еще более, по принадлежности знаменитым Иерархам.

– Панагия 1-го патриарха Иова. В средине её оникс, на котором вырезано Распятие Господне, а с задней стороны вырезан четвероконечный крест, представляющий совершенное сходство с одним из древних крестов, так называемых Корсунских, которые находятся в Успенском соборе.

– Панагия патриарха Гермогена – серебряная, складная; по середине этой панагии камень топаз, а под ним выведено изображение Тихвинской Божьей Матеры. Она принадлежала патриарху Гермогену еще в то время, когда он был Казанским митрополитом.

– Панагия св. Петра митрополита Московского, золотая, в середине её оникс, на коем вырезано изображение пророка Даниила.

– Панагия патриарха Иосифа; на верхней части её вырезана надпись: «в сем ковчеге жребий патриарха Иосифа, которым он был выбран на патриаршество. В древние времена в России существовал такой порядок избирания на святительскую кафедру: первоначально назначалось несколько достойных лиц, жребии которых запечатывались царскою печатью и клались в особый ковчежец. В Успенском соборе, пред Владимирской иконой Божьей Матери, старший из святителей, после обычного молебствия, торжественно вынимал из этого ковчежца один из сих жребиев, и представлял Царю для распечатывания. Чье имя было на жребии, тот и назначался на кафедру Московского первосвятителя. Так избран был патриарх Иосиф.

9. Митры. Замечательнейшие по богатству митры принадлежали патриарху Никону. Одна из них украшена драгоценными каменьями; лалами, алмазами, изумрудами и жемчугом самой необыкновенной величины. На верху этой митры утвержден алмазный четвероконечный крест. Она сделана была царем Алексеем Михайловичем, для Патриарха Никона.

– Другая митра Патриарха Никона, называемая короной. Патриарх Никон и Филарет Никитич назывались великими государями, к они и подписывались в грамотах. Это право называться сим титулом, вероятно, усвоено было им, вследствие особенных заслуг. Вероятно, поэтому и сделаны были Патриарху Никону Царем Алексеем Михайловичем две короны. На одной из них наведенный финифтью изображения Божьей Матери, Иоанна Предтечи и Марии Египетской, весьма замечательной работы.

– Шапка, Иова Патриарха. Такая Форма митр употребляема была древними Всероссийскими Митрополитами и Новгородскими Епископами. В Успенском соборе хранится доселе шапка св. Петра Митрополита, которая имеет близкое сходство с шапкой патриарха Иова.

– Митра приписываемая св. Кириллу, епископу Александрийскому. Впоследствии времени, митра эта была возобновлена. Все драгоценные украшения на ней суть произведения Русского искусства 16 или 17 в. Она представляет собой форму более папской тиары, нежели обыкновенной митры.

10. Омофоры. Древнейший из омофоров, хранящихся в Патриаршей Ризнице, приписывается святителю Николаю Чудотворцу. В 17 в., эту древность привез с собой из Никеи в Москву Григорий Митрополит Никейский в дар Царю Алексею Михайловичу. В грамоте Патриарха Иерусалимского Паисия, писанной к Царю Алексею Михайловичу, 1654 г., сообщается об этом, омофоре следующее: «Он, т. е. Митрополит Григорий, показывал нам найденный им в ризнице своей митрополии (Никеи), один ветхий священный омофор, как значится в ризничной описи митрополии; он принадлежал святейшему Патриарху Александрийскому Александру, присутствовавшему на соборе 318-ти свв. Отцов, где он сам возлагал его на себя и свв. Отцы». Таким образом, можно думать, что этот омофор принадлежал, если не самому Святителю Николаю Чудотворцу, то, по крайней мере, одному из современников его Александру, епископу Александрийскому, бывшему на 1-м Вселенском соборе, в Никее.

– Омофор Патриарха Никона, сделанный из золотого алтабаса4, украшенный драгоценными каменьями. Этот омофор сделан был Царем Алексеем Михайловичем.

– Омофор Патриарха Иова из струйчатой объяри. На нем вышиты шелками Страсти Христовы и образ Спасов.

– Омофор Патриарха Адриана, из серебряной объяри. Золотые запоны, осыпанные драгоценными каменьями и крупным жемчугом.

11. Епитрахили. Епитрахиль св. Петра Митрополита Московского, из гвоздичной камки. Шесть больших дробниц с изображением Святителя Петра и несколько маленьких дробничец, обнизанных мелким жемчугом, составляют самое скромное украшение этого одеяния Первосвятителя Московского.

– Епитрахиль св. Фотия Митрополита, привезенная вместе с другими облачениями его из Царя-града. На ней вышиты шелками и золотом и обнизаны жемчугом: Спаситель, Божия Матерь, Иоанн Предтеча и более 80.ти ликов святых, которые размещены на ней в самом лучшем и благовидном порядке. Эта епитрахиль принадлежит к числу самых драгоценных и редких памятников греческого искусства.

12. Палицы. Из них замечательна палица св. Фотия Митрополита. На ней вышиты образ Спасов, Божией Матери и Архангелов.

