Источник

V. О Священном Писании Ветхого и Нового Завета

Повелений Своих Господь не переменяет так, как человек (Иак.1:17; Чис.23:19). Посему вероучение и необходимые для нас наставления мы должны почерпать из всего Священного Писания, как Нового, так и Ветхого Завета (2Тим.3:15–16).

Господь и апостолы не уничтожали всего ветхозаветного закона, но утверждали его (Мф.5:17; Рим.3:30–31), тому же научал и Сам Спаситель в притчах Своих (Лк.16:29). Из ветхозаветных постановлений утратило своё значение и заменено другим только то, что имело один прообразовательный характер. Например, заменено Крещением плотское обрезание и соединённые с ним обряды (Деян.15:24; Кол.2:11–12). Кровавые жертвы заменены жертвою Господа нашего Иисуса Христа (Евр.10:4–9; 1Кор.11:26).

Остальное из ветхозаветных установлений сохраняет свою силу; например, точный перечень степеней родства, в которых брак воспрещается, в Новом Завете нигде не показан, однако он сохраняет свою обязательную силу на основании Ветхого Завета (Лев.18:6–8), и так многое другое. Отсюда вывод такой: Вероучение и разные сведения о наших обязанностях к Богу мы должны почерпать из всего Священного Писания, Ветхого и Нового Завета: (2Тим.3:15–16; Мф.13:52; Лк.24:25–27; Деян.24:14; Еф.2:20; 2Пет.1:19; Ин.5:45–46; Мф.22:29; Ин.5:39).

Из Священного Писания Ветхого Завета утратило своё значение только то, что имело прообразоват. характер: (Евр.7:18; Деян.15:24:28–29; Евр.10:4:6–8). Другие ветхозаветные постановления даже расширены: (Мф.5:21–22:27–28:38–39).

А потому всё остальное ветхозаветное Священное Писание (кроме прообраз.) сохраняет свою силу: (Рим.3:31; Мф.5:17–18; 2Пет.1:21).

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в вопросе о Ветхом и Новом Завете

Мф.13:51–52. «И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: так, Господи!

Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое».

Объяснение. Если здесь говорится, что книжник, наученный Царству Небесному... выносит из сокровищницы «новое и старое», то только лишний раз подтверждается, что Иисус Христос не нарушить приходил закон: Мф.5:17. Апостол Тимофей восхваляется за знание Священного Писания с детства, стало быть, ветхозаветного: 2Тим.3:15–16, да и все первые христиане утверждены не одним Нов. Зав., а на основании апостолов и пророков: Еф.2:20; Рим.3:31.

Ин.12:46–47. «Я свет пришёл в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.

И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его: ибо Я пришёл не судить мир, но спасти мир».

Объяснение. Слово Христово так же божественно и свято, как и Его лицо, потому это слово Его будет судьёй человека в последний день. Конечно, сам Христос будет судить: Ин.5:22, но будет судить по тому, принято ли было и сохранено ли Его Слово, Его учение, поступал ли человек по Его учению: Ин.3:19–20:7:17–19.

2Кор.3:4–6. «Такую уверенность мы имеем в Боге чрез Христа не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога: Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит».

Объяснение. Здесь говорится о способности святых апостолов (а не мирян) начертывать письмо Христово на скрижалях сердца: ст.3. Апостол как бы так говорит: христианское откровение ничуть не зависит от достоинства проповедника: ст.5, но тем не менее это откровение само прославляет своих проповедников: ст.6–10. Новый Завет в некотором смысле тоже есть буква, потому что он изложен в Писании, но он не назван буквой, потому что он не только письменно изложен, но и заключается в священных установлениях, в которых для человека содержится источник жизни: Ин.5:39; 2Тим.3:16.

Гал.3:22. «Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа».

Объяснение. Подобно закону ветхозаветному, Писание заключило людей под грех: ст.23, но от этого оно не перестало быть видимым и святым: 2Тим.3:16. Другими словами: верующему во Христа бесполезно исполнение Моисеева обрядового закона: Гал.2:16; Рим.8:2.

Втор.12:32. «Всё, что Я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того».

Объяснение. Господь чрез Моисея предостерегал евреев от уклонения в идолопоклонство, от поклонения Ваал-Фегору: Втор.4:3; Молоху: Лев.18:21; Пс.105:37 и др. О Спасителе мира сказано Богом: «Я воздвигну им Пророка... и вложу слова Мои в уста Его и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему: Втор.18:18, но ведь Христос говорил не буквально то же, что и Моисей? Да наконец и правила Моисея, например, относительно богослужения, пополнили новыми уставами для певцов дома Господня пророки Гад, Нафан и Давид: 2Пар.29:25; 1Пар.24:19:25:16. Праздники и посты также установлены после Моисея: Эсф.9:20–28.

Богодухновенность Священного Писания

Ин.14:26. «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам».

Объяснение. Это обетование исполнилось на святых апостолах в день Пятидесятницы: Деян.2:1–4; апостолам тогда вполне открылась истина Христова учения; отсюда непререкаемое свидетельство о богодухновенности новозаветных Писаний, в которых апостолы изложили и объяснили учение Христово: 2Кор.2:17:4:2.

О разумении Священного Писания

Ин.1:1. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Объяснение. То Слово, которое стало плотью, вселилось между людьми, явило апостолам славу Свою (ст.14), было ими видимо, осязаемо: 1Ин.1:1–5. Слово, Сын Божий, Иисус Христос есть не «разумение» или «учение», а отдельная Ипостась, самостоятельное Лицо, хлеб жизни: Ин.6:29:51–58; единосущный Богу Отцу: Ин.10:30; кто не исповедует Его пришедшим во плоти, тот – антихрист: 1Ин.4:3.

