О храмах
I. Православное учение о почитании храмов
О храмах, как местах общественного богослужения, православная Церковь учит, что храм Божий не есть место исключительного пребывания Божества, что Бог пребывает везде и всюду; в хр мах же он являет только «особенное» Свое присутствие, благодатное , и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими и являемое иногда в особенных знамениях. Это учение православной Церкви находит для себя основание и в св. Писании.
Хотя Господь устами пророка и гово рит: «небо – престол Мой» (Ис. 66:1–2), хотя и Соломон в своем смирении изрек: «Богу ли жить на земле» (3Цар. 8:27), – однако в книгах св. Писания говорится о таких местах, на которых Господу угодно было обнаружить особенное Свое присутствие (Быт. 4:4. 28:16–18).
Жертвенники в период Церкви патриархальной заменяли собою храмы. Во времена подзаконные по повелению Божию пророком Моисеем построен был первый на земле храм истинному Богу. «И сказал Господь Моисею... устроят они (израильтяне) Мне святилище и буду обитать посреди их. Все (сделайте), как Я показываю тебе, и образец скинии (храма) и образец всех сосудов ее, так и сделайте (Исх. 25:8–9). И в другом месте св. Писания читаем: «отдал Давид Соломону, сыну своему, чертеж притвора и домов его... Все сие в письмени от Господа, говорит Давид, как Он вразумил меня на все дела постройки храма (1Пар. 28:11–19; ср. 3Цар. 8:13; 9:3). Из приведенных мест св. Писания видно, что храм есть дело воли Божией, получившее начало от Самого Бога и освященное Духом Божиим, ибо Сам Бог повелел Моисею и Давиду устроить храм для общественной молитвы и обещал пребывать в этом месте непрестанно.
Таким образом, еще в Ветхом Завете Сам Бог благословил и освятил храм, как место совокупной молитвы верующих. Поэтому-то евреи, признавая храм домом Божиим, относились к нему с чувством величай шего благоговения.
Обращаясь далее к новозаветным свидетельствам, мы находим в них также весьма ясные указания на необходимость почитания храма. В самом деле, осуждал ли Господь наш Иисус Христос когда-либо храм и давал ли хотя намек на то, что храм не нужен? Не только ничего подобного не встречаем в евангелии, а напротив того, видим, что Сам Господь оказывал уважение храму, посещая его в празд ники: Пасхи, Пятидесятницы, Кущей и др.; весьма часто поучал народ в храме и смотрел на храм, как на место особенного присутствия Божия, как на дом Божий, предназначенный для молитвы. «Каждый день с вами сидел Я, уча в храме» (Мф. 26:55; ср. Лк. 19:47), – сказал однажды Иисус Христос врагам Своим. К этому месту стекались и слушали Его, вынося оттуда самые возвышенные уроки и поучения о святой, богоугодной жизни. Значит, храм, как отдельное место общественной молитвы верующих, и во время Спасителя был училищем веры и благочестия.
По примеру Христа также поступали в отношении места для совершения богослужения и св. апостолы, как равно и другие, первоначально уверовавшие во Христа. Так, сначала, когда христианская община состояла исключительно почти из обращенных в христианство иудеев, не отделилась еще окончательно от иудейства и соблюдала точно обрядовые иудейские постановления, тогда апостолы и другие верующие во Христа нередко собирались для моления в иерусалимском храме. По свидетельству евангелиста Луки, возвратившись в Иерусалим по вознесении Господа, ученики «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53). По сошествии Св. Духа, они точно также «каждый день единодушно пребывали в храме (Деян. 2:46) и особенно в известные часы молитвы. Наконец, самыми живыми доказательствами происхождения и устройства храмов от времен именно апостольских служат вырытые под землею усыпальницы или катакомбы. Такие усыпальницы или катакомбы сохранились еще доселе во многих местах, где процветало христианство в первые века28.
Главнейшее назначение этих усыпальниц у первенствующих христиан заключалось в том, что катакомбы служили местом погребения тел умерших христиан. Но кроме прямого такого своего назначения, катакомбы в эпоху гонения на христианство служили также безопасным убежищем, куда первенствующие христиане часто собирались для совершения богослужения и где устроялись особенные подземные церкви или храмы. В различных местах этих чрезвычайно обширных пещер и теперь есть еще следы и остатки церквей, которые устроялись обширнее и отличнее от других там помещений и усыпальниц. Следовательно, храмы были еще у первенствующих христиан.
Итак, храмы или церкви есть не выдумка человеческая, а дело воли Бо жественной, получившее начало от Самого Бога и существовавшее с первых уже дней возникновения церкви Божией на земле.
Начало религиозного употребления при богослужении свечей и лампад, как принадлежностей храма, положено было, также еще в Ветхом Завете, но по велению Самого Бога. Уже по выходе евреев из Египта, Господь Бог дал Моисею на горе Синайской подробнейшую заповедь о свечах и елее, необходимых при скинии (Исх. 25:31–40; 27:20–21;37:17; 40:24). Определено было и место, на котором должен был гореть светильник (Исх. 26:35. 40:4).
Такое употребление светильников имело значение религиозное и отнюдь не было простым освещением, необходимым для присутствия в святилище в ночное время (Исх. 30:8).
В Новом Завете есть также указания на религиозное употребление светиль ников – указания, хотя и краткие, но тем не менее из них можно заключить, что это употребление хорошо было из вестно всем и не требовало каких-либо пояснений (Деян. 20:7–12. Откр. 1:12– 13:4–5). Относительно же обычая возжигать пред св. иконами свечи, сделанные из пчелиного воска, а не из сала животных, должно заметить, что православная Церковь поступает так по следующим весьма важным основаниям. Кровавые и, вообще, животные жертвы отменены в Новом Завете, воск же составляется пчелами из множества благоуханных трав, а потому может служить наилучшим выражением желания христианина принести в дар Богу нечто приятное в природе и дорогое (Лев. 22:21–22. Мал. 1 гл.).
Бескорыстный труд и усердие пчелы служит выражением искренности и усердия, с каким христианин приносит жертву и молитвы Богу, а чистый воск напоминает христианину заботу о чистоте души своей.
Употребление восковых свечей при богослужении ведет начало еще от вре времен апостольских (Правил. апостол. 72, л. 20).
Употребление при богослужении фимиама, а также и светильников существует по указанию св. Писания (см. Исх. 30:7–8; 40:5; 40:26 – 27; 2Пар. 26:16–18; Мал. 1:11 и и др.) и из Нового Завета видно, что вифлеемскими волхвами принесены Богомладенцу дары: золото, ладан и смирна. Во время земной жизни Иисуса Христа в знак глубочай шого почтения одна женщина помазала йоги его дрогоценными миром, издаю щим необыкновенно топкий и приятный аромат (Лук. 7, 37–38; Ин. 12:3). И Христос не отверг такого помазания (см. еще Ин. 19,39–40.) Поэтому и право славная Церковь, при совершении боже ственной литургии, повелевает кадить фимиамом св. Дары в воспоминание со бытий смерти и погребения Иисуса Христа. Наконец, Иоанну Богослову в открове нии было показано, как 24 старца пали пред агнцем, имее каждый гусли и золотыя чаши, полные фимиама, кото рые суть молитвы святых» (5, 8). В 8 главе св Иоанн Богослов описывает фимиампыя возношения, чистыя жертвы искупленных сынов Божиих (ст. 2–4). Здесь указывается внутреннее знамепо вание каждения фимиамом при бослужепии. Итак, обряд возжепия светильников и курения фимиама находит для себя осно вание, как и почитание св. храмов, в свящ. Писании.
II. Основания из слова Божия для православного учения о храмах
«Дома молитвы», «молитвенные дома», или «храмы Божии», суть места, которые нарочито приспособлены для богослужения и молитвы:
Мф. 21:12. И вошел Иисус в храм Бо жий, и выгнал всех продающих и покупающих в храм, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей.
13.· И говорил им: написано: дом Мой домом молитвы наречется: а вы сделали его вертепом разбойников (Ис.56:7).
Мк. 11:17. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов; а вы сделали его вертепом разбойников? (Ис. 56:7).
Лк. 19:46. Говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы; а вы сделали его вертепом разбойников (Ис. 56:7. Иер. 7:11).
47. И учил каждый день в храме.
Деян. 16:13. В день же субботний мы вышли за город к реке, где по обыкновению был молитвенный дом, и севши разговаривали с собравшимися там женщинами.
16.Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом встретилась нам одна служанка.
Так как в эти храмы собирается Церковь (общество христиан), то и самые храмы потому называются «церквами» (сопостав. «дом», «церковь»):
1Кор. 11:22. Разве у вас нет домов, на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию, и унижаете неимущих? Что сказать вам? Похвалить ли вас за это? не похвалю.
1Кор. 14:34. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
В храме Господь являет Свою особенную милость к молящимся:
Деян. 22:17. Когда же я возвратился в Иерусалим, и молился в храме, пришел я в исступление.
3Цар. 8:11. И не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень.
Отсюда явствует, что Сам Господь обитает в храме:
Мф. 23:21. И клянущийся храмом клянется им и живущим в нем;
22. И клянущийся небом клянется престолом Божиим и сидящим на нем. (Сравн 3Цар. 9:3).
Сам Господь обещал вечное пребывание во св. храме («во век», и «во все дни», для вечного пребывания).
2 Парал 6:2. А я построил дом в жилище Тебе (Святый), место вечного Твоего пребывания.
Апостолы собирались в храме для благоговейной молитвы:
Лк. 24:52. Они поклонились Ему, и возвратились в иерусалим с воликою радостию.
53. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.
Деян. 21:26. Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.
Деян. 24:18. При сем нашли меня, очистившегося в храме, не с народом и не с шумом.
Евр. 10:25. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай, но будем увещевать друг друга, а тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. Срав. 1Кор. 11:22. Деян. 22:17.
Высокий пример исполнения такой заповеди «не оставлять собрания» явили нам Христос и Его св. апостолы:
Лк. 2:46. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их.
Ин. 10:23. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом.
Деян. 5:42. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе.
Совместное пребывание в храме во имя Христово послужило для верующих побуждением именоваться «христианами»:
Деян. 11:26. И целый год собирались они в церкви, и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами.
Образец православного христианского храма взят из св. Писания:
1Пар. 28:11. И отдал Давид Соломону, сыну своему, чертеж притвора и домов его, и кладовых его, и горниц его, и внутренних покоев его, и дома для ковчега.
12. И чертеж всего, что было у него на душе, дворов, дома Господа и всех комнат кругом, сокровищниц дома Божия и сокровищниц вещей посвященных.
Откр. 11:1. И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань, и измерь храм Божий и жертвенник, и покланяющихся в нем.
19. И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса и громы и землетрясение и великий град.
Откр. 15:5. И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе.
6. И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и в светлую льняную одежду, и опоясанные по персям золотыми поясами.
Наказание за непочтение храма:
Иер. 51:11. Острите стрелы, наполняйте колчаны; Господь возбудил дух царей Индийских, потому что у Него есть намерение против Вавилона, чтоб истребить его, ибо это есть отмщение Господа, отмщение за храм Его.
Агг.1:8. Взойдите на гору, и носите дерева, и стройте храмы; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь.
9.Ожидаете многого, а выходит мало, и что принесете домой, то Я развею, за что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите каждый к своему дому.
10.Посему-то небо заключилось, и не дает вам росы, и земля не дает вам произведений.
2Пар. 29:6. Отцы наши поступали беззаконно, и делали неугодное в очах Господа Бога нашего, и оставили Его, и отвратили лица свои от жилища Господня и оборотились спиною,
7.Заперли двери притвора, и погасили светильники, и не сожигали курения, и не возносили всесожжений во святилище Бога Израилева.
8.И был гнев Господа на Иудею и на Иерусалим, и Он отдал их на позор, на опустошение и на посмеение, как вы видите глазами вашими.
9.И вот пали отцы наши и дочери наши и жены наши за это в плену (в земле не своей) до ныне.
Храм ветхозаветный по пророчеству должен перейти к язычникам, кото рые уверуют в Мессию, и храм будет существовать у христиан вечно:
Агг. 2:9. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф, и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф.
Иез. 43:7. И сказал мне: сын человеческий! это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки; и дом Израилев не будет более осквернять святого имени Моего, ни они, ни цари их, блужением своим и трупами царей своих на высотах их.
Ис. 2:2. И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
Мих. 4:2. И пойдут многие народы, и скажут, прийдите и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима.
Ис. 56:6. И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего.
8. Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других.
Деян. 15:16. Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,
17.чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие (Ам. 9, 11:12).
III. Возражения заблудшtго и ответы православного сына Церкви
Заблудший . В слове Божием сказано, что храм есть тело Христа. (Ин. 2:21).
Православный . Об этом спора не будет. И. Христос даже больше храма (Мф. 12:6). Но ведь речь Его касалась ветхо-заветного храма, о святости которого так Он заботился. Словами: «разрушьте храм сей»–Христос не мог указать только на Себя: евреи не признавали Его за Господа, и если бы Он назвал себя храмом, подняли бы страшный вопль, но этого из Евангелия не видно. Евреи только усомнились в Его силе воздвигнуть храм Иерусалимский в 3 дня, если бы он был разрушен. Про это они упомянули Ему на суде и при кресте (Мф. 26:61; Мк. 15:29), про это они не забыли и после того (Деян. 6:14). Между тем случилось собственно то, чего они не ожидали и не понимали. И. Христа они распяли: Пречистое Тело Его 3 дня покоилось в гробу, но затем Он с ним воскрес и тем утвердил завет новый. В этом завете все должно быть новое (2Кор. 5:17; Евр. 8:13), в том числе и новозаветный храм, вместо Иерусалимского. Таким образом, верным оказывается и то, что И. Христос говорил «о храме тела Своего», как и то, что Он воздвиг (основал) храм новозаветный (ср. Мф. 21:42; Пс. 117:22–23).
Заблудший . Всевышний не в рукотворенных храмах живет (Деян. 7:48; 17:24).
Православный . Бог, везде сый и вся исполняяй, местом Своего особенного благодатного присутствия имеет скинию небесную, а она нерукотворенна, т. е. не так устроена, как наши храмы (Евр. 9:11): Бог творил все словом Своим и Скинию Свою создал так же; а что на небе храм есть, – читай Откр. 11:19. При том, Апостол говорил в Афинах,где был храм языческий. Взоры язычников Апостол хотел обратить на небо, посему и говорил лишь о скинии небесной, ни словом не исключая скинии или храма земного.
Залудший . Божество не подобно золоту или серебру.
Православный . Храм и золотые образы в нем – не Бог, как думали язычники, – Бог есть Дух; но это не значит, что Бог не может присутствовать Своею благодатью в христианском храме (подобии скинии небесной, – Евр. 8:5, 9–24) и что Его не нужно (читай: Откр. 11:1–2; Иез. 41–43, 5–13; 44:1–5–14–16–20 и далее).
Заблудший . Ап. Павел говорит: «вы храм Божий» (1Кор. 3:16; 2Кор. 6–16).
Православный . Апостол говорит в том смысле, что христиане, как освящающиеся Духом Божиим чрез таинства, должны иметь одну веру и учение и не иметь разногласий, так как разделения и раздоры возникают от страстей и от плотских помышлений. Но словами «вы храм Божий» он отнюдь не уничтожал храма Божия, как особого дома для молитвы, ибо, если б он это сделал, то шел бы против Бога (ср. 1Пар. 17:1. 11–14). Напротив, он говорит, что «если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1Кор. 3:16–17).
Заблудший . Но тут сказано ясно, что им храм Божий.
Православный . Здесь только сравнение с храмом Божиим, но не уничтожение его, ибо если бы не было храма Божия, как здания, то разве бы Апостол мог христиан назвать храмом? И мы, христиане, храм Божий, и дом Господень (здание, место Богослужения) тоже храм Божий, ибо там и здесь одинаково присутствует благодать Божия освящающая. Что суждение это справедливо, покажет нам пример. Мы говорим иногда человеку, хваля его за прекрасную душу: «ты– настоящее золото». Значит ли это, что человек есть действительно золото, и что золота, как металла, уже более не нужно?
Заблудший . Нет, этого сказать нельзя.
Православный . Нельзя поэтому и уничижать храм Божий, как дом молитвы, только потому, что люди, ради пребывания в них Духа Святого, названы Апостолом храмом. У того же Апостола дальше (6, 19) и тела наши названы «храмом живущего в нас Духа Святого». Что же, – значит ли это, что живой – Дом Божий есть храм святой и тоже живой, так как в нем живет благодать Божия. Неужели ты положишь пределы обитанию Духа Божия?
Заблудший . Нет, – Дух дышет, где хочет (Ин. 3:8),
Православный . А если так, то и мы «с душой живой», и храмы с мертвой материей (деревянные или каменные), и словом – все места обитания Духа Святого могут быть названы храмом живым, жилищем Духа Божия, ибо вот– «Дух животворит» (Ин. 6:63).
Странные теперь времена: первых христиан Апостолу приходилось еще убеждать, что и они, имея храм Божий, как дом молитвы, также храм Божий, по обитанию в них Духа Святого, – до того они были привязаны к храму и считали его лишь святым; а нынешние христиане наоборот –себя считают храмом святым, дом же Божий, дом молитвы отвергают и признают его ненужным, вопреки заповеди Христовой (Мф. 21:13).
Заблудший . Молиться можно на всяком месте.
Православный . Если на всяком, то и в храме; да и храмы можно ставить на всяком месте.
Заблудший . Я молюсь тайно.
Православной . А в храме нельзя тайно молиться? Напротив, присутствующие там молятся тайно. А вот этого ты не читал: «молитвы мои Господу воздам пред всеми людьми, во дворах дома Господня» (Пс. 115:9–10). Потому-то ты в собрании своем молился только тайно?
Заблудший . Нет, и у нас молятся громко.
Православный . Стало быть, про тайную молитву и говорить нечего. IV Для миссионерской полемики с сектантами о храмах
Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. | Истинный смысл сих текстов. | Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование |
I | ||
Иер. 7:4. Не надейтесь на обманчивыя слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». 5.Но если совсем исправите пути ваши и Деяния ваши; если будете верно производить суд между человеком ли соперником его; 6.Не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе; 7.То Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов. 8. Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которыя не принесут вам пользы. Примеч . Это пророчество о ветхозоветном храме, ложно понятое, сектанты относят и к храмам новозаветным. | Этими словами Господь делает укор иудеям за то, что они жили нечестиво и грешно: ст. 9, а между тем рассчитывали, что Господь пощадит их ради храма Своего: ст. 10.11. В противность их ожиданиям, Господь грозно обещает за их грехи: ст. 13 произвести разрушение храма (ст. 14) и пленение народа (ст. 15). В этих местах достоинство храма Господня не умаляется, так как все-таки он на зывается «домом Господним»: ст. 2, дом – где «лице Мое» и «имя Мое»: ст. 10, 14, т. е. лице и имя Господне. Когда угроза исполнилась и храм этот был действительно разрушен (1Цар. 5:12), то все-таки по Божию внушению построен был новый «дом Господа» («возбудил Господь дух Кира»), «и с ними пророки Божии подкреплявшие их» (1Ездр. 1:1–3. 5:2), а потому совершенно неосновательно приводят сектанты в оправдание своего отрицательного отношения к новозаветным храмам – тексты, относящиеся к ветхозаветному храму и к народу иудейскому, а не к христианам. Кто дерзнет сказать, что новозаветный храм сделался вертепом разбойников? (ст. 11). | Иер. 7:9. Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете. 10.И потом приходите, и становитесь пред лицом Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости. 11.Не сделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? 13. И ныне, так как вы делаете все эти дела, говорить Господь, и Я говорил вам с раннего утра, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали. 2. Стань во вратах дома Господня, и провозгласи там слово сие, и скажи: слушайте слово Господне, все Иудеи, входящие сими вратами на поклонение Господу. |
II | ||
Мк. 13:1. И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! 2. Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. Примеч . По мнению сектантов, основанному на приведенных словах, выходит, что пророчество о разрушении иерусалимского храма должно относиться и к храмам православных христиан. | Здесь содержится пророчество Господа о разрушении иерусалимского храма, которое и исполнилось спустя 36 лет, когда Иерусалим взят был римлянами. Относить это пророчество Господа ко всем храмам вообще и отсюда заключать, что храмы не нужны, нет ни какого основания; напротив, в свящ. Писании говорится, что храмы будут существовать во вселенной до послед них времен. На это ясно указывает апостол, когда говорит об антихристе: 2Фес. 2:3–4. Отсюда видно, что имеющий быть пред вторым пришествием антихрист еще застанет существование храмов Божиих и будет стараться осквернить храм своим присутствием. Затем из пророчества Амоса, повторенного в Деян. 15:16 – 17, видно, что и все народы, следовательно и народы языческие (каковыми некогда были и мы, русские люди) взыщут Господа; между этими пародами возвестится имя Господа. А где же оно больше всего возвещается, как не в храме Божием? Итак приведенное место (Мк. 13:1–2) нисколько не подтверждает сектантского лжеучения об отрицании храмов. | 2Фес. 2:3. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели. 4. Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Деян. 15:16. Потом обращусь и возсоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам и исправлю ее. 17. Чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие. (Ам. 9:11. 12). Ам. 9:11. Заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю и устрою ее. |
III | ||
Ин. 4:21. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. 22.Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся: ибо спасение от Иудеев. 23.Но настанет вре мя, и настало уже, когда истинные поклон ники будут покланяться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. 24. Бог есть дух, и покланяющиеся Ему должны покланяться в духе и истине. 1Тим. 2:8. Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения. Ср. Мал. 1:11. Деян. 7:48. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк. 49.Небо престол Мой и земля подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? 50.Не моя ли рука сотворила все сие?(Ис. 60:1–2). Ис. 66:2. Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушеного духом и на трепещущего пред словом Моим. Примеч . На основании приведенных текстов сектанты пытаются отрицать необходимость храмов Божиих. | Если понимать эти слова в сектантском смысле (отрицания храмов), то как смотреть на то обстоятельство, что Сам Христос оказывал почтение к храму, посещал его, молился в нем и даже изгнал торжников из храма, наименовал оный храм домом молитвы для всех народов: Мф. 21:12–13. Мк. 11:16–17. Если бы Христос отвергал видимое, внешнее поклонение Богу, как утверждают сектанты, то для чего же Он Сам совершал такое поклонение – молился, например, поднимая очи к небу, преклоняя колена и проч? Согласно словам Спасителя, православные люди имеют не один храм на всю страну: православные храмы отроются везде соответственно потребностям верующих людей; точно также молитвословия по частным случаям (напр. водоосвящение) совершаются православною Церковью на всяком месте. Необходимость особенного места (или храма) для молитвы вытекает из того, что храм отвлекает нас хотя на время от мирской суеты. Истину вездеприсутствия Божия ясно понимал и умудренный Господом царь Соломон, однако это не послужило препятствием для Соломона – построить храм Божий, а благодати Божией – изобильно излиться на новопостроенный храм: 3Цар. 9:3. 2Пар. 7:2–12. Следовательно словами указанных мест нисколько не воспрещается построение и почитание храмов Божиих. Достоинство храма Божия засвидетельствовал Сам Иисус Христос: Мф. 23:21. В приведенных сектантами местах (Деян. 7:48 – 50), архидиакон Стефан обличает горделивое мнение современных ему иудеев, по которому иерусалимский храм был единственным местом, достойным для поклонения Богу истинному: Ин. 4:20. Ап. Павел обличает то представление язычников, по которому буд-то Господь живет и вмещается в храме, как человек. В словах прор. Исаии Господь выражает негодование на иудеев за небрежность в приношении жертв и в отправлении Богослужения: Исаии 66:3. Строя свои храмы, христиане, как и Соломон, стремятся устроить только удобные места для благоговейной молитвы и для снискания Божия благословения: 3Цар. 8:29. Пророк Исаия, на которого ссылаются сектанты, почитал рукотворенный храм и в пророческом видении предрек, что иерусалимский храм будет некогда посещаться благочестивыми паломниками (христианами): «И пойдут многие народы» (Ис. 2:3). Тот же пророк предсказал, что по образцу иерусалимского храма будут устраиваться дома молитвы у всех народов (Ис. 56:7), уверовавших в истинного Бога. Исаии было видение в храме, весьма замечательное по обстановке и обличительное для сектантов, отвергающих храм (см. Ис. 6:1–3 и дал.). Здесь повествуется о видении храма в свете неприступном. В этом храме на престоле восседал Сам Бог, окруженный серафимами. По учению православной Церкви, также незримо для наших грешных очей присутствует Господь на престоле во всяком храме во время Богослужения. | Мф. 21:12. И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей 13. И говорил им: написано: дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников (Ис.56:7. Иер. 7:11). Мк. 11:16. И не позволял, чтобы кто пронес чрез храм какую-либо вещь. 17. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов; а вы сделали его вертепом разбойников. (Ис.56:7). Ин. 2:17. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. (Пс. 68:10). 3Цар. 9:3. И сказал ему Господь (Соломону): Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня (сделал все по молитве твоей); Я освятил сей храм, который ты построил, что бы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни. 2Пар. 7:2. И не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень. 12. И явился Господь Соломону ночью и сказал ему: Я услышал молитву твою и избрал Себе место сие в доме жертвоприношения. Мф. 23:21. И клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; Ин. 4:20. Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Ис. 66:3. Беззаконник же, закаляющий вола, – то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву то же, что задушающий пса. 3Цар. 8:29. Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал; Мое имя будет там: услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем Ис. 2:3. И пойдут многие народы и скажут: придите и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям – и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима. Ис. 56:7. Ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов. |
IV | ||
Деян. 17:24. Бог, сотворивший мир и все, что в нем. Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет, 25. И не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. Примеч . Этими текстами сектанты силятся доказать, что Бог везде сущий не может иметь храм местом Своего особенного присутствия. | Приведенные слова (Деян. 17:24–25), сказанные ап. Павлом в афинском ареопаге, направлены были против храмов (капищ) языческих и против идолов. Афиняне считали этих идолов богами и думали, что эти боги живут в храмах, как в домах, и буд-то за приносимые им жертвы оказывают людям благодеяния. Значит, в разбираемом месте, как и в вышеприведенных подобных местах, изобличается превратное понятие о храмах, какое имели язычники и иудеи и какое имеют сектанты. О храме же истинного Бога сказано: 3Цар. 8, 29–30. | 3Цар. 8:29. Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: Мое имя будет там; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем. 30. Услышь моление раба Твоего и народа Твоего, Израиля, когда они будут молиться на месте сем, услышь на месте обитанияТвоего, на небесах, у слышь и помилуй. |
V | ||
1Пет. 2:5. И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом. 1Кор. 3:16. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? 17. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят, а этот храм вы. 1Кор. 6:19. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? 2Кор. 6:16. Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога Живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (Лев. 26:12). Евр. 3:6. А Христос, как Сын, в доме Его. Дом же Его мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца. Еф. 2:21. На, котором (Господь) все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм, в Господе. 22. На котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. Деян. 2:46. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца. Примеч . На основании этих текстов св. Писания сектанты вещественные храмы считают безполезными. | Этими местами св. Писания выясняется, что каждый добродетельный христианин с его телом и душою есть храм Божий и храм Духа Святого, так как в них почил Дух Господень; однако такие люди Божий храм усердно посещали, как напр. прор. Давид: Пс. 5:8; 26:4; апост. Павел: Деян. 22:17; 24:18. Сектанты еще ссылаются в отрицании храмов на Деян. 2:46; но эта ссылка не столько подрывает, сколько утверждает достоинство храмов Божиих. Здесь повествуется о том, что первые христиане для молитвы («единодушно») ежедневно являлись в храм иерусалимский, для совершения же «преломления» собирались у себя в домах. Последнее делали, очевидно, потому, что в храме иерусалимском им иудеи этого не дозволили бы. Когда эти «дома» и «горницы» христиане приспособили нарочито для молитвы и богослужения («но обыкновенно был молитвен, дом», «в горнице было довольно светильни ков»: Деян. 1:13; 20:8), – тогда у них явились свои св. храмы, настоящие храмы христианские. Разумеется, это приспособление и устройство требовало времени, и потому по необходимости первые христиане преломление совершали временно «по домам». Сами сектанты признают необходимость нарочитых домов для молитвы, или что то же, св. храмов, но только по своей злонамеренности, упорству неразумно путают в названиях, исключительно применяя к человеку название – «храм», к молитвенной же постройке – «дом»; между тем человек, хотя и называется «храмом» и «домом», но тем не менее живет по большей части в доме (квартире) вещественной, да наконец и само слово Божие безразлично применяет названия «храм» и «дом», как к человеку, так и к зданию, что видно из тех же мест св. Писания, которые приведены сектантами: напр. к человеку (1Кор. 3:16–17; 6:19; 1Пет. 2:5; Евр. 3:6) и к свящ. постройке: Пс. 121:1–2; Ис.56:7; Мф. 21:12; Деян. 22:17. | Пс. 5:8. А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем. Пс. 26:4. Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать (святый) храм Его. Деян. 22:17. Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление. Деян. 24:18. При сем нашли меня очистившагося в храме не с народом и не с шумом. Деян. 1:13. И пришедши взошли в горницу, где и пребывали,Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома. Деян. 20:8. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. Пс. 121:1 Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень. 2. Вот, стоят ноги наши в вратах твоих, Иерусалим. Ис. 56:7. Я приведу на святую гору Мою. и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем: ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов. Мф. 21:12. И пошел Иисус в храм Божий. Деян. 22:17. Когда же возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление. |
V. Православное учение о церковно-богослужебных светильниках, о каждении фимиамом, о колоколах, приношениях и чествовании священных предметов
Православному богослужению величественное благолепие и особенную торжественность придают светильники, каждение и звон, что невольно привлекает к нему молящегося и заставляет его отрешить ум и сердце свои от земного, суетного, и вознестись духом горнему, возвышенно-святому, божественному. Это называется внешней стороной нашего богослужения. Внешняя сторона так же существенно необходима в богослужении, как одежда необходима для нашего тела. И если торжественностью нашей праздничной одежды мы часто выражаем наше уважение, наше почтение к тому, для кого мы так одеваемся, то тем более торжественностью внешней стороны нашего богослужения мы стараемся выразить наше глубочайшее благоговение и преклонение пред Господом Богом. Поэтому, чем более мы хотим прославить Бога не только в душах, но и в телесах наших, тем торжественнее совершаем служение Ему. Церковь, от времен христиан, употребляет возжение светильников, каждение, колокольный звоп и проч. Все эти церковнобогослужебные принадлежности и действия совершаются по чину и уставу Церкви, имея священное значение и знаменование. На вопросы и сомнения о пользе этих обрядов, возникающие у сектантов, православная Церковь всегда даст основательное объяснение.
Вопрос : Для чего употребляются светильники при христианском православном богослужении?
Ответ . Христианская Церковь издревле начала возжигать при богослужении светильники – свечи и лампады и не только при ночном богослужении, но и при дневном. Светильники, по указанию священных писателей и отцов Церкви, служат выражением «духовной радости и торжества Церкви» и в то же время указывают на наше участие в радостях и торжествах Церкви и поэтому, чем более возжигают светильников при богослужении, тем живее участие верующих в радости Церкви; и светильники (свечи), приносимые верующими в храм Божий, означают тогда, что сердца приносящих согреты пламенем любви к Богу и святым Его, еще на земле бывших светильниками миру (Ин. 5:35; 8:12). Вообще же светом своих светильников Церковь указывает нам, что Господь, живущий во свете неприступном, просвещает мир духовным своим светом (Ин. 8:12).
Вопрос : С какого времени в Церкви употребляются светильники?
Ответ: С самого начала ее существования. Еще в Деяниях апостолов говорится: «бяху же свещи многи в горнице, идеже бяху собрании» (Деян. 20:7 – 8). Об употреблении светильников упоминается в правилах апостольских и в правилах вселенских соборов, как, напр., 7-й Вселенский собор говорит: «изображению честного и животворящего креста и св. Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестных обычай был»(Догмат. св. отец 7 Вселен. собора). В «Известии учительном о сосудах священных, к служению потребных» указываются: «свещи горящие... четыре, или три да будут при литургии божественной, на престоле, на жертвеннике, пред иконами две, на исхождение. В велицей же нужде, две, или едина, ибо аще кроме свещ литургисати дерзнет иерей, смертно согрешит».
Вопрос . Что употребляется для возжигания церковных светильников?
Ответ . Елей (деревянное масло) и воск. Они употребляются, как самые чистые и поэтому наиболее достойные из веществ, для возжигания к прославлению Святого имени Божия. Эти же вещества употреблялись и в древности. Так, еще в ветхом завете в скинии, в златом светильнике с семью свечами горел чистый елей (Исх. 27:20). В Правилах апостольских (Пр. 3 и 71) постановлено приносить в храм «елей для лампады». Елей (деревянное масло) должен быть употребляем самый чистый и свечи должны быть из чистого·воска. А посему, весьма грешат те, которые, желая принести жертву храму Божию, или по скупости, или по небрежности, приносят не из чистого воска свечи, а парафиновые, которые коптят церковь и помрачают благолепие храма.
Необходимой принадлежностью каждого христианского храма, наипаче наших православных церквей, служат колокола. Церковный звон предваряет и сопровождает все наши общественные церковные богослужения.
Вопрос . Для чего же употребляются колокола?
Ответ . Колокола при православных храмах назначены для того, чтобы 1) призывать верующих в храм к службам, 2) отсутствующих в храме возбуждать к молитвенному славословию Святого имени Божия. Звоном колоколов выражается торжество Церкви и величественность ее богослужения, а также обращается внимание верующих на известные части служб церковных.
Праздничный звон отличается торжественностью и бывает более радостным и веселым, чем звон будничный и великопостный; великопостный же звон бывает печальный, медленный.
При совершении богослужения в указанное церковным уставом время бывает каждение св. престола и икон, а также предстоящих в храме.
Вопрос . Какие вещества употребляются для каждения и какие сосуды?
Ответ. Для каждения употребляется фимиам или ладан (древесная душистая смола). Этот ладан вместе с горящим углем вкладывается в сосуд для каждения, называемый кадилом, кадильницею.
Вопрос : Что знаменует собою каждение?
Ответ . Каждением престола и икон выражается особое почтение и благоговение к ним (Догмат, св. отец 7 Всел. соб.), а также указывается на молитву верующих, чтобы она так же возносилась к Престолу Божию и к святым Его угодникам, как дым (фимиам; кадильный поднимается горе, и так же была приятна для Господа, «в воню благоухания духовного», как приятен для верующих дым кадильный. Каждение же верующих выражает собою «веяние благодати Пресвятого Духа» (как говорится в молитве на благословение; каждения); поэтому-то верующие благоговейно наклоняют головы, когда их кадят. (Особое прил. к журн. «Миссион. Обозрен.» 1900 г., стр. 336 – 340).
VI. Основания из слова Божия для православного учения о церновно-богослужебных светильниках, о каждении фимиамом, приношениях и чествовании священных предметов
а) О светильниках и фимиаме
Исх. 25:31. И сделай светильник из золота, чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него.
37. И сделай к нему семь лампад, и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его.
Исх. 27:20. И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, дли освещения, чтобы горел светильник во всякое время.
21. В скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицом Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых.
Исх. 30:1. И сделай жертвенник для приношения курения; из дерева ситтим сделай его.
7. На нем Аарон будет курить благовонным курением: каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им.
35.И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый;
36.И истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе, это будет святыня великая для вас.
37.Курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа.
38. Кто сделает подобное, чтобы курить им, (душа та) истребится из народа своего.
Исх. 31:11. И елей помазания и курение благовонное для светилища: все так, как Я повелел тебе, они сделают.
Лев. 24:4. Па подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда.
(См. Исх. 37:17–29. 40:25. Лев. 24:2. Числ. 8:2 – 3. 16:46–47. 3Цар. 7:49. Прем. 18:21. Сир. 45:20.
Пс. 140:2. Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих, как жертва вечерняя.
Мал. 1:11. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будуть приносить фимиам имени Моему, чистую жертву.
В Новом Завете нигде не говорится об отмене употребления светильников и фимиама, но в пользу их было сказано следующее:
Деян. 20:8. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.
Mф. 2:11. И, вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, матерью Его, и падши поклонились Ему: и, открыв сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну.
Фил. 4:18 Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.
Откр. 1:12. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившисьувидел семь золотых светильников.
13. И посреди семи светильников подобного Сыну человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом.
Откр. 5:8. И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.
Откр. 8:3. И пришел иный Ангел, и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил на золотой жертвенник, который пред престолом.
4.И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.
5.И взял Ангел кадильницу, наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии, и землетрясение.
б) О приношениях в храм
Лев. 7:9. И всякое приношение хлебное, которое печено в печи, и всякое, приготовленное в горшке или на сковороде, принадлежит священнику, приносящему его.
10. И всякое приношение хлебное, смешанное с елеем и сухое, принадлежит всем сынам Аароновым, как одному, так и другому.
1Пар. 29:17. Знаю, Боже мой, что Ты испытуешь сердца и любишь чистосердечие; я от чистого сердца моего пожертвовал все сие, и ныне вижу, что и народ Твой, здесь находящийся, с радостию жертвует Тебе.
Новым заветом отменены жертвы преобразовательные, кровавые, прочие же утверждены Самим Господом:
Лк. 11:42. Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией, сие надлежало делать, и того не оставлять.
