Собеседование 45 на псалом 99
Пс.99:1. Псалом Давида во исповедание.
Хотя этот псалом лишен надписания, тем не менее, это не дает права считать его не принадлежащим пророку Давиду. Может быть пророк не пел его в храме и не передал другим псалмопевцам, почему и оставил его без имени. Под исповеданием здесь надо разуметь благодарение, потому что в этом последнем и заключается цель данного пророчества. Вот почему Акила переводит: «в благодарение», Симмах: «в благословение», а пятое издание: «в похвалу».
«Воскликните Богу, вся земля! Работайте Господу с веселием, входите пред Ним с радостью» (Пс.99:1–2). И в этом пророчестве замечается великая точность и последовательность, если кто исследует его внимательно. Восклицать пророк приглашает всю землю, как будто мы победили общего всем врага; затем, когда мы узнали, что виновник победы Бог, пророк повелевает нам работать Ему в веселии, подобно тому, как говорит и Павел: будем все радоваться, непрестанно молиться, о всем благодарить (1Фес.5:16–18), зная, кому и за что мы работаем, от какого рабства освобождены и к какому призваны, сколь легкое иго получили взамен тяжкого. «Входите пред Ним с радостью», т.е. с радостью. Пророк разумеет не здешнюю радость. Подобно тому как для зрелых мужей кажется смешною радость детей, потому что они радуются и восхищаются ничего нестоящими вещами, так и радость грешников представляется достойной порицания для праведников, потому что они радуются нахищенному и награбленному богатству и другим подобного рода вещам, которым нельзя будет радоваться, когда мы должны будем предстать пред страшным Судиею; напротив, мы должны радоваться, когда подвергаемся ограблению, подвергаемся клеветам, потому что с такою радостью можем явиться пред лицо Божие, как об этом свидетельствуют слова Господа: «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5:11–12).
«Знайте, что Господь – Он есть Бог Наш, Он сотворил нас, а не мы, мы же народ Его и овцы пажити Его" (Пс.99:3). Видишь, как Дух Снятый заграждает всякие еретические уста? Так как некоторые еретики, желая разделить Троицу и унизить достоинство Едино-родного, ссылаются на то, что в Священном Писании Он называется Господом, а Богом называется Отец, измышляют несуществующее различие между Господом и Богом, и на свою погибель обращают в богохульство апостольское изречение: «у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1Кор.8:6), и говорят, что Сын, как Господь, меньше Отца, так как не называется Богом, и что это имя не должно и прилагаться к Нему согласно с дальнейшим апостольским изречением: «но не у всех такое знание" (1Кор.8:7), – то пророк, желая прекратить их пустословие, говорит: »...знайте, что Господь – Он есть Бог Наш», дабы они больше не дерзали отделять ни Господа от Бога, ни Сына от Отца. «Он сотворил нас, а не мы». Не сами собою мы существуем, как думают некоторые, а «мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела», как говорит Павел (Еф.2:10); должны, следовательно, признавать некоего Творца. «Мы же народ Его и овцы пажити Его». «Входите во врата Его с исповеданием, во дворы Его с песнопениями, исповедайтесь Ему, хвалите имя Его" (Пс.99:4). Чьи мы овцы, узнай из слов Единородного: «овцы Мои слушаются голоса Моего» (Ин.10:27). Его мы и «народ», как Он говорил нам о том устами пророка: «и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом» (Иез.36:28).
Итак Он есть Господь и Бог; тем и другим называется Сын, как и Отец. В Его врата пророк приглашает войти «с исповеданием», а во дворы «с песнопениями». Сначала, следовательно, должно принести исповедание, и после этого уже петь. Подобно тому как двери закрывают дворы, и никто не может очутиться внутри двора, если не войдет чрез дверь, так точно и мы, прежде чем не исповедуемся, не можем воспевать, потому что нужны чистое сердце и уста, свободные от греховной скверны, если мы хотим угодить Богу жертвою наших песнопений. «Исповедайтесь Ему, хвалите имя Его». Опять пророк ставит исповедание раньше хвалы, желая яснее пред нами запечатлеть сказанное в предшествующем стихе. Исповедаться пророк повелевает Ему как Богу, а хвалить велит имя Его, каковым является Спаситель, поскольку это последнее служит причиной нашего спасения, как о том свидетельствуют Петр и Иоанн, говорившие иудеям: «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12). Вполне справедливо псалмопевец в виду этого и присовокупил: «ибо благ Господь, во век милость Его, и в род и род истина Его» (Пс.99:5). Истина Его, явившись в настоящем роде, явится и в будущем, когда Он воздаст каждому по делам его. А эта неоспоримая и неложная истина заключается в том, что Христос «Господь, во век милость Его», потому что как Христос, т.е. как милосердый и человеколюбивый, Он в настоящей жизни дарует Свою милость, чтобы мы, если по беспечности и впадем в заблуждение, обратились к Нему по Его человеколюбию.
* * *
Творения, приписываемые св. Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня отнесенные к разряду Spuria
Абзацы в тексте расставлены нами. – Редакция «Азбуки Веры»