Ин.7:16–17. «Иисус, отвечая им, сказал: Моё учение – не Моё, но Пославшего Меня;

Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю».

Объяснение. Общая мысль изречения Христова здесь такова: Моё учение есть учение божественное и – в этом ответ на вопрос: «как Он знает Писания, не учившись» – ст.15. Смертным людям присваивать знание равносильное знанию Христову не похвально, ибо им говорится в Писании: 1Кор.1:25; Иак.3:13; Рим.10:14–17; Сир.38:24–25.

Ин.17:23–24. «Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.

Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира».

Объяснение. Испрашивая верующим единство, Иисус Христос присоединяет: «да уверует мир, что Ты послал Меня» (ст.21), и ещё: и да познает мир, что Ты послан Меня» (ст.23). Здесь вера и разумение не разделяются одна от другого, но одна сопровождается другим: Рим.10:17. Верующие увидят славу Божию в том смысле, что будут принимать участие в ней: Рим.8:17:30; будут царствовать с Христом, если только не отрекутся: 2Тим.2:12, а кто отречётся, от того отречётся и Господь: Мф.10:33.

Спасает не одно слушание слова Божия

Деян.10:5–6. «Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром: Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой».

Объяснение. Не одни слова апостола Петра послужили к обращению в христианство сотника Корнилия и его дома: Рим.2:13; но и сошествие Духа Святого: ст.44, а затем Крещение: ст.47–48, причём Корнилий и до принятия Христианства был «благочестивый и боящийся Бога... творивший много милостыни»: ст.1–2.

О Священном Писании Ветхого Завета

Мф.5:17. «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить».

Объяснение. Не нарушить, а исполнить закон приходил Иисус Христос. Он учил, что книжник, наученный Царству Небесному... выносит из сокровищницы своей новое и старое: Мф.13:52.

Лк.21:33. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут».

Объяснение. О каких словесах здесь говорится? Конечно, о тех, которые были сказаны ещё в Ветхом Завете: Пс.101:27; Ис.51:6; не ясно ли отсюда, что для истинного вероучения необходимо знать не только новозаветное, но и ветхозаветное Священное Писание: Мф.13:52.

Лк.24:25. «Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!»

Объяснение. Вот твёрдое и ясное основание того, что для спасения необходимо знать, читать и исполнять заповеди не одного Нового Завета, но и Ветхого, ибо где, как не в Ветхом Завете, заключаются предсказания пророков: Быт.3:15; Ис.50:6:53:3; Исх.20:13. Не напрасно поэтому сказано Господом: Мф.13:52, и апостолами: 2Тим.3:15; Еф.2:20.

1Кор.15:3. «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, т.е., что Христос умер за грехи наши, по Писанию»,

Объяснение. Новозаветное Писание стало появляться постепенно, после земной жизни Спасителя, следовательно, Христос умер за грехи наши по Писанию ветхозаветному: Ис.53:7; Дан.9:24; да и апостол Павел «первоначально преподал» Коринфским христианам очевидно устное наставление, основанное на ветхозаветных пророчествах о жизни и страданиях Христовых.

О ветхозаветном законе

Гал.4:21:30–31. «Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?

Что же говорит Писание? «Изгони рабу и сына её, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной» (Быт.21:10). Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной».

Объяснение. Упразднился только обрядовый ветхозаветный закон: Кол.2:11–12; Деян.15:24:28; Евр.10:4–9. Догматический закон Моисея в силе и в Новом Завете: Рим.3:31; Мф.5:17–18; Ин.5:39:46. Из слов того же апостола можно заключить и о равенстве Ветхого и Нового Заветов: Еф.2:19–20.

Евр.7:12:18–19. «Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».

Объяснение. Эти слова должно понимать с ограничением, сообразно со словами: «не нарушить пришёл Я (закон), но исполнить»: Мф.5:17. Посему необходимо делать различие между разорением закона и его переменой. Перемена может заключать в себе не только не разорение закона, а даже, напротив, – его утверждение: Рим.3:31. Отменено и переменено не всё ветхозаветное, а только имеющее прообразовательное значение, срав. ст.18; 10:5. Спаситель Сам ссылался на Ветхий Завет: Мф.19:17–19; Лк.24:25–27. К тому же, если бы было не нужно всё ветхозаветное, то как понимать слова Иисуса Христа: не нарушить пришёл Я (закон)... или Мф.13:52; 2Пет.1:21.

Евр.10:9. «Потом прибавил: вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе».

Объяснение. Из предыдущих ст.5–8 ясно видно, что здесь говорится об отмене многократных кровавых жертв, вследствие единократного принесения Себя в жертву Самим Господом Христом. Но и святые апостолы пользовались не только каноническими книгами Ветхого Завета, а даже и не каноническими; это можно видеть из сопоставления следующих изречений: Иак.1:13; сравн. Сир.15:12; Иак.1:19; сравн. Сир.5:13, а потому приведённый текст нисколько не оправдывает понятия об отмене ветхозав. Священного Писания: Мф.5:17.

Основные места Священного Писания о Ветхом Завете, которые необходимо заучить наизусть

Мф.5:17–18. Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё.

Иак.1:17. У Которого (Бога) нет изменения и ни тени перемены.

2Тим.3:16. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle