Источник

Собеседование 31 на псалом 139

Пс.139:1. Удали меня, Господи, от человека лукавого, от мужа неправедного избавь меня.

1. Замечательно, что пророк не молился об избавлении от демонов, львов или драконов, но – от лукавого человека. Очевидно, значит, лукавые люди хуже львов. В самом деле, львы пощадили Даниила, а иудеи Господа распяли на кресте; Илию вороны питали на горе, а Иосифа братья пожрали, продали, не вняв его мольбам. Умо­лял их отрок не продавать его иноплеменникам, но ни мольбы его не смягчили их чрезмерного бессердечия, ни юный возраст не внушил им жалости, ни братская кровь не заговорила в них, как будто не один и тот же сеятель посеял их и не одна и та же почти нива возрастила их; но без всякой пощады они благородней­шего и притом брата продали как раба.

«Удали меня, Господи, от человека лукавого». Дикие пчелы питали Иоанна в пустыне, а Иродиада во время пира обезглавила его. Драконы, змеи и аспиды стыдились этого человека, а развратная женщина не устыдилась пророка. Даниил в Вавилоне истребил дракона, а Давид не смог победить зависти Саула. Змей только обольстил Еву, а Каин своим коварством погубил брата. Собака Каин, подвергаемый ударам, подчиняется Владыке, а Иуда, питаемый, предал Господа.

»Удали меня, Господи, от человека лукавого», а не от зверей, – потому что злобы зверей все обере­гаются, а лукавые люди скрывают свою злобу под видом кротости. Подобно тому как отравители часто прибегают к помощи меда, чтобы его сладостью смягчить горечь яда, так у лукавых людей – в устах сладкие слова, а в сердце – горький нрав, на языке они носят мед, а в уме куют меч, иными представляясь совне, и иными таясь внутри. Лукавый человек, конечно, опаснее зверя; а как – послушай. Зверь, не имея разума, не находит зла против человека, потому что он не соображает и не пользуется указаниями ума и хитрости; а лукавый человек, владея разумом, пользуется им в своих целях, и когда хочет, при его помощи изобретает ло­вушки.

"Удали меня, Господи, от человека лукавого». Не от злого ангела. Есть, ведь, и злые ангелы, о чем упоминает Давид: «послал на них яростный гнев... Свой: ярость и гнев и скорбь, низведенные чрез ангелов (посылающих) бедствия. Проложил путь гневу Своему» (Пс.77:49–50). Но злой человек хуже злого ангела, потому что злой ангел исполняет повеления Божии, а злой человек искажает Его повеления. Что злее диавола? Но, однако, позавидовав Иову, он не осмелился приступить к нему без божественного повеления. А злой человек, слыша: «любите врагов ваших» (Мф.5:44), не только не любит врагов, но даже и благоде­телей ненавидит, и их ищет убить, как это делал Саул с Давидом. В самом деле, Давид низложил его противника Голиафа и освободил его от страха, а он коварствовал убить его. Затем, злого духа Давид прогонял от него своей игрой на гуслях, а он изощрял меч на него и потрясал копьем. Таков злой человек: чем больше получает он благодеяний, тем больше разжигается завистью. Сила благодеяния является пищей для злобы благодетель­ствуемого человека.

"Удали меня, Господи, от человека лукавого», – не от бесов. Бесы прогоняются знамением креста, а злой человек противоборствует самому Господу; Павел одним словом изгонял бесов, а злобы Александра ковача победить не мог: «Александр медник, – гово­рит он, – много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его» (2Тим.4:14). «Удали меня, Господи, от человека лукавого», – не от человека доброго. «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Мф.12:35), и из своего сердца, как бы от корня какого, каждый из них возвращает свое, добрый – доброту, а лукавый – лукавство. И как от горького корня и ветви, и листья, и цвет, и плоды – все горькое, так и у лукавого человека и походка, и взгляд, и вид, и дей­ствия – лукавы. Так, о ногах их говорит Премудрый: «оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо, потому что ноги их бегут ко злу» (Притч.4:15, 1:16). Что касается рук их, то вот как молится пророк: «избавь меня из руки грешника, из руки законопреступника и обидчика» (Пс.70:4). Об оке лукавом говорил Господь: «или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» (Мф.20:15) «Удали меня, Господи, от человека лукавого». Такой человек сплетает коварство, изощряется в лице­мерии, кует в сердце зависть. «От человека лукавого», – не от человека праведного, потому что «праведный печется и о жизни скота своего», как написано (Притч.12:10), а неправедные даже на души людей покушаются. «Праведный печется и о жизни скота своего», как Моисей, взойдя на гору, напоил овец Иофора, а неправедный фараон первородных еврейских топил в реке: один водою поил овец, а другой водою же губил людей.

2. Итак, насколько только возможно, нужно избегать лукавства и неправды; и не только избегать, но и избавлять обижаемых от руки обидчиков, как Авраам избавил Лота, попавшегося в плен, из рук иноплеменников, как сам Лот избавил ангелов от беззакония содомлян. Конечно, природа ангелов и сама по себе не­прикосновенна, но тут дело было в легкомыслии людей. Так и Мои­сей избавил народ еврейский из руки египтян; так Давид осво­бодил Саула от насилия демона; так трех отроков в горящей печи сохранил сошедший к ним ангел; так Даниила из рва льви­ного извела вера; так Иону во чреве китовом спасло покаяние; так Иеремию из грязной ямы освободил евнух Авимелех; так Даниил в Вавилоне избавил Сусанну от суда беззаконных старцев; так Господь все человечество исторг из руки диавола; так апостолы избавляли одержимых духами и болезнями. Но не на одних мужей возлагается обязанность поступать так: тоже самое внушается и же­нам. И действительно, многие женщины и многих избавили от смерти и опасностей: так Сарра избавила Авраама из руки Авиме­леха, мудро назвавши его своим братом; так и Реввека сына сво­его Иакова избавила от руки брата его Исава, посоветовавши ему бежать; так Рахиль отца своего избавила от служения идолам, укравши у него бездушных идолов, потому что украла не с иною какою целью, как чтобы избавить отца от идолослужения; так Раав блудница избавила соглядатаев от руки иноплеменников, спрятавши их в сухом колодце; так Мелхола спасла Давида из рук Саула, открывши ему тайну; так Авигаила спасла Навала от смерти, умо­ливши Давида; так мать Моисея избавила младенца от руки фараона, положив его в корзину; так Марфа и Мария брата своего Лазаря извели из могилы, разжалобивши Господа; так вдовицы Тавифу изба­вили от смерти, умоливши Петра; так вера исцелила кровоточивую, а пост спас ниневитян.

«Удали меня, Господи, от человека лукавого, от мужа неправедного избавь меня». Посмотрим, от кого в частности молит пророк избавить себя. Лукавый человек – это Доик, а муж неправедный – Саул. Именно, Давид, убегая от Саула, пришел в Номву, город священников, и здесь священник Авимелех дал ему копье Голиафа иноплеменника и хлебы предложения. Доик же идумеянин, надзиратель ослов Сауловых, был свидетелем того, что здесь произошло; он пошел и оклеветал Давида и священника Авимелеха, говоря: вчера я был в городе Номве, и там был Да­вид, и священник Авимелех дал ему хлебы и копье Голиафа иноплеменника. Тогда Саул, разгневавшись и весь исполнившись ярости, говорит окружающим его воинам: убейте священников, живущих в городе Номве. Те не смели поднять рук на священников, так как страх Божий удерживал их руки, а прежде рук – намерения. Тогда, обращаясь к Доику, Саул говорит: умертви ты всех свя­щенников Господних, не щади ни старца, ни юноши, ни женщины, ни девицы, ни младенца, ни сосущего грудь; уничтожь все, до осла, овцы и тельца включительно. Доик пошел и, разделив свой отряд, одним приказал окружить город, чтобы никто не убежал и не спасся, другим же приказал поджигать город, а сам, как лев, алчущий крови, устремился на жителей города, как на овец, заключенных в ограде, и убил в тот день триста пятьдесят иереев, носив­ших эфод, и не пощадил ни старца, ни юноши, ни девицы, ни женщины, ни грудного младенца, и ни одной головы из овец, тель­цов и ослов, а сам город сжег огнем. Тогда Давид, узнав об этом, убегая говорил: «Удали меня, Господи, от человека лукавого, от мужа неправедного избавь меня". Действительно, необычайные жестокости были совершены: кровь юношей смешалась с кровью детей, уста младенцев сжимали материнскую грудь, незрелая жатва была снята прежде времени, колосья прежде времени подрезаны серпом, и виноград, еще не созревший, уничтожен градом; женские тайны, которые нужно было скрывать, обнаружены были пред всеми, потому что головные покровы срывались и волосы рассыпались, обнажались груди, которые даже лучей солнца стыдятся, и члены, которые сама природа научает скрывать. Да кто может изобразить все то, что тогда было совершено?

Итак, если так поступает лукавый человек и неправедный муж, то никогда не перестанем усердно мо­лить Бога, говоря: «Удали меня, Господи, от человека лукавого, от мужа неправедного избавь меня". Не только устами будем молиться об этом, но и добрыми делами будем стараться заслужить, чтобы наше моле­ние было услышано. Если таким способом мы будем умолять Бога, тогда мы будем услышаны, и Он не только от лукавого человека и неправедного мужа избавит и спасет нас, но и от невидимых врагов наших защитит нас, и вместе с земными благами удо­стоит и вечных своих благ. В особенности же взаимную любовь между собой будем сохранять чистой и нелицемерной, и благополучие ближнего будем считать собственной пользой. В этом именно отно­шении люди могут возвышаться в подражании Богу, насколько им это вообще доступно. Ведь и Бог наш есть любовь, так и назы­вается. Ему слава и держава, Отцу, и Сыну, и святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

* * *

*

Творения, приписываемые св. Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня отнесенные к разряду Spuria

**

Абзацы в тексте расставлены нами. – Редакция «Азбуки Веры»


Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе : в 12-и томах. - Санкт-Петербург : С.-Петерб. Духовной Академии, 1895-1906. / Т. 5. (в 2-х книгах) - 1899. - 1007 с. / Собеседование о псалмах. 599-977 с.

Комментарии для сайта Cackle