Мф. 26:8. Увидев это, ученики Его вознегодовали, и говорили: к чему такая трата.
9.Ибо можно было бы продать это миро за большую цену, и дать нищим.
10.Но Иисус, уразумев сие, сказал им; что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня.
11.Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете.
Мф. 17:27. Но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми; и, открыв у ней рот, найдешь статир, возьми его, и отдай им за Меня и за себя.
Итак, обряды: вожжение светильников, воскурение фимиама и приношение в храм находят для себя подтверждение в свящ. Писании.
Находят также в нем подтверждение и другие обряды. Так, в 6 гл. 3 ст. Иис. Нав. и 27 гл. 32 ст. Мф. Косвенно выясняется смысл и значение крестных ходов; в 5 гл. 17 ст. и в 8 гл. 7 ст. Чис., 5 гл. 1–4 ст. Иоанна – освящения воды; из 28 гл. 1–3 ст. Исход. 2Тим. 4:13 усматривается значение богослужебных одежд (подробнее см. в отделе об обрядах).
в) О чествовании свящ. предметов
Нарочитые св. сосуды и утварь:
Исх. 25:29. Сделай также для него блюда, кадильницы, чаши и кружки, чтобы возливать ими: из золота чистого сделай их (см. далее ст. 30–39).
40. Смотри, сделай их по тому образцу, какой показал тебе на горе.
2 Ездры 8:57. И сказал им: и вы святы Господу и сосуды сии святы, равно и золото·и серебро, данное по обету Господу Богу отцев наших.
Особые св. одежды (см. об употреблении свящ. одежд).
Относительно указываемой сектантами лжицы должно заметить, что она употребляется с тем, чтобы бережнее преподать верующим св. Дары, так как неосторожными бывают не только дети, но и люди взрослые; лжица сути дела не изменяет, а служит только для точного исполнения заповеди апостольской:
1Кор. 14:40. Все должно быть благопристойно и чинно.
Также не изменяет существа дела и совершение св. крещения в сосуде вместо реки; если рассуждать по-сектантски, то нужно всем обязательно креститься в той самой реке Иордане, где крестился Господь и апостолы, однако сектанты и сами этого не могут выполнить.
Вот и свидетельства слова Божия о пользе чествования священных предметов:
Мф. 14:36. И просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.
Мк. 5:27. Услышав о Иисусе, подошла сзади в народе, и прикоснулась к одежде Его.
28. Ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.
29.И тотчас изсяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.
Деян. 19:12. На больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.
VII. Для миссионерской полемики с сектантами о светильниках в фимиаме
Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. | Истинный смысл сих текстов. | Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование |
I | ||
Ис.66:13. Воскуряющий фимиам то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их. Примеч . Эти слова пророчества сектанты относят и к употреблению фимиама в православных храмах. | Здесь обличается еврейский народ за свою нераскаянность, за принесение жертв без соответствующего душевного настроения, сокрушения сердца, смирения и трепета пред Богом; ст. 2. А эти именно качества и требуются от молящихся православною Церковью. Значит, относить эти слова к православной Церкви отнюдь нельзя, ибо православные при светильниках и фимиаме молятся не идолу, а истинному Богу и употребляют таковые по слову Божию: Исх. 31:11. Лев. 24:4. | Ис.66:2. Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим. Исх. 31:11. И елей помазания и курение благовонное для святилища: все так, как Я повелел тебе, они сделают. Лев. 24:4. На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда. |
II | ||
Мих. 6:7. Но можно ли угодить Господу тысячами овнов, или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего за грех души моей? Евр. 10:6. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. 7. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже (Пс. 39:7–9). 8. Сказав прежде, что ни жертвы, пи приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех (которые приносятся по закону), Ты не восхотел и не благоизволил. Примеч. Ветхозаветные всесожжения и жертвы сектанты смешивают с фимиамом и светильниками, употребляемыми в православ. храмах. | Вещественные дары и жертвы не угодны Богу лишь в том случае, когда они приносятся без усердия, когда приносящие не исполняют заповедей Божиих, ибо тот же пророк говорит, что когда сам человек будет «действовать справедливо, возлюбит дела милосердия» (ст. 8), – тогда и вещественные дары и жертвы Богу будут угодны, что видно из первой кн. ветх. завета; Быт. 4:4–5, так и из нового: Лк. 21:3. Разница здесь в том только, что тогда были жертвы кровавые, а ныне безкровные. Под «всесожжением» (Евр. 10:6 – 8) разумеются не свечи и ладан, как изъясняют сектанты, а особый вид ветхозаветных кровавых жертв (Лев. 1 глав.), об отмене которых я говорит апостол. Что же касается жертв и вещественных даров в храме, как например, приношения свечей и фимиама, то таковое одобряется и св. Писанием, как это видно из следующ.слов Спасителя: Мф. 5:23 – 24.Здесь разумеется, очевидно, дар вещественный, чувственный, а не духовный. | Мих. 6:8. О человек! сказано тебе, что добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим. Быт. 4:4. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его. Лк. 21:3. И сказал: истинно говорю вам, что. это бедная вдова больше всех положила. Мф. 5:23. Итак если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брать твой имеет что-нибудь против тебя; 24. Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. |
* * *
Катакомбы найдены в Риме, Неаполе, Сицилии, Испании, на острове Кипре, в Антиохии, Александрии и друг, местах (А. фон-Фрикен «Римск. катакомбы» часть I. Москва, 1872 г., стр. 70).