13. Поручи. Поручи св. Фотия Митрополита. Они украшены серебряными дробницами. Наведенные на них некоторые изображения человеческой головы и птиц показывают глубокую их древность.

– Поручи Патриарха Филарета Никитича, из гладкого червчатого атласа. На них вышито золотом п серебром изображение Благовещения Божией Матери. Эти поручи подарены были ему Иерусалимским Патриархом Феофаном в 1619 году, в бытность его в Москве.

14. Алавастр. В алтаре, па престоле домовой церкви Всероссийских Патриархов, хранится алавастр с древним миром. Он представляет собой медный, узкогорлый, обложенный перламутром сосуд, который, по преданию, прислан был со св. миром, при Князе Владимире, из Константинополя в Киев, откуда, с перенесением Российской Митрополии, он перенесением в Москву.

15. Святое миро и мироварные сосуды. В Патриаршей Ризнице хранится св. миро, которое приготовляется, в Мироварной, прежде бывшей Патриаршей, Крестовой Палате. Оно хранится в серебряных кувшинах, устроенных Императором Павлом I. Это миро, по указам Московской Святейшего Синода Конторы, раздается из Патриаршей Ризницы по церквам в разные епархии.

– Два большие котла и кадь серебряные с позолотой, для мироварения. Они устроены Императрицей Екатериной II, в 1767 году.

16. Части св. мощей. В Патриаршей Ризнице хранятся в особенном шкафе части мощей разных Святых Угодников. Они раздаются по епархиям, для антиминсов, в новоустрояемые храмы. В настоящее время, в случае требования от преосвященных архиереев, от этих частиц, по указам Конторы Святейшего Синода, отделяются небольшие частицы и препровождаются в епархии.

17. Антиминсы. В числе замечательнейших предметов Патриаршей Ризницы находятся также и антиминсы; из них древнейшие:

– Антиминс холщовый, с частью Св. мощей; на нем написано: «Освящена бысть сия церковь во имя свв. Страстотерпцев Флора и Лавра, лета 7104 (1596 г.), мая, во второй день, на память иже святых Отца нашего Афанасия Александрийского, при Царе и Государе Великом Князе Феодоре Ивановиче всея России и при Архиепископе Захарии Тверском и Кашинском». На нем изображены два четвероконечных креста.

– Антиминс холщовый; на нем находится следующая надпись: «Освятися алтарь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в церковь преподобного отца Алексия человека Божия, лета 7155 (1647 г.), мая 8-е, на память св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, при Благоверном Царе и Великом Князе Алексее Михайловиче всея России и при Архиепископе Серапионе Суздальском. В середине изображен восьмиконечный крест с тростью и копьём.

– Их прочих антиминсов, хранящихся здесь, – одни холщовые, а другие – шелковые; на одних изображен крест, а на других положение во гроб Иисуса Христа.

18. Столовая посуда. Из столовой утвари, принадлежавшей Святейшим Патриархам, здесь хранятся кубки, стопы, кружки, стаканы, чарки, ковши, братины, блюда, миски, тарелки, чаши и чашки, ножи и вилки. Эта столовая, большей частью, серебряная утварь ставилась из приношений, которые делали Патриархам Цари и знаменитые бояре.

19. Между домашними вещами Патриархов, здесь хранится 10 печатей и двое карманных часов, из которых одни принадлежали Патриарху Филарету Никитичу, а другие Патриарху Никону, и одни часы в паникадиле, в церкви Апостола Филиппа; перстень медный св. Алексия Митрополита Московского, подаренный ему ханом Чанибеком, за чудесное исцеление жены его Тайдулы, которая была больна слепотой.

20. Из домашней одежды Всероссийских Патриархов сохранились четыре рясы темно-фиолетового бархата с шелковыми пуговицами, две из них с узкими рукавами; халат и белая шляпа Патриарха Никона с широкими полями и при ней деревянный футляр; она была украшена золотыми галунами, но в 1812 г. это украшение снято французами.

21. После всех вещей, принадлежавших Святейшим Патриархам, посетители обращают особенное внимание на облачение, в котором Митрополит Филарет священнодействовал, при Короновании царствующих ныне Государя Императора Александра Николаевича и Государыни Императрицы Марии Александровны, в 1856 г. август 26 дня. Это облачение сделано из золотой парчи, с крестами из гладкого малинового цвета бархата.

Приложение. Сведения о некоторых церковных облачениях и утвари

1. Саккос означает вретище или власяницу. Эту одежду в древней церкви носили кающиеся. Когда саккос принят был церковью в число священных облачений – неизвестно. В древней греческой церкви саккос был принадлежностью одних патриархов. Он давался некоторым архиереям, как награда. В России саккос сперва принадлежал только патриархам; впоследствии он сделался принадлежностью всех архиереев.

2. Митра означает головную повязку, или терновый венец Спасителя. Обычай носить митры был еще в Ветхозаветной церкви. Первосвященники носили на голове особенного рода повязки. В новозаветные времена апостолы Иаков и Иоанн носили, по преданию, золотые повязки. В церкви носить митры усвоено архиереям, архимандритам и некоторым знатнейшими протоиереям. Митры патриархов, как греческих, так и русских, имели ту особенность, что на верху митры водружался крест. Впрочем, право носить митру с крестом, кроме патриархов, с давнего времени принадлежало в Киеве и других юго-западных епархиях митрополитам, епископам и даже архимандритам, которые и теперь носят там такие митры.

3. Панагия значить Всесвятая. Это наименование принадлежит Божией Матери. В древней церкви была приносима особая просфора, или хлеб в честь Божьей Матери, который клался в особый ковчежец. В древних обителях, во время трапезы, настоятели возлагали его на себя и возносили, в воспоминание явления Божьей Матери Апостолам, после вознесения Её на небо. Поэтому, самый ковчежец, в который клался хлеб, назывался панагиаром. По примеру древних настоятелей, устрояли себе такие же панагиары и архиереи. Отсюда получили свое начало нынешние панагии. В отличие от панагий трапезных, или древних панагиаров, нынешние панагии называются наперсными. Патриаршие панагии ничем особенно не отличались от панагий других архиереев; только патриархи имели право носить по две панагии.

4. Омофор. Это облачение представляет собой длинный широкий плат, употребляемый архиереями во время священнослужения. Употребление омофора в христианской церкви восходит к временам апостольским. По преданию, Апостолы Петр и Марк, носили омофоры. В древности омофор делался из агничьей волны и служил символом той заблудшей овцы, которую Иисус Христос, по Евангелию, обрел и взял на рамена Свои. Омофор впоследствии времени начал устрояться из разных тканей с крестами и другими священными изображениями. Омофор, употреблявшийся всероссийскими патриархами, ничем особенно не отличался от омофоров других архиереев.

5. Епитрахиль есть такая одежда, которую носят на себе архиереи и священники. Диакон носит орарь во время священнослужения на одном плече, а священник носит его на шее сложенным вдвое, и на том и на другом плече, для означения ига вящего и в знамение большей благодати Божьей, сообщаемой священнику. Эпитрахи употребляются всеми патриархами, епископами и священниками.

6. Мантия означает смирение и отвержение от мира. Особенность и отличие мантии святительской от иноческой составляют так называемые источники и скрижали. Источниками называются нашиваемый по обеим сторонам мантии ленты, означающие струи учения, истекающие из уст архиереев. Скрижали суть четвероконечные платы, нашиваемые на верхних и на нижних краях мантии. Скрижали должны напоминать святителю о двух Заветах, Ветхом и Новом, откуда он должен почерпать свое учение. Мантии патриаршие отличаются от других архиерейских тем, что патриарху предоставлено право носить мантию такого цвета, какого ему угодно.

7. Кресты походные или предносные. К числу преимуществ, которые присвоены были патриарху, принадлежит и крест предносный. Так, во время торжественных выходов на священнослужение и в других случаях, пред ним носили водруженный на длинном посохе крест. Этим преимуществом впрочем пользуются и до сих пор Киевские митрополиты.

8. Посох, или жезл патриарший в Греческой церкви и доныне называется патерисса, в знак отеческого управления паствой, так как имя патриарх означает отца. Вообще посохи и жезлы архиерейские представляют собой длинные деревянные или металлические палки с поперечниками на верху в виде змеиных глав, знак змеиной мудрости, какую должен иметь святитель.

9. Клобук вообще означает покрывало, носимое на голове монашествующими. В древности, как и ныне, клобуки делались из ткани черного цвета. Ношение белых клобуков было присвоено греческим патриархам. В древней Русской церкви ношение черного клобука узаконено было только митрополитам Всероссийским и архиепископам Новгородским. Во времена Всероссийских патриархов белые клобуки носили только сами патриархи и митрополиты; впрочем с некоторыми различиями. Напереди клобуков патриарших нашивался крест или херувим, или другое священное изображение, а наверху их водружался крест.

10. Поручи. Первоначальное назначение поручей в церковном употреблении было – способствовать священнодействию, в особенности при таинстве Евхаристии, но вместе с тем им усвоилось и другое значение – уз Христовых.

11. Палица есть то четвероугольное украшение, которое привешивается на поясе с правой стороны, в ознаменование духовного воина. В древности это украшение принадлежало только архиереям, впоследствии времени оно было усвоено архимандритам, игуменам и протоиереям.

12. Четки, это принадлежность иноков. Они означают непрестанную молитву, которую должны иметь всегда иноки.

Архимандрит Иосиф

* * *

1

См. «Московские Патриархи». Издание Общества Истории и Древностей Русских. М. 1818 г.

2

Аксамит – плотная парча из пряденого золота.

3

Объяр – струйчатая золотая или серебряная ткань, с травами, цветами и другими узорами.

4

Алтабас – гладкая, золотая, или серебряная ткань, с шелковой основой (нынешний глазет).


Источник: О всероссийских патриархах и патриаршей ризнице / [Архим. Иосиф]. - Москва : тип. А.И. Мамонтова и К°, 1877. - 23 с.

Комментарии для сайта Cackle