Источник

IV. О церковном учительстве

Господь наш Иисус Христос в самом начале Своего общественного служения избрал для проповеди о Нём всем народам апостолов: «и поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь» (Мк.3:14). «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:15–16). «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф.28:19). Но сами апостолы не могли преподать учения Христова всем народам и потому рукополагали пресвитеров и епископов в каждой церковной общине: «Рукоположив же им пресвитеров в каждой церкви, они, – говорится в книге Деяний, – помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян.14:23). Рукоположенным же апостолами пастырям Церкви они внушали: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями» (Деян.20:28). «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь, и слушающих тебя» (1Тим.4:14–16). «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим.4:2). «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передавай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2). Здесь под верными людьми несомненно подразумеваются пресвитеры, как поставленные учители. Наконец, апостол Павел в Послании к Коринфянам пишет: «иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1Кор.12:28). Таким образом сущность учения православной церкви по вопросу об учительстве такова: а) для распространения и утверждения учения Своего, необходимого для спасения людей, которое Христос преподал верующим, Спаситель благоволил избрать особых лиц – апостолов; б) апостолы для той же цели поставляли епископов, которым предоставляли право рукополагать пресвитеров, заповедуя им проповедовать Слово Божие; в) В силу этого, после апостолов право церковного учительства по преемству перешло к епископам и пресвитерам; г) Учительство, не руководимое голосом церкви, выраженным в творениях святых отцов и учителей церкви, и в определениях вселенских и поместных соборов, есть самопроизвольное, могущее производить только ереси и расколы. К этому нужно ещё добавить, что предметом церковного учительства должны служить: 1) изъяснение Священного Писания, 2) истины догматические и нравственные, 3) истины библейско-исторические Ветхого и Нового Завета, 4) истины церковно-литургические и обрядовые; а источником церковного учительства служат Священное Писание и Священное Предание. Бесспорная истина, что Спаситель Христос есть первый и высший Учитель, принёсший на землю Своё возвышенное божественное учение, находящееся в Евангелии; Он один только принёс с неба такое возвышенное учение. Но Он вовсе не говорит того, что в Церкви не должно быть особо поставленных учителей; напротив, Он Сам посылал апостолов учить и постановлял их учителями, а апостолы преемников своих: «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1Кор.12:28). Много говорится об этих учителях и в других местах Слова Божия. В послании к Ефесянам тот же апостол Павел пишет то же: «Он поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф.4:11). В Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «Имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении» (Рим.12:7), велит пребывать в учении, а не оставлять его, как не согласное с учением Спасителя о Нём, Едином Учителе. И в 1-м послании к Тимофею он усиленно говорит о самом себе как учителе веры. «Я, – говорит он, – поставлен проповедником и апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине» (1Тим.2:7). Точно то же говорит он и во втором Послании к Тимофею: «Я поставлен проповедником и апостолом и учителем язычников» (2Тим.1:11); и самому Тимофею советует или, вернее, заповедует: «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим.4:2); «вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя» (1Тим.4:16). Есть и другие подобные места в Слове Господнем. Вот теперь и нужно судить беспристрастно, справедливо ли поступают те, кто, восставая против церковного учительства пастырей и церкви, сами восхищают это недарованное им право.

Краткое объяснение мест Священного Писания, относящихся к церковному учительству и извращаемых иномыслящими с Православной Церковью

Мк.4:11:25. «И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах... Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет».

Объяснение. Этими изречениями Господа опровергается то ложное представление, по которому думают, будто Христос преподал Своё учение так, что оно для всех одинаково ясно. Апостолам «дано знать тайны Царствия Божия»: Мк.3:14:4:10:34; они и их преемники поставлены пасти Церковь Господа: Деян.20:28; 1Кор.12:28, и к ним сказано: проповедуй... настой... обличай... увещевай: 2Тим.4:2.

Мк.9:38–39. «При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему; ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня».

Объяснение. Подчинение бесов показывает, что изгоняющие были искренно верующими в Божество Иисуса Христа, иначе их постигла бы та же участь, что и сынов Скевы: Деян.19:13–16. Посольство на проповедь и учительство установлено Господом: Еф.4:11–13; 1Кор.12:29; Тит.1:5.

Мк.13:37. «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте».

Объяснение. Господь говорит здесь только о заповеди бодрствования и постоянной готовности к сретению Его, и эта заповедь одинаково относится к пастырям и пасомым: Лк.12:40–41. К отрицанию же церковного учительства здесь нет ни малейшего повода, ибо на это учительство есть ясные повеления: Мф.28:19–20.

Лк.12:8–9. «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими».

Объяснение. Исповедание Господа и дело церковного учительства – два дела разные: первое обязательно для всякого христианина: Мк.8:38; 1Ин.4:15; а второе для тех, кто на это поставлен: 1Кор.12:28–29; а не для того, кто сам собою предвосхищает недарованную ему честь: Евр.5:4.

Иак.3:1. «Братия мои: не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению».

Объяснение. Учителями не только не могут быть все, но их не должно быть и много: Лк.22:31; размножение же непризванных учителей предсказано апостолом на тот конец, когда здравого учения принимать не будут... и от истины отвратят слух: 2Тим.4:3–4.

1Пет.5:10. «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми».

Объяснение. В словах «всякой благодати» разумеется совокупность даров, нисходящих от Бога: Иак.1:17; 1Кор.12:4–7; но здесь никому из мирян не даётся, например, права церков. учительства или пастырства, так как это право даётся особо избранным лицам и через рукоположение: Рим.15:1–5; 1Кор.12:28–29; Еф.4:11; Деян.14:23.

1Ин.2:12–14. «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого».

Объяснение. Из этих слов Иоанна убеждаемся, что члены единой Церкви разделяются по возрастам: «дети, юноши, отцы»; отсюда необходимо обратить особенное внимание на то, что в Церкви Христовой не все имеют знание, но только отцы, а – посему есть и нуждающиеся в научении от других, есть и обязанные делиться своим знанием с другими (по слову апостола Петра: «Служите друг другу тем даром, какой кто получил»: 1Пет.4:10; и апостола Павла: Рим.12:6–8).

1Ин.2:20:27. «Впрочем вы имеете помазание от Святого и знаете всё... помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте».

Объяснение. Здесь говорится об особых дарах духовных, которые ради особых целей божественных подаваемы были христианам апостольского века: 1Кор.12:28–30. В словах «Вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас», очевидно, разумеется предостережение от учения иного благовествования: Гал.1:6; другими словами, христиане не должны нуждаться в учительстве лжепророков: 2Пет.2:1–3; но чему научились от апостолов, в том и должны пребывать (ст.27). Поэтому, кто отделится от пастырей, тот отделится и от Церкви, тот отделится и от Самого Господа, сказавшего: «отвергающийся вас, Меня отвергается»: Лк.10:16.

Рим.2:17–18:21, 24. «Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом.

И знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона... Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?.. ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников».

Объяснение. В этих словах апостола не поставляется в грех ни учить других: ст.21, ни хвалиться Богом: ст.17, ни знать волю Его, разумея лучшее: ст.18; но поставляется в великий грех, зная волю Божию, хвалясь Богом, уча других, самому совершать преступления: ст.22. Не отменяется учительство: 1Кор.12:28–29; но учителям вменяется в обязанность быть первыми исполнителями проповедуемого ими закона: Мф.5:19; Рим.10:14–15.

1Кор.14:26–27:30–31. «Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – всё сие да будет к назиданию.

Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй...

Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.

Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение».

Объяснение. Что не все могут поучаться в Церкви, кто только чувствует себя способным к тому – видно из этого же Послания: 1Кор.12:28–29; и Еф.4:11. Тот же апостол в другом месте утверждает, что никто сам собою не приемлет сей (пастырской) чести: Евр.5:4. Что право учительства принадлежит не всем христианам, это видно из других апостольских посланий: Иак.3:1; 2Тим.4:2; 2Пет.3:16; Рим.10:15.

Флп.1:15:18. «Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа... Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться».

Объяснение. Здесь говорится не о праве для каждого христианина учительства в Церкви, а лишь о самом распространении проповеди, когда апостол содержался под стражей. Относительно проповеди апостол говорит, что она должна иметь посланство: Рим.10:15; 1Кор.12:28–29. Иногда и бесы исповедовали Христа Сыном Божиим: Мк.1:21–27; Мф.8:29, но чрез это не изменилась их природа, и они остались проповедниками лжи: Ин.8:44.

Христианин должен служить Богу искренно, не притворно: Ин.4:23–24; притворное служение, как служение фарисейское, не угодно Богу: Мф.13:14. Однако если кто и притворно проповедует Христа, на словах проповедует веру во Христа и любовь к нему, а сам в душе не имеет ни того, ни другого, ищет своего: Флп.2:21, то и о сем радуется апостол, радуется не за проповедующего, который не получит награды от Бога (он её и не ищет), а за Христа, слава Которого такой проповедью всё же распространяется. Здесь вразумление для тех, кто соблазняется недостойной жизнью некоторых пастырей Церкви; всё же они проповедуют Христа и содействуют славе Его, и о сем подобает радоваться. Слушать и недостойных пастырей Сам Господь повелел: Мф.23:3, только по делам их запретил поступать.

1Фес.4:9. «О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга».

Объяснение. Этими словами нисколько не подтверждается лжеучение еретиков, отвергающих учительство человеческое и мнящих о себе, будто они научены Самим Богом. Как видно из 1–2 стихов этой же главы, Фессалоникийцы получили наставление, как должно угождать Богу от апостолов. Усовершенствовавшись с помощью благодати Божией в братолюбии, они не настолько усовершились в прочих добродетелях, чтобы апостол не имел побуждения просить их, умолять: ст.1, не оставлять их в неведении: ст.13, и заклинать: 1Фес.5:27, словом, употреблять по отношению к ним своё человеческое учительство: срав. 2Тим.2:2; 1Кор.12:28; Рим.10:14.

Евр.3:13. «Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом».

Объяснение. Здесь говорится относительно наставлений частных, семейных, с благословения пастыря, религиозных беседах: 1Пет.5:1–2, а никак не о церковном учительстве, в котором проповедник должен иметь посланство: Рим.10:15; 1Кор.12:28–29.

Евр.8:8:10–11. «И вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их... и не будет учить каждый ближнего своего... говоря: познай Господа, потому что все, от малого до большого, будут знать Меня».

Объяснение. Пророк Иеремия, слова которого приводит апостол Павел, созерцает в этом месте времена Нового Завета, при этом то, что будет совершаться (и совершается) в Новом Завете постепенно, представляется ему совершившимся вдруг. Он говорит: «все, от мала до велика, будут знать Меня», как будто все разом познают, тогда как на самом деле познавание происходит медленно. Начало познаванию положено проповедью Самого Господа, как сеятеля в человеке семени – Слова Божия: Мф.13:3–23. Продолжать посев или насаждение предоставлено апостолам и их преемникам: Мф.28:19–20.

И вот в течение веков делается это дело, доколе все придём в единство веры и познание Сына Божия: Еф.4:13. Совершенное Богопознание, по словам апостола, будет тогда, когда будем видеть лицом к лицу то, что теперь знаем отчасти, т.е. по втором пришествии Господнем: 1Кор.12:8–12.

Пророчество об упразднении человеческого учительства исполнится тогда только, когда исполнится непосредственно предшествующее ему пророчество того же Иеремии: Евр.8:10. А об исполнении этого пророчества читаем в Откровении: Откр.21:1–3 (о новом небе и новой земле). Вот люди, к которым относится предсказание Иеремии: «все от малого до великого будут знать Меня», вот время, когда исполнится и то пророчество, «и не будет учить каждый ближнего своего... говоря: познай Господа». Из слов Откровения видно, что только в свят. гор. Иерусалиме новом не нужны будут для нас учителя. Теперь же, пока мы живём на земле, по словам апостола Павла, вместе с законом Божиим, написанным в мыслях и сердцах наших, существует ещё закон греховный: Рим.7:22–23.

Ис.54:13. «И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих».

Объяснение. «Все будут научены...» – только желающие с помощью Божией, хотя и не без посредства обычного научения от людей. – Господь говорит: «Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне»: Ин.6:45. В словах этих говорится, что в Церкви Христовой будет всеобщее распространение Боговедения. 1) Непосредственно благодатное просвещение духа человеческого: Иер.31:33. 2) Посредственное: а) через проповедь: Мф.28:19–20; Деян.20:17:28–31, и б) чрез Писание: Ин.5:39; Рим.10:14–15. Непосредственное научение таково: «Блажен ты, Симон, потому что не плоть и кровь открыли тебе это»: Мф.16:17. Однако такое благодатное научение не исключает человеческое посредство: Ин.1:41.

Основные места Священного Писания в вопросе о церковном учительстве, которые необходимо выучить наизусть

Мф.28:19. Идите, научите все народы... (Это сказано не мирянам, а апостолам.)

2Тим.4:2. Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. (Писал апостол Павел апостолу Тимофею.)

1Кор.12:28. Иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle